Дорогие коллеги! Наверное, попросил бы вашей помощи, хотелось бы разобраться с понятием «эго-идентичности». Факты: «Эго-идентичность» — центральное понятие концепции Эрика Эриксона, чья теория развития личности является классической, уважаемой и реально востребованной. Многие мои уважаемые коллеги концепцию Эрика Эриксона изучают годами и утверждают, что она исключительно глубока и богата. Википедия пишет, что это термин Эрика Эриксона, обозначающий целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый). Л. Хьел, Д.Зиглер в глассарии к «Теории личности» пишут, что это совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.
Пишут, что при кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Самый острый и типовой кризис идентичности — это пора юности.
Необходимым условием для формирования эго-идентичности Д.Марсиа считал определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии, политики (последние две составляют сферу идеологии). Сам Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими». Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,
Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно. Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.
А как это по-русски?Зарубежных авторов читать действительно трудно: другая культура, свой менталитет, плюс особенности перевода. Тем не менее я попробую изложить по-русски, что я понял. А вы дополните и уточните, пожалуйста, мое видение. Я понимаю, что у юноши (девушки) могут быть самые разные вгляды на себя, на людей и на общество. В юности этих взглядов может быть сильно много, они могут быть не согласованы, противоречить друг другу, а при малой их осознанности нередко превращаться в полный туман и путаницу. В результате поведения и чувства человека могут быть неустойчивы, непоследовательны, противоречить друг другу и вызывать недоумение у окружающих. Это — понятно. Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении «кто я», в своих личностных и социальных ролях не сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение «Я иду туда, все будет ОК). Так? Те, кто не навели его пока или вообще у них это не получается — начинают маяться. Собственно, они бы не маялись, потому что им самим определенность нужна так же, как облакам или речкам — то есть вовсе не нужна. Но в обществе без определенности не проживешь, с такими бесформенными никто дела иметь не хочет, им так или иначе говорят: «Друзья, определяйтесь, вы с кем и против кого. Чему будете учиться, куда собираетесь идти работать?» А когда есть неудобные требования, люди на всякий случай начинают переживать: «вы знаете. у меня личностный кризис». И им психотерапевты подсказывают: «Да, да, у вас кризис эго-идентичности. Пожалуйте на психотерапевтические сессии». Задача последующей психотерапевтической работы — подсказать человеку, как ему определиться, но подсказать скрыто: сделав вид, что это не подсказка психотерапевта, а что человек сам открыл это в глубине своей души.
Эго-идентичность — про это? Новости Университета: дискуссии по названиюВо-первых, громадное спасибо всем тем сотням людей, которые поздравили меня с присуждением степени доктора психологических наук! Простите, что не ответил вам — если бы я начал это делать, я должен был бы прекратить все свои остальные дела. Во-вторых, от вас уже пошли заявку на учебу в Университет. Правильно! Кто еще будет думать, посмотрите Учебные планы по специализациям: «Психолог-ведущий психологических тренингов», «Психологическое консультирование», «Психология саморазвития». Появится конкретика, вы лучше сможете понять, насколько вам это нужно и интересно. И, поскольку народ активен, сразу начались обсуждения: возникли предложения Университет назвать по-другому, более академически и серьезно. Не Вольный Психологический Университет, а Университет Практической Психологии. Может быть, действительно «Вольный» оставим как дух нашего будущего Университета, а в названии обозначим то, чем мы занимаемся: практическая психология? Мы пока в начале пути, и название вполне можем выбирать. Итак, прошу отозваться по названию Университета: как он должен звучать на обложке вашего диплома?
| |
Проблема эго-идентичности в работах Э.
Эриксона, Рефератметки:Эриксон, Идентичность, Человек, Теория, Процесс, Признание, Психосоциальный, Верность
«Проблема эго-идентичности в работах Э. Эриксона«
эго человеческий психика идентичность
Теория Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию (Papalia, Olds, 1986; Santrock, 1985).
Его идеи нашли применение в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса. Надо отметить также, что Эриксон проводил широкие психоисторические исследования, посвященные таким известным лицам, как Мартин Лютер, Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Джордж Бернард Шоу.
Несмотря на свою популярность, теория Эриксона не вызвала появления впечатляющего количества эмпирических исследований. Отчасти отсутствие систематических исследований, посвященных данной теории, можно объяснить тем фактом, что ее идеи сложны и абстрактны. Более того, такие понятия, как доверие, верность, психосоциальный мораторий не определены настолько четко, чтобы можно было установить их эмпирическую состоятельность. Другая трудность обусловлена тем обстоятельством, что валидизация теории Эриксона требует широких лонгитюдных исследований, необходимых для оценки изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всего жизненного цикла. Сбор лонгитюдных данных — дорогостоящая и очень длительная процедура. В результате всего этого, исследования, посвященные проверке особенностей взаимовлияния психосоциальных стадий, проводятся в настоящее время относительно редко. Наконец, сам Эриксон не проявлял никакого интереса к эмпирической проверке своих положений. Исследования, проводившиеся им самим, основывались на содержательном анализе клинических случаев.
Большую часть работы он посвятил концепции эго-идентичности как проявлению соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я, которое мы и рассмотрим в данной работе.
Эго-идентичность как термин обозначает целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. . Эго-идентичность — не сознавание, а чувство-ощущение «Я развиваюсь, но я- тот же самый». Это совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.
8 стр., 3647 слов
Исследование на тему «Психология потребителя»
… Японии, где это называлось kaizen. Помимо прочих, ключевая идея этой программы — полная идентичность требованиям заказчика, пример которой мы видели в предыдущей … на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; …
Когда к психоаналитику Эрику Эриксону приходили пациенты с жалобами на «потерю себя», с вопросами «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбилась ли я с пути?», ему нужно было эти вопросы интерпретировать с точки зрения психоанализа, перевести на язык психоанализа. Первичные влечения (Ид, «Оно») — это не ответ на вопрос пациентов «Кто я?» Внушения и требования общества (ты сын, ты ученик, ты адвокат) — понятно тем более «Не я», тем более для психоаналитика. Самое близкое — это понятие «Эго».
Согласно теории Фрейда, Эго — это один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго. Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением).
Эриксон предположил, что Эго может формировать представление человека о самом себе, отвечать на вопрос «Кто я?», и назвал это эго-идентичностью.
То, кем я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути — это личностная идентичность. Если просто что-то «знаю» о себе — это скорее личностная идентичность. Если я «чувствую, кто я и где я нахожусь», это скорее эго-идентичность. Если я могу интегрировать свои разные личностные и социальные роли плюс ощущаю непрывность себя и своего развития, это эго-идентичность.
Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.
Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими».
Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. При кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Самый острый и типовой кризис идентичности — это пора юности.
Я взрослый или еще ребенок? Я тот, который крутой — или который ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я верующий или это смешно? Я патриот или ну его? Я любитель пепси-колы или осознанное существо?
Необходимое условие для формирования эго-идентичности — определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии и политики.
13 стр., 6408 слов
Человек как личность и индивидуальность
… его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы … индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве он включается в исторически …
По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова: «Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».
Признание самотождественности личности значимым социальным окружением — при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.
Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство — вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра — другое, а что захочется придумать про себя завтра — не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.
Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия — групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Формирование эго-идентичности, или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.
Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, — это не болезни личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».
По Эриксону, «я» не что иное, как словесное утверждение, согласно которому я чувствую, что я — это центр сознания в мире опыта, где я имею последовательную (непрерывную. — Р. К.) идентичность, и что я владею моим разумом и способен выразить свои мысли и ощущения». «Я» или «эго» — это осознание человеком того, что он жив, и он есть сама жизнь.
Эго-идентичность обозначает твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя по отношению к миру, это чувство адекватности и стабильного непрерывного владения собственным «я» независимо от изменяющихся ситуаций, в которых оказывается личность. «Идентичность — это прежде всего показатель зрелой личности (взрослой), истоки и тайны которой скрыты» на предшествующих стадиях ее становления.
23 стр., 11153 слов
Эго-теория личности Э. Эриксона
… прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных . .. эго против отчаяния 3. Оценка эго-теории личности Э. Эриксона 3.1 Основные положения Эриксона относительно природы человека 3.2 Эмпирическая … 4 Школьный возраст: трудолюбие против чувства неполноценности 2.5 Юность: эго-идентичность …
Этих стадий всего восемь, но пятая (11-20 лет) является ключевой, и при удачном протекании этого процесса к 20 годам человек приобретает чувство эго-идентичности. Одной из функций эго-идентичности является адаптация к новым условиям и ситуациям, но если эта функция утрачена, то наступает кризис идентичности. Изменение социальных и культурных условий существования личности может вести к утрате прежнего «я» человека и формированию новой личности. Эта перестройка личности может привести к тяжелому неврозу, к «потере себя».
Смысл терапевтической работы усматривался Эриксоном в возвращении пациенту утраченного чувства эго-идентичности. Под влиянием этих идей Лифтон, по-видимому, заключил, что американские солдаты, попав в плен, оказались в новых условиях существования и это повлекло изменение их эго-идентичности. Они пересмотрели прежние убеждения и с позиций новой личности расценили свои действия против корейцев как преступления, но в США восприняли эти заявления как признание в вымышленных преступлениях.
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную
Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго — то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго-идентичность можно определить следующим образом.
В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.
20 стр., 9905 слов
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание …
… – это, то чем та или иная личность отличается от окружающей. Особенностью интеллекта, чувствами и др. свойственны личности, проявляющиеся в деятельности. Но индивидуальность говорит не … психологических и физических состояний, действий процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция». «Я-образ» …
В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта.
Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим». Таким образом, «диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.
Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегр рованной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами то подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицирует.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности- противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.
В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного поведения. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Возможно, даже в большей степени, чем другие представленные здесь персонологи, Эриксон подчеркивал, что жизнь — это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на однои жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность — это борьба «на всю жизнь».
Успешное развитие приводит к формированию основ четкой взрослой идентичности, в то время как неуспешное развитие приводит к рассеянному, фрагментарному, размытому, непостоянному ощущению собственной самости. По словам Эриксона:
4 стр., 1644 слов
Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. …
… провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первым приступивший к … более значительную роль в жизни человека). Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Самосознание — форма психического …
«С установлением хороших отношений с миром умений и инструментов и с наступлением половой зрелости детство закономерным образом приходит к своему завершению. Начинается юность. Но в пубертате и юности все виды тождественности и целостности, достигнутые ранее, снова ставятся под сомнение, это связано с быстрым ростом тела, сравнимым по скорости с ростом в раннем детстве, и с совершенно новым приобретением — физической половой зрелостью. Растущие… юноши… озабочены теперь в основном тем, как они выглядят в глазах окружающих по сравнению с тем, как они сами себя ощущают, и тем, как можно соединить освоенные ранее роли и навыки с профессиональными моделями сегодняшнего дня.
Интеграция, происходящая теперь в форме эго-идептичности, — это не просто сумма детских идентификаций. Это приобретенный опыт способности эго интегрировать данные идентификации в сочетании с превратностями либидо, со способностями, развитыми на основе дарований, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями.
Таким образом, чувство эго-идентичности- это приобретенная уверенность в том, что внутренняя тождественность и целостность сочетаются с целостностью и тождественностью предназначения человека относительно других людей, подтверждением чему является реальная перспектива „карьеры».
Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой популяции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии ими ролей взрослых. Для обозначения этих интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный моратории. В США и других технологически развитых странах психосоциальный мораторий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать определенное количество различных социальных и профессиональных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей».
Верность — краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Здесь следует внести ясность в значение термина «идеология». Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии — «создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности».
8 стр., 3741 слов
Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса …
… определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента не как … образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности. К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности. 1. Темперамент …
Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» Воодушевленные идеологией молодые люди вовлекаются в разного рода деятельность, бросающую вызов устоявшимся традициям культуры — акции протеста, бунты и революции. В более широком смысле, считает Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил.
По Эриксону, эго-идентичность — это целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).
Эго-идентичность обозначает твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя по отношению к миру, это чувство адекватности и стабильного непрерывного владения собственным «я».
Основным пиком формирования эго-идентичности является пятая (11-20 лет) стадия развития личности, выделенная ученым. При удачном протекании этого процесса к 20 годам человек приобретает чувство эго-идентичности. Одной из функций эго-идентичности является адаптация к новым условиям и ситуациям, но если эта функция утрачена, то наступает кризис идентичности. Изменение социальных и культурных условий существования личности может вести к утрате прежнего «я» человека и формированию новой личности. Эта перестройка личности может привести к тяжелому неврозу, к «потере себя».
Чтобы не допустить таких последствий, эго-идентичность должна подкрепляться внешними факторами, такими как признание окружающих, поддержка и понимание, а так же внутренними факторами, какими выступают самотождественность, принятие себя, своего Я, рефлексия.
Но основным ключом к Эго-идентичности все таки становится объективное самовосприятие, гармония внутреннего мира и окружающей среды, оптимально положительное отношение к собственному Я. Таким образом человек воспринимает себя таким, каким он есть, сохраняя органичность и целостность личности.
Список литературы
1.Эрик Г. Эриксон. «Детство и общество». 1996 г.
.«Теории личности и личностный рост» Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. 2002 г.
.«AION. Исследование феноменологии самости» Карл Юнг, 1997 г.
.Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис» 1996 г.
.Лифтон Р. «Технология промывки мозгов», 2005 г.
6 стр., 2532 слов
Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности …
… Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность,ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическаяконцепция, кризис идентичности. Исследование … современной психологии под личностью понимается«индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В … теорий личности. В своей курсовой работе я рассмотрю теорию личностиЭ. Эриксона. Центральным …
6.Хьелл Ларри А. , Зиглер Дэниел Дж. Теории личности
7.
Идентичность, Психосоциальная | Encyclopedia.com
Интересы и подходы
Теория психосоциальной идентичности
Исторические соображения
БИБЛИОГРАФИЯ
Когда мы хотим установить идентичность человека, мы спрашиваем, как его зовут и какое положение он занимает в своем сообществе. Личная идентичность значит больше; оно включает в себя субъективное ощущение непрерывного существования и связную память. Психосоциальная идентичность обладает еще более неуловимыми характеристиками, одновременно субъективными и объективными, индивидуальными и социальными.
Субъективное чувство идентичности — это чувство одинаковости и непрерывности личности, но с особым качеством, вероятно, лучше всего описанным Уильямом Джеймсом. Характер человека, писал он в письме, различим в «умственном или нравственном отношении, в котором, когда оно приходило к нему, он чувствовал себя наиболее глубоко и интенсивно деятельным и живым. В такие моменты внутри раздается голос, который говорит и говорит: «Это и есть настоящий я!» Такой опыт всегда включает в себя «элемент активного напряжения, как бы удерживания себя и веры в то, что внешние вещи выполняют свою роль». чтобы сделать это полной гармонией, но без какой-либо гарантии, что они будут» (1920, том. 1, с. 199). Так зрелый человек может прийти к изумленному или радостному осознанию своей личности.
То, что лежит в основе такого субъективного чувства, однако, может быть признано другими, даже когда оно не особенно сознательно или даже самосознательно: так можно наблюдать, как юноша «становится самим собой» в тот самый момент, когда он может говорят, что он «теряет себя» в работе, игре или компании. Внезапно ему кажется, что он чувствует себя «как дома в своем теле», «знает, куда идет» и так далее.
Социальные аспекты формирования идентичности были затронуты Фрейдом, когда в своем выступлении он говорил о «внутренней идентичности», которую он разделял с еврейской традицией и которая до сих пор лежит в основе его личности, а именно способность жить и мыслить изолированно от «сплоченного большинства» ([1926] 1959, с. 273). Таким образом, постепенное развитие зрелой психосоциальной идентичности предполагает наличие сообщества людей, чьи традиционные ценности становятся значимыми для растущего человека, даже когда его рост становится актуальным для них. Простых «ролей», которые можно «играть» взаимозаменяемо, явно недостаточно для социального аспекта уравнения. Только иерархическая интеграция ролей, способствующая жизнеспособности индивидуального роста, поскольку они представляют жизненно важную тенденцию в существующем или развивающемся социальном порядке, может поддерживать идентичность. Таким образом, психосоциальная идентичность зависит от комплементарности внутреннего (эго) синтеза в индивидууме и ролевой интеграции в его группе [9].0011 см. Роль; см. также Эриксон 1959].
В индивидуальном развитии психосоциальная идентичность неосуществима до и необходима после окончания подросткового возраста, когда взрослое тело срастается, когда созревшая сексуальность ищет партнеров и когда полностью развитый ум начинает предвидеть историческую перспективу и ищет новые привязанности — все события, которые должны сливаться друг с другом в новом смысле тождества и непрерывности. Здесь устойчивые (но иногда противоречащие друг другу) инфантильные идентификации приводятся в соответствие с срочными (и все же часто предварительными) новыми самоопределениями и необратимым (и все же часто неясным) ролевым выбором. Происходит то, что мы называем кризис идентичности.
Исторические процессы, в свою очередь, кажутся жизненно связанными с требованием идентичности в каждом новом поколении; ибо, чтобы оставаться жизнеспособными, общества должны иметь в своем распоряжении энергию и лояльность, возникающие в результате подросткового процесса: по мере «подтверждения» позитивных идентичностей общества возрождаются. Там, где этот процесс терпит неудачу у слишком многих людей, становится очевидным исторический кризис . Таким образом, психосоциальную идентичность также можно изучать с точки зрения взаимодополняемости истории жизни и истории (Эриксон 19).58; 1964, глава 5).
В своих индивидуальных и коллективных аспектах психосоциальная идентичность стремится к идеологическому единству; но оно также всегда определяется тем прошлым, которое нужно пережить, и тем потенциальным будущим, которое нужно предотвратить. Таким образом, формирование идентичности включает в себя непрерывный конфликт с мощными негативными элементами идентичности. Во времена усугубляющихся кризисов они выходят на первый план, чтобы пробудить в человеке убийственную ненависть к «инаковости», которую он считает злом в чужих и в себе. Таким образом, изучение психосоциальной идентичности требует также оценки иерархии положительных и отрицательных элементов идентичности, присутствующих на этапе жизни человека и в его исторической эпохе.
Это измерения, которые окажутся незаменимыми для изучения идентичности в различных дисциплинах, которые сейчас будут перечислены. Тем временем я надеюсь избавиться от причудливого современного «определения» идентичности как вопроса «Кто я?»
Психиатрия и социальная психиатрия
Сложные жизненные процессы часто проявляются вначале в эпидемиологических состояниях дисфункции. Таким образом, в наше время значение процесса идентичности впервые стало очевидным для психопатологов, распознавших психосоциальные факторы в тяжелых нарушениях индивидуального чувства идентичности (отчуждение, спутанность идентичности, деперсонализация), и для диагностов социальных потрясений, обнаруживших в действии психосоциальные феномены. ролевой конфликт, аномия).
По мере того, как теоретический фокус психоанализа смещался от «инстинктов» к «эго», от защитных механизмов к адаптивным и от инфантильных конфликтов к более поздним стадиям жизни, состояния острого нарушения эго стали распознаваться и лечиться. Синдром, названный путаницей идентичности («рассеивание идентичности» оказалось несколько двусмысленным термином), был признан характеризующим невротические расстройства, возникающие в результате травматических событий, таких как война, интернирование и миграция (Erikson [1950] 1964, стр. 38-45). . Но она также оказалась доминирующей чертой нарушений развития в подростковом возрасте (Эриксон 19).59, стр. 122-146). Кризисы идентичности, усугубляемые социальными изменениями и изменениями в процессе взросления, могут вызывать невротические или психотические синдромы, но обнаруживаются поддающимися диагностике и лечению преходящими нарушениями (Blaine & McArthur, 1961). Кроме того, смешение идентичности также можно распознать в поведении извращенца-правонарушителя и причудливого экстремиста, которое может приобретать эпидемиологические масштабы в результате технологических изменений и перемещений населения (Witmer & Kotinsky, 1956). Таким образом, считается, что теории, терапии и профилактике не хватает надлежащих рычагов, если потребность в психосоциальной идентичности не понята, и особенно если вместо этого молодой девиант или пациент «подтверждается» как прирожденный преступник или пожизненный пациент исправительными или терапевтическими учреждениями. (Эриксон и Эриксон 1957; К. Т. Эриксон 1957).
Детское развитие и антропология
Таким образом, изучение различных дисфункций пролило свет на формирование идентичности как самого критерия психосоциального функционирования в конце и после завершения одной критической стадии развития: подросткового возраста. Идентичность, безусловно, не возникает (и не заканчивается) в подростковом возрасте: с рождения и далее ребенок узнает, что имеет значение в пространстве-времени и жизненном плане его культуры, благодаря различным реакциям сообщества на его взрослеющее поведение. Он учится отождествлять себя с идеальными прототипами и развиваться вдали от злых. Но формирование идентичности приходит к решающему кризису в юности — кризису, который в разных обществах встречается, смягчается или усугубляется по-разному (Лихтенштейн 19). 61; Эриксон 1950).
История и социология
Исторические рассуждения возвращают нас к предыстории и эволюции человека. Лишь постепенно становясь единым человечеством, сознающим себя и ответственным перед собой и за себя, человек разделился на псевдовиды (племена и нации, касты и классы), каждый со своей сверхопределенной идентичностью и каждый подкрепляемый смертным предубеждением против своих образов другие псевдовиды.
В истории идентификации и идентичности неизбежно меняются вместе с меняющимися технологиями, культурами и политическими системами. Таким образом, существующие или изменяющиеся роли должны быть повторно ассимилированы в психосоциальной идентичности наиболее доминирующих и наиболее многочисленных членов организации. Масштабные противоречия в этой продолжающейся ассимиляции приводят к паника идентичности , которая, в свою очередь, усугубляет иррациональное отвращение и предрассудки и может привести к беспорядочному насилию в больших масштабах или к широко распространенному самоповреждающему недомоганию (Stein et al. , 1960; Wheelis, 1958).
Тот факт, что пережитки «трайбализма» у вооруженных и промышленно развитых видов могут способствовать созданию условий крайней опасности для выживания самого вида, приводит к новому осознанию позиции человека в его собственной продолжающейся истории.
Религия и философия
Проецируя злую инаковость на врагов и дьяволов, человек обычно приписывал высшую «идентичность» божествам, которые гарантируют при явленных условиях его шансы на индивидуальное бессмертие или возрождение. Эта тенденция является подходящим предметом для психоаналитического и психосоциального исследования лишь в той мере, в какой она раскрывает психологические и культурные вариации проекции человеком своего стремления к всемогущей идентичности на «запредельное» (Erikson 1958).
Наконец, психосоциальная идентичность человека философски связана с его стремлением достичь и превзойти чистое «Я» , которое остается экзистенциальной загадкой каждого человека. Старая и новая мудрость подсказывает, что человек может превзойти только то, что он утверждал в течение жизни и поколения. Здесь клиническая и социальная науки будут заниматься доказуемым, а философия — мыслимым (Lichtenstein 1963).
Из этого множества подходов мы выберем несколько совпадающих тем для более последовательного изложения.
Кризис идентичности
У некоторых молодых людей, в некоторых классах, в некоторые периоды истории кризис идентичности будет бесшумным; у других людей, классов и периодов кризис будет четко обозначен как критический период, своего рода «второе рождение», либо преднамеренно усиленное коллективным ритуалом и индоктринацией, либо спонтанно усугубленное индивидуальным конфликтом.
В этот день чрезмерной психиатрической озабоченности следует подчеркнуть, что кризис здесь означает не фатальный поворот, а скорее (как это бывает в драме и медицине) критический момент или неизбежный поворотный момент к лучшему или к худшему. «Лучше» здесь означает слияние созидательных энергий личности и общества, о чем свидетельствуют физическая грация, умственная активность, эмоциональная прямота и социальная «актуальность». «Хуже» означает длительное замешательство идентичности у молодого человека, а также в обществе, которое утрачивает целенаправленное применение энергии молодости. Но худшее в конечном итоге может привести к лучшему: неординарные личности в повторяющихся кризисах создают элементы идентичности будущего (Эриксон 19).58).
Закрытие личности и «идеология».
У индивидуума нормативный кризис идентичности вызывается одновременными и неделимыми событиями, которым уделялось неодинаковое внимание в различных областях исследования. «Срастание» позднего подросткового возраста приводит к все более необратимым конфигурациям физического и сексуального типа, когнитивного и эмоционального стиля и социальной роли. Половое созревание подталкивает человека к более или менее регрессивным, скрытым или неразборчивым контактам; тем не менее роковое значение сужающегося выбора более постоянных партнеров становится неизбежным. Все это тесно связано с созреванием паттернов познания и суждения. Исследования Инхельдера и Пиаже (1955) предполагают, что только в подростковом возрасте человек может «обратить» в своем уме последовательность событий таким образом, что становится ясно, почему то, что произошло , должно было произойти . Таким образом, необратимость последствий (более или менее преднамеренных, более или менее «заслуженных») становится болезненно очевидной. Таким образом, при такой когнитивной ориентации молодой человек должен сделать или «сделать свой собственный» ряд личных, профессиональных и идеологических выборов.
В то же время должна иметь место бессознательная интеграция всех предыдущих идентификаций. У детей есть ядро отдельной идентичности в раннем возрасте; часто видно, что они защищают его с преждевременным самоопределением от давления, которое заставит их чрезмерно отождествлять себя с одним или обоими своими родителями. На самом деле то, что в клинической литературе описывается как идентификация, обычно является невротической гиперидентификацией. Постподростковая идентичность, безусловно, должна опираться на все те более ранние идентификации, которые способствовали постепенному согласованию инстинктивного склада индивидуума с его развивающимися способностями и осязаемыми обещаниями будущих возможностей. Но целостность идентичности — это больше, чем сумма всех предыдущих идентификаций, и она должна поддерживаться общественной ориентацией, которую мы назовем идеологической. Живая идеология представляет собой систематизированный набор идей и идеалов, объединяющий стремление к психосоциальной идентичности в подрастающем поколении, и остается пластом в образах каждого человека. остается ли она «образом жизни» или становится воинствующей «официальной» идеологией [ см. Идеология]. Идеологическое мировоззрение может передаваться в догматической форме посредством особых обрядов, индукций или конфирмаций; или общество может позволить молодежи экспериментировать в течение определенных периодов (я назвал их психосоциальными мораториями) при особых условиях (Wanderschaft, граница, колонии, служба, колледж и т. д.).
Верность
Рано или поздно молодой человек и функционирующее общество должны объединить усилия в том сочетании лояльности и компетентности, которое лучше всего можно назвать верность (Эриксон, 1963). Это может быть реализовано путем вовлечения молодежи в качестве бенефициаров и обновителей традиции, рабочих и новаторов в технике, критиков и омолаживающих стиль и логику, бунтовщиков, стремящихся к разрушению пустой формы в таком опыте, который раскрывает сущность эпохи. Современникам часто трудно разглядеть жизненное обещание новой и более всеобъемлющей идентичности или оценить специфическое отчуждение, присущее той или иной исторической эпохе: во все эпохи звучат пророческие голоса, которые исповедуют приписывание экзистенциального самоотчуждения человека грехи времени [ см. Отчуждение].
Очевидно, кризис идентичности эпохи наименее серьезен в той части молодежи, которая способна вкладывать свою верность в расширяющиеся технологии и, таким образом, развивает новые и компетентные типы и роли. Сегодня это включает в себя молодых людей во всех странах, которые могут вписаться и взять на себя активную ответственность за техническое и научное развитие, учась, таким образом, отождествлять себя с образом жизни, основанным на изобретениях и производстве. Молодежь, которая жаждет такого опыта, но не может найти к нему доступ, будет чувствовать себя отчужденной от общества до тех пор, пока технология и нетехнический интеллект не придут к определенному сближению.
Мужская и женская идентичность
Отличаются ли мужская и женская идентичности? «Механизмы» формирования идентичности, конечно, те же. Но поскольку идентичность всегда закрепляется как в физиологических «данностях», так и в социальных ролях, пол, наделенный «внутренне-телесным пространством», способным производить потомство, живет в иной тотальной конфигурации элементов идентичности, чем отцовский пол (Erikson 1965). . Очевидно также, что детские идентификации, которые необходимо интегрировать, различаются у обоих полов. Но реализация оптимальной психосоциальной идентичности женщины (которая в наши дни включала бы индивидуальность, мастерство и гражданство, а также материнство) сталкивается с древними проблемами. «Глубина», как конкретно физическая, так и эмоциональная, участия женщины в цикле сексуального влечения, зачатия, беременности, кормления грудью и заботы о детях использовалась создателями идеологий и обществ, чтобы отправить женщин во всевозможные пожизненные «заключения». и ограничивающие роли. Психоанализ показал, что формированию женской идентичности предопределяет то, чем женщина не может быть и не может иметь, а не то, чем она является, была и может стать. Таким образом, борьба за юридическое и политическое равенство может сопровождаться настойчивыми попытками обосновать женскую идентичность доказательством того, что она (почти) так же хороша, как и мужчина, в деятельности и графике, созданном мужчинами и для мужчин. Тем не менее, яркое балансирование на грани технологических и политических мужчин в вопросах, которые сейчас являются жизненно важными для всего вида, возродило видение новой идентичности женщины, в которой материнская ориентация не противоречит работе и гражданству, но придает новый смысл оба. Но здесь, как и везде, новых изобретений будет недостаточно, пока преобладают глубоко укоренившиеся негативные идентичности [9].0011 см. Индивидуальные различия, статью о половых различиях].
Отрицательная идентичность и тоталитаризм
Как уже отмечалось, отрицательная идентичность остается непокорной частью тотальной идентичности. Кроме того, человек склонен «создавать себе» негативный образ самого себя, навязанный ему начальством и эксплуататорами (Эриксон, 1959, с. 31-38). Цитируя современную проблему, личность цветного ребенка может укрепиться благодаря мелодичной речи его родителей, и все же он может начать подозревать эту речь как знак подчинения и начать стремиться к резким чертам превосходства, из-за которых «хозяин раса» пытается всеми средствами исключить его. В свою очередь фанатичный сторонник сегрегации, возможно, научился укреплять региональную идентичность отрицанием всего цветного и, тем не менее, мог испытать ранние ассоциации с цветными людьми, по которым он по-прежнему испытывает ностальгию. Поэтому он будет защищать свое превосходство с такой ограниченностью мышления, что не сможет обеспечить надежную идентичность в просвещенном обществе.
Два явления еще больше усложняют эти внутренние разломы. Во-первых, негативные образы становятся тесно связанными друг с другом в образах человека. Усиленная защита от негативной идентичности может заставить ярко выраженного настоящего мужчину презирать в себе и других все, что напоминает женскую сентиментальность, окрашенную пассивность или еврейскую мозговитость, и в то же время заставить его опасаться, что то, что таким образом вызывает презрение, может взять верх над его сознанием. мир. Такая реакция является источником большой человеческой ненависти. Кроме того, в случае усугубления кризиса индивидуум (или группа) может отчаяться в своей способности содержать эти негативные элементы в позитивной идентичности. Это может привести к внезапному отказу от тотальных доктрин и догм (Лифтон 19).61), в котором негативная идентичность становится доминирующей. Многие молодые немцы, когда-то чувствительные к иностранной критике, стали безжалостными нацистами из-за отскока от любви к Kultur , которая в послеверсальской Германии казалась несовместимой с немецкой идентичностью. Его новая идентичность, однако, была основана на тоталитаризме, отмеченном радикальным исключением опасной инаковости и неспособностью интегрировать исторически данные элементы идентичности, также живущие в каждом немце. Что отличает такой тоталитаризм от конверсий, обещающих более всеобъемлющую целостность, так это особая ярость, которая возникает всякий раз, когда развитие идентичности теряет обещание традиционно гарантированной целостности. Эта скрытая ярость легко используется лидерами-фанатиками и психопатами. Он может взорваться произвольной разрушительностью толпы, а может служить эффективному насилию организованных машин разрушения.
Как и предсказывалось, соображения развития привели нас к изучению исторических процессов, поскольку идентичность и идеология представляются двумя аспектами одного и того же психосоциального процесса. Но идентичность и идеология — это только промежуточные станции на пути к дальнейшему индивидуальному и коллективному взрослению; новые кризисы работают на те более высокие формы социальной идентификации, в которых идентичности соединяются, сливаются, обновляются и трансцендируются.
Однако в истории есть периоды, представляющие собой относительный вакуум идентичности, когда три формы человеческого восприятия усугубляют друг друга: страхи, вызванные открытиями и изобретениями (в том числе оружия), радикально расширяющими и изменяющими картину мира, тревоги, усугубляемые распад институтов, которые были историческим якорем существующей идеологии, и страх перед экзистенциальным вакуумом, лишенным духовного смысла. В прошлом идеологические новаторы развили жизненно важные компоненты новой идентичности из своих длительных и повторяющихся подростковых конфликтов (Эриксон 19).58; 1964, стр. 201-208). Однако сегодня идеология прогресса сама сделала непредсказуемые и неограниченные изменения «волной будущего». Таким образом, во всех частях мира сейчас идет борьба за опережающую и более инклюзивную идентичность. Революционные доктрины обещают новую идентичность «крестьянина-рабочего» молодежи стран, которые должны преодолеть свою родоплеменную, феодальную или колониальную ориентацию. В то же время новые нации пытаются поглотить регионы, а новые рынки пытаются поглотить нации; мировое пространство расширяется и включает космическое пространство как подходящее место для универсальной технологической идентичности.
Функционирующие общества могут подтвердить свои принципы, а истинные лидеры могут создать новую значительную солидарность, только поддерживая развитие более инклюзивной идентичности; ибо только новая и просвещенная этика может успешно заменить умирающие морализмы. Неру сказал, что Ганди дал Индии идентичность; и действительно, совершенствуя активный способ ненасилия, Ганди преобразовал разделяющую и негативную идентичность («пассивного» индийца) во всеобъемлющее и воинственное требование единой нации. В других частях мира молодежь сама показала, что, когда ей доверяют, она может давать образцы для новых элит. Здесь можно вспомнить израильских «кибуцников», Корпус мира США и американских студентов, стремящихся избавиться от расовых предрассудков. В таких событиях можно увидеть, как молодые мужчины и женщины развивают новые формы солидарности и новую этику.
В заключение, однако, мы должны напомнить себе, что взаимодополняемость и относительность индивидуальной идентичности и коллективной идеологии (которая, без сомнения, возникла как часть социогенетической эволюции человека) также наделяет человека опаснейшим потенциалом, а именно, длительно незрелой перспективой. по истории. Идеологии и идентичности, правда, стремятся преодолеть тиранию старых морализмов и догматизмов; тем не менее, они часто возвращаются к ним, соблазненные праведностью, которой отвергается инаковость, когда условия, поддерживающие чувство идентичности, кажутся в опасности. Старые идеологи, вооруженные современным оружием, вполне могли бы стать палачами человечества. Но тенденция к всеохватывающей человеческой идентичности, а вместе с ней и к универсальной этике, в равной степени заметна в развитии человека, и, возможно, не будет слишком утопическим предположение, что новые и всемирные системы технологий и коммуникации могут служить сделать эту универсальность более явной.
Эрик Х. Эриксон
[ Непосредственно связаны записи Личность; Психоанализ, статья о психологии эго; Самоконцепция. Другие соответствующие материалы можно найти в разделе Подростковый возраст; Антропология, статья о культурной антропологии ; Психология развития; Младенчество; Жизненный цикл; Социализация.]
Блейн, Грэм Б.; и Макартур, Чарльз (редакторы) 1961 Эмоциональные проблемы студента. Нью-Йорк: Эпплтон.
Эриксон, Эрик Х. (1950) 1964 Детство и общество. 2-е изд., ред. & англ. Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Эрик Х. (1958) 1962 Юноша Лютер. Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Эрик Х. 1959 Личность и жизненный цикл. Психологические проблемы 1, вып. 1.
Эриксон, Эрик Х. (редактор) 1963 Молодежь: перемены и вызовы. Нью-Йорк: Базовые книги.
Эриксон, Эрик Х. 1964 Проницательность и ответственность. Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Эрик Х. 1965 Внутреннее и внешнее пространство: размышления о женственности. Страницы 1-26 в Роберте Лифтоне, Женщина в Америке. Нью-Йорк: Хоутон Миффлин.
Эриксон, Эрик Х. 1966 Концепция идентичности в расовых отношениях: Примечания и запросы. Дедал 95:145-171.
Эриксон, Эрик Х.; и Эриксон, Кай Т. 1957 г. Подтверждение правонарушителя. Чикаго Ревю 10:15-23.
Эриксон, Кай Т. 1957 Роль пациента и социальная неопределенность. Психиатрия 20:263-274.
Фрейд, Зигмунд (1926) 1959 Обращение к Обществу Бнай Брит. Том 20, страницы 272-274 в Зигмунде Фрейде, Стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии. Лондон: Хогарт.
Инхельдер, Бербель; и Пиаже, Жан (1955) 1958 Рост логического мышления от детства к юности. Нью-Йорк: Базовые книги. → Впервые опубликовано как De la logique de I’enfant à la logique de Vadolescent.
Джеймс, Уильям 1920 Письма. Том 1. Бостон: Atlantic Monthly Press.
Лихтенштейн, Хайнц 1961 Идентичность и сексуальность: исследование их взаимосвязи в человеке. Журнал Американской психоаналитической ассоциации 9:179-260.
Лихтенштейн, Хайнц 1963 Дилемма человеческой идентичности. Журнал Американской психоаналитической ассоциации 11:173-223.
Лифтон, Роберт Дж. 1961 Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае. Нью-Йорк: Нортон.
Стейн, Морис Р.; Видич, Артур; и Уайт, Дэвид М. (редакторы) 1960 Identity and Anxiety. Нью-Йорк: Свободная пресса.
Уилис, Аллен 1958 В поисках идентичности. Нью-Йорк: Нортон.
Витмер, Хелен Л. ; и Котинский, Рут (редакторы) 1956 Новые перспективы исследования преступности среди несовершеннолетних. Вашингтон: Детское бюро США.
время — Является ли постоянное я еще живучим?
Это тесно связано с этим постом. Загадка самого себя?
И этот. Может ли преемственность сознания человека прерваться и возникнуть новый человек?
Это философский вопрос о личности.
По возражениям на аргумент (подставляя свои определения):
С1. [Непрерывное чувство субъективной идентичности] статично в [непрерывном развертывании опыта во времени].
С2. [Непрерывное развертывание опыта во времени] не может быть [непрерывным чувством субъективной идентичности], иначе [непрерывное чувство субъективной идентичности] не было бы статичным.
C. Следовательно, [непрерывное развертывание опыта во времени] есть [является причиной] [непрерывного чувства субъективной идентичности] поддается идентификации.
Лучшее возражение:
- Постоянное ощущение субъективной идентичности на самом деле не может быть статичным. Большинство людей, которые принимают нас и то, как мы себя определяем, со временем меняются. (См. экзистенциалистов вроде Сартра о «Бытие и ничто » или Маслоу о самореализации). Сомнительно.
Это срывает всю цепочку рассуждений, поскольку, если P1 ложно, а P2 претендует на истинность при условии P1 (а не независимо), то у вас нет веских или действительных аргументов для достижения C.
Кроме того, C можно возразить на том основании, что [предпосылка, что опыт во времени] не является ни необходимым, ни достаточным для субъективной идентичности. Возможно, требуется нечто большее, чем просто переживание с течением времени, например, если переживание, подразумевающее сознание, не структурировано определенным образом, например, концептуально, тогда сознание не сможет достичь субъективной идентичности. Вы вызываете «чувство», но, возможно, «мысль» будет более широким термином, поскольку мы больше, чем наши чувства. Понятия и умозаключения насыщают наш опыт, и аргументация не перечисляет их в качестве необходимого условия.
Само понятие «субъективная идентичность идентифицируема» требует подходящего определения. Здесь также может быть найдено другое необходимое условие. Что означает (предположительно) субъективная идентичность, идентифицирующая себя? Является ли это метапознанием, а не просто познанием? Следовательно, помимо концептуализации требуется самосознание? Было бы очень сложно объяснить, как существует разрыв между нами и нашими собратьями-гоминидами в интеллектуальном отношении. Но опять же, возможно, нет.А как насчет возможности того, что субъективная идентичность действительно ответственна за переживание времени? Эта причинность распространяется и в другом направлении, может быть, каждый процесс усиливает другой? Феноменологи склонны рассматривать субъективный опыт как основу всего остального, в отличие от тех из нас, кто склонен к аналитической философии и склонен сводить ментальное к физическому, насколько это уместно? Печально известный всадник нового атеизма Дэниел Деннет классно сводит все ментальное к физическому в форме элиминативного материализма.