Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ
Авторы: Лазарева Марина Анатольевна, Погудо Светлана Борисовна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.
Дата публикации: 08.07.2020 2020-07-08
Статья просмотрена: 377 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 2 (pdf)
Библиографическое описание:Лазарева, М.
Большое внимание со стороны государства уделяется детской инициативности. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе дошкольных одним из принципов дошкольного образования является: «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», где построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных способностей каждого ребенка. Таким образом ребенок становится полноценным участником образовательных отношений.
В п. 3.2.5 ФГОС ДО отмечены способы поддержки детской инициативы:
− Создание условий для свободного выбора детьми действительности, участников совместной деятельности;
− Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать конструировать в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность обычно протекает в утренней и во второй половине дня. Все виды игровой, познавательной деятельности ребенка в детском саду осуществляются через самостоятельную деятельность.
Процесс развития инициативности дошкольников не может происходить от случая к случаю, поэтому работа в ДОУ проводится целенаправленно с начала первой младшей группы и до выпуска из детского сада.
Ведь именно в этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности, так как образы детей очень ярки и остаются в его памяти надолго, может быть и на всю жизнь. Эта работа достаточно трудоемкая и займет не один месяц, а годы.
Для реализации этой работы в группе создана развивающая среда и условия для самостоятельного выбора действий детей. Проводим интересные тематические дни, соответствующие возрасту детей: «День Хакасских игр», «День театра», «День матери», «День мультфильмов», «День безопасности», «День патриота», «День победы». В группе разработала «Ритуал празднования дня рождения». Помимо вождения хоровода, каждый ребенок делает, в свободное от занятий время, имениннику открытку с рисунком и поздравлениями, которые я оформляю в красивый альбом и говорит слова пожелания виновнику торжества.
Для комфортного проведения образовательной деятельности стараюсь, чтобы дети принимали участие в делении группы на микро группы (рассчитываются на 1 и 2, деление по цвету, мальчики-девочки, по карточкам). Таким образом, каждый ребенок в микро группе почувствует себя полноценным участником образовательного процесса.
Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Так в группе практикуется дежурство каждого воспитанника. В день дежурства ребёнок чувствует свою значимость. Самостоятельно раскладывает столовые приборы на стол, изучает меню и проговаривает его всем детям. Трудовая деятельность имеет благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
Для улучшения взаимоотношения в группе и выхода из конфликтных ситуаций используем различные дидактические приемы: «Покажи настроение», «Улыбка», «Покажи на себе», «Комплименты», «Угадай настроение», «Изобрази настроение». В процессе таких приемов активизируется словарь и речь дошкольников, развивается самостоятельность и инициативность детей.
Детская инициативность развивается в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Поручения педагогов не остаются без внимания. Родители с желанием приходят на помощь как воспитателям, так и детям. На Новый год, 8 марта дети вместе с родителями украшают группу своими поделками и украшениями и, конечно, каждый ребенок, принимавший участие в оформлении, чувствует себя незаменимым, полноценным участником процесса. Оформляем в приемной выставки различной тематики: «Осенние именины», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Дети и родители с охотой и личной заинтересованностью принимают участие в этих мероприятиях. Такая работа с родителями очень эффективна. Родители стали активными помощниками и участниками образовательного процесса и развития детской инициативности.
Для творческого самовыражения личности на календарные праздники дети делают своими руками поделки. Это имеет воспитательное воздействие на детей и развитие инициативности, самостоятельности каждого ребенка.
В группе оформлены центры, в которых дети с интересом играют, занимаются, проявляют инициативу: познавательный «Галилейка», где детям предлагается соприкоснуться с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. В центре «Юный художник» дети самостоятельно выбирают себе род деятельности: рисование, лепка, вырезание. А в центре «Художественной литературы» оформляю выставки книг разной направленности: сказки А.
Игра способствует развитию активности и инициативы; дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей, развития логического мышления. В таких видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Таким образом, все эти компоненты способствуют развитию инициативности. К концу старшего возраста инициативность детей проявляется значительно дифференцированнее и разнообразнее. Дети способны самостоятельно организовывать различные игры, творческую деятельность, самостоятельно оценивать свою деятельность и сверстников.
Основные термины
(генерируются автоматически): ребенок, группа, день, детская инициатива, детская инициативность, детский сад, развитие инициативности, образовательная деятельность, образовательный процесс, полноценный участник.Похожие статьи
Детская инициативность: сущность и технологии поддержкиТаким образом, развитие и поддержка детской инициативности — одна из задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации. Для того чтобы данная задача была достигнута, необходимо корректно определить понятие детской инициативности…
Инициативность старших дошкольников в различных видах…Инициатива
Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей
ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад. ..
Развитие познавательной инициативы детей дошкольного…Алиева Т. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности
Буковцова Л. Н. Развитие детской инициативы в разновозрастной группе сельского детского сада
Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований…
Поддержка
детской инициативы как одно из направлений работы…Библиографическое описание: Кричевцова, Е. И. Поддержка детской инициативы как одно из
Способность вступить в контакт со взрослыми и сверстниками в процессе достижения
Инициативность — положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее. ..
Технология «
Детский совет» как важнейшая форма поддержки…Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная…
Формирование самостоятельности и инициативы детей через…Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках.
И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки.
Формирование инициативы и самостоятельности у детей…Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать
Начиная с младшей группы учим детей слушать и слышать речь окружающих, формируя способность
Ребёнок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением…
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на…Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в
‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
Нельзя допускать в образовательном процессе стихийности и неорганизованной самостоятельности.
Технология «
Детский совет» как важнейшая форма поддержки…В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут.
Баланс инициатив взрослых и детей. Интеракция как условие планирования.
детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс…
Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной…Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час».
‒ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. ..
Похожие статьи
Детская инициативность: сущность и технологии поддержкиТаким образом, развитие и поддержка детской инициативности — одна из задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации. Для того чтобы данная задача была достигнута, необходимо корректно определить понятие детской инициативности…
Инициативность старших дошкольников в различных видах…Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в
Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей
ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад. ..
Развитие познавательной инициативы детей дошкольного…Алиева Т. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности
Буковцова Л. Н. Развитие детской инициативы в разновозрастной группе сельского детского сада
Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований…
Поддержка
детской инициативы как одно из направлений работы…Библиографическое описание: Кричевцова, Е. И. Поддержка детской инициативы как одно из
Способность вступить в контакт со взрослыми и сверстниками в процессе достижения
Инициативность — положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее. ..
Технология «
Детский совет» как важнейшая форма поддержки…Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная…
Формирование самостоятельности и инициативы детей через…Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках.
И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки.
Формирование инициативы и самостоятельности у детей…Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать
Начиная с младшей группы учим детей слушать и слышать речь окружающих, формируя способность
Ребёнок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением…
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на…Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в
‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
Нельзя допускать в образовательном процессе стихийности и неорганизованной самостоятельности.
Технология «
Детский совет» как важнейшая форма поддержки…В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут.
Баланс инициатив взрослых и детей. Интеракция как условие планирования.
детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс…
Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной…Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час».
‒ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. ..
Сайт детского сада «№53 «Сказка» г. Озерска
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Скачать
Уважаемые педагоги!
Вашему вниманию представляем запись вебинаров по вопросам реализации ФГОС ДО
Лекция на тему «Оценка качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО». Лектор: Миркес Мария Моисеевна, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Материалы вебинара «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования».
Ведет вебинар Асмолов Александр Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО, действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ.
Видеозапись вебинара: посмотреть
Материалы вебинара, проведенного издательством «Учитель», по теме «Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ»
Ведущий: Кудрявцева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, старший методист издательства «Учитель».
На вебинаре ведущий и участники рассмотрели вопросы:
— Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ: требования проекта ФГОС;
— Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики;
— Анализ организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с примерной образовательной программой.
Видеозапись вебинара: посмотреть
Сообщения чата вебинара: посмотреть
Автор: Скоролупова О.А., вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем, вице-президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС дошкольного образования, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный работник общего образования Российский Федерации.
«Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты»
О.А. Скоролупова «Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие реализации ФГОС ДО»
О.А.Скоролупова — Планирование образовательного процесса в ДО (1.12.2016)
О. А. Скоролупова — Способы поддержки детской инициативы в детском саду (27.10.2016)
О.А. Скоролупова — Системообразующий подход к ФГОС ДО. Технологии позитивной социализации (17.11.16)
О. А. Скоролуповой «Рабочие программы дошкольного образования» (от 20.10.2016)
О. А. Скоролупова — Система внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОО
О.А. Скоролупова — Проектная деятельность в детском саду
О.А. Скоролупова — «Технологии позитивной социализации»
О. А.Скоролупова — Формы организации образовательного процесса в детском саду
О.А.Скоролупова. Организация деятельности дошкольных образовательных организаций (ФГОС ДО)
Вебинар «Социализация детей в детском саду и школе»
Авторы: Гришаева Н.П., ст. научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.
Вебинар «Современные инновационные технологии в детском саду»
Автор: Т.А. Данилина, канд. пед. наук, доцент кафедры МГПУ, зам. заведующего ЧУДО «Детский сад «Замок детства»
Вебинар ‘Здоровьесбережение дошкольников: профилактика и лечение гриппа и ОРВИ»
Автор: Бородина И.Д., канд. мед. наук, врач-педиатр.
Вебинар «Развитие связной речи и психокоррекция детей с помощью песочной сказкотерапии»
Автор: Эсаулова Е. В., канд. психол. наук, дефектолог, сурдопедагог, филолог, практикующий учитель-логопед высшей категории, ГБОУ Гимназия № 1593 СП № 1 города Москвы
Вебинар «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми»
Автор: Кожевникова В. В., научный сотрудник ИСМО РАО, президент НП «Ассоциация Фребель-педагогов». Вебинар проводился издательством «Орбуч» совместно с ФГАУ ФИРО 14 декабря 2016 года.
Вебинар «Модульные игровые технологии в образовании длиною в жизнь»
Автор: Е.Л. Кудрявцева, канд, пед. наук, педагог-практик; научный руководитель сетевых международных лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», автор инновационных дидактических материалов «Сказочный алфавит», «Речевая палитра», игротеки «Дети мира», «Календаря-портфолио дошкольника». Вебинар проводился журналом «Обруч» совместно с ФГАУ «ФИРО» 21 сентября 2016 года.
Вебинар «Как использовать игру для ознакомления детей с природой и экологического образования»
Автор: Рыжова Н.А., д. пед. н., профессор МГПУ, автор программы «Наш дом – природа», зам. главного редактора журнала «Обруч», Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Лауреат Премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Комментарии Татьяны Николаевны Дороновой
- Обсуждаемые проблемы:
- Состояние системы дошкольного образования в переходный период.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Переход на первый уровень образования (Трудности, проблемы, риски)
- Социальное партнерство ДОУ с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования.
- Художественно-эстетическое развитие детей в современных условиях
Скачать
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Скачать
5 способов улучшить качество раннего ухода и образования
Инициатива президента Обамы по раннему обучению включает стратегии по расширению доступа к высококачественным дошкольным учреждениям и расширению программы Early Head Start – Child Care Partnership, обслуживающей младенцев и детей ясельного возраста. В то время как Конгресс будет обсуждать финансирование и реализацию плана, исследования дают надежные рекомендации по повышению качества в разнообразных учреждениях и программах раннего ухода и образования. Поскольку в стране наблюдается историческое расширение возможностей раннего ухода и образования для детей младшего возраста, Child Trends предлагает список из пяти способов улучшить их качество:
1 В первую очередь сосредоточьтесь на безопасности, здоровье и счастье детей
Независимо от условий безопасность, здоровье и счастье детей являются непреложными элементами качественного ухода и образования. Минимизация риска и максимальное увеличение возможностей детей взаимодействовать с учителями, опекунами, другими детьми и окружающим миром являются важными стратегиями для укрепления физического здоровья и социально-эмоционального, языкового и когнитивного развития. Необходимы строгие правила лицензирования и регулярный мониторинг программ. Тем не менее обзор существующих государственных нормативных актов показывает, что нынешние средства защиты детей неадекватны.
2 Поддержите персонал раннего ухода и образования.
Администраторы, учителя и опекуны, работающие с маленькими детьми каждый день, находятся в центре создания высококачественного ухода и образования в раннем возрасте. Нынешняя рабочая сила имеет низкий уровень образования, а среднегодовой доход некоторых работников находится ниже федерального уровня бедности для семьи из четырех человек, несмотря на усилия по повышению квалификации и доступу к профессиональному развитию. Дальнейшие усилия должны быть направлены на улучшение качества и содержания программ подготовки к дошкольному образованию; возможности для контролируемых стажировок и обучения студентов; постоянное профессиональное развитие, строгое и актуальное; компенсационный паритет; и коучинг, консультации и наставничество , которые облегчают применение новых знаний в повседневной практике.
3 Используйте наблюдения и оценки для поддержки потребностей каждого ребенка во всех областях развития.
Высококачественные программы регулярно собирают информацию о физическом, когнитивном, социальном и эмоциональном развитии детей. Национальный исследовательский совет опубликовал руководство по выбору и использованию оценок детей, соответствующих их развитию, культурным и языковым особенностям. Результаты оценок должны направлять общение с родителями, стратегии обучения, учебные планы и мероприятия, чтобы помочь каждому ребенку учиться и развиваться так, как лучше всего подходит для него / нее. В идеале такие оценки также должны соответствовать руководящим принципам штатов в отношении того, что дети должны знать и уметь делать при поступлении в детский сад.
4 Создайте культуру постоянного улучшения качества.
Высококачественные программы раннего ухода и обучения никогда не перестают улучшаться. Непрерывное совершенствование начинается с руководителей программ, которые вовлекают себя и сотрудников в размышления о сильных сторонах и областях роста посредством самооценки, отзывов коллег и родителей и данных, собранных о качестве их программы, класса или детского дома. Профессиональное развитие и техническая помощь могут быть связаны с областями роста, а программы в целом могут ежегодно обновлять цели, задачи и стратегии улучшения услуг. Государственные системы оценки и повышения качества предлагают стандарты качества, поддержку профессионального развития и стимулы для управления процессом повышения качества.
5 Создавайте партнерские отношения для поддержки качества.
Качественные программы ухода за детьми младшего возраста и образования поддерживаются более крупной системой обслуживания детей младшего возраста , которая включает доступ к медицинскому обслуживанию и медицинским домам для детей младшего возраста, социально-эмоциональное развитие и услуги по охране психического здоровья, ориентированные на профилактику и вмешательство, комплексное участие родителей, которое реагировать на потребности родителей, а также службы поддержки семьи, чтобы помочь семьям получить доступ к ресурсам и укрепить свои возможности для поддержки развития своих детей. Эффективная система раннего детства зависит от надежных партнерских отношений между учреждениями раннего детства и между системами предоставления услуг; координация ресурсов; и согласование стандартов, которые имеют решающее значение для продвижения качественных программ раннего ухода и образования, которые могут удовлетворить весь спектр потребностей детей и семей.
4/2013, Публикация № 2013-22
Это издание Child Trends 5 стало возможным благодаря финансовой поддержке Фонда Харриса.
© 2013 Детские тенденции. Может быть перепечатано со ссылкой.
Инициатива по обучению детей младшего возраста | Учи для Америки
Ресурсы для кандидатов
Отличное дошкольное образование необходимо для того, чтобы дать детям из малообеспеченных слоев населения хороший старт.
- Дошкольное образование
- Наше влияние
Shape Eager Minds: станьте воспитателем дошкольного образования
Член Корпуса Кристал Геркулес (Делавэр, 13 г.) работает со своими 3- и 4-летними учениками в Центре раннего обучения Вест-Сентр-Сити, чтобы помочь им заложить основу для успеха в учебе в их жизни.
Почему раннее образование имеет значение
Каждую секунду в молодом мозгу формируется семьсот новых нейронных связей. С самого рождения дети учатся. Их ранний опыт имеет решающее значение для их долгосрочного развития. Тем не менее, исследования показывают, что дети, живущие в бедности, могут отставать от своих сверстников почти на целый учебный год, когда они поступают в детский сад, и этот разрыв увеличивается по мере того, как школа продвигается вперед.
Отличное дошкольное образование может изменить ситуацию, оказывая самое раннее и долгосрочное влияние на жизнь ребенка.
О нашей инициативе
В 2006 году мы запустили нашу инициативу по обучению детей младшего возраста (ECE) и присоединились к другим организациям, преисполненным решимости сделать качественное дошкольное образование реальностью для каждого ребенка.
Сегодня члены корпуса Teach For America руководят классами дошкольного образования в центрах Head Start, районных и чартерных школах и других детских садах по всей стране.
В обществе
Работа членов и выпускников нашего корпуса ECE, в число которых входят учителя, руководители школ и районов, а также общественные организаторы, была бы невозможна без поддержки и партнерства таких организаций, как Проект действий сообщества, и более широкого сообщества ECE. Когда мы все работаем вместе, наши юные ученики могут сделать гораздо больше.
В классе
Мы стремимся стать одним из крупнейших поставщиков отличных учителей дошкольного образования для малообеспеченных классов.
С 2014 по 2015 год 300 членов корпуса Teach For America обучили более 6000 учащихся дошкольного образования по всей стране. И благодаря таким партнерам, как Atlanta Speech School, мы предоставляем обучение и ресурсы, чтобы направить наших учителей и их учеников на путь к успеху. Недавнее золотое стандартное исследование наш корпус от дошкольного до второго класса показало, что их учащиеся добились дополнительного прироста чтения на 1,3 месяца по сравнению со своими сверстниками с учителями, не входящими в программу Teach For America.
И ознакомьтесь с этими обучающими модулями от Atlanta Speech School, чтобы узнать о важности развития богатого словарного запаса у младших школьников.
«Когда я наблюдаю, как мои ученики принимают активное участие в учебе или видят, как они добры и сострадательны к своим сверстникам, я вспоминаю, как важно работать с самыми младшими учениками нашего города.