7 способов запоминания информации в процессе обучения — Сергей Кисляков на vc.ru
Помните, как нас учили в школе:
85 просмотров
🔹Уроки от учителей с подробными примерами на доске.
🔹 Самостоятельные контрольные работы, для закрепления усвоенного материала.
🔹 Домашние работы, которые включают в себя чтение учебников и решение примеров в рабочей тетради.
🔹 Пересказ изученных тем, стоя у доски или чтение наизусть стихотворений.
🔹 Тесты, опыты, эксперименты, разделение на команды или группы с целью достижения результата, путем соревнований или совместного решения задач.
Это малая часть, того что я вспомнил. Всё же много времени прошло, как закончил школу — почти 30 лет. Однако ни на минуту не переставал постигать новые знания и после. В свои, без трех лет 50, до сих пор учусь и продолжаю учиться.
Современные подходы в обучении детей изменились, но основы остались прежними. В ход идут те же методы, что и раньше. Разница только в замене некоторых устаревших инструментов на новые: книги на планшеты, деревянные доски с мелом на проекторы и экраны, бумажные дневники на электронные и т.
Какому родителю не хочется, чтобы дети лучше учились, с удовольствием посещали уроки, хорошо усваивали пройденный материал, кайфовали от времени проведенного с пользой?
А когда ребенок легко учится, у него остается время на себя, на увлечения. Его развитие происходит гармонично, а это значит, что у него все получается в жизни, растет уверенность и самооценка. Все это закрепляется на уровне подсознания. Формируется здоровая личность, которая понимает формулу: Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я ПРИМЕНЯЮ.
Также и у взрослых, которые не прекращают обучение в течении жизни. А чтобы саморазвитие происходило эффективно давайте вспомним всем известную “Пирамиду обучения” Эдгара Дэйла.
В своих исследованиях профессор определил способы запоминания информации от самого слабого, до наиболее эффективного. Но только применяя всё в совокупности, на выходе получаете шикарный результат.
Читая эту статью дальше, проверьте себя, в какой части проседают обучающие продукты, которые вы приобретали раньше для достижения своих целей или улучшения бизнес-результатов?
1. При прослушивании лекции усваивается всего 5% информации. Как усилить эффект от прослушивания, дополнительно используйте способ №3.
2. До сих пор, чтение текста, независимо от того, где он написан, остается самым распространенным видом обучения и в то же время не самым эффективным. Всего 10% информации запоминает человек из прочитанного.
Если будете только читать и слушать, то научитесь — определять, описывать, перечислять и пояснять.
3. Визуальный контакт с рисунками, слайдами на презентациях, инфографикой, наряду с лекциями поможет только усилить эффект выступления на 20%. Тоже самое касается и просмотра видеороликов. Попробуйте вместо устного рассказа или инструктажа на бумаге, показать своим сотрудникам видео, где происходят нужные действия или демонстрируется рабочий процесс.
4. В обучающем продукте присутствуют эксперименты, приводятся примеры из реальной практики, демонстрируются образцы и действующие ролевые модели. В будущем такие механики помогут сотрудникам вспомнить увиденное по запомненным словам и услышанное, по визуальным образам. Этот способ позволяет усвоить обучающие материалы на 30%.
☝ Приведу пример из своей тренинговой практики, как мы изменили ролевую модель сотрудников службы такси. Предприниматель, владелец одного из колл-центров обратился к нам с запросом, — “Как научиться реагировать на агрессивно настроенных людей, которые звонят и ругают операторов на чём свет стоит?” Для начала мы провели беседу с операторами и объяснили им, что звонящие — это простые люди. Дали, специально проработанный под них скрипт разговора, добавив в него всего ДВА СЛОВА — пожалуйста и спасибо. Через одну неделю, хозяин центра звонит мне и говорит, — “Сергей Анатольевич — это чудо какое-то, девочки, благодарят вас, работать стало гораздо легче и приятнее. Количество негативных звонков снизилось в 10 раз!”.
Третий и четвертый способы научат вас или ваших сотрудников — демонстрировать, применять, выполнять.
5. Групповое обсуждение, мозговой штурм, дискуссия. Относятся к активной форме обучения и помогают усвоить программу на целых 50%. Чаще проводите со своими сотрудниками подобные мероприятия. Вовлекайте таким образом их в учебный процесс. Лучше всего для этих целей подходит разбор реальной проблемы, где сотрудники участвуют в поиске лучшего решения.
6. Отработка реального действия на практике. Что может быть усвоено лучше, чем то, что сделано своими руками или продумано головой. 75% усвояемости информации позволяет получать этот способ. Все просто, для того, чтобы научиться что-то делать, просто начните это делать. Но не отметайте и другие способы обучения — одно не заменяет другое. Должно быть так: получаете знания, применяете их сразу на практике!
7. Ну и самый лучший способ запомнить что-либо — это обучать других людей, пересказывать, передавать свои знания. На первый взгляд, кажется что всё просто. Нет. Для того, чтобы эффективно усвоить информацию таким способом вам необходимо составить план, выписать тезисы, отработать полученный материал, прорепетировать свое выступление и только потом делиться полученными знаниями. С помощью данного способа вам удастся запомнить и скорее всего надолго — 90% нового материала.
Используя последние три способа вы и ваши сотрудники научитесь — анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать.
В своей обучающей онлайн-программе “Мастер управления” я использую все 7 способов запоминания информации.
И ещё, открою вам секретный секрет — других способов эффективного обучения человечество пока не придумало. Другого пути получить и качественно усвоить знания нет. Преобразовать их в навык (привычку), можно только через многократные повторения и применение на практике. Ну а первые шаги, конечно же лучше делать с наставником, с тем человеком, которому полностью доверяете!
Какими способами пользуетесь? Какой из семи, считаете самым эффективным для запоминания и усвоения материалов в момент обучения?
Как ребенку эффективно запоминать информацию
Ребенок не запоминает информацию? Повторяете по десять раз, а через 5 минут он уже все забывает? Разбираемся в статье, как можно быстро и надолго запоминать материал без скучной зубрежки и слез.
⠀
Отличная память – важное качество для развития интеллектуальных способностей. У детей разных возрастов свои особенности работы мозга. В процессе обучения память у дошкольников и младших школьников развивается в 2 направлениях:
— смысловое запоминание;
— управление усвоенным материалом (припоминание, воспроизведение).
⠀
Чтобы ребенок мог использовать, что узнал, он должен научиться не механическому, а смысловому запоминанию. Для этого нужно научиться разделять информацию на группы по смыслу и отмечать опорные точки для сохранения материала в уме. Здесь несколько шагов:
- Понимание, для чего нужно запоминать информацию;
- Проводить анализ;
- Выделять суть;
- Обобщать;
- Запоминать после обобщения.
1. Повторенье — мать ученья!
Ученики, которые регулярно возвращаются к пройденному материалу, отличаются высокой успеваемостью по всем предметам.
⠀
Чтобы запоминать информацию на долгое время, необходимо повторить 5 раз: сразу после узнавания, спустя 20 минут, через сутки, через 14 дней, через 2 месяца.
⠀
Можете попробовать с ребенком следующую схему:
- Каждую неделю пишите на карточках, что прошли и на выходных освежайте информацию.
- В конце каждого месяца проходитесь по еженедельным карточкам, и закрепляйте новые знания за 30 дней.
Информация, разделенная на маленькие порции, запоминается легче и быстрее.
2. Зрим в корень
Механическое заучивание без понимания смысла не несет пользы. Делая уроки с ребенком, старайтесь объяснять все, что ему непонятно. Иначе информация, не образовав связей, полностью улетучится через несколько дней.
⠀
Приучайте сына или дочь осмысливать материал, раскладывать темы на составляющие и искать закономерности в контексте определенного предмета.
⠀
В этой статье рассказываем про простые способы запоминания слов, которые вы можете адаптировать для изучения любого предмета.
3. Рисуем интеллект-карты
У детей дошкольного возраста и младших школьников лучше развита наглядно-образная память, поэтому самым эффективным способом обучения является визуализация. Быстро запомнить большой объем информации поможет классическая майнд-мэп. С помощью нее можно выделить главное и увидеть связи между элементами.
⠀
Возьмите лист бумаги. В середине напишите тему (ключевое слово), от которого будут идти ответвления. Каждая линия ведет к понятию, которое связано с главной темой. Рисуйте «веточки» до тех пор, пока не докопаетесь до сути.
⠀
Пример, как составлять интеллект-карту смотрите на картинке ниже.
4. Сочиняем и запоминаем
Хотите, чтобы ребенок мог запомнить много информации, попробуйте вместе ее зарифмовать. Например, так можно выучить таблицу умножения.
Можно сочинять и свои стихи. Такое творчество развивает воображение, память и помогает легче воспроизводить сложную информацию.
⠀
А также придумывайте веселые истории. Например, у ребенка есть набор терминов, которые никак не укладываются в голове, пусть составит из них свой рассказ. Чем смешнее получится, тем лучше!
⠀
Используйте мнемотехники. Подробнее о них рассказываем в статье Учим стихи с ребенком за 5 минут! Мнемотаблицы
5. Блок-схемы в помощь
Ребенок плохо запоминает информацию, что делать? Попробуйте нарисовать блок-схему. Это рисунок, на котором содержание материала передается с помощью условных знаков, символов, черточек и слов таким образом, чтобы направить мысль в нужное русло.
⠀
Например, запомнить сложный процесс фотосинтеза.
Читайте также: Как развить память у ребенка с помощью кинезиологических упражнений!
6. Пользуйтесь стикерами
Отличный способ, если вашему ребенку нужно поддержать язык. Например, многие родители наших учеников используют стикеры для разучивания с детьми русских слов. Можно наклеивать напоминания на предметы домашнего интерьера, на отдельную доску и т. п.
Мы в онлайн-школе Kidskey используем игровые методы обучения детей чтению и русскому языку, поэтому ребята моментально схватывают информацию. А закрепить материал помогают интерактивные домашние задания на нашей платформе, которые ребенок самостоятельно выполняет сразу после урока.
⠀
Если ваш ребенок сейчас занимается без энтузиазма и плохо запоминает материал, попробуйте бесплатно занятие в нашей школе. Вы увидите, как изменится настроение вашего сына или дочки, а первые результаты будут видны уже через 5 занятий.
7. Включайте аудиозаписи
Еще один способ, как лучше запоминать информацию. Многократное прослушивание помогает запомнить материал легче и быстрее. Слушать можно что угодно: школьные учебники, полезные подкасты, аудиосказки.
⠀
Ищите в социальных сетях, записывайте сами, главное, соблюдайте интонацию, чтобы слушать было интересно и приятно.
8. Читайте вместе
Осознанное чтение помогает сконцентрироваться, расслабиться и включить воображение. Размышление в процессе помогает легче понять содержимое и запомнить информацию. Поэтому у тех, кто много читает, хорошо развивается память и новый материал усваивается в полной мере.
⠀
Если ребенок пока не умеет читать, читайте ему вслух. А после спрашивайте, что нового он узнал, что в истории запомнилось больше, на какого героя хотел бы быть похожим и т. п. Благодаря анализу текста в дальнейшем переход от механического чтения к осознанному будет проходить легче и быстрее.
Читайте также: Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!
9. Не забываем про отдых и сон
Усталость – враг памяти. Чтобы у ребенка легко усваивался любой материал, у него должно быть много сил и хорошее здоровье.
⠀
Здоровый сон помогает обработать и сохранить полученную за день информацию. Обеспечить его помогут свежий воздух в комнате и вечерние ритуалы. Например, чтение любимых книг в кровати.
А также было замечено, что учить стихи или готовиться к экзамену эффективнее всего перед сном. Новые знания упорядочиваются и закрепляются в голове во время отдыха. Позанимайтесь с ребенком на ночь, и утром будет «отлетать от зубов».
⠀
Главное — мамам, папам и педагогам понимать, что хорошая память и интеллект – это та база, на которой у маленького человека будет строиться вся взрослая жизнь. Поэтому обязанность взрослых – заложить правильный и прочный фундамент с раннего детства.
⠀
Читайте также:
Правила мотивации в обучении детей дошкольного возраста
Как развить логическое мышление у ребенка? Игры-пятиминутки
Почему дети не любят читать и что делать родителям?
10 способов запомнить то, что вы изучаете
Подписка на рассылку ->Каждому, кто хоть раз сдавал экзамен, знакомо это щемящее чувство: почему я не могу вспомнить, что изучаю? Это особенно актуально, когда вы смотрите на вопрос, на который уверены, что знаете ответ.
Трудности при запоминании информации и учебных материалов — распространенная проблема, с которой сталкиваются люди во всем мире (особенно студенты, сдающие экзамены под высоким давлением). К счастью, это никак не связано с потерей памяти (несмотря на то, в чем я убедился в университете). Однако попытка запомнить и запомнить все, читая и перечитывая учебники, — не единственный и не самый эффективный ответ.
Помимо множества техник и методов, таких как Зеттелькастенский метод для расширения знаний и управления ими или определенные приложения, полезные в качестве учебных пособий, есть несколько приемов, которым вы можете научиться, чтобы помочь себе запоминать информацию, которую вы изучаете.
В этой статье мы углубимся в то, как работает ваша память, как вы усваиваете и запоминаете информацию и как превратить свой мозг из сита в чемодан с советами по запоминанию того, что вы изучаете.
Как работает ваша память?
Процесс создания воспоминаний состоит из трех этапов:
- Кодировка
- Хранение
- Поиск
Кодировка:
Кодирование — это процесс заучивания новой информации. Именно так информация принимается, понимается и изменяется для облегчения ее хранения. Информация, которую мы запоминаем, обычно кодируется с использованием одного или нескольких методов, перечисленных ниже:
1. Визуальное кодирование (как что-то выглядит)
2. Акустическое кодирование (как что-то звучит)
3. Семантическое кодирование (что-то означает)
4. Тактильное кодирование (как что-то ощущается)
Хотя информация обычно вводится в систему памяти через один из этих каналов, форма, в которой она хранится, может отличаться от исходной закодированной формы.
Хранение:
Хранение относится к тому, как, где, сколько и как долго информация «хранится» в нашей системе памяти.
Существует два вида памяти: кратковременная память (STM) и долговременная память (LTM).
Закодированная информация сначала сохраняется в кратковременной памяти, затем, при необходимости, в долговременной памяти. Было высказано предположение, что акустически закодированная информация в основном хранится в нашей кратковременной памяти и может поддерживаться там только посредством постоянного повторения. Если информация, хранящаяся в STM, остается без присмотра в течение длительного периода времени, она может быть забыта. Поскольку кратковременная память длится всего 15–30 секунд, для улучшения памяти ее необходимо повторять и тренировать на регулярной основе. Кроме того, STM хранит только от пяти до девяти единиц информации одновременно.
Долговременная память, с другой стороны, обладает большой емкостью и может хранить информацию бесконечно долго. LTM в основном используется для хранения семантически закодированной информации. Однако LTM также хранит информацию, которая была закодирована визуально или акустически. Точно так же, как информация STM, упражнения имеют значение с информацией LTM. Информацию необходимо вспоминать и тренировать регулярно (или, по крайней мере, полурегулярно), чтобы лучше запомнить то, что вы изучаете.
Этот процесс поиска часто определяет, насколько хорошо учащиеся справляются с заданиями по проверке запоминания.
Поиск:
Извлечение — это процесс, с помощью которого люди получают доступ к информации, которую они запомнили (или «сохранили»).
Информация, хранящаяся в STM и LTM, извлекается по-разному из-за различий в их возможностях. Данные STM, например, извлекаются в том порядке, в котором они были сохранены (например, последовательный список чисел).
В отличие от этого, LTM можно получить через ассоциацию (например, запоминание места, где вы припарковали машину, вернувшись к входу, через который вы вошли в магазин).
Мы можем разделить память на два типа: декларативную/явную и недекларативную/неявную.
Декларативные или явные воспоминания обычно относятся к процессу преднамеренного сохранения информации по определенной причине. Недекларативные или имплицитные воспоминания — это те, которые мы создаем подсознательно. Например, способность завязывать шнурки или ориентироваться в продуктовом магазине.
Создание и хранение воспоминаний — сложный процесс, в котором задействованы многие участки мозга. На него влияют все наши чувства, а также эмоции, связанные с первоначальным опытом.
Приемы для обучения и запоминания
Важно отметить, что не существует какого-то особого надежного приема для запоминания того, что вы изучаете. Поскольку в мозгу есть несколько триггеров памяти, активируемых различными раздражителями, каждый реагирует по-разному. Это особенно важно для студентов, которые хотят быстро учиться и запоминать.
Студенты являются прекрасным примером группы людей, которые должны изучать, хранить и запоминать огромное количество информации (большую часть времени в довольно стрессовых условиях). Из-за этого у учащихся могут возникнуть трудности с запоминанием и воспроизведением информации. Это может вызвать у многих ощущение: «Я не могу вспомнить ничего из того, что изучаю».
Изучение хороших привычек в учебе и методов запоминания может помочь вам избежать негативных последствий забвения того, что вы изучаете, таких как разочарование и низкая самооценка. Например, знание того, как делать умные заметки, является хорошей техникой для практики запоминания всего, что вы изучаете.
Хотя изучение и повторное изучение информации работает до определенного момента, существует ряд других лайфхаков, когда речь идет о том, как научить свой мозг запоминать почти все.
Мы составили краткое руководство с несколькими примерами лучших способов запомнить то, что вы изучаете. Может потребоваться некоторое время, чтобы научиться обманывать свой мозг, чтобы он запоминал практически все, но, надеюсь, вы найдете что-то, что поможет вам максимально использовать способности вашего мозга.
1. Постарайтесь понять информацию
Это может показаться очевидным, но понимание того, что вы прочитали, существенно влияет на то, как запомнить то, что вы изучаете.
Легче запомнить информацию, которая организована и имеет для вас смысл. Если вы обнаружите, что не понимаете материал, потратьте некоторое время на его изучение, прежде чем пытаться его запомнить.
Это также помогает связать информацию, которую вы пытаетесь запомнить, с чем-то, что вы уже знаете.
Материал, который связан с другими понятиями, намного легче выучить и запомнить, чем те, которые не связаны. Если очевидной связи не существует, проявите творческий подход и создайте сумасшедшую связь. Иногда лучший способ запомнить то, что вы изучаете, начинается с чего-то безумного.
2. Используйте мысленный взор
У большинства людей есть «мысленный взор». Другими словами, способность представлять картинки и визуальные эффекты в целом. При обучении тому, как запоминать то, что вы изучаете, использование изображений, помогающих нам запоминать информацию, является очень эффективным методом.
Доктор Джулия Шоу, психолог и ученый из Университетского колледжа Лондона, советует людям обращаться к «сочным мысленным образам», которые задействуют все их чувства и вызывают сильные эмоции. В своей книге «Иллюзия памяти » доктор Шоу объясняет, что визуальные воспоминания лучше запоминаются, когда вызывают сильные эмоции, иногда даже неприятные. Связывая данные с изображениями, процесс извлечения из памяти упрощается.
3. Учитесь небольшими порциями
Здравый смысл подсказывает, что легче запоминать вещи, когда они разбиты на более мелкие, более управляемые части. Это правило распространяется на все виды информации, от телефонных номеров до списков лексики или грамматических правил.
Последовательность чисел, например, может быть разбита на наборы из четырех, которые затем могут быть прикреплены к изображениям. Комбинируя числа с изображениями, вы создаете связь между ними, и это помогает вашей памяти.
4. Сожмите кулаки
Исследования показали, что сжатие кулаков оказывает стимулирующее воздействие на лобные доли, облегчая запоминание и воспроизведение информации.
Сжатие правого кулака увеличивает активность левого полушария лобной доли, в то время как сжатие левого кулака оказывает аналогичный эффект на правое полушарие.
5. Используйте свой нос
Многие люди испытали всплеск воспоминаний, который возникает, когда они пересекаются с кем-то, кто пользуется теми же духами, что и родственник или другой знакомый. Способность аромата вызывать в воображении почти забытые воспоминания просто невероятна.
Наше обоняние — одно из самых мощных чувств. Использование этого в качестве учебного лайфхака может потребовать немного творчества, но оно гарантированно будет эффективным.
6. Умные перерывы
Как подготовиться к тесту и запомнить все, что вы узнали, начинается с того, как вы относитесь к своему мозгу и, следовательно, к себе.
Очень легко может показаться, что лучший способ запомнить то, что вы изучаете, — это заставить себя учиться часами. Однако, хотя этот подход может работать для некоторых, для остальных это ненадежный и нездоровый метод запоминания информации.
Так же, как обычный компьютер может перегреться при чрезмерном использовании, так же может перегреться и ваш мозг. У вас может быть фантастическая операционная система с большой вычислительной мощностью, но в какой-то момент желательно сделать перерыв, чтобы ваша система «остыла». И не просто перерыв, научиться делать «умный» перерыв — отличная привычка, если вы хотите научиться запоминать то, что изучаете.
Пейте много воды, питайтесь здоровой пищей (вместо перекусов нездоровой пищей) и занимайтесь медитативными и дыхательными упражнениями — все это отличные способы улучшить общую память. Было доказано, что при обучении тому, как учиться и запоминать, упражнения, особенно кардиотренировки и тренировки с отягощениями (например, с отягощениями), очень полезны. Было показано, что физические упражнения улучшают нашу память и способности к обучению, потому что они помогают создавать нейроны в областях, связанных с памятью. Чтобы войти в такой учебный ритм, может потребоваться некоторая тренировка (и, возможно, сила воли). Тем не менее, поиск лучшего «умного» метода перерыва для вас может иметь долгосрочные преимущества для вашего общего состояния здоровья и памяти.
Для меня организация здорового перерыва — лучший способ запомнить то, что вы изучаете.
7. Построить Дворец Памяти
Концепция дворца памяти или дворца разума, впервые использованная тысячи лет назад, недавно вновь набрала обороты и может действительно работать. Это, безусловно, творческий и впечатляющий навык, когда вы смотрите на то, как запоминать то, что вы изучаете!
Предпосылка аналогична использованию мысленных образов для хранения и сортировки полученной информации и других воспоминаний. Этот процесс немного более сложный и всеобъемлющий.
«Спортсмены памяти», участвующие в ожесточенных соревнованиях умственных способностей, часто используют дворец памяти/разума, чтобы облегчить кодирование и запоминание. Использование знакомой среды для хранения информации может быть чрезвычайно эффективным, как бы необычно это ни звучало.
Дворцом памяти/разума может быть любое место, которое вы хорошо знаете, например, ваш дом или квартира, ваша спальня или даже рабочее место. Прогуливаясь по пространству (мысленно), вы можете размещать фрагменты информации в разных местах, позволяя вашему разуму связать их вместе и облегчить запоминание.
8. Хорошего сна
Бессонная ночь — это, безусловно, клише, которое студенты хорошо знают, особенно в преддверии важного экзамена. Тем не менее, неудивительно, что получение достаточного количества качественного сна полезно, когда речь идет об обучении и запоминании информации.
Однако многие из нас не знают, что вы можете использовать сон, чтобы стратегически улучшить свою память. Исследование показало, что люди, которые хорошо выспались сразу после того, как выучили несколько имен и лиц, лучше запоминали и вспоминали, чем те, кто не засыпал.
Роль сна в обучении и запоминании информации проявляется как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Напряженный график, который приводит к хроническому недосыпанию, негативно влияет на концентрацию и способность запоминать информацию. В краткосрочной перспективе доказано, что стратегический сон может улучшить запоминание только что изученного материала.
9. Использование мнемоники
Мнемонические устройства работают, связывая информацию, которую вам нужно запомнить, с другой фразой, изображением или другими данными. Использование памяти, которая уже существует, в качестве ссылки на новую изученную информацию облегчает обучение и запоминание.
Одним из примеров является мнемоника, используемая студентами-музыкантами для запоминания последовательности диезов и бемолей в различных тональностях.
Предложение «Битва заканчивается, и отец Чарльза рушится» представляет собой порядок бемольных нот в любой заданной тональности. В перевернутом виде («Отец Чарльз спускается и заканчивает битву») поговорка относится к порядку диезов в любой заданной тональности.
10. Разговор с самим собой
Хотя этот совет звучит немного эксцентрично, когда речь идет о том, как учиться запоминать, исследования показали, что разговор вслух при изучении информации улучшает кодирование и запоминание до 10%.
Исследования также показали, что разговор вслух способствует познавательной активности в более общем смысле. Участники исследования, глядя на экран, могли быстрее выбрать конкретный объект, когда произносили название вслух.
Заключительные мысли
Суть в следующем: Ваш мозг запоминает вещи, когда к ним присоединяются ассоциации, и обучение не должно включать в себя запоминание огромных объемов текста или бесконечных фактов.
Знать, как обмануть свой мозг, чтобы он запомнил то, что вы изучаете, может потребовать небольшой практики. Но со временем вы увидите результаты в действии. Привычки формируются через повторение. Помните: не рвите цепь!
Изображение предоставлено Габриэль Хендерсон, Фадила Н. И., Люкс Грейвс через Unsplash.
Карен Брэдфорд Приглашенный автор Опубликовано , обновлено · 10 минут чтения
Как закрепить: запоминающиеся стратегии улучшения обучения
Автор: Регина Г. Ричардс
Подумайте о том, как вы что-то запоминаете:
- Когда вы хотите запомнить номер телефона, повторяйте его про себя несколько раз, пока не получите весь номер набран?
- Когда вы дойдете до рассказа о бакалейной лавке и захотите вспомнить четыре предмета, поднимаете ли вы четыре пальца, чтобы заставить себя вспомнить?
- Когда кто-то спрашивает вас о свадьбе, на которой вы были несколько лет назад, как вы вызываете воспоминания? Некоторые люди могут сначала подумать о еде. Другие могут вспомнить платье невесты. Третьи могут вспомнить декор. Как только вы зацепились за память, кажется, что каждое воспоминание запускает дополнительные аспекты события.
- Что вы делаете, чтобы вспомнить важный телефонный звонок, который вы должны сделать по дороге домой? Вы знаете, что когда вы войдете в дом, собака будет лаять, и каждый из ваших детей будет что-то срочное сказать вам. У тебя нет бумаги, чтобы написать записку. Некоторые люди могут спеть небольшую песенку или скандировать: «Позови такого-то, позови такого-то». Другие могут визуализировать ассоциацию, чтобы, когда они вошли в комнату, чтобы положить свой пакет, это действие вызвало напоминание о необходимости позвонить.
В течение дня все мы используем стратегии, чтобы запомнить множество фактов и идей, которые нам необходимо запомнить. Использование стратегии составляет важнейшую часть нашего учебного опыта. Стратегии помогают нам организовывать информацию в шаблоны и поощряют целенаправленное обучение. Наш мозг избирательен. Мозг склонен запоминать информацию, которая формирует запоминающийся паттерн.
Для нас, учителей, терапевтов и родителей, важно иметь общее представление о том, как мы запоминаем информацию, чтобы мы лучше понимали необходимость стратегий. Когда мы понимаем цель, мы лучше подготовлены, чтобы помочь нашим ученикам понять и использовать стратегии.
В начало
Процесс памяти
Память — это очень сложный процесс, включающий несколько компонентов, работающих одновременно. Наше описание отдельных компонентов является лишь представлением, потому что в действительности наш мозг обрабатывает информацию интегрированным образом.
Все начинается с сенсорного ввода из нашего окружения. Используя наши сенсорные системы, мы видим, пробуем на вкус, слышим или чувствуем ощущения или стимулы. У нас есть механизм для фильтрации и отбрасывания нерелевантных или ненужных данных, таких как ощущение ковра во время ходьбы или звук кондиционера. Тот же самый механизм фильтрации организует релевантные данные в осмысленные шаблоны. На рисунке 1 воронка и фильтр представляют эти процессы: сенсорный ввод и сенсорную память.
Рисунок 1. Схема процесса памяти
Диаграмма на рисунке 1 представляет собой представление системы памяти: информация перемещается из Сенсорный ввод через Сенсорная память и Кратковременная память и, в конечном итоге, в Долгосрочная память (Ричардс, 2003, стр. 17).
Информация, «схваченная» или осмысленная, перемещается в кратковременную память. Наш мозг запрограммирован обращать внимание на необычное — на что-то другое. Включение новизны, такой как юмор, движение или музыка, в стратегии помогает информации привлечь наше внимание.
Использование стратегий играет очень важную роль в структурировании входных данных, помогая им перемещаться в долговременную память в осмысленном и запоминающемся формате. Чтобы создать более прочную память, нам нужно предотвратить «сброс» поступающей информации. Мы достигаем этого, осмысленно связывая его с уже существующим знанием.
Если информация важна и повторяется, она перемещается в другую часть мозга для кодирования и затем сохраняется в долговременной памяти. На рисунке 1 картотека представляет собой долговременную память. Вся память не хранится в нетронутом виде в каком-либо месте, скорее, каждый конкретный компонент опыта хранится в виде отдельных файлов.
Размышляя о том, как работает память, очень важно понимать, что у каждого человека свой способ обработки и запоминания. Существует более одного способа сохранить заданную память, так же как часто существует несколько маршрутов для проезда к месту назначения. Один человек может пойти в продуктовый магазин по маршруту А, тогда как другой человек может предпочесть маршрут Б. Подходит любой из них. То же самое и с памятью: один человек может предпочесть запомнить список, напевая его, тогда как другой человек может предпочесть визуализировать ассоциацию. Нет единственно правильного пути.
В этой статье представлены различные стратегии. Мы должны обращать внимание на реакцию наших учеников на стратегии и помогать каждому ребенку выбирать и использовать стратегии, которые удобны и наиболее точно соответствуют его предпочтительному стилю обучения.
Вернуться к началуНабор инструментов RIP для памяти
Этот набор инструментов содержит три ключевых стратегии для улучшения памяти: повторение , изображения и шаблоны (RIP) . Многие студенты считают, что достаточно просто что-то прочитать. Зачастую этого недостаточно. Мы запоминаем что-то лучше, когда это организовано и отрепетировано.
Представьте, если бы мы, учителя, терапевты и родители, поощряли учащихся за использование ими конкретных стратегий при организации информации. Педиатр, доктор Мел Левин, предлагает: Я думал, что перед тестом детей нужно попросить сдать план памяти. Так же, как пилот передал бы план полета. Другими словами, как вы собираетесь загружать и удалять информацию из своей памяти? И учащиеся должны получать оценки по плану так же, как и по тесту (Левин и Мельцер, 19).98).
Следующие две стратегии являются общими напоминаниями, чтобы побудить учащихся использовать процесс при запоминании информации. Каждая стратегия представлена словом или фразой, где каждая буква представляет один из шагов.
Р СОВ В | ЛОВУШКА | ||
---|---|---|---|
Р | Расслабьтесь и сосредоточьтесь Напряженные и находящиеся в состоянии стресса люди склонны к провалам в памяти | Т | Перевести Перевести информацию или идеи своими словами |
С | Замедление Спешка или импульсивность снижают внимание к информации или задаче | Р | Повторите Немедленно повторите информацию и свяжите новые со старыми идеями |
О | Организация Организация информации или организация местоположений; храните важные вещи в специально отведенном месте | А | Картинка Картинка стоит 1000 слов; визуализировать информацию |
Ш | Запишите или повторите Небольшой блокнот, календарь, магнитофон или КПК могут быть очень полезны | Р | Практика Чем больше информации отрабатывается, тем лучше будет отзыв |
В | Визуализация Свяжите изображение с информацией для запоминания |
Выберите стратегию, которая, по вашему мнению, подходит для ваших учеников. Обучайте каждому шагу, по одному за раз. Убедитесь, что они понимают каждый шаг и его значение, прежде чем переходить к следующему. Затем покажите шаги в последовательности и объясните, как использовать мнемонику или ключевое слово, чтобы помочь вспомнить шаги.
Важным критерием, о котором следует помнить, является «не упаковывать и не штабелировать». Это означает, что нужно продвигаться медленно и не класть слишком много новых вещей друг на друга. Дайте каждому учащемуся время обработать и закрепить одну вещь, прежде чем двигаться дальше.
Несколько лет назад был опубликован мультфильм FarSide , показывающий ситуацию в классе. Студент поднял руку и попросил отпустить его, потому что его «мозг был переполнен». Это подчеркивает важное предостережение, которое следует помнить при использовании стратегий: идите медленно. Слишком много стратегий одновременно может запутать ученика, а не помочь.
Вернуться к началуПовторение: буква R в RIP
Рис.
2. Новизна и мультисенсорное обучениеНа рис. 2 ребенок прыгает на маленьком батуте, повторяя ассоциации. Он также бросает мяч с каждым предметом.
Повторение и повторение информации усиливают процесс, называемый консолидацией, процесс, посредством которого воспоминания перемещаются из временного хранилища в гиппокампе (небольшая структура в мозгу) в более постоянное хранилище в коре (внешний слой мозга) ( Ричардс, 2003, стр. 24).
Многократное повторение информации служит репетицией, но это может утомить учащихся. Когда вам скучно, мозг может переключиться в режим, аналогичный режиму «экранной заставки» на мониторе вашего компьютера. Учащийся может не обращать внимания на то, что он повторяет. Поэтому использование стратегий с юмором, движением, песнями и другими формами новизны имеет решающее значение для повышения ценности повторения.
В качестве примера рассмотрим задание на изучение пяти столиц штатов. Ниже приведены несколько различных упражнений для запоминания ассоциаций. (Ричардс, 2003, стр. 191).
- Потренируйтесь произносить столицу и штат вместе, например, «Сакраменто, Калифорния; Колумбус, Огайо» и т. д. Это поможет создать ассоциацию между двумя словами.
- Разработайте дурацкую мнемонику, которая поможет запомнить, какой капитал принадлежит государству. Для Огайо нарисуйте человека, говорящего: «О, привет, о, Колумб». Это связывает слово «Колумбус» со словом «Огайо».
- Потренируйтесь сопоставлять карточки со столицами и названиями штатов, а штаты — со столицами.
- Выполняйте двигательную активность, например, прыгайте на маленьком батуте или играйте в мяч, произнося название города в ответ на слух о состоянии или наоборот (см. рис. 2).
- Создайте рэп или мелодию, повторяющую каждый штат и его столицу.
Образы: I в RIP
Существует множество видов образов, и все формы важны для процесса запоминания. Думая об образах, большинство людей думают о визуальном образе. Однако образы также могут быть двигательным образом, иногда называемым «мышечной памятью», или слуховым образом.
Визуальные образы
Визуальный образ может указывать на стратегию или представлять концепцию. Например, предположим, что вашему ученику нужно помнить, что наши права Первой поправки — это свобода слова, религия, пресса и право на собрания. Поскольку это Первая поправка и одно рифмуется с солнцем , используйте солнце в качестве визуальной подсказки. Нарисуйте счастливое солнышко с ножками и ручками, поющее. Поместите слово RAPS в диалоговое окно, как показано на рисунке 3. RAPS — это мнемоника для запоминания свобод 9 человек.0007 R религия, A сборка, P платье, и S слово. (Ричардс, 2003, стр. 198).
Рис. 3. Мнемоника для 4 свобод, предоставленных Первой поправкой
Поскольку мозг запоминает информацию, которая формирует запоминающийся образец, визуальные органайзеры чрезвычайно полезны. Существует множество различных типов визуальных органайзеров. Некоторые из них носят описательный характер: основная идея раздела главы помещается в центр. Линии расширяются, каждая из которых представляет основную концепцию. Представления могут использовать изображения, значки или ключевые слова. Приведенный ниже пример органайзера был разработан при предварительном планировании абзаца о собаках (Ричардс, 2001, стр. 34).
Рис. 4. Визуальный органайзер для определения некоторых характеристик «собаки»
Визуальные органайзеры можно использовать по-разному. Они могут подчеркивать причинно-следственную связь, последовательность событий или эпизодов или создавать резюме прочитанного. Визуальные органайзеры также полезны при планировании абзаца или отчета и при подготовке к тесту.
Категоризация является важным навыком для учащихся, поскольку она формирует основу для критического мышления и логического понимания при чтении. Диаграмма Венна — ценный органайзер, который визуально подчеркивает сравнения и контрасты. Диаграмма Венна, сравнивающая характеристики млекопитающих и рептилий, была представлена в статье «Дорога письма».
Другое использование диаграмм Венна включает сравнение двух персонажей в рассказе или двух разных событий в истории. Рисуются два перекрывающихся круга, и в левой части круга перечисляются характеристики одного предмета или события, если они отличаются от другого предмета. Характеристики второго предмета перечислены в правой части круга, если они отличаются от первого предмета. Характеристики, которые являются общими для обоих элементов, размещены посередине. На рисунке 5 показан пример диаграммы Венна, на которой сравниваются и противопоставляются вулканов до оборотов . Эта информация была собрана путем мозгового штурма студентами того, что они знали о каждом элементе.
Поначалу может показаться, что понятия вулкан и революция разные. На самом деле сходства много. Предположим, ваш ученик изучал вулканы и понимает их характеристики. Затем она может сравнить это знание с характеристиками революции. Это формирует шаблон сравнения новых идей с уже изученными. Таким образом, ваш ученик уточняет свое понимание каждой концепции, связывая знания о вулканах с другим извержением, революцией (Ричардс, 2003, стр. 50).
Рис. 5. Диаграмма Венна вулканов и революций
Вернуться к началуМоторные образы
Нейроны, которые активируются вместе, соединяются вместе.
Чтобы понять образ движения, подумайте о том, как вы пытаетесь вспомнить номер телефона. Вы можете двигать пальцами по образцу телефонного номера, как будто набирая его, и обнаружите, что это помогает вам вспомнить номер.
Повторение и практика триггерных нейронов (клеток мозга). Когда набор нейронов срабатывает вместе, у них вырабатывается «привычка» снова срабатывать вместе. Привычки, а также академическое обучение происходят таким образом. Используйте мультисенсорные стратегии, чтобы ваш ребенок одновременно видел, слышал, касался или двигался с информацией.
Вы ездили на велосипеде в молодости? Вы научились кататься на велосипеде, прочитав книгу об этом? Нет, тебе нужно было попрактиковаться в верховой езде. При достаточном количестве повторений вы сохранили моторный образ процедуры. Смогли бы вы теперь сесть на велосипед и ездить с относительной легкостью? Большинство людей ответят утвердительно на этот вопрос. Почему это? Наши мышцы запоминают информацию или процедуры, которые практиковались много раз. Мышечная память — мощный инструмент обучения!
В качестве примера учащиеся могут использовать двигательные образы направления букв b и d с помощью рисунка руки или «кулаков Фонзи» (названных в честь персонажа Фонзи в «Счастливых днях»). Пусть ваш ребенок держит руки лицом к телу и сжимает в кулак так, чтобы каждый большой палец был направлен прямо вверх (рис. 6). Левая рука похожа на b , а правая рука похожа на d . Ваш ребенок может вспомнить последовательность, произнося алфавит « a , b , c , d » (Ричардс, 2001, стр. 86).
Рис. 6 — Руки, образующие форму букв б и г — двигательный образ
Упражнение в написании букв или написании слов улучшается за счет использования воздушного письма, еще одного метода создания двигательного образа для ученика (Ричардс, 1999, стр. 163). Воздушное письмо (рис. 7) включает в себя написание букв в воздухе (создание двигательного образа), а также воображаемое видение букв (создание визуального образа). Ученик должен одновременно произносить букву, когда пишет ее в воздухе (создавая слуховой образ).
Рис. 7 – Студент пишет букву
o в воздухе, визуализируя форму буквы и произнося название буквы*Другие примеры двигательных изображений для написания слов также легко включить в домашнее задание: постукивание кулаком и рукой. При фистинге учащийся постукивает по каждому слогу слова, которое нужно написать, боковыми сторонами кулака. Затем она произносит слово по слогу, на этот раз постукивая кулаком по каждому звуку в слоге, когда она произносит его. При постукивании по руке учащийся следует той же процедуре, сначала определяя каждый слог, а затем определяя каждый звук в каждом слоге. На этот раз ученик двумя пальцами одной руки постукивает по предплечью другой руки. Эти простые стратегии задействуют мышечную память, а также помогают учащимся действовать систематически. Эти два аспекта создают очень мощный усилитель памяти.
Многие математические стратегии для вычисления пальцев, особенно умножение, используют моторные образы или мышечную память. Примеры можно найти в других публикациях, таких как «ОБУЧЕНИЕ: игровые стратегии для всех учащихся» (Ричардс, 2001 г., стр. 93–97) и «Источник стратегий обучения и запоминания» (Ричардс, 2003 г., стр. 161–164).
Вернуться к началуПаттерны: P в RIP
Мозг ищет смысл через паттерны. Поскольку мы получаем информацию от наших органов чувств, нам нужны предварительные знания и система для организации информации, чтобы мы могли придавать ей значение. Когда поступает информация, наш мозг ищет существующие знания. Если новая информация активирует ранее использовавшуюся нейронную сеть, то есть совпадение. Это называется распознаванием образов и имеет огромное значение для улучшения памяти.
Поскольку на наш «мыслительный предел» сильно влияют шаблоны, а не факты, максимальное запоминание информации происходит, когда она предоставляется в контекстуальных, событийно-ориентированных ситуациях, включая моторное обучение, смену местоположения, музыку, ритм и новизну…. У нас плохо получается, когда мы «по частям» изучаем линейные, последовательные факты и другие информационные списки вне контекста».Эрик Дженсен, Суперобучение, с. 26
Стратегии, рассмотренные выше, помогают создавать шаблоны. Кроме того, использование музыки и рифм создает шаблон или организацию информации. Использование музыки для повторения концепций может быть очень эффективным. Музыка также способствует релаксации, творчеству и мотивации. Студенты могут создавать свои собственные песни или рэп, или они могут использовать существующие песни для повторения концепций и фактов. Некоторые песни, относящиеся к определенным историческим периодам: «Баллада о Дэвиде Крокетте» на слова Тома Блэкберна; «Битва за Новый Орлеан», слова Джонни Хортона; или «Когда Джонни снова марширует домой», слова Патрика С. Гилмора.
Также весело менять слова обычной песни. В приведенном ниже примере мелодия «Row, Row, Row Your Boat» используется для пения о важности обращать внимание на точку в конце предложения (Richards, 2003, стр. 186).
Стоп, стоп, стоп слова
С маленькой точкой.
Используйте точку в конце,
Чтобы они знали, что нужно остановиться.
Песни, укрепляющие академические концепции, также доступны на коммерческой основе, например Best of Schoolhouse Rock.
Юмор и глупость полезно использовать вместе с другими стратегиями, потому что наш мозг предпочитает запоминать необычную информацию. Для запоминания можно использовать короткое предложение или последовательность букв, с картинками или реальными предметами или без них. Помните, очень важно, чтобы ваш ученик понимал и знал информацию до использования этих мнемоник, цель которых состоит в том, чтобы служить запускает для отображения информации. Ниже приведены примеры полезных мнемоник.
Мнемоника | Первая буква каждого слова помогает вспомнить: |
---|---|
M y V ery E asy M ethod J ust S peeds U p N 9 0025 амин P ланец | Планеты по порядку: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N ept исп, P до |
M y V ery E ager M прочее J ust S erved U s N 900 25 ine P izzas | Планеты по порядку: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N eptune, P luto |
A r at i n t he h ouse m ight e at t 9002 5 он i ce c стопка | Правописание слова арифметика |
D колос M исс S союзник B рядок | Основные шаги в длинном делении: d ivide, m умножение, s вычитание, b кольцо вниз |
D oes M cDonald’s S ell C Heese B Ургеры | Основные шаги в длинном делении: d ivide, m ultiply, s ubtract, c compare, b кольцо вниз |
Рой Г. Бив | Цвета радуги по порядку: r ed, o ряд, y желтый, g зеленый, b lue, i ndigo, v иолет |
N всегда E в S измельченный W горячий | Последовательность направлений по часовой стрелке: N восток, E восток, S юг, W восток |
Демистификация
Генри Винклер написал несколько книг, описывающих его студенческий опыт. Эта серия детских романов называется « Хэнк Зипцер: в основном правдивые признания лучшего в мире отстающего 9».0270 . Книги доступны на аудиокассетах, и учащиеся, испытывающие затруднения, много получают, слушая кассеты. Услышав, как кто-то другой, особенно известный человек, описывает разочарование в учебе, вы можете подтвердить собственный опыт учащихся. В книгах также описываются многие сильные стороны и дары главного героя Хэнка Зипцера. Учащиеся, которым трудно читать, получают гораздо больше пользы от прослушивания таких книг, чем от их чтения.
В рассказе Хэнка Зипцера, Ниагарский водопад, или нет? Хэнк пытается написать сочинение для класса. Он жалуется:
Я никогда не выйду из своей комнаты. Я ненавижу свою комнату. Я ненавижу свое задание. Я ненавижу свой мозг. Почему я не мог думать, писать, писать по буквам, складывать или делить? Забудьте об умножении.Не то чтобы я не пытался. Я делаю. Я снова и снова просматриваю свои таблицы умножения и словарные списки. Моя сестра испытывает меня, и я все знаю. Но потом приходит испытание, и я не могу их вспомнить. Как будто мой разум — это классная доска, и слова просто соскальзывают с него за то время, которое требуется, чтобы пройти от моего многоквартирного дома до школы, которая находится в полутора кварталах от меня. Меня это так бесит, что иногда я бью себя кулаком по голове, надеясь, что у меня снова все заработает.
Хэнку не нужно бить себя по голове. Ему нужен кто-то, кто объяснит ему, как работает память и почему он борется. Ему нужна демистификация. Например, кто-то может сказать ему: «Твоя память подобна шкафу с торчащей дверью. Тебе трудно запоминать вещи в школе, потому что дверь постоянно заедает. Мы должны придумать, как сделать так, чтобы дверь открывалась легче». !»
Чтобы помочь Хэнку и другим ученикам, столкнувшимся с похожей проблемой, открыть дверь в его чулан, используйте инструменты из RIP Toolbox.
Еще одна книга для школьников, описывающая трудности в обучении и запутанное сочетание талантов и трудностей, называется «Элай, мальчик, который ненавидел писать: понимание дисграфии». В заключении, размышляет Эли,
Может быть, я не так уж и отличаюсь в конце концов. Я понимаю, что все люди были разными по-своему. Наконец-то я понимаю, что имелось в виду, когда люди говорили мне: «У нас есть все виды ума». Мы не все одинаковы.
Я начинаю соглашаться. Да, хорошо иметь разные умы, потому что мы действительно все разные.