Стратегия это в психологии – стратегия — это… Что такое стратегия?

стратегия - это... Что такое стратегия?

  • СТРАТЕГИЯ — СТРАТЕГИЯ, стратегии, мн. нет, жен. (греч. strategia). 1. Искусство ведения войны. Стратегия Красной армии. Стратегия Кутузова в войне с Наполеоном. Немецкая стратегия. Стратегия молниеносного удара. Стратегия измора противника. || наука о… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТРАТЕГИЯ — (strategy) План действий в условиях неопределенности. Это набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей. Доминирующая стратегия (dominant strategy)… …   Экономический словарь

  • СТРАТЕГИЯ — (греч., от stratos войско, и ago веду). Военная наука, включающая все, касающееся военных действий, как то: охранение сообщений действующей армии, распределение походов, выбор мест для сражения и т. п., для скорейшего достижения военных целей.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТРАТЕГИЯ — (strategy) От греческого strategos – военное искусство. В теории игр стратегический и тактический имеют разные значения (см.: стратегическое оружие). Стратегия – это план ведения игры при любом возможном ходе другого игрока (других игроков). В… …   Политология. Словарь.

  • стратегия — политика, поведение Словарь русских синонимов. стратегия сущ., кол во синонимов: 6 • авераж (1) • …   Словарь синонимов

  • Стратегия — общий, всесторонний план достижения целей …   Словарь терминов антикризисного управления

  • СТРАТЕГИЯ — СТРАТЕГИЯ, и, жен. 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны. Теория военной стратегии. 2. Общий план ведения войны, боевых операций. Победоносная с. 3. перен. Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще… …   Толковый словарь Ожегова

  • СТРАТЕГИЯ — жен., греч. наука войны; ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств. гичный, ческий, к сему относящийся. Стратагема, военная хитрость, обман. Стратиг и стратилат, воитель, военачальник, вождь, воевода. Придаде ему и… …   Толковый словарь Даля

  • СТРАТЕГИЯ — (от греч. strategos войско веду) англ. strategics; нем. Strategie. 1. Наиболее общий план действия в отличие от тактики. 2. Искусство руководства соц. полит. борьбой; общий план ведения этой борьбы, исходящий из расстановки и соотношения основных …   Энциклопедия социологии

  • Стратегия — Стратегия: деятельность, направленная на получение планируемого результата с учетом перспективы долговременного развития... Источник: РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52104 2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003… …   Официальная терминология

  • psychology.academic.ru

    СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ - это... Что такое СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ?

    
    СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
    (в конфликте) – ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, их установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта; общая линия поведения оппонента в конфликте. В схеме ориентировки личности в конфликтном взаимодействии выделяются три преобладающих психологических компонента: когнитивно-нормативный как реализация универсальной схемы ориентировки без учета конкретной ситуации; аффективно-ситуативный как ориентация на эмоциональные реакции; когнитивно-прагматический как ориентация на решение цели в конкретных условиях. Преобладание того или иного компонента в схеме ориентировки личности определяет поведение в конфликтной ситуации, ее характер и последствия. Выделяют следующие С. п. (в к.): соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Обычно в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них, происходит смена одной С. на др.

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

    • СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ
    • Стратегия

    Смотреть что такое "СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ" в других словарях:

    • Адаптационная стратегия поведения — специфическое функциональное, психическое и морально мотивационное состояние личности, воплощающееся в стремлении активно противостоять экстремальным воздействиям и тем самым активно приспосабливаться к экстремальным условиям жизнедеятельности …   Социологический словарь Socium

    • стратегия — [те/ и тэ/], и, только ед., ж. 1) Наука о ведении войны; искусство ведения войны и крупных боевых операций. Лекции по стратегии. Наступательная стратегия. Стратегия обороны. Стратегия учит, что для победы нужно обладать превосходством сил на… …   Популярный словарь русского языка

    • Стратегия 2020 — Стратегия 2020  это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году. Содержание 1 История …   Википедия

    • Стратегия (значения) — Стратегия: Стратегия (др. греч. στρατηγία, «искусство полководца»)  1) способ действий; 2) общий, недетализированный план какой либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся… …   Википедия

    • стратегия — Установление последовательности мышления и поведения для получения результата или опыта; структура субъективности, представленная в линейной модели Т.О.Т.Е. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. стратегия …   Большая психологическая энциклопедия

    • Стратегия (шаблон проектирования) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стратегия (значения). Шаблон проектирования Стратегия Strategy …   Википедия

    • СТРАТЕГИЯ — 1. Производное от греческого слова, означающего искусное Руководство, план поведения или действия, сознательно составленный набор операций для решения некоторой проблемы или достижения некоторой цели 2. Иногда, особенно в психоаналитических… …   Толковый словарь по психологии

    • Стратегия и тактика политические — политическое поведение партии, которое определяется прежде всего ее классовым характером, т. е. тем, с каким классом она связывает свою деятельность, насколько полно выражает его интересы, как определяет его отношение к другим классам, какую… …   Научный коммунизм: Словарь

    • СТРАТЕГИЯ — форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Первоначально это понятие… …   Современный философский словарь

    • Стратегия — (греч. stratos – войско, ago – веду) – 1. искусство планирования, руководства (военными действиями, политической, общественной борьбой, наукой), основанное на правильных и далеко идущих прогнозах с целью достижения определённых практических… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Книги

    • Стратегия конфликта, Шеллинг Т.. Томас Шеллинг (р. 1921) американский экономист, специалист по международным отношениям, национальной безопасности, ядерной стратегии и контролю над вооружениями; лауреат Нобелевской премии по… Подробнее  Купить за 686 грн (только Украина)
    • Стратегия эффективного влияния. Внешняя политика,&171;мягкая сила&187;и энергетическая дипломатия Азербайджана в 21-м веке, Ибрагимов Ибрагим. Стратегия эффективного влияния. Внешняя политика,`мягкая сила` и энергетическая дипломатия Азербайджана в 21-м векеМонография посвящена становлению и развитию стратегии внешней политики… Подробнее  Купить за 637 грн (только Украина)
    • Стратегия эффективного влияния. Внеш. политика, "мягкая сила" и энергетич. дипломатия Азербайджана, Ибрагимов Ибрагим. Стратегия эффективного влияния. Внешняя политика, "мягкая сила" и энергетическая дипломатия Азербайджана в 21-м веке Монография посвящена становлению и развитию стратегии внешней политики… Подробнее  Купить за 597 руб
    Другие книги по запросу «СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ» >>

    psychology_pedagogy.academic.ru

    КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ПСИХОЛОГИИ СТРЕССА: ПОДХОДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ

    Понятие копинг-стратегий широко используется в психологии стресса. Данное понятие было введено Р. Лазарусом и С. Фолкманом в рамках транзактной модели стресса. В модели стресс является результатом согласования средовых процессов и человека.

    В первую очередь, копинг – это то, что помогает преодолеть стрессовое напряжение человеку. Копинг – стратегии – это приемы совладания с трудными ситуациями или состояниями, которые человек использует сознательно.

    Совладание с трудной ситуацией зависит от личности субъекта и реальной ситуации. Необходимо помнить о том, что одно и то же событие в разные периоды жизни может различаться по степени травматичности для человека.

    Зарубежные авторы выделяют три подхода к совладанию со стрессовыми ситуациями: диспозиционный, ситуативный и интегративный.

    В диспозиционном подходе рассматривается вопрос о существовании личностных качеств, которые детерминируют лучшее совладание с трудными ситуациями. В данном подходе рассматривается связь между особенностями личности и эффективными / неэффективными копинг-стратегиями [2].

    В ситуативном подходе рассматривается совладание со стрессом в связи с изменением тех или иных ситуаций. Одним из представителей ситуативного подхода является Р. Лазарус, который считает, что именно стрессовая ситуация в большей степени влияет на стиль совладания со стрессом. В понимании Р. Лазаруса, копинг – это поведенческие и когнитивные усилия, которые индивид затрачивает на ослабление влияния стрессора. На копинг влияет несколько параметров: степень угрозы субъекту, наличие необходимых ресурсов, успешность собственных действий [1].

    С. Фолкман и Р. Лазарус рассматривают два типа совладания со стрессом [3]:

    1. Проблемно – ориентированное – направлено на разрешение стрессовой ситуации. Данный вид совладания позволяет решить проблемную ситуацию. Проявляется как в агрессивных реакциях, так и в использовании рациональных возможностей, направленных на разрешение проблемы.
    2. Эмоционально-ориентированное – используется в случае, когда невозможно изменить ситуацию. Данный вид совладания регулирует эмоции и меняет отношение к произошедшему событию. Проявляется в поиске социальной поддержки, позитивной переоценке, принятии на себя ответственности.

    Исследователи утверждают, что использование нескольких, а не одной, копинг-стратегий является более эффективным. Стратегии избегания и позитивной переоценки ситуации являются неэффективными [4].

    Существует пять основных задач копинга, выделенных Коэном и Р. Лазарусом:

    1. Снижение влияния негативных воздействий ситуации.
    2. Приспособление или изменение жизненной ситуации.
    3. Сохранение положительного образа Я.
    4. Поддержание эмоционального равновесия;
    5. Сохранение взаимосвязей с другими людьми.

    В результате экспериментального исследования Р. Лазарус и С. Фолкман получили восьмифакторную модель совладания со стрессом. В нее вошли следующие шкалы:

    • конфронтирующее поведение – человек агрессивно реагирует на ситуацию, пытается изменить ее с помощью агрессивных усилий, наблюдается высокая готовность к риску;
    • дистанцирование – отделение от ситуации, уменьшение ее значимости;
    • самоконтроль – регуляция своих действий и эмоций;
    • поиск социальной поддержки – обращение за помощью к окружающим;
    • принятие ответственности – признание своего участия в возникновении проблемы, поиск ее решения;
    • уход-избегание – бегство от проблемы, избегание ее;
    • запланированное разрешение проблемы – включает механизмы рационализации, необходимые для изменения ситуации; с ее помощью человек способен определить проблему и найти альтернативные пути решения, что эффективно помогает справиться со стрессовой ситуацией;
    • положительная переоценка – поиск достоинств в сложившейся ситуации.

    Стратегии запланированного разрешения проблемы и конфронтирующего поведения относятся к проблемно-ориентированному совладанию, остальные – к эмоционально – ориентированному совладанию.

    Базисными копинг-стратегиями, по мнению авторов, являются, поиск социальной поддержки, уход-избегание, запланированное разрешение проблем. Также выделяют базисные копинг-ресурсы: локус контроля, когнитивные ресурсы, Я-концепция, эмпатия, аффилиация [1].

    Еще один подход к совладающему поведению – интегративный. Авторы интегративного подхода считают, что и личностные, и ситуационные аспекты влияют на выбор копинг-стратегий.

    Одной из классификаций копинг-стратегий является классификация К. Гарвера [5]. По его мнению, наиболее эффективными стратегиями являются только те, которые направлены на разрешение ситуации. К наиболее адаптивным копинг-стратегиям авторы относят:

    • поиск активной общественной поддержки, то есть обращение за помощью к окружающим;
    • принятие – признание того, что ситуация действительно произошла;
    • активный копинг, то есть человек предпринимает активные действия для устранения стрессора;
    • положительное истолкование и рост, то есть переоценка ситуации с положительной стороны, и принятие ее как события необходимого для жизненного опыта;
    • планирование – планирование своих дальнейших действий в сложившейся ситуации.

    Авторы выделяют еще один блок копинг-стратегий, который является также эффективным, однако он не связан с активным копингом. К данному блоку относят следующие копинг-стратегии:

    • сдерживание, то есть ожидание благоприятных условий, способствующих разрешению ситуации;
    • подавление конкурирующей деятельности – полное сосредоточения внимания на стрессоре и снижение активности в других сферах;
    • поиск эмоциональной общественной поддержки, то есть поиск понимания и сочувствия со стороны.

    К третье группе относят неадаптивные копинг-стратегии, которые в некоторых случаях могут помочь человеку адаптироваться под стрессовую ситуацию. К ним относят:

    • отрицание стрессового события;
    • поведенческое отстранение – отказ или уход от разрешения ситуации;
    • ментальное отстранение – психологическое отстранение от стрессора, путем сна, развлечений или мечтаний;
    • фокус на эмоциях и их выражениях – эмоциональное реагирование в проблемной ситуации.

    В отдельную группу К. Гарвер относит следующие копинг-стратегии:

    • обращение к религии;
    • использование алкоголя или наркотиков;
    • использование юмора.

    На данный момент одним из проблемных вопросов является вопрос о выборе копинг-стратегий и оценке их эффективности. Копинг-стратегии могут быть полезны и эффективны в одной ситуации, но в другой – они могут быть совершенно неэффективны, кроме того для одного человека они могут быть эффективны, а для другого человека совершенно бесполезны. Наиболее эффективной копинг-стратегией является та, которая улучшает общее состояние человека.

    Таким образом, выбор стратегии зависит от множества различных факторов: от личности субъекта и ситуации, оказывают влияние также половые, возрастные, социальные и культурные особенности.

     

    Список литературы:

    1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. -  М.: Наука, 1983.
    2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004
    3. Либина А.В. Совладающий интеллект – М.: Изд-во Эксмо, 2008
    4. Муздыбаев К. Совладание с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии — 1998. — Т. 1
    5. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики - 2013. Т. 10, № 1.

    sibac.info

    Копинг стратегии: понятие, принятая классификация, диагностика

    Люди часто сталкиваются с ситуациями внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие.

    Откуда появился термин

    Доктор Ричард Лазарус

    Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

    Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.

    Классификация стратегий

    Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

    • проблемно-ориентированный;
    • эмоционально-ориентированный.

    В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

    Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

    Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

    В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

    1. Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
    2. Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
    3. Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
    4. Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
    5. Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
    6. Обращение к помощи окружающих и близких людей.
    7. Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
    8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

    Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

    Базисная стратегия и ресурсы

    Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

    • разрешение проблем;
    • избегание;
    • поиск поддержки.

    Базисные ресурсы копинга это:

    • Я-концепция;
    • эмпатия;
    • аффилиация;
    • локус контроля;
    • когнитивные ресурсы.

    Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

    Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.

    Совладающее поведение

    Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

    Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

    В теории копинг-поведения существуют непродуктивные копинг-стратегии. К ним относится копинг-поведение в стрессовой ситуации путем избегания проблемы, неспособности выйти из нее с достоинством.

    Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе. Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм.

    Диагностическая методика для определения стратегий

    Диагностическая методика разработана Амирханом, он выделил три группы копинг-механизмов. Это разрешение проблем, поиск социальной помощи, избегание.

    Эффективным будет применение всех трех стратегий. В некоторых ситуациях человек сам способен справиться с проблемой, в другом случае ему будет нужна помощь. Иногда он может избежать трудностей, только подумав о неблагоприятных последствиях его действий.

    В индикаторе копинг-стратегий учитываются все механизмы копинга. Таким образом, совладающее поведение можно определить как выработку плана и предпринимаемые действия при психологической угрозе. Стили и стратегии совладания относятся к сфере сознательного поведения, с помощью них человек справляется с жизненными проблемами.

    Опросник относится к удачным инструментам для исследования важных процессов в стрессовом поведении человека. Пройти опросник можно самостоятельно или с помощью психолога. С помощью методики осознаются копинг-стратегии личности. Узнать свой стиль поведения при стрессе можно с помощью диагностической методики «Индикатор копинг-стратегий».

    Видео: лекция Алексея Щавелева «Управление стрессом»

    ostresse.ru

    Жизненные стратегии - Психологос

    Стратегии достижения цели

    Жизненная стратегия - способ реализации жизненной позиции. Описывая основные жизненные стратегии, легче всего воспользоваться языком метафор: этот язык и глубок, и достаточно точен. Итак, мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия. Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания и Защиты, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии. Двигать себя по жизни самостоятельно, жить собственной энергией – либо пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти и двигать вас по жизни.

    Люди, которые выбирают двигаться по жизни самостоятельно, на собственной энергии, по своей стратегии чаще всего либо Снаряды, либо Ракеты. Снаряду не хватает энергии на постоянное движение вперед, но он может когда-то напрячься, принять решение и зарядить себя на выстрел – на активную деятельность, после чего летит в выбранном направлении, не сворачивая: отключив голову, чтобы следующим решением случайно не отменить предыдущее. Стратегия Ракеты – стратегия гибкая, здесь человек движется к цели с открытыми глазами, может свободно менять маршрут и делать остановки, не теряя при этом общее направление и видение конечной цели. Главная трудность – иметь достаточно энергии, чтобы день за днем двигаться по жизни на собственной энергии. Впрочем, самые энергичные люди-Ракеты живут, как Факелы, горя в движении сами и зажигая своей энергией окружающих, превращая их также в Звезды.

    Стратегия пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти его по жизни, это обычно стратегия Пассажира. Обычный Пассажир достаточно ленивое существо и едет по проложенным за него путям, только изредка пересаживаясь со станции на станции: детсад – школа – вуз – работа – семья и дети - пенсия. Если Пассажир засыпает настолько, что перестает обслуживать себя и о нем уже нужно заботиться другим, он из Пассажира превращается в Груз. Груз лежит и сам не перемещается даже до ближайшего буфета.

    Три активные формы стратегии Пассажира – это Парусник, Цветок и Несчастная Жертва. Несчастная Жертва ловит в свои сети тех, в ком он(она) сумеет вызвать жалость и возьмет его (ее) на содержание. Если дети - цветы жизни, то человек со стратегией Цветок - воплощение такого ребенка. Человек-Цветок живет в уверенности, что он радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним рядом. Единственная задача человека-Цветка - быть красивым, но эту задачу, как Цветок уверен, должны решать те, кто его окружает. Цветок требователен к окружающим и награждает их только своей красотой. Цветок - паразит великолепный, но многие из его свиты действительно счастливы положить головы у его ног. Человек-Цветок обычно убежден, что он (она) радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним (с нею) рядом, умеет вызывать к себе восхищение и награждает окружающих только своей красотой. Человек-Парусник не любит себя напрягать и, не включая собственный мотор, прокладывает свой путь мягкими галсами, перекидываясь с ветра на ветер и ища тот поток, который понесет его, как на крыльях, к острову его мечты (если он результатник) или просто по просторам жизни, если он процессник.

    Однако стратегии «пристроиться» этим не исчерпываются.

    Если Человек-Парусник ценит свое право выбирать направление и любит держать руки на штурвале, управляя галсами своей судьбы, то стратегия, которую Джек Траут назвал «Чувство Лошади», ценит не возможность управления, а возможность удачно прокатиться по жизни. Эта стратегия учит не ставить дальние цели по жизни, но все время держать широко открытые глаза - не появилась ли рядом Лошадка, в которую можно вложиться, и тогда, возможно, она тебя вывезет куда ты захочешь? Лошадкой может быть перспективная компания, за счет которой ты обогатишься, или человек, за которого можно так удачно выйти замуж…

    Человек, живущий как Живой Родник – удивительная жизненная стратегия. Этот человек живет той энергией, которая идет из него или сквозь него, и его жизнь полностью подчинена потоку этой идущей через него энергии. Человек-Живой Родник может ставить цели и жить, как самый энергичный результатник, однако на самом деле Человек-Живой Родник - только и исключительно процессник. Это не он ставит цели своей волей, это его внутренняя энергия кидает его от одной цели к другой, он только проводник толкающей его изнутри внутренней энергии. В отличие от Ракеты, у которого главное цель, а собственная энергия только средство, Живой Родник живет ни для чего внешнего, а лишь для того, чтобы актуализировать внутреннее течение его собственной энергии, которая в нем рождается и куда-то толкает его. Не его энергия служит ему, а он служит своей энергии. Он выбрал пристроиться к своей энергии и подчинить себя ей. Его жизнь – процесс самоактуализации.

    А вот стратегия Спутника объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни.

    Как эти стратегии достижения цели могут по-разному себя проявить в процессе, например, написания курсовой работы в институте? См.→

    Постоянство жизненной стратегии

    Одна жизненная стратегия может быть основной на протяжении всей жизни. Успешный бизнесмен стартовал как Ракета и летит так до пенсии. Либо от цели к цели летит снарядом. Либо красивая девушка, которую воспитали Цветком, так им до конца жизни может остаться.

    Но чаще бывает, что стратегия меняется. И большинство людей за жизнь бывают когда-то Родником, а когда-то и Грузом. Студент из провинции когда-то посмотрел вокруг себя и решил, что не хочет жить, как его знакомые. Он хочет большего. И студент покупает билет в Москву и становится Снарядом.

    Мужчина более стабилен в жизненной стратегии, чем женщина. Женщина - скорее лабильная, гибкая. Её стратегия часто подстраивается под окружающую среду и под мужчину, который рядом. Если женщина-ракета встречает сильного мужчину, она может стать Спутницей, может – Цветком, может – Грузом, может – Живым Родником. Если достойный мужчина не встретился, то женщина в Авторской позиции останется Ракетой, либо превратится в Жертву.

    Таким образом, люди выбирают жизненные стратегии. Синтонные люди выбирают сильные стратегии – Ракета, Снаряд, Парусник. Как правило, это стратегии, направленные на результат. Если человек понимает, что его стратегия – не самая удачная, он меняет убеждения и меняет постепенно всю свою жизнь.

    Жизненные стратегии женщины

    Большинство авторов разделяют мужское Активное и женское Пассивное начало. На женских тренингах учат получать блага за счет мужчин. Использовать все возможности, чтобы ничего не делать самой, получать подарки взамен на улыбки и флирт. Это приводит к тому, что большинство женщин считают правильной женской стратегией, по сути, либо стратегию Цветка, либо стратегию Груза. Тем не менее, женщина может делать выбор. Вести паразитический образ жизни, либо жить как Творец. Быть счастливым и праздным Пассажиром, либо двигаться по жизни самой. Да, сегодня женщин-Ракет, как и женщин-Родников – мало. Но их жизнь имеет больше смысла, имеет миссию, в отличие от тех, кто живет за счет других.

    В Синтон-подходе лучшей женской стратегией считается стратегия Спутника. Спутник объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни. Единственная сложность стратегии Спутника - чтобы вращаться вокруг кого-то, нужно, чтобы этот кто-то был сильнее, его цели - масштабнее, его Максимум жизни - достойнее. Иначе Спутник не будет держаться на орбите.

    «Хорошие» и «плохие» стратегии

    Психоаналитики и гуманисты, скорее всего, сказали бы, что нет хороших и плохих стратегий. Но у нас другие традиции. Синтон-подход приветствует позиции результативные – Ракета, Снаряд, Умный Парусник, Спутник. Идти по жизни на своей энергии считается в нашем подходе достойным и правильным.

    Существуют интересные направления, которые пересекаются с темой жизненных стратегий. Например, Достигаторство проповедует идею о том, что напрягаться самому на пути к достижению цели – глупо, когда всё можно получить за счет других людей и удобного случая. Настоящие Достигаторы по жизненной стратегии – Парусники. Они плывут, используя попутные ветры. Куда ветер дует – туда и поворачивают. Где больше «фишек» – там и цель. Их главная цель – благополучие, успех. Не что-то конкретное, а в целом. И чтобы при этом процесс приносил удовольствие. К

    ​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​сожалению, многие трактуют идеи Достигаторства неверно, так получаются недалекие достигаторы – это паразиты, Автостопщики и Грузы.

    Заключение

    Похоже, что бывают люди-Звезды, люди-Планеты и люди-Черные дыры. Звезды светят, дарят тепло, дарят жизнь. Звезды имеют имена, которые все знают. Черные дыры – потребляют энергию Звезд. В них можно бесконечно много вкладывать, но отдачи не будет. Считается, что Черные дыры имеют колоссальную энергию, но пользы от неё – никакой. К счастью, в обществе, как и в космосе, Черных дыр очень мало.

    Кроме того, в этой космической метафоре во Вселенной есть еще Планеты. Их – огромное множество. Они получают тепло и свет от Звезд. На некоторых из них есть жизнь. Но в большинстве своём они – космический мусор, скопления вещества, которые только вращаются по своим небольшим орбитам. Кажется, моя метафора пересекается с темой Жизненные стратегии.

    Выбор прекрасной женщины: по жизни светить, как Звезда, лететь, как Ракета. И стать верной Спутницей.


    www.psychologos.ru

    СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ - это... Что такое СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ?

    – понятие, связанное с концепцией личности как субъекта жизненного пути – ее организатора, регулятора ее времени, и событий, способного разрешить жизненные противоречия. Понятие «С.ж.» определяется в рамках типологического подхода к личности и обозначает (в тенденции) способность личности строить и регулировать свою жизнь в соответствии со своим типом личности для оптимального использования своих личностных возможностей и способностей. Стратегия это оптимальное использование времени жизни для продуктивной деятельности, саморазвития и самовыражения. Построение стратегии возможно только на основе не стереотипного, а проблемного отношения к собственной жизни. Последнее необходимо и неизбежно в силу того, что личность осуществляет свою жизненную линию, выстраивает свою «логику» жизни в различных, в том числе препятствующих ей условиях и обстоятельствах. Соотнесение последних со своими желаниями, ценностями образует личностную проблему, которую субъект должен понять, осознать и найти, соответственно, жизненно-практические способы ее решения. С.ж. в самом широком смысле слова делятся на активные и пассивные, последние представляют собой скорее тактики, т. е. поиски выхода из уже не зависящего от субъекта положения. По другому основанию делит стратегия жизни Э.Фромм, ставя проблему «быть», т. е. осуществлять свою сущность в соответствии со своими ценностями, или «иметь» (потреблять). Третье основание связано с эгоцентрическим (индивидуалистическим) типом личности и тем, который придерживается стратегии служения делу, призванию. Четвертое основание, в некоторой степени связанное со вторым, может различать С.ж. на основе типа притязаний личности – у одних они ориентированы на легкость жизни и достижений (отказе от того, что дается трудом, усилиями), у других – на преодоление трудностей, более того, их интерес к жизни связан со сложностью, интенсивностью (иногда риском).

    С.ж. представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь. Эта композиция включает не только совокупности личностных и жизненных ресурсов, но и осознанный учет цены, которую человек готов платить за свои достижения (ценой может быть как чрезмерность усилий, так и потери, отказ от удовлетворения желаемого ради достижения более значимого, принципиального). Стратегия жизни, как писал С.Л. Рубинштейн, неизбежно связана с временными отступлениями, при которых человек, однако, не отказывается от своих ценностей, задач, отступает, но не уступает.

    С.ж. как ее практическая реализация и организация самым непосредственным образом связана со способностью организации времени. Кроме известных и многократно описанных способностей прогнозирования и предвидения, существует особенность организации времени, которую можно назвать «своевременностью», т. е. оптимальным совпадением активности личности с логически соответствующим моментом жизни: активность, проявленная слишком рано или слишком поздно, даже при ее максимуме, не дает желаемого результата. Жизненная суетливость, погоня за мелкими успехами и делами не имеет ничего общего с своевременностью, которая как раз предполагает точный расчет соотношения внешних и внутренних обстоятельств для «главного усилия».

    Другая способность личности заключается в способе саморегуляции, при котором личность в состоянии в данный момент концентрировать оптимально совместив все психические, личностные возможности, минимизировать внутреннюю неопределенность, аморфность. Это необходимо в стратегически поворотные периоды и моменты жизни, которые могут определить весь ее дальнейший ход. Способность к организации времени жизни заключается в умении не судорожно, а разумно распределить все важные жизненные дела, занятия, общение, чтение в определенной последовательности и разместить их в масштабе жизни для полноценного ее осуществления.

    Стихийная С.ж., пассивность, неподлинность приводят к личностным или жизненным потерям, утратам: одни имеют место в силу неспособности раскрыть свой потенциал, вторые – от неадекватного его применения, третьи, в результате нерешенных жизненных противоречий.

    С.ж. не является только узко понятым приведением в соответствие своего типа и способа жизни, своеобразным жизненным стилем. Отношение к себе как субъекту, источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, позволяет не ограничивать себя рамками своего типа, а выявлять новые, еще никогда не испробованные возможности, стремления, силы, тогда С.ж. превращается в подлинное творчество жизни и самого себя.

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

    psychology_pedagogy.academic.ru

    ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКАИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКА

    ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКА

    О.С. ВАСИЛЬЕВА, Е.А. ДЕМЧЕНКО

    Работа посвящена определению основных качественных и количественных характеристик жизненной стратегии человека и изучению их влияния на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Жизненная стратегия это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла. Важными характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.

    Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психического здоровья.

    Ключевые слова: жизненная стратегия, удовлетворенность жизнью, уровень ответственности, степень осмысленности жизни, жизненная стратегия творчества.

    Жить счастливо и жить согласно

    с природой - одно и то же.

    Сенека

    Каждый из нас в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно, хорошо? Мы стремимся к хорошей жизни, находя все новые и новые способы достижения этой цели. Однако тот потребительский способ существования, который сегодня чаще всего выбирают люди, начинает работать против человека: нерациональное использование природных ресурсов делает невыносимой среду его обитания, обладание вещами, становясь самоцелью, значительно обедняет его духовную жизнь и является основной причиной межличностных конфликтов. Это ставит человека перед необходимостью переосмыслить свои взгляды на жизнь, свое отношение друг к другу, окружающему миру.

    Стремления современного человека порой построены не на истинной вере в свои возможности, а на желании одержать победу над кемто, в том числе над своим идеализированным Я.

    Большинство людей, жалуясь на нынешнюю власть, которая, по их мнению, не обеспечивает им "хорошей " жизни, даже не задумываются над тем, что отсутствие "хорошей " власти есть результат отсутствия у людей веры в свои собственные возможности. Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни.

    Таким образом, под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни,

    75

    главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла.

    Наиболее важными, на наш взгляд, характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.

    Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.

    Поскольку психическое здоровье является целью психологической практики, мы полагаем, что изучение характеристик жизненной стратегии, их согласованности позволит наиболее близко подойти к причинам внутриличностных конфликтов, в том числе связанных с неудовлетворенностью жизнью.

    Определению основных качественных и количественных характеристик жизненных стратегий и изучению их влияния на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье человека и посвящена наша работа.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    В психологии понятие стратегии жизни рассматривается в рамках общей теории личности. Остановимся на некоторых социальнопсихологических подходах изучения жизненных стратегий. Все эти подходы так или иначе отражают потребность человека организовать свою жизнь таким образом, чтобы она была наиболее эффективной с точки зрения индивидуального представления человека об эффективности жизни.

    В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривала К.А. Абульханова-Славская [1]. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия "хочуимею " и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой "порог " удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. "Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью " [1; 15].

    Различные типологии жизненных стратегий можно обнаружить в социальнопсихологических теориях, которые на основе общественной жизни личности выявляют различные способы жизнеосуществления. Так, Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором - "иметь " или "быть ", т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, "быть многим ". И часто под давлением общественных норм люди предпочитают "иметь " в ущерб перспективе личностного развития [12]. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам. Практика конкурентных отношений побуждает многих выбрать идеал преуспевания любой ценой. К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии "джунглей " - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого

    76

    проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни [13].

    А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении [2].

    Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации [8]. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ( "потребительская ") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ( "достиженческая ") активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

    Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений [16]. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью [16].

    Таким образом, жизненные цели, являясь чертами идеального образа будущей жизни человека, и система ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание - то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии мы относим ответственность и осмысленность жизни, поскольку они могут быть разного

    77

    уровня и, как мы полагаем, оказывают влияние на удовлетворенность жизнью, т.е. - насколько эффективно будет протекать реализация жизненных целей человека. Все эти характеристики начинают формироваться в детстве под воздействием воспитания. В процессе развития общества и смены общественной морали человек может переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели наполняются другим содержанием.

    Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысла жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая - ради чего жить. На протяжении веков проблему смысла жизни стремились решить философы и писатели. Эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении ее благами, в достижении счастья; сторонники аскетизма выступали за подавление плотских желаний, чувств; стоики переносили цель жизни в область логических построений, оторванных от жизненных страстей. Особенность этих интерпретаций заключалась в том, что человек либо сливался с природой, наслаждаясь ее благами, либо отказывался от этих благ [14]. Лишь в XIX - начале XX вв. пришло осознание того, что жизнь должна быть соотнесена с особенностями самой личности. С возникновением понятия частной жизни человек начинает осознавать себя активным творцом и хозяином собственной жизни. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.

    Многие психотерапевты убеждены, что в каждом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

    Так, С.Л. Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Человек активно строит условия своей жизни и свое отношение к ней [10]. Ответом на вопрос, насколько достойной была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор.

    А. Адлер отмечал, что человек активно выискивает одни переживания и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире по существу являются творческими актами [2].

    Становление творца происходит в детстве стихийно. В течение жизни эта тенденция может угасать. Но позже, как правило, зрелая личность как бы вспоминает об этом и уже сознательно выбирает ценность творческого бытия. Эта способность человека выйти за рамки социальных стереотипов, шаблонов и заблуждений позволяет ему преобразовать свой прошлый опыт и найти место в жизни [3].

    К. Юнг, давая определение архетипу ребенка, писал: "Он воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума... Он выражает самое сильное и неопределенное стремление каждого существа, стремление к самореализации " [15; 135].

    Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому [7]. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него - это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим

    78

    специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

    К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности [9]. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других [8].

    Стратегия творчества предполагает способ жизни "здесь и теперь ". Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек - активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

    Таким образом, стратегия творчества - это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

    Основными принципами развития психического здоровья являются комплексность, креативность, принцип "внутреннего наблюдателя ", укрепление позитивных установок. Это означает, что оздоровление должно осуществляться целостно, с учетом всех факторов, влияющих на повышение уровня здоровья. Человек, прислушиваясь к себе, выбирает или создает свои способы оздоровления, доверяя себе и своему самоощущению. Для этой цели наиболее ценными являются приемы, направленные на расширение сферы осознания своего Я, прояснение жизненных целей и ценностей, здесь используются такие упражнения, как "жизненные цели ", "поиск экзистенциальных оснований " [4].

    Итак, на психическое здоровье влияет огромное количество факторов. Основные из них - принятие ответственности за свою жизнь, самопознание как анализ себя, самопонимание и принятие себя как процесс внутренней интеграции, умение жить в настоящем моменте, осмысленность бытия, способность к эмпатическому пониманию, доверие к процессу жизни. Изучению влияния этих факторов на удовлетворенность жизнью посвящена экспериментальная часть нашей работы.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Целью нашего исследования была попытка определить основные качественные и количественные характеристики жизненной стратегии. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

    1. Определить степень выраженности этих характеристик в различных экспериментальных группах.

    2. Выявить, в какой степени эти характеристики влияют на удовлетворенность жизнью.

    Заметим, что понятие жизненной стратегии должно рассматриваться на индивидуальноличностном уровне. Мы не ставили перед собой цели выявить и описать жизненную стратегию, которая была бы наиболее эффективной для жизни человека, поскольку понятие эффективности

    79

    всегда связано с историческим и культурным контекстом.

    Предметом нашего исследования стали смысложизненные ориентации, уровень субъективного контроля, система ценностей и отношений человека. В качестве объектов исследования выступили молодые люди в возрасте от 18 до 32 лет, имеющие среднее специальное и высшее образование. Часть респондентов - коренные москвичи (40 человек), часть - приехавшие в Москву из различных городов России с перспективой остаться в столице (23 человека). Все респонденты представляли различные социальные группы и институты. Всего в исследовании приняли участие 73 человека, из них 44 женщины и 29 мужчин.

    Методический инструментарий был представлен следующими методиками: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), тест "Уровень субъективного контроля " (УСК), методика исследования ценностных ориентаций Рокича (ЦО), метод незаконченных предложений (НП), анкета о представлении жизненной стратегии, разработанная авторами. Эти методики не только имеют научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни.

    В ходе экспериментального исследования были выделены две группы респондентов по критерию осмысленности жизни (А и Б) и две группы респондентов по социальнодемографическому признаку (В и Г): группа А - с высоким уровнем общего показателя осмысленности жизни; группа Б - с низким уровнем общего показателя осмысленности жизни; группа В - молодые люди, сменившие место своего жительства1; группа Г - остальная часть выборки (москвичи). А также традиционные группы - мужчины и женщины. Таким образом, результаты полученных данных анализировались по парам групп (А и Б, В и Г, мужчины и женщины).

    По результатам исследования был вычислен коэффициент корреляции Пирсона.

    ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Как показывают экспериментальные данные, средние значения по всем показателям теста СЖО у мужчин несколько выше средних значений по этим показателям у женщин (табл. 1).

    Однако по тесту УСК заметны некоторые различия (табл. 2). Так, показатели по шкалам общей интернальности (Ио) и интернальности в области производственных отношений (Ип) у мужчин превышают эти значения у женщин. Это говорит о том, что мужчины имеют более высокий уровень субъективного

    80

    контроля над любыми значимыми ситуациями в жизни, а также в производственных отношениях, чем женщины. По другим шкалам - интернальности в области семейных отношений (Ис) и межличностных отношений (Им) женщины, по сравнению с мужчинами, контролируют свои неформальные отношения. Уровень субъективного контроля в отношении здоровья у женщин также выше, они полагают, что сохранение здоровья и выздоровление во многом зависят от их действий.

    Продолжая незаконченное предложение "Для меня главное... ", женщины отвечали: "благополучие и здоровье моей семьи ", "счастье близких ", мужчины, преимущественно, - "иметь хорошую работу ", "стабильность ".

    Интересно, что в обеих группах по шкалам интернальности в области достижения (Ид) и интернальности в области неудач (Ин) наблюдается более высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Обе группы респондентов имеют тенденцию считать, что всего хорошего в жизни они добились благодаря себе, а при неудачах ссылаются на невезение. Хотя в целом значения по обеим шкалам достаточно высокие (более 6), если сравнивать их со средними данными первичных статистических характеристик опросника - 5,5. В общем, различия значений по всем шкалам по тесту УСК у мужчин и женщин незначительные.

    Незаконченное предложение "Для меня смысл жизни...Е " все респонденты, как правило, продолжали "в любви ", "в благополучии моей семьи ", "в самой жизни ". Предложение "Я всегда хотел... " обычно продолжали "быть счастливым ". Это подтверждает предположение, что смысл жизни не сводится к счастью, а может быть определен как предельная цель человека, состоящая из множества целей, достижение которых сопровождается ощущением некой разрешенности, удовлетворения, т.е. счастья.

    Некоторые респонденты определяли смысл жизни в помощи другим. Однако счастье других как ценность занимало низкие ранги, возможно, потому, что для человека важны в первую очередь его близкие и родные, а потом уже все человечество.

    Респонденты, которые затруднялись продолжить предложение о смысле жизни или писали "еще не определен ", "в тумане ", имели низкие показатели ОЖ, но достаточно высокий уровень общей интернальности. Более высокие ранги имели такие ценности, как познание, активная деятельная жизнь, развитие. Возможно, несмотря на низкий уровень ОЖ, они имеют высокую мотивацию к поиску смысложизненных целей.

    81

    Результаты анкетирования показали, что респонденты связывают понятие жизненной стратегии, как правило, с целями, планированием, достижением, успехом, а также с рядом личностных характеристик, таких, как активность, целеустремленность, предусмотрительность, упорство и др. Большая часть респондентов отмечала наличие собственной жизненной стратегии, которая, по их представлению, заключена в достижении какихлибо значимых целей, а эффективность ее реализации зависит от вышеупомянутых личностных качеств. Другие же затруднялись ответить на эти вопросы и, как выяснилось, эти респонденты имели более низкие показатели по тесту СЖО, в частности, по шкале "Цели " среднее значение этой выборки составило 27,8 балла.

    Интересно, что ответственность как личностная характеристика, влияющая на эффективность жизненной стратегии, отмечалась респондентами редко. Однако, как показывают результаты теста УСК (см. табл. 2), среднее значение уровня субъективного контроля по всей выборке составило 6,4 балла. (Для сравнения - среднее значение первичных статистических характеристик опросника составляет 5,5 балла.) Возможно, понятие ответственности имеет более широкий смысл, включающий такие понятия, как долг, активность, целеустремленность, и часто является неосознаваемой характеристикой жизненной стратегии.

    В табл. 3 приведены значения наиболее полярных групп по критерию осмысленности жизни. Так, группу А составили респонденты с наиболее высоким уровнем общего показателя осмысленности жизни (ОП). Это те респонденты, которые, согласно полученным результатам, имеют в жизни ясные цели, придающие их жизни направленность и временную перспективу. Их показатели по другим шкалам СЖО, в отличие от группы Б, имеют также большие значения. Следовательно, респонденты группы А в большей степени склонны воспринимать процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они более удовлетворены пройденным отрезком своей жизни (30,5), чем респонденты группы Б (20,0), а также имеют субъективное представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Респонденты группы Б, напротив, склонны считать, что жизнь человека не подвластна собственному контролю, что загадывать чтолибо на будущее не имеет смысла.

    Как видно из табл. 4, все показатели значений по шкалам теста УСК у респондентов группы А также значительно выше, чем у группы Б. Это свидетельствует о том, что люди, считающие, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных

    82

    действий, имеют высокий уровень ответственности.

    Показатели по методикам НП и ЦО дополняют эти результаты. Более высокие ранги у обеих групп имеют индивидуальные жизненные ценности (по Д.А. Леонтьеву), такие, как любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь. Однако по остальным ценностям наблюдаются некоторые различия. Так, респонденты группы А отдавали большее предпочтение (по сравнению с группой Б) таким ценностям, как творчество, развитие, красота природы и искусства, счастье других. В то же время таким ценностям, как материальное благополучие, развлечения и общественное признание, они давали более низкие ранги. Незаконченные предложения "Иногда мне не хватает... " респонденты группы Б продолжали названиями какихлибо предметов, в то время как респонденты группы А - личностными характеристиками (активности, смелости и т.д.). Также обнаруживается зависимость полученных данных по шкале интернальности в отношении здоровья по методикам УСК и НП. Респонденты группы Б, как правило, жаловались на неудовлетворительное состояние своего здоровья либо отмечали его прямую зависимость от экологии и других внешних факторов; в группе А такой зависимости не отмечалось.

    Таким образом, можно сделать вывод, что люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь, они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу "иметь " (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится "быть " многим.

    В табл. 5 приведены средние значения выборочных шкал по тестам УСК и СЖО групп В и Г. Показатели по этим шкалам (а также по другим, не приведенным в этой таблице) у респондентов группы В несколько выше, чем у группы Г. Так, более высокие показатели уровня ответственности и осмысленности жизни в группе В свидетельствуют о том, что они в большей мере склонны считать себя хозяевами собственной жизни и уверены в самостоятельности осуществления жизненных выборов. Смысл жизни представители этой группы видят, как правило, в самой жизни. Однако результаты, полученные по методикам НП и ЦО, свидетельствуют о том, что респонденты группы В чаще других определяют свое здоровье как неудовлетворительное и причисляют ему как ценности более низкий ранг, чем в группе Г. Если для группы В приоритетными являются ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь), то для группы Г - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь).

    Таким образом, коренные жители Москвы в основном стремятся к благополучию

    83

    личной жизни, приезжие - к профессиональному росту. Возможно, более высокие показатели уровня ответственности и осмысленности вторых объясняются и тем, что, оказавшись в условиях большого города, они не имеют достаточной поддержки со стороны других людей (родных, знакомых), а потому полагаются только на собственные силы.

    Для более точного анализа приведем результаты корреляционной зависимости данных шкал УСК с опросником СЖО (табл. 6).

    Как видно из табл. 6, все показатели шкал СЖО достаточно сильно коррелируют с общей интернальностью и интернальностью в отношении здоровья, а также умеренно коррелируют с интернальностью в области межличностных и производственных отношений опросника УСК.

    Это означает, что чем выше уровень ответственности человека за свою жизнь, тем выше степень осмысленности его жизни (0,82), тем большую осмысленность и направленность приобретают его жизненные цели (0,76) и тем больше у него уверенности в способности контролировать свою жизнь (0,73). Эта зависимость обнаруживается и в отношении степени удовлетворенности самореализацией, пройденным отрезком жизни (0,70), т.е. человек в большей степени удовлетворен прошлым, если за каждое событие своей жизни он чувствовал ответственность.

    В результате математической обработки данных обнаружены значимые корреляции показателей интернальности в отношении здоровья и межличностных отношений с управляемостью жизни (0,65 и 0,66). Так, если человек в целях улучшения своего здоровья осуществляет определенные действия и получает ожидаемый результат, то его вера в собственные возможности значительно укрепляется и может быть перенесена в другие жизненные ситуации, в том числе в межличностные отношения.

    84

    По другим показателям методики УСК отмечены умеренные корреляции со шкалами СЖО.

    Таким образом, в ходе исследования нами была обнаружена взаимная связь характеристик жизненной стратегии и их влияние друг на друга.

    ВЫВОДЫ

    1. Основными характеристиками жизненной стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Результаты исследования показали, что наличие целей в жизни, построенных на основе системы ценностей и отношений человека, принятие ответственности за осуществление этих целей и процесс жизни значительно влияют на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье человека. Результаты исследования показали: респонденты с высоким уровнем осмысленности жизни, принимающие ответственность за ход ее событий и считающие себя хозяевами своей жизни, более удовлетворены самореализацией и находят свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной, чем те, которые не верят в способность влиять на свою жизнь. Такие люди часто не удовлетворены своей жизнью и придерживаются позиции, что их жизнью управляют обстоятельства и другие люди. Следовательно, они в большей степени подвержены неврозам, межличностным и внутриличностным конфликтам.

    2. Жизненные цели и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание - то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии мы относим уровень ответственности и осмысленности жизни, поскольку они могут оказывать влияние на удовлетворенность человека жизнью.

    3. Люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие.

    4. Респонденты, имеющие невысокие показатели общей осмысленности жизни, но достаточно высокие по уровню субъективного контроля, характеризуются высокой мотивацией к поиску смысложизненных целей. Такие люди могут не задумываться над смыслом своей жизни, но в то же время воспринимают сам процесс жизни как интересный и эмоционально насыщенный. Это свидетельствует о том, что люди обладают разной степенью осознанности своей жизненной стратегии, в частности, такой ее характеристики, как осмысленность жизни.

    5. Респонденты, сменившие место своего жительства с целью достижения наиболее эффективной (по их представлению) жизни в условиях "большого " города, отличаются большей направленностью на ценности профессиональной самореализации. У коренных жителей мегаполисов преобладает направленность на ценности личной жизни.

    На наш взгляд, дальнейшая работа по изучению характеристик жизненной стратегии человека должна быть нацелена на более глубокое исследование ответственности. Являясь одной из основных характеристик жизненной стратегии, ответственность оказывает большое влияние на эффективность реализации человеком своих жизненных целей и, следовательно, на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.

    Изучение характеристик жизненной стратегии может помочь практическому психологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов

    85

    человека и на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровня психического здоровья человека. Формирование представлений об ответственности, общечеловеческих ценностях в раннем возрасте может способствовать гармоничному развитию молодого человека и его эффективной адаптации в условиях кризисного общества.

    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

    2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд "За экономическую грамотность ", 1995.

    3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивногуманистический подход. М.: Издво ИП РАН, 1998.

    4. Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 359372.

    5. Джидарьян И., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Издво ИП РАН, 1995. С. 7693.

    6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

    7. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефлбук, 1997.

    8. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып 2. М.: Деловое содействие, 1995.

    9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогрессуниверс, 1994.

    10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

    11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

    12. Фромм Э. Иметь или быть. Киев: НикаЦентр: ВистС, 1998.

    13. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1996.

    14. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось89, 1997.

    15. Юнг К. Психологические типы. М.; СПб.: АСТ: Унив. кн., 1996.

    16. Kasser T., Ryan R.M. Further examining the American dream: The differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1996. V. 22. P. 7887.

    Поступила в редакцию 26.X 2000 г.

    1 Отметим, что респонденты, вошедшие в группу В, имеют достаточно высокий уровень образования (студенты вузов, работники различных структур, занимающиеся интеллектуальной деятельностью), а также определенную цель жить и работать в столице. Поэтому данные исследования не могут быть распространены на всех приезжающих в Москву людей, в том числе с целью получения временного заработка.

    источник неизвестен

    hr-portal.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о