Субъектность в психологии это: на уроке, в пространстве школы, дома

Содержание

Субъектность как важное условие формирования личности

Автор: Карлина Татьяна Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 29.12.2019 2019-12-29

Статья просмотрена: 2711 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 4 (pdf)

Библиографическое описание:

Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65859/ (дата обращения: 20.02.2023).



В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.

Ключевые слова: личность, субъектность, субъект деятельности.

Главным требованием современного общества является воспитание человека как уникальной, успешной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности.

В современном обществе понятие «субъектность» не имеет единого определения. Каждый автор по-разному интерпретирует данный термин.

Так, российский психолог, доктор психологических наук, профессор Слободчиков В.

И. говорит, что субъектность — это «категория, выражающая сущность внутреннего мира человека» [6]. Иными словами, субъектность представляет собой способность человека управлять своими действиями и поступками, превращать свою жизнь в предмет практического преобразования.

Доктор психологических наук, профессор Осницкий А. К. рассматривает субъектность как «волеизъявление в процессе жизнедеятельности человека на основе личного опыта, намеченных целей, значимых ценностей и сформированности картины мира» [5].

Российский психолог Коржова Е. Ю. говорит, что «человек как субъект жизни взаимодействует с жизненными ситуациями и реализует свой субъектный потенциал на основе субъект-объектных ориентаций в субъективной форме внутренней картины жизни и объективной форме выбора стратегий поведения» [4].

Доктор психологических наук Большунова Н. Я. понимает под субъектностью «проявление индивидуальности, которая заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на своё «Я» [1].

Таким образом, субъектность — это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими.

В психологии под субъектом понимают индивида или группу как источник познания и преобразования действительности. Само понятие «субъект» произошло от латинского слова «subjectus», что в переводе означает «лежащий внизу, находящийся в основе» [2].

В начале своего жизненного пути ребенок является не субъектом деятельности, а всего лишь ее носителем. Однако по мере развития и овладения определенным видом деятельности он становится субъектом.

Чтобы ребенок успешно развивался как личность, необходимо наличие соответствующих условий. Это благоприятная обстановка в семье, возможности для личностного роста и развития, хорошо организованная система обучения и воспитания и самое главное — интерес и желание самого ребенка. Иными словами, у ребенка должна появиться мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, активному участию в общественно полезных видах деятельности, то есть должны сформироваться субъектные качества.

Таким образом, приоритетная задача современной системы воспитания — это развитие у ребенка субъектности по отношению к себе, своим поступкам и действиям, а также к обществу.

Субъектность характеризуется наличием у человека таких качеств, как активность, осознанность, ответственность, рефлексивность, креативность, дисциплинарность, самостоятельность в принятии решений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Субъектность проявляется в деятельности, познании и общении. Высший уровень развития субъектности — это активная творческая деятельность.

Субъектность ребенка отражает его возможности по достижению общеобразовательных целей и решению конкретных задач, поставленных педагогом. Процесс становления субъектности у ребенка тесно связан с процессом становления собственного «Я» ребенка.

Факторами становления у ребенка субъектности могут выступать разрешения противоречий между требованиями взрослого и возможностями и способностями ребенка, а также между стремлением ребенка быть взрослым и оценкой его поведения со стороны окружения. Главное условие разрешения этих противоречий — это личная активность ребенка, его потребность быть признанным обществом.

Для воспитания и развития субъектности у детей необходимо наличие и соблюдение следующих условий.

Первое условие — это организация общения

, т. е. субъектом может быть тот человек, который постоянно находится в отношениях субъектности с другими людьми. Так, если родители или педагоги относятся к ребенку лишь как к объекту воспитания, то это значительно снижает шансы ребенка обрести субъектность.

Второе условие — это организация соответствующей деятельности. Ребенок должен находиться в пространстве такой деятельности, в которой будет возможна самореализация и саморазвитие, которая будет требовать от ребенка проявления ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Третье условие — это то, что субъектность может быть реализована на трех социокультурных уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы (наука, искусство и др. ), уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки).

Становление успешной личности неосуществимо без развития субъектности, поэтому в современном мире приоритетной задачей становится отождествление ребенка как субъекта жизнедеятельности. Грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, субъектность — это важное условие формирования успешной личности. Ведь именно субъектность как свойство личности выступает в качестве интегративной функции, олицетворяя ценность человека как деятеля.

Литература:

  1. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005. — 545 с.
  2. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
    — 2015. — № 26. — С. 386–390. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95362.htm (дата обращения: 12.10.2019)
  3. Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. — 2005. — № 6. — С. 11–27.
  4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 5–19.
  5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. — Москва: Школа-пресс, 1995. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, успешная личность, принятие решений, приоритетная задача, процесс становления, российский психолог, современное общество, способность человека, субъект деятельности, условие формирования.

Ключевые слова

личность, субъектность, субъект деятельности

личность, субъектность, субъект деятельности

Похожие статьи

Студент как

субъект формирования опыта творческой. ..

В современной психологии и педагогике понятие «субъект» рассматривается в основном в двух значениях: как субъект деятельности и как субъект жизни. Каждый человек для того чтобы состояться как личность, должен стать

субъектом своего жизненного пути.

Влияние личностных качеств педагога на

формирование детской

На современном этапе развития общество большую роль в развитии личности ребенка, его

Цель педагога — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и

Формирование личности ребенка, не только младшего школьного возраста, но и…

Педагогические и психологические вопросы развития

личности. ..

Дошкольный образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным

процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум.

Создание

условий для развития нравственных качеств…

− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; − недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Формирование и развитие личности в контексте социализации

Формирование личности происходит в конкретной общественной среде.

В этих целях выдвигается задача подготовки личности ребенка с раннего возраста к жизни в обществе с

Социализация как естественный процесс начинается с рождения ребенка в результате…

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего…

В научно-педагогических исследованиях ученые все чаще обращают внимание на проблемы становления экзистенциальной (ценностно-смысловой) сферы человека, что закономерно выводит их на проблемы духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Формирование личности гражданина и патриота России

Например, деятельность школьного музея «Из истории Волховского фронта» в

Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом.

В условиях провозглашения духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Педагогические основы развития социально-активной

личности

Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями. Удовлетворение собственных потребностей человека происходит в процессе его деятельности, содержание и формы которой определяются уровнем социального развития…

Формирование конкурентоспособной личности в условиях

Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования. Автор: Титова Олеся Анатольевна.

В современных условиях образовательного процесса компетенция самообразования занимает одно из ведущих мест, поскольку формирует. ..

Похожие статьи

Студент как

субъект формирования опыта творческой…

В современной психологии и педагогике понятие «субъект» рассматривается в основном в двух значениях: как субъект деятельности и как субъект жизни. Каждый человек для того чтобы состояться как личность, должен стать субъектом своего жизненного пути.

Влияние личностных качеств педагога на

формирование детской

На современном этапе развития общество большую роль в развитии личности ребенка, его

Цель педагога — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и

Формирование личности ребенка, не только младшего школьного возраста, но и. ..

Педагогические и психологические вопросы развития

личности

Дошкольный образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум.

Создание

условий для развития нравственных качеств…

− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; − недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Формирование и развитие личности в контексте социализации

Формирование личности происходит в конкретной общественной среде.

В этих целях выдвигается задача подготовки личности ребенка с раннего возраста к жизни в обществе с

Социализация как естественный процесс начинается с рождения ребенка в результате…

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего…

В научно-педагогических исследованиях ученые все чаще обращают внимание на проблемы становления экзистенциальной (ценностно-смысловой) сферы человека, что закономерно выводит их на проблемы духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Формирование личности гражданина и патриота России

Например, деятельность школьного музея «Из истории Волховского фронта» в

Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом.

В условиях провозглашения духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Педагогические основы развития социально-активной

личности

Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями. Удовлетворение собственных потребностей человека происходит в процессе его деятельности, содержание и формы которой определяются уровнем социального развития…

Формирование конкурентоспособной личности в условиях

Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования. Автор: Титова Олеся Анатольевна.

В современных условиях образовательного процесса компетенция самообразования занимает одно из ведущих мест, поскольку формирует. ..

Что такое субъектность и как ее развивать у дошкольников

Специалисты объясняют, как связаны инициативность малыша, учебные успехи школьника и способность взрослого быть автором собственной жизни

Когда мы говорим о субъектности ребенка, мы подчеркиваем важность его собственной позиции по отношению к его развитию. Считает ли он, например, учебу, чтение, рисование своим делом, или его волнуют только оценки? Реализует ли он собственные потребности и мотивы, действует в собственной логике или только подчиняется и выполняет указания? Переход в онлайн показал ценность субъектности как необходимого условия самостоятельного обучения и развития, уверены психологи и педагоги. Какие практики способствуют развитию субъектности? Как помочь родителям определить семейные образовательные стратегии? Мнение специалистов.

Из чего состоит субъектность?

Понятие субъектности нам не совсем привычно, но оно встраивается в определенный синонимический ряд, который показывает, о чем идет речь. Субъектность стоит рядом с такими понятиями, как воля, авторство, творчество, действие по собственному замыслу, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, самоорганизация, преодоление трудностей, доведение до результата, внутренний стержень, умение принимать решения, лидерство…

Психолог, член-корреспондент РАО Вадим Петровский определяет субъекта как того, кто «является источником, действующей причиной своего действия». Это некое «Я», выступающее как инициатор и носитель того, что делается. В языке психологии к понятию субъектности близка самодетерминация, а в языке живого общения мы в этом случае говорим об авторстве, в том числе авторстве собственной жизни.

Как выглядит момент субъектности у ребенка? Как работает модель, порождающая субъектность? Мы наблюдаем ее в тот момент, когда ребенок делает открытие, видит нечто, что от него не требовалось по условиям задачи.

Вадим Петровский приводит такой пример. На картинке спрятаны животные среди травы и листьев. Ребенку дают карандаш и предлагают обводить то, что он видит на картинке. И вдруг в процессе работы он обнаруживает на картинке птичку. Он находит что-то, что было замаскировано, хотя такой задачи перед ним не стояло. Как реагирует на это учитель? «О! Это ты увидел! Ты открыл! Вот это да!» Эти возгласы учителя поддерживают субъектность ребенка.

Создавая пространство для выбора и ответственности ребенка, родители тем самым способствуют становлению его субъектности.

Как субъектность формируется в дошкольном возрасте

Парадокс дошкольного возраста состоит в том, что, с одной стороны, детство важно для взрослости, развитие в детстве сказывается на развитии взрослого, но при этом ребенок — не маленький взрослый! В этом уверена психолог, специалист по дошкольному образованию Ольга Шиян.

Те качества и способности, которые мы хотим видеть у взрослых, закладываются в детстве, но не напрямую. Если мы хотим, чтобы ребенок читал, недостаточно с ним читать и учить его читать, — так устроено многое в детском развитии. «Есть некая нестыковка между тем, что мы ожидаем от детей, и тем, что мы с ними делаем», — замечает психолог.

Важно понимать, что в развитии ребенка фигура, а что фон, настаивает Ольга Шиян. В дошкольном возрасте фоном являются базовое доверие, автономия и самостоятельность, инициативность. Если этих трех вещей нет, у ребенка будут «заняты руки» и он не сможет приобретать необходимые ему знания. Иначе говоря, можно ребенка учить чтению и письму, но только в том случае, если мы обеспечили ему условия, позаботились о фоне.

О преимуществе недирективных форм обучения, инициативного образования с акцентом на обсуждение правил и совместное планирование, на учет мнения ребенка говорят многочисленные исследования. Эти преимущества проявляются не сразу, а при переходе из начальной в среднюю школу и далее, в том числе во взрослом возрасте.

Опыт дошкольного образования, в котором поддерживается детская инициативность, в большей степени способствует освоению школьных знаний, чем директивное академическое обучение.  

Как узнать, насколько быстро и легко ребенок начнет читать? Это важный вопрос, поскольку чтение становится воротами, которые дают доступ к любым знаниям. Выяснилось, что успешность в чтении можно предсказать на основе чувства самоэффективности не менее точно, чем если ориентироваться на традиционные технические параметры, такие, например, как фонологическая готовность. Все учебные успехи во многом предопределяются самоэффективностью, этим ощущением «Я смогу!», которое сложилось еще до школы. 

Ольга Шиян объясняет, что дошкольник — это целостное существо; если ему плохо, он не будет учиться. Маленький ребенок просто не может делать это через силу, «преодолевая трудности, сжимая зубы и зарабатывая невроз», как иногда учатся школьники.

В дошкольном возрасте принципиально важно для обучения, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, чтобы ему было радостно. Если маленьких детей заставить сидеть за партами, сложив ручки, глядя друг другу в затылок, и заниматься тем, что им не подходит по возрасту, то детям будет некомфортно, тяжело.

Чем еще полезно раннее развитие субъектности? Если ребенок научится самоопределяться и ставить себе задачи, это поможет ему потом в учебной деятельности, где есть планирование и оценка себя. И все это формируется в дошкольном возрасте не в учебе, а в других занятиях: в исследовании, проектировании, игре.

Как проявляется недостаток субъектности во взрослом возрасте

Иногда недостаток субъектности проявляется в ситуациях, которые кажутся максимально далекими от детского опыта, замечает коуч лидеров и управленческих команд, член-корреспондент РАО Михаил Кларин. Речь идет, в частности, о передаче бизнеса по наследству. По некоторым данным, эта ситуация складывается благополучно для старого и нового собственника только в 30% случаев, а иногда неуспех достигает 95%.

Конечно, со стороны детей бывают разные ситуации: иногда они просто не хотят становиться во главе семейного бизнеса, отмечает коуч. Кроме того, возможна ситуация, когда старший собственник на самом деле не готов передать свое дело по наследству.

Михаил Кларин видит истоки многих проблем и барьеров, с которыми сталкиваются семьи крупных собственников, в детских ситуациях. И сами бизнесмены тоже улавливают эту связь с эпизодами из детства. 

Как соотносится неготовность и неспособность принять на себя руководство семейным бизнесом с субъектностью и лидерскими качествами? Михаил Кларин считает, что связь здесь самая прямая. Чтобы вести за собой кого-то, например, сотрудников своего предприятия, коллег, нужно для начала научиться вести за собой самого себя, быть автором собственной жизни. Такой социальный запрос на авторство самого себя сейчас явно выражен. Но есть и противоположная тенденция: отложенное взросление (таких недовзрослых называют кидалтами) и СОЖ — синдром отложенной жизни.

Как выглядит отложенное взросление? Выросшие дети постоянно откладывают отделение от родителей и начало самостоятельной жизни, окончательный выбор профессии, вступление в брак, рождение детей.

Это не значит, что важные жизненные решения никогда не принимаются (и этим отложенное взросление отличается от инфантилизма), но они принимаются гораздо позже, чем можно было ожидать.

Если сын не отделился психологически от отца, не стал в полной мере самостоятельной личностью, ему будет трудно возглавить бизнес. Нужно сначала сепарироваться от родителя, чтобы быть способным подхватить его дело.

Субъектность можно рассматривать как основу настоящего, полноценного взросления, а значит, и основу лидерства, которое всегда предполагает готовность ошибаться и принятие риска. 

Субъектность бесценна для жизни, но для жизни в активной, авторской позиции. Если в детстве у ребенка не сформировались базовое доверие, автономия и инициативность, то вряд ли эти качества сами собой сформируются у взрослого. Конечно, можно сознательно развивать их и в более позднем возрасте, но это гораздо труднее.

Что могут сделать родители для своего ребенка

Тогда возникает вопрос: что должно происходить в дошкольном возрасте, чтобы ребенок смог развить свою субъектность?

С ребенком дома надо именно жить, вовлекать его в то, что ты делаешь, своим примером показывать ему инициативность, обустраивать для него ту ситуацию, в которой он будет активен, — настаивает Ольга Шиян.  

По данным исследований, помимо когнитивных умений, детям очень важен опыт умных эмоций, познавательной радости. Им нужна возможность рисковать и делать это в безопасной среде. Даже если ребенок попадет не в самый удачный детский сад или школу, вклад семьи, родителей всегда будет выше, их усилия не пропадут.

Еще один парадокс детства состоит в том, что субъектность ребенка, о которой могли бы позаботиться родители, для них желанна, но очень неудобна. Развитие субъектности требует родительского времени, подчеркивает Михаил Кларин: позволить детям делать что-то самим — это очень долго, инициативность — это сложно, проще иметь дело с ребенком, который ее не проявляет. Субъектность обходится родителям дорого: она требует от взрослых внимания, больших эмоциональных затрат, глубокого интереса к жизни ребенка.

Родителям и дошкольным организациям приходится балансировать между инициативностью как приоритетом и безопасностью как приоритетом. Проще говоря, разрешить шагнуть в лужу или одернуть?

Этот баланс неустойчив, тут нет никаких рецептов. Вернее, есть только самые общие советы специалистов.

Они предлагают родителям для начала отказаться от слова «мы» во всех ситуациях, где в качестве субъекта выступает ребенок, не использовать этот бесконечный ряд излюбленных родительских фраз от «мы покушали/погуляли/испачкались» до «мы сдаем ЕГЭ». И следующий шаг: спрашивать мнение ребенка, отделяя себя от него. «У меня есть жизнь, и у тебя есть жизнь. Мы разные личности. Поэтому мне важно знать, что тебе интересно, что тебе нравится, чего ты хочешь. Скажи мне, что ты об этом думаешь?» 

  

Источник:

Всероссийское родительское собрание «Практики субъектности» с участием Марии Миркес, Ольги Шиян и Михаила Кларина

Фото: Коллекция/iStock

Субъективность | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Субъективность относится к точке зрения или мнению человека, определенным чувствам, убеждениям и желаниям. Он часто используется небрежно для обозначения необоснованных личных мнений, в отличие от знаний и убеждений, основанных на фактах. В философии этот термин часто противопоставляется объективности. [1]

Субъективность подчеркивает не только пассивное отношение человека к миру и чувственным впечатлениям, которые он вызывает, но также и деятельность, активное взаимодействие с этим материалом. Можно подумать, что действие происходит просто в акте интерпретации чувственных данных, делая выбор в отношении того, как придавать значения этим данным. Или можно подумать, что это происходит в более сильном смысле, воздействуя на мир и изменяя его организацию в соответствии с целями субъекта. В последнем случае может быть установлена ​​петля обратной связи модифицированный мир — новые чувственные данные — новая модификация с неограниченными последствиями. Болдуинская эволюция может быть примером такой системы обратной связи.

Содержимое

  • 1 Qualia
  • 2 Общественные науки
  • 3 Философия
  • 4 Эпистемическая субъективность
  • 5 Субъективизм
  • 6 Метафизический субъективизм
    • 6. 1 Субъективизм и панпсихизм
    • 6.2 Критика
  • 7 Этический субъективизм
  • 8 Субъективизм в вероятности
  • 9 Критика предмета Ницше
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 концевых сносок

Qualia

Субъективность может относиться к специфическим проницательным интерпретациям любого аспекта переживаний. Они уникальны для человека, испытывающего их, квалиа , которые доступны только сознанию этого человека. Хотя причины переживаний считаются объективными и доступными каждому (например, длина волны определенного луча света), сами переживания доступны только субъекту (качество самого цвета).

Социальные науки

В социальных науках субъективность (свойство быть субъектом) является следствием отношений власти. Сходные социальные конфигурации создают сходные восприятия, переживания и интерпретации мира. Например, женская субъективность будет относиться к восприятию, опыту и интерпретациям мира, которые субъект, отмеченный как женский , обычно имеет.

Философия

В философии предмет — это существо, которое имеет субъективный опыт или отношения с другим существом (или «объектом»). Субъект — это наблюдатель, а объект — наблюдаемая вещь.

Ниже приведены примеры субъективных переживаний (все примеры квалиа):

  • Как мне кажется красный цвет;
  • Как звучит для меня музыкальный тон;
  • Что для меня наслаждение и боль.

И соответствующие им объективные аналоги:

  • Красная поверхность;
  • Музыкальный инструмент, производящий колебания в воздухе;
  • Вещи, которые вызывают удовольствие или боль.

Объект воспринимается; субъект — это тот, кто воспринимает.

Маркс, Ницше и Фрейд — три философа 19-го века, которые подвергли сомнению основы понятия сознательного субъекта, основу либеральной теории общественного договора. В критической теории и психологии субъективность — это также действия или дискурсы, которые производят индивидов или «я»; «Я» — это субъект — наблюдатель.

Некоторые теоретики рассматривают привилегированный доступ как определяющую черту субъективности. У человека есть привилегированный доступ к своим собственным квалиа, как и в приведенных выше примерах, то есть один и только один человек из первых рук знает о боли этого человека, опыте музыкального тона и т. д.

Эпистемическая субъективность

Слово субъективность также используется для обозначения антитезы объективности как эпистемической добродетели: тот, кто судит в соответствии с личными чувствами или интуицией, а не в соответствии с объективными наблюдениями, рассуждениями и суждениями, судит субъективно .

Субъективизм

Субъективизм — это философский принцип, отдающий приоритет субъективному опыту. В крайнем случае можно утверждать, что природа и существование каждого объекта зависят только от чьего-то субъективного осознания его. В этом контексте можно рассмотреть ограниченный эмпиризм Джорджа Беркли, учитывая его доверие к Богу как к перводвигателю человеческого восприятия.

Метафизический субъективизм

Метафизический субъективизм — это теория о том, что восприятие создает реальность и что не существует лежащей в основе истинной реальности, которая существует независимо от восприятия. Можно также утверждать, что именно сознание, а не восприятие создает реальность. Это противоположно метафизическому объективизму, утверждающему, что существует объективная реальность, воспринимаемая по-разному.

Это утверждение не следует путать с позицией, что «все есть иллюзия» или что «реальности не существует». Метафизические субъективисты считают, что реальность достаточно реальна и что физические объекты действительно существуют. Однако они полагают, что природа реальности, относящаяся к данной единице сознания, создается и управляется этим сознанием.

Субъективизм и панпсихизм

Одно из возможных расширений субъективистской мысли состоит в том, что сознательный опыт доступен для всех объективно воспринимаемых субстратов. При просмотре изображений, полученных камерой на качающейся стороне извергающегося вулкана, можно предположить, что их относительное движение следует из субъективного сознания внутри вулкана. Эти свойства также могут быть приписаны камере или ее различным компонентам.

Таким образом, однако, субъективизм трансформируется в родственную доктрину, панпсихизм, точку зрения, согласно которой каждый объективный факт имеет внутренний или субъективный аспект.

Критика

Изобретение машин, которые могут «видеть», «слышать» или иным образом наблюдать и записывать события, спровоцировало мысленный эксперимент (предложенный Уинстоном Черчиллем, который иначе не известен как философ), который создал трудности для субъективистов. . Давайте установим автоматическую камеру для записи событий в месте, которое не может наблюдать ни человек (или другое существо, разумно считающееся «сознательным»). Скажем, например, что он установлен внутри вулкана. Позже камеру извлекают и наблюдают за ее фотографиями с отметками даты. Действительно ли происходили события, зафиксированные на фотографиях, даже если их сознательно никто не наблюдал? Может быть, сознательное наблюдение за самими фотографиями каким-то образом вдруг заставило их изобразить события, которые, по-видимому, происходили в более раннее время?

Одно из объяснений этого сценария с субъективистской точки зрения состоит в том, что события на фотографиях вообще не происходили. Только фотографии появились, когда наблюдатель отправился собирать результаты своего теста.

Это объяснение не может объяснить, почему изображения существовали бы для того, чтобы их собирали, если бы они не были объективно представлены для того, чтобы их собирали в первую очередь.

Этический субъективизм

Этический субъективизм – это метаэтическая точка зрения, согласно которой этические предложения сводятся к фактическим утверждениям об отношениях и/или условностях отдельных людей. Этический субъективист мог бы предположить, например, что то, что означает быть морально правильным, означает только то, что это должно быть одобрено. (Это может привести к мнению, что разные вещи являются правильными в соответствии с каждым идиосинкразическим моральным воззрением.) Другой тип этического субъективиста может определить «хорошее» как «то, чего я желаю».

Родственная точка зрения — это точка зрения конвенционализма, который считает, что этические предложения являются репрезентациями отношения ряда людей в культуре или обществе.

Одним из следствий этих взглядов является то, что, в отличие от морального скептика или нон-когнитивиста, субъективист считает, что этические предложения, хотя и относительные или субъективные, тем не менее могут быть истинными или ложными.

Субъективизм в вероятности

В теории вероятности субъективизм означает точку зрения, что вероятности — это просто степени веры рациональных агентов в определенное суждение, которые сами по себе не имеют объективной реальности. Для такого рода субъективистов фраза, имеющая отношение к вероятности, просто утверждает степень, в которой субъективный действующий субъект считает свое утверждение истинным или ложным. Как следствие, у субъективиста нет проблем с тем, что разные люди дают разные вероятности неопределенным утверждениям, и все они верны. См. Байесианство.

Пытаясь обосновать субъективную вероятность, Бруно де Финетти ввел понятие философской согласованности. Согласно его теории, вероятностное утверждение сродни пари, а пари является последовательным только в том случае, если оно не подвергает игрока проигрышу, если его противник делает разумный выбор. Чтобы объяснить свой смысл, де Финетти провел мысленный эксперимент, чтобы проиллюстрировать необходимость соблюдения принципов согласованности при составлении вероятностного утверждения. В его сценарии, когда кто-то заявляет о степени своей веры во что-то, он делает небольшую ставку за или против этой веры и указывает шансы, понимая, что другая сторона пари может решить, на чьей стороне пари принять решение. Таким образом, если Боб указывает шансы 3 к 1 против предложения А, его оппонент Джо может затем выбрать, потребовать ли от Боба рискнуть 1 долларом, чтобы выиграть 3 доллара, если окажется, что предложение А верно, или потребовать от Боба рискнуть 3 долларами. чтобы выиграть 1 доллар, если предложение А неверно. В этом случае Джо может победить Боба. Таким образом, согласно де Финетти, этот случай непоследовательный.

Критика предмета Ницше

Ницше критиковал основы субъекта, отвергая понятие субстанции (позже Хайдеггер показал, как субъект произошло от греческого «субстанция»). Самотождественность обеспечивается совестью, как это показал Джон Локк, которая, по Ницше, является ипостасью тела и составляющих его множественных сил [1] . Ницше заявил, что этот предмет был «грамматической фикцией»; «за деланием нет делателя». Позднее Хайдеггер считал, что Dasein как «присутствие», которое не следует путать с личным субъектом. Эти мыслители открыли путь деконструкции субъекта как основного понятия метафизики. Такие мыслители, как Альтюссер, Фуко или Бурдье, диагностировали субъект как социальную конструкцию. Согласно Альтюссеру, «субъект» — это идеологическая конструкция (точнее, конструируемая «идеологическими государственными аппаратами»). Он формируется в процессе интерпелляции; по Фуко, это «эффект» власти и «дисциплин» ( См. Наказание и наказание : конструкция субъекта как студента, солдата, «преступника» и т. д.).

См. также

  • Клиническая этнография
  • Когнитивная лингвистика
  • Этика
  • Интерсубъективный психоанализ
  • Самоанализ
  • Метаэтика
  • Моральный релятивизм
  • Неокантианство
  • Объективность
  • Феноменология
  • Феноменология (психология)
  • Q методология
  • Социальный конструктивизм
  • Субъект-объектная проблема
  • Теория личности
  • Персональные конструкции
  • Рудольф Карнап
  • Дэвид Хьюм
  • К. Л. Стивенсон
  • Сёрен Кьеркегор

Примечания

  1. ↑ Соломон, Роберт К. «Субъективность», в Honderich, Ted. Oxford Companion to Philosophy, Oxford University Press, 2005.

Примечания

  •   См. Пьер Клоссовски, Ницше и порочный круг .
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Субъективность | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Субъективность относится к точке зрения или мнению человека, определенным чувствам, убеждениям и желаниям. Он часто используется небрежно для обозначения необоснованных личных мнений, в отличие от знаний и убеждений, основанных на фактах. В философии этот термин часто противопоставляется объективности. [1]

Субъективность подчеркивает не только пассивное отношение человека к миру и чувственным впечатлениям, которые он вызывает, но также и деятельность, активное взаимодействие с этим материалом. Можно подумать, что действие происходит просто в акте интерпретации чувственных данных, делая выбор в отношении того, как придавать значения этим данным. Или можно подумать, что это происходит в более сильном смысле, воздействуя на мир и изменяя его организацию в соответствии с целями субъекта. В последнем случае может быть установлена ​​петля обратной связи модифицированный мир — новые чувственные данные — новая модификация с неограниченными последствиями. Болдуинская эволюция может быть примером такой системы обратной связи.

Содержимое

  • 1 Qualia
  • 2 Общественные науки
  • 3 Философия
  • 4 Эпистемическая субъективность
  • 5 Субъективизм
  • 6 Метафизический субъективизм
    • 6. 1 Субъективизм и панпсихизм
    • 6.2 Критика
  • 7 Этический субъективизм
  • 8 Субъективизм в вероятности
  • 9 Критика предмета Ницше
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 концевых сносок

Qualia

Субъективность может относиться к специфическим проницательным интерпретациям любого аспекта переживаний. Они уникальны для человека, испытывающего их, квалиа , которые доступны только сознанию этого человека. Хотя причины переживаний считаются объективными и доступными каждому (например, длина волны определенного луча света), сами переживания доступны только субъекту (качество самого цвета).

Социальные науки

В социальных науках субъективность (свойство быть субъектом) является следствием отношений власти. Сходные социальные конфигурации создают сходные восприятия, переживания и интерпретации мира. Например, женская субъективность будет относиться к восприятию, опыту и интерпретациям мира, которые субъект, отмеченный как женский , обычно имеет.

Философия

В философии предмет — это существо, которое имеет субъективный опыт или отношения с другим существом (или «объектом»). Субъект — это наблюдатель, а объект — наблюдаемая вещь.

Ниже приведены примеры субъективных переживаний (все примеры квалиа):

  • Как мне кажется красный цвет;
  • Как звучит для меня музыкальный тон;
  • Что для меня наслаждение и боль.

И соответствующие им объективные аналоги:

  • Красная поверхность;
  • Музыкальный инструмент, производящий колебания в воздухе;
  • Вещи, которые вызывают удовольствие или боль.

Объект воспринимается; субъект — это тот, кто воспринимает.

Маркс, Ницше и Фрейд — три философа 19-го века, которые подвергли сомнению основы понятия сознательного субъекта, основу либеральной теории общественного договора. В критической теории и психологии субъективность — это также действия или дискурсы, которые производят индивидов или «я»; «Я» — это субъект — наблюдатель.

Некоторые теоретики рассматривают привилегированный доступ как определяющую черту субъективности. У человека есть привилегированный доступ к своим собственным квалиа, как и в приведенных выше примерах, то есть один и только один человек из первых рук знает о боли этого человека, опыте музыкального тона и т. д.

Эпистемическая субъективность

Слово субъективность также используется для обозначения антитезы объективности как эпистемической добродетели: тот, кто судит в соответствии с личными чувствами или интуицией, а не в соответствии с объективными наблюдениями, рассуждениями и суждениями, судит субъективно .

Субъективизм

Субъективизм — это философский принцип, отдающий приоритет субъективному опыту. В крайнем случае можно утверждать, что природа и существование каждого объекта зависят только от чьего-то субъективного осознания его. В этом контексте можно рассмотреть ограниченный эмпиризм Джорджа Беркли, учитывая его доверие к Богу как к перводвигателю человеческого восприятия.

Метафизический субъективизм

Метафизический субъективизм — это теория о том, что восприятие создает реальность и что не существует лежащей в основе истинной реальности, которая существует независимо от восприятия. Можно также утверждать, что именно сознание, а не восприятие создает реальность. Это противоположно метафизическому объективизму, утверждающему, что существует объективная реальность, воспринимаемая по-разному.

Это утверждение не следует путать с позицией, что «все есть иллюзия» или что «реальности не существует». Метафизические субъективисты считают, что реальность достаточно реальна и что физические объекты действительно существуют. Однако они полагают, что природа реальности, относящаяся к данной единице сознания, создается и управляется этим сознанием.

Субъективизм и панпсихизм

Одно из возможных расширений субъективистской мысли состоит в том, что сознательный опыт доступен для всех объективно воспринимаемых субстратов. При просмотре изображений, полученных камерой на качающейся стороне извергающегося вулкана, можно предположить, что их относительное движение следует из субъективного сознания внутри вулкана. Эти свойства также могут быть приписаны камере или ее различным компонентам.

Таким образом, однако, субъективизм трансформируется в родственную доктрину, панпсихизм, точку зрения, согласно которой каждый объективный факт имеет внутренний или субъективный аспект.

Критика

Изобретение машин, которые могут «видеть», «слышать» или иным образом наблюдать и записывать события, спровоцировало мысленный эксперимент (предложенный Уинстоном Черчиллем, который иначе не известен как философ), который создал трудности для субъективистов. . Давайте установим автоматическую камеру для записи событий в месте, которое не может наблюдать ни человек (или другое существо, разумно считающееся «сознательным»). Скажем, например, что он установлен внутри вулкана. Позже камеру извлекают и наблюдают за ее фотографиями с отметками даты. Действительно ли происходили события, зафиксированные на фотографиях, даже если их сознательно никто не наблюдал? Может быть, сознательное наблюдение за самими фотографиями каким-то образом вдруг заставило их изобразить события, которые, по-видимому, происходили в более раннее время?

Одно из объяснений этого сценария с субъективистской точки зрения состоит в том, что события на фотографиях вообще не происходили. Только фотографии появились, когда наблюдатель отправился собирать результаты своего теста.

Это объяснение не может объяснить, почему изображения существовали бы для того, чтобы их собирали, если бы они не были объективно представлены для того, чтобы их собирали в первую очередь.

Этический субъективизм

Этический субъективизм – это метаэтическая точка зрения, согласно которой этические предложения сводятся к фактическим утверждениям об отношениях и/или условностях отдельных людей. Этический субъективист мог бы предположить, например, что то, что означает быть морально правильным, означает только то, что это должно быть одобрено. (Это может привести к мнению, что разные вещи являются правильными в соответствии с каждым идиосинкразическим моральным воззрением.) Другой тип этического субъективиста может определить «хорошее» как «то, чего я желаю».

Родственная точка зрения — это точка зрения конвенционализма, который считает, что этические предложения являются репрезентациями отношения ряда людей в культуре или обществе.

Одним из следствий этих взглядов является то, что, в отличие от морального скептика или нон-когнитивиста, субъективист считает, что этические предложения, хотя и относительные или субъективные, тем не менее могут быть истинными или ложными.

Субъективизм в вероятности

В теории вероятности субъективизм означает точку зрения, что вероятности — это просто степени веры рациональных агентов в определенное суждение, которые сами по себе не имеют объективной реальности. Для такого рода субъективистов фраза, имеющая отношение к вероятности, просто утверждает степень, в которой субъективный действующий субъект считает свое утверждение истинным или ложным. Как следствие, у субъективиста нет проблем с тем, что разные люди дают разные вероятности неопределенным утверждениям, и все они верны. См. Байесианство.

Пытаясь обосновать субъективную вероятность, Бруно де Финетти ввел понятие философской согласованности. Согласно его теории, вероятностное утверждение сродни пари, а пари является последовательным только в том случае, если оно не подвергает игрока проигрышу, если его противник делает разумный выбор. Чтобы объяснить свой смысл, де Финетти провел мысленный эксперимент, чтобы проиллюстрировать необходимость соблюдения принципов согласованности при составлении вероятностного утверждения. В его сценарии, когда кто-то заявляет о степени своей веры во что-то, он делает небольшую ставку за или против этой веры и указывает шансы, понимая, что другая сторона пари может решить, на чьей стороне пари принять решение. Таким образом, если Боб указывает шансы 3 к 1 против предложения А, его оппонент Джо может затем выбрать, потребовать ли от Боба рискнуть 1 долларом, чтобы выиграть 3 доллара, если окажется, что предложение А верно, или потребовать от Боба рискнуть 3 долларами. чтобы выиграть 1 доллар, если предложение А неверно. В этом случае Джо может победить Боба. Таким образом, согласно де Финетти, этот случай непоследовательный.

Критика предмета Ницше

Ницше критиковал основы субъекта, отвергая понятие субстанции (позже Хайдеггер показал, как субъект произошло от греческого «субстанция»). Самотождественность обеспечивается совестью, как это показал Джон Локк, которая, по Ницше, является ипостасью тела и составляющих его множественных сил [1] . Ницше заявил, что этот предмет был «грамматической фикцией»; «за деланием нет делателя». Позднее Хайдеггер считал, что Dasein как «присутствие», которое не следует путать с личным субъектом. Эти мыслители открыли путь деконструкции субъекта как основного понятия метафизики. Такие мыслители, как Альтюссер, Фуко или Бурдье, диагностировали субъект как социальную конструкцию. Согласно Альтюссеру, «субъект» — это идеологическая конструкция (точнее, конструируемая «идеологическими государственными аппаратами»). Он формируется в процессе интерпелляции; по Фуко, это «эффект» власти и «дисциплин» ( См. Наказание и наказание : конструкция субъекта как студента, солдата, «преступника» и т. д.).

См. также

  • Клиническая этнография
  • Когнитивная лингвистика
  • Этика
  • Интерсубъективный психоанализ
  • Самоанализ
  • Метаэтика
  • Моральный релятивизм
  • Неокантианство
  • Объективность
  • Феноменология
  • Феноменология (психология)
  • Q методология
  • Социальный конструктивизм
  • Субъект-объектная проблема
  • Теория личности
  • Персональные конструкции
  • Рудольф Карнап
  • Дэвид Хьюм
  • К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *