Строение и психологические функции коры головного мозга
Главенствующую роль в формировании высших психических функций или основных психических функций человека играет не что иное, как кора головного мозга. Она представляет собой серое вещество, которое состоит из более чем пятнадцати миллиардов тел нервных клеток. Строение коры головного мозга предполагает семь слоев. Кора состоит из новой коры, новообразований головного мозга, которые можно назвать неокортекс, и старой коры, старообразований, которые называют кортекс.
Строение коры головного мозга
Кора человеческого головного мозга функционально строго организована. В ней можно выделить следующее:
- Лобные доли (поля) головного мозга. Здесь располагаются двигательные центры, центр речи (он есть в двух полушариях, но функционирует у правшей в левом полушарии, а у левшей в правом, соответственно, в другом он просто не функционирует), представлены базовые психические функции (такие как целеполагание, мотивы достижения, воля, моральные мотивы, ценности и системы смыслов индивида), а также происходит аналитическая работа мозга и осуществляется моторика речи. Все это составляет латеральную, то есть наружную, поверхность (часть) головного мозга.
- Височные доли (поля) головного мозга. Здесь расположены центры вкуса, слуха, обоняния, понимания речи (именно здесь мы слышим речь, и тут же осуществляется ее понимание, то есть своеобразная расшифровка полученных данных), осуществляются экспрессивные функции нашей речи. Для понимания речи важны и лобные поля (доли). Также в этой части мозга, в его внутренней (медиальной) поверхности, расположены такие центры, как центр радости, удовольствия, горя, страха, безопасности, влечения сексуального характера. В месте соединения височной, затылочной и теменной долей расположен центр «веры» (но в основном он располагается именно в височной доле).
- Теменные поля. В двух полушариях именно в этих полях располагаются центры чувствительности (чувствуют холод, тепло, боль, острое, тактильное). Данный центр очень сильно развит у людей со слепотой и у слепоглухих. Также здесь располагается центр понимания музыки.
- Затылочные поля. Они производят анализ визуальной информации, например, распознают свет или цвет.
Разделы головного мозга человека
Получается, что человеческий головной мозг состоит из следующих разделов (увидеть наглядно их можно на рисунке 1):
- Продолговатый, промежуточный, средний, конечный мозг и мозжечок.
- Желудочки: два боковых и два общих (расположены в промежуточном и продолговатом мозге).
- Функциональные поля: лобное, теменное, височное, затылочное.
- Серое вещество (собственно, тела нервных клеток), белое вещество (отростки нервных клеток), мозговая жидкость (имеется в желудочках головного мозга, а также в стволе спинного мозга).
Рисунок 1. Головной мозг человека
Существуют и иные классификации отделов нервной системы человека. Например, отдельная часть центральной и периферической нервной системы человека, которая отвечает за регулировку функционирования внутренних органов и других частей организма, а также осуществляет низшую нервную деятельность, называется вегетативная нервная система. Ее также называют висцеральной (от латинского слова «внутренности»). Еще одна часть, которая, в свою очередь, поддерживает верное взаимодействие всего организма со средой, осуществляющая высшую нервную деятельность, именуется анимальной.
Вертикальные структуры в головном мозге человека
Вся нервная система любого человека работает, как одно целое. Это в полной мере касается и ее главного, основного элемента – головного мозга. В его системной деятельности главенствующим распорядителем можно назвать самый молодой отдел – кору больших полушарий.
Вертикальное строение головного мозга можно назвать очень сложным, ему присущи системы устойчивых взаимных связей коры и подкорки, а также более глубинных структур, которые объединяются для совместного выполнения конкретных жизненно важных функций, и представляют собой иерархизированные функциональные мозговые единицы. И.П. Павлов отмечал целую группу подобных образований, называя их анализаторами. К ним можно причислить обонятельный, зрительный, осязательный (или тактильный), слуховой, вкусовой, вестибулярный (который отвечает за регулирование положения туловища в пространстве), двигательный (или кинестезический), химический (который реагирует на перемены в составе крови, а также внутриклеточного вещества), барорецептивный (то есть приспособленный к тем раздражителям, которые напрямую связаны с переменами давления в полостях организма и сосудах), речедвигательный.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
фундаментальное руководство, которое следует знать
Наш мозг использует различные структуры для работы с существующими типами памяти. Выделяют две основных разновидности памяти: кратковременная память и долговременная память. Несмотря на то, что возможны дисфункции обоих видов памяти, мы остановимся на Долговременной Декларативной Памяти.
- Кратковременная память сохраняет ограниченный объём информации в течение короткого периода времени.
- Долговременная память хранит большое количество сложной информации в течение длительного времени. Это то, что обычно принято называть «памятью». В свою очередь, существуют два вида Долговременной памяти: Недекларативная или Имплицитная Память (езда на велосипеде, вождение) и Декларативная или Эксплицитная память, используемая для того, чтобы вспомнить наш личный опыт или знания об окружающем мире (как зовут моего родственника, где я оставил ключи, кто руководит моей страной, что произошло пять минут или пять месяцев назад).
Если мы что-то забываем, как правило, мы не «теряем» воспоминание само по себе, но наш мозг «не может найти путь» к тому, что мы пытаемся вспомнить. Эта «патологическая» потеря памяти называется амнезией. Вот некоторые симптомы потери памяти:
- Часто терять личные вещи.
- Трудно подобрать нужные слова.
- Задавать повторяющиеся вопросы при разговоре или рассказывать несколько раз одну и ту же историю.
- Забывать, сделали ли вы что-то или нет, например, приняли ли лекарство.
- Дезориентироваться или теряться в знакомых местах.
- Путать год или день недели.
- Забывать о встречах или мероприятиях.
- Испытывать трудности в принятии решений или следовании инструкциям.
Потери памяти могут проявляться в двух формах: временная (транзиторная) и постоянная (перманентная) потеря памяти.
- Транзиторная или временная потеря памяти — это временное забывание информации, которая через некоторое времени восстанавливается в нашей памяти. Если мы не можем вспомнить имя, но затем вспоминаем его через час, или если, проснувшись утром, мы не можем вспомнить, что произошло накануне вечером после употребления алкоголя, это считается временной потерей памяти.
- Перманентная или постоянная потеря памяти — это информация, которую мы теряем и не можем восстановить. Если мы не в состоянии вспомнить, даже если нам напоминает об этом другой человек, где оставили ключи от дома, или забываем о встрече с братом, назначенной накануне вечером, мы имеем дело с постоянной потерей памяти.
Есть несколько факторов, которые могут привести к непроизвольной потере памяти как в молодом, так и в пожилом возрасте. Многие из этих факторов появляются не из-за плохой работы памяти, а из-за вмешательства других когнитивных способностей (например, внимания) или определённых веществ (например, лекарств).
- Потеря памяти по причине проблем со здоровьем которые, в большинстве случаев, поддаются лечению: побочные эффекты некоторых лекарств, несбалансированное питание с пониженным содержанием витаминов B6, B9 и B12 могут привести к временной потере памяти, злоупотребление алкоголем, заболевания щитовидной железы, почек или печени, недостаток кислорода в мозге (как при инсульте), последствия черепно-мозговых травм (травмы головы), лечение онкологии (химиотерапия или лучевая терапия), опухоли или инфекции мозга, эмоциональные проблемы (например, депрессия) и тревожность (например, посттравматический стресс).
- Потеря памяти в результате стресса, тревожности и других эмоциональных проблем: кроме того, стресс, беспокойство и некоторые последствия сильных эмоций, как, например, гнев, могут стать причиной забывчивости. Если мы попали в автомобильную аварию, стресс может заставить нас потерять воспоминания о том, что случилось этим утром. Но, как правило, эти потери памяти происходят потому, что мы концентрируем внимание на угрожающих стимулах, и удаляем меньше значения тому, что нас окружает. Таким образом, мы можем вспомнить то, что вызвало у нас эти сильные эмоции, но не можем восстановить в памяти все произошедшие события за это время. Это происходит в случае Посттравматического Стрессового Расстройства и Обсессивно-Компульсивного Расстройства. При этих расстройствах человек настолько концентрирует внимание на эмоциональном эпизоде или объекте одержимости, что в конечном итоге ничего не помнит, за исключением этого стимула.
- Потеря памяти с возрастом и нормальным старением: несмотря на то, что забывчивость и расстройства памяти не проявляются исключительно у пожилых людей, это правда, что эти люди более восприимчивы к таким проблемам. С возрастом способность к обучению и качество памяти может ухудшиться даже без наличия какой-либо патологии. Однако, когда эти проблемы становятся более серьёзными, чем обычно, мы можем говорить о лёгком когнитивном расстройстве или, при более серьёзных нарушениях, деменции.
- Потеря памяти в результате эмоциональных проблем у пожилых людей: для пожилых людей характерно чувствовать себя одинокими, теряя близких, или не чувствовать себя полезными, уйдя на пенсию. С учетом этих изменений является нормальным, что некоторые из пожилых людей страдают эмоциональными расстройствами, такими, как депрессия. Подавленные пожилые люди могут чаще испытывать ощущения потери памяти и путать эти симптомы с болезнью Альцгеймера или другими проблемами памяти. Депрессия может вызвать серьёзные проблемы с памятью как у пожилых, так и у молодых людей, но в случае пожилых пациентов очень важно провести соответствующую дифференцированную диагностику, чтобы исключить наличие болезни Альцгеймера. Несмотря на то, что проблемы с памятью у людей, страдающих депрессией, могут быть не так актуальны, как при других патологиях, необходимо уделить внимание эмоциональным проблемам, которыми они страдают.
- Потеря памяти при лёгких когнитивных нарушениях: лёгкое когнитивное нарушение — это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. Некоторые исследования указывают на то, что лёгкое когнитивное нарушение может быть ранним признаком болезни Альцгеймера, хотя и не во всех случаях эти нарушения приводят к болезни Альцгеймера.
- Потеря памяти по причине деменции является одной из наиболее важных проблем, влияющих на здоровье пожилых людей, однако это не является нормальным следствием старения. Деменция включает в себя, как правило, начало хронических когнитивных проблем, таких, как проблемы с памятью, речью, поведением и т.д. Существуют различные виды деменции, но наиболее распространённой формой является болезнь Альцгеймера.
- Потеря памяти, вызванная болезнью Альцгеймера При этом заболевании белок, называемый «бета-амилоид», накапливается в нейронах, формируя старческие бляшки, до тех пор, пока эти нейроны не утратят жизнеспособность. Это приводит к постепенному и тяжёлому ухудшению памяти, проблемам с ориентацией (пациенты часто не знают, какой сегодня день, и где они находятся), трудностям в расчётах и, в целом, с выполнением повседневных задач. Тяжесть заболевания варьируется в зависимости от стадии, на которой находится пациент. В легкой стадии человек с болезнью Альцгеймера может показывать значительные потери памяти, потеряться в знакомом месте, отстраниться от привычных дел и разговоров, может забывать даты, демонстрировать симптомы депрессии и враждебности. В умеренной стадии случаи потери памяти являются наиболее яркими, больные могут забывать имена или вещи, которые произошли несколько минут назад, имеют трудности с покупками или приготовлением пищи, могут пренебрегать личной гигиеной, имеют проблемы с речью или проявляют агрессию, имеют тенденцию забывать дорогу, и, в конечном счете, их повседневная жизнь становится невозможной без посторонней помощи. В продвинутой стадии у больных могут возникнуть проблемы с принятием пищи или пониманием простой информации, они не узнают родственников и друзей, ведут себя неадекватно на публике. На данном этапе человек становится полностью зависимым.
Как предотвратить потерю памяти? Факторы, которые показали себя наиболее эффективными в профилактике или замедлении хода болезни Альцгеймера и других проблем с памятью: здоровый сон, правильное питание, физические упражнения, активная социальная жизнь и когнитивная деятельность. Наш мозг функционирует подобно мышцам: чем активнее мы его используем, тем лучше будет его состояние. И наоборот, если наш мозг не получает достаточного питания и кислорода благодаря упражнениям, и если мы не применяем наши социальные и когнитивные способности, будет проявляться тенденция к атрофии. По этой причине активный и здоровый образ жизни может быть очень полезным для нашей памяти. CogniFit («КогниФит») предлагает широкий спектр научно проверенных упражнений для поддержания активности мозга и тренировки когнитивных способностей. Кроме того, когнитивная деятельность не только укрепляет память у взрослых и пожилых людей, но и может способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей и молодежи.
Когнитивная стимуляция позволяет стимулировать, тренировать и укреплять различные когнитивные способности, такие как внимание, восприятие, память, речь и исполнительные функции. Это именно те способности, которые могут быть нарушены при деменции и других заболеваниях, связанных с потерей памяти. Выполняя упражнения, в которых задействованы различные когнитивные способности, мы помогаем мозгу укрепить нейронные связи, предотвращая его повреждение. Однако, когнитивная стимуляция не может быть бессистемной, она нуждается в применении надежных техник и детальной организации, в соответствии с потребностями каждого пациента. CogniFit делает упор на персонализацию программы упражнений, чтобы сделать тренировки максимально эффективными и обеспечить результативную профилактику когнитивных проблем.
Кроме того, правильный режим сна и частое чтение помогают поддерживать память в хорошем состоянии. Конечно, необходимо отказаться от вредных привычек, связанных с употреблением алкоголя, табака или других наркотиков — это поможет укрепить как память, так и здоровье в целом.
Когда следует обращаться за помощью? Обнаружение и оценка проблем с памятьюДля людей с проблемами памяти весьма характерно не знать об их существовании, поэтому эти проблемы, как правило, впервые обнаруживаются их родственниками.
С другой стороны, склонные к тревожности и депрессии люди могут зацикливаться на своих ошибках. Часто они переоценивают свою забывчивость, думая, что у них есть проблемы с памятью, но это далеко не всегда так. Если мы иногда вдруг забываем название предмета или имя человека, с которым обычно много общаемся, или забываем, зачем пошли в комнату или где оставили ключи, или забываем взять обед на работу — это еще не повод для беспокойства.
Тем не менее, если у человека имеются проблемы при выполнении повседневных задач, или если он кажется запутавшимся и дезориентированным, пора идти к врачу. Рекомендуется записывать всю информацию о ходе нарушений: когда начались проблемы с памятью, какие наблюдались ухудшения, какой тип информации забывается, как это влияет на повседневную, общественную и трудовую жизнь. Лечащий врач должен поставить точный диагноз и определить, имеет ли пациент проблемы с памятью, и если да, то какого вида эти проблемы. В случае сомнений всегда лучше обратиться к специалисту.
Тем не менее, кратковременные эпизоды потери памяти ещё не означают, что речь идет о серьёзных проблемах с памятью, не говоря уже о болезни Альцгеймера. Все мы что-то забываем время от времени, и это нормально (лёгкая потеря памяти). Наш мозг должен что-то забывать, чтобы корректно обрабатывать новую информацию.
Как лечить или уменьшить потерю памяти?Лечение деменции должно проводиться с многопрофильной точки зрения. В зависимости от типа заболевания, той фазы, в которой находится пациент, и от конкретных характеристик пациента, может потребоваться участие невролога, психиатра, семейного врача, терапевта, гериатра, психолога, нейропсихолога, логопеда, физиотерапевта, трудотерапевта и младшего медицинского персонала.
В случае выявления болезни Альцгеймера, лечащий врач должен разработать надлежащую диагностику и лечение. Кроме того, в программу лечения можно включить упражнения для когнитивной стимуляции мозга пациентов с болезнью Альцгеймера в ранней стадии. При более продвинутых стадиях, как правило, используются другие виды лечения, в том числе медикаментозное. Несмотря на то, что болезнь Альцгеймера в настоящее время считается неизлечимой, эти препараты направлены на поддержание нарушенных болезнью способностей пациента и решение связанных с этим поведенческих проблем.
Кроме того, принятие профилактических мер может помочь замедлить прогрессирование деменции, как только поставлен такой диагноз. Сочетание медикаментозного лечения с правильной диетой, физическими упражнениями, социальной жизнью и когнитивной стимуляцией помогает минимизировать последствия деменции в повседневной жизни пациента.
Что делать, если у члена семьи наблюдаются потери памяти?В случае обнаружения недиагностированных проблем с памятью у вашего знакомого, необходимо порекомендовать ему обратиться к специалисту. Это нормально, получить отказ от предложенной помощи, поскольку многие пациенты не осознают свои проблемы. Поэтому следует подойти к этому вопросу с терпением и осторожностью.
После того, как лечащий врач поставил диагноз, необходимо следовать его предписаниям. Если это лёгкая стадия заболевания, мы должны помочь этому человеку выполнять повседневные задачи как дома, так и в социальном плане. Одной из главных проблем болезни Альцгеймера является временная дезориентация, поэтому важно разместить часы и календари в поле зрения больного. Несмотря на то, что болезнь препятствует процессу обучения, настоятельно рекомендуется приучить больного использовать дневник и не сокращать привычный объём задач. Близкие люди должны помогать ему следовать рекомендациям врача, правильно принимать таблетки и выполнять действия, связанные с лечением. Для пациента может быть очень тяжело принять свой диагноз. Поэтому ему очень важна эмоциональная поддержка близких, чтобы ситуация не воспринималась так болезненно. Если обнаруживаются симптомы депрессии, необходимо как можно скорее проинформировать врача или психолога.
В заключение:- Забывчивость еще не означает наличие проблем с памятью.
- Необходимо уметь различить признаки Лёгкого Когнитивного Расстройства и деменции, например, при болезни Альцгеймера, чтобы обнаружить их как можно скорее и обратиться за помощью к специалисту. Тем не менее, не все проблемы с памятью связаны с этими расстройствами, однако также требуют медицинской помощи.
- Влияние Лёгкого Когнитивного Расстройства и деменции могут быть снижены за счет правильного питания, физических упражнений, адекватного отдыха, социализации и когнитивной стимуляции.
Части мозга: анатомия, строение и функции
Мозг получает информацию от сенсорных рецепторов и посылает сообщения мышцам и железам. Это центр всего сознания, и он разделен на разные доли с разными функциями. Он содержит головной мозг, около 85% от общей массы.
Мозг контролирует все функции тела, интерпретирует информацию из внешнего мира и определяет, кто мы как личности и как мы воспринимаем мир.
Мозг получает информацию через органы чувств: зрение, осязание, вкус, обоняние и слух. Эта информация обрабатывается в мозгу, что позволяет нам придавать смысл входным данным, которые он получает.
Головной мозг является частью центральной нервной системы (ЦНС) наряду со спинным мозгом. Существует также периферическая нервная система (ПНС), состоящая из 31 пары спинномозговых нервов, отходящих от спинного мозга, и черепно-мозговых нервов, отходящих от головного мозга.
В этой статье
Части головного мозга
Головной мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рис. 1).
Рис. 1. Головной мозг состоит из трех основных частей: большого мозга, мозжечка и ствола мозга.
Головной мозг
Головной мозг — самая крупная и наиболее узнаваемая часть головного мозга. Он состоит из серого вещества (кора головного мозга) и белого вещества в центре. Головной мозг разделен на два полушария, левое и правое, и содержит доли головного мозга (лобные, височные, теменные и затылочные доли).
Головной мозг выполняет высшие функциональные роли, такие как мышление, обучение, память, язык, эмоции, движение и восприятие.
Мозжечок
Мозжечок расположен под головным мозгом и отвечает за мониторинг и регулирование моторного поведения, особенно автоматических движений. Эта структура также важна для регулирования осанки и баланса, и недавно было предложено использовать ее для обучения и внимания.
Хотя на мозжечок приходится лишь примерно 10% от общей массы мозга, считается, что в этой области содержится больше нейронов (нервных клеток), чем во всем остальном мозге вместе взятом.
Ствол мозга
Ствол мозга расположен в основании головного мозга. Эта область соединяет головной мозг и мозжечок со спинным мозгом, выступая в качестве ретрансляционной станции для этих областей.
Ствол мозга регулирует такие автоматические функции, как циклы сна, дыхание, температура тела, пищеварение, кашель и чихание.
Правое полушарие против. Левый мозг
Головной мозг делится на две половины: правое и левое полушария (рис. 2). Левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое полушарие — левой половиной.
Два полушария связаны толстой полосой нервных волокон, известной как мозолистое тело, состоящей примерно из 200 миллионов аксонов.
Мозолистое тело позволяет двум полушариям общаться и позволяет передавать информацию, обрабатываемую на одном полушарии мозга, на другое.
Рис. 2. Головной мозг делится на левое и правое полушария. Две стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.
Латерализация полушарий — это идея о том, что каждое полушарие отвечает за разные функции. Каждая из этих функций локализована либо справа, либо слева.
Левое полушарие связано с языковыми функциями, такими как формулирование грамматики и словарного запаса, и содержит различные языковые центры (зоны Брока и Вернике).
Правое полушарие связано с более зрительно-пространственными функциями, такими как визуализация, восприятие глубины и пространственная навигация. Эти левые и правые функции имеют место у большинства людей, особенно у правшей.
Доли головного мозга
Каждое полушарие головного мозга можно разделить на четыре доли, каждая из которых связана с различными функциями.
Четыре доли головного мозга — это лобная, теменная, височная и затылочная доли (рис. 3).
Рис. 3. Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.
Лобные доли
Лобные доли расположены в передней части мозга, за лбом (рис. 4).
Их основные функции связаны с высшими когнитивными функциями, включая решение проблем, принятие решений, внимание, интеллект и произвольное поведение.
Лобные доли содержат моторную кору, отвечающую за планирование и координацию движений.
Он также содержит префронтальную кору, которая отвечает за инициацию когнитивных функций более высокого уровня, и зону Брока, которая необходима для речи.
Рисунок 4. Структура лобной доли.
Височные доли
Височные доли расположены по обеим сторонам мозга, около висков головы, отсюда и название височные доли (рис. 5).
Основные функции этих долей включают понимание, речь, приобретение памяти, распознавание лиц, распознавание объектов, восприятие и обработку слуховой информации.
Височная доля есть как в левом, так и в правом полушарии. Левая височная доля, которая у людей обычно самая доминирующая, связана с языком, обучением, запоминанием, формированием слов и запоминанием вербальной информации.
Левая доля также содержит жизненно важный языковой центр, известный как зона Вернике, которая необходима для развития речи. Правая височная доля обычно связана с изучением и запоминанием невербальной информации и определением мимики.
Рис. 5. Структура височной доли.
Теменные доли
Теменная доля расположена в верхней части головного мозга, между лобной и затылочной долями и над височными долями (рис. 6).
Теменная доля необходима для интеграции информации от органов чувств, что позволяет нам создавать целостную картину окружающего мира.
Эти доли позволяют нам воспринимать наши тела с помощью соматосенсорной информации (например, через прикосновение, давление и температуру). Это также может помочь в зрительно-пространственной обработке, чтении и представлении чисел (математика).
Теменные доли также содержат соматосенсорную кору, которая получает и обрабатывает сенсорную информацию, интегрируя ее в репрезентативную карту тела.
Это означает, что он может определить точную область тела, где ощущается ощущение, а также способен воспринимать вес предметов, форму и текстуру.
Рис. 6. Структура теменной доли.
Затылочные доли
Затылочные доли расположены в задней части мозга позади височной и теменной долей и ниже затылочной кости черепа (рис. 7).
Затылочные доли получают сенсорную информацию от сетчатки глаза, которая затем кодируется в различные визуальные данные. Некоторые из функций затылочных долей включают способность оценивать размер, глубину и расстояние, определять информацию о цвете, распознавать объекты и лица и отображать визуальный мир.
Затылочные доли также содержат первичную зрительную кору, которая получает сенсорную информацию от сетчатки и передает эту информацию, касающуюся местоположения, пространственных данных, движения и цветов объектов в поле зрения.
Рис. 7. Структура затылочной доли.
Кора головного мозга
Поверхность головного мозга называется корой головного мозга и имеет морщинистый вид, состоящий из выпуклостей, также известных как извилины, и глубоких борозд, известных как борозды (рис. 8).
Извилины (множественное число: извилины) — это название, данное бугоркам и гребням на коре головного мозга (самом внешнем слое мозга). Борозда (множественное число: борозды) — это другое название борозды в коре головного мозга.
Рис. 8. Кора содержит нейроны (серое вещество), связанные с другими областями мозга аксонами (белое вещество). Кора имеет складчатый вид. Складка называется извилиной, а впадина между ними — бороздой.
Кора головного мозга в основном состоит из серого вещества (нервной ткани, состоящей из нейронов), и здесь находится от 14 до 16 миллиардов нейронов.
Многочисленные складки и морщины коры головного мозга обеспечивают большую площадь поверхности для размещения большего числа нейронов, что позволяет обрабатывать большие объемы информации.
Глубинные структуры
Миндалевидное тело
Миндалевидное тело представляет собой структуру глубоко в мозгу, которая участвует в обработке эмоций и обучении страху. Миндалевидное тело является частью лимбической системы, нейронной сети, которая опосредует эмоции и память (рис. 9).
Эта структура также связывает эмоциональное значение с воспоминаниями, обрабатывает вознаграждения и помогает нам принимать решения. Эта структура также связана с реакцией «бей или беги».
Рисунок 9. Миндалевидное тело в лимбической системе играет ключевую роль в том, как животные оценивают и реагируют на угрозы и вызовы окружающей среды, оценивая эмоциональную важность сенсорной информации и вызывая соответствующую реакцию.
Таламус и гипоталамус
Таламус передает информацию между корой головного мозга, стволом мозга и другими структурами коры (рис. 10).
Благодаря своей интерактивной роли в передаче сенсорной и моторной информации таламус участвует во многих процессах, включая внимание, восприятие, синхронизацию и движение. Гипоталамус модулирует ряд поведенческих и физиологических функций.
Контролирует вегетативные функции, такие как голод, жажда, температура тела и сексуальная активность. Для этого гипоталамус объединяет информацию из разных частей мозга и реагирует на различные раздражители, такие как свет, запах и стресс.
Рис. 10. Таламус часто называют ретрансляционной станцией мозга, так как большая часть информации, которая достигает коры головного мозга, сначала останавливается в таламусе, прежде чем отправиться к месту назначения.
Гиппокамп
Гиппокамп представляет собой изогнутую структуру в лимбической системе, связанную с обучением и памятью (рис. 11).
Эта структура наиболее тесно связана с формированием воспоминаний, является системой раннего хранения новых долговременных воспоминаний и играет роль в переходе этих долговременных воспоминаний к более постоянным воспоминаниям.
Рисунок 11. Расположение гиппокампа в головном мозге
Базальные ганглии
Базальные ганглии представляют собой группу структур, которые регулируют координацию мелкой моторики, равновесия и осанки.
Эти структуры связаны с другими двигательными областями и связывают таламус с моторной корой. Базальные ганглии также участвуют в когнитивном и эмоциональном поведении, а также играют роль в вознаграждении и зависимости. 9
Желудочки и спинномозговая жидкость Они заполнены субстанцией, называемой спинномозговой жидкостью, которая представляет собой прозрачную и бесцветную жидкость.
Желудочки производят спинномозговую жидкость и транспортируют, а также удаляют эту жидкость. У желудочков нет уникальной функции, но они обеспечивают амортизацию мозга и полезны для определения местоположения других структур мозга.
Спинномозговая жидкость циркулирует в головном и спинном мозге и выполняет функцию амортизации головного мозга внутри черепа. Если происходит повреждение черепа, спинномозговая жидкость действует как амортизатор, помогая защитить мозг от травм.
Наряду с амортизацией спинномозговая жидкость обеспечивает циркуляцию питательных веществ и химических веществ, отфильтрованных из крови, и удаление отходов из мозга. Цереброспинальная жидкость постоянно поглощается и пополняется желудочками.
Если имел место разрыв или закупорка, это может привести к скоплению спинномозговой жидкости и увеличению желудочков.
Нейроны
Нейроны представляют собой нервные клетки центральной нервной системы, передающие информацию посредством электрохимических сигналов по всему телу. Нейроны содержат сому, тело клетки, от которого отходит аксон.
Аксоны — это нервные волокна, представляющие собой самую длинную часть нейрона, которые проводят электрические импульсы от сомы.
На конце нейрона находятся дендриты, представляющие собой ветвящиеся структуры, которые отправляют и получают информацию от других нейронов.
Миелиновая оболочка, жировой изолирующий слой, формируется вокруг аксона, позволяя нервным импульсам быстро проходить вниз по аксону.
Существуют разные типы нейронов. Сенсорные нейроны передают сенсорную информацию, моторные нейроны передают моторную информацию, а релейные нейроны позволяют сенсорным и моторным нейронам общаться.
Связь между нейронами называется синапсами. Нейроны общаются друг с другом через синаптические щели, которые представляют собой промежутки между окончаниями нейронов.
Во время синаптической передачи химические вещества, такие как нейротрансмиттеры, высвобождаются из окончаний предыдущего нейрона (также известного как пресинаптический нейрон).
Эти химические вещества попадают в синаптическую щель, чтобы затем транспортироваться к рецепторам следующего нейрона (также известного как постсинаптический нейрон).
После перемещения к следующему нейрону химические мессенджеры продолжают путешествовать по нейронам, влияя на многие функции, такие как поведение и движения.
Глиальные клетки
Глиальные клетки — это клетки центральной нервной системы, не относящиеся к нейронам, которые обеспечивают питание, поддержку и защиту нейронов.
Астроциты
Это звездообразные клетки, функционирующие для поддержания среды для передачи нейронных сигналов путем контроля уровня нейротрансмиттеров, окружающих синапсы.
Они также работают над очисткой того, что осталось после синаптической передачи, либо перерабатывая любые оставшиеся нейротрансмиттеры, либо убирая после смерти нейрона.
Олигодендроциты
Эти типы глии имеют вид шаров с шипами вокруг них. Они функционируют, оборачиваясь вокруг аксонов нейронов, образуя защитный слой, называемый миелиновой оболочкой.
Это вещество, богатое жиром, обеспечивает изоляцию нейронов, способствуя передаче нейронных сигналов.
Микроглиальные
Клетки микроглии имеют овальные тела и множество ответвлений, отходящих от них. Основная функция этих клеток заключается в реагировании на травмы или заболевания центральной нервной системы.
Они реагируют на удаление любых мертвых клеток или любых вредных токсинов или патогенов, которые могут присутствовать, поэтому они важны для здоровья мозга.
Эпендимальные клетки
Эти клетки имеют форму столбиков и обычно выстраиваются вместе, образуя мембрану, называемую эпендимой. Эпендима представляет собой тонкую мембрану, выстилающую спинной мозг и желудочки головного мозга.
В желудочках эти клетки имеют небольшие волосовидные структуры, называемые ресничками, которые способствуют оттоку спинномозговой жидкости.
Черепные нервы
Мнемоника ордена черепных нервов:Существует 12 типов черепных нервов, которые напрямую связаны с головным мозгом, минуя спинной мозг. Они позволяют сенсорной информации передаваться от органов лица к мозгу:
S ome S ay M
- Череп I: Сенсорный
- Череп II: Сенсорный
- Череп III: Мотор
- Череп IV: Мотор
- Черепная V: оба (сенсорные и двигательные)
- Череп VI: Мотор
- Череп VII: оба (сенсорные и двигательные)
- Черепной VIII: Сенсорный
- Черепной отдел IX: оба (сенсорные и моторные)
- Череп X: оба (сенсорные и моторные)
- Череп XI: Мотор
- Череп XII: Мотор (2001). Неврология 2-е издание . Сандерленд (Массачусетс) Синауэр Ассошиэйтс. Виды движений глаз и их функции.
Mayfield Brain and Spine (без даты). Анатомия мозга. Получено 28 июля 2021 г. с: https://mayfieldclinic.com/pe-anatbrain.htm
Robertson, S. (23 августа 2018 г.). Что такое серое вещество? Новости медицинских наук о жизни. https://www.news-medical.net/health/What-is-Grey-Matter.aspx
Гай-Эванс, О. (13 апреля 2021 г.). Височная доля: определение, функции и расположение. Просто психология. simplepsychology.org/temporal-lobe.html
Гай-Эванс, О. (15 апреля 2021 г.). Теменная доля: определение, функции и расположение. Просто психология. simplepsychology.org/parietal-lobe.html
Гай-Эванс, О. (2021, 19 апреля). Затылочная доля: определение, функции и расположение. Просто психология. simplepsychology.org/occipital-lobe.html
Гай-Эванс, О. (2021, 08 мая). Функция лобной доли, расположение в мозгу, повреждение и т. д. Просто психология.
Гай-Эванс, О. (9 июня 2021 г.). Извилины и борозды головного мозга. Просто психология. Simplypsychology.org/gyri-and-sulci-of-the-brain.html
Полное руководство по мозгу для AP® Psychology
Мозг — чрезвычайно сложный и запутанный орган, и, безусловно, самый сложный для понимания орган человеческого тела. К сожалению для всех, кто сдает AP® Psychology, это также то, что вы должны понимать для экзамена AP® Psychology. К счастью, вы наткнулись на это исчерпывающее руководство по изучению мозга для AP® Psychology, которое мы подготовили для вас. В этом обзоре ускоренного курса AP® Psychology мы представим краткое изложение анатомии и функций основных областей мозга.
Мозг делится на три основные части: передний мозг , средний мозг и задний мозг.
Источник изображения: Викисклад Гипоталамус, миндалевидное тело и гиппокамп составляют то, что мы называем лимбической системой вашего мозга.Таламус
Таламус расположен между корой больших полушарий и средним мозгом. Он состоит из ядер, которые получают различные сенсорные и моторные сигналы. Затем таламус передает эти сигналы в различные области коры головного мозга. Таламус также регулирует сознание, сон и бодрствование, прием пищи, удовлетворение и бдительность.
Лимбическая система
Лимбическая система представляет собой группу структур мозга, которые регулируют основные эмоции, такие как страх и ярость, и такие побуждения, как голод и секс. Структуры мозга, составляющие лимбическую систему, несколько противоречивы; однако, по общему мнению, лимбическая система содержит эти три основные структуры: гиппокамп, миндалевидное тело и гипоталамус.
Гиппокамп: Гиппокамп жизненно важен для формирования долговременной памяти, особенно декларативных воспоминаний или воспоминаний, которые могут быть преднамеренно вызваны как факты и события. Потеря функции гиппокампа приводит к неспособности формировать новые воспоминания.
Гипоталамус: Подобно таламусу, гипоталамус состоит из нескольких ядер с множеством различных функций. Гипоталамус регулирует вегетативную нервную систему, вырабатывая и высвобождая гормоны. Благодаря своему влиянию на эндокринную систему он может регулировать циклы сна и бодрствования, дыхание и другие вегетативные реакции.
Миндалевидное тело: Миндалевидное тело является центром эмоций и побуждений. Миндалевидное тело отвечает за реакцию на страх и обучение в пугающих ситуациях. Миндалевидное тело также участвует в регуляции консолидации памяти или в процессе превращения воспоминаний в долговременную память. Миндалевидное тело также связано с сексуальным и агрессивным поведением и тревогой.
Средний мозг
Средний мозг состоит из нескольких более мелких структур. Он поддерживает несколько функций, включая зрение, слух, управление моторикой (особенно движением глаз), сон и бодрствование, бдительность и регулирование температуры. Для AP® Psychology , очень важно, чтобы вы понимали функции, которые я только что перечислил, и были знакомы с ретикулярной формацией . Эта структура контролирует общее возбуждение нашего тела и нашу способность сосредотачиваться, и это набор клеток, разбросанных по всему среднему мозгу.
Задний мозг
Задний мозг — самая примитивная часть мозга. Он регулирует все наши самые жизненные процессы с помощью трех структур: продолговатого мозга, моста, и мозжечок.
Продолговатый мозг управляет автоматическими (непроизвольными) функциями организма, такими как дыхание, частота сердечных сокращений и артериальное давление.
мост является частью ствола головного мозга. Он регулирует несколько функций, включая слух, равновесие, вкус, мимические ощущения и движения.
Мозжечок играет роль в управлении моторикой и движением, включая баланс, тонкое движение и равновесие. Он также играет роль в когнитивных функциях, таких как внимание и речь.
Головной мозг и кора головного мозга
Головной мозг — самая большая часть головного мозга. Он состоит из двух полушарий головного мозга (левого и правого полушарий), которые разделены большой бороздой, называемой медиальной продольной щелью. Полушария являются зеркальным отражением друг друга, за некоторыми исключениями (зона Брока, зона Вернике), о которых мы упомянем позже. Полушария могут обмениваться информацией друг с другом через толстый пучок нервов, проходящий между ними, называемый мозолистым телом.
Каждое полушарие состоит из коры головного мозга , или внешнего слоя ткани полушарий , и более мелких подкорковых структур. Эти подкорковые структуры включают гиппокамп , базальные ганглии и обонятельные луковицы .
Базиликовые ганглии представляют собой группу ядер, функционирующих как единое целое. Он играет роль в целенаправленном контроле произвольных движений (например, взятие фрукта рукой) и рутинного поведения. обонятельные луковицы — это структуры, участвующие в нашем обонянии.
кора головного мозга — это то, что вы представляете, когда думаете о том, как выглядит мозг; именно морщинистая поверхность мозга представляет собой слой нейронов. По мере того, как мы растем и учимся, нейроны в коре головного мозга растут и соединяются с другими нейронами. Кора головного мозга состоит из четырех долей: теменной, затылочной, височной, и лобной.
Доли мозга
Схема, показывающая доли головного мозга. Источник изображения: Wikimedia CommonsТеменная доля расположена в верхней части мозга, между лобной и затылочной долями. Он состоит из соматосенсорной коры и отвечает за интеграцию сенсорной информации от разных частей тела, особенно визуальной информации, связанной с навигацией и пространственной ориентацией.
соматосенсорная кора расположена сразу за первичной моторной корой. Эта кора представляет собой систему нервов, которые реагируют на раздражители или изменения в различных областях тела. Подобно моторной коре, разные области коры реагируют на раздражители разных частей тела. Чем больше часть тела на изображении выше, тем более чувствительной является эта часть тела.
затылочная доля расположена в задней части коры головного мозга. В нем находится первичная зрительная кора и центральная область визуальной обработки, зрительного восприятия и распознавания цветов.
Височная доля расположена под латеральной бороздой полушария головного мозга. Его основной функцией является обработка слухового сенсорного ввода и расположение первичной слуховой коры и зоны Вернике . Однако он также играет роль в интерпретации значения визуальных стимулов и распознавания объектов.
Первичная слуховая кора расположена только в левой височной доле и важна для понимания семантики речи и зрения.
Зона Вернике расположена в задней части височной доли рядом с затылочной долей левого полушария головного мозга и участвует в понимании письменной и устной речи. Повреждение этой области приводит к тому, что человек может говорить, используя правильную грамматику, синтаксис и интонацию, но слова, которые он использует, не будут иметь никакого смысла.
Зона Брока и зона Вернике
Лобная доля расположена в передней части головного мозга и является домом для многих важных мозговых структур, включая первичную моторную кору , префронтальную кору, и зону Брока.
Первичная моторная кора регулирует произвольные движения, такие как ходьба. Разные области коры контролируют разные участки тела.
Префронтальная кора расположена в самой передней части лобной доли и контролирует исполнительные функции или набор способностей, необходимых для управления когнитивным поведением. Эти виды поведения включают внимание, торможение, рабочую память, решение проблем и планирование.
Зона Брока расположена в левом полушарии в лобной доле. Эта область отвечает за производство речи и понимание языка. Повреждение этой области может привести к афазии Брока. Это состояние, при котором вы знаете, что хотите сказать, но когда вы это говорите, это не имеет смысла.
Четыре доли и структуры
Доли головного мозга, основные борозды и границы. Источник изображения: Wikimedia CommonsКак соединяются части нашего мозга?
Важно понимать, как различные отделы мозга взаимодействуют друг с другом. Информация передается от одной области мозга к другой через клетки мозга, называемые нейронами. Нейроны состоят из трех основных частей: дендритов , тела клетки и аксона .
Нейрон
Дендриты: Дендриты представляют собой короткие разветвленные отростки клетки, получающие электрохимическую стимуляцию от нейронов. Эта электрохимическая стимуляция вызывает изменение электрического потенциала на мембране клетки. Если изменение мембранного потенциала достигает определенного порога, это вызывает быстрое и резкое изменение потенциала, называемое потенциал действия. Потенциал действия вызывает распространение электрической активности через тело клетки и вниз по аксону клетки.
Аксон: Аксон нейрона представляет собой длинный отросток на конце клетки напротив дендритов. В некоторых случаях аксон изолирован миелиновыми оболочками. Они позволяют потенциалам действия проходить по аксону быстрее, потому что это происходит только в промежутках между миелиновыми оболочками, а не во всем аксоне. На конце аксона находятся терминали аксона. Это ответвления на конце аксона, передающие сигналы другим клеткам. Когда потенциал действия достигает окончаний аксона, он стимулирует высвобождение химических мессенджеров, называемых нейротрансмиттерами, в другую клетку. Соединение между окончанием аксона и дендритом принимающей клетки называется синапс.
Как правило, нейротрансмиттер возбуждает принимающую клетку, вызывая формирование потенциала действия, и таким образом распространяет сигнал на следующую клетку. Однако некоторые нейротрансмиттеры могут тормозить, предотвращая формирование потенциала действия и тем самым прекращая распространение сигнала.
Нейротрансмиттеры
Некоторые из основных нейротрансмиттеров в головном мозге, о которых вы должны знать для экзамена AP® Psychology , перечислены ниже:
Ацетилхолин : Этот нейротрансмиттер обычно высвобождается моторными нейронами или нейронами, активирующими мышцы. Он также высвобождается внутри мозга как нейромодулятор. Это химическое вещество, которое изменяет способ обработки информации мозговыми структурами. Он играет важную роль в возбуждении, внимании и мотивации. Он также используется вегетативной нервной системой как для симпатических (реакция борьбы или бегства), так и для парасимпатических (отдых и переваривание) реакций.
Дофамин : Дофамин вырабатывается дофаминергическими нейронами в среднем мозге и гипоталамусе. Дофамин обычно используется центрами вознаграждения и удовольствия мозга. Его высвобождение побуждает вас искать приятную деятельность, будь то еда, секс или наркотики. Он также участвует в регулировании движения.
Норадреналин : Этот нейротрансмиттер является основным нейромедиатором, используемым симпатической нервной системой. Он используется для активации любого органа, на который он высвобождается, чтобы перевести его в активное состояние «сражайся или беги».
Серотонин: В головном мозге серотонин в основном высвобождается в стволе мозга. Серотонин снижает аппетит, что связано с уменьшением агрессии и стабилизацией настроения.
ГАМК: Также известная как гамма-аминомасляная кислота (γ-аминомасляная кислота, ГАМК действует как тормозной передатчик и, таким образом, предотвращает стимуляцию клетки, на которую проецируется ГАМКергический нейрон.
Эндорфины: Эндорфины — эндогенные опиоиды. Они функционируют путем ингибирования высвобождения ГАМК, что приводит к увеличению дофамина в мозге.Поскольку дофамин связан с удовольствием, чувство удовольствия обычно следует за высвобождением эндорфинов.Рецепторы для этих нейротрансмиттеров в значительной степени сосредоточены в нейроцепи боли.
Другие клетки мозга
Хотя нейроны играют решающую роль в мозге, это было бы невозможно без других клеток мозга, называемых глией или глиальными клетками. Глиальные клетки — это клетки, которые поддерживают нейроны разными способами. Существует три типа глиальных клеток: астроциты, олигодендроциты и микроглия.
Астроциты представляют собой звездообразные клетки, которые выполняют несколько вспомогательных функций для нейронов и других клеток головного мозга. Например, астроциты поддерживают эндотелиальные клетки, составляющие гематоэнцефалический барьер, участвуют в процессах репарации и рубцевания после повреждения ЦНС и действуют как направляющие для мигрирующих нейронов во время развития мозга. Олигодендроциты обволакивают миелиновой оболочкой аксоны нейронов головного мозга. Микроглия – макрофаги ЦНС. Они являются основной формой иммунной защиты в головном мозге и поддерживают мозговую среду.
Мозг и экзамен по психологии AP®
Мозг является основой всего курса, поэтому вы должны ожидать, что вам будут предложены вопросы с несколькими вариантами ответов по различным аспектам и структурам мозга.
Вот пример вопроса от AP® Central, который будет похож на то, что вы могли увидеть на экзамене AP® Psychology :
Повреждение мозжечка, скорее всего, приведет к какой из следующих проблем?
а) Афазия
б) Повышенная агрессивность
в) Потеря зрения
г) Потеря координации движений
д) Изменение личности»
Мозжечок (расположен в заднем мозге), играет роль в вашем моторном контроле и движении, что делает ответ Д . Вопросы с несколькими вариантами ответов о мозге на экзамене, скорее всего, будут похожи на этот; экзамен проверяет, насколько хорошо вы можете понять и связать структуры мозга с их функциями.
Вполне вероятно, что некоторые аспекты мозга и его структур также могут быть затронуты в вопросах с бесплатным ответом. Существует достаточно информации, чтобы знать о мозге, что он сам по себе может быть целым FRQ, но за последние семь лет студентов просили использовать или связать структуру мозга в пяти различных FRQ. В 2009 студентов попросили связать несколько факторов, включая мозжечок и ретикулярную формацию, с кем-то, кто проходит курс обучения вождению. В 2010 на экзамене был вопрос, где учащиеся должны были объяснить поведение и восприятие участников акции протеста с помощью списка понятий, одним из которых была затылочная доля. В 2011 один из FRQ спросил, как область Брока связана с успехом и успеваемостью того, кто изучает иностранный язык. В 2012 , первый FRQ попросил студентов описать, как префронтальная кора (среди других понятий) связана с принятием студентом решения о поступлении в колледж. И снова в 2015 на экзамене AP® Psychology был FRQ, который хотел узнать, как префронтальная кора может относиться к паре, покупающей новый дом.
Обзор
Что делает различные области мозга такими сложными для отслеживания, так это то, что все они каким-то образом связаны; это отлично подходит для нашей способности думать и учиться, но не так хорошо, когда вы пытаетесь вспомнить, находится ли одна структура в лобной доле, в переднем мозге или в обоих. Тем не менее, для успешной сдачи экзамена будет лучше всего иметь общее представление о различных отделах мозга и, более конкретно, о функциях различных структур, рассмотренных в этом разделе.0333 Полное руководство по мозгу.
Во-первых, помните, что мозг разделен на три разных отдела: передний мозг , средний мозг, и задний мозг.
Структуры переднего мозга включают таламус, гипоталамус, миндалевидное тело и гиппокамп. Последние три являются частью лимбической системы , которая обычно регулирует основные эмоции, такие как страх и ярость. Средний мозг обычно поддерживает несколько функций, таких как зрение, слух и управление моторикой; единственная важная структура в среднем мозге, которую вам нужно знать, — это ретикулярная формация . Важными структурами заднего мозга , которые вам необходимо знать, являются продолговатый мозг, мост и мозжечок.
Далее, помните, что мозг большой мозг и кора головного мозга разделены на два полушария (левое и правое) с четырьмя разными долями: лобной, теменной, затылочной, и височной. В лобной доле находится первичная моторная кора, зона Брока и, что наиболее важно, префронтальная кора (которая контролирует исполнительные функции).
В-третьих, важно понимать, как связаны области нашего мозга. Информация от различных структур передается через наши нейроны, состоящие из дендритов, тела клетки и аксона. После всей этой информации, если вы можете, вы должны попытаться понять основную функцию различных нейротрансмиттеров, перечисленных выше, а также различных типов клеток в мозге.
Я знаю, что это может показаться большим количеством информации. Сделайте глубокий вдох; все будет хорошо. Причина, по которой так много нужно знать, заключается в том, что понимание мозга жизненно важно для понимания психологии как предмета, а не только для Экзамен AP® Psychology . Разделы о биологическом аспекте психологии (включая мозг) составляют 8-10% всего экзамена, что является одним из немногих самых высоких процентов, которые будут показаны.