Структура направленности личности: Структура личности. Активность, устойчивость, направленность личности. — Разработки уроков, занятий и т.п. — Психологу

Содержание

Ответы по «психологии личности»


Скачать 304 Kb.

страница1/35
Дата27.07.2021
Размер304 Kb.
#167502
ТипКурс лекций

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   35

Связанные:
Психология личности
Психология личности

    Навигация по данной странице:
  • Курс лекций по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» для студентов направления «Психология» Магас 2019
  • Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева М.М.
  • СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности……………………………………..…4
  • Тема 3. Структура личности.
    Основные психологические подсистемы в структуре личности……………………………………10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рф
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

М.Х. Дзейтова

Курс лекций по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

для студентов направления «Психология»

Магас 2019

Печатается по решению Учебно-методического совета Ингушского государственного университета (протокол №____от____________201__г.)

Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна

Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева М.М.

Краткая аннотация: Настоящее учебное пособие по дисциплине «Психология личности» подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (направления: 37.03.01 – «Психология»), и предназначен для студентов ускоренной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности……………………………………..…4
Тема 2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности»………………………9
Тема 3. Структура личности. Основные психологические подсистемы в структуре личности……………………………………10

Скачать 304 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   35


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

Понятие направленности личности — Med24info.

com

В отечественной психологии существует ряд теоретических подходов к пониманию личности, ее структуры и процесса формирования. Личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (Леонтьев А. Н., 1977) и общения (Ломов Б. Ф., 1984), изучением установок (Узнадзе Д. Н., 1961), как система отношений (Мясищев В. Н., 1960). Но несмотря на различное понимание структуры личности, общим во всех перечисленных концепциях является признание направленности как ее ведущей характеристики.

Направленность личности в одних концепциях рассматривается как «динамическая тенденция» (Рубинштейн С. Л., 1946), в других — как «динамическая организация сущностных сил человека» (Ломов Б. Ф., 1984), «доминирующее отношение» (Мясищев В. Н., 1960), «основная жизненная направленность» (Ананьев Б. Г., 1980), как смыслообразующий мотив (Леонтьев А. Н., 1977).

Большое значение направленности в структуре личности придавал С. Л. Рубинштейн, рассматривая ее как систему динамических тенденций, «которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» (Рубинштейн С. Л., 2004, с. 519). Направленность, по Рубинштейну, соотнесена с установками. «Не будучи сама непосредственно движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе все же направленность» (Там же, с. 521). Динамические тенденции заключаются также в потребностях, интересах и идеалах.

В. Н. Мясищев рассматривал направленность в качестве одной из сторон личности наряду с уровнем развития, структурой и динамикой (Мясищев В. Н., 1960). Таким образом, по замечанию Б. Г. Ананьева, «в структуру личности В. Н. Мясищевым включается характеристика функционального развития человека» (Ананьев Б. Г., 1980, с. 37). Вышеперечисленные стороны личности составляют, по В. Н. Мясищеву, систему отношений. Направленность личности рассматривается им как «доминирующее отношение, подчиняющее себе другие и определяющее жизненный путь человека» (Мясищев В. Н., 1960, с. 415). Направленность характеризует главное в содержании личности. Она определяется соответственно положительному или отрицательному отношению личности к различным сторонам действительности.

В понятие направленности включаются «обусловленные всей общественной практикой отношения личности, то есть ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» (Там же, с. 416).

Вторым существенным моментом в характеристике личности В. Н. Мясищев считает уровень личности, «выражающий определенное функциональное и прежде всего интеллектуальное развитие личности» (Там же, с. 35). В него* входят: опыт личности, объем ее общественных связей, сложность взаимоотношений с действительностью, широта и глубина, с которой сознается и перерабатывается человеком действительность. Все эти характеристики изменяются в процессе общественного развития личности и относительно не зависят от направленности.

Личность можно считать цельной, если доминирующее отношение охватывает все ее стороны. В. Н. Мясищев указывает, что некоторые авторы различают гармоничность, согласованность частей личности и цельность как подчиненность всех свойств одному. Противоположность представляют дисгармоничность, внутренняя противоречивость и неуравновешенность.

Третьим существенным моментом личности, по В. Н. Мясищеву, является структурный аспект личности. «Ее структурная характеристика и освещает нам человека со стороны его цельности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций» (Там же, с. 36). Четвертым моментом автор считает динамику темперамента, характеризуемую степенью эмоциональности, возбудимости, силой и темпами реакций.

А. Г. Ковалев рассматривает направленность в качестве первого компонента структуры личности наряду со способами, характером и системой управления, которую обычно обозначают понятием «Я» (Общая психология, 1981). Среди компонентов направленности он выделяет различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Наиболее детально разработана широко известная концепция о динамической, функциональной структуре личности К. К. Платонова. Направленность и отношения личности, которые проявляются как ее моральные черты, входят в социально обусловленную подструктуру личности, формируемую путем воспитания. «Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктура, влечения, желания, интересы, склойности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей» (Платонов К. К., 1986, с. 137).

Говоря о структуре личности, Б. Г. Ананьев и И. М. Палей в своей работе указывали, что определяющим и ведущим началом в этой структуре, доминантными структурными единицами личности являются социальные качества, сформулированные на основе статуса, социальных функций и опыта практической деятельности человека» (Палей И. М., Ананьев Б.

Г., 1969, с. 50).

В своем фундаментальном исследовании «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев пишет: «Статус и социальные функции — роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития» (Ананьев Б. Г., 1968, с. 157).

Интересны для нашего исследования некоторые аспекты понимания направленности личности JI. И. Божович — как ведущих, или доминирующих, мотивов, подчиняющих все остальные. «Структура мотивационной сферы человека сложна и многогранна. С этой точки зрения можно говорить о преобладающих мотивах, создающих направленность личности в разных сферах ее жизни и деятельности. Так, например, можно говорить о преобладающих интересах человека в области науки, искусства, профессии или в области взаимоотношений с окружающими людьми» (Божович JI. И., 1968, с. 333).

В нашем исследовании мы опираемся на понимание направленности личности, развитое в трудах Б. Ф. Ломова (1984). В соответствии с его теоретическими разработками направленность выступает как «системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад». По Б. Ф. Ломову, вся система характеристик личности выражается в ее направленности: цели, во имя которых действует личность, мотивы, субъективные отношения. «Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, способностей, одаренности, характера, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т. д.» (Ломов Б. Ф., 1984, с. 311).

Далее автор рассматривает мотивационную сферу личности, ее потребности, жизненные цели и способности. Под мотивационной сферой личности Б. Ф. Ломов понимает всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Эта сфера динамична и меняется в связи со многими жизненными обстоятельствами. Часть мотивов вариативны и эпизодичны, так как связаны с конкретными ситуациями и зависят от них.

Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, они образуют «стержень» всей сферы. В них в первую очередь и проявляется направленность личности. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе. Нередко они оказываются настолько устойчивыми, прочными, что сохраняются в течение весьма длительного времени или даже всей жизни человека.

Мотивационно-потребностная сфера характеризует направленность личности лишь частично, она является ее исходным звеном. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. «Из всей той сложной системы об щественных отношений, в которых находится личность, она выбирает определенные их формы (или стороны), становящиеся по тем или иным причинам личностно-значимыми» (приобретающие «личностный смысл», по Леонтьеву). «Именно в сфере этих отношений и формируются жизненные цели личности» (Там же, с. 323).

Проблема направленности неразрывно связана с проблемой способностей, склонностей, одаренности и таланта. Талант «имманентно» связан с высоким уровнем направленности личности, в ее развитии склонность превращается в страстное служение избранным видам деятельности, в жизненную цель.

Направленность личности, в соответствии со взглядами Б. Ф. Ломова, имеет и другие формы проявления, такие, как субъективные отношения личности, под которыми понимаются ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, интересы, то есть отношения личности к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет.

В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Б. Ф. Ломов выделяет три уровня, или порядка, измерения субъективных отношений. Базовый уровень составляют: модальность, интенсивность, широта и устойчивость. Второй уровень представлен доминантностью, когерентностью, эмоциональностью, степенью обобщенности, принципиальностью и активностью отношений. Основным измерением высшего уровня интеграции субъективных отношений является степень их сознательности. Рассматриваемый перечень измерений субъективных отношений личности важен для настоящего издания выделением доминантности. «В системе всех отношений личности выделяются доминирующие, таковыми становятся отношения, связанные с жизненными целями личности и ее ведущими мотивами» (Там же, с. 333). Именно в доминирующих отношениях, одновременно наиболее интенсивных и устойчивых, проявляется направленность личности. Это может быть отношение к труду, к общности людей, которой принадлежит личность, определенным сферам жизни общества и т. д.

Особую ценность представляет широко известная диспозиционная концепция личности, разработанная В. А. Ядовым (1975, 1979). В качестве системообразующего признака личностной структуры выделяется многообразие отношений индивида к условиям его деятельности, при этом отношения рассматриваются в виде определенной системы или целостности. По мысли автора, диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены. Так как диспозиции закрепляются (фиксируются) в личностной структуре в результате онтогенеза, их также можно рассмотреть в виде иерархии, выделяя первоначально четыре уровня.

В. А. Ядов в статье «О диспозиционной регуляции социального поведения личности» указывает на наличие четырех уровней диспозиционных образований. К низшему уровню относятся элементарные фиксированные установки, соответствующие установке в понимании Д. Н. Узнадзе (1961, 1966). Второй уровень диспозиционной структуры — социальные фиксированные установки — «аттитюд», или «отношение» по В. Н. Мясищеву.

Наиболее важен применительно к цели нашей работы следующий диспози- ционный уровень — общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих в целей.

Однако в своих более поздних работах (1977, \919) В. А. Ядов, основываясь на экспериментальных исследованиях, выполненных на большой выборке инженеров, пришел к выводу о наличии трех уровней диспозиционной иерархии: уровня фиксированной установки, социальной установки и ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности. Направленность интересов личности в ту или иную сферу жизнедеятельности не выделяется им в особый уровень, но представляет собой «ось», организующую иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру. «Баланс направленности интересов, уровень вовлеченности в профессию, а с другой стороны — в семейно-бытовую и досуговую активность определенно детерминирует и структуру ценностных ориентаций, и различные проявления социально-установочных механизмов регуляции их поведения в этих сферах» (Ядов В. А., 1977, с. 168).

Основываясь на теоретических разработках в области структуры личности

В. Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, Б. Ф. Ломова, В. А. Ядова, мы понимаем под направленностью личности доминирующие отношения, проявляющиеся в различных характеристиках личности: в ее мотивах, ценностных ориентациях, жизненных целях, потребностях, вкусах, а также в деятельности и в образе жизни.

Источник: Андреева Т. В., &laquoПсихология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

H

Личностные и социальные структурные последствия ситуационного прайминга ориентации на социальное доминирование Liu, P. Hegarty

  • Психология, социология

  • 2000
  • Авторы проверили три гипотезы теории социального доминирования в четырех культурах: групповое неравенство,…

    Ориентация на социальное доминирование и гендер: сдерживающая роль гендерной идентичности.

    Анализ гендерных различий в уровнях ориентации на социальное доминирование показал, что сила гендерной идентификации смягчает взаимосвязь между полом и SDO, так что усиление групповой идентификации ассоциировалось с увеличением показателей SDO для мужчин и снижением SDO для женщин.

    Порождает ли социальное доминирование предрассудки? Интеграция индивидуальных и контекстуальных детерминант межгруппового познания.

    Имеются данные о причине, следствии и посреднике (SDO) воздействия социального положения на предрассудки, и предлагаются новые перспективы интеграции индивидуальных и контекстуальных детерминант предубеждения.

    Отношение к групповому неравенству: социальное доминирование или социальная идентичность?

    Результаты согласуются с утверждением о том, что отношение к неравенству является групповым и зависит от социально-структурного положения основных групп.

    Ориентация на социальное доминирование: переменная личности, предсказывающая социальные и политические установки.

    • Ф. Пратто, Дж. Сиданиус, Л. М. Сталворт, Б. Малле
    • Психология

    • 1994

    Вводится ориентация на социальное доминирование (SDO), степень предпочтения неравенства среди социальных групп. На основе теории социального доминирования показано, что (а) мужчины более социальны…

    Ориентация на социальное доминирование, антиэгалитаризм и политическая психология пола: расширение и кросс-культурное воспроизведение.

    • Дж. Сиданиус, Шана Левин, Джеймс Х. Лю, Ф. Пратто
    • Психология, социология

    • 2000

    В этом исследовании изучались различия в уровнях антиэгалитаризма и ориентации на социальное доминирование среди различных групп статус, и исследовал степень, в которой эти различия в…

    Двухпроцессная когнитивно-мотивационная теория идеологии и предубеждения

    • Дж. Дакитт
    • Психология

    • 2001

    Ориентация на социальное доминирование, аттенюаторы и усилители иерархии: теория социального доминирования и система уголовного правосудия 1994

    В этом исследовании изучались различия в ориентации на социальное доминирование между представителями различных социальных ролей (полицейские и государственные защитники) и этническими группами, о которых известно, что в целом они различаются…

    Психологические основы идеологии и предрассудков: проверка модели двойного процесса.

    Описана причинно-следственная модель, связывающая двойные измерения личности, социальное мировоззрение, идеологические установки и межгрупповые установки, предполагающая, что двойные мотивационные и когнитивные процессы могут лежать в основе двух различных измерений предубеждений.

    Марш современного фашизма. Сравнение ориентации на социальное доминирование и авторитаризма

    • Б. Дюрье, А. Хиль
    • Психология

    • 2002

    Ориентация на фундаментальные межличностные отношения™ (FIRO®)

    1. Дом
    2. Товары и услуги
    3. ФИРО®

    Повышение производительности на рабочем месте с помощью инструмента FIRO

     

    Опросы по программе «Ориентация на фундаментальные межличностные отношения™» (FIRO ® ) помогают людям понять свои потребности в межличностных отношениях и то, как эти потребности влияют на их стиль общения и поведение. Эти доступные и универсально применимые оценки личности помогли отдельным людям, командам и организациям по всему миру расти и добиваться успеха. В недавнем опросе более 90 процентов клиентов FIRO-B ® улучшили командную работу в своей организации или для своих клиентов.

     

    РЕСУРСЫ

    Образцы отчетов FIRO

    Вебинары

    Практические примеры

    Получите сертификат FIRO

    Применение результатов, основанных на данных, для повышения производительности

    Оценки FIRO можно использовать для восстановления нарушенных отношений и улучшения уже хороших, функциональных отношений, раскрывая потенциал взаимодействия на рабочем месте. Основываясь на теории социальных потребностей, они способствуют изменению поведения, давая представление о рабочих отношениях и требованиях людей. Результаты FIRO предоставляют важные данные о том, как люди склонны вести себя по отношению к другим и как они хотят, чтобы другие вели себя по отношению к ним. Эту информацию можно использовать, например, чтобы помочь людям улучшить свои навыки межличностного общения и решить проблемы и возможные недоразумения с коллегами.

    Как работает оценка FIRO

    Обогащение межличностных отношений

    Оценка FIRO поможет вам: 

    • Улучшение отношений — Выявляя области, в которых люди могут не соответствовать межличностным потребностям клиентов и заинтересованных сторон, оценки FIRO способствуют изменению поведения, которое может помочь людям построить лучшие отношения и производительность.
    • Формирование команды — Знания FIRO ускоряют формирование команды и позволяют членам команды распознавать и преодолевать потенциальные барьеры, которые могут помешать им эффективно работать вместе.
    • Повышение квалификации руководителей и руководителей — Оценки FIRO помогают руководителям и руководителям повысить производительность за счет лучшего удовлетворения потребностей коллег, непосредственных подчиненных и других лиц.
    • Управление конфликтами —Результаты FIRO позволяют людям распознавать, когда способ их самовыражения может противоречить потребностям других, тем самым позволяя им избегать, оценивать и решать межличностные проблемы.
    • Развитие эмоционального интеллекта — Модель FIRO основывается на фундаментальном осознании того, что разные люди имеют разные потребности.
    Выраженный поведениевыраженное поведенияВыраженное поведение – это поведение, которое вы инициируете по отношению к другимВсего ВыраженныйИтого ВыраженныйВаш Всего Выраженный балл показывает, насколько вам нравится проявлять инициативу. Всего РазыскиваетсяВсего WantedYour Общий балл розыска показывает, насколько вы хотите, чтобы другие проявляли инициативу. Разыскивается поведениеWanted поведенияЖелаемое поведение — это поведение, которое вы хотите получить от других. сила вашей потребности в общем межличностном контакте и взаимодействии. Всего ВключениеВсего ВключениеЕсли этот столбец самый высокий, это указывает Инклюзивность — это ваша межличностная потребность, которая наиболее сильно влияет на ваше поведение в отношениях. Всего Контрольный итог ControlЕсли этот столбец самый высокий, это указывает Контроль – это ваша межличностная потребность, которая сильнее всего влияет на ваше поведение в отношениях. ЛюбовьВсего Привязанность Если этот столбец самый высокий, это указывает Привязанность — это ваша межличностная потребность, которая наиболее сильно влияет на ваше поведение в отношениях. ВключениеВыраженное включение — это степень, в которой я прилагаю усилия, чтобы привлечь и вовлечь других в свою деятельность.Разыскивается InclusionWanted Включение — это степень, в которой я хочу, чтобы другие включали и вовлекали меня в свою деятельность. КонтрольВыраженный контроль — это степень, в которой я прилагаю усилия, чтобы контролировать других и влиять на них. Разыскивается Требуемый контроль — это степень, в которой я хочу находиться в среде, обеспечивающей мне структуру и ясность. ПривязанностьВыраженная привязанность — это степень, в которой я прилагаю усилия, чтобы быть теплым и дружелюбным по отношению к другим. Разыскивается Wanted Любовь – это степень, в которой я хочу, чтобы другие прилагали усилия, чтобы относиться ко мне тепло и дружелюбно.

    Пакет FIRO включает оценку FIRO-B и оценку FIRO Business ® . Оба измеряют потребности в межличностных отношениях по трем шкалам, но используют немного разные формулировки: отчеты FIRO-B описывают межличностные потребности во включении, контроле и привязанности, а отчеты FIRO Business описывают межличностные потребности в вовлечении, влиянии и связи для большей связи со старшими. лидерство.

    Получите сертификат FIRO

    Станьте сертифицированным практиком FIRO ® и узнайте, как помочь людям добиться положительных изменений в поведении и построить лучшие отношения.

    Получите сертификат FIRO

    Что говорят наши клиенты

    Наши пациенты зависят от нас в том, что касается высококачественного и заботливого ухода. Для этого мы должны воспитать сильных лидеров. Инструмент FIRO поддерживает наши усилия.

    — Джоан Эванс, директор по обучению, Moses Cone Health System

    Оценка FIRO-B способствует лучшему самосознанию моих клиентов, расширяя их межличностную ориентацию, соответствующую их типу личности и ситуации лидерства.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *