Стадии когнитивного развития по пиаже: Как развивается интеллект ребёнка, теория Пиаже

Содержание

Как развивается интеллект ребёнка, теория Пиаже

Теорию когнитивного развития человека разработал швейцарский учёный, философ и психолог Жан Пиаже. Согласно этой теории, дети проходят четыре разные стадии умственного развития. Давайте познакомимся поближе с теорией Пиаже, чтобы понимать, как дети приобретают знания и природу интеллекта.

https://unsplash.com/photos/6cQHvjzmZOU

Для начала определимся с самим термином. Когнитивное развитие — это развитие всех мыслительных процессов человека. Сюда входят восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Как формируется интеллект ребёнка?

Содержание статьи

Дети — маленькие учёные

Жан Пиаже называл детей маленькими учёными. Он обращал внимание на то, как дети активно осваивают окружающий мир, наблюдая за ним, изучая, устраивая эксперименты. Дети, как губки, моментально впитывают новые знания, действуют, опираясь на существующие знания, и адаптируют идеи к новой информации.

Стадии развития согласно теории Пиаже

Всё развитие интеллекта человека, согласно теории Жана Пиаже, делится на четыре стадии. От рождения до 2 лет идёт этап сенсомоторного интеллекта. С 2 до 7 лет — предоперационная стадия. От 7 до 12 лет — этап организации конкретных операций и с 12 лет — период формальных операций.

Почему Пиаже разработал свою теорию

Жан Пиаже родился в Швейцарии в 1896 году в городе Невшатель, в семье профессора средневековой литературы. Свою первую научную статью Жан опубликовал, когда ему было всего 11 лет. За свою жизнь учёный написал 60 книг и несколько сотен статей.

Интерес к интеллектуальному развитию детей у Жана появился, когда он получил учёную степень и переехал в Париж, чтобы преподавать в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бин, создатель знаменитого теста IQ. Там Пиаже обратил внимание, что мыслительные процессы у детей разного возраста значительно отличаются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детский разум — не уменьшенная копия взрослого

Наблюдая за детьми (за собственными племянником и дочерью), учёный обнаружил, что детский разум — это не просто уменьшенная копия взрослого. Хотя до этого с детьми именно так и обращались — как с маленькими версиями взрослых. Учёный стал одним из первых, кто пришёл к выводу, что способ мышления детей существенно отличается от интеллекта взрослых.

Дети мыслят иначе

Пиаже предположил, что способ мышления детей также имеет отличия в зависимости от их возраста. Дети старшего возраста не просто думают быстрее, чем младшие. Они думают по-другому.

Тогда же он сделал вывод, что дети не менее умны, чем взрослые, всё дело лишь в том, что они мыслят иначе. Альберт Эйнштейн прокомментировал открытие Пиаже как «настолько простое, что до него мог додуматься только гений».

Этапы развития ребёнка

Сенсомоторная стадия: от 0 до 2 лет

Младенцы познают мир с помощью движений и ощущений: они хватаются за родителей, предметы, игрушки, сосут грудь, смотрят и слушают. Постепенно они начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже когда на них не смотришь. Затем малыши осознают, что их действия могут что-то изменить в этом мире.

Весь детский опыт в этот период «нарабатывается» через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции. Дети учатся не только делать много новых вещей (например, ползать или ходить), но и начинают «учить» язык, от людей, с которыми они общаются.

Сенсомоторная стадия развития ребёнка характеризуется, буквально взрывным ростом и обучением. Дети каждый день делают открытия, взаимодействуя с окружающим миром, постигая его и понимая, как он устроен.

Жан Пиаже разбил эту стадию на несколько подстадий, потому что в заключительной части сенсомоторной стадии у детей появляется раннее репрезентативное мышление.

По мнению учёного, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть — важнейшее открытие, которое делает ребёнок на этом этапе развития. Именно понимание того, что объекты — это отдельные и отличные друг от друга сущности, помогает детям начинать связывать имена и слова с объектами.

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

У малышей улучшается речь и мышление, но они по-прежнему думают в очень конкретных терминах. Проходя эту стадию развития, дети начинают учиться мыслить символически, использовать слова и изображения для обозначения предметов.

И хотя основы языкового развития закладываются, в основном, на предыдущей стадии, предоперационная стадия по определению считается «языковой». Это одна из главных отличительных черт этого этапа развития интеллекта.

Малыши на этой стадии развития приобретают большой опыт в ролевой игре. Они учатся играя. Самое интересное, что дети в этом возрасте пока ещё очень эгоцентричны, однако они стараются смотреть на мир, на людей и на вещи с точки зрения других. Им приходится буквально бороться с логикой и принятием чужих точек зрения. Также некоторые дети могут ещё бороться с пониманием идеи постоянства.

О сложностях восприятия говорит такой эксперимент. Берём глину, делим её на два абсолютно равных куска. При этом, один из них нужно скатать в компактный шар, а другой — превратить по форме в большой плоский блин.

Когда ребёнку, находящемуся в предоперационном периоде, предлагают выбрать для игры один из этих кусков глины, он, как правило, выбирает плоский. Потому что плоская фигура выглядит больше.

Стадия организации конкретных операций: от 7 до 12 лет

На этой стадии у детей появляется логическое мышление, поэтому они и учатся в школе с этого возраста. Они начинают использовать индуктивную логику, могут рассуждать, начиная от конкретной информации и переходя к общим принципам.

Дети начинают осмыслять конкретные события, а также понимать концепцию сохранения. Например, им уже понятно, что в короткой широкой чашке может находиться такое же количество сока, как и в высоком узком стакане.

Детское мышление становится более структурированным. На этой стадии развития ребёнок становится гораздо более искусными в использовании логики. Но его мышление пока ещё сохраняет конкретность и буквальность. Оно также может быть ригидным (негибким). Дети на этой стадии развития склонны бороться с абстрактными понятиями.

Зато уже можно говорить о меньшей эгоцентричности. Дети начинают задумываться о том, что чувствуют и как мыслят другие люди. А также —начинают понимать, что их мысли уникальны. И что далеко не все другие люди обязательно должны разделять их точку зрения и чувства.

Стадия формальных операций: 12 лет и старше

На этой стадии развития подросток начинает мыслить абстрактно, а также рассуждать о гипотетических проблемах. Детей начинают интересовать вопросы морали, философии, этики, социальные и политические проблемы. Они берутся обсуждать эти темы, используя абстрактное мышление и идеи. Используют дедукцию и рассуждают, следуя от общих принципов к конкретной информации, мыслят об окружающем мире научно.

Вот эта способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях — самый главный признак интеллекта в формально-операционной стадии когнитивного развития. Дети уже берутся планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях — это тоже важнейшие особенности интеллекта, которые появляются на этом этапе.

Это не количественный, а качественный процесс

Один из важных постулатов теории Пиаже: интеллектуальное развитие детей — это не количественный процесс. То есть интеллект ребёнка формируется не просто как добавление новой информации и знаний к уже имеющимся.

Нет, у детей происходит именно качественное изменение мышления по мере их развития и по мере того, как они проходят через четыре стадии. Так, семилетний ребёнок не просто знает о мире больше, чем двухлетний. В его мозгу к этому возрасту происходят фундаментальные изменения.

Важные понятия теории Пиаже

Каким образом происходит когнитивное развитие ребёнка, как его интеллект преодолевает каждую из вышеперечисленных стадий? Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на то, как дети учатся и растут.

Схемы

Схемы в сознании детей — это категории знаний, которые помогают им осознавать и понимать этот мир. Они напрямую связаны с пониманием и знанием.

Согласно теории Жана Пиаже, схемы включают в себя, как категории знаний, так и процесс их получения. По мере накопления жизненного опыта, новая информация встраивается в уже существующие схемы. Как это происходит?

Ассимиляция

Возьмём простой пример. Допустим, у ребёнка существует схематическое знание о каком-либо животном.

О собаке, к примеру. Если единственный опыт общения ребёнка связан с только с маленькими собаками, то малыш может считать, что они все такие. Маленькие, звонкие и пушистые. Что будет, когда ребёнок впервые повстречает огромную собаку? Конечно, удивится. Но воспримет эту новую информацию, модифицируя ранее существовавшую схему, чтобы включить в неё свои новые наблюдения.

Итак, процесс включения новой информации в уже существующие когнитивные схемы известен, как ассимиляция. Это субъективный процесс. Потому что каждый из нас склонен модифицировать новый опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведённом нами примере с собакой как раз и описывается случай ассимиляции животного в схему собаки в представлении, существующем у ребёнка.

Аккомодация

Аккомодация (происходит от латинского слова «accomodatio» — приспособление к чему либо), в концепции Пиаже, является свойством процесса адаптации.

Аккомодация применяется нами в процессе адаптации, когда требуются изменения наших существующих схем в результате получения новой информации или нового опыта. Также, в ходе этого процесса, могут быть разработаны новые схемы.

Уравновешивание

Согласно теории Пиаже, все дети стараются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией. И этот баланс достигается с помощью механизма, названного Пиаже уравновешиванием.

По мере прохождения ребёнком стадий когнитивного развития, уравновешивание и удерживает баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляцией) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодацией). Благодаря уравновешиванию дети и переходят от одной стадии интеллектуального развития к другой.

Создание интеллекта — активный процесс

Один из важнейших постулатов теории Пиаже заключается в том, что создание знаний и интеллекта является, по сути своей, активным процессом. Вот что говорил о этом сам создатель теории: «Я считаю себя противником взгляда на знание как на пассивную копию реальности. Я считаю, что знать объект — значит воздействовать на него, конструировать системы преобразований, которые можно осуществить над этим объектом или с ним. Знать реальность — значит строить системы преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».

Благодаря теории когнитивного развития Пиаже мир гораздо лучше узнал, как развивается интеллект человека. Теперь мы понимаем, что дети не только впитывают знания и являются их пассивными получателями. Они постоянно исследуют этот мир и ставят эксперименты.

Вы узнали что-то новое для себя из этой статьи?

Пиаже психическое развитие ребенка стадии теория

Содержание

  1. Жан Пиаже: краткая биография
  2. Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия
  3. Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже
  4. Сенсомоторная стадия (0-2 года)      
  5. Дооперационная стадия (2-7 лет)
  6. Стадия конкретных операций (7-11 лет)
  7. Стадия формальных операций (после 12 лет)
  8. Как детское мышление связано с речью
  9. Особенности развития мышления ребенка по Ж. Пиаже
  10. Трудность осознания
  11. Неспособность к логике
  12. Неспособность к синтезу
  13. Синкретизм
  14. Предпричинность
  15. Узость поля наблюдения
  16. Трансдукция
  17. Нечувствительность к противоречию
  18. Интеллектуальный реализм
  19. Эгоцентризм и децентрация по Пиаже
  20. Критика основных положений теории Пиаже

Жан Вильям Фриц Пиаже — психолог, выдающийся швейцарский ученый-исследователь, доктор философии, появившийся на свет в августе 1896 года в швейцарском городе Невшатель, стал  известен благодаря работами по изучению психологии детей, созданию теории когнитивного развития. Основал Женевскую школу генетической психологии, позже развил свой подход в науку о природе познания -генетическую эпистемологию. Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.

Жан Пиаже: краткая биография

В 11 лет Жан опубликовал свой первый труд о редких птицах – воробьях-альбиносах. В дальнейшем продолжив обучение, стремительно строит научную карьеру – не достигнув и 20 лет он уже считался отличным  учёным, изучающим моллюсков.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском институте, также он некое время учился в Цюрихском институте. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, так как считал, что это всего лишь мысли подростка. Ещё в это время он начинал увлекаться психоанализом, в то время это было довольно популярное направление психологической мысли.

После того как Пиаже получил учёную степень, он переехал из Швейцарии в Париж, где преподавал в школе для мальчиков, директором которой являлся  Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Жан обнаружил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Впрочем он фокусировался не столько на неверных ответах, сколько на том, что дети делают одинаковые ошибки, которые не характерны людям постарше.

Это наблюдение привело Жана к теории, что мысли и когнитивные процессы, присущие детям, сильно отличаются от таковых, которые характерны взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающая, что люди, которые находятся в одной стадии собственного развития, проявляют похожие общие формы познавательных способностей.

В 1921 году Пиаже снова вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве.

В 1955 году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского института, который был создан по инициативе известного ученного. На руководящем посту центра, Пиаже находился до конца своей жизни.

Анализируя путь Жана Пиаже в науке, последователи Женевской школы генетической психологии, основанной им, все вместе утверждают, что ученый совершил революцию в фундаментальных исследованиях психологии детей, наполнив теорией прежде малоизученный объем, и сформировал базу для экспериментальных исследований на несколько поколений вперед.

За всю свою жизнь он издал более шестидесяти книг и сотен научных статей. Темы его исследовании:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста«

Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка, основные понятия.

Схема — исходный материал для развития интеллекта ребенка. Данное понятие описывает как умственные, так и физические действия, которые связаны с пониманием и познанием окружающего нас мира.

Ассимиляция— введение новой информации в прежде существовавшие схемы.

Данный процесс носит немного субъективный характер, потому что мы пытаемся несколько изменить новый опыт или приобретённую информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформированные убеждения.

Аккомодация — преобразование схемы действий.

Аккомодация включает в себя само преобразование уже существующих схем или идей в результате появления новой информации или новых впечатлений. Во время данного процесса могут быть разработаны  абсолютно новые схемы.

Уравновешивание- нахождение баланса между ассимиляцией и аккомодацией.

Интеллект – механизм адаптации к окружающей действительности.

Центрация – сосредоточенность сознания ребенка на одной стороне ситуации.

Эгоцентрическая речь – речь, в которой не учитывается позиция собеседника.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие восприятия у дошкольников«

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет

Сенсомоторная стадия (0-2 года)      

Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и.т.д.
Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов.
Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста«

Дооперационная стадия (2-7 лет)

В этом возрасте дети начинают строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников, начинают участвовать в учебном процессе вне дома.
Так же в этом возрасте дети проявляют стремление к знаниям, становятся любопытными, именно поэтому они так часто задают вопрос «почему?». В этом возрасте им свойственно говорить о себе в 3 лице. Приписывать человеческие чувства и мысли неодушевленным предметам.

В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, но несмотря на это, их мышление на данной стадии  является интуитивным, статическим и лишенным логики.

Стадия конкретных операций (7-11 лет)

В данном периоде дети начинают использовать логическое мышление, они могут выполнять задания более сложного уровня, используя при этом логические и математические операции.
Несмотря на то, что они совершили значительный прорыв по отношению к предыдущему периоду, на данной стадии они могут применять логику пока ещё с определенными ограничениями, они всё ещё используют абстрактное мышление.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

На этой стадии применение логического мышления возможно при любых обстоятельствах, дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах, могут вспоминать прошлое и строить планы на будущее.

Также на этой стадии у ребёнка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«

Как детское мышление связано с речью

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Пиаже считает, что язык не полностью объясняет мысль, поскольку структуры, которые его характеризуют, коренятся в действии и сенсомоторных механизмах глубже, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем сложнее становятся мыслительные структуры, тем более необходим язык для завершения его обработки. Следовательно, язык является необходимым, но не достаточным условием для построения логических операций.

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные  явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда  дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

 Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

 Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

 У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Эгоцентризм и децентрация по Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.Благодаря клиническому методу Пиаже установил, что эгоцентризм — это своеобразие детской логики, детских представлений и детской речи. На некоторых этапах ребенок рассматривает предметы так, как он их видит, не видя их внутренние отношения. Солнце следует за ним. Пиаже назвал это реализмом. Дети до определенного возраста не могут отличить субъективный мир от объективного. Реализм бывает интеллектуальный и моральный. Ветви дерева делают ветер-это интеллектуальный реализм, а моральный – не учитывает внутренние намерения. Детские представления развиваются от реализма к объективности.

Децентрация — более совершенная позиция. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризуется познанием на всех уровнях развития. Он назвал этот процесс законом развития. Для того, чтобы  переход произошел, нужен специальный инструмент. Он полагал, что это  было прогрессивно развивающееся самосознание, развитие самопознания возникает в результате социальных взаимодействий. Чтобы осознать свое Я, нужно освободиться от принуждения.

Критика основных положений теории Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Подвергается критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина».

Некоторые исследователи утверждают, что задачи Пиаже трудны для ребенка, т.к они бессмысленны, эмоционально безразличны. Или то, что дети делают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировку вопросов, не умеют их запоминать, и по-своему интерпретируют не только задачу как таковую, но и всю экспериментальную ситуацию в целом.

Работы Пиаже отличаются превосходной логикой, а также  изобретательностью экспериментирования. Более того, непосредственно в его работах выполнен междисциплинарный подход.Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только наук о человеке, но и центром всех других наук. Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарными связями, которые, в свою очередь открыли бы новые горизонты для других наук.

Автор статьи: Жирухина Я.В.

стадий развития — Piaget — Мой учебный шкаф

В начале 1900-х годов швейцарский психолог по имени Жан Пиаже создал теории когнитивного развития на основе своих наблюдений за детьми.

Теории Пиаже были новаторскими для мира образования в то время. По сей день теории Пиаже продолжают влиять на разработку и реализацию учебных программ.

Пиаже представил теорию о том, что дети учатся и развиваются, экспериментируя и взаимодействуя с окружающим миром. Его теории когнитивного развития подкрепляют идею о том, что дети учиться через игру .

В этом блоге мы подробно рассмотрим Жана Пиаже и его теорию когнитивного развития детей.

Если вы хотите прочитать о том, как теории когнитивного развития Пиаже повлияли на нашу современную игровую педагогику , и узнать, как вы можете применить теорию Пиаже в своем классе, вам также будет интересно прочитать эту запись в блоге: Piaget and Play Based Обучение.

Кем был Пиаже?

Жан Пиаже (1896–1980) был психологическим конструктивистом . Он считал, что дети принимают активное участие в процессе обучения. Пиаже наблюдал, как дети непрерывно конструируют знания и ментальные модели (схемы) понимания на основе своего опыта.

Теоретики конструктивизма, такие как Пиаже, говорят, что когда дети взаимодействуют с окружающим миром

  • , они размышляют о своем предыдущем опыте

  • они постоянно строят и добавляют новые знания

  • они опираются на существующие знания

  • и адаптируют свои прежние идеи к новой информации.

Теории Пиаже об обучении предполагают, что преподаватели должны сосредоточиться на создании увлекательной учебной среды, которая дает детям возможность экспериментировать и взаимодействовать с окружающим миром. Педагоги должны обеспечить интерактивные, практический опыт обучения , где дети могут создавать новые знания и ментальные модели понимания. При рассмотрении конструктивистской теории Пиаже обучение через игру становится важным для детей, чтобы они достигли своих когнитивных вех развития.

Четыре стадии когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже предлагает 4 стадии развития.

  1. сенсомоторная стадия: рождение до 2 лет

  2. Предоперационная стадия: возраст от 2 до 7

  3. Бетонная эксплуатационная стадия: возраст 7–19

  4. Формальная эксплуатационная стадия: возраст 12 и выше

PIATED. эти этапы происходят в указанном порядке, и дети не пропускают этапы, а последовательно проходят каждый из них. Он наблюдал видимые изменения у детей по мере прохождения ими каждой стадии. Ступени Пиаже подобны лестнице. Каждый этап основывается на этапе перед ним.

Сенсомоторная стадия по Пиаже: от рождения до 2 лет

Название первой стадии дает представление о том, как дети учатся в первые два года жизни. С самого рождения младенцы используют свои чувства , чтобы познавать окружающий мир. Исследовательская игра с помощью органов чувств — это основной тип игры, который вы увидите на этом этапе.

Когнитивное развитие, происходящее на этой первой стадии развития, поразительно. Младенцы развиваются физически, когда учатся ползать и ходить. Они также узнают много нового о языке. Поскольку на этом этапе так много вех, Пиаже разбил его на несколько подэтапов.

Пиаже наблюдал, как дети в возрасте примерно 6 месяцев начинали концептуально организовывать свои знания. Сначала дети могут не понимать конкретную игрушку, но когда они смотрят, осязают и трогают ее, они начинают формировать представление об игрушке в своем уме.

Маленькие дети на этом этапе также начинают вспоминать свой опыт с определенными игрушками. Пиаже назвал это понимание постоянством объекта . Осознание того, что игрушка все еще существует, даже если ее нельзя увидеть, является важной вехой на сенсомоторной стадии.

Постоянство объекта показывает различия в мыслительных процессах младенцев и малышей. Когда малыши развивают постоянство объектов и узнают, что объекты являются отдельными и отличными друг от друга, они начинают привязывать к объектам имена и слова.

Предоперационная стадия Пиаже: возраст от 2 до 7 лет

Пиаже заметил, что на этой стадии дети продолжают строить свои представления о том, как изображается объект. Они начинают мыслить символически и могут использовать символические слова и изображения для представления объектов. Развитие языка началось на сенсомоторной стадии, но рост языка является одной из основных вех дооперациональной стадии развития.

Дети на этом этапе эгоцентричны . Им очень трудно понять или увидеть вещи с точки зрения других. Хотя их язык и мышление развиваются, они все еще думают о вещах в очень конкретных терминах .

То, как дети на дооперациональном этапе представляют объекты, не имеет за собой взрослой логики. Пиаже заметил, что дети на этом этапе используют образную игру для представления объектов. Они продолжали опираться на свои концептуальные знания, притворяясь и драматическая пьеса .

Вы когда-нибудь задумывались, почему драматические игры так популярны в дошкольных учреждениях? Согласно Пиаже, дети в возрасте от двух до семи лет (от дошкольного до второго класса) получат пользу от возможности участвовать в драматических играх и творческом обучении. Он предполагает, что через драматическую игру дети на этом этапе начнут демонстрировать метапознание. Метапознание (двойственное мышление) развивается, когда дети одновременно думают и размышляют о своем реалистичном и творческом опыте.

Стадия конкретных операций по Пиаже: от 7 до 11 лет

На стадии конкретных операций по Пиаже дети начинают более логично представлять объекты и идеи. По этой причине дети в стадии конкретной операции чаще добиваются большего успеха при традиционных методах обучения.

У детей на этом этапе развиваются логические мысли об объекте, но только в том случае, если они могут манипулировать им. Практические игры с правилами являются чрезвычайно эффективными средствами обучения для детей на этом этапе развития. Логический тип мышления, заметный на этой стадии познавательного развития, — это мышление, необходимое для систематического решения задачи.

Пиаже заметил, что дети могут использовать конкретных объекта для эффективной разработки систематических правил или идей, но они еще не способны мыслить абстрактно. На этом этапе, например, дети понимают математическое правило сохранения : если ничего не прибавлять и не убавлять, то количество остается прежним.

Первый навык, который отличает конкретное операционное мышление от предоперационного, это обратимость . Обратимость — это возможность управлять порядком процесса. Ребенок на дооперациональной стадии может описать переживание, но только ребенок на конкретно-операциональной стадии может пересказать переживание в хронологическом порядке или не по порядку. Дети на стадии конкретной операции также могут следовать многоступенчатым инструкциям, в то время как детям на стадии до операции потребуются для этого подсказки или напоминания.

Следующий навык, отличающий конкретное операционное мышление от дооперационального, это децентрирование . Децентрация означает, что дети могут сделать шаг назад и проанализировать ситуацию более чем одним способом. Дети на стадии конкретной операции могут увидеть проблему с другой точки зрения.

Этот навык начинается на дооперационном этапе, когда дети принимают участие в драматической игре. Однако Пиаже заметил, что дети на стадии конкретной операции делали более преднамеренный и просчитанный выбор, показывая, что они осознают свою децентрацию.

Пиаже заметил, что дети на этом этапе менее эгоцентричны. Дети начали понимать, что их мысли и идеи уникальны и что другие не всегда имеют такие же мысли, чувства и мнения.

Формально-операциональная стадия Пиаже: возраст от 12 лет и старше

На этой стадии теории когнитивного развития Пиаже дети способны к более абстрактному мышлению. Поскольку дети на этой стадии формального операционального мышления могут думать о своем мире в абстрактных терминах. Абстрактные концепции, такие как будущее, справедливость и ценности, интересны и понятны.

Дети размышляют внутренне и могут мыслить гипотетически, когда они находятся на стадии формальной деятельности. Пиаже наблюдал гипотетических рассуждения детей на этой стадии. Он заметил, что они могут найти ряд потенциальных решений проблемы, а также могут решать проблемы системно. Теперь дети были способны мыслить научно, чтобы решать проблемы.

Пиаже наблюдал, как дети на стадии формального функционирования также меньше нуждались в руководстве со стороны взрослых и были более способны мыслить независимо. На этом этапе дети продемонстрировали способность систематически планировать будущее и обдумывать гипотетические ситуации.

Термины, используемые в теориях Пиаже

Пиаже использовал несколько терминов, чтобы помочь ему описать свои теории когнитивного развития и изменения в развитии, которые он наблюдал.

Схема

Компания Piaget использовала термин схема для обозначения знаний, которые мы накапливаем по мере обучения и роста. Наша схема хранит как блоки знаний, так и процессы, которые мы использовали для создания этих знаний.

Схема подобна файлу памяти, который мы храним в нашем мозгу. Каждый из наших файлов информирует нас и помогает правильно реагировать на новый опыт, объекты или информацию. По мере появления нового опыта мы используем дополнительную информацию для модификации наших ранее существовавших схем.

Ассимиляция

Ассимиляция происходит, когда мы используем наши существующие схемы, чтобы сообщить нам о соответствующих реакциях на новый опыт, объекты или информацию.

Приспособление

Приспособление происходит всякий раз, когда мы изменяем или модифицируем наши существующие схемы, потому что существующая схема не работает для нас эффективно. Иногда мы создаем новые схемы, когда приспосабливаем, изменяем или модифицируем наши старые схемы.

Схемы (или схемы) являются общим понятием в когнитивной психологии и психологии развития. Это видео знакомит с концепцией, показывая, что такое схема, что она делает и как она формируется.

Уравновешивание

Пиаже считал, что дети способны находить баланс между ассимиляцией и аккомодацией. Он назвал эту уравновешивающую способность уравновешиванием .

По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, они должны найти баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает.

Уравновешивание объясняет, как дети могут переходить от одного этапа мышления к другому. Он описывает силу, которая поддерживает продвижение когнитивного развития. Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит очень быстро, если детям дается соответствующий обучающий опыт.

Учителя дошкольного образования могут помочь сформировать схемы детей, предоставив им соответствующий возрасту практический опыт обучения. Подход, основанный на исследовательской игре, предоставит детям необходимый практический опыт, необходимый для развития их схем и продвижения через когнитивные этапы развития.

Если вы нашли этот пост полезным, поделитесь им…

Явное обучение, расследования Джанель МакАрдл исследования, игровые, планирование, когнитивное развитие, практические занятия, обучение, ранние годы, раннее детствоКомментарий

Мнемоника MCAT: этапы когнитивного развития Пиаже

Мнемоника MCAT

Кен Тао

8,638 Чтение за 2 минуты

«Некоторые люди умеют летать» — мнемоника четырех стадий когнитивного развития Пиаже: сенсомоторная, предоперационная, конкретно-операционная и формально-операциональная.


В сегодняшнем выпуске MCAT Mnemonic Monday мы рассмотрим психологическую социальную мнемонику на этапах когнитивного развития Пиаже.

Четыре этапа. Первым этапом является сенсомоторный этап в возрасте от 0 до 2 лет. На этом этапе дети будут узнавать мир, используя свои чувства и двигательное поведение. Нечто важное, что дети разовьют на этапе постоянства объекта. Прежде чем ребенок разовьет постоянство объекта, если вы положите перед ним игрушку, а затем накроете ее одеялом, он подумает, что игрушка исчезла. Однако после того, как ребенок развил постоянство объекта, если вы накроете игрушку одеялом, ребенок потянется за игрушкой под одеялом, потому что он поймет, что игрушка все еще там.

Второй этап — это предоперационный этап в возрасте от 2 до 7 лет. На этом этапе дети проявляют воображение и часто вовлекаются в ролевые игры. Например, ребенок может бегать по комнате, говоря, что он летит на самолете, а его руки — это крылья самолета. На этом этапе их логика еще предоперационна. Поэтому, если вы зададите им определенные вопросы, они дадут вам неверный ответ.

Например, если у вас есть стакан с водой большого диаметра, с некоторым объемом воды, если вы нальете эту воду в другой стакан с более узким диаметром и спросите их, что происходит с водой, когда ее наливают из одного стакана в другой стакан, ребенок скажет, что когда его налили в узкий стакан, что теперь воды больше, потому что вода достигла более высокого уровня.

Следующий этап — конкретный операционный этап. Это возраст от 7 до 11 лет. На этом этапе дети могут выполнять те преобразования и понимать их, на которые не были способны дети на дооперационном этапе. Однако на этом этапе дети способны рассуждать, но только с использованием конкретных событий, с которыми они имели опыт.

Например, если вы скажете им, что молотком можно разбить оконное стекло. Если кто-то ударит молотком по окну, что произойдет? Ребенок может ответить. О, окно разобьется. Если вы попросите детей мыслить абстрактно, они не смогут этого сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *