Субличности и их влияние на нашу жизнь
Почему люди делают вид, что знают больше, чем на самом деле
Почему люди притворяются, что знают что-то? Почему уверенность так часто пропорциональна невежеству? У Стивена Сломана, профессора когнитивистики Университета Брауна, есть несколько интересных ответов. «Мы склонны сохранять чувство собственной правоты, другого выхода просто нет», — говорил он. В книге «The Knowledge Illusion: Why We Never Think Alone» Сломан сосредоточил свое исследование на суждениях, процессах принятия решений и рассуждений. Он особенно заинтересован в том, что называется «иллюзией глубокого знания», — так когнитивисты называют нашу склонность переоценивать уровень понимания устройства мира. По словам Сломана, мы поступаем так, потому что полагаемся на умственные способности других. «Решения, которые мы принимаем, мнения, которые формируем, суждения, которые мы выносим — всё это очень сильно зависит от того, что думают другие люди» Если люди вокруг нас в чем-то ошибаются, мы, скорее всего, разделим их заблуждение.
«Внутри что-то переключается – и с вами разговариваю не я, а кто-то другой». Минчанка о том, как живет с субличностью
Кто-то называет это психическим расстройством, кто-то – проявлением внутреннего «я». Наша героиня Даша (имя изменено) уже три года борется со своей субличностью и постоянно проигрывает эту войну.
«ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТО БЫВАЕТ У ВСЕХ. НО МЕНЯ БУКВАЛЬНО РАЗРЫВАЕТ ИЗНУТРИ»
– Меня всегда волновал вопрос, что со мной не так. Потому что всегда казалось, что во мне живут два совершенно разных человека. В какие-то моменты я начинаю вести себя не так, как обычно. Я просто не понимаю, что со мной происходит.
Становлюсь агрессивной, начинаю докапываться до людей, говорить им неприятные вещи, хоть на самом деле так не думаю, могу обидеть близких. Когда у меня плохое настроение, я очень сильно устала или случилось что-то нехорошее – у меня внутри что-то переключается. И с вами разговариваю уже не я, а кто-то другой. Потом проходит какое-то время и наступает понимание того, что это было ужасно. Как можно было нести такую чушь, как можно было так думать и рассуждать?!
Я понимаю, что это ненормально, мне приходится потом извиняться, но я не могу себя контролировать в такие моменты. Поэтому обычно говорю так: «Сорри, люди, я была немного не в себе».
Или с вкусовыми предпочтениями. Я могу сегодня съесть жареную курицу, а на следующий день думать о том, зачем я это сделала и как вообще я могла есть такую гадость. Или бывает, что вот сейчас я хочу съесть банан, уже иду к холодильнику, чтобы его взять, подхожу и понимаю: хочу мяса.
Иногда мне хочется каких-то приключений, экстрима, чтобы жизнь перевернулась вверх дном, чтобы было за себя стыдно, как в кино (смеется). А с другой стороны, мне хочется спокойствия, уюта, домашнего тепла, детей, домик за городом.
Говорят, что это нормально и такое бывает у всех, но не знаю. У меня это проявляется настолько сильно, что меня просто разрывает изнутри, вплоть до того что я начинаю рыдать, у меня начинается истерика. Я не понимаю, кто я такая, что я за человек.
«МОЯ СУБЛИЧНОСТЬ – ЭТО МИЛАЯ ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ ЗА СПИНОЙ ДЕРЖИТ ТОПОР»
Найти себя очень сложно. То я хочу быть писателем, который сидит дома и пишет романы. То я хочу быть актрисой, которую показывают по телевизору. Или выступать на сцене Большого театра, чтобы мной наслаждались, а я купалась в цветах и аплодисментах. Но вы же понимаете, что это описание двух совершенно разных людей, у которых должны быть разные характеры и темпераменты.
Я творческий человек, который очень часто находится в депрессии, и, возможно, это оказывает какое-то влияние на мою личность. Моя субличность – это милая девочка, которая за спиной держит топор, как на картинке в ВК. Иногда мне кажется, что я схожу с ума, потому что в тебе меняется абсолютно все и в одну секунду.
Ты можешь сидеть, радоваться жизни, наслаждаться прекрасным днем, все хорошо – и вдруг начинаешь думать, что все плохо, и доводишь себя до истерики. Просто в голову приходят мысли другого человека, не твои – и это проблема. Ты начинаешь задумываться о том, о чем нормальный человек не думает. Вгоняешь себя в западню и начинаешь существовать в совершенно другом мире.
Проявляется субличность в основном тогда, когда я неуравновешена. Это обычно состояние сильного стресса, обиды, когда с кем-то поссорилась и тебя может спровоцировать любое слово, а я очень вспыльчивый и несдержанный человек. И до такой степени, что мне потом безумно стыдно за свои слова. Головой я понимаю, что некоторые вещи нельзя говорить своим близким, ведь слова больно ранят. Парню я говорила, что он никчемный, слабый человек, который ничего не сможет добиться в жизни. Бабушке, которая меня вырастила, вообще однажды заявила, что она испортила мне жизнь.
Одно слово может послужить сильным раздражителем, и во мне что-то переключается. Я говорю себе: «Что ты делаешь, так нельзя, остановись». Но это не помогает. Мозг думает одно, а рот несет совершенно другое.
И мне потом очень сложно просить прощения, потому что я человек, который не любит это делать. Но приходится.
«НАДЕНЕШЬ БДСМ-ПОВОДОК»
Я много раз срывалась на своих близких, хамила им, причиняла боль, но есть один случай, за который мне стыдно до сих пор.
Однажды у нас собралась замечательная компания: я, мой молодой человек, мой брат, подруга и друг. Решили поиграть в покер. Но в тот вечер во мне проснулась моя субличность, я предложила играть на желания. И предложила брату: если он проиграет, наденет купальник своей бывшей жены, который она не успела забрать. А потом вдруг вспомнила, что видела у брата набор секс-игрушек, и сказала, что еще он наденет на себя БДСМ-поводок и пойдет в магазин.
В итоге выиграл мой молодой человек, и нам, проигравшим, пришлось примерять на себя игрушки. У меня был во рту кляп, друг снял рубашку и прицепил на соски прищепки, брат надел купальник и держал в руках поводок, который опоясывал шею моей подруги, а мой парень взял себе плетку. «Теперь я ваш сутенер», – сказал он, и мы отправились в магазин.
Кто-то смеялся, кто-то крутил пальцем у виска. Мы что-то купили, кассирша старалась на нас не смотреть. Осознание всего, что я натворила, пришло на следующий день, когда о случившемся узнала моя старшая сестра. Это был какой-то страшный бред!
«У МЕНЯ НАЧАЛИСЬ ЗВУКОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ»
Такие переключения раньше случались редко, а сейчас очень часто, вплоть до того что они могут быть каждый день. В основном это происходит под вечер или ночью. И так уже где-то три года. Поначалу было трудно заметить, но, когда окружающие люди начинали думать, что со мной что-то не так, стали говорить мне об этом, я призадумалась.
Сейчас все только ухудшается, и я это чувствую. Все время какая-то усталость, все в серых тонах, и не хочется ни с кем общаться. А в последнее время вдобавок к проблемам со здоровьем у меня стали трястись руки и тело, начались звуковые галлюцинации.
Это происходит в основном ночью. Я не могу долго уснуть и несколько раз уже слышала звуки, которых не было. То мне казалось, что играет музыка, то шум стиральной машинки, которая выключена. Бывает, что я просыпаюсь посреди ночи и понимаю, что мне хочется пойти погулять и сделать какую-нибудь фигню. Но ведь мне настоящей хочется стабильности, хочется контролировать свои мысли.
Если бы я могла поговорить со своей субличностью, то послала бы ее в психушку, попросив не мешать мне жить нормальной жизнью.
Татьяна Гончарова
врач-психотерапевт, психолог, психиатр
– Если объяснять ненаучным языком, то субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей.
Субличности возникают в процессе созревания психики человека, на разных этапах его развития и служат для защиты его от уязвимости, для реализации его потребностей. Это его личностные особенности, желания, стремления и привычки.
Проявляются они опосредованно: например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой или ведет внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, это и есть проявление его субличностей. Качества, способности, навыки и фактические достижения человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.
Самые знакомые нам субличности – это те, которые связаны с социальными ролями (семейными или профессиональными), например с ролями дочери, матери, сына, отца, любимого, врача, рабочего, учителя и так далее. Если обратиться к теории Юнга, у каждого есть Персона – субличность, состоящая из стыдных и отвергаемых человеком качеств.
ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО
Опасность в том, что нередки случаи, когда люди начинают оправдывать свои поступки тем, что это действуют не они сами, а субличности в них. То есть человек не признает какие-то свои личностные качества, поступки, желания, вытесняя их и тем самым снимая с себя ответственность за происходящее в его жизни. Помимо того, что при таком отрицании части себя улучшения в жизни не будет, есть еще и опасность того, что это может спровоцировать развитие шизофрении за счет расщепления личности.
И, когда человек создает в себе все новые и новые субличности, пытается взаимодействовать через них, есть опасность того, что он сам запутается, утратит связь с реальностью, а это тоже путь в болезнь.
Обращаю внимание, что субличности не надо путать с редкой болезнью – диссоциативным расстройством личности, или расстройством множественной личности, которое развивается в результате тяжелой травмы и активизируется бессознательно, под действием внешних толчков: событий, людей. Об этом заболевании снято много фильмов. Здесь человек мгновенно перевоплощается в новую личность, не осознавая этого. При этом личности, как правило, не знают о наличии друг друга.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Называние своих привычек и личностных особенностей субличностями позволяет коротко и емко описывать одним словом богатый поведенческий набор человека. Это, в свою очередь, дает возможность работать с ними в психотерапии как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать, договариваться. Таким образом, это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях и сделать свою личность более целостной.
Но обращаю внимание, что это происходит через психотерапию! Поэтому для решения «проблемы» нужно обязательно обратиться к специалисту. И субличность – это не болезненное состояние, это психотерапевтическая метафора.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
поделиться
Еще по этой теме:
Важность субличностей — Лиза Стоун Карьера и коучинг
Психологи уже много лет признают, что у одного человека может быть много субличностей.
Субличности — это разные части нас самих; эти «суб-я» бессознательно развивались на протяжении всей вашей жизни. Иногда может показаться, что у вас внутри есть целый «подкомитет» личностей.
Каждая субличность может взять на себя другую роль в любой момент времени. Когда в вас присутствует несколько человек, они могут даже показаться доминирующими членами совета директоров, у которых у всех конкурирующие интересы и набор приоритетов, основанный на их собственных точках зрения!
Примеры субличностей
Примером субличности может быть то, что у вас есть сторона «исполнителя». Это означает, что вам может нравиться быть в центре внимания. Но эта сторона не всегда может доминировать, иногда «застенчивая» часть вас может присутствовать больше.
Другие примеры субличностей:
- Последователь
- Беспокойство
- Мятежник
- Авантюрист
- Толерантный
- Угодник
- Менеджер
Полезно замечать их и спрашивать, отличаешься ли ты в разные дни, при определенных обстоятельствах и с разными людьми. Это повысит самосознание, которое действительно является ключом к пониманию себя и к тому, чтобы вы могли, насколько это возможно, «быть лучшим собой».
Вы можете использовать эти четыре этапа для работы и научиться использовать свои субличности:
Стадия 1: РаспознаваниеЗапишите свои субличности, уделите этому некоторое время и вернитесь к это в разные дни. Если хотите, вы можете дать им имена и даже представить их как отдельные «тела» или «существа». Например, ваша субличность «исполнитель» может быть представлена как вы сами в сценическом костюме.
Этап 2: ПринятиеНа этом этапе вы будете смотреть на свои субличности, не оценивая их. Это может быть сложно, поскольку субличность может быть частью вас самих, которая вам не нравится и которую вы подавляете. Часто, чем больше оно подавляется, тем больше оно может заявить о себе, и если вы сможете начать понимать его происхождение, вы сможете увидеть, как оно служило вам в прошлом и может продолжать служить вам в настоящем и будущем. На этом этапе очень важно принять свои субличности без осуждения.
Стадия 3: КоординацияСледующий шаг — подумать об основном побуждении или потребности субличности. Потратьте некоторое время, чтобы распознать, когда субличность берет верх. Можете ли вы принять сознательное решение оставаться или нет в этой личности? Хорошо распознать триггер.
Постарайтесь меньше реагировать на ситуацию и посмотреть, хотите ли вы решить воплотить эту часть себя, или есть другая субличность, которая может быть более полезной в данный момент времени.
Например, если вы чего-то боитесь, может случиться так, что вам нужно пойти на собеседование, тогда это может выявить субличность (например, беспокойного), возникшую из вашего детского опыта, который не пошел хорошо. Например: где вы были на устном экзамене (или на музыкальном экзамене). Эта субличность может проявиться, когда вы находитесь под таким же давлением. Если эта субличность берет верх, то, думая о времени, когда вы добились успеха на встрече, попытайтесь выявить ту свою сторону (например, субличность менеджера), которая могла бы помочь в ситуации. Примечание. У вас будут собственные имена для разных субличностей, и они могут отличаться от приведенных выше.
Если вы заметили, что субличность берет верх, можете ли вы оставаться отстраненным от этой части себя? Особенно, если он не служит вам в данный момент?
Стадия 4: ИнтеграцияЧетвертая стадия, когда вы знакомитесь с различными субличностями, можете ли вы попробовать поэкспериментировать с их объединением? Если двое работают скоординированно, может ли это помочь вам?
У всех нас есть эти разные субличности, и идеальный способ справиться с ними — не подавлять их, а признавать. Если вы действительно контролируете их, это может даже рассматриваться как дирижирование собственным оркестром. Таким образом, все ваши различные «я» будут «играть» в полной гармонии друг с другом!
Первичные и скрытые субличностиНедавно я прочитал книгу под названием «Последние 8 » Бриджит Денгель Гаспар. Она пишет о том, как наши субличности иногда могут помешать нам достичь последних семи-восьми того, что мы намеревались достичь. Гаспар делит субличности на две категории: первичные и скрытые. Первичные — это те части нас самих, с которыми мы лучше всего знакомы. Эти субличности отвечают за то, как мы действуем и реагируем на большинство ситуаций. Скрытые — это те, которые были подавлены, например. злое или завистливое «я». Это может быть потому, что мы сказали себе показывать миру только себя «хорошее, счастливое». Знакомство со многими своими «я», в том числе со скрытыми, может позволить нам подумать о том, какими мы выбираем быть в конкретный момент, а не просто впадать в обычную типичную автоматическую реакцию основного «я».
Использование ваших скрытых субличностейМожет случиться так, что кто-то был очень груб с вами, и когда это произошло, вы, будучи шокированы, просто кивнули и улыбнулись. Примером может быть случай, когда кто-то говорит о вас что-то довольно резкое, даже если он не очень хорошо вас знает. Это могло произойти совершенно неожиданно, поэтому, возможно, вы не отреагировали так, как хотели бы, то есть окликнули их. Однако, если в этом есть закономерность, и это происходит более одного раза, тогда вы действительно можете намеренно использовать одно из своих скрытых «я», чтобы сообщить им, что этот тип поведения не работает.
Еще одним примером скрытой субличности является завистливое я. Если вы ревнуете кого-то, это хороший признак того, что в вашей жизни чего-то не хватает. Он может рассказать вам кое-что о вас самих, то есть о ваших потребностях и желаниях. Эта нехватка может быть связана с чем-то материальным, или это может быть связано с тем, что вы завидуете кому-то, у кого больше свободного времени, чем у вас. Поэтому хорошо подумать, что это говорит вам о себе? Не могли бы вы, исходя из этого, поставить какие-то цели?
Цели, которые могут вызвать напряженность между вамиВы когда-нибудь заходили очень далеко с целью, но так и не достигли ее? В книге «Последние 8 -й » приводятся примеры, когда между различными частями вас может возникнуть конкуренция, которая может означать, что вы не достигаете своих целей. Примером может быть ситуация, когда вы художник, который должен быть очень успешным, но вы никогда не доводите дело до конца, организовав совместную выставку в галерее. Это будет первым шагом к успеху. В этом случае это может быть битва между двумя разными «я» — тем, кто амбициозен, и тем, кто счастлив заниматься искусством как хобби. Вы можете называть эти «я» по их именам: «амбициозное я» и «я, любящее довольствоваться баловством». Ваши разные «я» пройдут через перетягивание каната, и в конце концов одно из них победит.
Самоосознание «перетягивания каната» между разными «я»Битва между нашими разными «я» может привести к парадоксам и нерешительности. В каждом решении есть хорошее и плохое, поэтому не всегда легко сделать этот выбор. Осознание того, откуда берутся эти разные «я», может помочь понять, следует ли их включать или выключать, усиливать или приглушать.
С целями полезно использовать наши основные ценности и то, что важно для нас. Если мы постоянно не достигаем наших целей, то было бы неплохо спросить себя, происходит ли какое-то самосаботаж? Есть ли какое-то основное негативное убеждение, которое ведет к этой прокрастинации? Основные негативные убеждения — это внутренние идеи, которые мы можем осознавать или не осознавать, такие как «я недостоин», «ничего не получается» или «я не заслуживаю многого». Они очень часто исходят от родителей/опекунов, пока они нас воспитывали. Непреднамеренно они, возможно, дали нам некоторые из своих правил, по которым мы должны жить. Примерами этого могут быть: «не суетись» или «когда дела идут хорошо, жизнь всегда подбрасывает нам кривую».
Иногда лучше отказаться от конкретной цели. Это если это то, что после некоторого самоанализа кажется, что это может быть не совсем то, что мы хотим.
Самоосознание нашего изначального и скрытого «я» может помочь нам лучше понять себя, чтобы жить как можно лучше.
«Внутренний критик» и двойная связьНаш «внутренний критик» можно рассматривать как одну из наших субличностей, которая играет роль в обеспечении соблюдения внутренних правил, таких как основные негативные убеждения. Важно осознавать своего внутреннего критика, так как он также может защитить вас, заставив ваши субличности помочь вам, такие как ваш перфекционист, ваша целеустремленность и защитник/контролер. Следовательно, это может подтолкнуть вас к тому, чтобы что-то сделать. Однако, как я упоминал выше, наш внутренний критик может руководствоваться этими основными негативными убеждениями, так что это означает, что мы продвигаемся вперед к нашим целям, но затем проигрываем в финале.0073 th и в конечном итоге не заполнив их.
Гаспар называет это двойным связыванием, и это может заставить вас замереть. Чтобы попасть в финальную восьмерку, часто нужно проявить себя. Это сделает вас более известным и, следовательно, почувствует себя более незащищенным и уязвимым. Если вы застряли на этой последней восьмой стадии, то вы можете ошибочно подумать, что с вами что-то не так. В конечном итоге вы принимаете свои основные негативные убеждения. Это двойная связь, потому что вы хотите закончить свою цель, но в то же время чувствуете, что не можете.
Как только вы осознаете, что у вас есть эта двойная связь, тогда, если вы проделали некоторую работу по выявлению своего первичного или скрытого «я», вы можете завербовать какое-то «я» или часть вас, которые могут работать против вашего основного негативного убеждения и могут поддерживать ваше окончательное восьмой гол.
ЗаключениеЯ надеюсь, что эта статья поможет вам задуматься о различных частях себя. Сосредоточившись на каждом из них и на положительных моментах, которые они привносят, вы сможете достичь своих будущих целей.
Вас могут заинтересовать другие блоги, которые я написал:
- советы по достижению целей
- мышления
- принятие карьерных решений
Работа с нашими субличностями
Мы рады поделиться с вами техникой номер 101 из недавно выпущенной книги «101 метод коуч-супервизии, подходы, исследования и эксперименты», изданной Мишель Лукас. Техника этой недели — «Работа с нашими субличностями» Хетти Айнциг, она также из главы «Трансперсональные личности» Хетти.
Когда это используется?
Это популярный и эффективный метод борьбы с доминирующими эмоциями или повторяющимися реакциями или тенденциями.
Что за запрос?
Концепция субличностей была создана Роберто Ассаджиоли (1965) и с тех пор была принята и адаптирована несколькими авторами (см., например, «мини-я» Бачкирова, 2011). Все философии и традиции мудрости признают противоречие между единством и множественностью: мы уникальны и в нашем «я» есть много частей. То, что мы называем нашей «личностью», не единично, а множественно и изменчиво. Сохранение истинности «и/и» во время супервизионной работы помогает нам найти более сбалансированное выражение и сотрудничество между различными частями или «субличностями» внутри нас.
Техника направлена на оживление наших многочисленных «субличностей». Это полезный способ работать с трудными, чрезмерно используемыми или доминирующими чувствами и поведением: напр. мой испуганный ребенок, мой заботливый помощник, мой хулиган, мое сострадательное я, мой воин, мой защитник справедливости, мой внутренний критик. Каждая субличность имеет свой дар и свои ограничения; его свет и его тень.
Шаг 1: Контракт.
Соответствуйте объему последующей работы, позиционируйте работу как исследование или эксперимент. Будьте легкой и даже игривой.
Шаг 2: Запрос.
Когда супервизируемый чувствует, что над ним доминирует особенно сильная или повторяющаяся реакция на своего клиента, или особенно когда он выражает дилемму между «частью» себя, которая чувствует или хочет сделать X, и противоположной частью, которая чувствует или хочет сделать Y Мы исследуем, спрашивая, например: «Какая часть вас чувствует это?» или «Чей это голос говорит это?». Мы могли бы добавить «И я слышу этот другой голос, который говорит что-то другое»… Вы можете быть легким и игривым: «Давайте оживим эту часть вас: что запускает их, что они говорят и делают? Если бы эта часть вас была человеком, как бы вы ее назвали?» и «Теперь давайте познакомимся с другим голосом/партией — кто это, какие они?» и т. д.
Мы помогаем супервизируемому раскрыть желания и потребности этой «субличности» или «мини-я» внутри себя. Называя «субличность», супервизируемый помогает сначала получить представление об этой части себя, понять, что она не является им целиком. Затем работа фокусируется на том, чтобы помочь супервизируемому принять и, в конечном счете, трансформировать потенциально блокирующие части себя (такие как его внутренний критик или гнев на клиента) в более высокие выражения через призму сострадания или, в случае «позитивных» частей (таких как их забота). себя) в более нюансированные и сбалансированные выражения.
Метафора оркестра полезна, поскольку подчеркивает тот факт, что ни один инструмент или часть нас самих не лучше других и не должны подавляться. Все взаимосвязано. Задача состоит в том, чтобы стремиться играть более гармоничную музыку и действовать с места выбора (дирижера), а не реагировать на то, что приходит к нам.
Шаг 3: Закрытие.
Конечная цель состоит в том, чтобы пройти через четыре этапа гармонизации, т.е. Признание; Принятие; Сотрудничество; Интеграция — с «субличностью». Однако достижение первых двух этапов может привести к значительным изменениям в отношении и подходе. Это может привести к тому, что супервизируемый займет более наблюдательную позицию и избежит погружения или чрезмерной идентификации с одним аспектом себя, одним подходом или одним эмоциональным тоном.
Как работать с запросом…
Сначала познакомьтесь с «субличностью»: вы можете узнать, как она выглядит, ее имя, поза, одежда, что нравится… Затем ключевые вопросы, с которыми мы работаем:
- Что запускает эту субличность?
- Что ему нужно?
- Что ему действительно нужно?
- Каков его вклад/подарок?
- Как это вас ограничивает?
Те, кто знаком с работой гештальт-кресла (см. стр. 162-165), могут установить два стула для супервизируемого, чтобы представлять две «субличности», которые могут быть противоположны друг другу.
Предостережение.
Избегайте жесткости с этой техникой или давления на фазы гармонизации. Часто достаточно осознания. Принятие и интеграция могут прийти позже.
Какие еще варианты использования этого запроса?
Способность получить доступ и интегрировать себя — это показатель зрелости и важнейший компонент как лидерских, так и коучинговых способностей. Посредством исследования многочисленных частей себя супервизируемый приобретает навык использования этой техники для своих клиентов-коучингистов.
Ссылки:
Ассаджиоли, Р. (1965) Психосинтез: Сборник основных сочинений. Веллингборо: Turnstone Press.
Бачкирова Т. (2016) «Я тренера: концептуализация, проблемы и возможности для развития практикующего врача».
Дополнительная литература:
Эйнциг, Х. и Уитмор, Дж. (2015) Трансперсональный коучинг. В Дж. Пассмор. (Ред.) Превосходство в коучинге: отраслевое руководство. Лондон: Коган Пейдж
Ферруччи, П. (1982) Кем мы можем быть: видения и методы психосинтеза. Веллингборо: Turnstone Press
Спасибо Хетти Айнциг за то, что она так щедро поделилась своим опытом.