Что такое субъективное время или Почему оно может позволить себе остановиться?
Каждый человек хотя бы раз сталкивался с тем, что время как будто замедлялось: например, на неудачном свидании или на очень скучной лекции. Или наоборот — ускорялось, как во время увлекательной игры, когда часы ощущались минутами. Это происходит из-за того, что наше ощущение времени субъективно. Рассказываем, что такое субъективное время и от чего оно зависит.
Что такое субъективное время?
Субъективное время может умещаться в физически исчисляемый интервал (минут, секунд, часов), но из-за наполненности событиями или эмоциями у человека складывается впечатление, что этого времени больше или меньше, чем отмерили часы. Искажение восприятия времени называется дисторсией.
Субъективное время — это время, которое человек ощущает и проживает, оно наполнено эмоциональными переживаниями, благодаря которым оно как бы отслаивается от объективного времени, которое исчисляется минутами и секундамиНапример, люди, оказавшиеся в стрессовой ситуации, отмечали, что время в этот момент как будто замедлялось. Они могли отметить больше деталей, а впоследствии сохраняли более подробные воспоминания. Или наоборот, когда вы засыпаете, вам кажется, что время идет быстрее. Оно может замедляться, в зависимости от фазы сна.
Уже античные философы задавались вопросом о восприятии времени человеком. По мнению Плотина (он систематизировал учение Платона) и Аврелия Августина время было частью человеческой души. Более глубоко эту мысль изучил и развил Иммануил Кант, отметивший, что знания о внешнем мире человек получает опосредованно, через свое субъективное восприятие и субъективным временем сознания (время, в течение которого сознание активно). Однако в дальнейшем ученые, в том числе из области естественных наук, подключились к исследованию этого вопроса и выяснили, что ощущение времени связано не с душой, а с функциональным состоянием мозга.
Время и мозг
В 2007 году был проведен эксперимент, в ходе которого исследователи из медицинского колледжа Бейлор в Техасе предлагали испытуемым добровольцам на страховке прыгнуть с 50-метровой высоты. В первый раз, когда добровольцев спросили об их ощущениях от прыжка, они сообщили, что им казалось, будто они падали несколько минут, и что полет занял точно больше времени, чем у других участников эксперимента. В среднем участники говорили, что они падали на 36% дольше, чем их товарищи.
Затем им предстоял второй прыжок, но в этот раз с закрепленным на запястье хронометром, где цифры сменялись с более высокой частотой. Гипотеза Дэвида Иглмена, руководителя эксперимента, заключалась в том, что человек, ощущающий время более замедленным, сможет различить быструю смену цифр на хронометре. Однако на практике испытуемые также видели быструю смену символов и не могли ее отследить. Иглмен предположил, что восприятие времени связано с памятью человека: то есть непосредственно в момент свершения события человек воспринимает все объекты с нормальной скоростью, но из-за эмоциональной окраски воспоминания становятся более подробными и полными.
Однако результат этого исследования был поставлен под сомнение в метаанализе, проведенном в Университете Турку, в Финляндии. Автор Валери Астилла проанализировала другие исследования и гипотезы, и отметила, что авторы исследования из Колледжа Бейлор сконцентрировались только на визуальном восприятии времени испытуемыми, сравнивая мозг с оператором, играющим частотой кадров. Но при этом не было исследовано, сколько мыслей в тот момент человек успел «проиграть» за время падения, а замедление и наполненность временного интервала переживаниями является важным признаком дисторсии.
Более позднее исследование, проведенное в 2012 году, показало, что мозг все же способен замедлять восприятие времени. Однако в этом эксперименте принимали участие уже профессиональные спортсмены. Им были показаны символы на вращающемся диске, а затем фрагменты фильмов и видеороликов с более высокой частотой мерцания. Профессиональные спортсмены, благодаря более развитой сенсорной обработке, смогли дольше различать быстро сменяющиеся символы. В то же время мерцающие видеоролики они различали с одинаковой четкостью, не выделяя их по эмоциональной окраске, фрагмент ужастика не воспринимался ярче прогноза погоды.
На восприятие времени влияет не только способность к сенсорной обработке и внимание к деталям, но и состояние самого мозга. В состоянии измененного сознания человек может воспринимать минуты как часы или наоборот, время может пролетать незаметно.
Для достижения эффекта ускорения необязательно принимать препараты, естественным ускорителем времени для человека является дофамин — это выяснили в 2017 году. Дофамин — один из гормонов, воздействующих на систему мотивации и вознаграждения в мозгу млекопитающих. Джозеф Пэйтон, доктор медицинских наук, вместе со своими студентами провели эксперимент на мышах: подопытным животным проигрывали две мелодии, и они должны были нажать на кнопку, если интервал между мелодиями был длиннее 1,5 секунд. Мыши с более высоким уровнем дофамина нажимали на кнопку раньше, а вот мыши, которым искусственным образом сократили выработку дофамина, могли ждать дольше.
Влияние дофамина, который отвечает за удовольствие и награду, может объяснить, почему дети могут играть часами и просить «еще пять минуточек», а студенты — расстреливать взглядом часы во время скучной лекции.
Александра Иваницкая
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
Субъективное восприятие дистанции — Планконспект
В подавляющем большинстве случаев участник дорожного движения оценивает происходящее, основываясь на визуальной информации. Во время передвижения взгляд человека скачкообразно перемещается от одного объекта к другому, словно рисуя воображаемый коридор, по которому движется транспортное средство. Следует понимать, что чем выше скорость движения, тем сложнее это делать.
Чтобы правильно предугадывать и прогнозировать развитие различных ситуаций на дороге, участник дорожного движения должен знать о восприятии в различных ситуациях и о тех возможных иллюзиях, которые иногда появляются по мере движения.
Качество того, как водитель воспринимает различные дорожные ситуации напрямую связано с тем, насколько объективно и быстро он может оценить время и пространство, которые играют существенную роль во всех дорожных сценариях. Наиболее важным фактором в восприятии пространства принято считать оценку расстояния между различными объектами на дороге и самим транспортным средством.
Чтобы полноценно воспринимать объекты на дороге, человек должен зафиксировать свой взгляд на каждом из них на определенное время, минимум которого составляет одну десятую секунды. Чем выше скорость автомобиля – тем больше становится расстояние, которое водитель должен оценить. Если говорить другими словами, то ему приходится смотреть на значительно более удаленные участки дорожного полотна.
И, соответственно, чем более широкий отрезок дороги ему требуется осмотреть, тем больше объектов попадет в поле его внимания. Если человек осматривает дорогу на расстояние до 30 метров, то ширина такого участка восприятия равна примерно полутора метрам, а если увеличить данное расстояние до полукилометра, то данный отрезок может вырасти до 15 метров. Если участник дорожного движения планирует совершить обгон впередиидущего транспорта, то ему требуется видеть не менее 700-800 метров дороги перед собой – только в этом случае обгон будет максимально безопасен.
Чаще всего внимание человека удерживает не более трех объектов за один раз (если не считать потенциально опасные объекты). К примеру, при передвижении по улице, на которой встречаются пешеходы, водителю требуется смотреть не только на них, но и также проявлять внимание к другим транспортным средствам, а также к самой проезжей части.
Обычно на манеру концентрации водителя, а также на то, как распределяется его внимание оказывают влияние самые разнообразные факторы, включая в себя специфику ситуации на дороге, а также интенсивность и скорость ее изменения. К примеру, во время совершения маневра перестроения участник дорожного движения тратит не меньше секунды на обзор обстановки сбоку от автомобиля, столько же – на оценку обстановки позади машины. Если же он готовится пересечь главную дорогу, то время поиска возможной помехи данному маневру чаще всего составляет около двух секунд. При этом, чем сложнее ситуация, которая складывается на дороге, тем больше времени будет потрачено водителем на визуальную оценку всех объектов.
Не следует недооценивать важность навыка точной и быстрой оценки временных интервалов, которые требуются для выполнения участником дорожного движения тех или иных маневров (особенно это касается тех маневров, которые выполняются на высоких скоростях – здесь даже микроинтервалы могут иметь громадное значение). Точное восприятие таких маленьких интервалов времени может позволить дать точную оценку того, с какой скоростью движется тот или иной объект на дороге. При этом наиважнейшим фактором, который и определяет мастерство водителя, является качество его глазомера. Именно при помощи этого анализатора участник дорожного движения может оценить объективно скорость движения попутных и встречных транспортных средств, пешеходов и т.д. Водитель, который не может достаточно точно определить временной промежуток, который ему требуется для совершения какого-либо маневра, может вести себя на дороге неправильно – его действия будут либо запаздывать, либо производиться чересчур поспешно, что в конечном итоге чаще всего приводит к возникновению аварийной ситуации.
Данные статистики говорят нам, что основная масса ошибок, которые совершают участники дорожного движения при выполнении маневра обгона, имеет самое прямое отношение к отсутствию навыка корректно оценивать маленькие интервалы времени и скорость движения различных объектов на дороге.
Чтобы совершить маневр максимально безопасно как для других участников движения, так и для себя, требуется не только точно определить, какое расстояние разделяет ваш автомобиль и другие объекты на дороге, но также уметь сопоставить данное расстояние с вашим тормозным путем или длиной пути при планируемом маневре. Наибольшую опасность для всех, кто передвигается по дороге на автомобиле, представляет склонность участников дорожного движения переоценивать интервалы времени – в таких случаях водитель думает, что у него хватит времени для маневра, хотя на самом деле его недостаточно. При выполнении обгона очень часто такая ошибка приводит к весьма печальным последствиям, причем ее практически невозможно исправить.
Какие еще факторы можно перечислить, если говорить о тех параметрах, что оказывают влияние на точность того, как участник дорожного движения воспринимает время? Прежде всего, тут стоит назвать индивидуальные особенности каждого человека, а также его эмоциональное и физическое состояние.
Если человек чувствует себя хорошо, занимается любимым делом и эмоционально находится на высоком уровне, то время для него летит незаметно – то есть, другими словами, в такие моменты он склонен недооценивать интервалы времени. И наоборот, плохое состояние и негативные эмоции способны замедлять субъективное восприятие времени, что приводит к переоценке интервалов времени. Эти аспекты каждый водитель должен помнить и учитывать их при оценке ситуации на дороге.Читать полный конспект Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции
Что такое субъективное восприятие? (с картинками)
`;
Здоровье
Факт проверен
Даниэль Лиден
Субъективное восприятие — это то, как человек смотрит на физический мир, основываясь на работе своего мозга и сенсорных систем. У каждого человека есть мозг, сенсорные системы и когнитивные структуры, которые отличаются от тех, которыми обладают все остальные. Таким образом, нельзя однозначно сказать, что он слышит или видит именно то, что слышат или видят другие люди. Проблема субъективного восприятия очень важна в философии, науке о мозге и психологии и является серьезным препятствием для установления окончательной объективности научных результатов. Восприятие можно разделить только посредством общения, и не существует формы общения, которая могла бы идеально передать восприятие одного человека другому.
Обычно обсуждаемым примером субъективного восприятия является вопрос о том, все ли люди воспринимают цвет одинаково. Многие люди, даже дети, в какой-то момент приходят к пониманию, что, не находясь в чужом сознании, они не могут знать, видят ли другие люди такое же «желтое», как и они. Световые волны, которые достигают глаз каждого человека, одинаковы, но нельзя знать, обрабатывают ли глаза и мозг световые волны точно так же. Восприятие мира двумя разными людьми может иметь незначительные различия или может сильно различаться. Субъективная природа восприятия делает невозможным окончательное знание.
Для некоторых субъективное восприятие — просто интересный вопрос для размышления, но чрезвычайно важный для науки.
Многие научные эксперименты основаны на наблюдениях, а неколичественные наблюдения обычно основаны на восприятии. Однако восприятие не дает чистого представления о физическом мире, поскольку сенсорный ввод проходит через перцептивные, неврологические и когнитивные фильтры. Нельзя даже с уверенностью знать, что фильтрованное видение мира у одного человека такое же, как и у другого человека. Это поднимает вопрос о том, как наука может претендовать на предоставление объективных данных о мире, если эти данные основаны на субъективном восприятии.Вам также может понравиться
Рекомендуется
КАК ПОКАЗАНО НА:
субъективное восприятие Архив — Время перемен
- Юрг Рорер
Хорошая вещь о субъективности — это возможность влиять на ситуацию. Если мое восприятие субъективно, то у меня — и только у меня — есть все возможности влиять или подвергаться влиянию в данной ситуации. Я один решаю, чувствую ли я что-то хорошее или плохое, приятное или неприятное, холодное или горячее, красивое или безобразное!
Мы не рассматриваем наше окружение и события вокруг нас как «объективные» или нейтральные (воспринимаемая реальность). Наоборот, это похоже на просмотр через очки, которые определяют нашу интерпретацию изображения. Я сам держу эти очки перед глазами. В зависимости от того, как эти очки изменяют то, что на самом деле является нейтральной картиной события, картина заставляет нас чувствовать, например, страх, радость, гнев или грустить. Мы чувствуем, что картинка хорошая или плохая, отрицательная или положительная, осмысленная или бессмысленная, темная или светлая, правильная или ложная.
- Юрг Рорер
Давайте сначала обратимся к вопросу об объективности: насколько объективно наше восприятие в реальности? Высказывание является объективным, если оно нейтрально и не подвержено влиянию предубеждений, чувств и интересов. Объективное утверждение, следовательно, не зависит от лица, которое делает это утверждение. Объективное утверждение соответствует фактам. Мы часто склонны рассматривать наше собственное восприятие вещей или событий как объективно правильное. То, что другие думают об одних и тех же событиях или вещах, мы часто классифицируем как неверное или субъективное (воспринимаемая реальность).
Хорошим примером является погода: две недели солнечного света, высоких температур и отсутствия дождя для многих людей желательны и хороши. Фермер, однако, хотел бы, чтобы в промежутках между ними был дождь, потому что иначе его поля высохнут, а пожилые люди не очень довольны высокой температурой воздуха, потому что это вызывает проблемы с дыханием и т. д. Кто здесь объективен? Очевидно, что наша оценка погоды в значительной степени зависит, помимо прочего, от того, чем мы хотим заниматься (плавать в открытом бассейне, работать в поле, работать в офисе, путешествовать, отдыхать и т. д.), от нашего настроения и состояния здоровья. Одна и та же погода в данный день доставляет одному большое удовольствие, а другому раздражение. Но даже внутри нас оценка сильно зависит от наших планов: если мы работаем в офисе, три дня дождя подряд обычно не слишком беспокоят нас. Однако, если мы находимся на пляжном отдыхе, мы хотели бы другую погоду!
- Юрг Рорер
До сих пор мы много раз упоминали, что «жизнь» сталкивает нас с ситуациями, которые позволяют нам научиться способности жить основными правами на существование. Если, например, мы должны научиться отпускать вещи, то мы постоянно попадаем в ситуации, когда нам приходится решать, хотим ли мы цепляться за что-то или отпустить. На самом деле это могут быть, например, статьи, деньги, дорогие друзья или родственники, результаты текущей или предыдущей деятельности. Нам никоим образом не нужно знать самим, над каким уроком мы сейчас работаем.