Стандартизация психологического теста – —

Стандартизация теста. Этапы стандартизации. Стандартные показатели. Статистические нормы.

Стандартизация теста – это процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей. При применении стандартизации осуществляется сопоставление экспериментальных данных, полученных при помощи методик различной размерности. В результате обработки тестовых показателей получают сырые баллы, которые переводятся в соответствии с законом нормального распределения.

Процедура стандартизации включает в себя три этапа:

Первый этапстандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3. Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5. Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

6. Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

8. Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этапстандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этапстандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

 

Стандартные показатели:

1. Первичнные (показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий; «сырые баллы»)

2. Производные (показатели, полученные путем математической обработки первичных данных)

· Наиболее распространенным преобразование первичных оценок являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Процедура нормирования заключается в переходе к другим единицам измерения. В качестве функции нормирования обычно выступает Z-показатель(стандартный показатель), который выражает отклонение индивидуального результата

Х в единицах, пропрорциональных стандартному отклонению.

· Более широкое распространение в психодиагностике получили стандартные показатели, рассчитываемые на основе линейного и нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному или близкому к нормальному закону. При таком расчете проводится z-преобразование оценок. Чтобы определить z-стандартный показатель, определяют разность между индивидуальным первичным результатом средним значением для нормальной группы, а затем делят эту разность на δ нормативной выборки.

Статистические нормы:

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования.

Статистические нормы

А. Статистические нормы. Граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации. Как правило, эти граничные значения отделяют от выборки фиксированный процент испытуемых: (дециль), 25 (квартиль), 50 (медиана). При нормальном распределении статистическая норма описывается с помощью параметров (среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение). Статистические нормы служат принятию «сравнительный решения» и не дают информации для принятии «нормативных решений»

Б. Возрастные нормы – частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей разного возраста.

В. Критериальныенормы — диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя. В случае критериального поведения критериальныенормы указывают на вероятность появления критериального поведения при данном значении тестового балла.

Г. Школьные нормы разрабатываются на основе тесов школьных достижений или тестов школьных способностей.

Д. Профессиональный нормы. Устанавливаются на основе тестов для различных профессиональных групп.

Е. Локальные нормы. Устанавливаются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, географического района, социоэкономического статуса.

Ж. Национальные нормы. Разрабатываются для представителей данной нации или страны в целом.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Психодиагностика: психометрические основы — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ

2.1. Основные этапы конструирования теста. Разработка заданий.
2.2. Стандартизация теста.
2.3. Определение надежности теста.

2.4. Определение валидности теста.



2.1. Основные этапы конструирования теста

Этапы конструирования теста
-Определение цели теста и разработка спецификации
-Разработка заданий для теста — дотестовые задания-пересмотр-принятие
-Конструирование шкалы
-Пилотажное тестирование
-Стандартизация теста — сбор нормативных показателей
-Валидизация -кросс валидизация
-Публикация руководства
-Пересмотр теста с течением времени

Выделяются  три главные  стратегии  в конструировании  личностных опросников:   дедуктивная, индуктивная и экстернальная  
Дедуктивная или содержательная стратегия базируется на теоретических   представлениях о личности, ее структуре и функционировании.  Разработчик  теста конструирует задания, с помощью  которых, как предполагается, будет оцениваться  определенный  психологический   конструкт. 
Вторая  стратегия  — индуктивная, предполагает использование   факторного   анализа  или других статистических   процедур, основанных  на корреляционных   связях.  Главная  особенность  индуктивной  стратегии состоит  в том, что исследователь  как бы позволяет  данным  говорить  самим за себя. 

Экстернальная стратегия  эмпирична   по  своей  сути и основывается   на сравнении   контрастных   групп. 

Содержательные области – то, что предполагается измерять.
Манифестации – проявления содержательных областей

-Решетка размером от 16 до 25 ячеек (например, 4×4,4×5,5×4 или 5×5) считается идеальной для той длины теста, который вполне реально сконструировать, предъявить и обработать.
-Для достижения  удовлетворительной   надежности  опросника  требуется  не менее  20 заданий, выполнение   которых  обычно  занимает  не более  10 минут.
-Количество  заданий предварительного   варианта теста должно быть по крайней  мере на 50 % больше числа  тех, которые  будут включены  в окончательную версию.

Факторы, искажающие достоверность

Установка на согласие
Установка на социально одобряемые ответы
Установка на неопределенные или средние ответы
Установка на «крайние» ответы

Основные формы вопросов (утверждений) для личностных опросников

1. Вопросы с ответом типа «да-нет»
«Любите ли вы загорать на пляже?»

2. Вопросы с ответами типа «да -?- нет», «да — затрудняюсь ответить — нет»
Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты предпочел бы быть:
а) одинокой, величественной сосной на вершине утеса;
б) яблоней во фруктовом саду;
в) не уверен. (16PF)

3. Альтернативные задания (с ответами типа «правда-ложь»)
«Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы» (MMPI)

4. Задания с ответами типа «нравится–не нравится»
(1) «фонарщики»; (2) «воротники из бобрового меха»; (3) «бас-барабан».

5. Задания с рейтинговыми шкалами
“Мне нравится бывать с друзьями в кафе: всегда, очень часто, часто, от случая к случаю, редко, очень редко, никогда”

6. Трихотомические задания с выбором
«Когда мне нечего делать, я могу: (а) позвонить другу, чтобы поболтать; (б) заняться разгадыванием трудного кроссворда; (в) пойти на джазовый концерт».


Разработка заданий теста. Анализ заданий.

Правила для формулирования заданий:

  1. Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данных заданий.
  2. Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы (утверждения). Каждое  задание  (вопрос)  должны  быть сформулированы    предельно ясно и просто.
  3. Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Например, вместо  задания  «Нравится  ли вам спорт?»  лучше использовать  более  конкретный   вопрос:  «Вы регулярно  играете  в какую-нибудь спортивную   игру?».
  4. В каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение.
  5. Избегайте слов, определяющих частоту действий. То, что одним  испытуемым  интерпретируется   как  «часто», для другого  совсем  не так. 
  6. Избегайте терминов, выражающих чувства. Вместо этого, попытайтесь представить задание в контексте поведения. Например, задание  «Нравится  ли вам чтение  художественной   литературы»  лучше  заменить  на  «Читаете  ли вы художественную литературу  постоянно?».
  7. При помощи инструкций обеспечьте, чтобы испытуемые давали первые приходящие на ум ответы. Не позволяйте испытуемым долго размышлять над значением заданий.
Очень важно, чтобы любой из предлагаемых  вариантов  ответа воспринимался испытуемым  как возможный, вероятный.   Ответ, воспринимаемый  обследуемым как неправильный,  будет иметь  малую вероятность   выбора.
Установка на социально одобряемый  ответ может  быть  минимизирована с помощью  исключения  из опросника  тех заданий, ответы на которые  оцениваются обследуемым   с точки  зрения  их социальной   желательности—нежелательности.

Анализ заданий

Анализ заданий по результатам, полученным в пилотажном исследовании, имеет своей целью отбор наилучших заданий для окончательной  версии опросника  и включает  в себя определение доли ответивших правильно (в соответствии   с ключом)  и дискриминантности каждого задания. 

1. Вычисление индекса эффективности задания
-Составить матрицу анализа заданий
-Определить количество испытуемых, ответивших в соответствии с «ключом»
-Разделить количество испытуемых, ответивших в соответствии с «ключом», на общее количество испытуемых
-Индекс эффективности для каждого задания должен располагаться в интервале от 0,25 до 0,75, приближаясь в среднем к 0,5 для всего опросника

2. Определение дискриминативности заданий
-Найти коэффициент корреляции каждого задания с общим баллом всего теста:

а) Коэффициент произведения моментов Пирсона (для оценивания заданий, имеющих 5 и более вариантов ответа)

r-коэффициент корреляции
Х — результат по заданию
Y — результат по всему тесту
n — количество попарных произведений (количество испытуемых)
Е — сумма
Требуется минимальная корреляция в 0,2 балла

б) Точечно-бисериальная корреляция (для дихотомических заданий)

x1 — среднее по Х объектов со значением единицы по Y
x0 — среднее по Х объектов со значением нуль по Y
Sx — стандартное отклонение всех значений по Х
n1 — число объектов с единицей по Y
n0 — число объектов с нулем по Y, т.е. n=n1+n0
Требуется минимальная корреляция в 0,2 балла

2.2. Стандартизация теста

Стандартизация теста

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА — унификация процедуры проведения и оценки выполнения диагностического испытания.

Обычно стандартизация включает точные указания относительно  используемых тестовых материалов, временных ограничений, устных инструкций для участников обследования и другие детали  проведения работы. Так, например, предъявляя инструкцию перед  обследованием, следует принимать во внимание и скорость речи, и интонацию голоса, и паузы, и выражение лица.

Одним  из важных  отличий  психометрических   тестов  является  то, что они  стандартизированы,  а это  позволяет   сравнить  показатели, полученные   одним  испытуемым, с таковыми  в генеральной совокупности  или соответствующих   группах. Тем самым достигается  адекватная  интерпретация   показателя  отдельного  испытуемого. Таким образом, стандартизация  теста наиболее важна в тех случаях, когда осуществляется  сравнение показателей  обследуемых. 

Этапы стандартизации
1. Создание единообразной процедуры тестирования.
2. Создание единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки.
3. Определение норм выполнения теста.

Стандартизация процедуры тестирования включает:
-условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы)
-содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.)
-наличие стандартного стимульного материала
-временные ограничения выполнения данного теста
-стандартный бланк для выполнения данного теста
-учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования
-учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования
-учет влияния опыта респондента в тестировании

Ни один испытуемый не должен иметь никаких преимуществ перед другими.

Выборка стандартизации — относительно этой группы вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня

Выборка стандартизации  должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест
Выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам как возраст, пол, профессия, георгафическое распределение и т.д.

«Любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которых она вырабатывалась… Применительно к психологическим тестам они (нормы) никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Они просто выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации»    
А.Анастази            

Классическим приемом стандартизации тестового задания  является определение нормативных данных — норм выполнения задания. Психологические тесты часто не имеют заранее определенных  стандартов успешного или неуспешного его выполнения. Сам термин «норма» уже указывает на нормальное или среднее его выполнение. Обычно эта норма устанавливается в зависимости от возраста, пола, других показателей, путем отнесения к той или иной выборке   подходящего типа, например: нормативные данные в начале и в конце  обучения, для одного или другого учебного заведения и т. д.

Меры центральной тенденции в распределении результатов тестирования, которые предназначены для выявления той точки, вокруг которой  в основном  группируются все результаты выполнения теста:

среднее арифметическое

мода – наиболее часто встречающийся в выборке результат. Если все значения встречаются в выборке одиноково часто, считается, что распределение не имеет моды. Если два соседних значения имеют одинаковую частоту и эта частота больше частот других значений, мода является средним этих двух значений.
медиана — результат, находящийся в середине последовательности показателей, если их расположить в порядке возрастания или убывания.

2.3. Определение надежности теста
Надежность теста. Методы определения надежности.


Надежность — относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых

Тест обычно  считается   надежным,  если с его помощью  получаются  одни и те же показатели  для каждого  обследуемого  при повторном  тестировании.

Надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

В психометрике  термин надежность  имеет два значения:
1. Внутренняя согласованность
2. Ретестовая надежность

Внутренняя согласованность определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен

anchiktigra.livejournal.com

Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)

1. Определение понятия психологического теста

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. «Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения» (2, с. 31). «Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий» (1, с.139). «Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения» (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых,тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.;

во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.

2. Психологический тест как объективное измерение

Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых «сырых баллах».

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

единообразие оценки выполнения теста;

определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь «третий этап стандартизации»).

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [10].

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.

Определение норм для теста

На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, а диапазон значений. Существуют определенные правила формирования такой группы испытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.

Правила формирования выборки стандартизации:

выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей (например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста;

выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группа дошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.

Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы. Например, на рис.1 изображена кривая нормального распределения для теста «Прогрессивные матрицы Равена».

mirznanii.com

Электронная библиотека ВГУЭС. Электронная библиотека

Багана Жером
Analyse grammaticale du mot dans la phrase (Грамматический анализ слов в предложении) : Учебное пособиеУчебное издание2020
Сидоренко Т.В.
Essential English for Law (английский язык для юристов) : Учебное пособиеУчебное издание2020
Казаков Е.Ф.
Homo nudes : МонографияНаучное издание2020
Багана Жером
Langue francaise: Techniques d`expression ecrite et orale : Учебное пособиеУчебное издание2020
Кравченко Л.В.
Photoshop шаг за шагом. Практикум : Учебное пособиеУчебное издание2020
Костромина Е.В.
Авиатранспортный маркетинг : УчебникУчебное издание2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание2020
Братан С.М.
Автоматическое управление процессами механической обработки : УчебникУчебное издание2020
Стуканов В.А.
Автомобильные эксплуатационные материалы : Учебное пособиеУчебное издание2020
Тарасова Т.В.
Аддитивное производство : Учебное пособиеУчебное издание2020
Зиновьева О.П.
Административное судопроизводство : УчебникУчебное издание2020
Махина С.Н.
Административное судопроизводство : Учебное пособиеУчебное издание2020
Миронов А.Н.
Административно-процессуальное право : Учебное пособиеУчебное издание2020
Кисленко В.Н.
Адсорбция бактерий почвой и её эпидемиологическое значение : МонографияНаучное издание2020

abc.vvsu.ru

Стандартизация как требование к разработке психодиагностических методов

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

единообразие оценки выполнения теста;

определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь «третий этап стандартизации»).

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [10].

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.
Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).
Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.
Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Стандартизация теста (test standardization) — это… Что такое Стандартизация теста (test standardization)?

С. т. — это установление унифицированных процедур для а) его проведения и б) подсчета получаемых с его помощью показателей. Первые стандартизированные тесты появились в начале XX столетия, когда Э. Л. Торндайк, занимающийся эксперим. психологией, наряду с др. учеными, распространили принципы, полученные в лабораториях, на психол. измерения.

«Стандарты для образовательных и психологических тестов» (Standards for educational and psychological tests, American Educational Research Association, 1985) лают общие рекомендации относительно процедуры, к-рым должны следовать издатели и пользователи тестов, для того, чтобы гарантировать применение стандартизированных процедур. Контроль за процедурой проведения тестов в значительной степени достигается за счет инструкций, приведенных в руководствах по тестам. Что касается процедуры оценки, то в «Стандартах» указано, что желательно, чтобы детальные инструкции как для субъективных, так и объективных тестов были помещены в руководстве по тесту, и, в случае субъективно градуированных тестов, следует указать результаты исслед. степени согласия лиц, проводящих оценку. С. т. тж должна давать детальную информ. по поводу того, кто имеет квалификацию, достаточную для применения и оценки результатов теста.

Заключительным моментом С. т. яв-ся разработка норм теста. Эти величины, в сочетании с данными о надежности и валидности, позволяют психологам надлежащим образом интерпретировать результаты, полученные в результате тестирования. Тесты можно приравнять к др. аналогичным тестам, так, чтобы сравнивать их результаты друг с другом.

Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психол. тестов. Во-первых, стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество, чем составленные для проведения в конкретных местах. Во-вторых, проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов, личное проведение тестирования и других оценочных мероприятий, и дает им возможность заняться более важными вещами — терапией, обучением, и интерпретацией результатов, например. Наконец, использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом. Следует отметить и один важный недостаток стандартизированных процедур: из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.

См. также Измерение

К. Ф. Гейзингер

.

dic.academic.ru

Стандартизация в психометрике. Стандартизация теста и шкалы.

Понятие стандартизации методик Диагност-я методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. А. Анастази, стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Т. О., стандарт-ция рассматривается в двух планах:

1. как выработка единых требований к процедуре эксперимента Станд-я процедуры означает унификацию всего, что связано с экспер-м (бланки ответа, способ фиксации и анализа результатов, условия проведения обследования). Для всех испыт-х все должно быть одинаково (это касается и стимульного материала).

2. как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента: 1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,
письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же
словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе экспер-та не следует давать отдельным испыт-м дополнит-е пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные огранич-я в выполнении заданий для всех испыт-х должны быть одинак-ми и т.д.

Стандартизация тестов — это установление унифицированных процедур для

а) его проведения и

б) подсчета получаемых с его помощью показателей.

Первые стандартизированные тесты появились в начале XX столетия, когда Э. Л. Торндайк, занимающийся эксперим. психологией, наряду с др. учеными, распространили принципы, полученные в лабораториях, на психол. измерения.

«Стандарты для образовательных и психологических тестов» дают общие рекомендации относительно процедуры, к-рым должны следовать издатели и пользователи тестов, для того, чтобы гарантировать применение стандартизированных процедур. Контроль за процедурой проведения тестов в значительной степени достигается за счет инструкций, приведенных в руководствах по тестам. Что касается процедуры оценки, то в «Стандартах» указано, что желательно, чтобы детальные инструкции как для субъективных, так и объективных тестов были помещены в руководстве по тесту, и, в случае субъективно градуированных тестов, следует указать результаты исслед. степени согласия лиц, проводящих оценку Стандартизация тестов должна давать детальную информ. по поводу того, кто имеет квалификацию, достаточную для применения и оценки результатов теста.

Заключительным моментом стандартизации тестов яв-ся разработка норм теста. Эти величины, в сочетании с данными о надежности и валидности, позволяют психологам надлежащим образом интерпретировать результаты, полученные в результате тестирования. Тесты можно приравнять к др. аналогичным тестам, так, чтобы сравнивать их результаты друг с другом.

Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психол. тестов. Во-первых, стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество, чем составленные для проведения в конкретных местах. Во-вторых, проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов, личное проведение тестирования и других оценочных мероприятий, и дает им возможность заняться более важными вещами — терапией, обучением, и интерпретацией результатов, например. Наконец, использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом. Следует отметить и один важный недостаток стандартизированных процедур: из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.

Стандартизация шкалы.

Применение стандартных шкал позволяет использовать более грубые, приближенные способы проверки типа распределения тестовых баллов. Если, например, процентильная нормализация с переводом в стены и линейная нормализация с переводом в стены по формуле дают совпадающие целые значения стенов для каждого Y, то это означает, что распределение обладает нормальностью с точностью до «стандартной десятки».

Применение стандартных шкал необходимо для соотнесения результатов по разным тестам, для построения «диагностических профилей» по батарее тестов и тому подобных целей.

О СТАНДАРТИЗАЦИИ ТЕСТА в строгом смысле можно говорить, когда задана полная таблица соответствия сырой шкалы и стандартной шкалы и содержание этой таблицы обосновано статистической структурой распределения тестовых баллов на выборке стандартизации.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *