Субъективность это в психологии: Субъективность — Психологос

2.5. Субъективность как предмет психологии человека

  • О природе субъективной реальности

  • Определение поня­тия «субъективность»

  • Философский смысл субъективности

  • Принцип субъективности в психологии человека

Какова природа субъективной реальности человека? Как наши субъективные явления связаны с внешним миром? В каком смысле субъективное объективно? Почему субъективность может стать предметом психологии человека? Каков семантический и философ­ский смысл субъективности? Как объясняли субъективность в пси­хологии? В чем принципиальное значение определения субъективно­сти в качестве предмета психологии человека?

О природе субъективной реальности

В предшествующих разделах была представлена история по­иска предмета «психологии вообще», но не психологии человека.

Именно поэтому оказывалось возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на жизнедея­тельность человека (например, в бихевиоризме). Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев приводили либо к редук­ционизму (сведению высшего к низшему), либо к абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою сугубо человеческую специфику. Целостное: изображение человека осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли безнадежны попытки преодоления подоб­ной антиномии (либо наука — тогда абстрактность, либо искус­ство — тогда целостность)? Возможно ли построение антропологической пси­хологии (психологии человека), в кото­рой бы одновременно удерживались це­лостность и уникальность конкретного человека (схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой практике) и строгость и доказа­тельность законов психической жизни
, образцы которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последова­тельных приближений.

Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние, например огорчение, страх, плохое настроение, и по­старайтесь найти его причину. В результате внутреннего сосре­доточения вы можете прийти к выводу, что причина вашего на­строения или огорчения лежит вне вас, в окружающем мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятель­ности или поведения.

Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений внутреннего мира человека — их связь с внешним ми­ром, неотторжимость от него. Всякое психическое явление полу­чает свою определенность и свое содержание через связи и отно­шения человека с окружающей действительностью. Психологиче­

ский мир человека это мир в человеке и человек т мире. Внут­ренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в ко­тором реально живет и действует конкретный человек.

Это положение имеет принципиальное значение; для понима­ния субъективной реальности. Иное ее понимание исходит из пред­ставления о замкнутом в самом себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания. Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно- психологические данные говорят о том, что психическое доста­точно точно ориентирует нас в мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому относить психиче­ские явления только к внутренним (искать их во внутреннем пространстве человека) ошибочно.

Психическое столь же внут­ренне, сколь и внешне.

Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания человека. Психический образ не зеркальное отобра­жение предмета, но в то же время он и не только продукт мозго­вой деятельности. О психике мы говорим тогда, когда объектив­ный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами.

«Всякий психический факт, — писал С.Л.Рубинштейн, — это и кусок реальной действительности и отражение действи­тельности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением — единством ре­ального и идеального»

[44]. Психические явления двойственны по своей природе: с одной стороны, они присущи данному телесно­му субъекту, имеют органическую основу, есть продукт и компо­нент органической жизни; с другой — есть активное отражение и результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.

Первичным является реальная, объективная форма сущест­вования психического. Психические процессы и явления — это прежде всего реальные свойства человека, включенные в дейст­вительные процессы его жизни, выполняющие реальные функ­ции в его жизнедеятельности. Вторичным является субъективная форма существования психического, его существование в форме

переживания, самосознания. Только на определенном этапе сво­его развития человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного психического мира. Как очень точно отмечал С.Л.Рубинштейн, психологический, внутренний мир человека, мир его сознания есть одновременное выражение субъек­та и отражение объекта.

Определение понятия «субъективность»

Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и полностью определяется характером собственно человеческого способа существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют особого понятий­ного оформления. В качестве исходной категории, которую не­обходимо положить в основание психологии человека, выступает субъективность.

Субъективность это та категория в психологии, которая

выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия «субъективный дух», «индивидуальный дух», «душа», «человеческое в человеке», «внутренний мир» и др.

Субъективный (subjectum) — по буквальному переводу с ла­тинского — подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъектив­ность это исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. Субъективность составляет родовую специфику чело­века; то, что отличает его способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека, форма психическо­го и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным, види­мым в реальности способом существования психического в чело­веке является его субъективность.

В специальных словарях «субъективность» определяется двояко — негативно и позитивно. Субъективность (субъектив­ное) — это личное отношение к чему-либо, свойственное данно­му лицу; и в то же время — это отсутствие объективности, одно­сторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух опреде­лениях субъективности неявным образом отразились естествен­нонаучная и общегуманитарная установки в понимании челове­ческой субъективности. Причем в традиционной научной психо­логии была сохранена только негативная характеристика субъек­тивности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в срав­нении с объективностью. Наша задача — в преодолении двойст­венного позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее ущербности.

Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт объективной реальности, она входит в состав реальных

жизненных процессов человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как отношение к действи­тельности, а как отношение в самой действительности.

Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического освоения мира. Само возникновение и существование субъек­тивности обусловлено реализацией именно практических от­ношений человека к другому человеку, миру, обществу, исто­рии, самому себе, овладением и сознательной регуляцией этих отношений.

Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая субъективность противоположна

объектности, овеществленности; субъективность (личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, ве­щей, объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не проти­вопоставляет, а связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него же — человека — как объекта внеш­них отношений и манипуляций.

Приведенные выше непростые теоретические положения о человеческой субъективности имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие свя­зи и отношения наполнены психологическим содержанием.

И поэтому человеческая субъективность — как объективная реаль­ность (а не только феномен нашего сознания) — может стать подлинным предметом психологии человека.

Философский смысл субъективности

Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир, индивидуальность, субъективность, самость являются клю­чом в поиске оснований и условий духовного становления чело­века в пределах его индивидуальной жизни. Именно поэтому фе­номен субъективности поставлен в самый центр всей психологи­ческой проблематики человека. Субъективность в природе чело­века есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это действительно реальность, а не иллюзия человеческих представ­лений о себе.

Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один не является столь кардинальным для понима­ния сути человека. Категория субъективности — это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и перспективу на­ших представлений о человеке, становящемся и определяющем­ся в мире; о человеке, обретающем образ человеческий во вре­мени не только личной биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной цивилизации, но и универсаль­ного мира культуры.

Из многочисленных решений проблемы субъективности в отечественной философии наиболее общее представление о ней дают работы сравнительно недавнего времени. Это исследования А.С.Арсеньева, Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, В.П.Иванова, Э.В.Иль­енкова, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлова и других. Субъек­тивность рассматривается ими как особая интегративная форма общественного бытия человека. Определяющим свойством ее выступает способность ассимилировать (осваивать) и превращать явления бытия в факты жизнедеятельности человека.

Субъективность, являясь внутренним, сущностным свойст­вом реально-практического способа жизни человека, сама есть объективное явление, входящее в состав процессов мира. И гра­ница между субъективностью и объектностью (предметностью) проходит не по линии разъединения человека и мира, духовного и телесного, психологического и физиологического, а внутри са­мого человека как целого; граница эта проходит по линии проти­воположности человека как объекта и его же как субъекта.

Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого. Философский анализ установил кардиналь­ный факт человеческой субъективности: для нее не существует однопорядковых, равнозначных явлений, с которыми она нахо­дилась бы в причинно-следственных отношениях (ни природно-телесных, ни социокультурных). Она либо есть, либо ее нет. Как пишет В.П.Иванов, для субъективности невозможно указать со­вокупность порождающих ее внешних причин, условий, обстоя­тельств, ибо ее природа и специфическое отличие от других про­цессов и явлений объективного мира состоит именно в отноше­нии к ним, ко всему внешнему; ее специфика состоит в самопри­чинении, в самообусловленности [45].

Именно в силу своей противопо­ложности миру объектов субъективность принципиально непознаваема в качест­ве объекта, непознаваема и при подходе к ней с мерками естественнонаучного объяснения. Субъективность познается методами ей имманентными, вырабатываемыми в гуманитарных науках.

Принцип субъективности в психологии человека

Субъективность принципиально отличает человеческий спо­соб существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает созна­ние, развивающееся по ступеням: бытийное сознание самосоз­нание рефлексивное сознание трансцендирующее сознание.

Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушев­ляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворя­ет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы нахо­дим проявление человеческой субъективности.

Задача психологической антропологии состоит в описании явлений субъективного мира человека, в поиске оснований и ус­ловий возникновения и развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека в пределах его индивидуальной жиз­ни, в определении психолого-педагогических условий становле­ния субъективной реальности в образовании.

Вопрос о природе и источниках субъективности не реша­ется на путях построения ее структурных моделей, где элемента­ми структуры («строительным материалом») выступают многооб­разные, разноплановые психические явления. Нужен другой подход к пониманию феномена субъективности и другой ее об­раз в пространстве человеческой реальности. Современная науч­ная психология стоит перед необходимостью получения подлин­ного знания о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой специ­фикой именно человеческого способа жизни (а не до — и не вне собственно человеческого). Такая постановка вопроса вполне адекватна и для поиска источников субъективности.

Сам этот источник связан с изменением механизмов жизне­деятельности человека, и самое главное — с возникновением у него способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это тот фундаменталь­ный поворот в живой природе, на котором общее свойство само­организации живых систем уступает место механизму самокон­троля. Здесь впервые возникает «отношение» к самому себе, ста­новится самость, субъективность с ее имманентной способно­стью быть «для себя» (Иванов В.П.), позволяющая человеку быть субъектом (автором, хозяином) своей собственной жизни.

В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее происхождения категория «практического отношения» является центральной. Можно прямо сказать, что в человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. Мерой объективности субъективных явлений и действий человека ока­зывается их включенность в реальную практику его жизни.

В замечательном созвучии со сказанным находятся слова Т. де Шардена, который писал, что до сих пор между психолога­ми существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отлича­ется ли специфически (по природе) психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественнонаучная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому возможно было говорить о «психике вообще», о «мировом психизме» и т.п. Однако природа человеческой субъективности оставалась и про­должает оставаться таинственной и практически непознаваемой.

Для окончательного решения этого вопроса Т. де Шарден видел только одно средство: решительно и бесповоротно устра­нить из совокупности человеческих поступков, его поведения и действий все второстепенные, двусмысленные, животнообразные проявления внутренней активности и рассмотреть самый глав­ный, центральный феномен человеческой субъективности — фе­номен рефлексии. По самому общему определению, рефлексия — это такая специфически человеческая способность, которая по­зволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специаль­ного рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобра­зования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»).

Итак, по своей главной сути природа человеческой субъек­тивности находит свое высшее выражение в способности к реф­лексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой. Именно рефлексия составляет суще­ство самого принципа субъективности, который центрирует на­ши представления о психологии человека и ее специфике. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на цело­стное представление о психологии человека.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как бы вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:

а) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;

б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;

в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, далекие от профессиональных занятий психологией, тем не менее являются тонкими знатоками человеческих душ;

г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф. М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого — гениальным педагогом-психологом?

  1. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В.Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В.Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы — ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология — психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие — неэкспериментальные — методы. В чем вы видите причину подобной «непоследовательности» В.Вундта?

  2. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?

  3. Из истории психологии известно, что попытки описать строение человеческой субъективности приводили чаще всего к схематичным и упрощенным моделям внутреннего мира человека, к подмене целого частью.

Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ жи­вой реальности, какой является человеческая субъективность?

5. Можно ли согласиться с утверждением, что в дидактических целях для лучшего понимания изучаемых являний можно пренебречь научной строгостью в изложении психологических фактов? Иначе говоря, можно ли сложное изложить просто?

Литература для чтения

Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвящен­ных. СПб., 1991. Гл.У.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995. №2.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. T.I. C.291-436.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1983.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.2.

Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. №4.

Ждан А.Н. История психологии. М., 1990. Разд.V-VI.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М., 1989.

Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл.З.

Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1990. №2.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. Гл.1. Предмет психологии; Гл.Ш. История психологии.

Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Пробле­мы общей психологии. М., 1976.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внут­реннего мира человека // Вопр. психологии. 1986. №6.

Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной лите­ратуры // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. T.I C.306-312.

Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. Разд.1 Бихевиоризм; Разд.И Гештальтпсихология.

Фрейд 3. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. Гл.II.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Гл.10-14.

Понятие субъективности личности

7. 11.2012

В современной литературе субъективность исследуется в самых различных аспектах. С точки зрения И. А. Ильяевой, человеческая субъективность   — это:

  • во-первых, психический духовный мир человека, который находит концентрированное выражение в самосознании своего «я», рождающегося в общении с другими «я»;
  • во-вторых, язык, речь и другие знаковые системы, возникающие из потребности в общении;
  • в-третьих, самореализация, самоутверждение человека в различных видах деятельности, необходимым условием которой является общение;
  • в-четвертых, самоутверждение человека в другом человеке, т. е. в общении.

Становление и развитие человеческой субъективности представляет собой сложный, диалектически противоречивый процесс, протекающий в исторических модификациях социальных общностей.

Человеческая субъективность — результат не только культуры общения в социальных общностях, но и самообщения индивидуального субъекта.

Свойства субъективности (духовный мир человека и осознание им своего «я», умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в человеческое общение) представляют собой, как отмечает И. А. Ильяева, человеческую сущность первого порядка, которая проявляется в субъект-субъектном отношении как человеческий фактор, организующий всякую деятельность.

Качества человеческой субъективности являются основой для развития более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка — его личности — и сущности третьего порядка — его индивидуальности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Руденский Е.В., Социальная психология

Материалы по теме

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Структура и содержание личности

Юридическая психология, Романов В. В., Учебник 1998

Возраст и развитие личности

Обозов Н.Н., Возрастная психология

Личность и индивидуальность

Мельник С.Н., Психология личности, Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск…

Социализация личности: понятие и основные факторы

Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.

Понятия индивида, личности, индивидуальности

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Личность в общении и деятельности

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Концепция личности А. Ф. Лазурского

Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие.

Субъективность | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Субъективность относится к точке зрения или мнению человека, определенным чувствам, убеждениям и желаниям. Он часто используется небрежно для обозначения необоснованных личных мнений, в отличие от знаний и убеждений, основанных на фактах. В философии этот термин часто противопоставляется объективности. [1]

Субъективность подчеркивает не только пассивное отношение человека к миру и чувственным впечатлениям, которые он вызывает, но также и деятельность, активное взаимодействие с этим материалом. Можно подумать, что действие происходит просто в акте интерпретации чувственных данных, делая выбор в отношении того, как придавать значения этим данным. Или можно подумать, что это происходит в более сильном смысле, воздействуя на мир и изменяя его организацию в соответствии с целями субъекта. В последнем случае может быть установлена ​​петля обратной связи модифицированный мир — новые чувственные данные — новая модификация с неограниченными последствиями. Болдуинская эволюция может быть примером такой системы обратной связи.

Содержимое

  • 1 Qualia
  • 2 Общественные науки
  • 3 Философия
  • 4 Эпистемическая субъективность
  • 5 Субъективизм
  • 6 Метафизический субъективизм
    • 6.1 Субъективизм и панпсихизм
    • 6.2 Критика
  • 7 Этический субъективизм
  • 8 Субъективизм в вероятности
  • 9 Критика предмета Ницше
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 концевых сносок

Qualia

Субъективность может относиться к специфическим проницательным интерпретациям любого аспекта переживаний. Они уникальны для человека, испытывающего их, квалиа , которые доступны только сознанию этого человека. Хотя причины переживаний считаются объективными и доступными каждому (например, длина волны определенного луча света), сами переживания доступны только субъекту (качество самого цвета).

Социальные науки

В социальных науках субъективность (свойство быть субъектом) является следствием отношений власти. Сходные социальные конфигурации создают сходные восприятия, переживания и интерпретации мира. Например, женская субъективность будет относиться к восприятию, опыту и интерпретациям мира, которые субъект, отмеченный как женский , обычно имеет.

Философия

В философии предмет — это существо, которое имеет субъективный опыт или отношения с другим существом (или «объектом»). Субъект — это наблюдатель, а объект — наблюдаемая вещь.

Ниже приведены примеры субъективных переживаний (все примеры квалиа):

  • Как мне кажется красный цвет;
  • Как звучит для меня музыкальный тон;
  • Что для меня наслаждение и боль.

И соответствующие им объективные аналоги:

  • Красная поверхность;
  • Музыкальный инструмент, производящий колебания в воздухе;
  • Вещи, которые вызывают удовольствие или боль.

Объект воспринимается; субъект — это тот, кто воспринимает.

Маркс, Ницше и Фрейд — три философа 19-го века, которые подвергли сомнению основы понятия сознательного субъекта, основу либеральной теории общественного договора. В критической теории и психологии субъективность — это также действия или дискурсы, которые производят индивидов или «я»; «Я» — это субъект — наблюдатель.

Некоторые теоретики рассматривают привилегированный доступ как определяющую черту субъективности. У человека есть привилегированный доступ к своим собственным квалиа, как и в приведенных выше примерах, то есть один и только один человек из первых рук знает о боли этого человека, опыте музыкального тона и т. д.

Эпистемическая субъективность

Слово субъективность также используется для обозначения антитезы объективности как эпистемической добродетели: тот, кто судит в соответствии с личными чувствами или интуицией, а не в соответствии с объективными наблюдениями, рассуждениями и суждениями, судит субъективно .

Субъективизм

Субъективизм — это философский принцип, отдающий приоритет субъективному опыту. В крайнем случае можно утверждать, что природа и существование каждого объекта зависят только от чьего-то субъективного осознания его. В этом контексте можно рассмотреть ограниченный эмпиризм Джорджа Беркли, учитывая его доверие к Богу как к перводвигателю человеческого восприятия.

Метафизический субъективизм

Метафизический субъективизм — это теория о том, что восприятие создает реальность и что не существует лежащей в основе истинной реальности, которая существует независимо от восприятия. Можно также утверждать, что именно сознание, а не восприятие создает реальность. Это противоположно метафизическому объективизму, утверждающему, что существует объективная реальность, воспринимаемая по-разному.

Это утверждение не следует путать с позицией, что «все есть иллюзия» или что «реальности не существует». Метафизические субъективисты считают, что реальность достаточно реальна и что физические объекты действительно существуют. Однако они полагают, что природа реальности, относящаяся к данной единице сознания, создается и управляется этим сознанием.

Субъективизм и панпсихизм

Одно из возможных расширений субъективистской мысли состоит в том, что сознательный опыт доступен для всех объективно воспринимаемых субстратов. При просмотре изображений, полученных камерой на качающейся стороне извергающегося вулкана, можно предположить, что их относительное движение следует из субъективного сознания внутри вулкана. Эти свойства также могут быть приписаны камере или ее различным компонентам.

Таким образом, однако, субъективизм трансформируется в родственную доктрину, панпсихизм, точку зрения, согласно которой каждый объективный факт имеет внутренний или субъективный аспект.

Критика

Изобретение машин, которые могут «видеть», «слышать» или иным образом наблюдать и записывать события, спровоцировало мысленный эксперимент (предложенный Уинстоном Черчиллем, который иначе не известен как философ), который создал трудности для субъективистов. . Давайте установим автоматическую камеру для записи событий в месте, которое не может наблюдать ни человек (или другое существо, разумно считающееся «сознательным»). Скажем, например, что он установлен внутри вулкана. Позже камеру извлекают и наблюдают за ее фотографиями с отметками даты. Действительно ли происходили события, зафиксированные на фотографиях, даже если их сознательно никто не наблюдал? Может быть, сознательное наблюдение за самими фотографиями каким-то образом вдруг заставило их изобразить события, которые, по-видимому, происходили в более раннее время?

Одно из объяснений этого сценария с субъективистской точки зрения состоит в том, что события на фотографиях вообще не происходили. Только фотографии появились, когда наблюдатель отправился собирать результаты своего теста.

Это объяснение не может объяснить, почему изображения существовали бы для того, чтобы их собирали, если бы они не были объективно представлены для того, чтобы их собирали в первую очередь.

Этический субъективизм

Этический субъективизм – это метаэтическая точка зрения, согласно которой этические предложения сводятся к фактическим утверждениям об отношениях и/или условностях отдельных людей. Этический субъективист мог бы предположить, например, что то, что означает быть морально правильным, означает только то, что это должно быть одобрено. (Это может привести к мнению, что разные вещи являются правильными в соответствии с каждым идиосинкразическим моральным воззрением.) Другой тип этического субъективиста может определить «хорошее» как «то, чего я желаю».

Родственная точка зрения — это точка зрения конвенционализма, который считает, что этические предложения являются репрезентациями отношения ряда людей в культуре или обществе.

Одним из следствий этих взглядов является то, что, в отличие от морального скептика или нон-когнитивиста, субъективист считает, что этические предложения, хотя и относительные или субъективные, тем не менее могут быть истинными или ложными.

Субъективизм в вероятности

В теории вероятности субъективизм означает точку зрения, что вероятности — это просто степени веры рациональных агентов в определенное суждение, которые сами по себе не имеют объективной реальности. Для такого рода субъективистов фраза, имеющая отношение к вероятности, просто утверждает степень, в которой субъективный действующий субъект считает свое утверждение истинным или ложным. Как следствие, у субъективиста нет проблем с тем, что разные люди дают разные вероятности неопределенным утверждениям, и все они верны. См. Байесианство.

Пытаясь обосновать субъективную вероятность, Бруно де Финетти ввел понятие философской согласованности. Согласно его теории, вероятностное утверждение сродни пари, а пари является последовательным только в том случае, если оно не подвергает игрока проигрышу, если его противник делает разумный выбор. Чтобы объяснить свой смысл, де Финетти провел мысленный эксперимент, чтобы проиллюстрировать необходимость соблюдения принципов согласованности при составлении вероятностного утверждения. В его сценарии, когда кто-то заявляет о степени своей веры во что-то, он делает небольшую ставку за или против этой веры и указывает шансы, понимая, что другая сторона пари может решить, на чьей стороне пари принять решение. Таким образом, если Боб указывает шансы 3 к 1 против предложения А, его оппонент Джо может затем выбрать, потребовать ли от Боба рискнуть 1 долларом, чтобы выиграть 3 доллара, если окажется, что предложение А верно, или потребовать от Боба рискнуть 3 долларами. чтобы выиграть 1 доллар, если предложение А неверно. В этом случае Джо может победить Боба. Таким образом, согласно де Финетти, этот случай непоследовательный.

Критика предмета Ницше

Ницше критиковал основы субъекта, отвергая понятие субстанции (позже Хайдеггер показал, как субъект произошло от греческого «субстанция»). Самотождественность обеспечивается совестью, как это показал Джон Локк, которая, по Ницше, является ипостасью тела и составляющих его множественных сил [1] . Ницше заявил, что этот предмет был «грамматической фикцией»; «за деланием нет делателя». Позднее Хайдеггер считал, что Dasein как «присутствие», которое не следует путать с личным субъектом. Эти мыслители открыли путь деконструкции субъекта как основного понятия метафизики. Такие мыслители, как Альтюссер, Фуко или Бурдье, диагностировали субъект как социальную конструкцию. Согласно Альтюссеру, «субъект» — это идеологическая конструкция (точнее, конструируемая «идеологическими государственными аппаратами»). Он формируется в процессе интерпелляции; по Фуко, это «эффект» власти и «дисциплин» ( См. Наказание и наказание : конструкция субъекта как студента, солдата, «преступника» и т. д.).

См. также

  • Клиническая этнография
  • Когнитивная лингвистика
  • Этика
  • Интерсубъективный психоанализ
  • Самоанализ
  • Метаэтика
  • Моральный релятивизм
  • Неокантианство
  • Объективность
  • Феноменология
  • Феноменология (психология)
  • Q методология
  • Социальный конструктивизм
  • Субъект-объектная проблема
  • Теория личности
  • Персональные конструкции
  • Рудольф Карнап
  • Дэвид Хьюм
  • К. Л. Стивенсон
  • Сёрен Кьеркегор

Примечания

  1. ↑ Соломон, Роберт К. «Субъективность», в Honderich, Ted. Oxford Companion to Philosophy, Oxford University Press, 2005.

Примечания

  •   См. Пьер Клоссовски, Ницше и порочный круг .
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Субъективность | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Субъективность относится к точке зрения или мнению человека, определенным чувствам, убеждениям и желаниям. Он часто используется небрежно для обозначения необоснованных личных мнений, в отличие от знаний и убеждений, основанных на фактах. В философии этот термин часто противопоставляется объективности. [1]

Субъективность подчеркивает не только пассивное отношение человека к миру и чувственным впечатлениям, которые он вызывает, но также и деятельность, активное взаимодействие с этим материалом. Можно подумать, что действие происходит просто в акте интерпретации чувственных данных, делая выбор в отношении того, как придавать значения этим данным. Или можно подумать, что это происходит в более сильном смысле, воздействуя на мир и изменяя его организацию в соответствии с целями субъекта. В последнем случае может быть установлена ​​петля обратной связи модифицированный мир — новые чувственные данные — новая модификация с неограниченными последствиями. Болдуинская эволюция может быть примером такой системы обратной связи.

Содержимое

  • 1 Qualia
  • 2 Общественные науки
  • 3 Философия
  • 4 Эпистемическая субъективность
  • 5 Субъективизм
  • 6 Метафизический субъективизм
    • 6. 1 Субъективизм и панпсихизм
    • 6.2 Критика
  • 7 Этический субъективизм
  • 8 Субъективизм в вероятности
  • 9 Критика предмета Ницше
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 концевых сносок

Qualia

Субъективность может относиться к специфическим проницательным интерпретациям любого аспекта переживаний. Они уникальны для человека, испытывающего их, квалиа , которые доступны только сознанию этого человека. Хотя причины переживаний считаются объективными и доступными каждому (например, длина волны определенного луча света), сами переживания доступны только субъекту (качество самого цвета).

Социальные науки

В социальных науках субъективность (свойство быть субъектом) является следствием отношений власти. Сходные социальные конфигурации создают сходные восприятия, переживания и интерпретации мира. Например, женская субъективность будет относиться к восприятию, опыту и интерпретациям мира, которые субъект, отмеченный как женский , обычно имеет.

Философия

В философии предмет — это существо, которое имеет субъективный опыт или отношения с другим существом (или «объектом»). Субъект — это наблюдатель, а объект — наблюдаемая вещь.

Ниже приведены примеры субъективных переживаний (все примеры квалиа):

  • Как мне кажется красный цвет;
  • Как звучит для меня музыкальный тон;
  • Что для меня наслаждение и боль.

И соответствующие им объективные аналоги:

  • Красная поверхность;
  • Музыкальный инструмент, производящий колебания в воздухе;
  • Вещи, которые вызывают удовольствие или боль.

Объект воспринимается; субъект — это тот, кто воспринимает.

Маркс, Ницше и Фрейд — три философа 19-го века, которые подвергли сомнению основы понятия сознательного субъекта, основу либеральной теории общественного договора. В критической теории и психологии субъективность — это также действия или дискурсы, которые производят индивидов или «я»; «Я» — это субъект — наблюдатель.

Некоторые теоретики рассматривают привилегированный доступ как определяющую черту субъективности. У человека есть привилегированный доступ к своим собственным квалиа, как и в приведенных выше примерах, то есть один и только один человек из первых рук знает о боли этого человека, опыте музыкального тона и т. д.

Эпистемическая субъективность

Слово субъективность также используется для обозначения антитезы объективности как эпистемической добродетели: тот, кто судит в соответствии с личными чувствами или интуицией, а не в соответствии с объективными наблюдениями, рассуждениями и суждениями, судит субъективно .

Субъективизм

Субъективизм — это философский принцип, отдающий приоритет субъективному опыту. В крайнем случае можно утверждать, что природа и существование каждого объекта зависят только от чьего-то субъективного осознания его. В этом контексте можно рассмотреть ограниченный эмпиризм Джорджа Беркли, учитывая его доверие к Богу как к перводвигателю человеческого восприятия.

Метафизический субъективизм

Метафизический субъективизм — это теория о том, что восприятие создает реальность и что не существует лежащей в основе истинной реальности, которая существует независимо от восприятия. Можно также утверждать, что именно сознание, а не восприятие создает реальность. Это противоположно метафизическому объективизму, утверждающему, что существует объективная реальность, воспринимаемая по-разному.

Это утверждение не следует путать с позицией, что «все есть иллюзия» или что «реальности не существует». Метафизические субъективисты считают, что реальность достаточно реальна и что физические объекты действительно существуют. Однако они полагают, что природа реальности, относящаяся к данной единице сознания, создается и управляется этим сознанием.

Субъективизм и панпсихизм

Одно из возможных расширений субъективистской мысли состоит в том, что сознательный опыт доступен для всех объективно воспринимаемых субстратов. При просмотре изображений, полученных камерой на качающейся стороне извергающегося вулкана, можно предположить, что их относительное движение следует из субъективного сознания внутри вулкана. Эти свойства также могут быть приписаны камере или ее различным компонентам.

Таким образом, однако, субъективизм трансформируется в родственную доктрину, панпсихизм, точку зрения, согласно которой каждый объективный факт имеет внутренний или субъективный аспект.

Критика

Изобретение машин, которые могут «видеть», «слышать» или иным образом наблюдать и записывать события, спровоцировало мысленный эксперимент (предложенный Уинстоном Черчиллем, который иначе не известен как философ), который создал трудности для субъективистов. . Давайте установим автоматическую камеру для записи событий в месте, которое не может наблюдать ни человек (или другое существо, разумно считающееся «сознательным»). Скажем, например, что он установлен внутри вулкана. Позже камеру извлекают и наблюдают за ее фотографиями с отметками даты. Действительно ли происходили события, зафиксированные на фотографиях, даже если их сознательно никто не наблюдал? Может быть, сознательное наблюдение за самими фотографиями каким-то образом вдруг заставило их изобразить события, которые, по-видимому, происходили в более раннее время?

Одно из объяснений этого сценария с субъективистской точки зрения состоит в том, что события на фотографиях вообще не происходили. Только фотографии появились, когда наблюдатель отправился собирать результаты своего теста.

Это объяснение не может объяснить, почему изображения существовали бы для того, чтобы их собирали, если бы они не были объективно представлены для того, чтобы их собирали в первую очередь.

Этический субъективизм

Этический субъективизм – это метаэтическая точка зрения, согласно которой этические предложения сводятся к фактическим утверждениям об отношениях и/или условностях отдельных людей. Этический субъективист мог бы предположить, например, что то, что означает быть морально правильным, означает только то, что это должно быть одобрено. (Это может привести к мнению, что разные вещи являются правильными в соответствии с каждым идиосинкразическим моральным воззрением.) Другой тип этического субъективиста может определить «хорошее» как «то, чего я желаю».

Родственная точка зрения — это точка зрения конвенционализма, который считает, что этические предложения являются репрезентациями отношения ряда людей в культуре или обществе.

Одним из следствий этих взглядов является то, что, в отличие от морального скептика или нон-когнитивиста, субъективист считает, что этические предложения, хотя и относительные или субъективные, тем не менее могут быть истинными или ложными.

Субъективизм в вероятности

В теории вероятности субъективизм означает точку зрения, что вероятности — это просто степени веры рациональных агентов в определенное суждение, которые сами по себе не имеют объективной реальности. Для такого рода субъективистов фраза, имеющая отношение к вероятности, просто утверждает степень, в которой субъективный действующий субъект считает свое утверждение истинным или ложным. Как следствие, у субъективиста нет проблем с тем, что разные люди дают разные вероятности неопределенным утверждениям, и все они верны. См. Байесианство.

Пытаясь обосновать субъективную вероятность, Бруно де Финетти ввел понятие философской согласованности. Согласно его теории, вероятностное утверждение сродни пари, а пари является последовательным только в том случае, если оно не подвергает игрока проигрышу, если его противник делает разумный выбор. Чтобы объяснить свой смысл, де Финетти провел мысленный эксперимент, чтобы проиллюстрировать необходимость соблюдения принципов согласованности при составлении вероятностного утверждения. В его сценарии, когда кто-то заявляет о степени своей веры во что-то, он делает небольшую ставку за или против этой веры и указывает шансы, понимая, что другая сторона пари может решить, на чьей стороне пари принять решение. Таким образом, если Боб указывает шансы 3 к 1 против предложения А, его оппонент Джо может затем выбрать, потребовать ли от Боба рискнуть 1 долларом, чтобы выиграть 3 доллара, если окажется, что предложение А верно, или потребовать от Боба рискнуть 3 долларами. чтобы выиграть 1 доллар, если предложение А неверно. В этом случае Джо может победить Боба. Таким образом, согласно де Финетти, этот случай непоследовательный.

Критика предмета Ницше

Ницше критиковал основы субъекта, отвергая понятие субстанции (позже Хайдеггер показал, как субъект произошло от греческого «субстанция»). Самотождественность обеспечивается совестью, как это показал Джон Локк, которая, по Ницше, является ипостасью тела и составляющих его множественных сил [1] . Ницше заявил, что этот предмет был «грамматической фикцией»; «за деланием нет делателя». Позднее Хайдеггер считал, что Dasein как «присутствие», которое не следует путать с личным субъектом. Эти мыслители открыли путь деконструкции субъекта как основного понятия метафизики. Такие мыслители, как Альтюссер, Фуко или Бурдье, диагностировали субъект как социальную конструкцию. Согласно Альтюссеру, «субъект» — это идеологическая конструкция (точнее, конструируемая «идеологическими государственными аппаратами»). Он формируется в процессе интерпелляции; по Фуко, это «эффект» власти и «дисциплин» ( См. Наказание и наказание : конструкция субъекта как студента, солдата, «преступника» и т. д.).

См. также

  • Клиническая этнография
  • Когнитивная лингвистика
  • Этика
  • Интерсубъективный психоанализ
  • Самоанализ
  • Метаэтика
  • Моральный релятивизм
  • Неокантианство
  • Объективность
  • Феноменология
  • Феноменология (психология)
  • Q методология
  • Социальный конструктивизм
  • Субъект-объектная проблема
  • Теория личности
  • Персональные конструкции
  • Рудольф Карнап
  • Дэвид Хьюм
  • К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *