Структура личности по ковалеву – .. —

Структура личности по Ковалеву

Взгляды на личность

Замечание 1

А.Г. Ковалев рассматривает личность как взаимосвязанную систему психических свойств, процессов и состояний.

Под психическими процессами Ковалев понимает активные, динамичные проявления психического, обуславливающие его связь с внешним миром. Процессы рассматриваются как фундаментальные основы психической жизни из которых в последствии выделяются состояния и свойства.

Психические состояния представляют собой более устойчивые образования, отражающие функциональный уровень психической деятельности. На ранних этапах онтогенеза, состояния определяют целостную характеристику личности ребенка в данный момент (веселый, капризный, плачущий, любопытный). Отдельные состояния могут закрепляться на длительные промежутки времени и становиться фундаментом для формирования направленности личности.

Психические свойства представляют собой устойчивые характеристики психики, которые задают определенный уровень активности личности. Свойства формируются на основании психических процессов, развертывающихся на фоне состояний. Взаимодействуя между собой психические свойства образуют структуру личности, задают внутренние условия ее существования, обуславливают ее социальную ценность.

На основании интеграции психический свойств А.Г. Ковалев выделяет следующие подструктуры личности:

  • темперамент (природный базис личности)
  • направленность (иерархия мотивов и потребностей)
  • способности (интеллектуальные и эмоционально-волевые возможности личности)

Темперамент

Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности.

Определение 1

Темперамент представляет собой интегративное свойство нервной системы, которое на физиологическом уровне проявляется в сочетании свойств процессов возбуждения и торможения нейронных импульсов, а именно в их силе, уравновешенности и подвижности.

На основании этих свойств Павловым были выделены четыре типа темперамента:

  • Сангвиник . Сильный, уравновешенный, подвижный тип. Нервная система индивида характеризуется большой силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью, благодаря чему сангвиник легко включается в деятельность и адаптируется под изменяющиеся условия окружающей среды. Для него характерна высокая сопротивляемость жизненным трудностям.
  • Холерик . Сильный, неуравновешенный, подвижный тип. В нервной системе холерика характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Он легко включается в деятельность и обладает большой энергией, но ему не хватает сдержанности, усидчивости, спокойствия. Отличается вспыльчивостью.
  • Флегматик . Сильный, уравновешенный, инертный тип. Сильная нервная система индивида отличается низкой подвижностью. Флегматик устойчив к воздействию сильных и длительных раздражителей, однако плохо переключается между разными видами деятельности, медленно реагирует на новые раздражители.
  • Меланхолик . Слабый тип. Для нервной системы характерна слабость как процессов возбуждения, так и процессов торможения. Меланхолик плохо переносит воздействие длительных и сильных раздражителей, легко утомляется, несдержан, слабо реагирует на новые раздражители. Сильное внешнее воздействие может привести к нарушению поведения у меланхолика.

Темперамент является наследуемым и устойчивым свойством нервной системы, которое определяется генетическими особенностями индивида. Темперамент выступает биологическим базисом, который не меняется в течении жизни человека. Однако личность имеет широкие возможности по компенсации темпераментальных особенностей, за счет развития черт характера, выработки индивидуальных стилей деятельности, формирования копинг-стратегий и так далее.

В чистом виде проявление темперамента можно наблюдать у дошкольников и младших школьников, уже к подростковому возрасту, наиболее яркие его особенности сглаживаются за счет сознательных усилий личности по самоконтролю и саморазвитию. Определение типа темперамента у взрослых, без применения медицинских методик исследования мозга, представляет собой затруднительную задачу.

Направленность

Определение 2

Направленность– это система устойчивых мотивов, выступающая в качестве системообразующей структуры личности.

Направленность обладает следующими свойствами:

  • Социальная значимость – отражает уровень общественной значимости целей личности, ее ориентированности на социум
  • Целеустремленность – включает в себя как способность к достижению цели, так и широту, развитость системы потребностей личности
  • Цельность – устойчивость отношения личности к миру, обществу и самой себе, уровень ее принципиальности

Направленность проявляется через иерархию мотивов личности, ее систему склонностей, интересов, предпочтений, формирование нравственной позиции. Направленность представляет собой не просто структуру из взаимоподчиняемых целей деятельности человека, она обязательно включает в себя компонент социальной оценки данных целей, их общественной значимости.

Ярким проявлением направленности личности являются ее сверхценности – убеждения личности относительно взаимоотношений мира, общества и самой себя, которые носят фундаментальный характер и воспринимаются как имеющие надличностный характер. Особая значимость сверхценностей выражается в том, что личность готова пожертвовать собственной безопасностью и даже жизнь ради их отстаивания, а фрустрация сверхценностей приводит к возникновению психологических расстройств, прежде всего депрессивного характера.

Особую опасность представляют ситуации, когда сверхценность приписывается временным интересам и течениям в обществе. Неизбежность динамики общественных интересов ставит личность в критическое положение – она вынуждена либо отстаивать свои прежние ценности в ущерб контакту с социальным окружением, либо приспосабливаться под новые веяния, жертвуя личными интересами и проявляя конформность.

2dip.su

структура личности по ковалеву — психология личности — 2 ответа

В разделе Образование на вопрос психология личности заданный автором Пользователь удален лучший ответ это — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованую картину личности и её основных психических процессов. Кроме того, изучаются индивидуальные различия.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев) . Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн) . Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен) . И. С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б. Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А. В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К. К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева и К. К. Платонова.
А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств) , направленности (система потребностей, интересов, идеалов) , способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) . Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В. Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира) , общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности) , структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД) , но и объективная динамика условий жизни) .
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т. е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К. К. Платонов) . Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества) . Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек) . Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память) . Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т. п.) . 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических) ; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентаци
Источник: википедия

2oa.ru

Концепция личности А. Г. Ковалева

Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако – продолжает он – следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру».

Дальнешая эволюция взглядов А. Г. Ковалева на структуру личности незначительна. В 1981 г. в главе, посвященной личности, в учебнике по общей психологии он пишет, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым – способности, третьим – характер, четвертым – система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый – психические процессы.

Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.

students-library.com

Структура личности по К.К. Ковалеву

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия

xn--e1aogju.xn--p1ai

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ. Шпаргалка по общей психологии

Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

В качестве таковых А.Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако, продолжает он, следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру.

Если в концепции А.Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности», или ее направленность. «На основании теоретического анализа, – пишет Л.И. Божович, – мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью». Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л.И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л.И. Божович – это аффективно-по-требностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Структура личности по Ковалеву

Психология Структура личности по Ковалеву

Количество просмотров публикации Структура личности по Ковалеву - 30

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Структура личности по Ковалеву
Рубрика (тематическая категория) Психология

НАПРАВЛЕННОСТЬ

Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

ХАРАКТЕР

Определяет стиль поведения личности в социальной седее. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. в системе характера выделяются моральные и волевые качества.

ВОЗМОЖНОСТИ

Включает систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЯ

Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков в жизни и деятельности.

В качестве ведущего компонента структуры личности все авторы рассматривают направленность как важнейший компонент структуры личности. Психологи сходятся в том, что направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, её отношение к себе и окружающим.

Направленность личности проявляется˸

- в особенностях интересов – выявлении ведущих, степени их устойчивости, широте проявления.

- в особенностях целей, которые ставит перед собой личность.

- в потребностях.

- в установках личности.

Направленность сказывается в разнообразии мотивов, в степени их осознанности и должна быть стойким личностным образованием, а может носить временный, ситуативный характер

Соотношение понятий˸ человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект.

Индивидами мы рождаемся.

Индивид – это один чел-к, представитель биологич-ого вида homosapiens. Каждый чел-к индивид, по отношению к животному используется слово ʼʼособьʼʼ. Чел-к продукт филогенеза и онтогенеза.

Индивидуальность – набор качеств, на основании кот-ых один чел-к отличается от другого, качества м/б индивидуальными и типичными, кот-ые свойственны всем людям. Индивидуальные качества - цвет волос, глаз, типичные – две руки, 5 пальцев, на голове волосы.

Личность – высший уровень развития человеческой индивидуальности. Личность произошла от русского слова ʼʼмаскаʼʼ - ʼʼЯʼʼ - коллега, мать, студент, жена, дочь – это все различные роли.

Выделяют несколько критериев кого считать личностью˸

1. Подход Шелдона – он определил личность с позиции вида, т.е. личность любой представитель homosapiens.

2. Автор Личи – личность тот кто имеет высокий соц. статус – это вид чел-ка.

3. Субъективнй критерий Рубинштейна – Это чел-к с собственной жизненной позицией, чел-к кот-ый добивается всего сам.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *