Типы и формы социального взаимодействия
8.06.2020В соответствии со способами, посредством которых субъекты взаимодействия согласуют и реализуют свои цели, выделяют несколько типов социального взаимодействия:
- сотрудничество — взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Сотрудничество возникает в тех случаях, когда очевидна выгода от совместных действий. Например, бригада строителей быстрее построит дом, чем один работник;
- конкуренцию (соперничество) — тип социального взаимодействия, предполагающий отстранение, опережение или подавление соперника в борьбе за социальные блага. Эта борьба осуществляется на основе определенных правил. При конкуренции одна из сторон стремится нанести ущерб другой;
- конфликт — скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга.
Формы социального взаимодействия
Социальное взаимодействие принимает различные формы, в которых могут участвовать несколько индивидов или большие массы людей. Массовые формы поведения в значительной мере зависят от наличия лидеров, остроты ситуации. В соответствии со степенью организованности массовые действия носят стихийный, неорганизованный характер (массовая истерия, паника, погром, бунт) либо являются подготовленными (социальные движения, революции, демонстрации, войны).
Среди неорганизованных форм массового поведения, основанных на действии закона заражения, отметим массовую истерию как состояние всеобшей нервозности, повышенной возбудимости и страха.
Примерами массовой истерии являются средневековая охота на ведьм, послевоенная холодная война, процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы третьей мировой войны в 60—70 годах XX в., массовая нетерпимость к представителям иной национальности.Другая форма массового поведения — паника. Это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.
Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю.
Массовая истерия в некоторых случаях выпивается в панику, а в некоторых — в погромы. Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна винных погромов. Погром — спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, устраиваемые толпой белых над провинившимися неграми.
Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции в современной Европе (знаменитая весна I968 г.) и в Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.
Однако социальный протест может носить организованные формы. Такой формой протеста является демонстрация. Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределения ролей, выбора маршрута движения и ораторов.
Демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям — Февральской и Октябрьской (1917). Перестройка середины 1980-х годов вызвала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 тыс. до 700 тыс. чел.) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.
Самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп — социальные движения, часто принимающие форму социальных революций. Социальные движения отличаются включенностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени и длящиеся десятилетия, как, например, борьба за отмену рабства в США, занявшая 200 лет. В зависимости от целей и средств их достижения социальные движения подразделяются на четыре типа:
- реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;
- революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов;
- регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам;
- утопические движения выступают за построение идеального общества для своих истинных последователей.
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. — 495 с.
Материалы по теме |
---|
Социальные факторы политических изменений в переходных обществах Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для… |
Социальные предубеждения Семечкин Н.И., Психология малых групп |
Предмет социальной психологии Деркача А.А., Социальная психология |
Понятие социально-психологического климата коллектива Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999 |
Социальные институты и социальные организации Соколов С.В., Социальная конфликтология |
Теоретические подходы к проблеме социальных изменений Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с. |
Общение и социальные отношения личности Руденский Е.В., Социальная психология |
Социальные взаимодействия и отношения Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Способы взаимодействия людей и формы их объединения. Правила поведения общего характера, регулирующее отношения между людьми
Юриспруденция и право \ Теория государства и права
Страницы работы
8 страниц (Word-файл)
Посмотреть все страницы
Скачать файл
Фрагмент текста работы
Домашняя работа №2 |
Происхождение государства и права |
. Прав.-1. Г |
Домашняя работа № 2
I. Дайте ответы на следующие вопросы:
-Что такое общество?
-В чём необходимость власти и социальных норм в обществе?
-Каково значение и последствия неолитической революции?
I. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
· оно не является частью более крупной системы;
· браки заключаются между представителями данного объединения;
· оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
· у общества есть собственное название и собственная история;
· оно обладает собственной системой управления;
· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.
II. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов, руководить действиями других лиц.
Социальные нормы – это правило поведения общего характера, регулирующее отношения между людьми. Оно включает обычаи, традиции, обряды, табу, моральные нормы.
В любом обществе действует своя власть и свои социальные нормы. Общество без власти и без социальных норм, даже при отсутствии только одного из них, перестаёт быть обществом, а становится обыкновенной неконтролируемой анархией. Власть не даёт обществу распасться, власть – тиски, которые постоянно сдерживает и сплачивает его. Власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, обеспечения порядка в обществе, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Если власть занимается обеспечением правопорядка, организацией общественного производства, то социальные нормы имеют свою конкретную функцию – регулирование отношений между людьми в процессе их взаимодействия. Её составные части; обычаи, традиции, мораль, может регулировать абсолютно все стороны жизни общества, с развитием права социальные нормы заняли своё место в системе других норм, регулирующих отношения между людьми. Теперь социальные нормы регулируют только часть общественных отношений, тех, которые не регулируются никакими другими нормами.
III. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. То есть переход от собирательной экономики к производящей.
Неолитическая революция стала своего рода переломным моментом в истории человечества. Переход от примитивной к более развитой экономике существенно повлиял на дальнейшую судьбу общества и на его «лицо». Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Конечно, к последствиям неолитической революции следует отнести ещё и раскол общества на антагонистические классы, т.к. именно в результате возникновения избыточного продукта, частной собственности на него и разделения труда заставило общество впервые в своей истории разделиться на социальные слои, сословия, касты, которые ещё долго будут существовать в жизни общества.
II. Назовите основные причины возникновения права.
Право – это система общеобязательных, формально-определённых нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов и регулируют социально-значимые общественные отношения путём предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.
Основные причины возникновения права:
· Необходимость установления единого порядка.
· Необходимость его поддержания.
· Оформление товарно-денежных отношений.
· Смягчение противоречий между различными слоями общества.
III. Ф. Энгельс. «происхождение семьи, частной собственности и государства» IX глава
Похожие материалы
Информация о работе
Скачать файл
Как взаимодействовать с другими
Если вы не привыкли к социальному взаимодействию, трудно не быть «странным» или «неловким», и люди, которые испытывают социальную тревогу, точно знают, о чем мы говорим. Способность эффективно взаимодействовать с другими — это не просто так. Требуется время и практика, чтобы овладеть искусством общения.
Откройте для себя еще 36 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Как справиться с социальной тревожностью
- Будущее или настоящее?
- Долой старое, встречай новое
- Ведение дневника мыслей
- Стрела вниз
Большинство людей изучают основы общения в течение первых 15-20 лет своей жизни, и мы продолжаем учиться до конца . Люди, страдающие социофобией, как правило, избегают социального контекста, а это означает, что на самом деле они упускают ценные уроки. В этой статье мы рассмотрим 7 основных принципов эффективного общения. Это только верхушка айсберга, потому что социальные навыки гораздо сложнее. Тем не менее, эти 7 принципов помогут вам начать. Прочитайте их, изучите их и РЕАЛИЗУЙТЕ их. Вы даже можете преобразовать каждый принцип в конкретную цель для ваших будущих упражнений по экспозиции.
Дружелюбная улыбка
Это лучший способ поприветствовать друзей, родственников, коллег или деловых партнеров. Дружелюбная улыбка открывает дверь для приятного разговора. Смайлик всегда приятнее, потому что люди чувствуют себя менее угрожаемыми, особенно когда вы встречаете кого-то впервые. Не пытайтесь искать причину, просто улыбнитесь!
Поддержание зрительного контакта
Говорят, что глаза — зеркало души. Если вы действительно хотите установить контакт, старайтесь поддерживать постоянный зрительный контакт. Мало того, что это показывает интерес, но это также отличный способ выразить свои эмоции и передать определенную «вибрацию». И последнее, но не менее важное: имейте в виду, что поддерживать зрительный контакт — это не то же самое, что постоянно и одержимо смотреть человеку в глаза. Просто чтобы дать вам ориентир, попробуйте поддерживать зрительный контакт примерно 4-5 секунд, затем переведите взгляд на что-то еще на одну секунду и повторите.
Язык тела
Иногда наши тела говорят громче, чем наши рты. Люди, которые испытывают социальную тревогу, имеют определенную позу тела. Они обычно держат руки скрещенными, опустив глаза и не могут оставаться на месте. Все эти признаки являются прямыми индикаторами внутренней борьбы и не нужно быть специалистом, чтобы это заметить. Первое, что вам нужно сделать, это держать руки открытыми. Это показывает доступность и готовность к общению. Что касается ваших опущенных глаз, просто поддерживайте зрительный контакт. И последнее, но не менее важное: ваша неспособность оставаться на месте порождается всеми теми негативными мыслями, которые создают ощущение «жужжания» в вашей голове. Как всегда, боритесь с негативными эффектами ваших муравьев, используя журнал мыслей.
Светская беседа
Людей, которые борются с социальной тревожностью, обычно называют «встревоженными». Иногда они не видят смысла в светской беседе. На самом деле, значительная часть населения избегает светской беседы, потому что она кажется «бессмысленной», «бессмысленной» или «бесцельной». На самом деле светская беседа — это первый шаг к прочным отношениям. Используйте простые вопросы, например: Как дела? Где ты работаешь? Вы сюда часто ходите?
Правильный разговор
Теперь, когда вы знаете, как вести светскую беседу, пришло время перейти на более высокий уровень. А содержательные разговоры вращаются вокруг идеи искреннего интереса к жизни человека. Чтобы вести содержательную беседу, используйте открытые вопросы. Эти вопросы будут стимулировать содержательный и подробный ответ. Вот несколько примеров открытых вопросов: Что вам нравится в этом месте? Что ты делаешь на работе? Какие у тебя хобби? Почему вы решили стать . ..? Напротив, закрытые вопросы — это те, на которые можно ответить просто «да» или «нет» — старайтесь их избегать.
Эмпатическое общение
Общение в основном основано на слушании. К сожалению, многие из нас слушают не для того, чтобы понять, а для того, чтобы найти ответ, когда приходит время говорить. Эмпатическое общение основано на вашей способности «настраиваться» на эмоции других людей и по-настоящему понимать, что они чувствуют. Один из простых способов сделать это — перефразировать содержание и отразить чувство. Вот краткий пример:
Мэтт: Мой босс дал мне невозможное количество заданий. Я не знаю, что я буду делать.
Алиса: Это действительно отстой. Вы, вероятно, чувствуете себя несколько беспомощным (отражая это чувство), зная, что у вас так много работы (перефразируя содержание).
Эмпатия способствует истинному, осмысленному общению.
Сохранение дружбы
Сохранение дружбы зависит от обязательств и самоотверженности. Вы не можете ожидать, что кто-то подружится с вами только потому, что вы были одноклассниками, коллегами или соседями. Вы должны приложить усилия. Запланируйте регулярные личные встречи с друзьями. Не полагайтесь только на телефонные звонки и сообщения.
Культурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизнь
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Баумайстер, Рой Ф., Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь ( New York , 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 апреля 2010 г.), https://doi. org/10.1093/ acprof:oso/9780195167030.001.0001, по состоянию на 13 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks).
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Abstract
Что делает нас людьми? Почему люди думают, чувствуют и действуют именно так, а не иначе? В чем суть человеческой природы? Каковы основные отношения между личностью и обществом? Эти вопросы волновали людей на протяжении веков. Теперь, наконец, есть прочная основа для ответа на них в виде накопленных усилий и исследований тысяч психологов-исследователей. Нам больше не нужно полагаться на размышления и предположения, чтобы понять, почему люди такие, какие они есть; вместо этого мы можем обратиться к твердым, объективным выводам. Эта книга не только обобщает то, что мы знаем о людях; он также предлагает последовательное, простое для понимания, хотя и радикальное объяснение. Переворачивая общепринятое мнение с ног на голову, автор утверждает, что эволюция человека определялась культурой. Вопреки теориям, которые изображают отношение человека к обществу как отношение жертвы, бесконечной податливости или просто квадратного гвоздя в круглой дыре, он предполагает, что индивидуальное человеческое существо создано природой для того, чтобы быть частью общества. Более того, он утверждает, что нам нужно ненадолго отложить в сторону бесконечное изучение культурных различий, чтобы посмотреть, что общего у большинства культур; потому что в этом ключ к человеческой природе. Культура заложена в наших генах, хотя культурных различий может и не быть. Эта основная тема получает дальнейшее развитие в ходе экскурсий по основным измерениям человеческой психологии. Чего хотят люди? Как люди думают? Как действуют эмоции? Как ведут себя люди? И как они взаимодействуют друг с другом? Ответы часто бывают неожиданными, и попутно автор объясняет, как связаны человеческие желания, мысли, чувства и действия.
Ключевые слова: люди, общество, человеческая эволюция, культура, виктимизация, гены, желание
Предмет
Социальная психологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
Содержание
Передний вопрос
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
- Расширять 1
1 Звери для культуры
- Расширять 2
2 Человеческая психика в действии
- Расширять 3
Чего хотят люди
- Расширять 4
4 Как люди думают
- Расширять 5
5 Как и почему возникают эмоции
- Расширять 6
6 Как люди действуют и реагируют
- Расширять 7
7 Как люди взаимодействуют
- Расширять Эпилог
Конец Материи
- Расширять Примечания
- Рекомендации
- Индекс
- Расширять Примечания
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.