По следам субличности — психология
Психология и работа с субличностями
В разных ситуациях мы проявляем разные стороны нашей личности, разные качества, разные желания и чувства.
Часто психологические конфликты внутри человека возникают потому, что психические процессы – желания, чувства, эмоции — разрозненны и даже противоречат друг другу (например, желание есть вкусно и много и желание похудеть). Эти элементы в каждой ситуации образуют что-то вроде личности в миниатюре.
Основоположник теории психосинтеза, Роберто Ассаджиоли, итальянский психиатр, психотерапевт и психолог, назвал эти разрозненные структуры, процессы или части личности «субличностями».
Выступая в определенных ситуациях на первый план, субличность может руководить действиями человека, мыслить от имени всей личности в целом, у нее есть свои собственные движущие мотивы, часто отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей.
В общем пространстве личности могут быть актер и мыслитель, совратитель и лентяй, организатор и добряк и т.д. Каждая субличность старается любой ценой удовлетворить свои потребности, реализовать желания, даже деструктивными способами.
Этот процесс протекает бессознательно.
Поэтому часто получаются ситуации, когда принятое решение или действие оказывается в дальнейшем нежелательным, возникает ощущение: «я этого не хотел, а снова сделал». Сделанное было продиктовано какими-то скрытыми мотивами или страхами.
Человек считает, что он действует как целостная личность, а в действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию, часть личности. Т.е. субличности воспринимаются как относительно самостоятельные части нашей личности.
Но их отдельное функционирование отнюдь не способствует нашей целостности и росту.
Работа с субличностями направлена на осознание, принятие, объединение разрозненных частей так, чтобы возникла гармония, внутренняя сила; и на постижение своего истинного «Я», выявление объединяющего центра личности, раскрытие внутреннего потенциала. Изменение, трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику в целом.
В тоже время, основная мысль теории психосинтеза заключается в понимании того, что «Я» и «мои части» (тело, поступки, чувства, мысли) – не одно и тоже. Например, «я» и «мой гнев» – не равны, «я» испытывает чувство, обусловленное ситуацией, но не тождественно ему.
Понимание этого меняет восприятие собственных страданий и позволяет выработать к ним более позитивное отношение.
Работа с субличностями – одна из основных форм работы в технике психосинтеза. Это обращение своего взора на внутренний мир, обращение к своим внутренним ресурсам.
Методика работы на первых порах предполагает взаимодействие с теми субличностями, которые попадают в поле нашего зрения. Общаясь с ними, мы можем держать ситуацию под контролем.
По аналогии со строением всей личности, авторы выделяют в субличностях три уровня: подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание – это уровень низшей, животной энергии, обеспечивающей существование.
Осознавая определенную часть «Я», мы получаем возможность отстраниться и наблюдать за нею, это часто сопровождается чувством просветления и освобождения, хотя могут быть и другие эмоции, испуг, например. Но независимо от этого, плюсы в том, что осознанность повышается, и увеличивается степень свободы.
Следует помнить, что нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные части нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут казаться отрицательными.
Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют поведение личности, навязывают свойственные себе стереотипы.
Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «Я», как центр личности.
Источник: http://www.justlady.ru/articles-128536-psihologiya-i-rabota-s-sublichnostyami
Хотите разобраться в себе? Знакомьтесь: субличности
Продолжаем разбираться в себе. Сегодня речь пойдёт о субличностях…
… Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса.
Так, например, один голос говорит:
— Энн, ты должна сегодня позаниматься. Ты же хочешь хорошо закончить школу, для того, чтобы поступить в медицинский колледж, получить профессию и добиться успеха в жизни.
Другой голос возражает:
— Еще один вечер потратить на занятия? А ты так давно не позволяла себе развлечься. Почему бы тебе не позвонить Чарли, не сходить с ним в кино или еще куда-нибудь, а может быть даже лечь с ним в постель?
А третий голос убеждает:
— Ты вовсе не хочешь видеть Чарли. Ты все еще тоскуешь по Сэму. Ты бросила его из-за учебы и карьеры. А разве тебе не хочется просто быть женой и матерью, как твоя мать?
Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти различные стороны личности. Зигмунд Фрейд называет первый голос Сверх-Я, второй — Оно, Фриц Перлз, соответственно, Собака-сверху и Собака-снизу, а Эрик Берн — Родитель и Ребенок.
Эти теоретические системы являются очень полезными, но их недостаток состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, и таким образом сглаживаются индивидуальные особенности отдельного человека.
Например, Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает свои требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т.д.
», характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному конкретному человеку.
В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей, и пациенту во время психологической консультации иногда самому приходится называть каждую из них. Вот какие имена дала им Энн: Честолюбивая Анна, Игривая Девочка, Одинокое Сердце.
Как она поняла в результате работы со своими субличностями, Честолюбивая Анна — это та ее часть, которая желает успеха, не хочет, чтобы жизнь заманила ее в ловушку, как случилось с ее родителями, оказавшимися на грани бедности.
Честолюбивая Анна чувствует поддержку и поощрение со стороны учителей, считающих ее особоодаренной. Игривая Девочка досадует на необходимость работать, ее раздражает стремление Честолюбивой Анны к высшему образованию, лишающее ее тех удовольствий, которые доступны ее друзьям.
Одинокое Сердце видит, что и в жизни родителей есть определенные преимущества, и стремится к ним.
Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Я лично предпочитаю не пользоваться терминами «Собака-сверху», «Собака-снизу», «Родитель», «Ребенок» и т.д.
Мне хотелось бы, чтобы вы научились анализировать, идентифицировать, распознавать свои внутренние голоса и дали каждому голосу свое индивидуальное имя. Без сомнения, одна из ваших субличностей будет разновидностью Собаки-сверху. Однако мой Обвинитель отличается от вашего Злобного Демона, который, в свою очередь, не похож на Честолюбивую Анну нашей Энн или критика вашего приятеля.
Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер и т.д. У многих из нас могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например, Пешеход, Пассажир, Водитель.
У каждого человека есть большой набор субличностей, отличающийся от субличностей других людей.
Но вместо того, чтобы об этом говорить, давайте лучше на практике попытаемся идентифицировать некоторые ваши субличности…
Источник: http://www.CentrResheniy.ru/hotite-razobratsya-v-sebe-znakomtes-sublichnosti/
Имя мне — Легион: какие субличности живут в каждом из нас
Тройственный союз
Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера.
Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе.
Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.
В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.
Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила.
Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность.
Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.
Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.
В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом.
При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями.
Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.
В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».
Между Персоной и Тенью
Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.
Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.
Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину.
Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.
В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека.
В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать.
Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.
Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.
Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.
Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить.
Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти.
Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.
Как договориться с внутренним критиком
Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К.
Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.
Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно.
Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты.
На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.
Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»).
В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом.
Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится.
Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.
Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их.
Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться».
Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.
Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства.
При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность.
А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.
Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9835-inner-personalities
Работа с субличностями
РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ
Нахождение новых способов
Вы уже знаете о том, что болезнь- это внешнее проявление на физическом уровне определенных мыслей и эмоций.
Человек является сложным сбалансированным существом, психика и тело всегда взаимосвязаны. И поэтому у человека ни чего не появляется просто так. Любое поведение человека, включая болезнь, могут иметь какую- то цель.
Поэтому выяснить причину заболевания- значит найти то скрытое желание, которое подсознание пытается осуществить за счет болезни.
Чтобы избавиться от болезни, нужно понять какую проблему пытается решить подсознание с помощью болезни, т.е. для чего оно создало эту болезнь и найти другие способы для осуществления этого желания не прибегая к болезни.
Шаг 1 Определите для себя ту болезнь или то состояние, которое вам не нравиться и вы хотели бы изменить это состояние.
Шаг 2 Придумайте образ той части вас, которая создала то состояние, которое вам в самом себе не нравиться. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?
Шаг 3 Поблагодарите эту часть вашей личности за ту заботу, которую она проявляет о вас
Шаг 4 Мысленно обратитесь внутрь себя, к самому себе, а точнее к той части своего подсознания (субличности), которая создала болезнь. Задайте ей вопрос: Готова ли ты общаться со мной?
После того, как задали вопрос, просто замечайте, что будет происходить- любые изменения в чувствах, образах или мыслях.
Ответом может быть: внутренний голос, мысленная картинка, какое ни будь ощущение в какой- то части тела.
Шаг 5 Выясните намерения соответствующей части подсознания для этого задайте такой вопрос: Что ты стараешься для меня сделать с помощью такого поведения? Какой цели пытаешься достичь?
Шаг 6 Придумайте образ той части вашего подсознания, которая отвечает за новые идеи, фантазии. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?
Шаг 7 Поблагодарите эту часть вашей личности за ту заботу, которую она проявляет о вас
Шаг 8 Обратитесь внутрь себя, к этой творческой части своего подсознания. Задайте ей вопрос: Готова ли ты общаться со мной?
Шаг 9 Предложите вашей творческой части придумать альтернативные способы данного намерения для скажите: Придумай другие способы поведения для достижения той же цели, чтобы они были не менее эффективными и надежными, чем старые способы.
Шаг 10 Определите нет ли внутри вас тех частей личности, которые против принятия новых способов поведения. Для этого обратитесь внутрь себя с вопросом: Есть ли такие части моей личности, которые возражают против новых способов?
Если да, то снова обратитесь к своей творческой части с просьбой заменить или усовершенствовать способы против которых были возражения: Измени или усовершенствуй эти способы, чтобы они устраивали все другие части моего подсознания .
Если нет, то переходите к шагу 7
Шаг 11 Снова обратитесь к той части себя которая создала болезнь и скажите: Готова ли ты принять эти новые способы вместо старых?
Если ответит да, то скажите: Тогда сделай это прямо сейчас!
Шаг 12 Создайте в своем воображении образ себя самого, как бы из будущего, который уже решил свою проблему, избавился от болезни и соединитесь с ним, станьте им.
Если вы все сделали правильно, то уже сейчас вы можете наблюдать у себя какие- то изменения, а может быть вы заметите их позже.
Работа с конфликтующими субличностями
Наша личность состоит из множества различных частей, каждая из которых ведет свой собственный стиль жизни. Причем нередко эти различные части нашей личности относятся друг к другу не самым лучшим образом
Шаг 1 Описать голоса которые звучат в голове. Где они: слева или справа, сверху или снизу, какой пол, возраст, интонация
Шаг 2 Сделать эти голоса у себя в горле или визуализировать их. Для этого поднимите ладони вверх и пусть они сидят на ладонях.
Шаг 3 Пусть конфликтующие субличности поговорят друг с другом, находя друг у друга положительные качества
Шаг 4 Войдите в одну из субличностей и поговорите с другой. Потом выйдете из нее, снова став собой и войдите во вторую субличность. Став второй субличностью ответе первой субличности.
Шаг 5 Когда субличности договорятся, снова станьте собой, а ваши субличности пусть опять сидят на ваших ладонях. Теперь вам нужно сделать так, чтобы эти субличности стали одним целым. Для этого произнесите: Не успеют мои руки сомкнуться, как две мои субличности станут одним существом. При этом сомкните ладони и прижмите их к груди.
Источник: https://www.psitehnology.com/psikhotekhniki/rabota-s-sublichnostyami/
Работа с субличностями
Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.
Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни.
Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений.
Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.
По определению П. Ферручи субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности.
Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа.
Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.
В контексте трансперсональной психологии «личное Я» и «Духовное Я» являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы.
Работа с субличностями — это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала.
Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой — как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.
Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.
Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка.
Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям.
У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.
Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к.
разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества.
Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: «Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!»
Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности.
Человек слышит в себе мысли: «Я хочу…,. сделаю…, Я люблю…» и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.
Источник: https://megaobuchalka.ru/5/37775.html
Глава 75. Влияние субличностей, подселений и эгрегоров
Отождествление с подселением или субличностью обычно происходит настолько глубоко, что человек не может распознать свои мысли и эмоции от чужих, навязанных. Рассмотрим пару примеров.Пишет новый гипнолог:
Оператор Ж-28 лет, работает в банковской сфере руководителем. Пришла по рекомендации.
Цель сеанса – убрать диагноз, связанный с аллергией (причины образования, возможность избавления, корректировка и т.д.).О сеансе: Девочка оказалась гипер-эмоциональной, что естественно очень мешало продуктивной работе.
На каждого «гостя» в сеансе она реагировала мега бурными эмоциями, смеялась, визжала, кричала, руками жестикулировала, и постоянно оценивала происходящее типа: «Кто ей это платье дебильное сшил, как с таким страшным лицом жить-то можно, ой какие ушки, ути-пути иди сюда и т.д.».
В каждый такой момент приходилось её успокаивать и гасить витиеватые психо-всплески…и стараться одновременно держать себя в профессиональных рамках, чтобы не навалять ей.
В итоге…почистились, побывали в пространстве, где живут тотемные животные, вышли на хранителя и решили вопрос с аллергией.
Переписали сценарий, получили подарки, рекомендации, посмотрели канал магии и потенциал к экстрасенсорике. Если честно, то подопечная так меня утомила своим поведением, что и писать про неё ничего не хочется. Если попросится в следующий раз, брать не буду. Благодарна ей за то, что на ней поняла, кто именно как типаж моим клиентом НЕ является.
Д_А:
Здесь попахивает подселеночкой, которую найти не удалось по одной простой причине: она давно слилась с личностью и разницу просто не видно. Описанные реакции не являются нормальными для гармоничного человека, но для подселений и субличностей — да. Кроме того, тут попахивает внедренным разумом, который Кастанеда описывает как разум хищника.
Справка:
Субли́чность (англ. subpersonality) — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам.
Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ.
Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.
Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли.
В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием.
Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.
Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей. Вики
***
Также прослеживается связь с эгрегором банков:-хаотическое поведение, всплески эмоций, наигранность, дешевое актерство, часто лживая проекция внутренних состояний на внешний мир, истеричность – все это внедряется в сознание финансовых (и не только) работников прямо из эгрегора и радостно поддерживается иерархией.-также не забываем про модели поведения, внедряемые через СМИ.-добавим сюда популяризованный и ярко выраженный в данном случае синдром гламурной светской львицы* и получим не очень приятный коктейль + банальное нежелание человека работать над собой.
-тело боли раскачано (читаем признаки по ссылке)
-не исключены разные родовые программы (Как бытовые проблемы становятся родовыми программами / ДНК и подсознание: информационные вирусы, родовые и чужеродные программы / Осознание родовой кармы )
Обнаружить и убрать такую штуку почти невозможно, пока человек сам не осознает её наличие и не захочет избавиться. Причем в одном сеансе просто взять и удалить суб или подселение не всегда получится, нужна работа над собой в повседневности, ведь сущ стала частью, которую нужно в себе искоренять.
Вот только если сущ прямо связана с эгрегором работы, это может принести определенные нежелательные последствия, примерно как с диагнозами и эгрегором медицины — человека просто не будут понимать в рабочей сфере, не будет находить общий язык с коллегами, работать станет трудно, если не сказать невозможно.
То же самое касается и любых других эгрегоров крупных компаний, каждый из которых стремится контролировать своих адептов/ работников.
Например, работающие в Москва-Сити обнаружат на себе массивные техногенные подключки, но снимать их не советуется по тем же причинам — они позволяют находить общий язык с коллегами и партнерами. Государственные органы любого разлива, а также технари и работающие с большим потоком людей попадают под эту же статью.
Напомню по теме:
К слову, сами ситтеры в холотропе, как и инструкторы йоги и спорта, коучи, психологи, врачи и целители, и даже продавцы (особенно пользующиеся НЛП для влияния на других), т.е.
все люди, имеющие постоянный контакт с большим количеством народа, который приходит со своими проблемами (и благополучно перекладывает их на инструктора, будь то с умыслом или нет) входят в группу повышенного риска. Чем больше человек допускает в свое поле грязи, тем грязнее становится сам, это очевидно.
Таким образом, если вам постоянно жалуются на жизнь, отсуствие денег, отношений, здоровья и тд, вы сами и ваша ситауция может это отражать, если не используются защиты и регулярные персональные чистки. Отсюда, например, повышенная статистика суицидов и алкоголизма среди докторов, хотя, конечно, роль тут играет масса факторов. Читать весь пост
*Важно отметить, что гламуризация в социуме происходит в том числе и потому, что красивые люди часто являются воплощениями мощных древних духов. Да простят меня критики, но таково положение вещей – красота ценится как на Земле, так и в высших мирах, и свидетельствует о развитом, гармоничном духе. Гармония — это стабильность, баланс, любовь, противоположность страху, хаосу. Стабильные души из жизни в жизнь предпочитают носить одинаковую внешность (по крайней мере, глаза), в то время, как молодые и нестабильные меняют внешность в поисках лучших вариантов самих себя.Кроме того, как мы помним, сознание формирует реальность, в т.ч. и тело, облик, даже взгляд (недаром говорят, что глаза — зеркало души). Если сознание забито страхами, обидами, гневом, штампами и шаблонами, это будет отражаться и на внешности вплоть до искажения облика, взгляда, нервных спазмов, проблем с весом и, как следствие, будут попытки все это «поправить» через пластические операции, силикон, ботокс**.
Конечно же это не всегда так, не будем равнять всех под одну гребенку, но красивые люди часто умны и статистически имеют больше шансов на получение хорошей работы и партнера (и даже этот момент часто используется для перепршивки).
Превознося гламур и звездную болезнь в населении, система стремится навязать спящим звездным духам матричные шаблоны, которые блокируют их духовное развитие еще с пеленок, превращая женщин в наркоманов потребления блестящих побрякушек, а мужчин в их поставщиков.
**В: Для чего делается ботокс? Вреден или нет? Что это вообще?
О: Сложно объяснить. Показывают картинку, что человеку под кожу на лице вводят некую пластинку и там, где эта пластинка, та часть лица становится неживая. Еще идет понимание того, что лицо это самая важная часть что ли… ну вот как говорят, что глаза – зеркало души, лицо — это не совсем зеркало, но что-то вроде того.
Из-за этой пластины идет нарушение не то что бы энергообмена… но мышцы лица становятся отдельно, а кожа лица отдельно, они не взаимодействуют, между ними инородное тело. Это какая-то дисгармония. Если одеть кофту из 100% самого дешевого полиэстера, то человеку будет неприятно, тошно… вот там так же. Нет такого слова у нас, что бы сказать что это такое.
В: Для чего внедряется это сейчас так активно?О: Блокирование мелких чакрамчиков, мелких энергопотоков. Еще слово «обездвиживание», «замораживание», «запрет на улыбку».
(Улыбка есть радость, вибрации радости, как известно, относятся к высоким вибрациям, видимо им не очень нравится, что мы все еще способны радоваться) Чтобы точка нашей гармонии сдвинулась в их сторону. Для них все средства хороши: они понемножку, по миллиграмчику ведут все к тому, чтобы точка гармонии сдвинулась.
Чем больше мерностей у человека, тем меньше в нём противоречий, потому что его сознание включает в себя всё больше точек зрения на мир, а, значит, мир становится всё объёмнее, насыщеннее, глубже и тыды одновременно, мир становится не только интереснее, но и устойчивее.
И, смотрящий на мир человек видит своё отражение и присутствие смотрящего становится более наполненным, потому что он — видит.
Чем меньше противоречий в человеке, тем он — больше, если в контексте сущего. Он включает в себя всё больше «частиц» и становится «раствором».
А как же сама частица? В стремлении всё больше видеть, в увеличении «парка» частиц, самая малость — частица играет немаленькую роль. Это не то же самое, что с позиции жертвы «я человек маленький»(с), это другое. Быть точкой, в которой нет противоречий, в которой всё согласовано — другое качество себя, нежели быть ребёнком (по треугольнику Бёрна) или в роли жертвы (по треугольнику Карпмана), и даже если одновременно и то и другое, это не то, о чём речь. Источник
Источник: https://digitall-angell.livejournal.com/700157.html
obu4ayka.ru
какие субличности живут в каждом из нас — T&P
Тайлер Дерден и Джек из «Бойцовского клуба», — хорошая визуальная метафора того, что в каждом человеке сосуществует несколько личностей. Они могут договариваться друг с другом, помогать или вступать в конфликты, а в крайних случаях — по очереди захватывать власть над телом и сознанием. «Теории и практики» объясняют, откуда берутся субличности, из кого состоит наш «внутренний коллектив» и как примирить его участников друг с другом.
Тройственный союз
Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.
В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.
Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.
Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.
В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.
В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».
Между Персоной и Тенью
Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.
Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.
Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.
В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.
Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.
Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.
Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.
Как договориться с внутренним критиком
Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.
Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.
Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.
Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.
Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.
Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.
theoryandpractice.ru
Самооценка субличности — Психология PRO
Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.
Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?
В прошлых статьях о самооценке я уже говорил, что наше нутро не может быть оценено в общем и целом. Нельзя сказать объективно, что человек – плохой, или хороший «вообще». Даже святых могут презирать, а тиранов и маньяков уважать в определенных кругах. А для реальности как таковой никто не является ни плохим, ни хорошим, ни сколько-нибудь значимым – это просто нечто происходящее – вариации звездной пыли. А все оценки субъективны и ситуативны.
Одна из главных причин неуверенности в себе как раз в том и заключается, что мы верим, будто нашу персону можно оценить не просто субъективно и по ситуации, а глобально, будто есть некая коренная основа личности, причисляемая к конкретному сорту – от низшего до высшего. При таком подходе как раз и делают обобщающие утверждения о себе и окружающих, дескать, «вот, этот человек – вообще, неудачник и ничтожество. А тот, вообще, – хороший и успешный.
Насколько легко и непринужденно мы в своем уме клепаем окончательные ярлыки на других, настолько же порывисто и переменчиво оцениваем и самих себя. Когда что-то получается, мерещится, будто «я» – возвышенно и прекрасно. Когда допускаются ошибки, или поведение выходит из рамок идеального, тогда собственное «я» может показаться грешным и второсортным.
Так происходит, когда личность представляет собой не цельную структуру, а набор сменных ролей – эдакий букет возможных отождествлений. Это – гурджиевские ложные личности, которых, отождествляясь, мы принимаем за себя. В психологии примерно то же самое подразумевают под термином «субличность».
Ложные тождества
Субличности могут друг другу в корне противоречить. Одно причисляет себя к умным и одухотворенным, другое – к дурным и падшим. Такая смена ролей происходит, например, когда меняется внешний рейтинг. Распространенно при отказе в любви себя чувствуют ненужными и дешевыми, а любви удостоившись, – ценными и заслуживающими удачной судьбы.
Когда на «экране» сознания происходит смена транслируемых субличностей, то в какой-то степени меняется все: повадки, жесты, выражение на лице, мысли и состояния – иногда до неузнаваемости. В считанные секунды можно стать потухшим, или напротив – цветущим и самоуверенным – и это не реальная уверенность в себе, а всего лишь на время повышенная самооценка, склонная снова и снова скатываться в яму мрачных отождествлений.
Пока в глубинах души сохраняется арсенал противоречащих друг другу субличностей, ожидающих своего часа на троне нашего «я», человек мается от постоянной неуверенности в себе – то ли он «тварь дрожащая, то ли право имеющий». Субличности подобны островкам, на которых временно закрепляется самооценка – и низкая, и высокая.
Таящиеся в бессознательном ложные личности с ярлыком низкого сорта ощущаешь в повседневности, как леденящие душу подозрения на свой собственный счет. Субличности с высоким рейтингом фонят из бессознательного желаниями и надеждами. Когда такие желания осуществляются и надежды оправдываются, тогда позитивное «я» на время становится актуальным тождеством, которое принимаешь за себя. А обратный откат сопровождает болезненная ломка.
Большая часть всех наших вращений в реальности происходит как раз в таком лавировании, где негативные унизительные тождества всеми силами избегаются, а позитивные возвышающие всеми правдами и неправдами притягиваются – иногда более-менее реалистично, иногда откровенно за уши. Крайние случаи – Христы, Наполеоны и др. «важные» люди из психиатрических учреждений.
Да-да, это все та же старая добрая тема о чувстве собственной важности.
Рационализация
Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать обиду и злость просто потому, что задевают застарелые раны.
Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.
Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.
Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.
Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.
Уверенность в себе
По мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.
Здесь, на progressman.ru я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.
То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.
И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.
Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.
Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.
В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.
В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Системно-векторная психология. Как помирить свои субличности?
Автор: Татьяна Сосновская, преподаватель
Работа с субличностями – достаточно популярный и используемый метод в психологии. Понятие субличностей активно вошло в психологическую практику благодаря итальянскому психиатру Р. Ассаджиоли и его теории психосинтеза. Субличности – это такие подструктуры личности, обладающие относительно независимым существованием, которые персонифицируются во внутренние образы и элементы поведения человека.
Самые распространенные субличности связаны с выполнением человеком социальных ролей. Это, например, «жена», «мать», «дочь», «сотрудник», «бабушка», «подруга». Важно не путать их в социальной жизни, ведь даже со взрослой дочкой не всегда можно быть подружкой, иногда нужно включать и «маму». А когда усталый муж приходит с работы, хорошо бы не забывать временно «выключать» «хозяйку» и «включать» «жену».
Но можно выделить субличности, отвечающие за определенное поведение и состояние человека. Например, в одном человеке могут одновременно жить и противоречить друг другу субличность «Вечный Тормоз» и субличность «Шустряк». Или внутри одной отдельно взятой девушки могут конфликтовать «Деловая Женщина» и «Идеальная Хозяйка». Субличностей можно выделить не только две, а гораздо больше.
Задача психолога – выявить наиболее актуальные и конфликтующие на данный момент субличности и заставить их работать сообща. Ведь проблема в том, что все эти внутренние сущности постоянно ссорятся, мешают друг другу, проявляются не там и не тогда. Чтобы прекратить внутренний конфликт, необходимо помирить субличности внутри человека, показать их важность и нужность. Сделать так, чтобы они не мешали, а помогали человеку в реализации его жизни, проявлялись в нужное время в нужном месте, а не тратили всю его энергию на бесполезный внутренний диалог и изнурительную борьбу друг с другом.
Но кто в данной теории должен будет координировать эту внутреннюю толпу неуправляемых индивидуалистов, кто будет управлять «переговорами» субличностей? Эту непростую задачу призвано решить Истинное (или Интегрированное, или Высшее) Я, которое и надо найти в процессе работы с субличностями.
Истинное Я — где ты? – Миссия невыполнима!
Как его найти и какое оно, мое Истинное Я? Где оно находится? И кто из этих странных созданий, живущих внутри меня, имеет к моему Истинному Я хоть какое-то отношение? Теория психосинтеза утверждает, что важно понять, что я – это не мои субличности (для этого разработана техника разотождествления).
Но если Я это не мои субличности, то что же тогда Я?
Теория психосинтеза ответ дает расплывчатый и совсем непонятный:
«»Я» — это вы сами во всей полноте своего потенциала. Это та ваша внутренняя сущность, которая является движущей силой всех ваших действий».
А какова моя внутренняя сущность? Каков мой потенциал? Круг замкнулся: опять те же вопросы, и снова без ответа.
Не субличности, а вектора!
Теория психосинтеза одной из первых в психологии не стала типировать личность, а принялась работать с многообразием проявлений человека, назвав их субличностями. Но причины разнонаправленных желаний внутри одного человека так и остались непонятыми.
Объяснение нашла системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая обнаружила, что психологические проявления человека зависят от набора заданных от рождения свойств и желаний (называемых векторами), которые в зависимости от развития и реализации в каждом отдельном человеке выражаются строго определенным способом. Всего векторов восемь, и каждому из них присущи свои особенности. Человек может оказаться носителем любого количества векторов (в среднем от трех до пяти), и в зависимости от их сочетания, в нем будут проявляться те или иные желания и особенности личности.
Для примера рассмотрим некоторые внутренние противоречия, обусловленные присутствием в человеке разных векторов.
Деловая Женщина и Идеальная Хозяйка
Стремление к карьере, желание заработать – это желания кожного вектора, направленные на достижение имущественного и социального превосходства. Женщине с кожным вектором скучно сидеть дома, ее тянет на работу. У таких женщин отлично получается делать бизнес, они хладнокровны, логичны и расчетливы. И это не всегда вписывается в традиционные понятия «женского поведения».
Женщины с анальным вектором, как правило, – идеальные хозяйки. У них всегда есть первое, второе и компот, белье наглажено, пол помыт, в шкафах идеальный порядок. Дом и семья неизменно на первом месте.
В правильном сочетании эти вектора позволяют женщине успевать и дома с тремя детьми, мужем и собакой, и на работе с подчиненными, планами и отчетами. И еще немного времени остается на отдых и подруг. В неправильном – на работе ничего не успевает, мечется между сотней начатых дел, а дома грязь, беспорядок и недовольный муж, если он есть. В результате – злость, раздражение и чувство вины. Примирить эти две силы помогает осознание своих векторов, их особенностей, проявлений и способов реализации в жизни.
Вечный Тормоз и Шустряк
Еще одно хорошо наблюдаемое противоречие кожного и анального вектора внутри одного человека наблюдается в способах реагирования на ситуацию и скорости принятия решений.
Особенностью кожного вектора является высокая адаптивность, изменчивость, подвижность, приспособляемость к новым условиям, потребность в новизне, быстрая реакция, гибкость в принятии решений, хорошая логика.
Для анального вектора характерны усидчивость, дотошность, последовательность, потребность в стабильности, упорство вплоть до упрямства, осторожное отношение ко всему новому, оттягивание принятия решения, перфекционизм, аналитические способности, ригидность психики, ее устремленность в прошлое.
Очевидно, что это более чем контрарное сочетание. Если оба эти вектора присутствуют в одном человеке, то нередко они вступают в противоречие. Вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, требующую принятия быстрого решения «по-кожному», человек впадает в ступор и начинает «тормозить» (реагирует свойствами анального вектора), а когда нужно сделать работу качественно и основательно (по-анальному) – торопится и бесполезно суетится (по-кожному).
Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана не только помогают разобраться в своих противоречивых желаниях, но и позволяют научиться «использовать» свои вектора по назначению: кожный для принятия быстрых решений и лаконичных ответов, анальный – для основательной и качественной работы. В этом случае продуктивность любой деятельности и чувство удовлетворения от жизни вырастает во много раз.
Внутренняя Женщина и Внутренний Мужчина
Это одни из самых популярных субличностей, которые хотят примирить в себе и мужчины и женщины. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что то, что называют Внутренней Женщиной, обеспечивает кожно-зрительная связка векторов, которая проявляется в особой чувственности и эмоциональности, умении ценить и создавать красоту, неспособности причинить боль (а значит и защищаться), потребности в защите.
Причем, кожно-зрительная связка может встречаться как у женщин, так и у мужчин, только проявлять себя будет немного по-разному – в зависимости от степени реализованности врожденных свойств. От танцоров в стриптиз-барах до великих актеров. От истеричности и панических атак до самоотверженности и самых высоких проявлений любви.
Внутренним Мужчиной в женщине можно называть проявления самых различных векторов. Это могут быть и проявления уретрального вектора (женщина-вождь), и анального (критиканство) и кожного (способность к логике и заработку), и звукового (абстрактное мышление и отстранение от всего земного). Выражаться они будут совершенно по-разному и поэтому единого рецепта — «как принять в себе Внутреннего Мужчину» — нет и быть не может.
Нужно понять свое внутреннее устройство и вопрос отпадет сам собой.
Рубаха-Парень и Угрюмый Интроверт
Еще одно сочетание векторов, не так уж редко встречающееся в одном человеке. Если у человека есть оральный вектор, то не заметить его невозможно, вернее, не услышать. Он балагур и тамада, крикун и скандалист, прекрасный рассказчик и лучший в мире ведущий вечеринок.
Звуковой вектор в том же человеке будет делать его задумчивым, молчаливым и отстраненным. Только что веселился с друзьями и вдруг, бросив все, уходит в метель думать о смысле жизни и смерти.
Противостоять этим разнонаправленным желаниям невозможно, а примирить может только глубокое осознание потребностей, лежащих в их основе.
А что же с Внутренней сущностью и Истинным Я?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что каждый человек рождается для выполнения определенной задачи в обществе. Эта задача определяется его особенностями через заданный от рождения векторальный набор. Если он выполняет свою задачу, то через сложный биохимический механизм он получает награду в виде наслаждения от жизни, ощущения счастья и наполненности. Если он делает «не свое дело» или «не делает свое дело», то страдает, чувствует себя «не на своем месте», ощущает пустоту и бессмысленность жизни.
Понять, кто ты, можно только осознав свое внутреннее устройство и свое место среди других людей. Искать свое «Высшее» или «Истинное Я» в отрыве от общества и своей роли в нем – абсолютно бессмысленное и пустое занятие.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает математически точные инструменты в познании себя и познании другого, помогает реализоваться в обществе не за счет людей, а для людей. Записаться на бесплатные вводные лекции можно по ссылке.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Татьяна Сосновская, преподаватель
Раздел: Психология
Комментариев: 14 Просмотров: 4656
Теги: Самопознание психология
svp.expert
Работа с субличностями — Психология Дома Солнца
Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.По определению П. Ферручи субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.
В контексте трансперсональной психологии «личное Я» и «Духовное Я» являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями — это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой — как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.
Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.
Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.
Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: «Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!»
Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: «Я хочу…,. сделаю…, Я люблю…» и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.
Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание «за» и «против». Он не слышит отдельных от себя «голосов», т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное — он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем — он ищет виноватого на стороне.
Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области «втягивается» в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.
М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание, сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.
Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: «Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?'» Фактически, это сама Жертва говорила из нее.
Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.
Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то «выше», а что-то «ниже», что-то «лучше», а что-то «хуже» Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.
Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «Я», как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-«я». Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.
Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.
До того как, мы приступили к работе с ними, субличности — это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.
П. Ферручи видит в субличностях «падшие проявления архетипов высших качеств» . Субличности — это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать — как извращение архетипа энергии, субличность упрямца — как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.
Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.
Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.
1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.
2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.
3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.
4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность — разумное существо, живущее своей жизнью.
5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, «Сама знаю», ‘Я тебе сказал» и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.
6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.
Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше «Я» выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.
В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем — можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием «если бы я увидел:». Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: «Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: «Я не могу увидеть…» уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность «оживает».
В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности, чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.
www.sunhome.ru
Работа с субличностями — Психологос
Фильм «Револьвер»
Этот человек разговаривает со своей субличностью. Разговор проходит трудно.
скачать видео
Например, «Войдите в транс. Спросите своего Саботажника, каким образом его действия является его заботой о нас? Когда ваш Саботажник вам ответит, дайте сигнал установленным образом. Поблагодарите Саботажника и попросите его оставить вас, пригласив на его место Активиста». Смотри Психосинтез как метод психотерапии
Работа с субличностями дает богатые возможности для получения информации о состоянии клиента, его мыслях и чувствах, в режиме проективных методик. Тексты в шаблоне неопределенности дают простор для фантазии клиента, и то, что клиент разглядит и придумает — ценная информация о нем. Например, смотри Знакомство с субличностью
Работа с субличностями в большой части — это текст психотерапевта для клиента, находящегося в трансе. Эта ситуация активно используется для косвенных внушений. Как правило, это внушения о том, что:
- Клиент любим,
- В клиенте есть мудрость,
- Клиент умеет и любит заботиться.
- В нас кто-то нуждается
- В каждой трудной личности есть здоровое ядро.
- Ничего и никого не подавляйте, а ищите во всем хорошее.
- Всем всегда обязательно расти.
- Лучше всего не отделяться, а воссоединяться, интегрироваться.
- Интеграция — это естественный процесс.
- А кто с кем-то не интегрирован, тому надо к психотерапевту… Смотри Знакомство с субличностью
Упражнения для работы с субличностями
Конкретные упражнения для работы с субличностями следующие:
Упражнение 1: «Круг субличностей»
Упражнение 2. «По следам субличности»
Упражнение 3. «Знакомство с субличностью»
Упражнение 4. «Диалог субличностей»
Упражнение 5. «Конфликт субличностей»
Упражнение 6. «Определите своего Критика»
Упражнение 7. «Встреча с Саботажником»
Напоследок хотим напомнить, что субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании.
Упражнение 8. Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»
Упражнение 9. «Отождествление/разотождествление»
Упражнение 10. «Знакомство с нашими внутренними актерами»
Упражнение 11. «Храм тишины»
Упражнение 12. «Диалог с субличностями»
Упражнение 13. «Распознавание искаженных качеств»
Упражнение 14. «Углубление работы с субличностями»: 1
Упражнение 15. «Углубление работы с субличностями»: 2
www.psychologos.ru
Психология субличностей
Психология субличностейуспешно используетсяв консультациях, в тренингах, в коучинге, в психотерапии и обладает универсальными приемами, решая практически любые сложности в бизнесе, во взаимоотношениях и в себе самом.
Длительность обучения: 17 месяцев, в объеме 650 часов.
Документы об окончании:Диплом о профессиональной переподготовке, установленного образца
Форма обучения состоит из: Практической, теоретической и самостоятельной части.
Оплата складывается из:
• Теоретической части
• Практической части
• Оформление документов
Документы для поступления:
Договор, копия паспорта (включая страницу о прописке), копия диплома о высшем образовании, копия документа о смене фамилии (если фамилия в документе об образовании отличается от паспортных данных), фотография (2 шт. 4х3), квитанция об оплате.
Учебный план (программа):
- Психология личности
- История исследования множественной личности
- Диссоциативные расстройства и расстройство личностной идентификации
- Психология субличностей
- Современные направления психотерапии
- Психофизиология
- Психология конфликта
- Основы психологического консультирования
- Основы коучинга
- Психосоматика
- Психология сновидений
- Психология творчества
- Теория архетипов
- Психология жизненных сценариев
- Современные методы психокоррекции
- Интегративная психология
- Трансперсональная психология
- Гендерная психология
Теоретическая часть занятий – самостоятельное изучение учебных материалов (тексты, аудио и видео), которые высылаются на эл. почту.
Практическая часть занятий — 8 обучающих модулей, каждый по 4 дня.
Основной упор программы на отработке практических навыков работы с клиентом, то есть как конкретно проводить консультации и психотерапию. Методы психологии субличностей разнообразны, однако все они сводятся к тому, как сначала найти проблемную, а потом и ресурсную субличности; какими методами их выделить из психики; как договориться с каждой субличностью; как интегрировать полученные результаты в личность клиента. Каждый студент получает зачетную книжку.
1 модуль. Сознание, Эго-состояния, субличности.
Теория и практика психологии субличностей. Современные направления, использующие диссоциацию в консультировании и психотерапии. История, методы, практика.
2 модуль. Кто и зачем защищает Внутреннего Ребенка.
Детские субличности: множество лиц Внутреннего Ребенка. Взрослые субличности: правила жизни, контроль, ориентация во внутреннем и во внешнем мире. Конфликт между детскими и взрослыми субличностями.
3 модуль. Алгоритмы жизни без конфликтов.
Детско-родительская модель отношений. Субличности, которые формируют внешние роли человека. Внутренние конфликты, организованные субличностями. Конфликты в семье и на работе. Отношения с «невыносимыми» людьми.
4 модуль. Секреты метода на практике.
Диссоциативные расстройства, расстройство личностной идентификации (множественная личность). Консультирование и психотерапия на практике, разнообразие методов. Основы коучинга.
5 модуль. Cубличности здоровья и болезней.
Заболевания, как конфликт субличностей. Телесно–ориентированные субличности. Психосоматика. Психологическое сопровождение болезни. Субличность Внутреннего Целителя.
6 модуль. Метареальность клиента.
Клиент, как психическая система; метасистемы клиента. Как выстроить терапевтическую метасистему. Примеры терапии, использующей метасистемы клиента: персонажи сна, родовое дерево и предки, прошлые жизни.
7 модуль. Архетипы: за пределами психики.
Теории коллективного бессознательного и архетипы на практике. Боги и богини греческого пантеона. Психология жизненных сценариев. «Аномальные» и «неправильные» сессии с субличностями. Психология творчества.
8 модуль. Как работать с образами клиента.
Образы и визуализация. Субличности в символдраме. Метафорически-ассоциативные карты и выделение субличностей. Мужские и женские субличности. Интеграция субличностей.
За время обучения проходят восемь супервизий, четыре индивидуальные терапии, участие в группах интервизий, проведение самостоятельных сессий. По всем пройденным темам сдаются зачеты и экзамены. К 8 модулю необходимо написать дипломную работу. В конце курса проводится экзамен, включающий защиту дипломной работы, решение теоретических задач и проведение самостоятельной сессии.
Присоединиться возможно с любого модуля и потом «добрать»!
Программа дает новые практические навыки:
- Психологам, психотерапевтам, коучам, консультантам, тренерам;
- специалистам, работающим с отдельными людьми или с группами;
- тем, кому нужно добиться лучшей коммуникации и хорошо понимать людей;
- тем, кому интересно узнать на практике, что такое сознание человека;
- начинающим психологам и студентам выпускных курсов психологических факультетов;
- кого ведет настойчивое желание заглянуть в самую глубину «кроличьей норы».
Программа представляет большой интерес для психологов и студентов выпускных курсов, давая в руки большое количество практических методов и техник для консультирования и психотерапии. Психология субличностей показывает на практике, что память является не просто информацией, а живым пространством.
Все, кто стремится к самопознанию, интересуется новыми и эффективными техниками в психологии и просто хочет изменить жизнь к лучшему, найдут на наших семинарах много полезного и интересного!
Полученные навыки находят применение во всех жизненных сферах и пригодятся любому человеку, независимо от возраста, профессии, социального статуса.
Специалист получает новые инструменты для работы. Начинающий психолог начинает разбираться, как работать и что конкретно делать. Абсолютно все резко улучшают свою коммуникацию и возможности общения.
integratio.ru