Старость возрастная психология – Тема 11. Психология старости

Тема 11. Психология старости

Тема 11. Психология старости

 

1. Физическое и психическое развитие в старости.

 

1. Физическое и психическое развитие в старости

 

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном  уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся  у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т.

Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше  стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону  и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

 

Задания для самостоятельной работы

 

    1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

    2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

 

ebooks.grsu.by

Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте

Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии находятся биологические, психологические и социологические аспекты старения.

Биологический подход к старению ориентирован прежде всего на обнаружение телесных причин и проявлений старения. Биологи рассматривают старение как закономерный процесс, протекающий в течение постнатальной жизни организма и сопровождающийся столь же закономерными изменениями на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных уровнях (В.В. Фролъкис, 1988; Е.Н. Хрисанфова, 1999).

В зарубежной геронтологии широкое распространение получили четыре основополагающих критерия старения, которые в 60-е годы XX в. были предложены известным геронтологом Б. Стрехлером:

  • старение, в отличие от болезни, представляет собой универсальный процесс, ему подвержены все без исключения члены популяции;
  • старение является прогрессирующим непрерывным процессом;
  • старение есть свойство любого живого организма;
  • старение сопровождается дегенеративными изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии и взрослении).

Таким образом, старение человека представляет собой базовый универсальный биологический процесс, который, однако, реализуется в конкретных социокультурных условиях. Поэтому геронтология рассматривает старение как комплексное явление, включающее личностные, социальные и даже экономические аспекты жизни человека. Об этом свидетельствует также тот факт, что такие показатели, как продолжительность жизни и схемы периодизации, отмечающие начало старения и длительность его протекания, подвержены заметным изменениям.

К числу наиболее значимых, глобальных явлений, наблюдавшихся в XX веке, относится радикальное (почти в два раза) увеличение продолжительности жизни. С этим связано изменение взглядов на периодизацию старения.

В начале века немецкий физиолог М. Рубнер предложил возрастную классификацию, в которой начало старости устанавливалось в 50 лет, а почтенная старость начиналась с 70 лет. В 1905 г. известный американский медик В.Аслер утверждал, что 60 лет надо считать предельным возрастом, после чего старики становятся в тягость себе и обществу. В 1963 г. на Международном семинаре ВОЗ по проблемам геронтологии была принята классификация, выделяющая три хронологических периода в позднем онтогенезе человека: средний возраст (45-59 лет), пожилой возраст (60-74 года), старческий возраст (75 лет и старше). В отдельную категорию были выделены так называемые долгожители (90 лет и старше). В соответствии с последними данными, возраст 60-69 лет определяется как предстарческий, 70-79 лет – как старческий, 80-89 лет – как позднестарческий, 90-99 лет – как дряхлость (Крайг, 2000).

Следует, однако, иметь в виду, что любая схема выделения и классификации инволюционного, или регрессивного, возраста достаточно условна, поскольку физиологи еще не располагают данными для исчерпывающей характеристики каждой из перечисленных выше стадий онтогенеза. Принято считать, что регрессивные изменения биохимических, морфологических и физиологических показателей статистически коррелируют с увеличением хронологического возраста. Наряду с этим, как и в детстве, при оценке старения необходимо различать понятия биологического и календарного/ хронологического возрастов. Однако оценка биологического возраста при старении является одной из дискуссионных проблем возрастной физиологии.

Определение биологического возраста требует точки отсчета, отталкиваясь от которой, можно количественно и качественно охарактеризовать психосоматический статус человека. В детстве биологическ

psylist.net

Характеристика возрастных психологических особенностей пожилых людей. Старение и старость

Старость – завершающий период жизни человека.

Наиболее характерными психическими особенностями человека в данном периоде являются: «уход» во внутренний мир, стратегическая ценностная переориентация, критическая переоценка ранее принятых ценностей, умиротворенность и успокоенность, умудренность жизненным опытом.

В этом возрастном периоде возникает высший уровень личностной интеграции. Качество жизни зависит от успешности решения основных стратегических задач предшествующих периодов жизни. Характерно некоторое ослабление процессов восприятия и двигательной активности. Старость не связана с неизбежной общей психической деградацией – у многих людей сохраняется оптимальный уровень интеллекта и эмоционально-волевых возможностей.

Ведущим психическим новообразованием данного периода принято считать отношение человека к своей жизни, возникновение МУДРОСТИ и отношение к смерти.

Пожилой возраст принято определять с периода выхода на пенсию. Данный этап в жизни человека влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа и стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относится к другим людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т.е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

Многие авторы (например, Е.С.Авербух) говорят о том, что выход на пенсию является травмирующей ситуацией. Самооценка человека резко падает, он ощущает себя социально бесполезным человеком. Понижается уровень самоуважения, что влечет за собой соответствующие поведенческие изменения.

По мнению Ю.М.Губачева, чем раньше человек выйдет на пенсию, тем быстрее станет физически, духовно и умственно мало подвижным, что может негативно сказаться на его личности.

Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Человек встает перед выбором нового рода занятий. Именно здесь. Большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Р.С.Эшли предлагает фазы пенсионного процесса:

  •   предпенсионная фаза;
  •   фаза «медового месяца»;
  •   фаза разочарования;
  •   фаза стабильности;
  •   завершающая фаза.

Роль семьи в создании психологического комфорта особенно важна в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итого всей прожитой жизни.

Говоря о данном периоде, обычно характеризуют умственные способности пожилых людей. Обычно выдвигали концепцию «интеллектуального дефицита» пожилых людей. Но в современных психологических исследованиях, ученые не придерживаются данного мнения. Дело в том, что с возрастом возникает не новое качество, а специфика интеллекта, которая заключается в особенностях памяти (ослаблении кратковременной и сохранности долговременной). При этом люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, творчеством удивляют нас ясностью и прозорливостью своих мыслей, мудростью суждений, гибкостью и подвижностью мышления.

Американские ученые с успехом доказывают, что интеллектуальные возможности пожилых людей определяются не столько возрастными показателями, сколько физическим состоянием здоровья, изолированностью, недостатком образования и др. При этом следует учитывать как закономерности в развитии человека данного возрастного периода, так и его индивидуальные особенности.

Особое внимание ученые уделяют проблеме одиночества в старости. Причиной такого самовосприятия могут служить следующие факторы:

  •   слабое состояние здоровья;
  •   ограниченный круг общения;
  •   отсутствие семьи и близких людей и др.

Так, А.И.Берг доказал, что для нормального психического развития, человек должен контактировать с окружающим миром, общаться. При полной изоляции человека от окружающего мира может начаться безумие. Эти контакты способствуют активизации интеллектуальной деятельности. В межличностном общении, как бы отсрочивается старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество. Темы для общения у пожилых людей также определяются их состояние здоровья, наболевшими проблемами, воспоминаниями прожитой жизни. Круг его общения ограничен (семья, близкие, соседи, участковый врач). И здесь нужно учитывать закономерности и особенности психических изменений данного возраста.

Главным психическим новообразование в старости является становление и развитие мудрости Формируется новое отношение к смерти и бессмертию. По этому поводу, П.С.Гуревич пишет, что возникает несколько позиций в понимании бессмертия у людей с различным уровнем интеллектуального развития, их жизненного опыта и духовности. Так, одни считают, что их бессмертие – в их детях, другие – в научных и творческих достижениях, которые останутся после смерти; третьи – в духовном единении с Господом Богом; четвертые – в переходе одной энергии в другую, в единении со всей природой и растворении в ней.

hr-portal.ru

Старость как кризисный возрастной период

В данной статье рассмотрены понятия возраста и кризиса возрастного развития; приведены психофизиологические, возрастные и психосоциальные характеристики старости; проанализированы особенности развития мотивационно-потребностной, ценностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер в старости; охарактеризованы семейные и социально-производственные отношения пожилых людей. Дана характеристика кризиса старости в контексте теории Э. Эриксона. Рассмотрены различные типологии личности в пожилом возрасте.

Ключевые слова: возраст, кризис возрастного развития, старость, кризис старости, интегративность, безысходность, смысл, типы личности в старости, геронтопсихология.

Сначала рассмотрим такие понятия психологии развития, акмеологии как «возраст» и «кризис возрастного развития».

Возраст (в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) — это период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного момента жизнедеятельности (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т. е. — так называемым социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение и значение. Любой возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет психологические личностные резервы развития, которые могут быть активированы самой личностью во всех взрослых возрастах (по Давиду Иосифовичу Фельдштейну) [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Кризис возрастного развития определяется в возрастной психологии и психологии развития, акмеологии как относительно короткий период личностного развития человека, характеризующий собою скачкообразный (термин Л. С. Выготского) переход с (от) одного этапа индивидуального психического развития к другому. Кризисы возрастного развития, несмотря на дифференцированность форм их выражения, имеют общую для всех людей психофилогенетическую и социально-культурную природу. Кризисы возрастного развития имеют также весьма чёткие для подавляющего большинства людей сроки протекания в психоонтогенезе. По мнению Л. С. Выготского, возрастной кризис с психологических позиций — это всегда обострение субъективных внутренних противоречий между уже сформированным опытом и психическими функциями и вновь возникающими у человека под воздействием личностных изменений и социальных влияний качествами мотивации, способностей, самосознания, эмоций и пр. Все возрастные кризисы психосоциально нормативны. Ненормативным кризисом является всё то психическое и психологическое в жизнедеятельности человека, что выходит за рамки общих для всех людей возрастных и психосоциальных изменений личности [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Теперь перейдём к рассмотрению кризиса старости.

В системе жизненного цикла заключительный период жизни человека — старость — имеет особое значение. В старости имеют место и проявления такие основные возрастные и психосоциальные аспекты как: подведение человеком итогов пройденного жизненного пути, отношение к старым людям со стороны семьи и общества и многое другое [1, 2, 3, 5, 12, 13, 15].

Феномен старости многогранен: его можно рассматривать и со стороны изменений биологического порядка, и со стороны изменения статуса человека в обществе. Этот феномен понимается исследователями и со стороны осмысления самим человеком и его окружением значения старости, через анализ её негативных и позитивных сторон. Здесь учёные психологически и социально выделяют такие параметры как примирение с людей неизбежным распадом и угасанием, включая спокойное ожидание смерти, и возвышение старости присущей ей мудростью и культурным посылом через поколения в будущее [1, 2, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15].

В физиологическом аспекте старость связана с постепенным разрушением и отмиранием функций организма, систем органов, нервных клеток и клеток головного мозга. В социальном аспекте происходит снижение жизненной активности, частичное забвение профессии. При этом, при рассмотрении старческого возраста с аналитических позиций психологии развития, акмеологии и геронтологии, — в старости принципиальным является качественно новое понимание людьми бытия и психологическое приспособление их к своим возрастным изменениям [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Укажем на то, что наименования кризисов старости во многом говорят сами за себя. Например, психологический кризис, имеющий место в конце зрелого возраста называется некоторыми исследователями предпенсионным, что указывает на ведущую роль в его формировании социально-профессионального фактора, связанного с достижением людьми пенсионного возраста и выходом их на пенсию. Зачастую выход на пенсию является жёстким психосоциальным испытанием для человека. Это испытание изменяет привычный образ жизни, привносит ухудшение материального положения, утрату значимой социальной роли, потерю социальных связей. При этом имеет место возникновение стрессового состояния и негативных эмоциональных переживаний на фоне изменения структуры психологического времени человека [1, 2, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15].

Наряду со всем этим, обозначенное выше психосоциальное содержание переживается людьми субъективно, так как отношение ко всему индивидуализируется через ценностно-мотивационную сферу личности, профессиональную культуру, личностные характеристики, степень психологической подготовленности к старости [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Оценка человеком смысла своей жизни для него самого и для других людей, а также наличие жизненной цели и временной перспективы, связывающей настоящее, прошлое и будущее переплетены с эмоциональным переживанием удовлетворённости жизнью. Неудовлетворённость жизнью как суммарное переживание связано с оценкой внешних и внутренних условий жизни и складывается из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, недостаточностью материальных средств, отсутствием физической и моральной поддержки, социальной изоляцией. Всё это проявляется вместе с жизненной мудростью как центральным психологическим новообразованием старости [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Трудность изучения феномена старости связана ещё и с тем, что сложно точно определить хронологические границы её начала, а теоретическое осмысление даёт много вариантов возрастных рамок, и это притом, что каждый человек уникален в проявлениях признаков старения, да и количество самих признаков старения велико. Несмотря на это, у старости, как и у любого другого возрастного периода, имеются свои задачи развития и собственные, «внутренние» возрастные кризисы [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Э. Эриксон в своей периодизации развития личности указывает на то, что поздняя зрелость (первая половина пожилого возраста) — это время завершающей формы кризиса идентичности, время выбора между целостностью личности (интегративностью) и безысходностью (отчаянием перед лицом смерти) [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Благоприятные условия, согласно взглядам Э. Эриксона, позволяют пожилому человеку достигнуть личностной целостности, предполагающей собою: упорядоченность и значимость «Я»; доверие к прошлому, принятие настоящего; принятие своего жизненного пути и включённых в него людей, в частности — полное принятие своих родителей и появление новой любви к ним; восприятие жизни как личной ответственности; чувство общности; готовность защищать свой жизненный стиль, не порицая стиль жизни других людей; осознание совпадения своего жизненного цикла с отрезком исторического времени; осознание связи целостности личности с культурой и цивилизацией; достижение мудрости как индивидуальной силы; «приращение» идентичности. Мудрый пожилой человек радуется успехам последующих поколений, не препятствует им, отчасти уступая свои позиции [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

При неблагоприятных условиях, по взгляду Э. Эриксона, целостность личности не достигается или утрачивается, что приводит к чувству отчаяния или безысходности. Отчаяние вызывается, прежде всего, неудовлетворённостью своею жизнью и пониманием её ограниченности, осознанием невозможности изменить негативный жизненный путь. Такое общее психическое состояние проявляется в демонстрации людьми старческого возраста непринятия, недовольства окружающими их людьми и социальными институтами общества [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Кризис старения связан с проблемой одиночества и с проблемой окончания жизни. Восприятие и переживание окончания жизни часто называют предчувствием близкой кончины, оно связывается с обострением экзистенциальных проблем. [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14] Итак, по мнению Э. Эриксона, кризис старости связан с так называемым кризисом идентичности, внутриличностным кризисом. С точки зрения Э. Эриксона, кризис старости заключается в достижении целостности «Эго», что связано с подведением итогов всей жизни и осознанием её в качестве целостного явления. По Э. Эриксону, это происходит эффективно при позитивном выходе человека из предыдущих возрастных кризисов. Согласно Э. Эриксону, кризис старости знаменуется выраженностью жизненной мудрости как высшего достижения данного возрастного периода, при этом, внутренняя психологическая работа является условием позитивного выхода из кризиса старости. Принятие человеком изменений жизни способствует благоприятному его разрешению. Отрицание человеком своих возрастных изменений приводит к возникновению отчаяния, безысходности, страха смерти [7, 8, 9, 10, 11, 14].

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что выражается в ярко проявляемых индивидуальных вариациях, представленных типологиями личности в пожилом и старческом возрасте. Имеются отличительные признаки построения типологии личности в пожилом и старческом возрасте. Этими признаками являются подтверждённые иностранными лонгитюдными исследованиями факты, психологически научно обосновывающие то, что основополагающие характеристики личности сохраняются в этой возрастной эпохе неизменными и возможно лишь их заострение. Зарубежными специалистами были получены значимые результаты, на основании которых ими выделены пять основных типов личности в старости: 1) конструктивный тип, который отличает внутренняя уравновешенность, положительный эмоциональный настрой, критичное отношение к себе и проявление терпимости к другим; окончание профессиональной деятельности не влияет на оптимистическую жизненную установку; самооценка высокая, присущи планы на будущее и ожидание поддержки от окружающих; 2) зависимый тип, который отличается продуктивной адаптацией и приемлем социально; не обладает амбициозными профессиональными и жизненными планами; в семье склонен к подчинению, интегрирован в семейную общность и надеется на помощь других; 3) защитный тип — отличается чрезмерной эмоциональной сдержанностью, некоторой прямолинейностью в поступках и привычках, стремлением к обеспечению себя своими собственными усилиями, с трудом принимает помощь; 4) агрессивно-обвинительный тип — отличается стремлением возложить ответственность и вину за собственные неудачи на других людей; наблюдается импульсивность и подозрительность; старение не принимается, характерны острые негативные переживания, связанные с утратой сил и страхом смерти; отношение к окружающим враждебное; представления о себе и об окружающем мире не соответствуют действительности; 5) самообвинительный тип — отличается пассивностью, не преодолением трудностей, склонностью к депрессиям и фатализму, безынициативностью; представители данного типа испытывают чувство одиночества, пессимистично оценивают жизнь в целом; смерть для них является освобождением от обременяющего существования [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

В анализируемом контексте зарубежные психологи рассматривают преодоление старыми людьми трёх типов внутриличностных конфликтов, что при позитивном исходе приводит к возникновению чувства личностной цельности. Это такие типы мотивационных конфликтов как: 1) переоценка собственного «Я» с точки зрения приобретения новых жизненных ролей; 2) принятие факта старения и ухудшения самочувствия, поиск какого-либо нового занятия; 3) принятие мыслей о смерти и проявление социального интереса через участие в делах младших поколений [4, 6, 9, 10, 11].

К отрицательным типам развития личности в старости относятся так называемые агрессивные ворчуны и люди, разочаровавшиеся в собственной жизни, в себе, — им грустно и одиноко, они глубоко несчастны. К. Роджерс полагал, что переживание одиночества возникает в силу расхождения между индивидуальным восприятием своего «Я» и тем, как видят это «Я» другие. В том, что переживание одиночества стало в их жизни постоянным, пожилые люди винят самих себя. Самообвинения способствуют возникновению депрессии. Если пожилой человек оценивает своё поведение как несколько неадекватное, беспокойство его усиливается, ситуация начинает казаться неуправляемой, что приводит к ощущению безнадёжности и беспомощности [4, 6, 9, 10, 11].

Цель сохранения себя как личности подразумевает поддержание системы социальных связей; им интересно и важно передавать свой жизненный опыт. Нахождение новых смыслов способствует, по мысли В. Франкла, возникновению структуры эмоциональных переживаний, так как смысл такой жизни переживается как причастность к жизни, эти переживания относительно независимы от внутренних и внешних обстоятельств [4, 6, 9, 10, 11].

С. Московечи в своей типологии выделяет три психосоциальных варианта личности стариков и протекания старости: 1) старым людям-негативистам, свойственно отрицание у себя признаков старости; 2) экстравертированные старые люди полагают, что наступление старости связано с влиянием извне, с социальными изменениями в окружающем мире; 3) интравертированные старые люди особенно остро переживают процесс старения [4, 6, 9, 10, 11].

Переживание кризиса старости связывается психологами с определёнными личностными проявлениями. Так, отечественные исследователи выделяют два основных типа личности пожилых людей. Для людей первого типа характерен так называемый стоический вариант переживания ситуации ухода на пенсию: они направляют своё внимание, свой интерес на новое занимательное дело, способны к установлению дружеских связей, не теряют контроль над своим окружением. Это способствует поддержанию чувства удовлетворённости жизнью, и продлевает её социально. Второй тип пожилых людей, напротив, относится к жизни весьма пассивно, негативно, и закономерно испытывают отчуждение со стороны окружающих лиц. Интересы пожилых людей такого типа сужаются и обедняются, снижается их интеллект [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Отечественные психологи приводят следующие базовые характеристики мотивационно-потребностной и познавательной сфер и жизненной позиции пожилых людей, считающих своё старение удачным, успешным, благоприятным и даже счастливым: а) ориентировка на настоящее, полное принятие процессов своего старения и адекватное целеполагание; б) тенденция к пересмотру и смене активных целевых установок, правил и убеждений на новую созерцательную, спокойную и самодостаточную жизненную позицию; в) появление новых познавательных интересов, связанных с приобретёнными формами внутриличностной активности и социальной мотивации; г) устойчивая мыслительная работа, направленная на переосмысление своего прошлого жизненного опыта, прошлой деятельности [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15].

Переживание кризиса старости во многом определяет и физическое состояние человека. Так, болезненные переживания, связанные с выраженными формами физического старения, дряхления, усугубляют неважное физическое состояние. Постоянное физическое недомогание откладывает свой отпечаток на процесс жизнедеятельности старого человека, приводит к неудовлетворённости жизнью в этом возрасте [1, 7, 8, 12, 13, 15].

Процесс осознания старым человеком собственных возрастных изменений, выработка спокойного отношения к этим изменениям, способствует новому миропониманию. Факт принятия или непринятия старения, степень этого принятия/непринятия отражает эмоционально-когнитивное отношение человека к своему старению [2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Благоприятное течение периода старости переживают позитивные, психологически благополучные типы личности, выделенные известным отечественным исследователем И. С. Коном: 1) после выхода на пенсию сохраняется общественная активность и творческое отношение к жизни; 2) имеется хобби, стремление к самообразованию, социальная и психологическая приспособленность; 3) усилия вкладываются в семью, в труд на благо членов семьи, настрой в целом положительный, но удовлетворённость жизнью ниже, чем у первых двух типов; 4) выражено стремление к укреплению своего здоровья, что, с одной стороны, в старости приносит моральное удовлетворение, а с другой — возможны избыточная тревожность и мнительность, при этом наблюдается наиболее низкая удовлетворённость жизнью [6, 9, 10, 11]. Отметим, что и эти положительные типы личности имеют свою градацию выраженности позитивности.

Известный отечественный исследователь А. Г. Лидерс выдвинул точку зрения о том, что «... есть кризис старения в узком смысле слова — переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие — кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости «просвечивают» сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости» [9, с. 132].

Критерием степени принятия или непринятия человеком процессов, происходящих с ним из-за старения, может служить использование стратегий совладающего поведения (копинга), считают современные отечественные исследователи. Так, активное совладание с обстоятельствами проявляется при осознанном отношении стареющего человека к происходящему с ним. Напротив, пассивное совладающее поведение, ориентированное на избегание, на уход от решения проблем, усугубляет ситуацию кризисных переживаний, приводит к изоляции человека [1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13].

В заключение, с целью подчёркивания объективного исторического значения старческого возраста и большой важности его научного изучения, приведём определение геронтопсихологии из большой советской энциклопедии (БСЭ). «Геронтопсихология — отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возрастов. Хотя интерес к проблемам психических особенностей и изменений при старении существовал давно, геронтопсихология как особая дисциплина начинает складываться только во 2-й половине ХХ в. Её появление обусловлено в первую очередь социальными и экономическими причинами: увеличением (абсолютным и относительным) числа лиц преклонного возраста, проблемами их работоспособности, трудовой деятельности и жизненного устройства. Геронтопсихология изучает взаимосвязь при старении общих физиологических и психофизических характеристик и психологических особенностей поведения, а также личностные сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ценностных ориентаций. Общей целью геронтопсихологии является изыскание средств продления активной и полнокровной жизни человека» [11, С. 185].

Литература:

1.            Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

2.            Белорусов С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология старости. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с.

3.            Ермолаева М. В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

4.            Крайг Г. Психология развития. 7-е межд. издание. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

5.            Козлов А. А. Старость: социальная разобщённость или целостность. // Психология старости. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с., С. 584–612.

6.            Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения. — М.: Академия, 2002. — 288 с.

7.            Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

8.            Обухова Л. Ф., Обухова О. Б., Шаповаленко И. В. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 3.

9.            Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

10.        Психология старости. Хрестоматия. Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с.

11.        Реан А. А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. — М.: АСТ, 2007. — 384 с.

12.        Сенкевич Л. В., Шагидаева А. Б. Особенности мотивационной сферы у одиноких пожилых людей, проживающих в условиях геронтологического центра // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2011.- № 7, С. 225–230.

13.        Страшникова К. А., Тульчинский М. М. Социально- психологическая помощь и поддержка пожилых в культурной среде // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

14.        Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ.. — 3-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002. — 256 с.

15.        Шагидаева А. Б. Специфика нравственной сферы у одиноких пожилых людей // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции (16–17 ноября 2011 года): [Сборник] / ГОУ ВПО МГПУ, ГКА им. Маймонида, — МО, Щелково: Издатель Марохтин П. Ю., 2011. С. 465–469.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастное развитие, кризис старости, старческий возраст, старость, кризис старения, кризис, жизнь, возрастной период, возраст, возрастная психология.

moluch.ru

Старость | Возрастная психология

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

Перед этим периодом жизни (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет) гражданам Российской Федерации в соответствие с современной Конституцией положено уходить на пенсию. Но имеется также очень много работающих пенсионеров.

Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:

  • Преклонный (пожилой) возраст (61—71 для мужчин, 56—74 для женщин).
  • Старческий возраст (71—90 для мужчин, 74—90 для женщин).
  • Возраст долгожительства (75—90) — в связи с затуханием функций организма кончается смертью.
Попытки определения

Термин старость нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.

Вокруг старых людей бытует множество стереотипов, например: они используют палки для хождения, часто посещают врачей, много спят. Эти мнения — поверхностны и не совсем правдивы. Большинство старых людей легко перемещаются, сами заботятся о себе. Хотя, с приходом старости, люди становятся более восприимчивы к болезням.

Деменция — приобретенное слабоумие, требуещее определённого лечения в разные стадии этой болезни. Она не всегда проявляется в старческом возрасте, а также может проявиться в самом рождении, что считают психической отсталостью ребёнка.

Психология пожилых людей

Что можно сказать об изменениях в личности пожилового, тем более старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне - все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. К счастью, этот портрет не точен и не справедлив.

zabolel.info

Возрастная психология

Содержание

1. Генезис отношения к пожилым людям в обществе

2. Физиологические и психологические изменения в пожилом возрасте

3. Каковы ресурсы пожилого человека

4. Проблема одиночества пожилого человека. Потеря близких и ожидание собственной смерти

5. Активная старость и роль социально-медицинских работников в этом

6. Проблема адаптации пожилого человека в условиях стационара

Заключение

Список литературы

Введение

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. Для улучшения работы с пожилыми людьми в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Старшее поколение». По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

На протяжении всей истории развития государств отношение к старым людям колеблется от геронтофобии (боязни старости) до геронтократии (преобладания лиц старшего возраста в управлении государством). Не вызывает сомнения, что отношение к старшему поколению, а тем самым и к продолжительности жизни, существенно определяется культурно-историческими традициями, сложившимися в национальных объединениях людей, экономическим и политическим статусом государств. В соответствии с этими особенностями преобладает то или иное ценностное отношение к жизни, а, следовательно, и к старшему поколению. Как отмечает отечественный ученый Л.И.Анцыферова, социальный стереотип старика, «бредущего по обочине жизни», может навязываться пожилому человеку обществом и усваиваться им. В результате неспособности противостоять этому влиянию развивается негативное изменение еще недавно активных и здоровых людей, сокращается продолжительность жизни[1] .

Пожилой человек сталкивается с проблемами, связанными с естественным ходом жизни любого человека на земле, и проблемами, обусловленными ситуацией в стране. Происходящие сегодня быстрые и резкие изменения в экономическом, политическом и социальном развитии России не имеют исторических аналогов. Сложившиеся условия поставили перед населением старшего возраста задачи, которые традиционны для молодого поколения. Пожилой человек взвалил на свои плечи груз биологических и социально-экономических проблем. Ноша оказалась настолько тяжелой, что за последние 7 лет резко уменьшилась средняя продолжительность жизни (женщин - на 3 года, мужчин – на 5 лет). Тем не менее, максимальная продолжительность жизни не изменилась. Доля населения, относимая по международной периодизации ВОЗ к долгожителям, остается в тех же количественных пределах. Это свидетельствует о неиспользованных жизненных ресурсах человека.

Надо сказать, что сегодня, два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого возраста и пожилые. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, людям пожилого возраста нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того чтобы реализовать те силы, которые они в себе чувствуют. Народная театральная студия, хор ветеранов, дача – вот те немногие возможности для самореализации. Еще, может быть, общественная деятельность, которую надо организовать самим, чтобы чувствовать свою значимость, но на нее будут уходить силы, которые не принесут моральной выгоды – только моральное удовлетворение.

Изучением проблем старости занимается геронтопсихология – отрасль возрастной психологии, которая занимается изучением пожилого и старческого возрастов. Гериатрия – часть современной медицины, занимающаяся лицами пожилого возраста. К числу важнейших практических задач, стоящих перед геронтопсихологией, является организация психологической помощи в критические периоды пожилого и старческого возрастов: выход на пенсию, потеря близких, переезд и т.п. вещей, которые неизбежно встречаются на пути человека пожилого возраста.

Данная работа посвящена изучению проблем пожилого и старческого возраста, психическим и физиологическим изменениям, происходящим в данном возрастном периоде, тому, как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы, особенно в условиях стационара и какую роль при всем этом играет медицинская сестра.

1. Генезис отношения к пожилым людям в обществе

пожилой возраст стационар медицинская сестра

Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям, и какое фактическое место они занимали среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.

В древние времена старики не умирали своей смертью, т.к. в племени, живущим в конкурирующих условиях с окружающим миром не было места слабым и немощным. Пока человек был полезен как опытный охотник, знаток природы, он был уважаем, но как только память отказывалась служить ему, он становился обузой для племени, чужаком, одновременно и недочеловеком, и сверхчеловеком, и идолом, и ненужной изношенной вещью, т.е. он был «иным» и его бросали на произвол судьбы.

Когда же произошло угасание этого варварского обычая сказать с точностью невозможно. Но все же можно сказать, что это связано с хозяйственным прогрессом. Недаром говорят, что « о развитии общества судят по его отношению к старикам и детям», которых за ненадобностью тоже убивали при рождении, особенно эта участь касалась девочек.

Со временем, по мере улучшения бытовых условий формируется новая, более гуманная, мораль. Стариков не только перестают уничтожать, но и ставят их предметом почитания и уважения со стороны младших поколений. Наибольшим уважением пользовались старики в период классической древности (древняя Эллада, древний Рим). Привилегией старости была мудрость.

Далее под влиянием промышленных революций, урбанизации, формирования класса пролетариев сохранившийся престиж старости стал разрушаться. Положение большинства старых людей ухудшилось. ХХ век унаследовал стереотипический образ старика, сформировавшийся в ходе исторического развития. Рано вытесненные с рынка рабочей силы, пенсионеры становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть стариков лишена достаточных средства к существованию. У них возникает ощущение, что они просят подаяния, ситуация усугубляется эмоциональным состоянием старых людей, которые теряют близких, друзей, переживают одиночество и утрачивают внимание окружающих.

Враждебные чувства к старым людям – геронтофобия, - это реликтовое явление, пришедшее к нам из прошлого, когда не было места старому человеку в обществе. Современные геронтофобы поступают не лучше древних, с той лишь разницей, что не самолично убивают стариков, а доводят тех до самоубийства. О чем свидетельствую многочисленные самоубийства стариков в западных странах да и у нас тоже.

2. Физические и психологические изменения в пожилом возрасте

Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию (51 – 65 лет), который постепенно переходит в период старости (от 65 и выше, в некоторой литературе от 71 года и выше).

Это очень трудный период для наших людей, которые обездолены нищенской пенсией, хотя проработали десятки леи и не имеют никаких условий для достойной жизни. А ведь старость может быть спокойной, уверенной, просто экономически достойной.

Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных индивидуальных различий в проявлении признаков старости. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями – например, интеллектуальным и эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен избирательному внушению. Снижение критичности самоанализа способствует переоценке собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.

Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее в прошлом, а настоящее малоценно. Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалении и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые, напротив, утверждают, что жизнь прошла бесцельно и бессмысленно.

В старости легко возникает тревога, подчас по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья, тогда старикам кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь усугубляет проявление старости.

mirznanii.com

Возрастная психология | Психологическая энциклопедия 1vc0

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности возрастных этапов психического развития человека. Возникнув как детская психология, возрастная психология в настоящее время осуществляет целостный анализ всего онтогенетического развития человека.

Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология). Начальные периоды онтогенеза (детство — период от рождения до подросткового возраста) делятся на: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3 года), дошкольный возраст (3 года — 6, 7 лет), младший школьный возраст (6, 7 — 10, 11 лет). Исследования П.П. Блонского и Л.С. Выготского опровергли бытовавшее до них представление о детстве как о натуральной стадии развития человека с характерными для всех времен и народов общими психическими свойствами. Было выявлено, что детство — социокультурный феномен, имеющий конкретно-исторический характер. Основная социальная функция детства — социализация, подготовка ребенка к жизнедеятельности в данном социальном обществе. Характер, содержание и даже продолжительность отдельных периодов детства определяются социально-экономическими и этнокультурными особенностями общества, системой его общественного воспитания.

Исторически сложившиеся особенности жизнедеятельности общества в модифицированной форме реализуются на каждом возрастном этапе ребенка. Формирующиеся в детстве психические новообразования имеют непреходящее значение в становлении психического облика взрослого человека. В ролевых и сюжетных играх ребенка формируется его способность к социальной коммуникации, межличностному взаимодействию. Раннее детство — период сенсорного обогащения психики ребенка, а младший школьный возраст — период интенсивного умственного развития, систематического усвоения первоначальных основ человеческих знаний и достижений культуры. Осуществляется интенсивное психическое развитие ребенка — формируется его произвольное внимание, восприятие, память, воображение и логическое, конкретное и абстрактное мышление. Ребенок приучается подчинять свое поведение предвосхищаемому результату, отличать необходимое от второстепенного, учится владеть своими эмоциональными проявлениями, развивается эмоционально-волевая регуляция его поведения. Однако еще необходим постоянный внешний контроль над поведением ребенка, систематическая коррекция его поведенческих проявлений.

Переход от детства к ранней юности — подростковый (пубертатный) возраст. Он характеризуется резким возрастанием психофизиологических возможностей и потребностей подростка. Однако возможности реализации, этих потребностей еще Ограничены. Взрослое окружение, как правило, относится к подростку еще как к ребенку. Все это создает кризис подросткового возраста. Усиленный рост скелета и мышечной силы подростка опережает перестройку его двигательной системы. Угловатость и неловкость также тяжело переживаются подростком и провоцируют гиперкомпенсацию, повышенное стремление к самоутверждению. Начало полового созревания в этом возрасте связано с глубокой эндокринной перестройкой организма подростка, нарушается сбалансированность процессов возбуждения и торможения, возникают срывы в поведении, усугубляющиеся педагогической некомпетентностью многих взрослых. Психическая неуравновешенность, реактивность, импульсивность, быстрая смена настроения, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, пониженная работоспособность — все это образует особый тип подросткового поведения, которое отличается подростковыми шаблонами, стереотипами Поведения (Негативизмом в отношении требований со стороны взрослых), стремлением к возрастному группообразованию, переоценке своих личностных возможностей и др.

Но подростковый возраст — это не возраст ошибок и девиаций. При благоприятном сре- довом воздействии в этом возрасте формируются такие важнейшие психические качества, как любознательность, стремление к личностному самопостроению, романтизм, способность к преданной бескорыстной дружбе и товариществу, стойкое отстаивание своих позиций и т. п. Это возраст формирования нравственных идеалов и чувства чести. Такие идеалы часто конкретизируются определенными личностями, наиболее авторитетными для подростка. Формируется психический механизм социальной идентификации, а в своем друге подросток стремится увидеть себя (альтер- Эго). Подростковый возраст — это возраст психического распутья — здесь формируются воля и трудолюбие или ленность и безволие, социализированное или девиантное поведение.

Вся система социального воспитания должна проявлять максимум внимания к человеку подросткового возраста, избегая менторства, беспрерывных поучений и тем более унижений и оскорблений личного достоинства человека. Период юности — период становления взрослого человека. Счастливая и беззаботная пора детства уже позади. Спадающий флер подросткового периода обнажает жесткие реалии бытия. Но сил и светлых надежд еще очень много и все еще впереди.

Этот период делится на раннюю юность (15 — 18 лет) и позднюю юность (18 лет — 23 года). К концу периода завершается физическое созревание индивида и формируется его социальная зрелость, личностное самосознание, способность самостоятельно решать жизненные проблемы, вырабатывается стратегия жизни, намечаются основные ее направления, определяются средства достижения основных жизненных целей; преодолевается зависимость от взрослых, формируется самостоятельная жизнедеятельность. На смену коллективным, групповым формам общения приходят индивидуальные предпочтения и привязанности. Возникает всеохватывающее чувство любви, которое нередко модифицирует все поведение молодого человека. Первые неудачи в любви могут лечь тяжелым бременем на психику человека.

В этом возрасте окончательно формируется личностная иерархия потребностей и ценностных ориентаций, утверждается гражданская позиция личности. В случае же несоответствия личностных позиций и устоев микросреды и общества в целом могут возникнуть острые внутриличностные и межличностные конфликты. Затяжной, устойчивый характер этих конфликтов может породить личностные акцентуации — возникают зоны повышенной психической травматизации. При благоприятных же условиях завершается в основном социализация личности — человек вступает в безбрежное море жизни, определяет и стремится реализовать свои основные жизненные ориентиры. Первые большие радости окрыляют, а первые неудачи еще не трагичны — их можно забыть и «начать жизнь сначала».

Следующий этап возрастного развития — зрелость, взрослость — самый продолжительный и продуктивный период онтогенеза, время наивысшего развития физических и духовных сил человека, основной период его самореализации, осуществления практических, интеллектуальных и творческих возможностей человека. В начале периода возможности личности непрерывно возрастают, и лишь к его концу (к 60 — 65 годам) эти возможности постепенно ослабевают.

Психология зрелой личности характеризуется сформированностью ведущих мотивов жизнедеятельности, ценностной направленности личности, способностью к семейным взаимоотношениям и отправлению родительских функций, развитым чувством социальной ответственности, способностью к плодотворному участию в жизни общества.

Однако в некоторых случаях возможна и десоциализация, болезненный разрыв индивида с обществом, его неспособность к самореализации достойными способами — происходит распад личности, ее маргинализация, утрата способности к жизни. Начинается же эта трагедия с деформации личностных ценностей, утраты подлинных человеческих ориентиров земного бытия человека нередко уже в подростковом возрасте; оставшись наедине с собой, индивид избирает пагубный для себя путь, сойти с которого может далеко не каждый. Причин десоциализированности и девиантности много, но все они связываются в единый зловещий узел, сковывая нормальную жизнедеятельность индивида. К счастью, в плен личностной стагнации попадают немногие и большинство людей благополучно доходит до старости, с ее особыми заботами и даже особым счастьем, если жизнь прожита не зря.

Заключительный период жизни человека начинается с его отходом от непосредственного участия в производительной деятельности общества. И многие люди в этом отношении не стареют очень долго. В появлении признаков старения очень велики индивидуальные различия, что и затрудняет определение хронологического этапа этого возраста. Считается, что пожилой возраст длится до 75 лет и только затем начинается старческий возраст. Этот возраст характеризуется не только ослаблением физических сил, но и некоторыми психическими деформациями: старый человек «уходит» в свой внутренний мир, все более отдаляясь от внешнего мира. Он переоценивает свои базовые-«ценности, критически переосмысливает свой жизненный путь: радуется, конечно, своим значимым достижениям, но и скептически оценивает былые радости жизни.

Однако старость — это не период сплошного регресса. Постижение мудрости бытия — немаловажный результат жизни. А доброта и отзывчивость старого человека греют душу многим молодым людям. Для старости, как правило, характерен высший уровень личностной интеграции и примирения с социумом. А чувство исполненного долга может наполнить постоянной радостью жизнь достойно прожившего человека. Велика и радость постоянного доброжелательного взаимодействия с детьми и внуками — с молодым поколением. Страшна не старость, а бесполезно и бездарно прожитая жизнь. И уходя из жизни, добропорядочный, достойный человек не покидает сей мир бесследно — его жизнь была связующим звеном в вечном, бесконечном потоке жизни.

wiki.1vc0.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о