Структура индивидуальности – —

Содержание

Структура индивидуальности. Обзор основных теорий. — Студопедия.Нет

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Ананьев, Мерлин, Голубева.

Ананьеврассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, — свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Интеграцией этих свойств являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств образуют характер человека и его склонности.

Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств.

Таким образом, индивидуальность является, по мнению Ананьева, относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности. К этим уровням относятся:

1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма это: 1) биохимическими и общесоматическими особенностями и, 2) свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях.

Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру – от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе – Мерлин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).

Мерлин и его коллеги пришли к выводу, что в основе многозначных связей лежит индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности понимается как система целенаправленных действий, при помощи которых достигается определенный результат. Стили деятельности, по мнению Мерлина, являются системообразующими характеристиками в структуре свойств человека и определяют целостность индивидуальности.

Голубевой была предложена схема, обобщающая исследования по структуре индивидуальности и личности, в которых природное и социальное, организм и личность составляют единство. Соответствующие компоненты (мотивация, темперамент, способности и характер) объединены системообразующими признаками эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Эти признаки были выделены на основании теоретических и экспериментльных работ, в первую очередь исследований отечественных дифференциальных психологов и психофизиологов (Ананьева, Лейтеса, Мерлина и др.). В качестве основных признаков темперамента Э. А. Голубева называет эмоциональность и активность. Эти признаки обуславливают связь между разными подструктурами психологических свойств и обеспечивают вместе с другими подобными признаками целостность всей структуры психологических свойств.

Таким образом, в отечественной психологии выделяются три основных подхода к анализу индивидуальности, описывающие и анализирующие ее структуру и основные компоненты. Все подходы выявляют существование в структуре индивидуальности уровня индивидных свойств и уровня личностных свойств и анализируют их вклад в существование индивидуальности.

 

studopedia.net

Дифференциальная психология и структура индивидуальности

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы изучения структуры индивидуальности

1.1 Подходы к изучению структуры индивидуальности

1.2 Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности

1.3 Место мотивации в структуре индивидуальности

1.4 Темперамент и его место в структуре индивидуальности

1.5 Общие выводы по теоретической части

2. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и некоторых особенностей мотивационной сферы

2.1 Цели, задачи и гипотезы экспериментального исследования

2.2 Испытуемые

2.3 Методы и методики исследования

2.4 Описание и анализ результатов, полученных в экспериментальном исследовании

2.4.1 Описание и анализ результатов, полученных с помощью методики диагностики темперамента Я. Стреляу

2.4.2 Описание и анализ результатов изучения динамических характеристик личности

2.4.3 Описание и анализ результатов методики «теппинг-тест»

2.4.4 Описание и анализ исследования динамических характеристик личности в зависимости от силы нервной системы

Заключение

Библиографический список

Введение

Дифференциальная психология располагает в настоящее время огромным и всевозрастающим арсеналом фактов, обобщений и практических рекомендаций, находящих самое широкое применение. Тем не менее в сфере этой науки фактически остается без разрешения – или, во всяком случае, без заметного продвижения – целый комплекс проблем, являющихся для нее коренными. В их числе одной из наиболее важных представляется проблема зависимостей между индивидуальными вариациями человеческого поведения, с одной стороны, и индивидуальными особенностями целого ряда физиологических функций, с другой. Имеются веские основания для того, чтобы предполагать, что индивидуальные вариации некоторых физиологических функций ответственны, по крайней мере, за индивидуальные особенности динамики (быстроту, темп, ритм) психической деятельности. Динамические характеристики протекания психических функций могут, подчас существенным образом, определять их содержательные стороны. Учитывая, что динамические аспекты психики в определенных ситуациях оказывают и прямое влияние на конечную результативность человеческих действий, можно сказать, что параметры физиологически активных систем определяют многие детали целостной картины индивидуального поведения.

В отечественной психологии исследованием структуры индивидуальности занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин.

Э.А. Голубева предложила подход, позволяющий интегрировать различные психологические свойства. Этот подход предполагает взаимодействие биологических (индивидных) и социальных (личностных) факторов в формировании индивидуальности.

Проблема связи индивидного уровня (свойства нервной системы) в структуре индивидуальности с показателями мотивационной сферы до сих пор не разработана. И этот пробел является весьма существенным, так как мотивационная сфера – это один из важнейших компонентов личности, который направляет всю деятельность человека и, находясь в тесной связи со многими подструктурами личности, скрепляет всю структуру индивидуальности.

Между психическими свойствами человека, представляющего один уровень в структуре индивидуальности (темперамент и свойство личности) существует тесная связь.

Исследование индивидуальных различий и структуры свойств внутри разных психологических сфер закономерно привело к вопросу о соотношении, существующем между этими сферами. Непосредственное сопоставление свойств, относящихся к разным сферам, показало, что они в какой-то степени не независимы друг от друга. Однако полностью эти связи не изучены.

Также неясным остается вопрос о системообразующих свойствах, объединяющих структуру индивидуальности.

Объектом нашего исследования стала структура индивидуальности. Предметом — связи различных уровней в структуре индивидуальности.

Была выдвинута гипотеза о существовании много-многозначных связей между свойствами индивидного и личностного уровней индивидуальности. Кроме этого, были выдвинуты и частные гипотезы:

а) существуют связи между свойствами нервной системы и темперамента;

б) сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;

в) характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.

Целями исследования являлось следующее:

1) выявить существование связи между свойствами нервной системы и темперамента;

2) выявить, что сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;

3) доказать, что характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.

Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны как в теоретическом плане, так как позволяют заполнить, хотя бы частично, пробелы в существующем представлении о структуре индивидуальности, так и в практическом плане: учителям в целях формировании определенной мотивации у детей, в психотерапии.

1. Теоретические основы изучения структуры индивидуальности

1.1 Подходы к изучению структуры индивидуальности

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева.

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного исследования индивидуальности, считает, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека. [3. c. 133]

Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, — свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидуальные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорноперцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста.

Во вторую группу свойств входят индивидуально-психические свойства: особенности телосложения, биохимические и нейродинамические свойства.

Половые, возрастные и индивидуально-психические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Интеграцией этих свойств являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств образуют характер человека и его склонности.

Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б. Г. Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств. [9, с. 13]

Таким образом, индивидуальность является, по мнению Ананьева, относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид → личность, субъект деятельности индивидуальность.

Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.

Работы другого направления исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В. С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами и между разноуровневыми свойствами.

В.С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности. К этим уровням относятся:

1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях.

Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру – от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе – Мерлин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).

mirznanii.com

Психология индивидуальности, ее понимание и структура.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ— неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Оллпортом. Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития).  

Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойства, развивающиеся по определенной генетической программе. Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т. п.), вторичными — динамика психофизиологических функций (темп психических реакций, эмоциональность) и структура физиологических потребностей (еда, движение, сон, информация) как потребности самосохранения.

Интеграцией природных свойств являются темперамент и задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности. Понимание человека как субъекта деятельности включает три основных компонента: сознание как отражение действительности; деятельность как преобразование реальности и творчество как создание чего-то нового и оригинального. В деятельности формируются: познавательная сфера психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная.

Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.

Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры

Структура индивидуальности

Первым уровнем является природная основа (психофизиологический уровень), вторым — психологические свойства личности и третьим, самым высоким — социально-психологические свойства. Базовым блоком в структуре личности является индивидуальный опыт личности, в котором реализуются в знаниях, умениях, навыках, привычках и поступках свойства личности. Управляющим блоком в этой системе является самосознание.

Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое по следующим признакам:

1. Субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства.

2. Координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них (Б. Г. Ананьев).

Основные блоки, которые можно выделить в этой структуре:

1. Индивидуально-психологические особенности человека. К ним относятся свойства и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий устойчивую сторону личности.                    

2. Общие и специальные способности человека, имеющие природную основу в свойствах нервной системы и задатках.       

3. Структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающееся из определенных элементов познавательной деятельности человека.                              

4. Направленность личности, в основе которой лежит определенная иерархия потребностей, интересов и убеждений.

5. Социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.                            

students-library.com

Структуры индивидуальности и личности | PSYERA

Структуры индивидуальности и личности изображены в виде схемы на втором форзаце слева. При этом приняты следующие определения.

Индивидуальность — совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
Личность — это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.
Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: “Ради чего она совершается?”. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация — относительно; устойчивая в индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Характер — совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств—отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

На данной схеме организм и личность составляют единство, соответствующие компоненты—мотивация, темперамент, способности и характер — объединены системообразующими признаками:
эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями (они на схеме заштрихованы).

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

Побуждения — мотивационный компонент характера.
Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Призвание — качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями, и с характером.
Целеустремленность — направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
Стремление — потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

В психологии была сделана попытка построения монистической концепции многомерного развития личности. В ней предложено пять своего рода “измерений” структуры личности:

  1. пространственно-временные ориентации;
  2. потребностно-волевые эстетические переживания;
  3. содержательные направленности личности;
  4. уровни освоения личностью деятельности;
  5. формы реализации деятельности.

Развитие индивида в личность происходит, согласно этой концепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и универсальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью надиндивидные процессы.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия (включая и непредсказуемые) перед природой, обществом и своей совестью.

По доминирующей  пространственно-временной ориентации можно выделить такие типы личности как: “мемуарист”, “конъюнктурщик” и “прогнозист”.
По потребностно-волевым переживаниям: “пессимист”, “уравновешенный”, “оптимист”.
По содержательным направленностям: “деловой”, “экстраверт” (в том числе и “коллективист”), “игрок”, “интроверт”.
По уровням освоения деятельности: “ученик”, “исполнитель”, “любознательный” и “творец”.

Типы личности по доминирующим формам реализации деятельности: “преобразователь”, “созерцатель”, “оратор”, “мыслитель”.

Согласно личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим).

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация .складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в “потреблении” произведений искусства.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем:

  1. что и как она знает,
  2. что и как она ценит,
  3. что и как она созидает,
  4. с кем и как она общается,
  5. каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

Система черт личности

В психологии существуют два главных направления исследований личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго—определение типов личности.

Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Приведем несколько примеров факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей.

Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (при низких оценках по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.

Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстоять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

Фактор характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по данному фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Проведенные в этом направлении исследования касаются главным образом полноты анализа структуры личности.

psyera.ru

Структура индивидуальности — Мегаобучалка

Духовно-мировоззренческие свойства Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? Изменчивость
Предметно-содержательные свойства Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? Чувствительность к средовым воздействиям
Индивидные свойства (биологический фундамент личности) Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? Устойчивость

2.3 Психофизиологические основы индивидуальных различий

Дифференциальная психофизиология – самостоятельная область знания, изучающая закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека.

Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах Б.М.Теплова, который впервые исследовал типологические свойства нервной системы, рассматриваемые им как природная основа индивидуально-типологических различий. В его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации человека.

Позднее В.Д.Небылицын назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках.

Практически одновременно с исследованиями, проводящиеся в школе Теплова-Небылицына, под руководством Б. Г. Ананьева начинаются исследования разноуровневой организации свойств индивидуальности. В работах этого направления индивидуальные различия в свойствах индивидного уровня, в частности, в психофизиологических функциях, подробно изучаются как компоненты в структуре целостной индивидуальности.

Третье направление исследований, проводимое в контексте дифференциальной психофизиологии, ассоциируется с именем B. C. Мерлина, который анализировал индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках в их связи с динамическими особенностями поведения (со свойствами темперамента).



Эти три направления, обладая определенной спецификой, развивались в тесной взаимосвязи друг с другом, которая проявлялась и в согласии с общими теоретическими представлениями о роли психофизиологических особенностей в формировании психологических индивидуальных различий, и в выборе методических принципов и способов исследования.

Начиная изучение индивидуальных различий в психофизиологических особенностях человека, Б.М.Теплов разработал программу исследования свойств нервной системы, в которой исходил из представлений И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Этапы изучения индивидуально-психологических различий представляют собой последовательный переход от изучения собственно физиологических основ индивидуальности к анализу их соотношения с психологическими характеристиками – вначале с индивидными (формально-динамическими), а позднее и с теми, которые занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств.

Возможны два пути исследования индивидуальных различий. Один из них представляет собой сравнение друг с другом разных типов людей. Именно такой, типологический, путь исследования индивидуальных различий, состоящий в классификации людей на основании типов высшей нервной деятельности, был выбран И.П.Павловым. Он предположил, что индивидуальные особенности поведения в значительной степени связаны со скоростью образования условных рефлексов и проявляются в быстроте и интенсивности реакций на внешние раздражители и в легкости перехода от одного действия к другому. На основании трех характеристик – силы, подвижности и уравновешенности – И.П.Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые, по его предположению, в своих поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента.

Эта типология, как и всякая другая, описывает скорее некие теоретические (“в чистом виде”) типы людей. Хорошо понимая это, И.П.Павлов признавал существование переходных типов.

Второй путь исследования индивидуальных различий, который Б.М.Теплов назвал аналитическим. Этот путь предполагает выявление отдельных свойств нервной системы и выяснение возможных соотношений между ними. Только после этого можно попытаться создать типологии, которые будут базироваться на экспериментально верифицированных параметрах.

Таким образом, можно сформулировать первый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, состоящий в изучении свойств, а не в описании типов.

Второй принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, предполагающий количественный анализ данных, а не описание отдельных случаев.

Третий принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, сформулированный в школе Теплова-Небылицына и предполагающий использование лабораторных методов изучения свойств нервной системы, а не описание различных поведенческих, “жизненных” проявлений этих свойств.

Требования, предъявляемые к показателям свойств нервной системы, регистрируемым в исследованиях, представляют собой четвертый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, состоящий в использовании в исследованиях свойств нервной системы непроизвольных показателей деятельности.

Пятый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, состоящий в отказе от оценочного подхода к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках.

Основные свойства нервной системы, выделенные в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность. Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателем – балансом по возбуждению и торможению. Динамичность–свойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций. Сила – свойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения. Подвижность–свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Лабильность – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов.

В конце 60-х годов XX в.рассматривался вопрос о существовании общих и частных свойств нервной системы. По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются структурно-морфологическими особенностями строения мозга. Выделение общих и более частных свойств нервной системы позволило В.М.Русалову предположить, что организация этих свойств, их структура имеют иерархическое строение. Наиболее высокий уровень образуют системные свойства нервной системы, функция которых заключается в интеграции нервных процессов, связанных с целостной деятельностью мозга. Ко второму уровню относятся свойства нервной системы, осуществляющие интеграцию нервных процессов, связанных с отдельными подструктурами мозга. К этим свойствам нервной системы относятся общие свойства, изучавшиеся Б.М.Тепловым, и частные свойства (соответствующие отдельным сенсорным модальностям), описанные В.Д.Небылицыным. Наиболее элементарный уровень образуют свойства нервной системы, связанные с интегративной деятельностью нейронов.

Одним из важнейших индивидных свойств является функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Асимметрия есть свойство всего живого, проявляясь по-разному – в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. (явление асимметрии в живом мире называется хиральностью). Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Поскольку левополушарное мышление аналитическое, оно действует, осуществляя ряд последовательных операций, в результате чего складывается внутренне непротиворечивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах. Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. Итогом функционирования правого полушария является многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т.к. основана скорее на символах, чем на значениях. У мужчин асимметрия выражена сильнее, чем у женщин, что, по-видимому, и ограничивает у них возможности компенсации и обучаемость. Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека.

Еще одним психическим свойством, у которого индивидуальные различия значительно определяются физиологически, является функциональное состояние нервной системы. В.И.Рождественская, исследовавшая особенности протекания длительной монотонной деятельности у людей, различающихся по свойствам нервной системы, предполагала, что функциональные состояния могут быть как раз теми характеристиками, которые во многих случаях опосредуют связи между свойствами нервной системы и психологическими особенностями. Так было показано, что слабость нервной системы может выступать как фактор, способствующий эффективности и успешности деятельности не только на физиологическом уровне (что было продемонстрировано при сопоставлении чувствительности и силы-слабости нервной системы в работах В.Д.Небылицына), но и на психологическом.

В дифференциальной психофизиологии разделяются собственно способности, которые формируются в процессе деятельности, и их природные предпосылки – задатки. Задатки способностей – устойчивые характеристики, отражающие динамическую сторону психической деятельности и связанные со свойствами нервной системы.

Одним из первых исследований, посвященных проблеме способностей в отечественной психологии, явилась работа Н. С. Лейтеса. К числу характеристик, которые можно интерпретировать как задатки способностей, он относил формально-динамические особенности познавательной активности. Динамическая сторона познавательной активности (в отличие от содержательной) проявляется в потребности в умственных впечатлениях, в легкости пробуждения познавательной активности, в длительности ее поддержания и т.д. Кроме познавательной активности, В.С.Юркевич предложил учитывать эффективность и экономичность способов регуляции, используемых человеком, т.е. саморегуляцию. Проявляется саморегуляция в таких характеристиках, как установка. Динамические особенности саморегуляции и познавательной активности, а также их соотношение и образуют задатки или первооснову способностей.

При исследовании психофизиологических коррелятов задатков способностей предполагается, что активация нервной системы в значительной степени определяет динамику психической деятельности. Соответственно, и активированность нервной системы, т.е. устойчивое проявление состояния активации, связана с устойчивыми динамическими характеристиками.

Изучение соотношения между свойствами нервной системы и особенностями темперамента, понимаемыми как динамические характеристики деятельности, продемонстрировало многочисленные связи между двумя этими группами характеристик. Одно из крупнейших исследований в этом направлении было осуществлено научной группой В.С. Мерлина, согласно которому свойства нервной системы представляют собой природную основу свойств темперамента. Характеристики темперамента обнаруживают наиболее тесные связи с силой нервной системы по возбуждению. Любое свойство нервной системы может определять разные характеристики темперамента, а в основе какого-либо свойства темперамента могут лежать разные свойства нервной системы. В то же время каждое свойство темперамента, в свою очередь, обнаруживает связи с разными свойствами нервной системы.

Таким образом, исследования B.C.Мерлина показали, с одной стороны, связь динамических характеристик психической деятельности с особенностями свойств нервной системы, а с другой – продемонстрировали несводимость психологических характеристик к психофизиологическим особенностям.

Другое направление исследований темперамента связано с анализом роли активации в формировании динамических особенностей поведения, проводимом Г.Айзенком. Целый ряд признаков, свойственный этим особенностям, позволяет рассматривать их как характеристики темперамента: они связаны преимущественно с динамическими, а не с содержательными сторонами деятельности, появляются в раннем возрасте, являются устойчивыми характеристиками, поскольку зависят от генотипа. Начиная исследования, Г.Айзенк основывался на представлении И.П.Павлова о фундаментальном характере процессов возбуждения и торможения для понимания деятельности нервной системы. Эти процессы, по мнению Айзенка, являются определяющими для формирования экстраверсии-интроверсии. Интроверты имеют сильный процесс возбуждения и слабое торможение, а экстраверты характеризуются слабым процессом возбуждения и сильным тормозным процессом. Из такого соотношения процессов возбуждения и торможения, как предполагает Айзенк, следуют и особенности поведения экстравертов и интровертов.

Изучение индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках с самых первых работ рассматривалось как путь к пониманию индивидуальных различий в психологических особенностях.

Глобальная экспериментальная программа, направленная на комплексное исследование индивидуальных различий, была осуществлена в рамках научной школы Б.Г. Ананьева. Исследуя онтогенез человека как целостный процесс, Б.Г.Ананьев пришел к необходимости сочетания возрастного и дифференциально-психологического анализа при изучении возрастных изменений. Им была создана онтопсихология – область знания, объединяющая психологию развития и дифференциальную психологию, в которой исследуется онтогенез человека как целостный процесс.

Комплексный подход был реализован в исследованиях о соотношении психофизиологических характеристик и успешности деятельности, проводившихся под руководством Б.Г.Ананьева. Исследования называются комплексными потому, что в них сопоставляются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности: 1) различные показатели индивидного уровня (гемодинамические и вегетативные характеристики, особенности сенсорики и свойства темперамента), 2) свойства человека как субъекта деятельности (в частности, когнитивные процессы и интеллект) и 3) свойства личности.

megaobuchalka.ru

Тема 3 Структура индивидуальности — КиберПедия

87. Система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека, это:индивидуальность

88. Индивидуальность человека необходимо рассматривать:как систему особенностей человека, как индивида, как личность, как иерархическую систему системных качеств (все ответы верны)

89. Наиболее в общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана:В.С Мерлиным

90. В.В. Белоус для анализа целостной структуры индивидуальности были разработаны три критерия:средняя велечина насыщенности каждого уровня индивидуальности значимыми факторами весами. Наполняемость каждого фактора конкретными разно уровневыми свойствами индивидуальности. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности

91. В интегральной индивидуальности В.С.Мерлина индивидуальные свойства организма – это:

92. В комплексный подход индивидуальности Б.Г. Ананьева не входит:межличностный опыт

93. Модель целостной индивидуальности В.М. Русалова не включает:психодинамические образования

94. В теории Э. А. Голубевой системообразующим свойствам индивидуальности не являются:самоконтроль

95. Определение «интегральной индивидуальности» было введено:Мерлин

96. Что не входит в систему индивидуальных психологических свойств интегральной индивидуальности:нейродинамические свойства

97. Согласно К.Юнгу индивидуализация – это: психологическое рождение индивида

98. Индивидуальность в дифференциальной психологии понимается как:система многоуровневых связей, охватывающие все стороны индивидуального бытия человека

99. Онтогенез интегральной индивидуальности означает:показатель одного и того же индивид.свойства

100. Сущность специальной теории индивидуальности заключается в:учении о происхождении, структуре, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств

101. Операциональная (рабочая) структура индивидуальности включает в себя:индивидные, психологические и духовные качества

102. Свойства нервной системы как биологическая основа индивидуально-психологических различий является главным теоретическим постулатом при:психодинамическом подходе

103. Изучение строения отдельных свойств и индивидуальности в целом является целью:структурно-функционального подхода

104. Понятие индивидуальности «как единство свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которой функционируют природные свойства человека как индивида» описал:Ананьев



105. Что не входит в систему органических индивидуальных свойств интегральной индивидуальности:психодинамические свойства

106. Что не входит в систему индивидуальных социально-психологических свойств интегральной индивидуальности:психологические свойства личности

107. Типология по профессиональным качествам содержит:комплексы психологических особенностей, присущих типичному представителю данной проф.группы

108. Принцип инвариативности индивидуальных различий означает: определение меры стабильности-изменчивости изучаемых структур, а так же типа источников детерминации конкретных индивидуальных свойств

109. Принцип индивидуального единства означает:целостность феномена природы индивидуальности, связанная с интегративными эффектами адаптивности и результативности

110. Основными измерениями, описывающими способность личности к самоактуализации, является: компетентность во времени и способ её поддержки

111. Интрапунитивность – это:склонность адрессовать себе агрессию и обвинения в случае не удач

112. «Личностный конструкт» — это:классификационная сетка для экспериментального исследования свойств личности, создаваемый субъектом квалификационно-оценочный эталон понимания объектов в их сходстве и различиях другими объектами

113. Локус контроля» — это:склонность атрибутировать ответственность за результаты деятельности себе или внешнему миру

114. Интегральная индивидуальность— это:все ответы верны

115. Структурными метахарактеристиками инструментальной стороны индивидуальности не являются:оптимальность

116. Функциональными метахарактеристиками инструментальной стороны индивидуальности не являются:устойчивость-изменчивость

117. По мнению Э.А.Голубевой системообразующими свойствами интегральной индивидуальности являются:эмоциональность, активность, само.., побуждение



118. По мнению В.С.Мерлина системообразующими свойствами интегральной индивидуальности являются:инд.стиль деятельности

119. По мнению Б.Г.Ананьева системообразующими свойствами интегральной индивидуальности являются:свойства личности

120. Какой тип В. В. Белоус внес в типологию интегральной индивидуальности:творческий, новаторский, созерцательный, реактивный

121. Какой тип характеризует преобладание у человека какой-либо базовой эмоции (радости, гнева, печали, страха):модальностные эмоциональные типы

122. Типы людей, выделяемые по преобладанию в психической деятельности первой сигнальной системы (художественный тип) или второй сигнальной системы (мыслительный тип), это:специальные типы высшей нервной деятельности

cyberpedia.su

1.1 Подходы к изучению структуры индивидуальности. Дифференциальная психология и структура индивидуальности

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь самооценки с проявлением лидерских способностей старшеклассников

1.1 Подходы к изучению лидерства

Термин «лидер» — англоязычного происхождения и означает в дословном переводе «ведущий», «направляющий», «руководящий». [7.с.92] Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей( М.Х…

Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных…

Влияние среды на формирование характера

2.1 Основные подходы к изучению характера

Известны различные попытки создания типологии характеров на основе: гороскопов; влияния имен; физиогномики (учение и связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности). Например…

Дифференциальная психология и структура индивидуальности

1. Теоретические основы изучения структуры индивидуальности

Личностные особенности доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей

1.1 Анализ психологических подходов к изучению эмпатии личности и её структуры

Термин эмпатия пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства…

Организация межличностных отношений в спортивной группе

1.2 Подходы к изучению лидерства

Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены…

Особенности агрессивного поведения в старшем и младшем подростковом возрасте

1.1 Понятие агрессии и подходы к ее изучению

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия…

Проблемы социальной адаптации лиц с депрессивным расстройством личности

1.3 Подходы к изучению депрессии

депрессивный расстройство психосоциальный реабилитация Теория дифференциальных эмоций. Депрессия довольно часто сочетается с булимией и анорексией, особенно у девочек-подростков. Мы не располагаем научными данными…

Психологические особенности родительской ответственности

1.1 Подходы к изучению ответственности

Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии…

Самость как категория психоанализа

1. Подходы к изучению самости

Наше сознание не может выйти за пределы сознания, также как и мышление не может выйти за пределы мышления. Тем не менее, и сознательность и мышление, при помощи символов и образов…

Смысложизненные ориентации человека в период ранней взроcлости

1. Подходы к изучению человека

Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры

1.2 Основные подходы к изучению материнства

родительство отцовство материнство Теоретический анализ научных работ зарубежных исследователей позволяет выделить два основных подхода…

Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДИНОЧЕСТВА

Науке известен ряд подходов к изучению одиночества. Одним из самых известных является психоаналитический, разработанный Зилбургом, Салливаном и Фромм-Рейхман. Одиночество расценивается ими как состояние отрицательное…

Факторы нестабильности молодых семей

1.2 Теоретические подходы к изучению семьи. Отечественные подходы

Обследование отдельного члена семьи, выявление его индивидуальных особенностей мало что дает для понимания его поведения в семье, определяющегося в первую очередь устойчивыми способами поведения (правилами) данной семьи…

Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению)

1.4 Подходы к изучению эмоций

Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни…

psy.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *