Структура личности бихевиоризм – —

Понятие психологической структуры личности | PSYERA

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки) которые в совокупности своих связей образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

Термин структура (лат. structura — строение, взаиморасположение) обычно используется в тех случаях, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость рассматриваемого психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушется даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). В этой связи выделение отдельных элементов личности человека является условной процедурой, служащей лишь для погружения в более тонкие механизмы функционирования психики. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все вы деленные элементы находятся в единстве, образуя саму личность.

Психологическая структура и развитие личности в научных подходах

Бихевиоризм и необихевиоризм. Сторонники поведенческой теории не дали четкой формулировки психологической структуры личности, ибо они фактически отвергали необходимость изучения психических механизмов человека. По мнению ранних бихевиори-стов, следует отказаться от понятий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как и от изучения понятия «души». Эти понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл. «Психология должна полностью изгнать из употребления термин «сознание», — говорил Д. Уотсон. Законы человеческого поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, можно свести к этим составляющим. И делать это можно через анализ совокупностей пар и стимул — реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так психология оказалась «бессознательной», без психики.

Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт (1873-1946). Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли (1890-1958) «Поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов».

Э. Толмен описание поведения личности осуществлял путем учета пяти независимых переменных (воздействия внешнего мира, побуждения индивида, наследственности, возраста, предшествующего обучения). Как ранее упоминалось, в концепции автора формула бихевиоризма приобрела вид: S -> O -> R.

Между стимулом S и реакцией R появилось множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под Влиянием внешних стимулов S. Измеряя переменные S и R, можно описывать внутренние (ненаблюдаемые) состояния личности.

Не нашлось места сознанию и цели в модели психологической фактуры личности К. Халла. В качестве основного стимула, создающего основание для изменения поведения (но не направляющего это поведение) здесь принято поведение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с ее потребностями. Формирует цели и направляет поведение индивида к ней лишь окружающая среда. Развитие личности базируется на изучении согласно закону о первичном подкреплении: если при повторении одного и того же процесса
«стимул»-«реакция» наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой реакции на очередной стимул возрастает. Иначе говоря многократное повторение подкрепления усиливает связь S -> R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность уступает место условнуму рефлексу). В этой связи научные результаты полученные автором названы теорией снижения потребностей. Любое побуждение можно вызвать у индивида (и измерить количественно) путем депривации (утраты, чего либо желаемого). Например, голод можно измерить продолжительность лишения человека пищи, а увлеченность чем-либо — времен лишения желаемых удовольствий.

Механизм подкрепления заложен в психологическую структуру (подразумеваемую) личности и у Б. Скиннера Специфика позиции заключена лишь в обращении к поведению оперантного типа, которое, по мнению автора, наиболее характерно для повседневной жизни человека.

Основываясь на позиции А. Бандуры, как представителя социального-бихевиорального направления, формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде: S -> K -> R, K — промежуточный механизм, включающий когнитивные процессы. Именно им пренадлежит решающая роль в развитии личности, реализуемой путем изучения чужого опыта (усвоения чужих моделей поведения). Наблюдая других, индивид дает когнитивную оценку их поведению и тем самым формирует собственную личность. Таким образом в психологической структуре личности, появляется возможность индивида оценивать, прогрнозировать и контролировать поведение других людей. Эти и подобные средства поведения получили названия умственных подкреплений. Важно, что в рамках своего подхода автор ввел понятие «эффективность личности» как совокупность чувств компетентности, самоуважения и самооценки, позволяющих преодолевать жизненные препятствия и модифицировать нежелательные схемы своего поведения.

Д. Роттер, другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного подкрепления сознания и на основе этого корректирует свое поведение. Автор подчеркивал, что источник подкрепления может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него есть внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат собственных усилий и способностей. Во втором случае говорят о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.

Как следует из вышеизложенного, все представители бихевиористского направления в основу познания личности положили внешние проявления ее поведения, не уделив внутренним (сознанию, подсознанию) должного внимания.

Гештальт-психология. Целостность психологической структуры личности — вот центральный момент, которого придерживались представители данного направления. Комбинация из нескольких музыкальных нот образует мелодию, в которой нет каждой из этих нот. На примере константности восприятия гештальтисты доказывали, что восприятие есть нечто большее, чем то, что видят глаза. Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Это и есть гештальт. Мозг не накапливает отдельные элементы входных сигналов и не увязывает их с помощью приемов ассоциации.

Подобная картина наблюдается в процессах мышления, научения, памяти и др. Так, процесс научения представляется гештальт-психологами как реорганизация и реструктуризация содержимого психики, но не связь между стимулами и реакциями. Эти процессы могли происходить с участием внезапного осознания и постижения проблемы в целом (инсайта). Продуктивное мышление также осуществляется в терминах целостного осознания проблемы, направленного от общего к частному.

Классический психоанализ 3. Фрейда выражает психологическую структуру личности через сложное взаимодействие трех составляющих: ид («Оно»), это («Я»), супер-эго («Сверх-Я»).

Ид («Оно») — наиболее объемная и влиятельная часть психики оессознательного, включающая биологические инстинкты. Инстинкты побуждают личность действовать вопреки реальности по принципу достижения удовольствия путем немедленного удовлетворения потребностей (в первую очередь, сексуальных и агрессивных) -Зто источник психической энергии (либидо), вызывающей напряженность психики индивида.

Супер-эго («Сверх-Я») — составляющая, содержащая в себе нравственные устои общества, социальные нормы поведения людей в данном обществе, которые играют роль ограничений, накладываемых на инстинктивные побуждения личности. «Сверх-Я» стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно».

Эго («Я») — часть психики, в основном контролируемой сознанием. Она содержит информацию о реальном окружающем мире и его нормативных требованиях, но одновременно находится под постоянным воздействием бессознательных инстинктов. Составляющая «Я» сдерживает порывы «Оно» до тех пор, пока не будут найдены средства подавления напряжения, направляет и контролирует либидо. Взаимодействие «Оно» и «Я» напоминает лошадь и всадника: энергия движения, исходящая от лошади, позволяет всаднику двигаться, но при отсутствии управления со стороны всадника лошадь может сбросить его. Таким образом, «Я» представляет собой зону конфликта, поле непримиримого противоборства между «Оно» и «Сверх-Я».

Для примирения этих двух сторон личности «Я» использует арсенал защитных механизмов:
— сублимацию — замену неприемлемых для данного момента инстинктивных влечений на социально приемлемые;
— проекцию — маскировку своих проблем через приписывание их другим людям с целью перекладывания всей вины на них;
— замещение — перевод агрессии с одного объекта на более приемлемый и безответный в данный момент;
— регрессию — уход от переживаний через поведение, характерное для ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной;
— рационализацию — выработку самооправдательных легенд маскирующих истинные мотивы собственных поступков постигших неудач;

— подавление — вытеснение или блокировка сознания от тревожных моментов;
— отрицание-отрицание появившейся угрозы жизнедеятельности;
— реактивнную формацию — подмену фактора, вызывающего напряженность, на противоположный ему.

По мнению Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни.

Неофрейдизм. Последователи психоаналитического подхода не нпесли ничего принципиально нового в представления о психологической структуре личности. Так, К. Юнг (основатель аналитической психологии) продолжал настаивать на врожденности структуры личности. Как и Фрейд, он считал наиболее влиятельной частью г I руктуры сферу бессознательного. Правда, в качестве бессознательного у него фигурирует дополнительная составляющая «коллективное бессознательное». Оно проявляется в виде «архетипов» — генетически обусловленных следов влияния на поведение человека идей предшествующих поколений.

Личное бессознательное представлено К. Юнгом совокупностью ранее осознанных мыслей, чувств, переживаний и стремлений, но впоследствии вытесненных в сферу бессознательного. Проявляется эта составляющая в виде «комплексов» (например, комплекс власти, подчиняющий мысли и действия человека, или комплекс неполноценности и т. д.). Третий элемент структуры личности представлен индивидуальным сознанием (понятием «Я»), которое регулирует поведение и деятельность индивида, устанавливая разумное равновесие между двумя другими составляющими. Этот момент проявляется у индивида в виде интровертного (ориентированного на внешний мир) и экстравертного (ориентированного на свой внутренний мир) поведения. На основании этого К.Юнг вылепил людей, различающихся свойствами архетипов, а также степенью проявления у них свойств интровертности — экстравертности.,

А. Адлер не выделял в структуре личности каких-либо элементов, утверждая, что это невозможно, что структура целостна и ее функционирование подчинено врожденному социальному фактору — «чувству общности». Источник же формирования и развития личности — в стремлении к превосходству над другими людьми. Неудачи в реализации этого стремления вызывают у человека чувство собственной ущербности, которое он преодолевает через различного рода компенсации (от ухода в депрессию и болезнь до атрафированного развития какой-либо стороны своей личности).

А. Маслоу ядром личности считал врожденную потребность в самоактуализации, развитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность — это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако высший уровень развития личности может быть достигнут после удовлетворения потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «лестницу» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).

К. Роджерс утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда Маслоу на самоактуализацию, как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя. Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» — достаточно полное удовлетворение потребностей в любви и ласке, без всяких на то условий.

Когнитивная психология. В представлении Дж. Келли структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:
— базовые («ядерные») — для взаимодействия с другими людьми;
— периферические — для решения текущих задач более низкого уровня.

Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый — злой», «общительный — замкнутый»). В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую отчасти по врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации — так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как путем накопления количества конструктов, так и совершенствованием «схем». Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и в любой иной сфере жизнедеятельности.

Интересен взгляд «когнитивистов» на соотношение сознания и п> осознаваемого. Во-первых, отстраняясь от психоаналитического понимания бессознательного, они ввели понятие «неосознанное». Опознанное включает не то, что вытеснено в сферу бессознательною из-за неудовлетворения врожденных инстинктов (по Фрейду), состояние, при котором отсутствует осознание действующих внутренних процессов. Например, входная информация может и не осозноваться, но вызывать у человека автоматический поведенческий и во- вторых, когнитивные процессы протекают и на сознательном и на неосознанном уровнях. Более того, последний характери-щмся большим быстродействием при обработке информации. Таким образом, личность человека обусловлена характером протекании его интеллектуальных процессов.

Диспозиционный подход. Здесь просматривается тенденция считать основным атрибутом личности темперамент (или его свойства), вплоть до полного отождествления этих понятий. Например, по Г. Айзенку, личность и ее темперамент полностью описывается свойствами «интроверсия»-«экстроверсия», «нейротизм» (как свойство эмоциональной неустойчивости), «психотизм» (как свойство необъективной оценки реальности).

Деятельностный подход. По вопросам психологической структуры личности до сих пор ведутся дискуссии сред сторонников этого подхода. Адекватную модель личности пытались построить на включение в это понятие огромного количества компонентов (свойств темпарамента, черт характера, отдельных свойств психических процессов и др.). Однако оперировать такой моделью на практике было невозможно из-за проблемы, как говорят физики, «проклятья разномерности» структуры и взаимосвязности ее компонентов. В этой связи начались поиски теоритически обоснованных и приемлимых для практики структур личности.

К. К. Платнов считал, что структура личности включает в себя четыре уровня:
— низший — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов
— второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения
— третий — представлен индивидуальным социальным опытом человека
— высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировозрения, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

В структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало, элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало, формируемое условиями жизни человека как члена общества. А. Леонтьев утверждает, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе его отдельных психических особенностей (генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях). Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельности. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в своей жизни. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие — подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь моти-вационная сфера личности всегда является многовершинной).

Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся:
— разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей;
— степень иерархизированности связей с миром (конечно, деятельностных), т. е. их мотивационная «окраска»;
— общая структура связей индивида с миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Развитие личности ребенка, согласно позиции А. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т. е. для реализации конкретной деятельности. Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности. Этот и есть процесс становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру. При этом, личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.

А. Петровский также обозначает личностью то системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека проявляются в содержании его деятельности, деловых и межличностных отношениях в конкретных условиях социальной жизни, т. е. реализуются через все, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами.

Б. Ананьев (1907-1972), признавая ведущую роль социальных компонент в структуре личности, допускает участие в ней биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К. Платонову).

Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности человека по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. На этом основании он предлагает рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы:
— эгоцентрический уровень, включающий самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек — ненужный»;
— группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семья, трудовой коллектив, нация) или нет;
— просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку как высшему существу природы.

psyera.ru

Теории личности в бихевиоризме


Теории личности в бихевиоризме

Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают, прежде всего, наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угасания других. Основные типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угасания (И. П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (например, учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, подавление основных потребностей, травмы, не поддерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы. Примером формирования поведения ребенка в результате научения (или наблюдения) является следующая иллюстрация. Эксперимент проводился с группой детей возраста трех лет. Дети были разбиты на три группы, каждой из которых психологи показывали маленький фильм. Начало фильма во всех трех группах было одинаковым – ребенок ломал и «бил» игрушечную куклу. Но вот концовка фильма в трех группах была абсолютно разная. Одной группе детям показали, что после этого поступка выходит воспитательница, и наказывает ребенка за поступок – ставит в угол. Второй группе детей показали, что вышедшая воспитательница ведет себя безразлично и ребенок продолжает «бить» куклу. Третей группе детей показали, что вышедшая воспитательница похвалила ребенка, который правильно « наказал» куклу. После демонстрации фильма три группы детей разместили в трех комнатах, где было много игрушек – кукол. Комнаты были устроены таким образом, что дна из стен представляла собой зеркало «с секретом». Дети видели в зеркале отражение себя, а психологи исследователи – видели детей. Таким образом, три группы детей было размещено и за ними началось скрытое наблюдение. Результаты исследования были следующие. Той группе детей, которой показали в конце, что воспитательница наказывает ребенка за сломанную игрушку обращались и играли с игрушками аккуратно. Группа детей, которой показали «безразличное» поведение воспитательницы, демонстрировала как спокойное поведение в отношении игрушки, так и агрессивное. Третья же группа детей, которая видела, как воспитательница хвалила ребенка за поступок, проявила наибольшую агрессию в отношении игры. Таким образом эксперимент показал, что в формировании личности, ее поведения и поступка очень большую роль играет научение (наблюдение) за поступками других людей, и, что самое главное – это поощрение или наказание, которое за поведением следует. Положительное подкрепление – похвала, стимулирует ребенка повторить модель поведения; отрицательное подкрепление – порицание, наказание – стимулирует ребенка больше не использовать выбранную им стратегию поведения.

edushk.ru

Теория личности- бихевиоризма — реферат

 
 

Введение 

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку  главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.  
Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

 В  данной работе я хотел бы  остановить свое внимание рефлекторном направлении в теории личности- бихевиоризме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие бихевиоризма 

     БИХЕВИОРИЗМ – направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

     Некоторые вопросы, которые поднимаются в  психологии, звучат следующим образом: возможна ли вообще такая наука? Способна ли она представлять все аспекты поведения людей? Какие методы она может использовать? Являются ли ее законы такими же строгими, как законы физики или биологии? Выходит ли она за пределы чистого управления поведением, и если да, то какую роль она играет в человеческом общежитии?

     Особое  значение имеет ее влияние на более  ранние формы обращения с тем  же самым субъектом. Человеческое поведение  – наиболее общая характеристика мира, в котором мы живем. Поэтому  мы можем исходить из того, что на эту тему говорится больше, нежели на любую другую тему.

     На  некоторые из этих вопросов однажды  будут даны ответы благодаря успешным или безуспешным результатам  научных или технических исследований. Но эти вопросы ставят проблемы, на которые уже сегодня крайне необходимо дать хотя бы предварительный ответ.

     Многие  интеллигентные люди считают, что хотя уже некоторые ответы были, но в  совокупности они уже не кажутся  такими перспективными, как раньше. Ниже приводится множество определенных мнений, которые приходится слышать  о бихевиоризме как науке о человеческом поведении. Мне кажется, что все они являются неверными. Итак, о бихевиоризме говорят, что он:

  1. игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
  2. опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека;
  3. под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом, индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина;
  4. не пытается учесть когнитивные процессы;
  5. не отводится место для изучения намерений или целевых установок человека;
  6. не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
  7. не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
  8. он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
  9. ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека;
  10. работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
  11. результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;
  12. наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;
  13. выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам;
  14. его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка;
  15. если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания.
  16. «дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека;
  17. занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида;
  18. по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
  19. рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций;
  20. безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.

     Перечисленные утверждения, на мой взгляд, представляют собой удивительно неправильное понимание значения и достижений данной научной парадигмы. Как объяснить такое непонимание? В большой степени этому может послужить обращение к началам бихевиоризма.  

     Первым  учёным, определённо считавшим себя бихевиористом, был Джон Уотсон, который  в 1913 г. опубликовал своего рода манифест под названием «Психология глазами бихевиориста» («Psychology as the Behaviorist Views it»).

     Уже само название произведения говорит  о том, что Уотсон отнюдь не собирался  создавать новую науку, а лишь придерживался мнения, что психология, начиная с того момента, должна была заниматься изучением поведения.

     Это было, пожалуй, ошибкой, поскольку большинство  психологов того времени придерживались точки зрения, что они должны исследовать  душевные процессы в мире сознания. По этой причине они, естественно, не были готовы согласиться с Уотсоном.

     Учёные, стоявшие у истоков бихевиоризма, тратили массу времени на борьбу с интроспективной методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план.

     Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений относительно инстинктивного поведения. Фактически он был одним из первых современных этологов. Однако изучение способности организма к обучению произвели на него такое впечатление, что он несколько преувеличил способности новорожденных младенцев к обучению.

     Впоследствии  он сам признал это преувеличением, но с тех пор этот факт всегда приводят в пример, чтобы показать якобы необъективность Уотсона. Новая форма науки, разработанная  им, появилась в некотором смысле преждевременно, ибо он имел в распоряжении весьма немного научно достоверных фактов из области поведения, прежде всего человеческого.

     Для каждой новой формы науки всегда возникает проблема, состоящая в  том, что поначалу она располагает  слишком малым количеством фактов. Для научной развивающейся и претенциозной программы Уотсона, которая касалась такой широкой области, как человеческое поведение, это обстоятельство было весьма существенным недостатком. Ему требовалось больше фактического материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или слишком упрощённым.  

     Научный материал бихевиоризма, который имел в своем распоряжении Уотсон, касался условных и безусловных рефлексов. Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул — реакция», где в «моторные акты» привносится психологическое явление — мотивация в виде «стимула». Основатели бихевиоризма Дж. Б.Уотсон и Э.Торндайк вводят новые понятия: «стимул — реакция», «проблемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая научения», «закон упражнения», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепление)». Эти термины равнозначно применялись Э.Торндайком к анализу движений, как животных, так и человека. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений путем проб и ошибок. Движение описывается как моторный акт, как исполнительная реакция.

     Это представление господствовало и  в работах русского физиолога И.П. Павлова, опубликованных примерно в то же время. Психология «стимула и реакции», развивавшаяся на протяжении последующих 3-4-х десятилетий, также не изменила этого представления.

     Из  всех результатов, достигнутых им, наибольшее значение придавалось тем, которые легче всего можно было повторить на опыте. Большей частью они основались на наблюдении за животными: за собаками Павлова и белыми крысами зоопсихологов. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. Предполагалось провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующих стимул-реактивные связи. Эта схема распространялась и на животных, и на человека. А поскольку законы научения – формирования реакции на определенные стимулы – провозглашались универсальными, данные экспериментов с животными распространялись и на человеческое поведение.

     Бихевиористы  считали, что с помощью этой схемы  можно объяснить любую деятельность, а все понятия, связанные с  сознанием и прочими проявлениями «духовного начала», ненаблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. «Осознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. Напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений – например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и т.п., – позволяют количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувства.

     Считалось, что поведение человека не отличается от поведения животных особым своеобразием и подчиняется тем же законам. Для подтверждения своего утверждение о том, что психология представляет собой точную науку, и чтобы собрать дальнейший материал для своей книги, Уотсон опирался на результаты анатомии и психологии. Подобным путем продвигался и Павлов, утверждая, что его эксперименты над поведением фактически являются «исследованием физиологических процессов в коре больших полушарий».

     И все же оба ученых были не в состоянии  осуществить прямое наблюдение процессов  в нервной системе, посредством которых можно было бы объяснить поведение человека. В результате они были вынуждены давать поспешные интерпретации сложных поведенческих актов.

     Так, Уотсон утверждал, что мышление –  язык, предшествующий всякой речи; а  для Павлова речь была просто «второй сигнальной системой». Уотсон мало, а то и вовсе ничего не мог сказать по поводу субъективных намерений человека, целеполагания и творчества. Он подчеркивал большие технические возможности науки о поведении, однако его примеры не были так уж несовместимы с манипулятивным контролем за поведением.

     Прошло  более 60 лет со времени опубликования  Уотсоном своего манифеста, за это время  кое-что успело произойти. Научный  анализ поведения достиг большого прогресса, а недостатки теории Уотсона с  моей точки зрения имеют лишь исторический интерес. Критика бихевиоризма, наоборот, едва ли претерпела изменения.

     Неопределенность, имевшая место в начале истории  бихевиористского движения, едва ли может  послужить достаточным объяснением  для недоразумениям такого рода.

     Несомненно, что некоторые трудности возникают  из того факта, что предметом исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ, каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую непростым по последствиям.

     Далее, бихевиористское наблюдение влечет за собой определенные яркие изменения. Некоторые понятия, которые структурируют  традиционные формы наблюдения, глубоко  укоренились в нашем языке. Они на протяжении столетий господствовали как в повседневной речи, так и в языке науки.

     Как общие окончательные задачи психологии намечались две: 1) прийти к тому, чтобы  по ситуации (стимулу) предсказывать  поведение (реакцию), и 2) наоборот –  по реакции судить о вызвавшем ее стимуле.

     Как естественнонаучная база психологической  теории принималась концепция условных рефлексов. Считалось, что все новые  реакции приобретаются путем  обусловливания. Все действия –  это сложные цепи, или комплексы  реакций. Работы Павлова позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых форм поведения как результата обусловливания – образования рефлексов условных.

student.zoomru.ru

Теории личности в бихевиоризме


Теории личности в бихевиоризме

Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают, прежде всего, наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угасания других. Основные типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угасания (И. П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (например, учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, подавление основных потребностей, травмы, не поддерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы. Примером формирования поведения ребенка в результате научения (или наблюдения) является следующая иллюстрация. Эксперимент проводился с группой детей возраста трех лет. Дети были разбиты на три группы, каждой из которых психологи показывали маленький фильм. Начало фильма во всех трех группах было одинаковым – ребенок ломал и «бил» игрушечную куклу. Но вот концовка фильма в трех группах была абсолютно разная. Одной группе детям показали, что после этого поступка выходит воспитательница, и наказывает ребенка за поступок – ставит в угол. Второй группе детей показали, что вышедшая воспитательница ведет себя безразлично и ребенок продолжает «бить» куклу. Третей группе детей показали, что вышедшая воспитательница похвалила ребенка, который правильно « наказал» куклу. После демонстрации фильма три группы детей разместили в трех комнатах, где было много игрушек – кукол. Комнаты были устроены таким образом, что дна из стен представляла собой зеркало «с секретом». Дети видели в зеркале отражение себя, а психологи исследователи – видели детей. Таким образом, три группы детей было размещено и за ними началось скрытое наблюдение. Результаты исследования были следующие. Той группе детей, которой показали в конце, что воспитательница наказывает ребенка за сломанную игрушку обращались и играли с игрушками аккуратно. Группа детей, которой показали «безразличное» поведение воспитательницы, демонстрировала как спокойное поведение в отношении игрушки, так и агрессивное. Третья же группа детей, которая видела, как воспитательница хвалила ребенка за поступок, проявила наибольшую агрессию в отношении игры. Таким образом эксперимент показал, что в формировании личности, ее поведения и поступка очень большую роль играет научение (наблюдение) за поступками других людей, и, что самое главное – это поощрение или наказание, которое за поведением следует. Положительное подкрепление – похвала, стимулирует ребенка повторить модель поведения; отрицательное подкрепление – порицание, наказание – стимулирует ребенка больше не использовать выбранную им стратегию поведения.

sov.opredelim.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *