Стыд это чувство или эмоция – Стыд — Википедия

Содержание

это эмоция, чувство, признаки, как избавиться от стыда

Стыд — это эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения (как выдуманного, так и реально существующего) ценностям и нормам, общепринятым в обществе и нуждающихся в соблюдении со стороны норм и морали. Человек так устроен, что испытывает различные эмоции, как отрицательные, так и положительные. И это разнообразие чувств настолько велико, что зачастую они пересекаются друг с другом, и положительная эмоция не всегда несет в себе пользу и конструктивные решения. Эта же ситуация происходит и с негативными эмоциями.

Стыд относят к самой неоднозначной эмоции, по сей день не прекращаются относительно нее споры. Являясь видом нравственного сознания, она оказывает влияние на эмоциональную жизнь человека. Одни люди видят в этой эмоции факторы, сдерживающие нормальное развитие индивида, другие рассматривают ее как инструмент, который способствует защите индивида от необдуманных поступков.

Являясь чувственным переживанием своих безнравственных поступков в отличие от чисто внутреннего переживания – совести, стыд подразумевает переживание перед лицом общественности. Поэтому эту эмоцию вырабатывают благодаря специфическому культурному образованию, гарантирующему соблюдение групповых определенных норм, обязанностей по отношению к своему окружению.

Ученые считают, что чувство стыда необходимое эмоциональное проявление, помогающее людям избежать душевных переживаний и социальной изоляции. Стыд предостерегает индивида от совершения необдуманных поступков, даже при получении выгоды. Он также мешает сделать неправильный выбор.

Признаки стыда

Для данного чувства характерны следующие признаки:

— замешательство;

— смущение;

— беспокойство;

— защита от непристойных желаний, асоциальных форм поведения, аморальных побуждений.

И напротив, человек без стыда не способен к естественной склонности переживать чувства смущения, которые вызываются каким-либо безнравственным поступком.

Примерами отсутствия данного чувства является течение независимых нудистов, пропагандирующих свободу и комфорт без одежды.

Как самостоятельное понятие «стыд» появился в 20-х годах 20-го века, однако в настоящее время эта эмоция стала приобретать значимое влияние в социуме в сравнении с другими человеческими эмоциями. Это чувство влияет на индивида и зависит от самой степени его ощущения.

Например, если не сильно выражена данная эмоция, то она способна избавить человека от не желательных последствий после некоторых действий, а сильно выраженная эмоция способна привести к необдуманным решениям.

Пример стыда слабовыраженного. Человек обидел действием или резким словом близкого ему друга, после чего ему стало стыдно, он принес извинения, пообещав впредь не совершать подобных поступков. Если раскаяние было искреннее, то существует большая доля вероятности, что человек свое обещание сдержит.

Гораздо сложнее происходят дела с сильно выраженной эмоцией. Ее последствия варьируются от активного доведения индивидом самого себя до эмоционального и морального истощения.

Пример стыда сильно выраженного. Человек не может простить себя за что-либо и наносит себе телесные повреждения, поскольку его жизнь потеряла смысл.

Сильно выраженная отрицательная эмоция несет в себе только негативные последствия, поэтому ее рекомендуют избегать. У человека, который испытывает сильно выраженный стыд и вину способен развиться комплекс неполноценности. Нередко он не способен понять, почему не такой как все, почему его не принимают таким, какой он есть. Зачастую человек начинает заниматься самобичеванием, обвиняет себя за надуманные пороки, ненавидит за неспособность измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.

Чувство вины и стыда у индивида зависят от имеющихся моральных ценностей, его представлений о том, что такое «плохо» и «хорошо». Между данными категориями «плохо» и «хорошо» маятником выступает поведение личности. Когда поведение сдвигается от категории «хорошо» и переходит в грань «плохо» индивид начинает ощущать чувство стыда. При этом данные категории формируют неотъемлемую часть человеческой личности, и их изменение зависит от того, в каком обществе пребывает человек и какие именно требования к своим членам предъявляет общество.

Что может вызвать у человека чувство стыда?

Зачастую данное чувство развивается у индивида еще в детстве и закладывается благодаря самым близким людям в виде ложных утверждений относительно собственной неполноценности. Данное утверждение во взрослой жизни превращается в стыд, который сковывает действия индивида и мешает ему жить.

Психика ребенка обладает повышенной степенью ранимости, потому навязанные ложные утверждения посредством замечаний, упреков, высмеивания, обвинений не проходят бесследно для детской личности.

Чувство неполноценности возникает в результате неверных утверждений повзрослевшего человека о самом себе и бывает практически невозможно от него избавиться.

Также чувство стыда выступает источником неуверенности индивида в собственных силах, которое не позволяет двигаться ему к успеху по жизни.

В ответственный для человека момент, когда следует принять важное, значимое решение, стыд как будто шепчет ему на ухо: «у тебя не получится», «ты неудачник», «ты ничего не добьешься». И ведомый в реальной жизни этим чувством индивид не принимает для достижения успеха никаких действий.

Стыд заставляет индивида чувствовать себя ненужным, а иногда лишним в этом мире, вызывая возникновение чувства неполноценности.

Испытывая чувство стыда и вины, люди многократно извиняются перед другими индивидами и чувствуют всегда себя неуверенно.

У каждого индивида есть “Концепция собственного Я”, заключающаяся в системе представлений человека о самом себе и о своем месте в обществе. Через эту систему действует стыд.

Когда поведение индивида со стороны других людей подвергается критике, либо звучат упреки в адрес составляющей человека, то в “Концепции собственного Я” происходят изменения, которые связанны с расхождением мнения индивида о самом себе и мнением окружающих людей о нем. В этот момент индивидом начинает овладевать чувство стыда. К нему приходят такие мысли: «почему меня так не любят», «неужели я действительно плохой», «ну, как же так, я ведь хороший».

Черты личности, то есть ее характер является принятой заранее программой поведения, которая запускается в какой-либо ситуации. Если индивид действует не по программе, то чувство стыда овладевает им.

При этом существует прямая зависимость от черт характера личности: чем большим количеством положительных человеческих качеств обладает индивид, тем больше существует вероятность испытать ему чувство стыда. Если человеку свойственна храбрость, но неожиданно он проявил трусость, то им овладеет стыд. То же самое присуще и к другим чертам личности.

Как избавиться от стыда

Сам человек может влиять на развитие внутри себя чувства стыда и делает он это при помощи мозга. При этом происходит влияние не на само чувство вины, а на «Я-концепцию».

Мозг индивида – это мощный инструмент, которому под силу изменить любые неблагоприятные эмоции, поскольку именно там вырабатывается видение окружающего мира.

Как избавиться от стыда? Каким же образом индивид способен повлиять на пагубную эмоцию стыда?

Существует два основных способа борьбы с возникающим чувством.

Первый способ избавиться от стыда – это оказать влияние на эмоцию: подавить стыд или привыкнуть к нему, зная о его существовании, но не разрешать себе думать о нем. Однако, являясь сильным эмоциональным проявлением, стыд позволяет человеку после того, как он к нему привыкнет, изменять его мировоззрение и привычки.

Другими словами, когда стыд вынуждает индивида думать о себе, как о больном человеке или недостойном лучшей жизни, то человеку в этой ситуации очень сложно без изменения мнения о самом себе привыкнуть к мысли о своей не значимости и болезни.

Однако и это не представляет такой опасности для человека, как накопление негативных эмоций посредством их подавления, поскольку рано или поздно эти они найдут выход наружу, и индивидом может овладеть депрессия.

Второй способ избавиться от стыда – это предоставить возможность для выхода негативных проявлений наружу.

Данный способ включает создание жизненных ситуаций, при которых индивид выполняет определенные действия, которые непосредственно связаны с чувством стыда.

Например, человек стыдиться показываться на людях в обществе и выступать перед ними. Для него изначально создаются ситуации, где незначительное количество слушающих людей, постепенно эта аудитория расширяется и в какой-то момент человек понимает, что в этом нет ничего стыдливого и страшного. Итак, стыд отступает.

Именно этот способ используют множество психологов на тренингах. На этих занятиях основной упор делается на практику, и люди, которые очень вежливые упражняются в умении быть бесцеремонными, а чрезмерно скромные — наглыми, и т.д.

Многие люди, желающие избавиться от стыда, уничтожают возникающие у себя эмоции, но лучше будет научиться контролировать их.

Эмоции индивида являются врожденными, поэтому очень сложно устранить то, что дано изначально природой. Лучшим выходом из таких ситуаций будет обучение правильному использованию своих эмоций и максимальной адаптации к ним.

Человеку важно научиться правильно испытывать чувство стыда, радоваться, обижаться, критиковать и т.д. Для этого следует принять себя таким, каким он является. Это будет самым простым способом в избавлении от стыда. Но большинство людей не в состоянии за собой признать право существования такими, какими они являются, и они пытаются быть идеальными в рамках своего понимания, своей «Я-концепции». У каждого индивида свои представления об идеале и не существует отдельной категории «идеальный человек». Поэтому, в погоне за надуманным образом идеального человека, индивид впустую тратит свои жизненные силы и нервы, при этом недовольство его самим собой изо дня в день только возрастает, пока он не начнет испытывать чувство стыда. Чтобы предотвратить такие перспективы, следует полюбить себя таким, каким человек является сегодня, а окружающих людей принимать с их недостатками.

Следует помнить, что в значительной мере оценки других личностей влияют на «Я-концепцию», вызывая появление негативной эмоции. Необходимо раз и навсегда отказаться от сравнений индивиду своего поведения с ожиданиями, которые на него возлагаются другими людьми.

Итак, стыд — эмоция, которая возникает в результате осознания мнимого или реального несоответствия, своих поступков или некоторых индивидуальных проявлений, принятым в данном социуме и им самим разделяемым требованиям нормам или морали.

Если человек в состоянии избегать сравнений своего поведения с ожиданиями окружающих, то он защищен от переживаний относительно несогласованности «того, как должно быть» и «того, как есть в реальности». Когда индивид отказывается от сравнения, то он входит в гармонию со своей «Я-концепцией» и перестает навсегда испытывать чувство стыда.

psihomed.com

Чувство стыда - Психологос

Чувство стыда — боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки (состояние не-ОК).

Как делается чувство стыда

Чувство стыда создается неподвижность, сутулостью, поднятыми плечами и опущенной головой. Внутренний текст: "Эх, дурак я, дурак... Ну как же я мог?"

Природа чувства стыда

Стыд - не врожденная эмоция. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние страха, а сложное поведение стыда им освоить еще предстоит. Стыд выучивают в возрасте обычно от 3 до 7 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Переживание стыда обычно используют для защиты себя от порицания окружающих за промахи в своем поведении. "Ну, тебе стыдно?" - "Стыдно...". Все, вот взрослые и отстали. С повторением чувство стыда начинается включаться непроизвольно в ситуациях, которые понимаются как "это стыд", "это стыдно".

Чувство стыда и уверенность в себе

Как эмоциональное состояние, стыд может быть как реакцией на конкретные внешние обстоятельства, так и привычным, выученным состоянием, по сути превращаясь в состояние неуверенности. Ребенок, привыкший к тому, что его постоянно стыдят, теряет уверенность в себе, становится неуверенным человеком.

Чувство стыда и продуктивное поведение

Люди, склонные не переживать, а действовать, вместо переживания стыда анализируют свое поведение и, когда это разумно, его меняют. Учат себя быть более адекватным. Смотри Переживательная и деятельная личность.

Взрослые люди, имеющие привычку переживать стыд, от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться.

Как сделать стыдно ребенку

Если у ребенка еще недостаточно разума, чтобы самостоятельно корректировать свое поведение, родители и воспитатели удерживают его от совершения нежелательных поступков через формирование чувства стыда. Самая распространенная схема: в момент совершения нежелательного действия (например, ребенок явно соврал и его легко уличить) ребенка останавливают (не дают играть дальше, прекращают игру), указывают на то, что он сделал, припечатывают его действие клеймом, бьют сильными словами по больным точкам (если нет, стараются создать, пробить ребенка), нагоняют страх, формируют подчиняющееся поведение и фиксируют в итоге формулой "Тебе должно быть стыдно!" Постепенно ребенок выучивает, что когда ему становится больно, страшно и он в подавленном состоянии, то его не отпустят и не дадут играть, пока он не перестанет сопротивляться и признается, что ему стыдно.

Близкие понятия:

Чувство вины - ощущение тяжести и боли, которое налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет.

Совесть - набор указаний и поведенческих программ нравственного характера, заложенных в человека в детстве.

Стыдливость - страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство.

Гордость и чувство стыда

Выражение гордости и стыда сходны со знаками доминирования и подчинения у животных.

Признаки чувства гордости: человек расслаблен, излучает уверенность и спокойствие. Эти типичное поведение вожака. Вожак выпрямляется в полный рост, и все окружающие сразу чувствуют этот подсознательный сигнал - прямая, спокойная осанка говорит о высоком ранге. Признаки чувства стыда, противоположно. Человек отводит глаза, опускает голову, сутулится. Поведение становится суетливым и нервозным.


www.psychologos.ru

Стыд — самая бесполезная эмоция?

Большинство считает, что пользу приносят только положительные эмоции. А что насчет остальных переживаний: душевной боли, фрустрации, тревоги, недовольства, тоски, гнева? Исследования в области психологии и нейронауки доказали, что способность испытывать эмоции заложена в нас с рождения не просто так. Эмоции — важные сообщения от организма. Одна из моих главных задач как психолога, писателя и блогера, — рассказать всем о том, какой это бесценный ресурс, как важно внимательно прислушиваться к тому, что они хотят нам сказать.

Есть одна эмоция, которую я бы выделила в отдельную категорию. Она, как и прочие чувства, тоже передает нам определенное послание, но его полезность ограничена, и оно наносит большой вред нашему внутреннему «Я». Речь идет о стыде.

Один из словарей предлагает определение: стыд — это «болезненное ощущение унижения или дискомфорта, вызванное осознанием глупости или ошибочности собственных поступков». И что же хочет сообщить организм через ощущение стыда? «Ты только что сделал(а) что-то глупое или неверное. Немедленно прекрати и никогда больше так не делай». Это послание может быть полезно, если мы действительно совершили ошибки, навредив себе или кому-то другому. Но мне доводилось видеть множество замечательных людей, которых мучил стыд из-за ситуаций, которых не стоило бы стыдиться.

Какой вред наносит нам стыд? 

1. Он обладает коварным свойством свободно перемещаться и прикрепляться к ситуациям, в которых нечего стыдиться.

2. Вызывает настолько сильную душевную боль, что получает над нами большую власть, чем следовало бы.

3. Чувство стыда несет в себе негативную оценку самого себя. Каждый раз, когда вы его ощущаете, он подрывает уверенность и любовь к себе, снижает самооценку.

Общаясь с тысячами людей, чьими эмоциональными потребностями пренебрегали в детстве, я поняла, что они, — те, чьи чувства в детстве не воспринимали всерьез, — во взрослом возрасте особенно подвержены стыду. Если в детстве вам давали понять, что ваши эмоции избыточны, неудобны и нежелательны, вполне естественно, что вы начали их стыдиться. Если привыкли стыдиться самого личного, биологически обусловленного способа самовыражения — своих эмоциональных переживаний, то легко будете испытывать стыд и по любым другим поводам.

Когда стыд бывает полезен 

  • Проснувшись с ужасным похмельем, Лотта поняла, что прошлым вечером выпила гораздо больше, чем следовало бы, и выставила себя на посмешище. Она ощутила острый приступ стыда и поклялась себе никогда больше столько не пить.
  • Скотт осознал, что невольно начал флиртовать с коллегой во время конференции. Он вспомнил, что жена всегда была ему верна, и ему стыло стыдно. Он немедленно прекратил так себя вести.
  • Оливии так понравился оставшийся после застолья торт, что она съела три больших куска. Вскоре ей стало нехорошо и стыдно за то, что она позволила себе поддаться искушению. «Мне мерзко во всех смыслах слова — подумала она, — отдам кому-нибудь весь остаток торта».

Когда стыд бесполезен 

  • Синтия снова и снова обдумывала каждое слово, сказанное на вчерашней вечеринке. «Я была слишком груба, это так глупо выглядело. И не стоило позволять себе этот идиотский комментарий», — мучилась она. Вспоминая вчерашнее, она каждый раз чувствовала укол стыда.
  • Эрик хотел рассказать родным о том, что получил повышение на работе, но каждый раз, когда он собирался это сделать, ему мешал внезапный приступ стыда.
  • Жорж старался никогда не вспоминать, как над ним издевались в детстве, потому что эти воспоминания каждый раз вызывали ужасное чувство стыда.

Как понять, здоровое это чувство или вредное? 

Стыд полезен только тогда, когда мотивирует на продуктивные действия. Ясно, что та эмоция, которую испытывают Лотта, Скотт и Оливия, помогает им понять что-то важное и усвоить урок на будущее, при этом вызывая достаточный дискомфорт, чтобы этот урок не забылся.

С другой стороны, стыд Синтии лишает ее энергии, заставляя ее бесцельно рефлексировать. Стыд Эрика мешает ему получить заслуженную похвалу и гордость со стороны родных. Жоржа — мешает исцелить полученные в детстве травмы, в которых он не виноват. Стыд не сообщает ничего важного Синтии, Эрику и Жоржу. Им пора осознать, что он приносит им только вред, и пора с ним совладать, а не позволять контролировать себя.

Совладайте со стыдом: 

1. Отслеживайте приступы стыда. Когда вы почувствуете внезапный стыд, обратите на это внимание и на время отвлекитесь от всех прочих дел.

2. Спросите себя: «Что говорит мне это чувство? Предлагает ли продуктивный план действий?»

3. Если смогли услышать продуктивное сообщение, прислушайтесь к нему.

4. Если нет, вспомните, что стыд может быть бесполезным.

5. Скажите себе: «Это чувство стыда не приносит мне никакой пользы. Я не позволю ему себя контролировать». Затем переключите внимание на что-то другое. Каждый раз, когда это чувство снова начнет закрадываться вам в душу, повторяйте эту фразу и отвлекайтесь на что-то другое.

Помните, что каждый раз, когда вы ощущаете стыд, не контролируя и не обдумывая это чувство, страдает самооценка. Если уловили в этом чувстве продуктивное послание, то, чем скорее вы прислушаетесь к нему и сможете оставить стыд позади, тем лучше для вас.

Об эксперте: Джонис Вебб, клинический психолог, психотерапевт.

Читайте также

Вы можете смотреть «Дневник Бриджит Джонс»? Я нет. «Забавные» ситуации, в которые попадает главная героиня, вовсе не кажутся мне таковыми. Нет, они вызывают у меня жгучее чувство стыда и желание немедленно нажать на «стоп». И я знаю, что не одна такая. Более того: тому, что мы с собратьями по несчастью чувствуем, даже есть название — испанский стыд.

Мы приходим в этот мир совершенно беспомощными, и родители заботятся о нас, проводя у детской кроватки бессонные ночи. С годами роли меняются, и приходит наш черед «подать стакан воды». Разбираемся, во что на практике превращается уход за пожилыми родственниками и как справиться с навязчивым чувством вины.

www.psychologies.ru

как формируется чувство стыда. Часть 1

Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.

Стыд — это ужасно болезненное переживание.

Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.

Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями, боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.

Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.

Вот как описывает одна девушка свое чувство стыда перед экзаменом:

Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.

Рождение человека — это удивительное событие.  Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них. Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения. Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.

Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности. Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.

Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой. Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями, а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п.  Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.

Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе. Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой. И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.

Как формируется чувство стыда

Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.

Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает. Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»

Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»

Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.

Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может. А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.

Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».

Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.

В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я  передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам. Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе. Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».

Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».

Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.

Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.

А в общем, у ребенка складывается ощущение, что мир похож на клетку, в которую он все время не вписывается. Все его постоянно одергивают и рассказывают, что такой, как есть, он не подходит.

Чем больше он получает от мира таких посланий, чем меньше поддержки, тем чаще начинает относиться к себе так же, как и мир относится к нему. Он начинает относиться к себе, как к чему-то не подходящему, не значимому. Вот такое отношение к себе и начинает сопровождать чувство стыда, это становится привычкой.

Даже если ребенок никогда не слышал слова «стыд», даже если он уже не помнит, что конкретно и кто говорил ему в детстве – это ощущение уходит в автоматические, глубокие слои психики. Ребенок уже несет себя в мир как существо никчемное, ненужное, не подходящее, и довольно-таки противное.

«В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону — так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви.»

Джон Пауэлл

Если, например, весной когда цветочек только подрастает, набирается сил — ударит мороз, или засуха, то, скорее всего, цветок будет поврежден тем или иным образом. И возможно, не сможет раскрыться и превратиться в прекрасный цветок.

Так же и человек. Если в детстве он лишен тепла и одобрения, любви, если он растет в эмоциональном холоде и сухости, без поощрения и нежности, тогда, возможно, у него не получится раскрыть все свои способности. Тогда он не сможет открываться для общения с другими людьми и станет замкнутым.

У него сформируется отношение к себе, как к чему-то не нужному, и хроническое чувство стыда, которое будет мешать в общении с другими людьми и в достижении своих целей.

Когда стыдящемуся человеку говоришь, в чем он интересен, замечателен, талантлив, это может его сильно удивить. Он может сказать: «Да вы что!? Это совершенно не так! Во мне нет ничего хорошего. Одна пустота, грязь и гниль. Вы просто не знаете какой я на самом деле! Вы что, какие таланты, какие прекрасные качества?!» Настолько его личность оказывается придавлена и принижена.

Когда мы теряем способность видеть себя как нечто прекрасное, мы теряем возможность сделать прекрасной свою жизнь и прожить ее так, как нам хочется.

Очень часто стыдящиеся люди пытаются осознанно и неосознанно прятать свой стыд. Способы защиты от стыда начинают тогда становиться дополнительной проблемой и дополнительной «причиной» для стыда. Что из этого получается, мы посмотрим в следующей статье: «Мне стыдно: как мы можем узнать стыд».

В третьей статье мы поговорим о том,  как справляться с чувством стыда и зачем эмоция стыда вообще существует: «Возможно ли полностью перестать стыдиться?».

В четвертой части поговорим о том как избавиться от стыда.

А в пятой о том как  перестать стыдиться.

А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Форма записи к психологу Лоле Макаровой:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1»

Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1»
//PsyHelp24.org/chuvstvo-styda/

psyhelp24.org

Стыд. Помощь психолога

Чувство стыда

Чувство стыда

Уж так устроен человек, что он вынужден испытывать различные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Однако разнообразие чувств настолько велико, что они нередко пересекаются друг с другом, и не всегда эмоция на наш взгляд положительная несет в себе конструктивные решения и пользу. Такая же ситуация состоит и с негативными эмоциями.

Эмоция, которая будет рассмотрена в сегодняшней статье, пожалуй является самой неоднозначной, споры относительно ее пользы и вреда не прекращаются и по сей день. Кто-то видит в данной эмоции сдерживающие нормальное развитие человека факторы, а кто-то рассматривает ее как  инструмент, способствующий защите человека от необдуманных поступков. Данная эмоция известна каждому человеку и называется она “стыд”.

Стыд – это эмоция, которая появляется у человека как результат осознания им несоответствия своего поведения и своих поступков (как реально существующих, так и выдуманных) нормам и ценностям, принятым в обществе и требуемым соблюдения со стороны норм морали. Как отдельное понятие стыд возник только в 20-х годах 20-го века, однако уже сегодня данная эмоция стала гораздо более значимой, чем многие другие человеческие эмоции. Влияние данной эмоции на человека зависит от степени ее ощущения. Так, если слабовыраженная эмоция стыда способна предотвратить не желаемые последствия возможных действий человека, то сильно выраженная эмоция стыда может, напротив, привести к принятию человеком необдуманных решений, вплоть до самоубийства.

Приведем пример слабовыраженной эмоции стыда. Когда человек обижает резким словом или действием близкого ему человека, ему становится стыдно, он приносит свои извинения и обещает больше не совершать подобные поступки. Если чувство стыда искреннее, то с большой долей вероятности человек сдержит свое обещание. Куда сложнее обстоят дела с сильно выраженной эмоцией стыда. Последствия ее варьируются от активного доведения человеком самого себя до морального и эмоционального истощения (например, невозможность простить себя за что-либо) до нанесения себе телесных повреждений (“Моя жизнь потеряла смысл” и т.д.). Сильно выраженная эмоция стыда несет в себе исключительно негативные последствия, а потому ее следует стараться избегать.

У человека, испытывающего сильно выраженную эмоцию стыда, начинает стремительно развиваться комплекс неполноценности, человек не может понять, почему он не такой как все, и почему люди не могут принять его таким, какой он есть. Человек обвиняет себя за свои нередко надуманные пороки, начинает ненавидеть себя и, будучи неспособным измениться, начинает испытывать агрессию по отношению к окружающим.

Появление эмоции стыда зависит от моральных ценностей человека, его представлений о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Маятником между данными категориями является поведение человека. Когда поведение человека отклоняется от категории “хорошо” и переходит грань “плохо” человек начинает испытывать чувство стыда. При этом данные категории составляют неотъемлемую часть человеческой личности и изменяются в зависимости от того, в каком обществе находится человек и какие требования предъявляет общество к своим членам.

Чувство стыда чаще всего развивается у человека в раннем детстве и закладывается в виде ложных утверждений относительно собственной неполноценности благодаря самым близким людям, а во взрослой жизни данное утверждение превращается в стыд, сковывающий действия человека и мешающий ему жить. Детская душа обладает повышенной степенью ранимости, а потому навязать ложные утверждения посредством упреков, замечаний, обвинений и высмеивания проще простого. Чувство неполноценности же, возникающее как результат неверных утверждений человека о самом себе, бывает практически невозможно побороть.

Именно чувство стыда является источником неуверенности человека в собственных силах, не позволяющий ему двигаться к успешной жизни. В каждый значимый для человека момент жизни, когда необходимо принять важное решение, стыд словно шепчет человеку на ухо: “Ты недостоин этого”, “Ты неудачник”, “Ты никогда ничего не добьешься”. И человек, ведомый чувством стыда, в реальной жизни не принимает никаких действий для достижения успеха. Стыд заставляет человека ощущать себя ненужным и даже лишним в этом мире, влечет к возникновению чувства неполноценности. Человек, испытываемый чувство стыда многократно извиняется перед другими людьми только за то, что он живет на этом свете.

Уверенный в себе человек, над которым не властно чувство стыда, ценит и любит себя таким, какой он есть. При этом такой человек считается с правом других людей быть такими, какие они есть, признает их преимущества и недостатки. Он знает, что у него есть все качества для того, чтобы добиться успеха, и он идет к своей цели, невзирая на препятствия.

У каждого человека существует так называемая “Концепция собственного Я”, которая является системой представлений человека о самом себе и своем месте в обществе. Именно через эту систему и действует стыд. Когда поведение человека подвергается критике со стороны других людей, либо упрек звучит в адрес составляющей человека (например, упрек в не совершенстве человеческого тела), в “Концепции собственного Я” начинают происходить изменения, связанные с расхождением мнения человека о самом себе и мнением о нем окружающих людей. Вот в этот момент человек и начинает испытывать чувство стыда: “Ну за что они не любят меня?”, “Неужели я действительно такой плохой?”.

В рамках Я-концепции человек говорит себе: “Здесь и сейчас в своей внешности, способностях, одежде, поведении я должен соответствовать своей Я-концепции”, и даже малейший выход за рамки Я-концепции приводит к появлению чувства стыда. Элементы Я-концепции проявляются как ожидания человека относительно самого себя, и зачастую эти ожидания навязаны обществом. Если близкий человек говорит другому: “Ты бесчувственный”, и при этом человека в рамках концепции имел представление о себе как о душевном и неравнодушном к проблемам других человеке, такой человек начинает терзать себя: “Ну как же так? Я ведь такой хороший!”, и чувство стыда овладевает им. Ожидания человека в рамках Я-концепции по своей сути и являются чертами личности.

Черты личности являются заранее принятой человеком программой поведения, которая запускается в приемлемой для данной черты ситуации. Если человек начинает действовать не по программе, чувство стыда завладевает им. При этом, чем большими чертами обладает человек, тем большая вероятность ему испытать чувство стыда. Абсолютно любая черта личности потенциально является источником стыда. Если человеку присуща храбрость, но внезапно он проявил трусость – им овладевает стыд. То же самое справедливо и к иным чертам личности.

Но разве может человек каким-либо образом влиять на развитие внутри себя чувства стыда? Безусловно, может, и делает это человек при помощи мозга. При этом влияние происходит не на само чувство вины, а на Я-концепцию. Мозг человека – мощный инструмент, которому подвластно изменение любых неблагоприятных эмоций, так как именно там вырабатывается видение человеком окружающего мира.

Рассмотрим более подробно, каким же образом человек способен влиять на пагубную эмоцию под названием стыд. Многим из нас прекрасно знакомы два основных способа борьбы с возникшими нежелательными эмоциями.

Первый способ оказания влияния на эмоции заключается в том, чтобы подавить нежелательную эмоцию (в нашем случае стыд), привыкнуть к ней и знать о ее существовании, но не думать о ней. Однако стыд является настолько сильной человеческой эмоцией, что как только человек привыкнет к ней, как она тотчас начнет изменять мировоззрение человека и его привычки. Иными словами, если эмоция стыда заставляет человека думать о себе как о недостойном лучшей жизни и даже больном человеке, то как человек может привыкнуть к мысли о своей незначимости и болезни без изменения мнения о самом себе? Однако это еще не самое страшное, гораздо хуже допустить накопления негативных эмоций посредством их подавления, так как рано или поздно данные эмоции выйдут наружу, и человек может впасть в депрессию.

Вторым способом борьбы с эмоциями является предоставления возможности для выхода эмоций. Данный способ заключается в создании таких жизненных ситуаций, при которых человек выполняет действия, с которыми связано чувство стыда. Так, если человек стыдиться показываться на людях без одежды, он… выходит на улицу без одежды, и в какой-то момент понимает, что в этом нет ничего страшного и стыдливого. После этого стыд отступает. Данный способ борьбы со стыдом является крайне рискованным, так как заставляет человека совершать поступки вопреки общественному мнению и устоявшемся в обществе нормам и правилам поведения, что вызовет сильное негодование со стороны окружающих людей и институтов власти. Тем не менее, именно данный способ используют множество психологов на своих тренингах для того, чтобы избавить человека от чувства стыда. На данных тренингах основной упор делается на практику, люди скромные упражняются в умении быть наглыми, чрезмерно вежливые – бесцеремонными и т.д. Принцип работы, лежащий в основе этих тренингов, можно сформулировать как “Клин клином вышибают”. Иногда такой подход к борьбе со стыдом дает результат, но только иногда. В большинстве своем людей учат не только борьбе с пороками, но и действиям вопреки нормам морали, а потому очень часто из скромных людей получаются не смелые, а именно наглые.

Так какой же из вышеперечисленных способов наилучшим образом подходит для борьбы с пагубным чувством стыда, спросите вы? Ни один из них! Все дело в том, что многие желающие избавиться от стыда стремятся тем или иным образом уничтожить возникающие эмоции, но лучше всего научиться контролировать их. Эмоции человека – вещь врожденная, данная ему самой природой, а потому глупо пытаться избавиться от того, от чего избавиться невозможно в принципе, ибо без эмоций человек не сможет существовать. Поэтому наилучшим выходом из сложившейся ситуации видится обучение правильному использованию своих эмоций с целью максимально быстрой адаптации к ним. Человек должен научиться правильно радоваться, стыдиться, обижаться, критиковать и т.д.

Примите себя таким, какой вы есть. Казалось бы, что может быть проще данного условия борьбы со стыдом. И тем не менее большинство из нас, осознанно это или нет, не в состоянии признать за собой право существовать именно такими, какими мы являемся. Самое глупое, что может сделать человек в данной ситуации, это пытаться быть идеальным. Причем он хочет быть идеальным именно в рамках своего понимания, своей Я-концепции. Не секрет, что у каждого человека свои представления об идеале, а потому как отдельной категории “идеальный человек” не существует. Поэтому, стремясь к надуманному образу идеального человека, человек только впустую растратит свои нервы и жизненные силы, при этом его недовольство самим собой будет изо дня в день возрастать, пока не нагрянет чувство стыда. Для того, чтобы предотвратить данные перспективы вам следует любить себя таким каким вы являетесь сегодня, а окружающих вас людей принимать со всеми их недостатками.

Не осуждайте других людей. “Не судите, да не судимы будете” учил Иисус. Нет качества страшнее, чем желание находить с людях их негативные стороны, после чего привселюдно порицать их. Помните, что вы такой же человек как и все, и если вы допускаете осуждать людей за их недостатки, то тем самым вы рискуете попасть в точно такую же ситуацию, в которой будут осуждать вас. А как мы говорили ранее, оценки других людей в значительной мере влияют на нашу Я-концепцию, вызывая появление чувства стыда. Помните, если вы обнаружили в человеке отрицательную черту характера сперва следует задуматься над тем, что данная сторона человека видна только вам и является не более чем вашей субъективной оценкой.

Раз и навсегда откажитесь от сравнения. В данном условии имеется в виду не сравнение вас и других людей как личностей, а сравнение вашего поведения от ожидания других людей и вашего непосредственного ожидания. Если вы в состоянии избавиться от сравнения своего поведения с ожиданиями окружающих, вы защищены от переживаний относительно рассогласованности “того, что должно быть” и “того, что есть в реальности”. Когда человек отказывается от сравнения, он тем самым входит в гармонию со своей Я-концепцией и перестает испытывать чувство стыда.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by

www.therapy.by

Психология чувства стыда. Виды стыда: matveychev_oleg — LiveJournal

Роберт Столороу, доктор философии

Чувство стыда лежит в основе целого ряда эмоциональных состояний.

«Это стыд… который открывает мне взгляд Другого и самого меня на краю этого взгляда» — Жан-Поль Сартр

Как прекрасно подметил Сартр, испытывая чувство стыда, мы ощущаем себя овеществленными и выставленными напоказ словно изначально порочные или неполноценные перед пристальным взором рассматривающего, судящего другого. (Иногда мы сами можем быть этим судящим другим). Стыдясь, мы мучимы и становимся заложниками чужих глаз, мы принадлежим не себе, а им. В этом контексте, чувство стыда свидетельствует об утрате контроля над своей жизнью.


ВИДЫ СТЫДА

Многие эмоциональные состояния являются вариациями чувства стыда или комбинациями стыда с другими аспектами эмоциональной феноменологии. Рассмотрим несколько примеров:

Моральный стыд (отличается от чувства вины) – ощущение собственного морального несовершенства перед другим человеком. Смущение – мягкая форма чувства стыда. Чувство неловкости – это предупреждающий или сигнализирующий вид стыда. Застенчивость – также предупреждающая разновидность стыда, которая заставляет человека скрываться от оценивающих взглядов окружающих, чтобы избежать полноценного чувства стыда. Унижение – переживание чужой оценки, используемой человеком с целью пристыдить другого, чтобы почувствовать себя на голову выше или подчинить себе униженного.

В случае ненависти или отвращения к себе, мы ненавидим или презираем себя за то, что опозорились перед окружающими. Уничижение – невыносимое, разрушительное чувство стыда. В чувстве бесполезности или никчемности нам кажется, будто имеющиеся недостатки определяют нашу сущность. Испытывая некоторые формы отчаяния, человек ощущает, будто присущие ему недостатки обрекают его на жизнь в постоянном позоре и вечном чувстве собственной никчемности. В адаптивной модели поведения услужливость и исполнение желаний других людей становятся способом компенсации недостатка собственной значимости и таким образом поддерживают связь с чужой оценкой. Снисходительность как защитная реакция и обесценивание, презрение, ярость или зависть по отношению к другому человеку нередко являются попыткой замаскировать или преодолеть чрезвычайно сильное чувство стыда.

Многие психологические расстройства имеют двухуровневую эмоциональную структуру, состоящую из болезненного чувства на переднем плане в сочетании с тем, что человек ощущает по отношению к этому чувству, на втором плане. Например, так называемые “панические расстройства” представляют собой комбинацию из циклов обостряющейся тревоги и чувства стыда за то, что эту тревогу (= несовершенство) увидят другие. Данное сочетание тревога-стыд настолько невыносимо, что приводит к соматизации тревоги и выражению ее в виде физических симптомов. Многие фобии – результат попыток предотвратить постыдные проявления тревоги. Точно так же некоторые виды клинической депрессии сочетают в себе нарастающие циклы естественных негативных переживаний (грусть, огорчение и т. д.) и чувство стыда по поводу их демонстрации (= несовершенство) в присутствии других людей. Аналогично тревоге при панических расстройствах, упомянутые негативные переживания также соматизируются, выражаясь на уровне вегетативной нервной системы.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА СТЫДА. ЛЕЧЕНИЕ ПАНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ

Терапевтический подход к лечению панических расстройств и клинической депрессии предполагает 1) ослабление чувства стыда по поводу внешнего проявления тревоги и депрессивных эмоций и 2) проживание этих чувств для того, чтобы они нашли место в контексте эмоционального понимания, в котором они могут быть созерцаемыми, лучше переноситься и в конечном счете быть интегрированными психикой переживающего их человека.

Роберт Столороу, доктор философии
Отсюда

matveychev-oleg.livejournal.com

Психология чувства стыда. Виды стыда

Роберт Столороу, доктор философии

Чувство стыда лежит в основе целого ряда эмоциональных состояний.

«Это стыд… который открывает мне взгляд Другого и самого меня на краю этого взгляда» — Жан-Поль Сартр

Как прекрасно подметил Сартр, испытывая чувство стыда, мы ощущаем себя овеществленными и выставленными напоказ словно изначально порочные или неполноценные перед пристальным взором рассматривающего, судящего другого. (Иногда мы сами можем быть этим судящим другим). Стыдясь, мы мучимы и становимся заложниками чужих глаз, мы принадлежим не себе, а им. В этом контексте, чувство стыда свидетельствует об утрате контроля над своей жизнью.

ВИДЫ СТЫДА

Многие эмоциональные состояния являются вариациями чувства стыда или комбинациями стыда с другими аспектами эмоциональной феноменологии. Рассмотрим несколько примеров:


Моральный стыд (отличается от чувства вины) – ощущение собственного морального несовершенства перед другим человеком. Смущение – мягкая форма чувства стыда. Чувство неловкости – это предупреждающий или сигнализирующий вид стыда. Застенчивость – также предупреждающая разновидность стыда, которая заставляет человека скрываться от оценивающих взглядов окружающих, чтобы избежать полноценного чувства стыда. Унижение – переживание чужой оценки, используемой человеком с целью пристыдить другого, чтобы почувствовать себя на голову выше или подчинить себе униженного.

В случае ненависти или отвращения к себе, мы ненавидим или презираем себя за то, что опозорились перед окружающими. Уничижение – невыносимое, разрушительное чувство стыда. В чувстве бесполезности или никчемности нам кажется, будто имеющиеся недостатки определяют нашу сущность. Испытывая некоторые формы отчаяния, человек ощущает, будто присущие ему недостатки обрекают его на жизнь в постоянном позоре и вечном чувстве собственной никчемности. В адаптивной модели поведения услужливость и исполнение желаний других людей становятся способом компенсации недостатка собственной значимости и таким образом поддерживают связь с чужой оценкой. Снисходительность как защитная реакция и обесценивание, презрение, ярость или зависть по отношению к другому человеку нередко являются попыткой замаскировать или преодолеть чрезвычайно сильное чувство стыда.

Многие психологические расстройства имеют двухуровневую эмоциональную структуру, состоящую из болезненного чувства на переднем плане в сочетании с тем, что человек ощущает по отношению к этому чувству, на втором плане. Например, так называемые “панические расстройства” представляют собой комбинацию из циклов обостряющейся тревоги и чувства стыда за то, что эту тревогу (= несовершенство) увидят другие. Данное сочетание тревога-стыд настолько невыносимо, что приводит к соматизации тревоги и выражению ее в виде физических симптомов. Многие фобии – результат попыток предотвратить постыдные проявления тревоги. Точно так же некоторые виды клинической депрессии сочетают в себе нарастающие циклы естественных негативных переживаний (грусть, огорчение и т. д.) и чувство стыда по поводу их демонстрации (= несовершенство) в присутствии других людей. Аналогично тревоге при панических расстройствах, упомянутые негативные переживания также соматизируются, выражаясь на уровне вегетативной нервной системы.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА СТЫДА. ЛЕЧЕНИЕ ПАНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ

Терапевтический подход к лечению панических расстройств и клинической депрессии предполагает 1) ослабление чувства стыда по поводу внешнего проявления тревоги и депрессивных эмоций и 2) проживание этих чувств для того, чтобы они нашли место в контексте эмоционального понимания, в котором они могут быть созерцаемыми, лучше переноситься и в конечном счете быть интегрированными психикой переживающего их человека.

Роберт Столороу, доктор философии
Отсюда


Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

socialego.mediasole.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о