Эволюция человека — Древний человек и этапы развития
Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний человек произошел от обезьяны. Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные научные факты.
Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.
Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.
Одни склонны верить в эволюцию древнего человека, считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.
Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.
Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.
Австралопитеки
Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.
Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.
Человек умелый
Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».
Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.
Человек прямоходящий
Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.
Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.
Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.
Неандертальцы
Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.
Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.
Человек разумный
Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.
Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.
Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.
Этапы развития древнего человека согласно теории эволюцииСледует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. История не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как Шумер или Египет были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.
Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту , который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.
Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Теории и стадии развития человека: описание, особенности
Развитие человека – это процесс, который начинается от зачатия и продолжается до самой смерти. С детства до периода взрослости происходит физический рост. Но когнитивное развитие не прекращается в течение всей жизни. Каковы же основные теории периодизации жизненного цикла человека?
Развитие человека с точки зрения биологии
Различные теории и стадии развития человека разрабатываются в соответствии с определенными критериями, которые берутся для определения жизненных этапов. В биологии первым из таких факторов является оплодотворение яйцеклетки. Научное название развития человека – онтогенез. Слияние яйцеклетки и сперматозоида дает начало онтогенезу. Так как его первичные этапы происходят в женском организме, онтогенез разделяется на пренатальный и постнатальный.
Пренатальный период разделяется на эмбриональный (от зачатия до 2 месяцев) и плодный (с 3-го по 9-й месяц). Во время эмбрионального периода происходит все большее увеличение количества клеток, которые берут на себя разные функции в будущем организме. В течение второго месяца развития начинают образовываться внутренние органы. Формируется голова, шея, туловище, конечности.
Рождение каждого ребенка считается чудом. Несмотря на то что во всем мире это чудо происходит каждый миг, с ним связано немало интересных особенностей. Например, в предшествующей зачатию гонке принимает участие порядка 300 млн мужских сперматозоидов. Примерно таким же является количество человек, проживающих в Соединенных Штатах Америки. К моменту рождения мозг ребенка уже снабжен десятью миллионами нервных клеток.
Развитие организма от утробы матери до старости. Скачки роста
С третьего месяца внутриутробного развития происходит увеличение тела, которое продолжается и после появления ребенка на свет. А с момента рождения начинается процесс адаптации организма к условиям окружающей среды. Ребенок приобретает новые навыки, которые наслаиваются на его наследственность. Ускоренный рост организма наблюдается в течение нескольких этапов: это период раннего детства (от года до трех лет), от 5 до 7 лет, а также в период пубертата (от 11 до 16 лет). К 20-25 годам рост человеческого организма подходит к своему завершению. Теперь наступает относительно устойчивый период в жизненном цикле – зрелость. После 55-60 лет человеческое тело начинает постепенно стареть.
Биогенетический закон
В биологии существует закон Геккеля-Мюллера, или биогенетический закон. Он гласит о том, что каждый индивид в своем развитии в некоторой степени повторяет те этапы, которые проходили его предки. Другими словами, человек от своего зачатия проходит те этапы эволюции живых организмов, которые разворачивались на протяжении всей истории. Впервые этот закон был выведен ученым Эрнстом Геккелем в 1866 году.
Психологическое развитие человека от детского периода до взрослости
Впервые в отечественной науке стадии развития человека стали рассматриваться в начале 20-го века. При делении жизненного цикла учитывались такие факторы, как физический рост, духовное и психологическое развитие. Над делением этого периода на фазы работали видные российские ученые: Н. И. Пирогов, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский. По традиции, было выделено несколько этапов: период внутриутробного развития, детство, отрочество и юность.
Внутриутробное развитие, в свою очередь, было поделено на несколько стадий. Первая из них – предзародышевая. Ее длительность – 2 недели от зачатия. Следующий этап называется зародышевым и длится два месяца. За ним следует стадия плода, продолжающаяся вплоть до рождения ребенка.
Согласно критериям ученых, детство также делится на несколько важных стадий. Это младенчество (от 0 до года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), а также младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Эти периоды характеризуются и различными стадиями развития самообразования у человека. Важную роль при этом играет ведущая деятельность, свойственная определенному возрасту. Например, для раннего детского возраста характерна так называемая предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится пользованию предметами, которые его окружают. А для младших школьников, к примеру, такой деятельностью является учебная. Дети начинают осваивать теоретические формы мышления. Они учатся учиться и пользоваться полученными теоретическими знаниями.
Что происходит в детском возрасте?
Ранние стадии развития человека – это время, когда происходит его социализация и он становится полноценным членом общества. Детством считается тот возраст, в котором формируется психологическая зрелость личности. Интересно, что продолжительность детства в нашу эпоху не равна тому времени, которое было отведено на этот этап человеческой жизни ранее. В разные эпохи периоды детства длились разное время, и поэтому возрастная периодизация всегда считается продуктом той или иной культуры и цивилизации. Например, еще в начале 20-го в. период юности заканчивался очень быстро – уже в 13-14 лет многие дети начинали трудиться наравне со взрослыми. Стадии развития общества человека определяют границы возрастных периодов, свойственных своей эпохе.
Отрочество и юность
Следующим периодом развития является отрочество. Сюда входит подростковый этап, или пубертат (он длится в среднем до 15 лет), а также юношеский (длящийся до 22-23 лет). В это время у подростков начинает складываться определенная картина мира, представление о своем месте в обществе.
Разные исследователи по-разному определяют стадии развития жизни человека, в частности отрочества и юности. Некоторые ученые выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), а также позднюю (от 18 до 23 лет). Так или иначе, к концу периода юности заканчивается физиологическое формирование человека. В это время окончательно складывается его самосознание, на первый план выходят вопросы профессиональной самореализации. На ранних этапах юности формируются интересы, планы на будущее, потребность в труде, утверждается независимость человека, в том числе и финансовая.
Период взрослости
Следующей ступенью жизненного цикла человека является взрослость. Она же представляет собой наиболее длительный этап. В развитых странах, к примеру, взрослость занимает до трех четвертей общей продолжительности жизни. На этом этапе выделяется три периода: ранняя взрослость, или молодость; средняя взрослость; а также поздняя взрослость (сюда входят старение и старость).
Главной чертой, которая свойственна периоду старости, является накопленная за всю жизнь мудрость. То, какой будет старость человека, во многом зависит от его образа жизни во взрослом возрасте. Главной необходимостью пожилых является не только забота близких, но и возможность поделиться опытом.
Жизненные приобретения в период взрослости
Ученые подчеркивают, что взрослость и зрелость не являются эквивалентными понятиями. В отличие от предыдущих стадий, на которых происходит физическое созревание, период взрослости более связан с когнитивным развитием. На этом этапе люди учатся принимать ответственность за свои решения. У человека формируются определенные черты характера. Это, например, твердость, честность, способность к состраданию. Ученый Э. Эриксон утверждает, что на данной стадии развития человека происходит формирование тождественности самому себе. Взрослость, отмечает исследователь, является тем возрастом, в котором совершаются важные деяния. Главными чертами этого периода являются производительность, созидательность, а также некоторая неуспокоенность. Человек стремится достичь высот в своей профессиональной сфере, стать лучшим родителем, оказывать поддержку близким.
Работа и забота являются признаками взрослого человека. Если индивид успокаивается в отношении какой-либо сферы своей жизни, здесь может произойти застой и даже деградация. Проявляются эти негативные феномены в поглощенностью своими проблемами и самосожалением. Преодолеваются подобные проблемы при помощи формирования установок на преодоление проблем, а не посредством постоянного сетования на злую судьбу.
Стадии развития человека по Фрейду
Классический психоанализ не теряет своей актуальности и сегодня. В настоящее время теории Фрейда являются одними из основополагающих концепций личности. С его точки зрения, человеческое развитие – это процесс приспособления к внешним условиям мира. Ученый выделял три слоя психики у человека – так называемое «Оно», или «Ид»; «Я», или «Эго»; а также «Сверх-Я» – «Суперэго». «Ид» является бессознательной, или примитивной частью личности. «Эго» – это осознаваемая и рациональная часть. «Супер-Эго» представляет собой некий идеал, к которому стремится человек, сюда же включается его совесть. В эту часть личности в процессе развития укореняются родительские установки, а также принятые в обществе социальные нормы.
В настоящее время многие теории и стадии эволюции человека, особенно в психологии, включают в себя полученную Фрейдом информацию. Он полагал, что основные стадии развития человека – это оральная (от рождения и до полутора лет), анальная (от года до 3 лет), фаллическая (от 3 до 6 лет), латентная (от 6-7 до 12 лет), а также генитальная (12-18 лет). Австрийский ученый считал, что стадии развития являются своеобразными ступенями для человека, на любой из которых он может «застрять» даже до самого конца жизни. Тогда определенные компоненты детской сексуальности будут входить в невротический комплекс взрослого.
fb.ru
Этапы эволюции человека
Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных — дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.
Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)
По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая — к шимпанзе, а третья — к австралопитеку, а от него — к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.
Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки — род, к которому относятся гоминиды (семейство людей).
Австралопитеки
Австралопитеки — высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см3 — по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.
Человек умелый
Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis — человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.
Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.
Человек прямоходящий
Homo erectus — человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.
Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.
Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.
Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.
Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы; древние люди, или палеоантропы; современные люди, или неоантропы.
Архантропы
Первый представитель архантропов — питекантроп (японский человек) — обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки — 900 см 3.
Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.
Палеоантропы
Палеоантропы — неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см3.
Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.
Неоантропы и человек разумный
Неандертальцев сменили люди современного типа —
Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).
Возникновение кроманьонцев — завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.
Человеческие рассы
Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
— это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.
По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную. Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.
Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.
Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.
Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.
Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.
Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.
Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.
После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.
В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.
shkolo.ru
Этапы развития человека
Процесс возникновения и развития человека делят на ряд этапов.
1-й этап – автралопитеки, двуногое хождение, охота, систематическое использование естественных орудий, затем деятельность по их изготовлению.
Рис. 6.3.1. Генеалогическое древо приматов:
1 – насекомоядные, 2 – дриопитек африканский, 3 – рамапитек, 4 – австралопитек африканский, 5 – австралопитек боисей,
6, 7 – Н. erectus, 8 – неандерталец, 9,10 – Н. sapiens, 11 – узконосые обезьяны Старого Света, 12 – широконосые обезьяны Нового Света, 13 – лемуры, 14 – лори, 15 – долгопяты, 16 – орангутаны, 17 – гиббоны, 18 – гориллы, 19 – шимпанзе.
2-й этап – первобытное стадо, пятикантропы, синантропы, неандертальцы, систематическое изготовление искусственных орудий. Возникавшее общественное производство обусловливало появление сознания и речи, формировало конституцию человека. Становление человека продолжалось сотни тысяч лет (Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия и Африка).
3-й этап – превращение первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца – в человека современного типа.
Длительное время самые древние из пралюдей – австралопитеки и homo habilis (человек умелый), жившие стадами 2,5-3 млн. лет назад, применяли «природные» орудия и лишь немного подправляли и улучшали их. Они отличались прямохождением. Антропологи считают, что наши предки приобрели прямохождение вследствие того, что более систематически употребляли в качестве орудий различные предметы: палки, рога, камни, кости. Ч. Дарвин в 1871 г. дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков и развил идею о постепенной эволюции человека от исходных биологических форм. Ему удалось доказать, что существует тесная связь между далекими протоантропами и современным человеком (homo sapiens – человек разумный).
В рамках биологической формы движения важнейшей предпосылкой антропогенеза является феномен так называемого неограниченного прогресса, т.е. существование в эволюции живой природы единой магистральной линии от амебы до человека.
В теории Дарвина ценной для понимания биологических предпосылок антропогенеза является идея о том, что элементарной единицей биологической эволюции выступает популяция, а не организм.
Популяция древних антропов состояла из особей, обладавших лабильным индивидуальным поведением и отличавшихся высокой степенью самостоятельности, способностью к изучению, т.е. к выработке условных рефлексов. В таких популяциях молодые особи выживают благодаря передаче им от родителей генетической информации о поведении и накоплении индивидуального опыта.
Популяция архантропов стала превращаться в человеческое общество только тогда, когда научилась передавать индивидуальный опыт и тем самым накапливать опыт общественный.
Это и было началом прорыва в принципиально новую адаптивную зону эволюции. Популяции архантропов отличались богатым резервом наследственной изменчивости. Чем выше был этот резерв, тем были богаче генетические возможности популяции, тем выше были шансы выжить и развиваться по пути неограниченного прогресса.
П
Рис. 6.3.2. Предок человека – парантроп
оследняя из биологических предпосылок – стадность, объединение семей в стада. Стадный образ жизни древних антропов бесспорно способствовал их выживанию и процветанию. Стада создавали ту среду, в которой происходила передача опыта друг другу и обучение детенышей жизненно важным навыкам: распознаванию съедобных плодов, способам добывания пищи, умению обнаружения мест нахождения врагов, а также использование природных предметов в качестве орудия.Самая примитивная форма стада, известная у человека разумного, это группа, занятая охотой и собирательством. Группы, живущие за счет собирательства и охоты, существовали в разных областях земного шара до недавнего прошлого, в некоторых местах существуют и до сих пор. Например, индейские племена шошонов и алгонкинов в Северной Америке, бушменов и негритосов в Африке, аборигенов в Австралии и Тасмании.
Возникшее у приматов направление эволюции общественного образа жизни продолжается и в настоящее время. На всех ступенях от полуобезьяны до современного человека отмечается общая тенденция к увеличению размеров общественной группы и усложнению её организации, повышению технического уровня, усложнению языка, развитию интеллекта. Историческое развитие гоминид представляет собой яркий пример мозаичной эволюции, характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем. Наиболее быстрыми темпами, начиная с человека умелого, шла эволюция мозга. Развитию мозга предшествовало завершение прямохождения и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечностей.
Движущей силой эволюции человека являлся отбор. На ранних этапах эволюции человека шел отбор индивидов более способных к изготовлению примитивных орудий, с помощью которых они могли добывать пищу и защищаться от врагов.
Характерная особенность антропогенеза – однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с развитием прямохождения, мозга и рук, совершенствованием коллективного образа жизни. Характерные черты предков человека (парантропа) представлены на рисунке 6.3.2.
Н а стадии парантропа определенную роль играл отбор на основе индивидуальной изобретательности. Постепенно объектом отбора становилось характерное для человека свойство – стадность и связанная с ней форма общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор на основе избирательности формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, мозг, кисть руки), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношений в стаде).
Совместные действия индивидуального и группового отбора на лучшую организацию стада получило название биосоциального отбора. На первых порах биосоциального отбора были мелкие по численности коллективы (семьи или группы семей в стаде). Затем масштабы его действия расширились до выживания целых поселений и племен.
Все три уровня биосоциального отбора (индивидуальный семейный и групповой) были взаимосвязаны в едином процессе выживания особей и групп.
studfiles.net
Ответы@Mail.Ru: Этапы эволюции человека.
Табл. 4.3. Основные этапы эволюции человека. 40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца) . Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных 200—500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца) . Человек неандертальский Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений 1—1,3 млн. лет назад Стадия архантропа (питекантропа) . Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем 2—2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) 9 млн. лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости) . Дальнейшее развитие стадности 25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность
В эволюции человека различают три этапа (кроме того некоторые ученые выделяют в отдельный вид еще и вид – человек умелый) : 1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид — человек прямоходящий ). 2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида — человек разумный ). 3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид — человек разумный ).
Табл. 4.3. Основные этапы эволюции человека. 40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца) . Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных 200—500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца) . Человек неандертальский Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений 1—1,3 млн. лет назад Стадия архантропа (питекантропа) . Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем 2—2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) 9 млн. лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости) . Дальнейшее развитие стадности 25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность
touch.otvet.mail.ru
Уровни развития личности — Психологос
Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.
Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: направленностью личности и ресурсами личностной базы человека. Что это такое, о чем это?
Направленность личности — главный показатель уровня развития личности
Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности — высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
Основные показатели способности быть личностью:
- Выбор и развитость авторской жизненной позиции,
- Развитость основных позиций восприятия, возвышение до позиции Ангела.
- Уровень ответственности, в том числе деловой (деловая ответственность): иждивенец, наемный работник, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
- Уровни взрослости: инфантил, человек-ребенок, растущая (опускающаяся) личность, взрослый человек,
- Способы жизни: убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца. Так, постепенно, можно повышать свой уровень социального развития.
Ресурсы личностной базы — второй показатель уровня развития личности
Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.
К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:
К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:
www.psychologos.ru
Четыре стадии развития человека — Игорь Вялов — ЖЖ
К примеру, совокупное пси-поле пчелиной семьи действует в радиусе пяти километров от улика, если по каким-то причинам пчела попадает за пределы этого пространства, она мгновенно теряет свои «разумные способности». Всё, что происходит в этих сообществах, является следствием проявления состояния НАДОРГАНИЗМА. Когда пси-поля отдельных организмов сливаются в пси-поле сообщества и возникает единая для всего сообщества нервная система, которая и может управлять и обеспечивать разумность действия сообщества этих организмов. При этом отдельно взятая особь перестаёт быть независимым живым организмом, живущим по своим инстинктам, а превращается в БИОРОБОТА, действия которого, подчиняются только интересам сообщества. При этом даже подавляется мощнейший инстинкт самосохранения. Для этих видов живых организмов подобное состояние надорганизма являлось эволюционным приобретением, позволившим им выжить и сохраниться, как виду. Для всех остальных видов живых организмов состояние надорганизма возникает на непродолжительное время, по тем или иным причинам. У человека состояние НАДОРГАНИЗМА возникает тоже и носит название СОСТОЯНИЕ ТОЛПЫ. СОСТОЯНИЕ ТОЛПЫ у человека, может возникать из-за ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН или ИСКУССТВЕННО, в результате ВНЕШНЕГО ПСИ-ВОЗДЕЙСТВИЯ. Но к этому вернёмся потом, а сейчас давайте перейдём к анализу эволюционных стадий развития человека.
Человек совмещает в себе два эволюционных процесса — ЭВОЛЮЦИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБИ и ЭВОЛЮЦИЮ ДУХОВНУЮ. ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ничего общего с религиями не имеет, а представляет собой РАЗВИТИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, которая реальна и материальна. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ начинается с момента зачатия, когда в оплодотворённую яйцеклетку входит сущность и начинает нарабатывать себе новое физическое тело. При этом, биологическая эволюция подразделяется на две стадии:
1. ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ.
2. ВНЕУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ.Во время стадии ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ эволюция физически плотного тела человека проходит путь от одной клетки (оплодотворённая яйцеклетка) до сложноорганизованного многоклеточного биологического организма. Во время этой стадии организм проходит эволюцию от простейших одноклеточных форм, до сложнейших высокоорганизованных многоклеточных.
Во ВНЕУТРОБНОМ развитии человека можно выделить четыре эволюционные стадии:
1. Стадию ЖИВОТНОГО.
2. Стадию РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО.
3. Стадию СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕКА.
4. Стадию ВЫСОКОРАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА.Человек рождается ПОТЕНЦИАЛЬНО РАЗУМНЫМ. Что это значит!? А это означает, что родившийся ребёнок является животным, с возможностью эволюционного развития до уровня высокоразвитого человека. И это развитие происходит поэтапно. Мозг родившегося ребёнка человека должен впитать в себя, во время фазы развития вторых материальных (эфирных) тел нейронов, некоторый минимально-критический объём информации. Если в период активного развития вторых тел нейронов мозга человека этого не происходит, человекообразное существо останется ЖИВОТНЫМ. В основном, процесс формирования нейронных цепочек мозга завершается в возрасте восьми-девяти лет отроду.
Необходимый минимум информации ребёнок получает в кругу семьи и при знакомстве с окружающим миром, развивая в себе возможность говорить. Освоение речи и предметного мышления на этом этапе эволюционного развития является ключевым для перехода ко второй стадии внеутробного развития человека — разумного животного. Если, по тем или иным причинам, ребёнок человека НЕ ПОЛУЧИЛ НЕОБХОДИМОГО ОБЪЁМА информации, он (ребёнок) НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ НА СТАДИИ ЖИВОТНОГО. И это — не теоретические предположения. Известны случаи, когда, по тем или иным причинам, дикие животные воспитывали детей человека. В случаях, когда этих «Маугли» возвращали в человеческое общество в возрасте старше девяти лет, они никогда не могли приобрести хотя бы минимальные навыки, присущие человеку. Они НАВСЕГДА остались по поведению теми ЖИВОТНЫМИ, которые их вырастили, несмотря на то, что физически они были абсолютно здоровыми. И, до конца своих дней так и не смогли научиться говорить и вести себя, как подобает человеку. Таким образом, человек рождается только потенциально разумным и существует временной интервал, в течение которого ребёнок получает возможность реализовать эту возможность или навсегда остаться на животной стадии.
В подавляющем большинстве случаев дети, воспитывавшиеся в семейной среде, к девятилетнему возрасту накапливали критический объём информации, необходимый для того, чтобы нейроны мозга смогли развернуться на третьем материальном уровне и началось развитие третьих материальных (астральных) тел нейронов. Растущий человек вступает во вторую фазу своего развития — ФАЗУ РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО. Для прояснения ситуации, давайте определимся с понятиями. Если поведением человека УПРАВЛЯЮТ ИНСТИНКТЫ, такой человек является РАЗУМНЫМ ЖИВОТНЫМ. По одной простой причине, если ЧЕЛОВЕК ВЕДЁТ СЕБЯ ТОЧНО ТАК ЖЕ, как и ЛЮБОЕ ДРУГОЕ ЖИВОТНОЕ — подчиняется зову и силе инстинктов — он ни в чём от них не отличается.
Если же человек, в основном, УМЕЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ИНСТИНКТЫ и ведёт себя в соответствии с РАЗУМОМ, СОВЕСТЬЮ и своим СЕРДЦЕМ, он является ЧЕЛОВЕКОМ не только по внешнему виду, но и по сути. В природе существует несколько видов живых организмов, которые существуют в виде постоянных сообществ. Наиболее известны из них — ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ, ТЕРМИТЫ и ОСЫ. К примеру, муравьи и термиты не только строят совместно свои города, но и возводят их с потрясающей точностью, с которой люди ещё не научились строить свои города и жилища. При строительстве термитника или муравейника возводимые одновременно внутренние ходы состыковываются между собой с точностью до сотых долей миллиметра, хотя ни термиты, ни муравьи не пользуются измерительными инструментами при строительстве, как это делают люди. Кроме того, у них существует строгая иерархия — царица или матка во главе и касты: воинов, разведчиков, охранников, строителей, воспитателей, охотников, кладовщиков, чистильщиков и т.д. Муравьи, к примеру, даже пасут стада тлей, выращивают в муравейнике или около него, используемые в пищу простейшие грибы. Кроме того и муравьи, и термиты, ведут войны со своими соседями за территории и пищу, совместно нападают и устраивают облавы на своих естественных врагов. Каждый из этих видов имеет свои собственные языки общения и т.д., и т.п. Пчёлы, например, с помощью языка движения, передают друг другу точные координаты нахождения цветущих растений, полных нектара и многое, многое другое. Можно было и дальше продолжать перечисление деятельности этих сообществ, которые нельзя назвать иначе, как разумными. Но мы не называем этих живых существ разумными. И это происходит по одной простой причине — ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЕ ТЕРМИТ, МУРАВЕЙ, ПЧЕЛА или ОСА не проявляют никаких признаков разумного поведения. Они себя ведут разумно только в пределах действия совокупного пси-поля.
Далее: Развитие Человека или эволюция?Отрывок из книги Н. Левашова «Россия в кривых зеркалах»
Да, и еще… давай Дружжить, и сразу на Ты?—жми смелее сюда —>> Добавить в друзья на ЖЖ
А еще давай дружить на Я.ру или Вконтакте
allmomente.livejournal.com