Стратегия формирующего эксперимента – —

Содержание

Стратегия эксперимента в исследовании психического развития. Формирующая стратегия исследования как альтернатива методу срезов.

Организация исследования предполагает и обработку получен­ных данных, обычно математическую, и их интерпретацию

Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позвояет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

 

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них уеловиям. В констатирующем эксперименте определяются уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношения ребенка к окружающим, так и интеллектуального развития. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные ме­тодики рассчитаны на разный возраст) и условий проведе­ния эксперимента, которые он может обеспечить.

 

Развитие личности изучается с помощью бесед с деть­ми, письменных опросов и косвенных методов. К после­дним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции — перенесения на других людей своих собственных потребностей, отношений, ка­честв. Ребенок, посмотрев на картинку со смутно изобра­женными на ней фигурами (детский вариант тематического апперцептивного теста ТАТ), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяяих своими заботами и переживаниями.

На­пример, младший школьник, у которого главная проблема — успеваемость, часто представляет себе эти ситуации как учебные; неуспевающий ученик сочиняет историю о том, как мальчика-лентяя отец ругает за очередную двойку, а аккуратная отличница наделяет того же персонажа прямо противоположными свойствами и повествует о его выдаю­щихся успехах. Тот же механизм проявляется в окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методика заверше­ния рассказа), в продолжении фраз (методика неокончен­ных предложений) и т.д.

 

Отношения между детьми, сложившиеся в группе детс­кого сада или школьном классе, позволяют определить социометрический метод. Ребенку предоставляется возможность выбрать трех сверстников, к которым он лучше всего отно­сится, скажем, отвечая на вопрос: «Скем ты хочешь сидеть-за одной партой?» Выборы детей, взаимные и невзаим­ные, раскрывают структуру отношений в группе; больше всего выборов получают «звезды» — самые популярные дети; есть дети предпочитаемые; дети, которых мало кто выби­рает, для них особенно важна взаимность симпатий; и изо­лированные, отвергаемые — их никто не выбирает, они в наибольшей степени нуждаются в помощи.



 

Интеллектуальное развитие изучается с помощью разно­образных методик, но главным образом — стандартизован­ных тестов. Французский психолог А. Бине разрабатывал методику отбора детей в специальные школы. В 1908 году начинается тестовое обследование, появляются первые шкалы умственного развития. А. Бине создал метод стандартизованных задач для каждого возраста. Первый в истории детской психологии тест Бине-Симона включал ряд заданий, представленных в вербаль­ной (словесной) форме и предназначенных для определенного возраста. На большом количестве детей, охваченных экспериментом Альфреда Бине, были установлены нормы умственного развития. Индивидуальные показатели умствен­ного развития ребенка сравниваются со средними показате­лями его возрастной группы; определяется, соответствует ли он в интеллектуальном плане своему возрасту, отстает или опережает основную массу своих сверстников. Сейчас при работе с детьми от 2 до 16 лет используется усовершен­ствованный вариант этого теста — тест Стэнфорд-Бине.

 

Тест Векслера для детей 4—16 лет включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают два показателя — вербальный и не­вербальный, а также суммарный «общий интеллектуаль­ный показатель». Вообще, работая с разными тестами, пси­холог вычисляет IQ —интеллектуальный коэффициент:



IQ = (Умственный возраст/Хронологический возраст) · 100% (формула американского психолога Л. Термена)

Если ребенок решает все задания для своего возраста, его IQ равен 100 баллам. Дети, набирающие больше 120 бал­лов, считаются одаренными, значительно отстающие от своей возрастной нормы — умственно отсталыми.

 

Коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наслелственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психолгии им практически не пользуются.

 

С помощью метода тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда предствлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода «поперечных срезов».

Когда используется метод срезов, в достаточны больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы — детей одного возраста, или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Когда делается несколько, срезов, подключается сравнительны метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенденции —сравнивая особенности мышления дошкольников из группы детского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет). Чтобы получить такой материал, мы должны были в соответствии со своей исследовательской задачи подобрать группы детей, отличающихся по возрасту. Если же задача иная — определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы — детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае мы делаем другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно; дети, обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте обучения.

Конечно, подбирая группы по какому-то признаку для проведения срезов, психологи стараются «уравнивать» другие существенные различия — следят, чтобы и группах было одинаковое количество мальчиков и девочек, чтобы дети были здоровы, без значительных отклонений в психичес ком развитии и т.д. Остальные многочисленные индивидуальные различия не принимаются во внимание. Те данные которые мы имеем благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.

Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одних, и тех же детей в течение длительного времени.

Такого типа исследование позволяет выявить наиболее тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватывают «поперечные» срезы.

Это дало некоторое преимущество – появилась возможность построить индивидуальную кривую развития каждолго ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня.

Лонгитюдинальный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако и этот метод не свободен от недостатко. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Факты добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами.

 

Обе стратегии – наблюдение и констатирующий эксперимент – широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной, по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

Стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития? На этот вопрос может ответить только стратегия экспериментального формирования психических явлений.

 

В настояще время интенсивно разрабатывается более прогрессивная стратегия исследования –

стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процессов с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия фомирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

В формирующем эксперименте, благодаря созданию специальных условий, прослеживается динамика развития определенной психической функции. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запомининия. Для того, чтобы запомнить большое количество слов, он использовал вспомогательное средство – связывал каждое слово с одним из волжских городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций. В настоящее время строятся сложные фор­мирующие эксперименты, по существу — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развивается восприятие (создание системы развивающих за­даний и игр), у младших школьников — теоретическое мыш­ление (разработка экспериментальных учебных программ).

 

  Наблюдение Констатрующий эксперимент Стратегия формировния психических процессов
Стратегия Накопление фактов и расположение их во временной последовательности, что позволяет выделить этапы и стадии развития, выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития Позволяет установить наличие или отсутствие изучаемых явлений при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание изучаемого явления Стратегия активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами, по достижению намеченного результата можно судить о причинах, его вызвавших. Критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента
Способы Дневники родителей (Пиаже, Менчинская, Мухина) Наблюдение за ребенком в естественных условиях его жизни (зеркало Гезелла) Тестовое обследование (поперечные срезы) – стандартизованные задачи для различных возрастов – возможность измерения некоторых психических способностей и сравнивание их с «нормой». Лонгитюдный метод (продольных срезов) – удается построить индивидуальную кривую развития каждого ребенка, наблюдаемого в течение длительного времени. Развитие неравномерное – есть переломные моменты, спады и скачки. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис ВПФ связан с употреблением знака двумя людьми в процесс общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность ввыступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В,В. Давыдова: исследования в которых разрабатывалаяь стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.  
Особенности Широко применяются в детской психологии, но изучение процесса развития ведется пассивно, невозможно активное воздействие, не приводит к пониманию причин психического развития человека, не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка.

 

Изучение продуктов детской деятельности куда?

 

Следует отметить этический аспект работы детского психолога. От него может зависеть судьба ребенка, недостаточно развитого в умственном плане. Если используя интел­лектуальные тесты и не разобравшись в причинах отстава­ния, психолог рекомендует перевести такого ребенка из массовой школы во вспомогательную для умственно от­сталых детей), он тем самым лишает его полноценного будущего. Ребенок может быть интеллектуально сохранным, но педагогически запущенным — с ним мало общались дома, недостаточно занимались, и он не в состоянии са­мостоятельно решить тестовые задачи

Могут остро стоять этические проблемы и при использо­вании других методов исследования. Далеко не все данные о развитии ребенка можно сообщить его родственникам, воспита­телям и учителям, другим детям. Нельзя разглашать, напри­мер, данные социометрии — это приведет к серии конфлик­тов в группе, испорченным отношениям у части детей, ухуд­шению положения «отверженных». Детский психолог несет моральную ответственность за тех детей, с которыми он ра­ботает. Он так же, как и медик, должен прежде всего руко­водствоваться принципом «не навреди».

Что касается изучения развития взрослого человека, то специфических методов в акмеологии и геронтопсихологии нет. В основном используется метод срезов, позволяю­щий установить возрастные изменения в функционирова­нии памяти, внимания, мышления и др.: «пики» разви­тия, упражняемость и специализацию в процессе профес­сиональной деятельности, изменения внутри- и межфунк­циональных связей, угасание. Данные срезов, проводимых с интервалами в несколько лет, получаются с помощью конкретных методик, известных из курса общей психоло­гии. Такие исследования был начаты Б.Г. Ананьевым и сей­час продолжаются в созданной им ленинградской (петер­бургской) психологической школе, хотя в целом акмеология и геронгопсихология — наименее разработанные раз­делы отечественной возрастной психологии.

Изучение развития зрелой личности — отдельных черт, особенностей самосознания, мотивации, мировоззрения и т.д. — проводится посредством широко известных «взрос­лых» вариантов проективных методик, опросников и других методов. При этрм выявляется не столько динамика, сколько варианты развития. Применяется биографический метод, анализируются дневники, письма; мемуары. Исполь­зуется также художественная литература: дается анализ ха­рактеров персонажей, их переживаний, поступков (K. JIeонгард, Ф.Е. Василюк и др.).

 

 

4. 4.Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в отечественной психологии.20.Работа А.Н. Леонтьева «К теории развития психики ребенка»..

5. 5Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии

cyberpedia.su

Стратегия формирующего эксперимента

В современном  исследовании по психологии развития часто сочетаются констатирующий и формирующий эксперименты, они составляют разные его этапы этого исследования. На диагностическом этапе используется констатирующий для фиксации достигнутого, актуального уровня достигнутого, актуального уровня развития способности. Формирующий этап представляет собой достижение нового уровня в соответствии с выдвинутыми предположениями. Потом опять наступает констатирующий этап, в качестве контрольного этапа, призванного определить выраженность развивающего эффекта. Т.е. этапы формирующего эксперимента: 1) Констатирующий 2) Формирующий 3) Контрольный этап (по сути, тоже констатирующий).

Выготский ввел в психологию стратегию формирования и создал. экспериментально-генетический метод, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредствованный характер. Определение экспериментально-генетического метода дано Д.Б. Элькониным: «Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного — в специально созданных условиях — восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека»
          Стратегия формирования психических процессов приобрела, в конце концов, большое распространение в советской психологии.

Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии:

1.      Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Происхождение высших психических функций связано с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

2.      Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

3.      Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом — одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

4.      Концепция учебной деятельности — исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

5.      Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

agespsyh.ru

Стратегия формирующего эксперимента — Возрастная психология



Стратегия формирующего эксперимента

Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредствованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательное средство — схему бассейна реки Волга. Он связывал каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Выготским экспериментально-генетическим, позволяющим выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредствованный характер. Определение описанного метода дано Д.Б. Элькониным: «Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного — в специально созданных условиях — восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека» (Эльконин Д.Б., 1981).

Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом.

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с генезом реальным — одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. Па ее значение для детской психологии указывали A.B. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

4. Концепция учебной деятельности — исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

5. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря ей удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его причины.

geum.ru

Стратегии и методы исследования психологического развития ребёнка. Формирующий эксперимент.

            Стратегии — общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата.  Когда накапливается определенное количество фактов, их надо обобщать, выводить закономерность, получить закон. Необходимо найти механизм, который за этим законом скрывается.

Стратегия наблюдения. Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

            Как уже говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка был собран родителями — известными психологами в результате длительных наблюдений за развитием собственных детей. Родительские дневники отражены в публикациях В. Прейера, В. Штерна, Ж. Пиаже, Н.А. Рыбникова. Н.А. Рыбников в работе «Детские дневники как материал по детской психологии» (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников, появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, он писал о том, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.

          Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним — все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений и их интерпретация часто носила субъективный характер. Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

          М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения — этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за ним и все что-то высматривает, при этом все время молчит и что-то пишет. М.Я. Басов правильно считал, что исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

          В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически. Но, как часто говорил Д.Б. Эльконин, «острый психологический глаз важнее глупого эксперимента». Экспериментальный метод тем замечателен, что он «думает» за экспериментатора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя собственными детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков из одного класса позволило Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой дать психологическую характеристику младшего подросткового возраста. B.C. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов. С помощью разнообразных методов, применяемых в русле стратегии наблюдения (среди них: родительские дневники, система объективного наблюдения), можно выявить только явления, внешние симптомы развития.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 г. начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта. Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е гг. советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются.

          С помощью тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологический свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода «поперечных срезов». При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты.

          Суровая критика тестового подхода к диагностике психического развития содержится в работах Л.С. Выготского. Он писал: «Педолог, работающий с помощью этих методов (Бине, Россолимо) устанавливает некоторые факты, затем обрабатывает их путем чисто арифметических выкладок, и результат получается автоматическим путем совершенно независимо от его мыслительной обработки. Получается нечто чудовищное, если сопоставить это с научной диагностикой. <…> Установление симптомов никогда не приводит к диагнозу. Исследователь никогда не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов. Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдного («продольного») изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество — появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня. Лонгитюдный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений. Факты, добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами. Отсутствует необходимая точность в их интерпретации. Таким образом, при всех тонкостях экспериментальной методики, которые обеспечивают надежность эксперимента, стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития?

 Эти две стратегии ограничены, т.к. они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

Развитие-это всегда изменение объекта из одного состояния в другое. Но ни каждое изменение является развитием.

Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредствованный характер. Определение экспериментально-генетического метода дано Д.Б. Элькониным: «Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного — в специально созданных условиях — восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека.

           Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы.

          Стратегия формирующего эксперимента. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Л.С. Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательное средство — схему бассейна реки Волга. Он связывал каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Л.С. Выготский как филолог хорошо знал. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредствованный характер. Определение экспериментально-генетического метода дано Д.Б. Элькониным: «Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного — в специально созданных условиях — восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека» (Эльконин Д.Б., 1981. С. 179).

          Стратегия формирования психических процессов приобрела, в конце концов, большое распространение в советской психологии.

•           Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

1.         Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

2.         Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

3.         Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом — одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

4.         Концепция учебной деятельности — исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

5.         Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы (Хрест. 1.1 и 1.2).

 

agespsyh.ru

Стратегия формирующего эксперимента — Возрастная психология


Стратегия формирующего эксперимента

Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредствованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательное средство — схему бассейна реки Волга. Он связывал каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Выготским экспериментально-генетическим, позволяющим выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредствованный характер. Определение описанного метода дано Д.Б. Элькониным: «Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного — в специально созданных условиях — восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека» (Эльконин Д.Б., 1981).

Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом.

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с генезом реальным — одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. Па ее значение для детской психологии указывали A.B. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

4. Концепция учебной деятельности — исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

5. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря ей удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его причины.



1piar.ru

продольные и поперечные срезы — Мегаобучалка

Тема 2. Методологические проблемы психического развития

Оглавление

Проблема объективности и достоверности методов исследования. 2

Констатирующая и формирующая стратегия исследования. Основные формы констатирующего исследования: продольные и поперечные срезы. 4

Экспериментально – генетические методы исследования как взаимодополнение двух альтернативных стратегий. 4

Основные группы методов: 1. Организационные, 2. Эмпирические, 3. Обработки данных, 4. Интерпретационные. 5

Основные этапы психологического исследования: подготовительный, собственно исследование, обработка данных, использование интерпретационных методов. 8

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9

Монизм, дуализм и плюрализм 9

Гипотеза психофизического взаимодействия 11

Психофизический параллелизм 12

Единое начало физического, физиологического и психического 13

Успехи физики и доктрина параллелизма 13

Психофизика 14

Психофизический монизм 15

Ноосфера как особая оболочка планеты 16

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Понятие о пневме 17

Учение о темпераментах 18

Мозг или сердце – орган души? 19

«Общее чувствилище» 20

Механизм ассоциаций (много убрала) 20

Учение о нервных вибрациях и бессознательная психика 20

«Анатомическое начало» 22

Переход к нейродинамике 23

Сигнальная функция 23

Контуры проблемы 26

Знание о психическом 27

Субъективное и объективное 28

Рефлексия о научном знании 28

Основные блоки категориального каркаса психологического познания 29

 

Проблема объективности и достоверности методов исследования.

Особенности научного мышления в психологии

Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психоло­гов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи по­лагают, что явления действительности, в том числе человеческое поведение, про­текают не беспорядочно, а по определенным законам, следовательно, они упоря­дочены, и могут быть предсказаны с некоторой степенью вероятности. Таким образом, делаются два предположения — детерминизма и возможности открытия: все события имеют причины, и эти причины могут быть открыты с помощью науч­ных методов. Это не означает, однако, что события могут быть предсказаны с ве­роятностью 100%, это говорит лишь о том, что психологические явления возникают не случайно, а в соответствии с некоторыми закономерностями и эти закономерно­сти могут быть открыты.



Объективность

Вторая, и наиболее привлекательная, по мнению Пирса, особенность научного мышления — это его относительная объективность. Согласно Пирсу, быть объек­тивным означает избегать таких человеческих факторов, как ожидания и склонно­сти. В соответствии с такими взглядами объективный ученый представляется подоб­ным машине в беспристрастном поиске истины. Сегодня, однако, никто не думает, что ученый может полностью отвлечься от существующих мнений, а быть объектив­ным не значит лишиться естественных человеческих особенностей. Объективное наблюдение — это наблюдение, подтверждаемое несколькими исследователями. Для научного мира это означает необходимость достаточно точных определения терминов и описания процедуры исследования, для того чтобы другие ученые мог­ ли повторить данное исследование и получить аналогичные результаты. Такой процесс повторения исследования для проверки его результатов называется «ре­пликация». Если результаты совпадают с полученными ранее, то вероятность существования данного психологического феномена возрастает, в про­тивном случае — снижается. Последовательно неподтверждаемые результаты в ко­нечном счете не принимаются — это делает науку самокорректирующейся систе­мой. Как вы узнаете из следующей главы, отсутствие подтверждения результатов позволяет также раскрыть научное мошенничество.

Чтобы повторить исследование, необходимо точно знать, что именно было сде­лано при оригинальном изыскании. Для описания исследовательского проекта существует особый набор правил, подробно изложенный в «Общем руководстве Американской психологической ассоциации» (Manual of the American Psycholo­ gical Association, 1994) — неоценимом источнике информации для всех, кто состав­ ляет отчет о результатах исследования или любой другой документ. Приложение А представляет собой пособие по написанию лабораторного отчета в соответствии со стандартами АРА. Оно создано на основе данного руководства и является хоро­шим введением для обучающегося составлению отчетов.

Объективность была проблемой психологической науки с самого ее появления. Новая наука-психология была определена как «наука о психической жизни», а один из ее самых первых методов был назван интроспекцией. Процедура в значитель­ной степени варьировалась от лаборатории к лаборатории, но в целом интроспек­ция была особой формой самоотчета. Участники эксперимента выполняли задание, а затем описывали полученный при этом сознательный опыт. Некоторое представ­ление об интроспекции дает вставка 1.1, содержащая дословное интроспективное описание эксперимента по изучению внимания. Она показывает, что интроспектив­ный способ мышления был частью бытового познания психологов того времени.

Проблема интроспекции как метода заключалась в том, что хотя участники проходили серьезное обучение, чтобы устранить возможность искажений при са­монаблюдении, этот метод был субъективным по своей природе (вы не можете подтвердить истинность моей интроспекции, а я не могу подтвердить истинность вашей). Данная проблема заставила Джона Б. Уотсона и других психологов при­нять следующее решение: для того, чтобы психология действительно стала «нау­кой», необходимо научиться измерять то, что наблюдается непосредственно (дву­мя или более наблюдателями), и таким образом может быть объективно подтвер­ждено. Уотсон считал, что поведение как раз подходит для этого. Его решительное утверждение о том, что психология должна основываться на возможности наблю­дения и измерения данных, принесло ему титул «основателя бихевиоризма» как научного направления. Сегодня термин «поведение» входит в определение психо­ логии в любом учебнике по введению в психологию.

Современные психологи разрабатывают эксперименты, в ходе кото­рых вывод о характере внимания делается на основании наблюдаемого поведения, например на основании количества допущенных следящим за ударами метронома испытуемым ошибок при сложении чисел. Также, скорее всего, такой эксперимент будут наблюдать два независимых исследователя, которые затем придут к общему мнению.

Проблема объективности психологических данных имеет в литературе разное звучание. Во многом критерии объективности повторяют те, что были сформулированы не специально для психологической области знаний. Обсуждается проблема воспроизводимости данных, т.е. возможность повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей. Воспроизводимость рассматривается, таким образом, как возможность сравнения опытных данных, полученных для разных испытуемых или разных популяций.

Речь также может идти о воспроизводимости данных применительно к индивидуальному опыту или субъективной реальности одного и того же человека. Различают стабильность данных, когда они однозначно связаны с демонстрацией определенной закономерности (например, иллюзии кажущегося движения) или выражают лишь некоторые сдвиги в фиксируемых показателях, но эти сдвиги всегда имеют одну и ту же направленность. Например, в социальной и педагогической психологии обсуждается такая закономерность, как лучшее согласование субъективных оценок учителей, когда предметом оценивания являются свойства учеников, и худшее, когда учителя оценивают своих коллег. В одном из примеров демонстрации особенностей корреляционного исследования будут рассмотрены и другие установленные зависимости – улучшения прогноза в оценивании свойств преподавателей высшей школы как самими преподавателями, так и студентами.

 

Для сходных случаев построения исследования важно указать, что психологическая закономерность выявляется при сравнении рядов выборочных показателей, т.е. зависимости имеют характер вероятностно, т.е. статистически, оцениваемых.

В контексте статистического оценивания достоверности эмпирических результатов вводится понятие надежности данных. Надежными считаются данные, которые при повторном их получении в тех же процедурных условиях дают незначимые отклонения от первоначальных величин. В этом случае надежность связывается не просто со стабильностью тех или иных эффектов, а также с требованием их вероятностной оценки на основе статистических решений. Ненадежность данных психологического исследования может быть следствием множества причин: колебания самих измеряемых переменных, ошибки измерения, влияния побочных факторов, обеспечивающих несистематические сдвиги в фиксируемых показателях, и т.д.

С проблемой воспроизводимости данных связана и проблема их интерсубъективности, т.е. возможности быть полученными разными исследователями. То, что субъективная реальность не может быть доступна взору другого человека, не означает требования отказа от критерия интерсубъективного характера знания. В психологии методические средства в разной степени зависят от толкований исследователем данных субъективного опыта другого человека – испытуемого.

 

Одной из классификаций, предложенной в учебнике «Методология и методики в психологии» , является, в частности, подразделение всего арсенала психологических методик на методики достижения, методики суждения и методики толкования. К последним отнесены все те случаи методик, когда продуцирование испытуемым тех или иных идей подвергается последующему качественному анализу психологом, в результате чего получаются данные, относимые к классу толкований (пример – проективные методики). Если методики достижений и суждений позволяют говорить об интерсубъективности получаемых с их помощью данных, поскольку они воспроизводимы другими исследователями как бы без вмешательства в их качество, то для методик толкования это условие невыполнимо. При их использовании вполне ожидаемо несогласие экспертов по поводу анализа индивидуального случая вследствие ненадежности данных и разных схем качественной интерпретации этих данных. Типичным примером методик толкования называют проективные методики, для которых несогласие психологов относительно анализа индивидуальных показателей может иметь принципиальный характер, если мнения экспертов опосредованы разными теоретическими подходами к интерпретации рассказов испытуемых.

 

Отметим, что надежность данных есть условие оценки валидности исследования, или, буквально, его «полноценности». Итак, ненадежность данных может определяться нестабильностью самой психологической реальности (примером могут служить эффекты утомления или научения), опосредованностью их субъективным миром другого человека (если речь идет об элементах непосредственного наблюдения), ненадежностью методической процедуры измерений или присутствием эффектов, которые не могут быть подвергнуты экспериментальному контролю. Предполагается, что культура построения метода исследования и использования психологической методики включает решение всех тех проблем, которые связаны с тщательностью сбора данных, снижением возможности их искажения при фиксации или интерпретации, с учетом возможных смешений с другими процессами (кроме изучаемого).

 

Констатирующая и формирующая стратегия исследования. Основные формы констатирующего исследования: продольные и поперечные срезы.

Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития – констатирующую и формирующую.

Констатирующая стратегияисследования исходит из представления о развитии как стихийном процессе, где объект развития — индивид. Любое вмешательство извне нарушает ход развития. Поэтому позиция исследователя внешняя, он только констатирует изменения. Недостаток: ограниченность возможностей выявления причин развития, ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

Формирующая стратегия следует из нового взгляда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве со взрослым. Решающее значения для развития приобретает обучение. Объект развития не индивид, а ребенок в системе соц отношений.

Три основных этапа в развитии формирующей стратегии, они воплощены в особых методах исследования:

1. Генетико-моделирующий метод – моделирование развитие ВПФ (Выготский)

2. Моделирование процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность (Леонтьев)

3. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)

Пиаже отстаивал необходимость констатирующей стратегии, развитие ребёнка спонтанно и любое вмешательство в него нежелательно.

Гальперин писал, что констатирующая стратегия предполагает абсолютизацию стихийного характера развития. Этому подходу, по его мнению, надо противопоставить концепцию поэтапного формирования психических действий.

«Поперечные» и «продольные срезы» (лонгитюд) как разновидности констатирующей стратегии.

Проекты (формы) исследования:

«Поперечные среды»— одновременное сравнительное исследования испытуемых разных возрастов.

Лонгитюд («продольные срезы») – систематическое исследование психического развития одного испытуемого (группы) на протяжении продолжительного периода времени.

Временное запаздывание – сравнение особенностей развития различных когорт (повторение «поперечных срезов» или лонгитюда).

megaobuchalka.ru

2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА. Планирование эксперимента

Похожие главы из других работ:

Антиинфляционная политика

2. Антиинфляционная стратегия и тактика

Антиинфляционная политика

2.2 Антиинфляционная тактика

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов…

Антиинфляционная политика государства

Антиинфляционная политика государства: сущность, стратегия и тактика

Инфляция — это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию. Инфляция — это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег…

Антиинфляционная политика как фактор повышения темпов экономического развития

2. Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика

антиинфляционный безработица макроэкономический Инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным её не чисто конкурентным характером: как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов…

Враждебные поглощения в бизнесе

1.2 Защитная тактика

Руководители объекта поглощения часто предпринимают попытки помешать покупке их компании. Сопротивление обычно начинается с публикаций пресс-релиза и рассылки обращений к акционерам, поддерживающим точку зрения руководства…

Государственное регулирование рыночной экономики

3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия и тактика)

В данном вопросе, я считаю, необходимо отразить информацию о бюджетной политике Российской Федерации…

Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий

2. Случаи проведения эксперимента

После разработки и утверждения методики устанавливается объем и трудоемкость экспериментальных исследований, которые зависят от глубины теоретических разработок…

Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов измерений

1. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов измерений

1.1 История возникновения планирования эксперимента

Планирование эксперимента — продукт нашего времени, однако истоки его теряются в глубине веков. Истоки планирования эксперимента уходят в глубокую древность и связаны с числовой мистикой, пророчествами и суевериями…

Расчет остаточной стоимости основных средств с использованием MS Excel

3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ

Расчет остаточной стоимости основных средств с использованием MS Excel

3.1 Результаты компьютерного эксперимента

Для тестирования правильности решения задачи заполним входные документы и справочники, а затем рассчитаем результаты…

Совершенствование процесса управления ценовой политикой в ООО «МКФ»

1.3 Стратегии цен, тактика и методы ценообразования

Политика цен предприятия является основой для разработки его стратегии ценообразования. Анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило…

Спекуляция и её роль в экономике

2.4. Стратегия и тактика спекулятивных операций

Успешные операции требуют разработки стратегии спекуля-ции, анализа и прогноза цен и умения эффективно управлять выделенным для операции капиталом. Для успешной спекулятивной торговли трейдер должен, во-первых…

Стратегия ценообразования на предприятии торговли на примере ИП Кабирова Р.И.

1.3 Ценовая стратегия и тактика ценообразования

Теоретические основы антиинфляционной политики государства

2.5 Антиинфляционная тактика

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов…

econ.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *