Социальный статус — понятие, виды, примеры, как его повысить
Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, в которую он включен (группа, признанная или альтернативная общественная подсистема). Это общественная позиция человека, связывающая с другими путем определения законов взаимодействия (права и обязанности, особенности взаимодействия и иерархия подчинения). Статус личности определяется признаками специфическими и важными для данной социальной группы: национальные, возрастные, экономические показатели. В большей мере социальный статус определяется внешними факторами и достижениями, такими как наличие власти, материальной обеспеченности, имеющимися возможностями. Значительно реже при определении статуса общественная группа ориентируется на умения, а также знания индивида, его внутренние личностные качества, харизматичность в общении, образование.Понятие социальный статус существует исключительно в процессе сравнения позиции одного человека с позициями других. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.
Социальный статус личности подразумевает не только пользование особыми благами, но также налагает на индивида некоторые обязательства, которые касаются определенной деятельности, ожидаемого поведения и выполнения предписанных обществом норм. Отображаемая данная социальная позиция поддерживается строгими социальными механизмами, которые не только налагают обязательства и дают права, но и поддерживают определенное распределение людей в обозначенных социальных классах. От того насколько тщательно соблюдаются общественные социальные распределения и соответствия поведенческого проявления предписанным статусам зависит уровень общего развития общества. Чем более скрупулезно все соответствует предписаниям, чем меньше смешений в проявлениях, тем более высокоорганизованным считается общество.
Для определения индивидуального общественного положения учитывается его уровень дохода, материальные вещи, входящие в собственность, образ и стиль жизни, межличностные отношения, занимаемая позиция в системе разделения видов труда, занимаемое место в политической иерархии, уровень образования, врожденные показатели (национальность, происхождение и т.д.). На основании данных критериев каждый индивид имеет одновременно несколько социальных статусов, отражающих уровень каждого параметра (юноша – является социальным статусом относительно возраста, инженер – отражает статус относительно профессии, монополист – показывает статус на основании материальной собственности).
Но оценка совокупности данных категорий без учета внутренней системы ценностей человека не даст адекватного понимания, поскольку существует главный статус, базирующийся на самовосприятии человека и того стиля жизни, которого он придерживается. То есть человек, имеющий дворянское происхождение, несколько высших образований и интеллигентный круг общения, может вести маргинальный образ жизни, что и будет отражать его статус.
Довольно плотно понятие связано с понятием социального престижа, который отражает те занимаемые позиции, которые являются востребованными и почитаемыми в обществе. Это может быть престижная профессия или район проживания, посещаемые места и полученное образование.
Что такое социальный статус
Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.
Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).
Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.
К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.
Социальный статус и социальная роль
Понятия статуса и роли не тождественны, хотя неразрывно связаны. Социальный статус – это занимаемое место, а социальная роль – это ожидания от человека, на основании этого занимаемого статуса. В социальной роли есть два основных направления. Это стандартные, привычные и предписанные социальными устоями ожидания, и то, как человек себя реализовывает в соответствии с этим, т.е. как на поведенческом уровне выполняется или нарушается им стереотипная социо-ролевая модель.
Статус характеризуется достижениями, а для обозначения социальной роли используются иные показатели. Сюда относят уровень эмоциональности, требуемый для выполнения роли, способ ее получения (данный от рождения, например, половая принадлежность или приобретенный, например, статус матери), масштабом проявления (некоторые социальные роли имеют четкие временные или географические рамки проявления, другие требуют выполнения постоянно). Кроме этого роли могут быть установленные или произвольные, что невозможно при наличии статуса, а также смена ролей происходит несколько раз за день, для смены статуса требуется большее время. Количество социальных ролей соответствует количеству социальных статусов. Являясь, матерью ребенка по статусу, требует выполнения определенных обязанностей на уровне роли. Во многом это вызывает серьезные внутренние конфликты и противоречия, когда человек становится перед выбором выполнения ожиданий разных ролей. Часто сталкиваются профессиональные и семейные роли, заставляя человека выбирать исполнение только чего-то одного, ведь невозможно одновременно присутствовать на важном собрании и на детском утреннике.
Включая ожидаемую последовательность выполняемых действий, социальная роль во многом делает человека заложникам собственных же достижений. Так от врачей будут ожидать постоянной готовности прийти на помощь, от осужденного обмана или воровства, а от начальника будут ожидать принятия ответственности и реализации безошибочных решений. В другом обществе это может восприниматься совершенно иначе, поскольку к разным социальным статусам и ролям существует различное отношение. В одних странах родители отвозят и забирают детей со школы вплоть до выпускных классов, в других семилетние дети сами преодолевают двухчасовую дорогу с несколькими пересадками.
Не исполнение ожидаемых социальных ролей обычно влечет за собой наказания. Это может социальное порицание общества и непринятие такого человека в свой круг, а может быть наказание юридического характера (лишение родительских прав, если мать не выполняет родительские функции, увольнение или даже лишение свободы). Несоответствие человеческого поведения своей роли вызывает много возмущения в обществе, т.к. грозит подорвать всю систему предсказуемости, упорядоченности и безопасности. Регулируется это общепринятыми нормами морали, которые во многом могут противоречить внутренним ощущениям личности. Священник, слушающий тяжелый рок вызовет недоумение, а играющий в рок-группе может навлечь на себя общественную травлю. При этом его поведение не будет противоречить предписанным ролью священнослужителя правилам, но то, что поведение не вписывается в представление и ожидания большинства считается отступлением от заданной социальной роли.
Кроме того, многие социальные статусы требуют выполнения нескольких социальных ролей. Статус жены включает ролевые обязанности кормилицы, врача, уборщицы, любовницы и прочее. Социальный статус директора может включать в себя выполнение всех профессиональных ролей присутствующих сотрудников.
Наличие подобных рамок и строгое требование к соблюдению социальных ролей делает жизнь и поведение людей более предсказуемым, что непосредственно влияет на уровень общей социальной безопасности и снижение внутреннего чувства тревоги у каждого отдельного индивидуума. Данная система ролевых ожиданий, как контроля общества начинается и прививается с самого раннего детства. Данный процесс называется социализацией, когда через игру и объяснения взрослых, просмотр фильмов и чтение сказок, наблюдение за окружающими людьми, ребенок впитывает и запоминает правила поведения в обществе. На этом построена разница детских игр – девочки пеленают пупсов, и мальчики строят замки, чем готовятся к дальнейшей взрослой реализации ролей. Так же и родители обучают детей – девочек подключают к помощи по хозяйству, мальчиков к бытовому ремонту. Воспитание принцесс существенно отличается от воспитания сельских детей, и прививаются совершенно различные поведенческие навыки, требуемые статусом.
Строгое исполнение ролей и наличие определенных стереотипных ожиданий позволяет ускорять процесс коммуникации увеличивать степень доверия. Заходя в кабинет к врачу, каждый человек прислушивается к его советам и пользуется помощью. Если бы не существовало социальных ролей, определяемых социальным статусом, то первоначально пришлось бы проверять наличие дипломов, их подлинность, утраивать практический экзамен полученных врачом навыков, а потом еще долго разбираться с внутренними мотивами его деятельности.
Виды социальных статусов
Каждый человек обладает несколькими социальными статусами, быть лишенным абсолютно любого статуса находясь в социальном обществе невозможно. Даже в ситуации лишения одного статуса сразу появляется другой, заменяющий его (бухгалтер после увольнения становится безработным, жена после гибели мужа становится вдовой, ученик после окончания школы становится студентом).
Статусный образ сопровождает все виды социальных статусов и отражает совокупность представлений и ожиданий от человека данной категории. Это социальные требования, которые человек обязан выполнять, иначе он может лишиться статуса, требующего соблюдения этих норм. Например, священник не должен спать пьяным под забором, преподаватели не должны подрабатывать проституцией, а врач не может забыть приехать на вызов.
Бывают изначальные социальные статусы, формирующие последующее развитие человека, его точку зрения и мировосприятие, во многом обуславливают поведение и никак не корректируются. На основании этих первых врожденных статусов появятся первые различия в возможностях занимаемой иерархической ступени. К врожденным или заданным статусам относят биологически заданные характеристики (национальность, пол). Данные статусы долгое время считались неизменными и не поддающимися влиянию, но с развитием медицины стало возможно изменение пола в соответствии с внутренними ощущениями. Также, дети, рождающиеся в другой стране, по своим внешним поведенческим и характерологическим проявлениям отражают типичные черты той нации, где воспитываются. То же самое наблюдается у детей беженцев и переселенцев, которые в силу высокой адаптивности детского возраста впитывают культуры страны проживания. Также прирожденные статусы выражают кровное родство и автоматически наделяют человека социальной ролью (сын, приемный ребенок, детдомовец).
На основании врожденных статусов строится некоторая часть законодательной системы – обязанность воинской службы, разрешение принимать участие в выборах, строгость уголовного наказания и др.
Существует обретенный статус, приобретаемый вследствие знаковых событий. Так, принцы становятся королями, невесты становятся женами после свадьбы. Именно приобретенные статусы отражают некровные семейные связи (теща, свекр, муж и т.д.).
Достигаемый статус является разновидностью приобретенного, но отражает осознанное стремление человека и постепенные прилагаемые усилия к изменению (чаще всего повышению) собственного социального статуса. Чаще всего данный вид характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – получить дополнительную сертификацию, провести успешную кампанию, проявить личностные качества настойчивости и компетентности. Повышение социального статуса, как и его понижение требует своевременного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуаций. Если подобного не происходит, то говорят о дезадаптации и потере адекватного самовосприятия.
Достигаемый социальный статус во многом зависит от врожденного, т.к. получение образования, наличие широкого круга знакомств, возможность для путешествий и познания мира открывает для человека больше возможностей для приобретения высокого достигаемого статуса. Однако существует одна интересная закономерность – высокий достигаемый статус всегда важнее врожденного. Это связано с первоочередным признанием обществом достижений, а не данностей, какими бы изначально не были его позиции.
Предписанный статус приобретается независимо от желания и прилагаемых усилий. Так, возраст является предписанным врожденным статусом, а положение в семье (например, вторая жена) является предписанным приобретенным статусом.
Существуют и смешанные социальные статусы или статусное несоответствие, которое происходит вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств (политические потрясения, войны, потеря работы или здоровья). В таких случаях владелец нескольких заводов может снимать однокомнатную квартиру в ужасном состоянии, а профессор кибернетики работать дворником.
Существует такое понятие, как главный социальный статус. Обычно за главный человеком принимается его профессиональный статус, который влияет на выбор окружения, возможности, позволяемые себе в финансовом плане. Для патриархальных стран с традиционной культурной составляющей у женщины главным ее статусом является пол. При определении самого важного социального статуса необходимо ориентироваться на окружающую реальность и особенности культуры, где находится человек.
Также присутствуют второстепенные статусы, каждый из которых человек может сменить несколько раз за день или за сезон. Идентификация с ними незначительна и проявляется лишь в исключительных случаях. Это может быть статус пассажира маршрутки или зрителя на концерте, пешехода или покупателя.
Примеры социального статуса
Любой вид социального статуса хорошо иллюстрируется примерами. Например, самый главный, присущий всем людям, находящимся в социальном взаимодействии статус – это человек. Он является настолько обобщающим и размытым, присутствующим априори, что его даже не учитывают при рассмотрении. Далее примерами врожденных статусов может быть национальность, а также гражданство и взаимодействие этих двух статусов может своим сочетанием порождать третий (например, евреи в военной Германии считались людьми второго сорта). Врожденный статус, определяющий пол также дает определенный социальные статусы и роли с ними связанные (дочери или сына, сестры, внучки, сироты).
Приобретенные статусы несколько похожи с врожденными, только на их наличие человек может повлиять самостоятельным осознанным выбором. Именно так расширяются родственные роли – незнакомые люди становятся мужем и женой, создавая новую семью, а их родственники приобретают новые социальные статусы относительно друг друга (свекровь, золовка, свояченица, кум и прочее).
В отличие от врожденных и практически не поддающихся коррекции эпизодические статусы наполняют нашу жизнь и могут быть проиллюстрированы примерами участников забастовок, посетителей кинотеатра или кафе, пассажира такси или поезда, покупателя или участника акции. Эти статусы могут периодически повторятся в жизни одного и того же человека, а также без особого влияния на общую картину жизни сменяться на противоположные.
Достигаемые статусы касаются обычно профессиональных и статусных положений и часто имеют свои индивидуальные знаки отличия. Это может быть профессия (врач, милиционер, юрист, биолог), занимаемая должность (президент, доцент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включаются такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, отражающая неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.
Достигаемые статусы имеют практически всегда внешние опознавательные знаки – врачи, военные, сотрудники департамента внутренних дел, пожарные носят форму, спортсмены имеют медали и кубки, даже заключенные имеют свою собственную внешнюю иерархическую опознавательную систему в виде татуировок.
Любое проявление социального статуса не может полностью всегда соответствовать ожиданиям общества, выдержать и поведенческую линию и внешнее соответствие и при этом не подвергать разрушению ни одного из других статусов является невозможным.
Как повысить социальный статус
Социальный статус не является постоянным и естественным, стремлением каждого человека является его повышение. Есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки, а в некоторых странах есть даже предпочитаемый пол. На некоторые категории человек повлиять не может. Так, даже если сделать операцию по смене пола, то изменить биологических родителей и национальность невозможно априори. Но большинство вещей в этом мире поддается изменению, и повысить свой социальный статус можно.
Повышению социального статуса способствует мотивационная часть личности и наличие амбиций. Без стремления улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, прогресс невозможен. Это касается всего – от выбора работа, до построения отношений. Те, кто считает, что обладает недостаточным опытом или знаниями ищут работу с низким уровнем заработной платы или плохими условиями труда и так проводят всю жизнь. На данном этапе стоит остановиться и начать рассматривать вакансии престижных компаний и должности с высоким окладом. Можно отсылать им свои резюме, но оптимально изучать требования работодателя – это и будет вашей стратегией по повышению своего социального статуса. Изучайте необходимые программы, подтягивайте уровень владения иностранными языками и со временем ваше резюме станет лучшим среди тех, кто претендует на достойную и интересную работу.
Посмотрите на то, как живут те, чей уровень жизни вам нравится. Внимательно оцените, как они проводят свое время, с кем общаются, сколько времени уделяют саморазвитию и в каких областях. Возможно вы заметите, что вечера пятницы этот человек проводит не в барах, а за изучением бухгалтерских программ, а вместо просмотра сериала выбирает провести выходные в развлекательном центре с деловыми партнерами.
Каждый раз необходимо повышать свой уровень: если сейчас вы не можете позволить себе обед, то нужно найти возможность перекусить фастфудом, когда это станет нормой пора начинать ходить в столовые или простые кафе, потом уровень нужно повышать до ресторанов и индивидуального меню и знакомства с шеф-поваром. Примерно по такой лестнице должна выстраиваться вся жизнь. Не экономить, а искать пути развития.
Всегда есть более выгодные должности или возможности открыть свой бизнес. В своих выборах, куда вкладываться энергию важно ориентироваться на запросы среды. Если вы хотите открыть свой ресторан, то оптимально окончить кулинарные курсы, а если хотите должность в международной компании, то стоит изучить минимум два иностранных языка в совершенстве.
Помимо вполне конкретных практических навыков и знаний понадобятся особенные знания и привычки, соответствующие данному социальному стилю. Для руководящих должностей придется в совершенстве выучить деловой этикет и психологию управления. Любая смена должности, сферы деятельности или уровня выполняемой работы требует смены стиля. Причем как стиля поведения, так и стиля одежды. Если вы раньше были креативным дизайнером в рекламном агентстве, могли ходить в растянутом свитере с синяками под глазами и меняете эту сферу деятельности на дизайнера модельного журнала, то внешность придется изменить, чтобы соответствовать общему направлению. А если вас нанимают для дизайна политической программы, то придется поменять стиль общения и убрать привычки опаздывать и жить в свободном графике.
Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к сменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что вы закрепитесь на достигнутой ступеньке, а не скатитесь обратно. Для этого необходимо жить немного в будущем и уже сейчас соответствовать повышенному этапу. На вечерний прием в посольстве необходимо приезжать уже в смокинге, а не искать его перед входом у случайных прохожих.
Чем больше все ваши внешние проявления будут соответствовать желаемому статусу, тем больше шансов, что вы его получите. В совершенстве владея языками и деловым этикетом, сотрудник получает постоянные приглашения от шефа на встречи со спонсорами и становится его заместителем. А другой сотрудник, более продвинутый как специалист, но всем своим видом демонстрирующий причастность к среднему классу исполнителей никогда не будет приглашен на подобные мероприятия.
Это, кстати, касается и личных отношений. Если вы чувствуете себя достойно, бываете в соответствующих местах, то и спутник вам встретится обходительный и разделяющий ваши вкусы. Если вы напиваетесь в баре и уходите с первым встречным, то не удивляйтесь, что это не принц.
Следите за своим здоровьем и вкладывайте не только в лечение, но в обследование, плановый осмотр, профилактические меры, посещение санаториев и занятия спортом. Забота о своем здоровье является ведущей в достижении высоких результатов. Это стимулирует активность мозга, выносливость, стабилизирует нервную систему. Относительно нервов – необходимо постараться замедлиться, т.к. чем больше суеты и криков о собственной исключительности и желании быть выше, тем меньше результат. Медленность и спокойствие дают возможность принять верные решения.
psihomed.com
Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями
Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.
Что такое социальный статус
Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.
Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.
В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.
Статус и социальные роли
Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.
Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.
Социальный статус и авторитет
Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.
Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.
- Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
- Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
- Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
- Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
- Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
- Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
- Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
- Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
- Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.
psychologist.tips
Статус — это… Что такое Статус?
Статус (лат. status «состояние, положение») — абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта — это его состояние либо позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе.
Статус может также означать:
- Статус (лингвистика) — грамматическая категория имени в афразийских языках, указывающая на то, есть ли у данного имени зависимое.
- Статус (химия) (лат. nascendi) — состояние выделения, химический термин, обозначающий некоторое состояние вещества в момент его выделения из соединений, при котором вещество часто обладает сравнительно большей энергией к реакциям.[1]
- Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.
- Охранный статус биологического вида — показатель вероятности того, что вид сохраняется в настоящее время и сохранится в ближайшем будущем.
В юриспруденции
Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
В медицине
- Эпилептический статус — состояние, при котором эпилептические припадки следуют один за другим, и в промежутках между припадками больной не приходит в сознание.
- Астматический статус — тяжёлое угрожающее жизни осложнение бронхиальной астмы, возникающее обычно в результате длительного некупирующегося приступа.
- Иммунный статус — количественная и качественная характеристика состояния функциональной активности органов иммунной системы.
- ВИЧ-статус — результат тестирования на вирус иммуннодефицита человека.
В Интернете
Статус в Интернете — короткая ёмкая фраза, как правило до 160 символов[источник не указан 281 день], размещаемая пользователями в своей «анкете» в социальной сети, в микроблоге или агенте мгновенных сообщений. Изначально она призвана сообщать что-либо о текущем эмоциональном состоянии автора.[2]
Примечания
См. также
dic.academic.ru
Социальный статус — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 июня 2018; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 июня 2018; проверки требуют 14 правок.Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.
Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.
Социальный статус — это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей[1]; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ[2]. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей[1].
Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям[2].
Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.
Каждый человек, как правило, об
ru.wikipedia.org
СТАТУС — это… Что такое СТАТУС?
с о ц и а л ь н ы й – соотносительное положение (позиция) индивида (или группы) в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, пол, социальное происхождение и т.п.) или благодаря собств. усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» С. Каждый С. может сравниваться с другим по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая таким образом определ. социальный престиж. Престиж ранжирует С., придает ему своеобразный «вес» в обществ. мнении. Поскольку взаимодействие человека с др. людьми опосредовано психикой участвующих субъектов, С. может быть правильно понят лишь как единство объективного и субъективного. Абсолютизация субъективного аспекта приводит к психологизму в социологии. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что объективной основой взаимосвязи индивидов в обществе (определяющей не только структуру прав и обязанностей человека, но и человеч. личность) является обществ. практика, совместная деятельность людей, принимающая в ходе своего развития определ. историч. формы. В противоположность рассуждениям субъективистов об «обществе» и о «личности» вообще метод К. Маркса означает «…и с с л е д о в а н и е определенных форм устройства общества» и выяснение «…какой социальной обстановкой и как именно обуславливаются их («живых личностей». – В. О.) действия» (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 391). Теория классов и классовой борьбы «…потому именно и составляет громадное приобретение общественной науки, что устанавливает приемы этого сведения индивидуального к социальному с полнейшей точностью и определенностью» (там же, с. 390).Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать различные формы социального действия, членение общества на различные классы, социальные группы и слои, определять фундаментальные основы С. людей.
Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М. Вебера. Противопоставляя свои взгляды историч. материализму, М. Вебер утверждал, что стратификация общества определяется не только экономич. (доступ к обществ. богатству) и политич. (власть, право), но и социальными (престиж) переменными. Единицей социального действия, по Веберу, является Stand – общность людей, основанная на специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни аристократии, и его дети могут усвоить презрит. отношение к экономич. предпринимательству. Нек-рые последователи М. Вебера отождествляют С. с престижем. Так, «шкала Чэпина» для измерения различия в С. основана на сопоставлении различных стилей жизни, как они проявляются в убранстве жилых комнат. Фактически, здесь измеряются не социальные различия, а количество имеющихся в семье престижных символов. Такое толкование С. игнорирует существ. классовые признаки и отрицает классовые противоречия в совр. капиталистич. обществе. Идущее от Вебера понимание С. как объекта ориентации участника действия развил Р. Линтон, предположив, что в каждой культуре существуют «идеальные схемы» поведения взаимосвязанных людей – мужа и жены, работника и работодателя. Полярные позиции в этих схемах и есть С., узнаваемые по любому из значимых в данной культуре признаков. Вступая в новую ситуацию, индивид определяет ее, помещая себя и партнера в одну из таких схем, и избирает подобающее поведение – он исполняет роль социальную, к-рая т.о. оказывается «динамич. аспектом» С. С. – это «предписанная обычаем совокупность прав и обязанностей». С. отвечает на вопрос «что?», роль – «что делать?». По Т. Парсонсу, в С. индивид выступает как объект ориентации участников социального действия, тогда как исполняя роль, он сам ориентируется на др. действующих лиц. Конфликт возникает, если «субъективный С.» индивида (как он его определяет сам) не совпадает с его «объективным С.» (как его определяют другие). Это возможно потому, что каждый человек участвует (одновременно или последовательно) в неск. сферах и, следовательно, имеет ряд С. Р. Мертон обозначает совокупность объективных С. человека как его «ролевой набор» (role set) – если, напр., Смит доктор, он состоит в определ. отношениях с пациентами, сестрами и др. врачами и т.д. Однако он остается мужем, отцом, членом определ. политич. организации и т.д. – это его набор С. (status set), совокупность его субъективных С. Последняя упорядочивается и интегрируется в Я под влиянием референтной группы – той реальной или воображаемой группы, со стандартами к-рой индивид соотносит свое поведение. Т.о., в отличие от марксистов, сторонники ролей теории не смогли раскрыть взаимосвязь субъективного и объективного, а, напротив, свели объективное к интерсубъективному. Реакцией на субъективизм и психологизм в подходе к определению С. в бурж. социологии явились попытки эмпирически установить ту совокупность объективных свойств, на основе к-рой возникают статусные группы как элементы социальной структуры. Информация, характеризующая каждого индивида, размещалась в n-мерном логич. пространстве, где каждому измерению соответствовал один из объективных признаков (пол, возраст, этнич. принадлежность, образование, род занятий, собственность и т.д.). Исследования показали, что в отд. областях такого пространства возникают определ. скопления, происходит «кристаллизация» С. в ясно видимые «стили жизни». Пороком такой концепции является отрицание производств., классовых отношений как основы С. групп и индивидов. Дж. Ленски, Дж. Хоманс и др. выдвинули гипотезу, что «несогласованность», несовместимость С. индивида (напр., высокое образование и низкий доход) создает у него сильный стресс и субъект либо отступит из данной ситуации, либо попытается так изменить структуру, чтобы повысить согласованность С. Частичное подтверждение этой гипотезы получено при изучении политич. установок (напр., отношение к переменам в распределении власти), социальной мобильности и спроса на потребит. товары, а также неврозов и личностных расстройств.В условиях социализма происходят коренные изменения в социальной структуре общества и обществ. сознании и в связи с этим радикально меняется значение составляющих С.
Социологи-марксисты выступают против расширит. использования категории С., подчеркивая определяющее значение классового деления общества. Категория «класс» открывает возможность исследования С., особенно в социалистич. обществе, где отсутствуют антагонистич. классы. В СССР исследование структуры рабочего класса показало, что наиболее существ. признаками С. отд. групп являются профессия, квалификация, образование и, далее, должность, заработная плата, обществ. работа. Исследования С. в социалистич. странах связаны с изучением поведения личности в коллективе, различных групп в обществе и способствуют повышению эффективности трудовых и воспитат. процессов. Лит.: Беккер Г. и Босков А. [сост.], Совр. социологич. теория …, пер. с англ., М., 1961; Осипов Г. В., Совр. бурж. социология, М., 1964; Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Рабочий класс и технич. прогресс, М., 1965; Социология в СССР, т. 1–2, М., 1965; Человек и его работа, М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Кугель С. Α., Новое в изучении социальной структуры общества, Л., 1968; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польского, М., 1969; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Маркс и социология, «Информац. бюллетень Сов. социологич. ассоциации», 1968, No 3; Таганов И. Н., Шкаратан О. И., Исследование социальных структур методом энтропийного анализа, «ВФ», 1969, No 5; Linton R., The study of man, N. Y.–L., 1936; Warner W. L. and Lunt P. S., The status system of a modern community, New Haven, 1942; Parsons T., The social system, [2 ed.], Glencoe, [1952]; Marshall T. H., The nature and determinants of social status, в кн.: The yearbook of education 1953, L.–N. Y., 1953; Davis J. Α., Status symbols and the measurement of status perception, «Sociometry», 1956, v. 19, No 3; Lenski G. E., Social participation and status crystallization, «Amer. Sociol. Review», 1956, v. 21, No 4; Goffman I. W., Status consistency and preference for change in power distribution, там же, 1957, v. 22, No 3; Merton R., Social theory and social structure, [2 ed.], Glencoe, [1959]; Burchard W. W., The status of «status», «Sociology and Social Research», 1960, v. 44, No 6; Ηomans G. С., Social behavior: its elementary forms, N. Y.–Burlingame, 1961; Jackson E. F., Status consistency and symptoms of stress, «Amer. Sociol. Review», 1962, v. 27, No 4; Weber M., Wirtschaft und Gesellschaft, Hlbd 1–2, Köln–В., [1964]; Berger J. [a. о.], Sociological theories in progress, Boston, 1966. См. также лит. при статьях Классы, Структура социальная, Социальная стратификация, Социальный престиж.В. Ольшанский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
dic.academic.ru
Статус — психология
Статусы про психологию
Статусы для социальных сетей, короткие высказывания, мудрые цитаты великих людей, а также фразы и мысли от пользователей сайта про психологию.
Статусы на тему «Психология»
Будь я семейным психологом, мои советы ограничивались бы лишь одним: «Просто иногда напивайтесь вместе»
Занимательная психология: оказывается, свойственное некоторым гражданам выражение холодного высокомерия и тотального личного превосходства объясняется попросту тем, что они еще ни разу в жизни не получали по морде.
По совету психолога рано утром вышел на балкон, улыбнулся новому дню … потом облил прохожих водой и громко послал всех наФИГ… Психолог был прав — настроение улучшается.
Психологи нашли способ, как успокоить мужчину, но на практике почему-то работает только старый бабушкин способ: «Эту скотину надо накормить!»
✅ Ну, погоди! 17 Декабря 2016
Психологи — рекомендуют мысленно желать своим недоброжелателям: счастья, радости и всех благ… Мол, это успокаивает… Ну, я, собственно — не психолог… так что «Хрен вам!»
Психолог — это тот, кто умудряется найти второй смысл там, где и первого-то не было.
Зачем люди причиняют себе физическую боль? Существует множество причин, почему люди причиняют себе физическую боль, и мы их обязательно с вами рассмотрим. Причинению себе физической боли подержанны чаще всего подростки, крайне редко это бывают взрослые люди также, под фактор риска попадают люди с высоким чувством вины, и больные психическими расстройствами.
Когда человек причиняет себе физическую боль, он хочет таким освободится, от негативных эмоций страха, беспомощности злости, обиды на себя, и возможно даже на других это первая причина.
Вторая причина довольно очень необычная, и кроется она, в не умений человека выражать свои эмоции, и чувства, не все могут часами истерить, и лить слезы ведрами есть люди очень сдержанные, которым проще через физическую боль отразить душевные страдания, и показать близким как страдает душа, причиняя себе физическую боль, человек как бы говорит самому себе.
Пусть люди видят, что я могу чувствовать. Пусть люди видят, что я (живой живая) Пусть люди видят (истинную меня или истинного) Пусть люди учатся меня беречь.
Ну, и третья последняя причина того, почему люди причиняют себе физическую боль это желание, чтобы их поняли, чтобы с их чувствами начали считаться например, подростку, что — то запрещают что — то что для него важно, подросток начинает бунтовать, и через раны, которые наносит сам себе, он призывает родителей, я хочу, чтобы вы меня поняли я (устал или устала) говорить словами, я не могу до вас достучаться, единственный выход из этой ситуации постараться понять друг другу, и прийти к мудрому диалогу.
Каждый человек независимо от того, сколько ему лет, и какой он профессии нуждается в поддержке, главное вовремя прийти ему на помощь главное, чтобы рядом с нами всегда были люди, которые нас по настоящему поймут, не бросят, и не предадут, всего вам самого прекрасного, и доброго.
Мария Ногаева 22 Ноября 20161) Любовь. Любовь дарит нам крылья, ощущения счастья, полета, вообщем до здравствует любовь. 2) Поцелуи. Нет ничего прекраснее поцелуев, и чем их больше, тем лучше. 3) Объятья. Обниматься полезно, особенно с теми кого вы любите, делайте — это пожалуйста чаще. 4)Солнце. Солнце поднимает нам настроение, дает заряд положительной энергии, силу, и оптимизм.
5)Любимая еда. Многие любят вкусно покушать, любимая еда выделяет гормон удовольствия, я думаю, что для любителей еды даже существует свой рай, где они живут в обнимку с холодильником. 6) Общение с друзьями.
Человеку время от времени, необходимо общение хоть с кем — то чтобы не одичать совсем, общение с друзьями — это всегда новые события, смех, и непринужденная обстановка, которая способствует расслаблению. 7) Юмор.
Смех напоминает нам о том, что мы еще живы, жизнь очень сложна и иногда, в ней не над чем смеяться, чтобы не расклеится совсем, включайте по чаще юмористические передачи и вся грусть быстро пройдет. 8) Мороженое. Нет такого ребенка, который бы не любил мороженое и даже когда мы становимся взрослыми, мы не перестаем любить этот вкусный продукт, потому, что он имеет вкус детства.
9)Игры с детьми. Когда мы проводим время с детьми, мы начинаем вспоминать, то время когда мы сами были маленькие, дети это путь к чудесам, сказочным странам, к невинности, чистоте, и честности, рядом с детьми мы сами становимся детьми, и отключаемся от всех своих проблем, и всей грязи этого мира. 10)Творчество.
Творчество — это великая вещь, творчество — это смесь фантазии, ума, и воображения, мы то, что мы пишем, творчество может если не изменить этот мир, то преобразить его точно. 11)Природа. Природа умиротворяет, успокаивает нас, и настраивает на гармонию с собой и окружающими, если вы устали или у вас есть депрессия, добро пожаловать на природу отдыхать под пение птиц, и шум деревьев.
12)Прогулки с любимым человеком. Гулять с любимым человеком это прекрасно! взявшись за руки часами ходить по парку, читая друг другу стихи известных поэтов и смеяться, вспоминая моменты знакомства. 13) Праздники. Праздники — это всегда танцы, шутки, веселое настроение.
Праздники — это отдых от обычных будней, работы, строгих начальников, ненужных мыслей, праздники нужны, чтобы сделать нашу жизнь ярче. 14) Время проведенное в кругу семьи. Семья — это самое важное в жизни не нужно упускать моменты, когда вы можете побыть с близкими, чтобы не винить себя потом и не думать о том, что вы многого не сказали своим дорогим людям, и не проводили с ними достаточно времени. 15) Путешествия по разным странам. Благодаря путешествиям мы узнаем много нового о культуре других стран, и можем делиться новыми впечатлениями с близкими.
14 Сентября 2011
Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание. Человек пребывает в поиске в течение всей жизни. Познать себя до конца — значит умереть.
Галина Маркова 21 Сентября 2017Вы замечены в связях, порочащих вас… Вы отмечены грязью морочащих вас. Как слепые котята, незнамо куда Вы ползёте, ребята,по краю моста.
Ваши ложные гуру — Вам псевдодрузья.
И на голос их сдуру, куда вам нельзя Вы идёте, под ноги не глядя совсем, По неверной дороге, ведомы Н Е ТЕМ… Вы зашли за черту, где не видно ни зги —
В миражи, в пустоту, где промыты мозги…
Источник: https://millionstatusov.ru/statusy/psihologiya.html
Вдохновляющие цитаты и афоризмы
Счастье — это когда тебе ничего не нужно в данный момент, кроме того, что уже есть.
Подлинное счастье — как прекрасная симфоническая музыка, где звучание создается многими инструментами, но ни одного из них по отдельности не достаточно. А путь к счастью у каждого свой, уникальный и неповторимый.
Бытует заблуждение, что счастливая жизнь состоит из непрерывного потока позитивных эмоций, и человек, который испытывает чувство зависти, злобы, разочарования, печали, страха или озабоченности, на самом деле несчастлив. В действительности люди, которые не испытывают этих обычных неприятных чувств, или психопаты, или покойники. Наша способность периодически переживать подобные эмоции всего лишь доказывает, что мы еще живы.
Подробнее…
Сила человеческого духа заключается в способности с интересом и оптимизмом смотреть в непредсказуемое будущее. Это вера в то, что из любого затруднительного положения найдётся выход, а все разногласия можно разрешить. Беккет Бернард
Если Вы опустили руки — не отчаивайтесь, под ногами обязательно найдется что-то чудесное, не бойтесь поднять. Если будет тяжело и страшно, важно почувствовать, как Вам становится легко и понятно, что теперь делать. Серж Гудман
В воле человека есть сила стремления, которая превращает туман внутри нас в солнце. Джебран Халиль Джебран
Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым. Джордж Бернард Шоу
Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют. Жанр Фабр
Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы. Андреас Фейербах
Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. Людвиг ван Бетховен
Подробнее…
Все будет хорошо, главное верить!
Перестаньте тратить время на беспокойство!
Улыбнись! Все будет хорошо, я узнавала.
Все будет хорошо, потому что по-другому быть не может!
Все будет хорошо, куда бы ты ни пошел!
Все будет не просто хорошо, а гораздо лучше! Обязательно! Не сомневайся!
Как за зимою приходит весна, так за печалью последует радость. Все будет хорошо!
Человек – продукт своих мыслей. Ибо он становится тем, о чем он думает большую часть времени!
Все будет хорошо! Верь в себя, и ты пробьешься!
Где бы вы ни были, скажите себе: Раз я здесь, значит, все будет хорошо!
Подробнее…
Внутри моего тела зародилась, растет и развивается новая жизнь.
Весь мой организм устроен так, чтобы вынашивать и рожать здоровых детей.
Я сильная и здоровая женщина и легко прохожу через беременность.
Я знаю, что моя беременность протекает хорошо.
Моя беременность великолепно развивается!
Мои анализы и мое самочувствие отличные!
Я спокойна и уверена в себе на протяжении всей моей беременности.
Подробнее…
Счастье – это хотеть быть счастливым.
Счастье – это иметь возможность выбора: или изменить обстоятельства, или отношение к ним.
Счастье – это знать, когда остановиться, а когда продолжать.
Счастье – это не зависеть от чужого мнения.
Счастье – это не передавать ответственность за свою жизнь в чужие руки или на волю обстоятельств.
Счастье – это не брать на себя ответственность за чувства, мысли и поступки других.
Счастье – это уметь доверять себе больше, чем другим.
Счастье – это верить в себя.
Счастье – это не придавать слишком большое значение чужому решению, помнить, что за тобой остается выбор, как воспринимать это решение.
Подробнее…
Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации. Абрахам Маслоу
А смысл жизни и оправдание всех негативных сторон её только в развитии всех духовных сил и способностей наших. Максим Горький
Жизнь порою требует от нас знания худшего, чтобы делать из него лучшее. Генри Оллпорт
Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность. Эрих Фромм
Радость — это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой. Эрих Фромм
Не забывай, для чего ты рожден. Даже когда тебе не до этого. Сергей Грек
Сделайте собственное возрождение главным делом своей жизни. Робин Норвуд
Подробнее…
Настоящий мужчина никому ничего не должен и не обязан доказывать!
Мужчине надо постоянно создавать самому себе какие-то проблемы, тренировочные ситуации, в которых нужно напрягаться. Создавать и преодолевать. И тогда он будет формироваться как мужчина. Александр Ипатов
Идеальный мужчина – это тот, кто создаёт события, а не является их потребителем. Алёна Ахмадуллина
Главное правило настоящего мужика: не накосячить!
Второе правило: если накосячил — исправь!
Признак настоящего мужчины — не страдания, которые он перенёс. А уроки, которые он извлёк из страданий. Родриго Борджиа
Мужчина, обладающий чувством собственного достоинства и умом, никогда не бывает безобразен. Жан Лабрюйер
У настоящего мужчины богатство кошелька не служит заменой богатства души.
Подробнее…
Если присмотреться внимательнее к активности людей в этом мире, то можно обнаружить, что большинство из них, не зная этого, находится в постоянном поиске опоры. Но реально люди почти никогда не находят её, потому что подлинной внутренней опоры во внешнем мире быть не может. Петр Зорин
Когда мы внутренне ориентируемся на предметную действительность, наше счастье начинает зависеть от внешнего мира. И тогда внешний мир вынужден продолжать снабжать нас опорами: материальными, эмоциональными, финансовыми, физическими, связанными с отношениями. Если вдруг происходит сбой и снабжение прекращается, мы переживаем глубокий кризис. Петр Зорин
Люди, не имеющие внутренней опоры, иногда предполагают, что её можно найти в другом человеке. Неожиданное поведение близкого человека тогда расценивается как крушение всех опор. Попытка компенсировать, таким образом, отсутствие собственной внутренней опоры ещё никогда и никому не удавалась.
Если надоело напрягаться, пропала вера в себя, желаемое уже не кажется таким манящим — все эти действия не были связаны с внутренней опорой.
Чтобы достичь зрелости, человеку нужно преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники опоры в самом себе.
Зрелость или психическое здоровье — это способность перейти от опоры на окружение и от регулирования себя окружающей средой к опоре на себя и саморегуляцию. Фредерик Перлз
Подробнее…
Вот ведь точно: как ни постараешься, а всем никогда не угодишь. Поэтому всегда важно слушать собственное сердце — знать, что важно для тебя самого. Наталья Щерба.
И впереди словно вечность из счастливых дней Всё ещё впереди пусть всё так и случится Ты прислушайся к сердцу оно всё знает Ты посмотри на небо оно всё понимает И звёзды над головой мы словно рядом с ними
И не кажемся себе такими чужими…
Спорим, если бы ты рисовала то, что у тебя в душе, это бы повесили в музее. Чак Паланик
Слушай своё сердце, и ты никогда не ошибешься — у тебя просто не получится ошибиться! Рудольф Генрих Шенкер
Там, где не хватает знания — подсказывает сердце. Жорж Санд.
Подробнее…
Умиротворение — творение мира …ты счастлив независимо от обстоятельств.
Умиротворение — чувство покоя и защищённости.
Внутреннее умиротворение — это счастье духа, это состояние безмятежности, покоя и душевный мир.
Умиротворение – это наслаждение миром в самом себе. Выполняя свои обязанности, личность достигает умиротворения. Олег Геннадьевич Торсунов
Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго. Бхагават-Гита
От чувства удовлетворенности умирают только соблазны. Яна Джангирова
Внутреннее умиротворение поможет вам перенести все тяготы жизни со спокойствием и уравновешенностью. Это не значит, что в жизни у вас не будет проблем и разочарований, просто у вас будет сила преодолеть и разрешить эти проблемы уверенно и спокойно. Анделин Хелен
Подробнее…
Источник: https://psycabi.net/vdokhnovlyayushchie-tsitaty-i-aforizmy
Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия
Н. М. Сараева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В статье дано обоснование применению понятия «психологический статус человека» и характеристика структуры психологического статуса как системного свойства системы «человек — среда» для анализа состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия.
N. Saraeva
A PERSON’S PSYCHOLOGICAL STATUS AS A SUBJECT OF INVESTIGATION IN THE ANALYSIS OF PEOPLE’S MENTALITY CONDITION IN AN ECOLOGICAL ILL-BEING REGION
The article substantiates application of the concept «a person’s psychological status» and characterises the structure of the psychological status as a system property of the «person — environment» system for the analysis of the condition of people’s mentality in an ecological ill-being region.
Более 60% населения России1 проживает в регионах экологического неблагополучия2, где естественные и антропогенные «загрязнения»3 приводят к деформации природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека.
Следствием этого является ослабление, нарушение его физического здоровья и снижение уровня психической активности4. Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне.
Детское население на территориях экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска.
Осознание опасных последствий влияния на человека экологического неблагополучия привело в настоящее время к оформлению социального запроса на анализ состояния здоровья и психики людей, которые испытывают длительное воздействие экологически неблагополучной жизненной среды. Со стороны психологической науки ответом на этот запрос стали исследования, посвященные проблеме негативного влияния на психические процес-
сы, состояния человека, главным образом, отдельных «загрязнителей» физической среды: в первую очередь больших и малых доз радиации различного генеза5, ряда металлов6, других вредных агентов7.
Но вопросы воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющих) остаются, как правило, за рамками исследований.
Преимущественно монофакторный подход к изучению негативных влияний экологического неблагополучия на психику человека (оправданный задачами конкретных исследований), реализуемый нередко без учета социальной опосредованности этих влияний и возможности их социальной компенсации, приводит к противоречивости известных фактов о сути и последствиях таких влияний.
Так, познавательное развитие, эмоциональные и личностные характеристики людей на зараженных радиацией территориях одни исследователи8 склонны считать обусловленными прежде всего социально-педагогическими средо-выми условиями, другие9 — именно влиянием экологического «загрязнения». Третьи10 говорят о комплексном влиянии ряда факторов, в том числе о непосредственном
Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей
ловек — среда», не может не меняться вслед за изменением экологических характеристик среды.
Психологический статус представляет собой сложное системное целое, составляющее единство с жизненной средой и отражающее как ее состояние, так и внутреннее состояние человека, т. е. состояние системы «человек — среда».
Одной из главных детерминант психологического статуса (помимо влияний внешней среды) являются процессы, происходящие на биологическом уровне системной организации человека. Психологический статус определяется иммунным, гормональным статусом, состоянием нервной и других систем организма, т. е.
в целом — бионейро-соматиче-ским статусом. Впрочем, и влияние на психологический статус внешней (природной и социальной) среды также осуществляется первоначально посредством физико-химических механизмов, с помощью которых функционирует биологический уровень системной организации человека.
Внешние и внутренние обменные процессы организма создают и необходимый на всех уровнях системной организации человека, в том числе и психологическом, энергетический базис жизнедеятельности. Энергетическое обеспечение жизнедеятельности обусловливает определенный уровень активации психической деятельности.
В условиях экологического неблагополучия он недостаточен из-за того, что биологический базис «оттягивает» на себя большее количество энергии, необходимое для поддержания жизни и адаптации человека в деформированной среде.
В структуре психологического статуса можно выделить три уровня, связанных между собой отношениями иерархии: психофизиологический, психический и личностный. Каждый уровень может быть представлен разными параметрами, т. е. параметры психологического статуса также будут разноуровневыми.
Параметры первого уровня психологического статуса характеризуют состояние
тех подсистем (сфер) психики, которые находятся на границе с биологическим уровнем системной организации человека. По сути, этот уровень психологического статуса является психофизиологическим.
Среди подсистем этого уровня есть такие, которые являются базисными для других, в определенном отношении обеспечивающими их функционирование. В нашем исследовании данный уровень психологического статуса человека представлен его умственной работоспособностью.
Умственная работоспособность является интегральной характеристикой уровня активации психической деятельности человека. Близость к биологическому уровню обусловливает и большую зависимость ее от влияний природной (физической среды).
Умственную работоспособность мы относим к параметрам первого, психофизиологического, уровня психологического статуса человека.
Параметры второго (психического) уровня психологического статуса лучше всего могут быть представлены, на наш взгляд, характеристиками развития интеллекта человека.
Интеллект, по одному из наиболее распространенных определений, обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней.
Во-вторых, он, являясь самостоятельной системой, буквально «прошивает» все области психического, интегрирует деятельность других функций внутри психологического уровня системной организации человека, а потому позволяет судить о его состоянии в целом.
В-третьих, интеллект теснейшим образом связан с социальным (личностным) уровнем системной организации человека. Обеспечивая адекватное решение внутри- и межличностных задач, он способствует отбору и закреплению конкретных стратегий поведения и обусловленных ими (или обусловливающих их) личностных свойств.
Параметры личностного (высшего) уровня психологического статуса человека — это также те проявления личности, которые
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
более других близки к своей биологической основе. Таковы, на наш взгляд, в первую очередь некоторые эмоционально-личностные свойства людей.
Каждый из выделенных параметров психологического статуса включает в себя конкретные показатели, по которым, собственно, и устанавливается актуальное состояние психической активности человека, пребывающего в данных условиях жизненной среды.
Таким образом, психологический статус есть «срез» актуального функционирования целостной психики человека, находящегося в конкретных условиях жизненной среды. Это определяет значительный познавательный потенциал применения понятия «психологический статус» для системного анализа состояния психики человека, испытывающего негативное влияние экологически неблагополучной среды.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). — Новосибирск: СО РАМН, 2002.
2 Регион экологического неблагополучия (РЭН) — особая пространственно-локализованная территория, подвергшаяся сильному воздействию природных и антропогенных факторов…
, с особым протеканием всех процессов, в том числе и социальных, психологических, с особыми отношениями, с особыми регуляторами (Григорьев С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И.
Григорьев, Л. Д. Демина. — Барнаул, 1995. — С. 7).
3 Загрязнитель (вредный агент) — токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде. (http://www.znay.ru/dictionary/0547.shtml).
4 Вельтищев Ю. Е. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология / Ю. Е. Вельтищев, В. В. Фокеева. — М.: Медицина, 1996; Головей Л. А. О некоторых особенностях физического развития психомоторики в зонах радиационного загрязнения / Л. А. Головей, П. А. Грищенко // Актуальные проблемы в психологической теории и практике. — СПб., 1995. — С. 119—175.
5 Базылевич Т. Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т. Ф. Базылевич и др. // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. — М.
: МГП «ВОТУМ-Y», 1992. — С. 148—153; Ушаков И. Б. Чернобыль: радиационная психофизиология и экология человека / И. Б. Ушаков, Н. И. Арлащен-ко, А. Я. Должанов, В. И. Попов. — М.: ГНИИ авиационной и космической медицины, 1997.
6 Frausto da Silva J. J. R. The Biological chemistry of the elements (The inorganic chemistry of life) / J. J. R. Frausto da Silva, R. J. P. Wiliams. — London: University of Oxford, 2001.
7 Ахвердова О. А.
Экологическая психология: Деструктивное действие химических факторов органического происхождения на конституционально-психотипологическую структуру личности подростка: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии, социологии, клинической психологии, психофизиологии / О. А. Ахвердова, И. В. Боев, К. С. Гюлушунян, И. В. Кобрянова, Э. В. Терещенко, Я. В. Луковка. — Вып. 1. — Ставрополь: Изд-во СГМА, СГУ, 2001.
8 Екимова В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [Электронный ресурс]: Дисс. … д-ра психол. наук. — М.: РГБ, 2003; Храбров А. В. Особенности психолого-педагогической реабилитации детей из радиационно зараженный районов Калужской области [Электронный ресурс]: Дисс. … канд. психол. наук. — М.: РГБ, 2003.
9 Хомская Е. Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 84—95; Григорьев С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. — Барнаул, 1995.
10 Ушаков И. Б. и др. Указ. соч.
11 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.
12 Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
13 Грищенко П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [Электронный ресурс]: Дисс. … канд. психол. наук. — М.: РГБ, 2005; Дзятковс-
кая Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность климатоэкологическими факторами // Сибирский психологический журнал. — 1998. — № 7. — С. 56—58; Панов В. И. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Монография / В. И. Панов, Н. М. Сараева, А. А. Суханов. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
14 Сараева Н. М. Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу детей / Н. М. Сараева, М. В. Можаева // Вестник ЗабГГПУ. Сер. II. Философия. Культурология. Социология. Психология. — Вып. 2. — Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. — С. 125—136.
15 Например: Ребров А. П. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой / А. П. Ребров, Н. А. Кароли // Аллергология. — 2002. — № 2. — С. 18—25.
16 Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. — М.: МГУ, 1985. — С. 159.
17 Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учеб. пособие. — М.: Генезис, 2005.
18 Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Сборник / Отв. ред. и сост. В. С. Мухина. — М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
19 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
20 Тарова Л. С. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учеб. пособие / Л. С. Тарова, Е. А. Сергеева, В. М. Дмитриев и др. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — Ч. 1. — С. 8.
21 Эколого-психологические проблемы качества жизни: региональные аспекты: Монография. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.
22 Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. — М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2003.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-status-cheloveka-kak-predmet-issledovaniya-pri-analize-sostoyaniya-psihiki-lyudey-v-regione-ekologicheskogo
Социально-психологический статус — это… Что такое Социально-психологический статус?
Социально-психологический статус полиции — Видный руководитель полиции Великобритании (1972 1977 г.г.) Роберт Марк писал: Полицейская функция, которой мы с вами себя посвятили, возможно, одна из самых достойных и благородных функций в свободном обществе. Мы с вами представляем власть… … Энциклопедия современной юридической психологии
Климат социально-психологический — [от греч. klima наклон] интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Группа: общение и статус личности — Статус (С.) понимается как объективное место человека в системе обществ./ психол. отношений. С. имеет социальную и индивидуальную ценность, т. е. разл. статусы характеризуются разным уровнем престижа для общества (организации, группы) и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт — Не следует путать с Московский социально гуманитарный институт. Московский государственный областной социально гуманитарный институт (МГОСГИ) Основан 1920 Расположение Коломна, Россия … Википедия
Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и… … Энциклопедия современной юридической психологии
Оценка воздействия на окружающую среду — (ОВОС) специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации… … Экология человека
Социальные сироты — – дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению, в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не… … Словарь-справочник по социальной работе
Поза — [лат. positum класть, ставить] определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног. Разложение П. на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена П . П … Психологический лексикон
Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга) … Википедия
социометрия — (от лат. so(cietas) общество, metreo измеряю) разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных (см. эмоции) связей в группе. В основе… … Большая психологическая энциклопедия
Источник: https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/413/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81
obu4ayka.ru
СТАТУС — это… Что такое СТАТУС?
Статус — Статус (лат. status «состояние, положение») абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта … Википедия
СТАТУС — (от лат. status состояние, положение) социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и… … Философская энциклопедия
СТАТУС — (от латинского status положение, состояние), 1) правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица. 2) Статус социальный положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду… … Современная энциклопедия
Статус — (от латинского status положение, состояние), 1) правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица. 2) Статус социальный положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
статус — в психологии социальной положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который… … Большая психологическая энциклопедия
Статус — (от лат. status состояние, положение; англ. status) правовое положение гражданина, юридического лица, государства, отдельной территории, характеризующееся совокупностью предусмотренных законодательством прав и обязанностей, а также льгот и… … Энциклопедия права
СТАТУС — Данное состояние валовых счетов кредитного учреждения, дающее возможность судить об оборотах, прибылях и убытках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. статус (лат. status состояние дел, положение)… … Словарь иностранных слов русского языка
статус — гражданское состояние; положение, модальность, индигенат Словарь русских синонимов. статус сущ., кол во синонимов: 6 • бренд (12) • … Словарь синонимов
Статус — (от лат. status положение, состояние) 1) соотносительное положение слоя, группы пли личности в системе социальных отношений, показатель прав и обязанностей слоя, группы, личности в обществе. Различают предписанный статус и приобретенный; 2)… … Политология. Словарь.
СТАТУС — (status). 1) Положение названия с точки зрения его соответствия правилам, т. е. действительно или недействительно оно обнародовано, законное оно или незаконное, правильное или неправильное. Название не имеет номенклатурного статуса, если оно не… … Термины ботанической номенклатуры
dic.academic.ru