Структура учебной мотивации: 5. Учебная мотивация: понятие, структура, развитие.

Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника

Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника.

( М.В.Матюхина)

Инструкция к тесту

Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

  • 0 баллов – почти не имеет значения;

  • 1 балл – частично значимо;

  • 2 балла – заметно значимо;

  • 3 балла – очень значимо.

Тестовый материал

1-Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

2-Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

3-Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

4-Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

5-Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

6-Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

7-Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

8-Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

9-Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

10-Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

11-Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

12-Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.

13-Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

14-Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

15-На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

16-Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).

17-Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

18-Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

19-Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).

20-Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

 Ключ к тесту Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2 9 15

Коммуникативные

3 10 16

Эмоциональные

1 8 21

Позиция школьника

7 14 20

Достижения

5 12 18

Внешние (поощрения, наказания)

4 11 17

Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М. В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.

Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.


Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.


Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.

Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.

Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.

Особенности развития учебной мотивации младших школьников

В ФГОС начального общего образования предъявляются требования к результатам освоения основной образовательной программы, в которые входит сформированность мотивации к обучению. В этом направлении в младшем школьном возрасте необходимо вовремя изучить и выявить уровень учебной мотивации для дальнейшего развития мотивационной сферы ребенка. В этом возрасте происходит смена ведущего вида, на смену игры приходит учебная деятельность и в связи с этим очень важно заложить основу желания учиться, развивая учебную мотивацию.

Под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, характеризующейся сложной структурой, одна из форм которой является структура внутренней и внешней мотивации [2].

Учебная мотивация младших школьников имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые выделила А.К. Маркова. К положительным сторонам можно отнести следующее: любознательность, положительное отношение ребенка к школе, широта интересующих явлений. К отрицательным сторонам относится: утомляемость, вызванная заданиями; малоосознанность интересов; ориентировка исключительно на результат [1]. Ориентировка на результат предполагает получение оценок, которые играю важную роль для младших школьников.

Следует отметить, что структура учебной мотивации включает в себя целую систему мотивов, которые так же являются побудителем учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности − все факторы, обуславливающие проявление в учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы, идеалы и др. [3].

Рассматривая учебные мотивы младших школьников, следует  отметить их особенности: неустойчивость, неосознанность, слабое их обобщение, имеют ориентировку на результат-знания [3].

Для изучения уровня учебной мотивации младших школьников использовалась методика «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой. Исследование проводилось на базе МОАУ Лицей № 21 г. Кирова. В исследовании приняли участи 2 первых классов, общей сложность 50 младших школьников. Анкета состояла из 10 вопросов. Обработка проводилась путем подсчитывания баллов, сумма которых соответствовала одному из 5 уровней.

  • Высокий уровень. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
  • Средний уровень. Хорошая мотивация. Учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
  • Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
  • Низкая школьная мотивация. Учащиеся посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
  • Негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучении.

Результаты получились следующими, они представлены  в таблице 1.

Таблица  1

Уровни учебной мотивации младших школьников

Уровень учебной мотивации

Количество человек

Проценты

(%)

Высокий

15

30

Средний (хорошая)

16

32

Положительное отношение (вне учебная)

17

34

Низкий

2

4

 

Исходя из таблицы мы видим, что, несмотря на то, что больше половины класса имеют высокий и средний уровень мотивации, треть испытуемых, привлекает внеучебная деятельность. Следует так же отметить, что исходя из процентов каждого уровня, положительное отношение преобладает в группе – 34%.

Таким образом, подводя итог по всему выше изложенному, хочется отметить, что учебная мотивация младших школьников в первую очередь  характеризуется: любознательностью, широтой интересующих явлений, ориентировкой на результат. Так же мы провели эксперимент и выявили, что в группе младших школьников преобладает положительное отношение к школе, что говорит о привлекательности внеучебной деятельности.

Повышение мотивации и участия учащихся

Вовлечение студентов

Преподаватели контролируют среду обучения, материалы курса, стратегии обучения, учебные мероприятия и оценки. То, как они разработаны и согласованы, влияет на мотивацию учащихся, что, в свою очередь, влияет на их обучение.

Рекомендации по мотивации учащихся к участию в обучении

Учащиеся более заинтересованы в изучении учебного материала и будут участвовать в занятиях, когда:

  • Они видят ценность в материалах курса, результатах обучения и мероприятиях, которые могут быть связаны с их собственной жизнью.
  • Цели курса или результаты обучения соответствуют интересам и целям учащихся (академическим, карьерным и социальным).
  • Учебная деятельность предоставляет возможности для достижения результатов обучения.
  • Оценки справедливы и оценивают то, что они намереваются сделать.
  • Учащимся предоставляется выбор.
  • Учащиеся воспринимают учебную среду как благоприятную.
  • Учащиеся добиваются успеха в занятиях и заданиях курса.
  • Учащиеся знают, чего ожидать и что от них ожидается.

Начало работы с повышением мотивации и участия учащихся

  • Обеспечьте четкие результаты обучения на курсе и закрепите то, что учащиеся получат от их достижения.
  • Создайте позитивную атмосферу в классе, узнав о своих учениках. Используйте ледоколы, чтобы установить контакт со студентами, узнать их имена и узнать, что они надеются получить от курса, а также какую подготовку и базовые знания они имеют.
  • Попытка согласовать занятия курса с целями учащихся. Объясните эти связи учащимся.
  • Сообщите, как добиться успеха в курсе как по программе, так и неоднократно в течение семестра.
  • Дайте учащимся регулярные отзывы об их успехах и помогите им научиться оценивать свою работу и прогресс.
  • Обсудите определение участия и включите его в программу. Что значит участвовать в вашем курсе?
  • Сообщите учащимся, что от них ожидается. Нужно ли учащимся читать материал перед уроком, чтобы обсудить его? Вы принимаете посещаемость? Если вы включаете занятия в классе, как должны участвовать ученики?
  • Сформулируйте основные правила для участия и обсуждения.
  • Используйте разнообразие в том, как вы структурируете свой класс или учебную деятельность.
  • Проводите активные обучающие мероприятия или вносите изменения каждые 15–20 минут, чтобы привлечь внимание к проблемам и содержанию, которые вы считаете наиболее важными.
  • Выделите время до и после каждого занятия, чтобы представить его и определить выводы.
  • По возможности указывайте критерии оценки, особенно если вы оцениваете учащихся за участие.
  • Предлагайте варианты с заданиями и оценками, когда это возможно. Позвольте учащимся выбирать, как продемонстрировать свои знания, или предоставьте ряд тем, которые учащиеся могут изучить.
  • Следите за уровнем уверенности учащихся. Обеспечьте небольшие возможности для успеха на раннем этапе. Будьте конструктивны и ободряйте, предоставляя обратную связь.
Академическая мотивация

учащихся средних школ: недостающий элемент в программе повышения качества общего образования в Эфиопии | Абебе

Эймс, К., и Арчер, Дж. (1988). Цели достижения в классе: Обучение студентов

стратегии И процессы мотивации. Журнал педагогической психологии, 80, 260–267.

Эймс, К. (1992). Классы: цели, структуры и мотивация учащихся. Журнал

Педагогическая психология, 84, 3, 261-271.

Арипаттаманнил, С., Фриман, Дж. Г., и Клингер, Д. А. (2011b). Внутренняя мотивация, внешняя

мотивация и успеваемость среди индийских подростков в Канаде и

Индия. Социальная психология образования.

Бонг, М. (2001). Междоменные и внутридоменные отношения академической мотивации среди

учащихся средних и старших классов: самоэффективность, ценность задачи и цели достижения.

Journal of Educational Psychology, 93, 1, 23-29

Cauley et. аль . (2006). Взаимосвязь между практикой оценивания в классе

и мотивацией и вовлеченностью учащихся: обзор литературы. Metropolitan

Консорциум исследований в области образования, Университет Содружества Вирджинии.

Черч, Массачусетс, Эллиот, А.Дж., и Гейбл, С.Л. (2001). Восприятие окружающей среды в классе,

Цели достижения и результаты достижения. Журнал педагогической психологии, 93,

–54.

Коэн Г. Л., Гарсия Дж., Пурди-Вонс В., Апфель Н. и Бжустоски П. (2009). Рекурсивный

Процессы самоутверждения: вмешательство, чтобы закрыть разрыв в достижениях меньшинства.

www.sciencemag.org

Двек К. и Леггетт Э. Л. (1988). Социально-когнитивный подход к мотивации и

личности. Психологический обзор, 95, 256–273.

Федеральное министерство образования Эфиопии. Повышение качества общего образования

Пакет II (2013 г.). Аддис-Абеба, Эфиопия.

…………. Федеральное министерство образования Эфиопии. Программа развития сектора образования IV

(2010 г.). План действий программы. Аддис-Абеба, Эфиопия.

………….Руководящие принципы программы усовершенствования школ Федерального министерства образования.

Окончательный вариант. Повышение качества образования и успеваемости всех детей

в начальных и средних школах (2010 г.). Аддис-Абеба, Эфиопия.

………….Программа повышения качества общего образования

Федерального министерства образования Эфиопии (2008 г.). Аддис-Абеба, Эфиопия.

…………..Политика Федеративной Демократической Республики Эфиопия (ФДРЭ) в области образования и обучения

(1995). Аддис-Абеба, Эфиопия.

Harackiewicz, JM, Barron, K.E., Pintrich, P.R., Elliot, AJ, & Thrash, TM (2002).

Пересмотр теории целей достижения: Необходимость и освещение. Журнал

Педагогическая психология, 94, 638–645.

Веб-сайт «Описи внутренней мотивации», http://selfdeterminationtheory.org.

Мис, Дж. Л., Андерман, Э. М., и Андерман Л. Х. (2006). «Структура целей в классе,

Мотивация учащихся и академические достижения», Annu. Rev. Psychol., 57, 487-503

Мидгли, К., Мэр, М.Л., Хруда, Л.З., Фриман, К.Е., Гин, М., Каплан, А., Кумар, Р., Миддлтон, М.Дж., Нельсон, Дж., Розер Р. и Урдан Т. (2000). Руководство по паттернам шкал адаптивного обучения. Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет:

Мидгли, К., Каплан, А., и Миддлтон, М. (2001). Цели подхода к эффективности: хорошо для

что, для кого, при каких обстоятельствах и какой ценой? Образовательный журнал

Психология, 1, 93, 77–86.

Пенн, Д. (2002). Мотивационная теория и средняя школа, Университет Западного Мичигана

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *