классификация методов руководства, как выбрать стиль управления
Чтобы работа персонала была эффективной, руководителю важно выбрать правильный стиль управления. Как слишком жесткие, так и слишком лояльные методы могут демотивировать сотрудников. Это провоцирует текучку и безответственную, безучастную работу персонала и снижает эффективность всей компании. В статье разберем, какие есть стили управления и как выбрать оптимальный вариант.
Управление — многогранный процесс, который можно осуществить разными способами. Для этого руководителю нужно выбрать стиль.
Стиль управления — это модель поведения руководителя для управления подчиненными. Стратегию выбирают в зависимости от специфики деятельности организации, характера руководителя и коллектива.
Стили управления классифицировали социальные психологи на протяжении десятилетий. Признанными стали принципы Дугласа МакГрегора, Лайкерта, Блэйка-Моутона и Курта Левина. Это позволяет выбрать классификацию наиболее близкую вашему бизнесу.
Дуглас МакГрегор представил теорию «X» и «Y» в рамках бихевиористского подхода.
Теория «X» основана на утверждениях:
- Среднестатистический человек обладает отвращением к труду и всеми силами старается его избежать.
- Многих приходится принуждать трудиться и управлять этим процессом, прибегая даже к угрозе наказания для получения нужного результата.
- Работник стремится быть защищенным и избегает ответственности. Ему необходимо руководство.
Основные положения теории «Y»:
- Труд и отдых — естественные явления. У человека нет врожденной антипатии к нему.
- Отождествление себя с целями порождает самодисциплину, самоконтроль, поэтому наказание излишне.
- Обязанность в отношении постановки целей заключается в вознаграждении.
- При определенных условиях человек стремиться брать на себя ответственность.
- Трудящиеся находчивы и способны к творчеству.
- Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни.
Теория показывает два противоположных типа человека и определяет стиль. Первая — пример авторитарного руководства, а вторая — демократического.
В 1961 году Лайкерт предложил свои варианты управления. Он выделил две крайние противоположные позиции: первая сосредоточена на человеке, а вторая на работе. Между ними находятся остальные.
На основании теории выделяют четыре стиля руководства:
- Эксплуататорско-авторитарный. Руководитель — автократ, не доверяет подчиненным, все решает сам. Держит подчиненных в страхе наказания за неисполнение обязанностей или ошибок. Вознаграждения редки. Неформальные образования внутри компании находятся в явном противостоянии руководящему звену.
- Патерналистски-авторитарный. Руководитель позволяет работникам участвовать в принятии решений. Остается угроза наказания. Основной стимул — вознаграждение. При таком стиле неформальной организации наблюдается частичная конфронтация.
- Консультативный. Стратегия и принятие решений остается за руководителем. А тактика — дело подчиненных. Хороший уровень среди управляющего и подчиненного звена.
- Демократический. Основан на доверии, когда работники активно участвуют в процессе управления, в том числе, принятии решений. Коммуникации осуществляются и по вертикали, и по горизонтали. Этот подход Лайкерт считает самым эффективным и конструктивным.
Классификация была предложена в 1930-е годы и выделяет три стиля управления:
- Авторитарный.
Авторитарные лидеры не советуются в принятии решений с остальными членами команды. Когда нужно принимать решение в короткие сроки, это лучший вариант. Приказы и распоряжения руководителя не подлежат сомнениям. При таком подходе высокий уровень текучести кадров.
- Либеральный.
Подчиненные самостоятельно решают, когда выполнять поставленные задачи, сами определяют временные рамки. Лидер дает распоряжения и при необходимости может оказать поддержку. Высокая удовлетворенность работников и отличная мотивация обеспечивают эффективность. Стоит следить за тем, чтобы позиция лидера не была воспринята как непрофессионализм и попустительство.
- Демократический.
Руководитель принимает решения вместе с членами команды. Поощряется творческий подход и креативность. Работники ценят такое руководство, имеют высокую мотивацию, эффективно трудятся. Не подходит для срочного принятия решения.
Концепцию разработали в 1964 году, но популяризировали ее именно Роберт Блэйко и Джэйн Моутон. В ней представлены пять стилей управления:
- Примитивное руководство.
Руководитель не заботится о сотрудниках и производстве. У него нет заинтересованности в своей работе, мотивации работников. В такой компании высокий уровень неорганизованности, постоянно страдают сроки выполнения задач.
- Авторитарное руководство.
Руководитель заботится только о производстве. Он ответственный и дисциплинированный, у него высокий iq и прекрасные способности организатора. С сотрудниками держит дистанцию. Принимает решения единолично без вовлечения сотрудников. Слишком большая отдаленность руководящего звена может вызвать недовольство сотрудников.
- Производственно-социальное руководство.
Это компромисс между заботой о производстве и работниках. Руководитель мыслит широко, придерживается современных взглядов. Получается усредненный результат, поскольку лидер не сильно настойчив в достижении поставленных целей.
- Социальное руководство.
Руководитель заботится о работниках, а не о производстве, в целях повышения мотивации сотрудников. Это улучшает атмосферу внутри коллектива. Но обратная сторона — снижение производительности.
- Командное руководство.
По мнению создателей данной теории, командное руководство — самый оптимальный стиль управления. Руководитель принимает во внимание и потребности работников, и производственные нужды. Это повышает эффективность производства и создает прекрасную командную атмосферу.
Американский психолог и писатель Д. Гоулман предложил новый подход в классификации. В своей книге «Эмоциональный интеллект» он описал шесть эмоциональных стилей управления.
Подходит для постановки общих целей и для поиска новых направлений в развитии. Руководитель обозначает цели и задачи, а сотрудники сами выбирают методы их реализации.
Стиль управления нацелен на развитие сотрудников и повышение производительности. Способ может быть не всегда действенен, потому что наставничество эффективно при наличии инициативы, иначе работники воспримут его как строгий контроль.
Подход направлен на сближение членов команды и эффективен, когда нужно улучшить коммуникацию и восстановить доверие внутри коллектива. Важно, чтобы в погоне за сплоченностью коллектива руководитель не забывал о производительности.
Отличительная особенность стиля — принятие решений коллективом. Эффективен, когда непонятно, в каком направлении двигаться компании: вовлечение всех сотрудников и сбор мнений поможет найти верный курс. Во время кризисов этот стиль управления не подходит, так как нужны быстрые решения.
Специфический стиль, при котором руководитель считает, что все можно делать и эффективнее, и лучше, и быстрее. Он постоянно задает завышенные производственные стандарты и мотивирует сотрудников на их достижение. Гоулман считает, что применение направляющего стиля требует от руководителя мудрости и умеренности, ведь неправильное применение негативно повлияет на коллектив.
Классический военный подход и самый неэффективный из представленных. При таком управлении руководитель много критикует и не приветствует поощрения, у сотрудников возникает низкая удовлетворенность работой. Гоулман поясняет, что такой подход эффективен в моменты кризисов для быстрого улучшения ситуации.
По классической классификации есть несколько стилей управления в менеджменте. Рассмотрим их преимущества и недостатки.
Характеризуется сосредоточением власти в руках одного руководителя. Преимущества этого стиля в том, что он не требует высоких материальных затрат и позволяет за короткий срок наладить работу между отделами и сотрудниками. Но у авторитарного стиля много недостатков: он подавляет инициативу и самостоятельность, провоцирует чрезмерный контроль и высокую степень бюрократизма, что снижает эффективность деятельности организации в целом.
При этом стиле управления руководитель делегирует полномочия сотрудникам, решения принимаются коллегиально. Его преимущества:
- стимулирует творческую деятельность;
- сотрудники мотивированы и удовлетворены работой;
- благоприятный психологический климат в организации.
Недостаток демократичного подхода — сотрудники могут перекладывать ответственность за выполнение работы.
В центре этого стиля — работник со своими потребностями и ожиданиями. Преимущества личностно-ориентированного стиля в высокой заинтересованности работников. А недостатки проявляются в том, что безответственные сотрудники могут злоупотреблять подходом и недобросовестно выполнять обязанности, из-за чего эффективность производства снижается. Кроме того, стиль не подходит для решения проблем во время кризисов.
Стиль подразумевает сотрудничество руководителя и подчиненного. Он хорош для компаний, которые занимаются творческой деятельностью. Менеджер и подчиненные — партнеры, обладают примерно одним уровнем образования. Контролируют результат работ, а не самих сотрудников.
Преимущества стиля в том, что легче принять целесообразные решения, у сотрудников высокая мотивация, а у менеджера меньше нагрузки. Но есть вероятность, что процесс принятия решений станет медленнее.
Современный метод управления, когда компетенции и ответственность за совершенные действия возлагаются на сотрудника. В таком делегировании много плюсов: оно снимает нагрузку с руководства, позволяет быстро принимать решения и развивает личную инициативу у работников. Оно применимо в любой сфере. Недостатки могут обернуться, если руководитель делегирует только неинтересные рутинные задачи, а жесткая иерархия и ориентированность исключительно на выполнение задач может угнетать сотрудников.
Современный коучинг — структурированная система приемов, принципов, направленных на развитие возможностей индивида, группы. Помогает раскрыть потенциал на 100%. Это не обучение, а помощь и поддержка. Коучинг развивает амбициозность, обучаемость, ориентацию на результат и ответственность.
Коучинг как стиль управления включает в себя:
- постановку целей;
- нахождение ресурсов для их достижения;
- создание нужных отношений внутри команды;
- анализ полученных результатов.
Главная цель коучинга — построение отношений партнерства среди сотрудников, работа на принципах ответственности и осознанности. Применение коучинга дает лучшие результаты и повышает уровень развития каждого сотрудника в профессиональном и личном планах.
При выборе стиля управления руководитель может ориентироваться на следующие факторы:
- Уровень стресса. Когда-то эффективнее делегировать полномочия, а когда-то принимать решения самостоятельно и оперативно. Даже либеральный руководитель время от времени должен становиться авторитарным, если того требуют обстоятельства.
- Сложность поставленной задачи. Простую задачу легко делегировать исполнителю. Важные вопросы стоит решать коллегиально.
- Команда. Коллектив состоит из индивидов, где каждый со своим характером. Кому-то требуется авторитарный стиль управления, а для кого-то он может стать настоящим угнетением, которое убивает мотивацию.
- Характер работы. Творческим работникам не подойдут жесткие меры, но если необходимо оперативное решение проблемы, этот стиль вполне конструктивен.
Чтобы выбрать оптимальный стиль управления, нужно рассмотреть, какие внешние и внутренние факторы влияют на компанию. К внешним факторам относят:
- активную политику конкурентов;
- изменения в политической и экономической сферах;
- неблагоприятные погодные условия;
- ухудшение или улучшение благосостояния общества;
- миграционные процессы;
- внесение корректировок в законодательство.
Внутренние факторы выражаются в аспектах:
- психологическом климате в коллективе;
- изменениях в деятельности организации;
- увеличении или сокращении штата;
- конфликтах на производстве;
- мотивации коллектива;
- планировании деятельности предприятия.
Ошибочный стиль управления персоналом может привести к серьезным последствиям:
- Угнетающей психологической атмосфере в коллективе. У демократичного руководства, как правило, с этим проблем нет. А вот те, кто работает под страхом наказания, часто имеют заниженную самооценку и теряют мотивацию, интерес к работе.
- Текучести кадров. Когда стиль управления не устраивает сотрудников, они увольняются или терпят, но работают плохо.
- Саботажу задач. Проблема возможна при разных стилях, только ее проявление разное. При авторитарном стиле подчиненные могут работать противоположно указаниям, а при демократичном стиле сотрудники могут откладывать задачи и срывать сроки.
- Упадку в развитии. Новые идеи важны для развития компании. Когда их генерирует всего один человек, это может привести к тому, что организация откатится на прошлые позиции.
Стиль управления — важная составляющая эффективного менеджмента. Он влияет на атмосферу в коллективе, на производственные процессы, на результат и на многое другое. Учитывая внутренние и внешние факторы, руководитель может менять свой стиль, адаптировать его к новым реалиям.
Стили управления предприятием: виды, какой выбрать
Как управлять предприятием не задумывается никто. Выбор модели управления и ее совершенствование под потребности существующего бизнеса почему-то не считается важным вопросом. Однако, именно стиль управления руководителя является определяющим в выстраивании правильных коммуникаций с работниками, их мотивации, способности руководства в принятии актуальных решений и достижении целей. О том, как выбрать свой собственный стиль управления из числа множеств, описанных в экономической теории, мы и поговорим.
Что такое стиль управления
Стиль управления – это определенная, сложившаяся, модель поведения руководителя, на основе которой строится управление персоналом, определение ответственных лиц, распределение полномочий и принятие управленческих решений.
Выбор стиля управления зависит, в первую очередь, от личностных характеристик руководителя, а также от его целей. Когда руководитель стремится максимально замотивировать работников на достижение конечных целей и ключевых показателей, он ориентируется на демократический стиль управления. Если в компании складывается ситуация, когда нужна жесткая рука, четкое выполнение распоряжение и функционирование компании как единого механизма, стоит выбрать авторитарный стиль.
Каждому стилю присущи свои достоинства и недостатки. Идеального нет – руководитель подстраивает выстроенную модель управления под текущую ситуацию, в которой оказалась компания на рынке, свои потребности и возможности.
Классификации видов управления
За всю историю теории менеджмента классифицировать стили управления по различным признакам и концепциям пытались многие управленцы и экономисты. Мы расскажем об основных:
Теория X и Теория Y (управленческие теории Дугласа МакГрегора)
В 1960-х годах появились две новаторские теории по управлению предприятием. Их автор Дуглас МакГрегор опубликовал книгу «Человеческая сторона предприятия», в которой он описал собственную классификацию:
Теория X. Основные положения этой теории основаны на следующих предположениях:
- люди по своей природе ленивы, безынициативны и не стремятся к труду;
- работники предпочитают выступать в роли подчиненных, чтобы ими руководили, так как стремятся избежать ответственности;
- чтобы компания работала, ей нужна жесткий авторитарный руководитель, который будет нести ответственность, полностью контролировать ситуацию на предприятии и заставлять людей работать.
Данный тип управления встречается в настоящее время не часто: в руководстве стоят жесткие менеджеры, которые не умеют и не стремятся делегировать полномочия, инициативы и идеи работников не учитываются, их мнения и стремления к новым начинаниям подавляются.
Теория Y имеет кардинально противоположные основы:
- для человека естественно трудиться, проявлять инициативу, желать работать и развиваться;
- руководство поддерживает стремления работника самостоятельно принимать решения и нести ответственность за полученные результаты;
- в компании действуют принципы самоуправления и самоконтроля.
Принцип работы руководителя заключается в делегировании полномочий при принятии решений, при этом функции контроля полученных результатов оставляет за собой. Данный стиль отличается высоким доверием к персоналу, большими возможностями персонала к саморазвитию и мотивации к достижению целей.
Стили управления по принципу Лайкерта
Еще одну классификацию стилей управления разработал американский социолог Р. Лайкертом. В ее основе – четыре теории управления, ориентированные либо на человека либо на работу (задачу). Графически это можно представить в виде рисунка 1:
Рисунок 1. Стили управления по принципу Лайкерта
- Стиль, основанный на участии, заключается в полном доверии между руководством и работниками. Мотивация рабочего коллектива разработана самим коллективом и осуществляется за счет материального поощрения, а вот система наказания, если и существует, то применяется крайне редко. В чистом виде демократия.
- Консультативно-демократический стиль предполагает высокий уровень доверия между руководителем и подчиненным. Однако контроль за выполнением заданий – за руководством. Вознаграждение по-прежнему остается основным методом мотивации персонала, однако, но система наказаний и штрафов применяется чаще. В компании поощряется самостоятельность в принятии решений и самодисциплина.
- Благосклонно-авторитарный стиль. Характерно разграничение полномочий руководителя и работника, между руководством и его подчиненными соблюдается дистанция. Сбалансированная система вознаграждения и наказания. Менеджер относится к подчиненным снисходительно, зачастую вселяя страх. Подчиненные в ответ – уважают и боятся, опасаясь разгневать «барина».
- Экплуататорско-авторитарный стиль. Между подчиненным и руководителем – пропасть, отсутствие доверия с обеих сторон. Взаимосвязи построены на полном подчинении распоряжениям «сверху». Система мотивации персонала основана на угрозах, чем на поощрении за выполненную работы. Самый жесткий стиль управления.
Классификация стилей управления К. Левина
Следует отметить, что исследования в области лидерства проводились еще ранее. Так, немецкий психолог Курт Левин в 1939 году проводит следующий эксперимент. В рамках исследования школьников поделили на три группы, руководители которой по-разному должны были организовать командную и личную работу.
По результатам исследования Левин выделил три стиля лидерства.
1. Авторитарный тип лидерства. Когда руководитель дает четкие указания, максимально точно ставит цели, выбирает способ решения задачи и сроки ее реализации. Руководство сосредоточено в руках одного человека. Делегирование полномочий отсутствует. Количество правильно выполненных задач максимальное. Однако, работники не могли проявить инициативу, не принимали решения самостоятельно, и не несли ответственности за конечный результат. Интересы бизнеса на первом месте, интересы персонала не учитываются. Мотивирование персонала на основе угроз, приказов, наказаний.
Плюсы: высокий уровень дисциплины, прозрачность действий.
Минусы: отсутствие инициатив, большая текучесть кадров, повышение уровня стресса в коллективе, отсутствие возможностей самореализации и развития.
2. Демократический тип лидерства оказался, по мнению ученого, самым эффективным. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне. Качество выполненных задач выросло значительно, а вот скорость выполнения упала. Удовлетворенность персонала от работы высока, тем не менее, к руководителю должны предъявляться особые требования – он должен быть достаточно квалифицированным, чтобы контролировать все результаты и нести ответственность.
Плюсы: высокая мотивация к труду, низкая текучка, генерируются новые идеи, командная работа, повышение результативности выполненных задач.
Минусы: увеличивается время принятия решений.
3. Либеральный (или попустительский) тип лидерства. Иными словами – полное отсутствие управления. Когда работники самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. Задания, сроки их выполнения и порядок действий – все организуется непосредственно исполнителем. Качество и количество выполненных задач на низком уровне. Данный тип характерен для руководителей, у которых отсутствуют лидерские качества.
Плюсы: дружный коллектив, отсутствие конфликтов, высокий уровень доверия, мотивации персонала.
Минусы: отсутствие у руководителя авторитета, отсутствие делегирования полномочий, при возникновении сложных ситуаций возможен хаос среди персонала.
Управленческая решетка (построение матрицы)
Обобщили все вышеперечисленные классификации американские ученые Р. Блейк и Д. С. Моутон, которые в 1964 году построили управленческую решетку – матрицу, которая представляет собой две шкалы (интерес к работе и интерес к людям). В каждой шкале по 9 делений, то есть руководитель может получить от 1 до 9 баллов за оценку того или иного качества.
Рисунок 2. Управленческая матрица
Примитивный стиль 1.1 – когда руководителя не заботят ни процессы в компании, ни персонал. Руководитель, скорее, номинальный, поскольку не принимает решений и не несет за них ответственности. Компания либо быстро перестанет существовать, либо сменится стиль управления и руководитель.
Социальный стиль 1.9 – руководитель максимально ориентирован на поддержание хорошего климата в коллективе, всегда поможет и решит возникающие проблемы. Пользуется популярностью и поддержкой подчиненных. Однако чрезмерная мягкость может навредить авторитету.
Авторитарный стиль 9.1 – является полной противоположностью социального стиля. Руководитель ориентирован на нужды бизнеса. Мнение персонала, его нужды, потребности и идеи не важны. Большая дистанция между руководителем и его подчиненным.
Производственно-социальный стиль 5.5 – когда руководитель старается удержать баланс между персоналом и управлением предприятием. Гибкий подход к управлению, когда работники могут выдвигать собственные идеи, стремиться к развитию и участию в управлении, однако контроль и ответственность за конечный результат лежит на руководителе.
Командный стиль 9.9 – руководитель стремится максимально совместить заботу о персонале и управление бизнес-процессами. Люди активно вовлечены в процесс генерации идей, принятии решений и управлении результатами. Успешное решение даже самых сложных задач за счет коллективного подхода. Наиболее эффективный стиль управления.
Многомерный стиль управления
В реальной ситуации конкретный стиль из описанных выше встречается крайне редко. Для достижения положительного эффекта от управления необходимо их комбинировать. Так называемый многомерный стиль, который будет меняться в зависимости от конкретных ситуаций или конкретных работников.
Рисунок 3. Многомерный стиль управления
- Поддержка нужна, когда коллективу необходима помощь и сплоченность.
- Инструментальный подход ориентирован на технологическую составляющую бизнес-процессов в компании.
- Участие подразумевает задействование каждого члена коллектива в управлении и принятии решений.
- Достижение поставленных целей самостоятельно подчиненными, при этом руководитель ставит задачи и обеспечивает ресурсами для их реализации.
Комбинируя эти четыре стиля, руководитель добьется эффективного управления предприятием в гибких, постоянно меняющихся условиях.
Как выбрать стиль управления
На выбор конкретного стиля влияют много факторов:
- Стрессовость ситуации. Бывают моменты, когда руководителю нужно применить авторитарный стиль управления, взять все в свои руки, выдавать подчиненным четкие рекомендации и требовать жесткого подчинения. Принимать решения обычно нужно в кратчайшие сроки, а обсуждение и участие коллектива лишают руководителя такой возможности, не дают действовать оперативно.
- Сложность задач. Сложные задачи, которые касаются большого числа работников, лучше выдвигать на обсуждение, позволяя работникам участвовать в управлении. Мелкие задачи может решить сам исполнитель на месте. Делегируйте полномочия, когда это действительно необходимо.
- Характер работы. Если работники заняты творческим трудом, не мешайте им проявлять инициативу, генерировать идеи, принимать самостоятельные решения. Однако учитывайте тот факт, что убытки компании не нужны. При возможности контролируйте работу там, где это нужно.
- Персонал. В каждой команде есть те, кто без жесткой руки и четкого управления не может работать, и есть те, кто эффективно работает только когда самостоятельно координирует свою работу. Учитывайте личностные и профессиональные качества каждого из своих работников.
Помните, что от выбранного стиля управления очень многое зависит в компании:
- Психологический климат и текучесть кадров. Если работник имеет возможность реализовать свои амбиции и повышать профессиональные качества, он полностью раскрывает свой потенциал. Эффективность работы растет, что не может не радовать руководителя. Текучесть кадров при таком стиле управления минимальна.
- Выполнение задач. При авторитарном стиле люди просто выполняют приказы, не думая о том, насколько они правильны и разумны. Если ошибется руководитель, задача не будет выполнена. При демократическом стиле возможен саботаж, когда работник вместо того, чтобы выполнить срочный заказ, растягивает его на удобное для него самого время.
- Генерирование идей. Когда этим занимается только один руководитель, идеи со временем утрачивают свою новизну, их количество ограничено. Если же руководитель позволяет выдвигать идеи подчиненным, идей больше, они разнообразны и интересны.
- Командная работа важна, когда необходимо сообща в кратчайшие сроки решить глобальную или сложную задачу.
Выбор стиля – вопрос сложный. Не стоит ограничиваться только одним вариантом. В разных ситуациях при разных условиях руководителю стоит комбинировать разные стили управления для достижения наилучших результатов от работы компании. Где-то лучшие результаты дает жесткое управление (авторитарный стиль), в других случаях уместен более мягкий подход. На практике же выбор происходит путем проб и ошибок. Каждый должен ориентироваться на свои склонности и потребности компании. Если что-то идет не так – пересматривайте свой стиль управления, подбирайте варианты или комбинируйте.
Какие существуют типы и стили лидерства
блог / Лидерство
10 августа 2022 г. | 5 минут чтенияПоделиться ссылкой
«Лидер — это тот, кто знает дорогу, идет по ней и показывает путь» — John C Maxwell
Существует несколько типов стилей лидерства, таких как демократический, бюрократический и автократический. Выберите тип лидера, которым вы хотите стать. Если кто-то спросит вас, что такое лидерство, каков будет ваш ответ? Тщательно подумайте, прежде чем ответить, потому что это покажет, каким лидером вы являетесь или хотите быть, и какие стили лидерства вы хотите использовать в будущем.
Существует несколько стилей лидерства. Ваша личность и то, как вы хотите руководить своей командой, помогут вам понять, какой из стилей лидерства вы хотите выбрать. Чем дольше человек руководит командами и процессами в компании, тем лучше он будет подготовлен к пониманию стилей лидерства, которые ему подходят больше всего.
Понимание типов лидерства и различных стилей лидерства может значительно повысить ценность влияния, которое лидеры могут оказать на свои организации. Давайте сначала разберемся что такое лидерство , а затем типы лидерства, различные стили лидерства и карьерные возможности.
Что такое лидерство?Лидерство относится к искусству мотивации людей в организации работать для достижения общей цели. Он основан на идеях, которые могут быть собственными или вдохновленными другими лидерами.
Лидерство — это также искусство эффективного донесения этих идей до других и поощрения их к принятию на себя ответственности и личному росту, не говоря уже о том, чтобы вести компанию к росту. Эффективное лидерство вдохновляет не только себя, но и других.
Если вы также хотите стать вдохновляющим и успешным лидером в ближайшем будущем, важно понимать, что лидеры должны обладать определенными навыками критического мышления , которые могут помочь им в направлении ресурсов организации для улучшения перспектив роста. Теперь давайте пробежимся по различным стилям лидерства.
Различные типы лидерстваВ следующих нескольких разделах вы узнаете, какие стили лидерства вы можете выбрать. Это также даст вам понимание курсы лидерства вы можете пройти, чтобы отточить свои навыки.
1. Демократическое лидерствоЭто так же ясно, как и его название. При демократическом лидерстве лидеры принимают или отменяют решения демократическим путем, основываясь на мнении и отзывах своей команды. Хотя окончательное решение принимает лидер, важно каждое мнение. Это один из самых эффективных стилей руководства, поскольку он позволяет сотрудникам иметь право голоса.
2. Автократическое лидерствоЭто полная противоположность демократическому лидерству, при котором мнение сотрудников не учитывается. Лидеры с таким стилем ожидают, что другие будут придерживаться решений, которые они принимают, что не является устойчивым подходом в долгосрочной перспективе.
3. Laissez-faire ЛидерствоLaissez-fire означает «пусть делают». Этот стиль является наименее навязчивым, и руководители с таким подходом гарантируют, что власть принадлежит сотрудникам. Хотя этот стиль руководства может расширять возможности, он также может ограничивать развитие, поэтому его следует держать под контролем.
4. Стратегическое лидерствоСтратегическое лидерство действует как мост между командой высшего руководства и сотрудниками. Лидеры, использующие этот стиль, гарантируют, что как интересы руководства, так и условия работы команды будут стабильными при принятии решения.
5. Трансформационное лидерствоТакой тип лидерства всегда направлен на преобразование и улучшение функций и возможностей. Могут быть назначены задачи и расписания, и лидеры, следующие этому стилю, могут просить сотрудников постоянно расширять свои границы. Большинство ориентированных на рост компаний склонны придерживаться такого стиля руководства.
6. Транзакционное лидерствоЭто очень распространенный сегодня стиль лидерства, основанный на концепции действия и вознаграждения. Например, сотрудник или команда могут получить поощрение или премию за достижение цели, установленной компанией.
7. Лидерство в стиле тренераЭтот стиль лидерства ориентирован на больший рост, поощряя отдельных членов команды концентрироваться на своих сильных сторонах и талантах. Хотя это похоже на стратегический и демократический стили руководства, здесь больше внимания уделяется личности.
8. Бюрократическое лидерствоЭтот стиль лидерства хорошо известен. Хотя лидеры с таким подходом действительно прислушиваются к сотрудникам и их мнению, они могут отрицать или отвергать его, если они идут вразрез с духом или политикой компании.
Обширные программы обучения/развития лидерских качествТеперь, когда мы понимаем суть лидерства, различные стили лидерства и другие аспекты, важно понять, почему вы должны пройти программу развития лидерства на каком-то этапе своей карьеры. .
Проведение программы развития лидерства гарантирует, что лидеры будут постоянно обновляться и смогут переключаться на другие стили лидерства в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Эффективная программа лидерства должна быть частью планирования карьеры каждого, независимо от сферы его деятельности. Emeritus предлагает различные курсы лидерства в сотрудничестве с известными учреждениями по всему миру.
Непрерывное обучение лидерству поможет вам развить глобальную перспективу в сочетании со стратегическим мышлением, ориентированным на будущее, и ориентацией на данные навыки принятия решений . Это ваш шанс ускорить свой рост, учась у лучших.
Независимо от того, является ли ваша команда новой, проходит ли она через изменения или находится под давлением, чтобы работать, в качестве лидера, отвечающего за создание ценности для вашей организации, совершенствуйте и формируйте свою личность как эффективного лидера в соответствии со стратегическими интересами и целями вашей компании. Испытайте свое устоявшееся понимание управления бизнесом и улучшите свою способность стратегически мыслить о своей роли бизнес-лидера с помощью этого курса, разработанного, чтобы дать вам возможность уверенно руководить своей организацией.
В сегодняшнюю эпоху цифровых технологий мантра IDC «изменения со скоростью цифровых технологий» больше не актуальна, поскольку пути клиентов все больше становятся цифровыми. Этот курс, строго ориентированный на то, чтобы подготовить вас к работе в этой развивающейся цифровой реальности, позволит вам провести эффективную цифровую трансформацию бизнеса . Станьте опытным в определении, разработке и реализации цифровых бизнес-стратегий, чтобы возглавить дальновидную организацию, основанную на данных.
Программа обучения лидерству может сыграть решающую роль на стыке вашей карьеры, когда вы чувствуете, что находитесь в критической точке роста в организации. В дополнение к упомянутым выше программам обучения лидерству вы можете ознакомиться с другими курсами лидерства на нашем веб-сайте. Зарегистрироваться; сейчас самое время стать лидером следующего поколения.
Изучите 7 разных стилей лидерства
Содержание- Стиль №1 — Лидерство-слуга
- Стиль №2 — Демократическое лидерство
- Стиль №3 — Автократическое лидерство
- Стиль №4 — Трансформационное лидерство
- Стиль №5 — Трансакционное лидерство
- Стиль №6 — Лидерство невмешательства Рекламные объявления
Когда речь заходит об общих стилях руководства в управлении, не существует универсального подхода. Эффективное лидерство начинается с определения ваших сильных сторон, а затем использования уникальных преимуществ вашего стиля руководства для стимулирования роста в вашей организации.
РекламаНапример, Илон Маск использует автократический стиль руководства, называя себя перфекционистом и «нано-менеджером». Однако тот же самый стиль руководства делает его решительным, ясным в отношении того, чего он хочет достичь, и мотивированным. С другой стороны, такой харизматичный лидер, как Ричард Брэнсон, добился успеха, руководя совершенно другим способом. Он решает проблемы с позитивом, одержим созданием сильной командной культуры и использует эмоциональный интеллект для развития бизнеса, в котором люди любят работать.
Это показывает, что разные стили подходят разным людям. Тем не менее, каждый стиль руководства имеет как свои преимущества, так и недостатки. Узнайте, какой стиль лидерства вы используете ниже, и как внедрить другие, чтобы стать более эффективным руководителем своей команды и развивать свой бизнес.
Стиль №1 – Лидерство Слуги
Что такое Лидерство Слуги?
РекламаЛидерство слуги ведет с сердцем слуги. По сути, этот тип лидера сосредоточен в первую очередь на удовлетворении потребностей своих сотрудников и клиентов. Обслуживая команды, они уделяют большое внимание обучению и росту, практикуя лидерство в коучинге. По этой причине те, кто находится под руководством лидеров-слуг, могут рассчитывать на то, что их будут воспитывать, но также и призывать к полной реализации своего потенциала.
Быть лидером-слугой — это намного больше, чем просто быть самим собой. Настолько, что цель состоит в том, чтобы умножить больше автономных лидеров на каждом уровне. Кроме того, организации, управляемые лидерами-слугами, гарантируют, что те, кто участвует в выполнении бизнес-начинаний, соответствуют основным ценностям компании. Например, процесс становления владельцем франшизы в Chick-fil-A является строгим и интенсивным. Утверждение может занять до года, при этом принимаются только 5% заявителей. Владельцы должны демонстрировать «смирение, страсть к служению, сострадание и искренность», — говорит генеральный директор и лидер по обслуживанию клиентов Дэн Кэти.
Примеры лидеров-слуг:
- Джон Макки, генеральный директор Whole Foods Market
- Шерил Бачелдер , бывший генеральный директор Popeyes Louisiana Kitchen
- Джон К. Максвелл, соучредитель EQUIP® и автор 7 9 Уровни лидерства
Атрибуты:
- Приводит к служению
- Естественно развивает последователей
- Призывает других присоединиться к их делу или миссии
- Практикует альтруизм
- Оказывает сильное положительное влияние на жизнь людей
- Уделяет время обучению, расширению прав и возможностей и заботе о членах команды
- Укрепляет сообщества
- Способствует личному и профессиональному росту посредством коучингового стиля руководства
- Создает доверительную команду
- уровень Эмоциональный интеллект
Потенциальные слабости
РекламаВместо того, чтобы вести силой, те, кто практикуют этот стиль, приобретают последователей, оказывая положительное влияние. В то время как люди могут работать над лидерскими качествами слуги, они должны иметь для этого сердце. Например, из всех стилей лидерства те, кто руководствуется деньгами или эгоцентричен, сочтут этот конкретный невозможным для подлинного применения.
Кроме того, они должны соблюдать баланс между служением другим и заботой о себе. Без последнего может быстро наступить выгорание , что повлияет на компанию и ее сотрудников различными негативными способами.
Стиль №2 –
Демократическое лидерствоЧто такое демократическое лидерство?
РекламаОдним из самых популярных стилей лидерства является стиль демократического лидерства . Такой подход поощряет участие и сотрудничество между членами команды. Ключом к тому, чтобы быть демократическим лидером, является создание командная культура , когда люди чувствуют, что их ценят и важны. Предоставление открытой среды, которая побуждает к диалогу посредством обмена идеями, помогает тем, кто практикует этот стиль лидерства, сохранять вовлеченность и мотивацию членов команды. Демократические менеджеры и руководители дают людям всех уровней знать, что их участие имеет значение в формировании организации. При этом они развивают культуру добровольного вклада.
Примеры демократических лидеров:
- Тони Ших, генеральный директор Zappos
- Ларри Пейдж, соучредитель Google
- Индра Нуи, бывший генеральный директор
. - Позволяет сотрудникам решать проблемы
- Поддерживает совместную работу
- Создает атмосферу взаимного уважения
- Предоставляет членам команды равные шансы поделиться информацией независимо от их работы
- . Получает таланты людей, чтобы осветить лидерство в коучинге
- , когда другие говорят
- с Эмоциональный интеллект
- Требует время и вознаграждение. самые эффективные стили лидерства, это не всегда лучший способ управлять срочными решениями. Кроме того, такой подход потенциально может создать напряженность между теми, у кого разные взгляды и мнения. Независимо от этих факторов, плюсы обычно перевешивают минусы, в результате чего создается среда, полная динамичных людей, которые чувствуют себя вовлеченными в работу.
Стиль №3 –
Автократическое лидерствоЧто такое автократическое лидерство?
Рекламные объявленияАвторитарная (или авторитарная) модель лидерства требует явной власти над организацией или группой. Например, во время процесса принятия решений они редко вовлекают других. Из-за высокого уровня изолированного контроля авторитарные руководители обычно ассоциируются с диктаторами. Хотя решительность является одной из самых сильных характеристик авторитарного бюрократического руководства, большинству компаний с такими лидерами нужна система сдержек и противовесов, обеспечивающая устойчивое рабочее место.
Хотя этот стиль управления имеет плохую репутацию, «автократическое или авторитарное руководство иногда необходимо, особенно в ситуациях, когда под давлением требуются быстрые и решительные действия», — говорит Даниэль Сабрина, генеральный директор Tribe Builder Media, в статье для Entrepreneur. .com .
Примеры автократических лидеров:
- Марта Стюарт, основатель Martha Stewart Living Omnimedia
- Генри Форд, основатель Ford Motor Company
- Джон Чемберс, бывший исполнительный председатель и главный исполнительный директор Cisco Systems
Атрибуты:
- Демонстрирует способность к эффективности и решительности
- Благоприятствует бюрократическому лидерству, когда они диктуют процессы, системы и операции
- Действует как высший командир
- Контролирует процесс принятия решений позитивно реагировать на кадровые вызовы
- Менее восприимчив к чужим мыслям, мнениям или идеям
- Ожидает соблюдения и уважения от тех, кто выполняет свою работу
- Устанавливает структуру, правила и формы дисциплины
Потенциальные недостатки
РекламаХотя такие качества, как быстрое мышление и способность принимать решения, приносят пользу компаниям, работа исключительно в этих рамках не является эффективным способом управления людьми в долгосрочной перспективе. «Автократическое лидерство работает только до тех пор, пока не перестанет работать. . . Необходим баланс между сильным лидерством, автономией и расширением прав и возможностей сотрудников», — объясняет Вивек Вадхва из Inc.com .
Имея это в виду, объединение качеств других менее бюрократических стилей лидерства помогает привить чувство равновесия. Точно так же владельцы бизнеса и руководители, признающие склонность к авторитаризму, могут держать себя в узде, используя в своих командах различные стили лидерства.
Стиль №4 –
Трансформационное лидерствоЧто такое трансформационное лидерство?
РекламыЛидеры, использующие трансформационное лидерство 9Стиль 0010 вдохновляет людей своим четким видением. Кроме того, они, как правило, преуспевают в эффективном общении и сосредоточены на привитии цели как сотрудникам, так и клиентам. Словами, которые они говорят, и примером, который они подают, они мотивируют свою команду на то, чтобы стать творцами перемен. Прежде всего, это целеустремленные люди, которые верят в достижение максимальных положительных результатов в жизни других людей. Поскольку они понимают, что не могут выполнить свою миссию без своих сотрудников, они также являются экспертами в разработке превосходных командная культура с высоким уровнем удовлетворенности работой.
Из-за этих факторов духовные лидеры, такие как пасторы Стивен Фуртик, Крейг Грошель и Энди Стэнли, служат прекрасным примером. Кроме того, соучредители Ancient Nutrition Джош Акс и Джордан Рубин выступают в качестве трансформационных лидеров, которые помогают клиентам и сотрудникам совершить позитивных сдвигов в своей жизни. Например, в Ancient Nutrition существует устоявшаяся модель роста лидерства для всех, а также преимущества для здоровья и образа жизни.
Примеры трансформационных лидеров:
- Нельсон Мандела, бывший президент ЮАР
- Малала Юсафзай, основатель фонда Малала
- Рид Хастингс, соучредитель и генеральный директор Netflix
- Описывать всеобъемлющее видение при общении
- Достигает целей, направленных на выполнение миссии компании
- Создает атмосферу творчества и инноваций на работе
- Внедряет сильный набор организационных ценностей
- Развивает рабочую культуру, частью которой людям нравится быть частью
- Фокусируется на изменении мира
- Билл Гейтс, соучредитель корпорации Microsoft
- Винс Ломбарди, тренер НФЛ
- Говард Шульц, бывший генеральный директор Starbucks
- Создает краткосрочные и долгосрочные показатели эффективности, такие как KPI
- Ставит цели и делегирует задач
- Сообщает команде о том, какие работы необходимо выполнить
- Контролирует ход достижения цели 90 отзывы сотрудников
- Обеспечивает поощрение за тяжелую работу, например, повышение, продвижение по службе, отгулы и бонусы
- Привлекает сотрудников к ответственности за недостижение ожидаемых результатов
- Королева Виктория, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии
- Уоррен Баффет, генеральный директор Berkshire Hathaway
- Эндрю Меллон, бывший министр финансов США
- Предоставляет сотрудникам высокий уровень свободы при работе
- Вселяет чувство доверия в команду
- Поощряет решение проблем и принятие решений
- Предоставляет любые необходимые ресурсы или инструменты
- Ограничивает ввод и руководство
- Снижает нагрузку на производительность труда
- Поощряет команду брать на себя ответственность за неудачный выбор и действия
- Мартин Лютер Кинг-младший, министр и правозащитник
- Опра Уинфри, председатель и главный исполнительный директор OWN
- Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании
- Сообщает мощное видение
- , соединяющаяся с эмоциями их аудитории, когда выступает
- Использование историй и Убеждение , когда обменивается их посланием
- . задавать вопросы
- Внимательно слушать
- Составьте список областей, требующих прогресса в компании.
- Просмотр основных пунктов каждой из доминирующих моделей лидерства.
с убежденностью и харизмой
Потенциальные недостатки
РекламаВ то время как этот тип людей вдохновляет организационные изменения , сообщая общие идеи, они, как правило, менее опытны в деталях и процессах. Из-за этого им часто нужны логистические умы в команде, которые могут осуществлять планирование и реализацию целей компании.
Кроме того, некоторые проблемы этого стиля руководства связаны с личными качествами. Обладая в целом высоким уровнем экстраверсии, харизмы и влияния, этот тип людей потенциально может вести за собой посредством непреднамеренных манипуляций. Лидерам такого типа может быть полезно иметь партнера по подотчетности или наставник , чтобы предложить проницательные, сбалансированные перспективы.
Стиль № 5 –
Транзакционное лидерствоЧто такое Транзакционное лидерство?
AdvertisementsТранзакционное лидерство — это ориентированный на результат подход, который следует четкой организационной иерархии. Например, этот тип руководителя рассматривает свои отношения с подчиненными как обмен. Кроме того, те, кто практикует этот стиль руководства, создают четкие показатели успеха и неудачи. Если люди достигают целей, поставленных организацией, они получают вознаграждение за хорошо выполненную работу. Но если они потерпят неудачу, они будут проведены подотчетен за невыполнение установленной отметки. Из всех распространенных стилей лидерства транзакционное лидерство наиболее выгодно в крупных компаниях из-за желания измерять прогресс и производительность.
Примеры транзакционных лидеров:
Атрибуты Занимает высшую-уровень 53 рейтинга
900 в организацииПотенциальные недостатки
Транзакционные руководители и менеджеры склонны создавать слишком жесткую рабочую среду. Когда все внимание сосредоточено на результатах, страдают члены команды. Например, людям нужна рабочая среда, в которой есть место для ошибок, творчества и инноваций. В то время как бизнес-лидеры должны заботиться об общем состоянии организации, это также включает в себя благополучие сотрудников. Кроме того, придание слишком большого значения заранее определенным показателям успеха не оставляет много места для роста и развития.
Рекламные объявленияТе, кто практикует этот стиль руководства, могут совершенствоваться, стремясь согласовать мотивирующие факторы сотрудников с вознаграждениями. Эмили Лундберг, менеджер по маркетингу Prialto, добавляет в своем блоге: «Исследования показывают, что приверженность цели возрастает, когда менеджеры запрашивают мнение сотрудников. Перед запуском новых целей производительности проведите встречу со своими сотрудниками, на которой вы обсудите, чего вы хотите, чтобы они достигли, и дайте им возможность поделиться своими идеями». Включение сотрудников в процесс постановки целей и оценки эффективности помогает людям чувствовать себя уполномоченными, а не контролируемыми.
Стиль № 6 –
Лидерство Laissez-FaireЧто такое Лидерство Laissez-Faire?
Laissez-faire, или делегированное лидерство, — это стиль «невмешательства», который дает людям свободу и контроль над их работой. На французском языке этот термин примерно переводится как «пусть будет». Из-за убежденности лидеров в принципах невмешательства в минимальное регулирование сотрудники компании делают свой собственный выбор с минимальным участием человека, который их направляет. Например, под руководством laissez-faire работники могут решить, что им не нужно приходить на работу по пятницам, если они выполняют свою работу вовремя. Из-за того, что они выбрали ограниченное вмешательство, лидер невмешательства, скорее всего, не стал бы вмешиваться. В сущности, это руководство противоположно автократическому.
Примеры лидеров Laissez-Faire:
Атрибуты:
Потенциальные недостатки
Реклама отличное самоуправление, но оно подходит не для всех бизнес-моделей. Кроме того, если в команде не будет полно целеустремленных, квалифицированных самостоятельных стартапов, компания пострадает. На самом деле, некоторые люди вообще не считают laissez-faire стилем руководства.Стиль №7 –
Харизматическое лидерствоЧто такое харизматическое лидерство?
Те, кто демонстрирует этот доминирующий стиль, целеустремленны, влиятельны и полны решимости увидеть, как их жизненная миссия осуществится. Как искусные ораторы с четким видением, они вдохновляют на мобилизацию усилий ради общего дела. Хотя харизматический стиль очень похож на трансформационный стиль, он в первую очередь мотивирует других через эмоциональную связь. Доктор Рональд Риджио на Psychology Today объясняет: «Харизматические лидеры, по сути, очень искусные коммуникаторы. . . Они способны сформулировать убедительное или захватывающее видение и вызвать сильные эмоции у последователей».
Примеры харизматических лидеров:
Атрибуты:
Потенциальные недостатки
РекламаОдним из недостатков этого стиля руководства является то, что он может быстро выгорать сотрудников. Преданность и решимость харизматичных руководителей своей миссии, скорее всего, никогда не сравнится с теми, кем они управляют. Вот почему важно сохранить признание сотрудников и признательность в авангарде взаимодействия с сотрудниками. Например, создайте систему поощрений за достижение краткосрочных и долгосрочных вех, чтобы люди чувствовали признание своей работы. Кроме того, запуск инициатив реалистичными, взвешенными шагами также предотвращает выгорание , усталость и отстраненность.
При подражании харизматическому лидерству помните, что это может быть проблемой для тех, у кого от природы нет этой черты характера. Тем не менее, это приобретенное поведение, которое люди могут развить, оказывая харизматическое влияние в своей жизни и обучаясь этому.
Использование различных стилей руководства
Несмотря на то, что стиль руководства Илона Маска автократичен, он не просто жесткий, контролирующий, одномерный лидер. Он демонстрирует другие типы лидерства, обладая многими чертами трансформационного лидера, который вдохновляет свою команду на достижение огромных целей и изменение мира. Как показывает опыт, лучшие лидеры — это те, кто использует лучшие характеристики из всех распространенных стилей лидерства.
Понимание семи приведенных выше стилей лидерства помогает владельцам бизнеса, руководителям и менеджерам осознать свои сильные и слабые стороны. Это можно сделать через коучинг лидерства или индивидуальные занятия — в любом случае поставьте перед собой цель изучить другие способы лидерства.