Стыд в психологии: Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться

Содержание

Чувство стыда: откуда оно берется и как с ним справиться

Стыд и чувство вины возникают в нас как способ восстановить справедливость для других. Мы отдаем себе внутреннюю команду обвинять себя в собственных решениях, объясняя это негативными качествами нашей личности. Вместе с психологом Ириной Масловой-Семеновой разбираемся, как появляется чувство стыда и как с ним бороться.

Феномен появления стыда идеально демонстрирует поведение ребенка. Дети стремятся быть «хорошими» — ощущение собственной несостоятельности очень трудно проживать, особенно, если нет поддержки со стороны родителей, которые бы подсказали, что ошибаться — это нормально. И если чувство вины ребенок может испытывать даже наедине с собой, когда не справляется с чем-то важным для родителей или когда допустил оплошность, то чувство стыда возникает при наличии свидетелей.

Часто это чувство не признается человеком, или он не сталкивается с ситуациями, где мог бы четко определить стыд. Но можно понаблюдать за собой некоторое время и выявить, расположены ли вы к этому чувству. Например, если вы стараетесь держаться в стороне, быть незаметным, не инициативны, боитесь ответственности, часто испытываете тревогу или страх – ваш мозг нередко действует под влиянием чувства стыда.

Постоянная неудовлетворенность собой и стремление быть лучше на фоне отсутствия сил, неуверенность в себе, апатичность, привычка не заканчивать начатое также являются показателями не прожитого чувства стыда, и эта проблема требует грамотного и оперативного решения.

Непрожитое чувство стыда может возникать в результате различных обстоятельств. Например, если в детстве родители сравнивали вас с братьями/сестрами и соседскими детьми не в вашу пользу, если сообщали другим знакомым о ваших ошибках, плохих поступках, жаловались на вас в вашем присутствии, то это сформировало в вас негативное самоопределение. Стыд  возникает также в том случае, если кто-то стал свидетелем вашей ошибки, кто-то заметил, что вы уязвимы и не справляетесь.

Чаще всего это негативно чувство становится следствием того, что ребенок, сталкивавшийся с непониманием и порицанием со стороны страших, уже будучи взрослым берет на себя вину за чужие ошибки и выбирает считать себя плохим (читайте также: Как отпустить прошлое и простить себя).

Самое страшное в этой ситуации то, что стыд может развиться в депрессию и даже привести к суицидальным мыслям. Поэтому, для решения этой проблемы стоит найти хорошего психолога, чтобы выявить причины и прожить эти негативные эмоции вместе со специалистом.

Кроме того, чувство стыда проявляется не только в виде депрессии. Оно может коснуться любой сферы вашей жизни – вы можете быть несчастливы в отношениях, чувствуя вину за поведение партнера, испытывать стыд за неудачи собственного ребенка, иметь проблемы с сексуальной жизнью.

Именно поэтому специалисты подчеркивают важность работы над этой проблемой. Параллельно с психотерапией можно предпринять несколько самостоятельных шагов – например, можно начать вести дневник, куда вы будете записывать все негативные воспоминания из детства, за которые вы испытываете чувство стыда. Войдите в воспоминания, дайте чувству развернуться, не убегайте от дискомфорта – именно это поможет вам прожить негативные эмоции и начать новую жизнь.

Ирина Маслова-Семенова — магистр психологии, почетный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ (ППЛ), почетный член Национальной Ассоциации Специалистов по Психосоматике и психолог, автор метода Генезис по устранению психологических травм, ограничивающих убеждений и психосоматики, автор курса Женщина Генезис.

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

Сегодня читают

Техника «Улыбка ведьмы»: секрет обольщения, который знают все роковые женщины

Тест: выберите цветок, а мы расскажем о вашем главном страхе в отношениях

Обхитрите любого: 4 способа понять, как к вам относятся на самом деле — это очень просто

Неизвестная икона стиля: кто затмил всех королевских гостей на свадьбе принца Хусейна

Груз принцессы: любимая тиара принцессы Кейт, которая доставляет ей проблемы

инструмент воспитания или комплексы на всю жизнь?


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Стыд — очень сильное чувство, от него хочется провалиться сквозь землю. Но взрослые могут запросто пристыдить ребенка даже публично: им кажется, что таким образом они воспитывают, благотворно влияют на его поведение. Так ли это работает, разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой.

Откуда берётся стыд

Стыд — явление социальное. С его помощью общество вынуждает индивида следовать определенным правилам, управлять эмоциями, соблюдать границы. Из-за чувства стыда человек понимает, что делает что-то социально неодобряемое и останавливается, чтобы не быть отвергнутым обществом. Этот страх заложен генетически: остракизм — изгнание из социума — во все времена считался наказанием пострашнее казни.

Маленький ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо, не ориентируется в социальных нормах. Чувство стыда ему неведомо: он свободно бегает нагишом, играет с едой, громко просится в туалет. Первое осознанное ощущение неловкости приходит только после кризиса трех лет, когда ребенок впервые отделяет свое «я» от остальных. 

Социализация начинается со слова «нельзя». К ограничениям приучают родители, которые готовят малыша к жизни среди людей. Если ребенок нехорошо поступил, кого-то обидел, а потом это понял и испытал стыд — это нормальная реакция, которая заставит его в следующий раз быть осмотрительнее. Но часто стыд превращается в манипуляцию взрослых.

Когда стыд становится токсичным

Если ребенок то и дело слышит «как тебе не стыдно шуметь, когда все спят», «стыдно так долго собираться, когда тебя все ждут», «подумай над своим поведением, пусть тебе будет стыдно», у него появляется чувство, что он не такой, как остальные дети. Возникает тот самый генетический страх остаться в одиночестве. Он боится снова сделать что-то не так, ошибиться. Параллельно растет ненависть к себе. 

Такой стыд токсичен и напрямую связан с психологической травмой. Взрослые, сами того не подозревая, прибегают к запрещенным методам, которые негативно отражаются на всей будущей жизни ребенка:

Наказание через отвержение

Типичные фразы: «Ты позоришь нашу семью», «Наш сын не может быть двоечником».  

Как проявится травма: Люди, прошедшие через отвержение, постоянно доказывают окружающим, что достойны быть членом коллектива, стараются все делать на отлично, угождать, брать дополнительную нагрузку. Или замыкаются в себе, страдают от перфекционизма, постоянно рефлексируют. Это приводит к перегрузкам психики, эмоциональному выгоранию. 

Прилюдное унижение

Типичные фразы: «Такой большой, а до сих пор…», «Вот я расскажу твоим друзьям, пусть посмеются». 

Как проявится травма: Во взрослом возрасте эти люди воспринимают каждый взгляд в свою сторону, как осуждение. Им постоянно кажется, что их поведение оценивают, смеются за спиной. Из-за боязни отличаться от остальных, отсутствия попыток самореализации, формируется посредственность.

Разглашение информации, которой ребёнок поделился

Типичные фразы: «Наш-то влюбился, лучше бы об учебе думал». «А сыну тут учительница сказала…».

Как проявится травма: Если детей поднимают на смех или публично обвиняют в чем-то, используя полученную от них же информацию, они воспринимают это как предательство, учатся не доверять. Во взрослом возрасте им будет тяжело выстраивать отношения, быть откровенными. Чаще всего такие люди остаются одинокими и обиженными на мир.

Как избежать травмы

Скорректировать поведение ребенка и не навредить ему поможет следующая тактика:

  • Осознать реакцию на детское поведение.

Если родителям стыдно за поведение ребенка, нельзя перекладывать на него ответственность за это взрослое чувство, срывать негатив. Можно прямо сказать: «Такое поведение заставляет меня сердиться, а мне бы этого не хотелось» или «Здесь не принято так себя вести, давай попробуем по-другому». 

Чувство стыда не дает ребенку понимания, в чем, собственно, его проступок и как вести себя в следующий раз. Одобряемому в обществе поведению нужно специально обучать в доступной для ребенка форме — например, через сказки. При этом апеллировать к его пусть и небольшому, но опыту. 

В воспитательных речах нельзя переходить на личности. Вместо «Как тебе не стыдно отбирать игрушки?! Какой плохой мальчик» лучше сказать «Не нужно отбирать игрушки. Смотри, сколько их — всем хватит». Стоит предложить ребенку помириться с ребятами и включиться в общую игру. 

Прежде чем стыдить ребенка, нужно поставить себя на его место. Опозоренный человек испытывает лишь безысходность и запоминает: «я плохой». Это не тот эффект, к которому стремятся родители, ведь самооценку легко разрушить и очень тяжело восстановить. 

 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Стыд — Инструменты психологии

19 из 19 ресурсов

Путеводитель по эмоциям (Психологические инструменты для хорошей жизни)

Когнитивно-поведенческая терапия может помочь вашим клиентам жить более счастливой и полноценной жизнью. Psychology Tools for Living Well — это курс самопомощи … https://www.psychologytools.com/resource/a-guide-to-emotions-psychology-tools-for-living-well

Книги и главы

Аудиоколлекция: Психологические инструменты для развития самосострадания

Психологические инструменты для развития самосострадания — это аудиоколлекция, которая помогает клиентам пройти эмпирически подкрепленную программу сострадания … https://www.psychologytools.com/resource/psychology-tools-for-developing-self-compassion-audio-collection

Аудио

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система (ВНС) автоматически регулирует функции систем организма вне произвольного контроля. Вегетативная нервная система управляет… https://www.psychologytools.com/resource/autonomic-nervous-system

Информационные раздаточные материалы

Препятствия, которые насильники преодолевают, чтобы насиловать

Лица, подвергшиеся насилию, часто сосредотачиваются на своих действиях (или бездействии) и винят себя в собственном насилии.

Эта клиентская информация … https://www.psychologytools.com/resource/barriers-abusers-overcome-in-order-to-abuse

Информационные раздаточные материалы

Прежде чем я буду винить себя и чувствовать себя виноватым

Чувство вины — это распространенная посттравматическая реакция, часто являющаяся результатом когнитивной предвзятости. Этот рабочий лист CBT исследует распространенные когнитивные предубеждения, которые … https://www.psychologytools.com/resource/before-i-blame-myself-and-feel-guilty

Упражнения

Поведенческий эксперимент

Поведенческие эксперименты — это запланированные эмпирические действия для проверки достоверности убеждений. Они являются одним из самых мощных методов, доступных для… https://www.psychologytools.com/resource/behavioral-experiment

Рабочие листы

CFT Формулировка сострадания

В рамках CFT обычно используются два метода для понимания трудностей клиента. Формулировка, ориентированная на угрозы, использует продольный подход … https://www.psychologytools.com/resource/cft-compassion-formulation

Рабочие листы

Принудительные методы принуждения к соблюдению

Лица, подвергшиеся жестокому обращению, часто сосредотачиваются на собственных действиях (или бездействии) и винят себя в собственном жестоком обращении. Эта клиентская информация … https://www.psychologytools.com/resource/coercive-methods-for-enforcing-compliance

Упражнения

Когнитивно-поведенческая модель низкой самооценки (Феннелл, 19 лет)97)

Низкая самооценка характеризуется негативным самоощущением и сочетается со многими другими проблемами психического здоровья. Хотя формально не представляют… https://www.psychologytools.com/resource/cognitive-behavioral-model-of-low-self-value-fennell-1997

Информационные раздаточные материалы

Запись сострадательных мыслей, вызывающих

Записи, вызывающие мысли, обычно используются в когнитивно-поведенческой терапии, чтобы помочь людям оценить свои негативные автоматические мысли на точность и предвзятость. Этот Компаси… https://www.psychologytools.com/resource/compassionate-thought-challenging-record

Рабочие листы

Эмоции

Многим людям трудно определить свои эмоциональные состояния или реакции. Этот информационный раздаточный материал содержит список эмоций, классифицируя их как основные … https://www.psychologytools.com/resource/emotions

Информационные раздаточные материалы

Эмоции мотивируют действия

Многие клиенты считают полезным распознавать ряд действий, мотивированных различными эмоциональными состояниями. Этот рабочий лист побуждает клиентов… https://www.psychologytools.com/resource/emotions-motivate-actions

Информационные раздаточные материалы

Прощение — это

Прощение — это эффективное средство от гнева и облегчения боли. К сожалению, многие люди отвергают прощение из-за неправильных представлений о его природе. … https://www.psychologytools.com/resource/forgiveness-is

Информационные раздаточные материалы

Мотивационные системы (системы эмоциональной регуляции)

В основе терапии, ориентированной на сострадание (CFT), лежит эволюционная модель мотивационных систем человека. Разработанный Полом Гилбертом, это полезная л… https://www.psychologytools.com/resource/motivational-systems-emotional-regulation-systems

Информационные раздаточные материалы

Круговые диаграммы

Распространенным когнитивным искажением является эгоцентрический подход к событиям. Применительно к негативным событиям это может привести к преувеличенному чувству реакции … https://www.psychologytools.com/resource/pie-charts

Упражнения

Реакция на угрозу: заморозка, умиротворение, бегство, борьба

Люди запрограммированы на автоматическую реакцию различными способами на угрозу, включая замирание, побег и диссоциацию.

Травмированный инди … https://www.psychologytools.com/resource/responses-to-threat-freeze-appease-flight-fight

Информационные раздаточные материалы

Трансдиагностические процессы

«Трансдиагностический процесс» — это обозначение, данное механизму, который присутствует при различных заболеваниях и является либо фактором риска, либо поддерживающим фактором … https://www.psychologytools.com/resource/transdiagnostic-processes

Информационные раздаточные материалы

Что такое терапия, ориентированная на сострадание (CFT)?

Терапия, ориентированная на сочувствие (CFT), была разработана для работы с проблемами стыда и самокритики. Модель CFT дополняет и расширяет традиционную … https://www.psychologytools.com/resource/what-is-compassion-focused-therapy-cft

Информационные раздаточные материалы

Что поддерживает низкую самооценку?

«На чем держится?» Серия представляет собой набор одностраничных диаграмм, объясняющих, как поддерживаются распространенные состояния психического здоровья. Дружелюбно и лаконично… https://www.psychologytools.com/resource/what-keeps-low-self-effort-going

Информационные раздаточные материалы

Вмешательство

Информационные раздаточные материалы

  • Борьба с самокритикой скачать архивную копию
  • Позорные раздаточные материалы | Кэрол Моргейн скачать архивную копию

Программы самопомощи

Развитие сострадания к себе

  • Понимание сострадания к себе скачать заархивированная копия
  • Барьеры к самосостраданию скачать заархивированная копия
  • Подготовка к самосостраданию скачать архивную копию
  • Сострадательные образы скачать архивную копию
  • Самосострадательное мышление скачать архивную копию
  • Самосострадательное поведение скачать архивную копию
  • Жизнь с состраданием к себе скачать заархивированная копия

Презентации

  • Терапия, ориентированная на сочувствие: самокритика | Пол Гилберт скачать копия архива
  • Разрушенные состояния стыда и их восстановление | Джудит Герман | 2007 скачать архивную копию
  • Расширение прав и возможностей и восстановление для переживших травмы | Джудит Херман скачать архивную копию

Видео

  • Важность мягких игрушек | Дональд Винникотт  youtube

Рекомендуемая литература

  • Феннелл, Мелани СП. «Низкая самооценка: когнитивная перспектива». Поведенческая и когнитивная психотерапия, 25.1 (1997): 1–26.
  • Феннелл, М. Дж. (1998). Когнитивная терапия в лечении низкой самооценки. Достижения в области психиатрического лечения
    , 4 (5), 296-304. скачать архивную копию
  • Феннелл, М. Дж. (2004). Депрессия, низкая самооценка и осознанность. Исследование поведения и терапия , 42 (9), 1053-1067.
    Феннелл, MJ (1997). Низкая самооценка: когнитивная перспектива. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 25(1), 1-26.
  • Гилберт, П. (2000). Связь стыда, социальной тревожности и депрессии: роль оценки социального положения. Клиническая психология и психотерапия: международный журнал теории и практики , 7 (3), 174–189. скачать архивную копию
  • Гилберт, П. (2009). Знакомство с терапией, ориентированной на сострадание. Достижения в области психиатрического лечения , 15, 199-208 скачать
  • Вейл, Д. , Гилберт, П. (2014). Дисморфическое расстройство тела: функциональный и эволюционный контекст в феноменологии и сострадательный разум. Журнал обсессивно-компульсивных и родственных расстройств , 3(2), 150-160 скачать заархивированная копия

Стыд: скрытый корень большинства психологических проблем — Психолог Хьюстон

Вы не найдете «расстройства стыда» как категорию в DSM-5 (официальный американский каталог диагнозов психического здоровья), и все же стыд, вероятно, главная причина большинства наших психологических проблем.

Стыд часто является тайным двигателем, который заставляет нас встать на путь неупорядоченного питания, заставляет нас плохо относиться к своему телу, вызывает у нас депрессию или социальную тревогу, заставляет нас заниматься патологической ложью, заставляет нас чувствовать себя одинокими и пустым в наших отношениях с другими, и заставляет нас убегать во всевозможные пристрастия.

Стыд: личная история

Когда я только начинал свой бизнес и должен был научиться продавать свою частную психологическую практику, у меня был очень постыдный опыт.

Меня пригласили на радиопередачу, чтобы рассказать о моих взглядах на терапию. Думая, что это будет отличная возможность расширить свою практику, я подробно рассказал о том, как слушатели могут связаться со мной, и стремился продвигать свой веб-сайт и блог. После того, как шоу закончилось, радиоведущий, не осознав, что он все еще в эфире, повернулся к своему помощнику и обругал меня за саморекламу. Моей первой реакцией было смущение. Радиоведущая увидела меня и нелестно осудила меня и объявила об этом всему миру. Он приписывал мне качества, которые я одновременно признавал в некоторой степени верными и считал нежелательными и несовместимыми с тем, как я хотел бы, чтобы меня видели. Несмотря на это, этот опыт был, пожалуй, самым постыдным для радиоведущего, которого застали врасплох в роли, ставящей под сомнение его профессионализм. Ему тоже, должно быть, было стыдно, что эти личные мысли теперь были переданы всему миру и гостю его радиопередачи.

Этот пример хорошо иллюстрирует, что такое стыд. Речь идет о том, чтобы другие видели нас так, как мы не хотим, чтобы нас видели, и так, что другие выносят о нас негативное суждение.

Первой реакцией стыда является желание спрятаться или убежать. Нам кажется, что мы предпочли бы перестать существовать на какое-то время, о чем свидетельствует выражение: «умереть от стыда». И все же, если все идет хорошо, мы учимся на этом опыте корректировать свое поведение, чтобы стать более приемлемым для других: меньше заниматься саморекламой или быть более осторожными в том, что мы говорим и когда говорим. Короче говоря, мы учимся на своих ошибках, прощаем себя и других за их фальшивые выходки.

Стыд в этом смысле не так уж и плох. Фактически, без него мы не смогли бы приспособить или отрегулировать свое поведение в соответствии с социально приемлемыми нормами и не смогли бы сосуществовать с другими.

Преимущества стыда:

Стыд заставляет нас ограничивать себя в сохранении и защите социальных связей. Это то, что заставляет людей не просто бесконечно болтать о себе на вечеринке, это то, что заставляет нас «понимать намек», когда кто-то вежливо отмахивается от нас. Таким образом, это дает нам возможность функционировать в нашем обществе, не избегая и не слишком беспокоя других. Некоторым людям, у которых слишком мало стыда, на самом деле может быть очень трудно ладить с другими, и они могут чувствовать себя избегаемыми и отвергнутыми в своей жизни, сами не зная почему.

Патологический стыд:

Стыд становится беспорядочным только тогда, когда он чрезмерно функционирует или чрезмерно регулирует наше поведение. Вместо того, чтобы стать опытом обучения конкретным нормам ситуации, это может вместо этого стать постоянным знаком на нашей личности или постоянным отказом от некоторых аспектов того, кто мы есть. Вместо того, чтобы просто стать поводом для смущения, это может превратиться в более постоянное ощущение себя плохим, неправильным, отвратительным или непривлекательным.

Желание спрятаться теперь привязывается к аспекту личности, который мы больше не можем позволить другим видеть, потому что это было бы унизительно, если бы это произошло. Мы можем стыдиться своего тела, нашего сексуального желания, нашей потребности в других, нашего стремления к независимости или многих других вещей. Когда стыд действительно глубок, мы даже не можем получить доступ к этим атрибутам самих себя, не путая их с нашим суждением о них. Я могу, например, относиться к любой заботе о себе и о том, что мне нужно, как к признаку «эгоизма», я могу думать о сексе как о «плохом» или «грязном» по своей сути, или я могу думать о здоровой способности полагаться на других как о «быть нуждающимся» или «слабым» 9.0003

Чем сильнее я испытываю чувство стыда, тем больше у меня возникает потребность скрывать эти аспекты от других и даже от себя. От части того, кто я есть, или от того, что я чувствую, теперь нужно отказаться, заставить замолчать или скрыть любой ценой, и я, по сути, отчуждаюсь от части себя.

Проблема с этим желанием оттолкнуть аспекты себя в том, что мой стыд продолжает оказывать влияние, даже когда его отвергают или не признают.

Нездоровые способы борьбы со стыдом:

Всякий раз, когда то, кем мы хотим быть, начинает расходиться с тем, кем мы являемся по своей сути, результатом почти всегда является какая-то форма психопатологии.

Многие люди с историей стыда развивают навязчивую идею стать кем-то другим, а не тем, кто они есть. Вся их жизнь теперь может стать бегством от себя и желанием слиться с идеальным образом себя. Они хотят быть свободными от недостатков и смущающих черт, но могут надеяться достичь этого, только отрезав часть себя.

К сожалению, решение, которое они ищут, и проблема, от которой они пытаются уйти, — две стороны одной медали. Чем больше я преследую свое стремление стать другим, чем я, тем больше я увеличиваю свое суждение о том, кто я есть на самом деле. Стыд и стремление к преодолению стыда, таким образом, часто одно и то же.

Проблема, конечно, в том, что я не могу ни убежать от своего прошлого, ни залечить раны стыда, просто пытаясь убежать от самого себя. Стыд всегда будет следовать за мной как моя тень, если я не займусь им и не устраню его первопричину.

Никакие деньги в будущем не смогут излечить раны детства человека, выросшего в бедности, над которым издевались и издевались одноклассники, и никакое самопожертвование не может излечить позор того, кто принял веру в то, что их отсутствие любви к своим родителям было тем, что привело их родителей к разводу.

Если мы хотим преодолеть свой стыд, лекарство заключается не в том, чтобы избавиться от наших постыдных качеств, а в том, чтобы научиться принимать то, кто мы есть на самом деле.

Лекарство от стыда:

Противоядием от стыда являются любовь и сострадание к себе. Однако, поскольку стыд является таким межличностным опытом и связан с тем, как мы воспринимаем себя по отношению к другим, простое повторение самоутверждений или говоря себе, что мы любим себя, не даст никаких реальных результатов.

Поскольку стыд был вызван эмоциональным переживанием, возникшим в результате социального контакта, или усвоен из сообщений, которые мы получили от других о том, что приемлемо и что неприемлемо, лекарство от стыда должно быть «корректирующим эмоциональным опытом». Любовь к себе должна исходить из опыта быть привлекательным или приемлемым для других. Человек должен быть в состоянии открыться другим, показать себя таким, какой он есть, и испытать, что другие все еще могут любить и принимать тебя в самом уязвимом и незащищенном состоянии.

Этот корректирующий опыт во многом и составляет суть терапии. Терапия помогает создать безопасность и доверие, чтобы раскрыть еще больше того, кем человек является на самом деле, из-под слоев социального притворства. Иногда это означает соприкоснуться с гранями своего опыта, которые даже чужды вам самим, поскольку вы потратили большую часть своей энергии на подавление их, чтобы приспособиться и стать тем, кем, по вашему мнению, хотят быть другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *