Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника.
( М.В.Матюхина)
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
1-Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2-Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3-Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4-Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5-Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6-Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7-Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8-Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9-Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10-Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11-Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12-Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13-Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14-Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15-На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16-Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17-Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18-Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19-Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20-Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к тесту Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М. В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.
Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.
Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.
Особенности развития учебной мотивации младших школьников
В ФГОС начального общего образования предъявляются требования к результатам освоения основной образовательной программы, в которые входит сформированность мотивации к обучению. В этом направлении в младшем школьном возрасте необходимо вовремя изучить и выявить уровень учебной мотивации для дальнейшего развития мотивационной сферы ребенка. В этом возрасте происходит смена ведущего вида, на смену игры приходит учебная деятельность и в связи с этим очень важно заложить основу желания учиться, развивая учебную мотивацию.
Под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, характеризующейся сложной структурой, одна из форм которой является структура внутренней и внешней мотивации [2].
Учебная мотивация младших школьников имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые выделила А.К. Маркова. К положительным сторонам можно отнести следующее: любознательность, положительное отношение ребенка к школе, широта интересующих явлений. К отрицательным сторонам относится: утомляемость, вызванная заданиями; малоосознанность интересов; ориентировка исключительно на результат [1]. Ориентировка на результат предполагает получение оценок, которые играю важную роль для младших школьников.
Следует отметить, что структура учебной мотивации включает в себя целую систему мотивов, которые так же являются побудителем учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности − все факторы, обуславливающие проявление в учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы, идеалы и др. [3].
Рассматривая учебные мотивы младших школьников, следует отметить их особенности: неустойчивость, неосознанность, слабое их обобщение, имеют ориентировку на результат-знания [3].
Для изучения уровня учебной мотивации младших школьников использовалась методика «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой. Исследование проводилось на базе МОАУ Лицей № 21 г. Кирова. В исследовании приняли участи 2 первых классов, общей сложность 50 младших школьников. Анкета состояла из 10 вопросов. Обработка проводилась путем подсчитывания баллов, сумма которых соответствовала одному из 5 уровней.
- Высокий уровень. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
- Средний уровень. Хорошая мотивация. Учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
- Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
- Низкая школьная мотивация. Учащиеся посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
- Негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучении.
Результаты получились следующими, они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни учебной мотивации младших школьников
Уровень учебной мотивации |
Количество человек |
Проценты (%) |
Высокий |
15 |
30 |
Средний (хорошая) |
16 |
32 |
Положительное отношение (вне учебная) |
17 |
34 |
Низкий |
2 |
4 |
Исходя из таблицы мы видим, что, несмотря на то, что больше половины класса имеют высокий и средний уровень мотивации, треть испытуемых, привлекает внеучебная деятельность. Следует так же отметить, что исходя из процентов каждого уровня, положительное отношение преобладает в группе – 34%.
Таким образом, подводя итог по всему выше изложенному, хочется отметить, что учебная мотивация младших школьников в первую очередь характеризуется: любознательностью, широтой интересующих явлений, ориентировкой на результат. Так же мы провели эксперимент и выявили, что в группе младших школьников преобладает положительное отношение к школе, что говорит о привлекательности внеучебной деятельности.
Повышение мотивации и участия учащихся
Вовлечение студентов
Преподаватели контролируют среду обучения, материалы курса, стратегии обучения, учебные мероприятия и оценки. То, как они разработаны и согласованы, влияет на мотивацию учащихся, что, в свою очередь, влияет на их обучение.
Рекомендации по мотивации учащихся к участию в обучении
Учащиеся более заинтересованы в изучении учебного материала и будут участвовать в занятиях, когда:
- Они видят ценность в материалах курса, результатах обучения и мероприятиях, которые могут быть связаны с их собственной жизнью.
- Цели курса или результаты обучения соответствуют интересам и целям учащихся (академическим, карьерным и социальным).
- Учебная деятельность предоставляет возможности для достижения результатов обучения.
- Оценки справедливы и оценивают то, что они намереваются сделать.
- Учащимся предоставляется выбор.
- Учащиеся воспринимают учебную среду как благоприятную.
- Учащиеся добиваются успеха в занятиях и заданиях курса.
- Учащиеся знают, чего ожидать и что от них ожидается.
Начало работы с повышением мотивации и участия учащихся
- Обеспечьте четкие результаты обучения на курсе и закрепите то, что учащиеся получат от их достижения.
- Создайте позитивную атмосферу в классе, узнав о своих учениках. Используйте ледоколы, чтобы установить контакт со студентами, узнать их имена и узнать, что они надеются получить от курса, а также какую подготовку и базовые знания они имеют.
- Попытка согласовать занятия курса с целями учащихся. Объясните эти связи учащимся.
- Сообщите, как добиться успеха в курсе как по программе, так и неоднократно в течение семестра.
- Дайте учащимся регулярные отзывы об их успехах и помогите им научиться оценивать свою работу и прогресс.
- Обсудите определение участия и включите его в программу. Что значит участвовать в вашем курсе?
- Сообщите учащимся, что от них ожидается. Нужно ли учащимся читать материал перед уроком, чтобы обсудить его? Вы принимаете посещаемость? Если вы включаете занятия в классе, как должны участвовать ученики?
- Сформулируйте основные правила для участия и обсуждения.
- Используйте разнообразие в том, как вы структурируете свой класс или учебную деятельность.
- Проводите активные обучающие мероприятия или вносите изменения каждые 15–20 минут, чтобы привлечь внимание к проблемам и содержанию, которые вы считаете наиболее важными.
- Выделите время до и после каждого занятия, чтобы представить его и определить выводы.
- По возможности указывайте критерии оценки, особенно если вы оцениваете учащихся за участие.
- Предлагайте варианты с заданиями и оценками, когда это возможно. Позвольте учащимся выбирать, как продемонстрировать свои знания, или предоставьте ряд тем, которые учащиеся могут изучить.
- Следите за уровнем уверенности учащихся. Обеспечьте небольшие возможности для успеха на раннем этапе. Будьте конструктивны и ободряйте, предоставляя обратную связь.
учащихся средних школ: недостающий элемент в программе повышения качества общего образования в Эфиопии | Абебе
Эймс, К., и Арчер, Дж. (1988). Цели достижения в классе: Обучение студентов
стратегии И процессы мотивации. Журнал педагогической психологии, 80, 260–267.
Эймс, К. (1992). Классы: цели, структуры и мотивация учащихся. Журнал
Педагогическая психология, 84, 3, 261-271.
Арипаттаманнил, С., Фриман, Дж. Г., и Клингер, Д. А. (2011b). Внутренняя мотивация, внешняя
мотивация и успеваемость среди индийских подростков в Канаде и
Индия. Социальная психология образования.
Бонг, М. (2001). Междоменные и внутридоменные отношения академической мотивации среди
учащихся средних и старших классов: самоэффективность, ценность задачи и цели достижения.
Journal of Educational Psychology, 93, 1, 23-29
Cauley et. аль . (2006). Взаимосвязь между практикой оценивания в классе
и мотивацией и вовлеченностью учащихся: обзор литературы. Metropolitan
Консорциум исследований в области образования, Университет Содружества Вирджинии.
Черч, Массачусетс, Эллиот, А.Дж., и Гейбл, С.Л. (2001). Восприятие окружающей среды в классе,
Цели достижения и результаты достижения. Журнал педагогической психологии, 93,
–54.
Коэн Г. Л., Гарсия Дж., Пурди-Вонс В., Апфель Н. и Бжустоски П. (2009). Рекурсивный
Процессы самоутверждения: вмешательство, чтобы закрыть разрыв в достижениях меньшинства.
www.sciencemag.org
Двек К. и Леггетт Э. Л. (1988). Социально-когнитивный подход к мотивации и
личности. Психологический обзор, 95, 256–273.
Федеральное министерство образования Эфиопии. Повышение качества общего образования
Пакет II (2013 г.). Аддис-Абеба, Эфиопия.
…………. Федеральное министерство образования Эфиопии. Программа развития сектора образования IV
(2010 г.). План действий программы. Аддис-Абеба, Эфиопия.
………….Руководящие принципы программы усовершенствования школ Федерального министерства образования.
Окончательный вариант. Повышение качества образования и успеваемости всех детей
в начальных и средних школах (2010 г.). Аддис-Абеба, Эфиопия.
………….Программа повышения качества общего образования
Федерального министерства образования Эфиопии (2008 г.). Аддис-Абеба, Эфиопия.
…………..Политика Федеративной Демократической Республики Эфиопия (ФДРЭ) в области образования и обучения
(1995). Аддис-Абеба, Эфиопия.
Harackiewicz, JM, Barron, K.E., Pintrich, P.R., Elliot, AJ, & Thrash, TM (2002).
Пересмотр теории целей достижения: Необходимость и освещение. Журнал
Педагогическая психология, 94, 638–645.
Веб-сайт «Описи внутренней мотивации», http://selfdeterminationtheory.org.
Мис, Дж. Л., Андерман, Э. М., и Андерман Л. Х. (2006). «Структура целей в классе,
Мотивация учащихся и академические достижения», Annu. Rev. Psychol., 57, 487-503
Мидгли, К., Мэр, М.Л., Хруда, Л.З., Фриман, К.Е., Гин, М., Каплан, А., Кумар, Р., Миддлтон, М.Дж., Нельсон, Дж., Розер Р. и Урдан Т. (2000). Руководство по паттернам шкал адаптивного обучения. Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет:
Мидгли, К., Каплан, А., и Миддлтон, М. (2001). Цели подхода к эффективности: хорошо для
что, для кого, при каких обстоятельствах и какой ценой? Образовательный журнал
Психология, 1, 93, 77–86.
Пенн, Д. (2002). Мотивационная теория и средняя школа, Университет Западного Мичигана
.