Судебная психология курсы – Судебная психологическая экспертиза — профессиональная переподготовка

Содержание

Факультет юридической психологии — Общая информация

Чему вы научитесь?

Юридические психологи проводят психологические экспертизы обвиняемых, исследуют психологию свидетельских показаний, разрабатывают рациональные методы взаимодействия с потерпевшими. То есть делают все необходимое для того, чтобы юристы смогли разобраться в тонкостях поведения человека. Кроме того эксперты в области исправительной психологии помогают сотрудникам тюрем, колоний и других учреждений справиться с психологическими нагрузками, неизбежными в работе с осужденными.

Юридическая психология изучает особенности поведения людей, столкнувшихся с правоохранительной системой в различных обстоятельствах. С одной стороны  специалисты этого направления ищут ответы на самые сложные вопросы человеческой психологии — например, как формируется личность преступника? С другой стороны,  оказывают помощь при принятии  судебных решений и созданию эффективных систем профилактики правонарушений, сопровождая уголовные, административные, гражданские процессы.

Кто учит?

Преподаватели факультета – реальные опытные практики, многие из которых являются лидерами своих направлений и авторами множества учебников.

Сотрудники факультета организуют всероссийские и международные научные и научно-практические конференций, конгрессы, круглые столы, семинары и симпозиумы.

На факультете 3 выпускающих кафедры:                                                                       

кафедра юридической психологии и права                                                                             

кафедра клинической и судебной психологии                                                                       

кафедра медиации в социальной сфере                                                                                            

и учебно-производственная лаборатория

Что у нас уникального?

  • «Юридическая психология: судебно-экспертная практика» — единственная магистерская программа в России, которая выпускает психологов, обладающих специальными знаниями для проведения психолого-психиатрических экспертиз, реабилитации психических расстройств сотрудников силовых структур, научно-практического сопровождения оперативно-розыскных мероприятий и  научных исследований психологических аспектов судопроизводства.
  • Студенты 3-5 курсов принимают активное участие во всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах и симпозиумах: представляют доклады по актуальным проблемам криминальной, судебной, ювенальной юридической психологии.
  • Студенты учатся работать с такими техническими средствами, как Mind Reader (программный комплекс компьютерного психосемантического анализа) и «Диана-Профи» (полиграф с полным комплектом дополнительных модулей).
  • Факультет дает возможность проходить практику в самых разных учреждениях. В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, подразделениях Следственного комитета, психолого-медико-социальных организациях Минобрнауки, Минтруда и соцразвития России.

Где работать?

— Научная карьера: научно-исследовательские организации, например,  ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».

— Государственная служба: психологические службы силовых структур и медицинских учреждений

— Работа в международных и российских коммерческих структурах

— Работа в неправительственных и некоммерческих организациях

История факультета

Факультет был создан в 2004 году в сотрудничестве с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Большое внимание на факультете уделяется практике, непосредственно готовящей студентов к их профессиональной деятельности на базе конкретных учреждений системы образования, социальной сферы, здравоохранения,  МВД, ФСИН и других ведомств. Первый выпуск  состоялся в 2009 году. Сотни выпускников факультета работают в школах, детских домах, социальных приютах, психологической службе МВД и МЧС, ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», МГППУ и других учреждениях.

Отзывы выпускников

Контакты

Факультет располагается по адресам (с телефонами):

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 306, тел. +7 (495) 632-99-97 (деканат, кафедры)

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 305, тел. +7 (499) 256-60-55 (учебно-производственная лаборатория)

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 305, тел. +7 (499) 259-01-94 (деканат)

График работы: пн.-пт., 9.00-18.00.

E-mail факультета: [email protected]

E-mail магистратуры: [email protected]

mgppu.ru

Судебная психотерапия | Институт Практической Психологии и Психоанализа

Описание программы: 

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СУДЕБНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Первая в России программа профессиональной переподготовки по судебной психотерапии, созданная в партнерстве с Международной ассоциацией судебной психотерапии (IAFP) и Институтом практической психологии и психоанализа (ИППиП) стартовала весной 2019 г. Она предназначена для психологов, психотерапевтов и психиатров, которые хотели бы работать с лицами, совершившими преступления и пострадавшими от них, а также повысить свою квалификацию в этой сфере.

 
ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

  • уникальный преподавательский состав — 14 специалистов, среди которых судебные психотерапевты, психоаналитики и психиатры из Великобритании и США, члены Международной ассоциации судебной психотерапии, Международной психоаналитической ассоциации, Британского психоаналитического общества, Европейской федерации психоаналитической психотерапии, Тавистокского общества психотерапевтов, Королевской коллегии психиатров, Института группового анализа и других профессиональных сообществ;
  • по окончании выдается диплом ИППиП о профессиональной переподготовке по судебной психотерапии и сертификат Международной ассоциации судебной психотерапии;
  • специально разработанная учебная программа — от общих принципов и основ психоаналитического понимания и диагностики судебных пациентов до психотерапевтической работы с конкретными видами правонарушений и категориями пациентов в разных условиях и форматах;
  • руководитель программы — основатель и почетный президент Международной ассоциации судебной психотерапии Эстела Уэллдон;
  • в основе учебной программы — курс по судебной психотерапии, проводившийся членами IAFP в Портмановской клинике и Университетском колледже Лондона (UCL) на протяжении нескольких лет;
  • комплексный образовательный подход — лекции, супервизии, работа с судебными пациентами, личная психотерапия, написание клинической работы, изучение литературы.

 

ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ:

  • бессознательных причин преступного поведения и последующее применение этих знаний в психотерапевтической работе с судебными пациентами, как с правонарушителями и пострадавшими от их действий;
  • принципов индивидуальной и групповой психотерапии при работе с различными категориями судебных пациентов, пребывающих в разных условиях;
  • методов диагностики, позволяющих оценивать способность судебных пациентов к прохождению психотерапии, а также их опасность;
  • cпособов эффективного взаимодействия со специалистами из разных связанных областей.

 
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • очные семинары с участием иностранного преподавателя; в ходе каждого семинара будут прочитаны лекции, проведены групповые супервизии и обсуждены различные теоретические и практические вопросов работы судебного психотерапевта;
  • групповые онлайн-супервизий с участием иностранных преподавателей.

 
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • лекции, теоретические и клинические семинары;
  • презентации клинических случаев иностранными преподавателями;
  • групповая супервизия случаев слушателей программы иностранными специалистами;
  • личная психотерапия студентов программы;
  • изучение рекомендованной литературы;
  • написание квалификационной работы по окончанию программы.

 
ЗАНЯТИЯ: март 2019 г. — сентябрь 2020 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ О ПРОГРАММЕ вы можете ее организатору — члену Правления Международной ассоциации судебной психотерапии (IAFP) Константину Немировскому  (http://spp.org.ru/nemirovskiy-konstantin/)
 

psychol.ru

Дистанционное обучение юридических психологов — переподготовка и курсы по профессии

О Международной Академии
Экспертизы и Оценки

ЧУ «ООДПО «Международная Академия Экспертизы и Оценки» осуществляет подготовку юридических психологов.
А также по 350 другим направлениям в дистанционном формате по всей России.

Лицензия на образовательную деятельность № 1420 от 21.04.2014.

Академия основана в 2013 году и благодаря доступным ценам и высокому качеству обучения быстро стала организацией федерального масштаба. У нас успешно прошли обучение более 10 056 человек из всех 85

субъектов Российской Федерации. По данным Интерпрофстата, в 2018 г. мы вошли в 100 лучших
образовательных учреждений России. По данным Росстата, в рамках аудита социально-экономического
проекта «Элита Нации», заняли 34 место среди 700 предприятий России по ОКВЭД «Образование
профессиональное дополнительное».

Деятельность академии носит международный характер. Среди наших выпускников представители
Германии, Болгарии, Франции, Израиля, Азербайджана, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и др.

Наша миссия: сделать качественное дополнительное профессиональное образование максимально
доступным.

МАЭО входит в группу компаний, к которой также относятся:

УМЦ «Интеллект» Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

(umcin.ru), который осуществляет подготовку экспертов-оценщиков на базе государственного ВУЗа: Более 1300 оценщиков выпущено; 17 лет опыта обучения оценщиков.

Консалтинговая компания «Центр Реформ Предприятий» (crpocenka.ru), которая занимается оценкой
всех видов имущества по всей России. А так же сертификацией персонала по профстандартам: С 1998 года на рынке; Лауреат XXVIII премии «Элита национальной экономики 2013». Медаль «За развитие
предпринимательства»; Член Международной Палаты Оценщиков, Гильдии Профессиональных Экспертов и Оценщиков,
ОПОРЫ России, Торгово-промышленной палаты Саратовской области; Собственные разработки в области экономического и социального развития, получившие
положительный отзыв в Экономическом управлении Президента Российской Федерации,
Минэкономразвития России и Рабочем центре экономических реформ при Правительстве
Российской Федерации.

АНО «Профессиональный стандарт» (профессиональный-стандарт.рф, классификация-гостиницы.рф),
который осуществляет обучение рабочих и служащих. А так же оказывает услуги по классификации
гостиниц и иных средств размещения, пляжей и горнолыжных трасс.

Проходя обучение у нас, вы можете быть уверены, что обратились в крупную серьезную организацию,
которая существует уже не первый десяток лет и обеспечивает наилучшее качество образовательных
услуг.

xn—-7sbkbfqbdbpo9abkhue7e3a9k4ak.xn--80axh3d.xn--p1ai

Читать книгу Медицинская и судебная психология Коллектива авторов : онлайн чтение

Медицинская и судебная психология
Курс лекций

© Издательство «Генезис», 2004, 2016.

* * *

Ф.С. Сафуанов,
профессор, доктор психологических наук, руководитель лаборатории Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии МГППУ
Вместо предисловия к четвертому изданию о Татьяне Борисовне Дмитриевой (1951–2010)

В начале 1993 года Т.Б. Дмитриева пригласила меня работать на только что созданной ею на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского кафедре социальной и судебной психиатрии факультета постдипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Передо мной были поставлены две задачи: первая – читать лекции по клинико-психологическим темам и проблемам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) общим и судебным психиатрам; вторая – организовать курсы повышения квалификации медицинским психологам, участвующим в производстве судебных экспертиз. Первый такой цикл был организован в 1993 году. Эти курсы, которые проводятся один раз в год, сразу обрели популярность не только в масштабах Российской Федерации, но и в пространстве бывших советских республик: на них обучались эксперты-психологи из Литвы, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины. Если в 90-е годы количество обучающихся составляло 30–50 человек, то в последнее время регулярно приезжают повышать квалификацию более 100 психологов. Среди них – не только медицинские психологи организаций Минздрава России, но и эксперты-психологи учреждений Минюста России, психологи из различных силовых структур, научные работники и преподаватели высших учебных заведений. Каждый год проводятся и выездные циклы в регионах страны.

Татьяна Борисовна уделяла большое внимание процессу обучения медицинских и судебных психологов, всегда участвовала в круглых столах при открытии цикла и при его завершении. В начале обучения она интересовалась пожеланиями курсантов, а на завершающем собрании просила поделиться их своим мнением о достоинствах и недостатках проведенных занятий, о проблемах профессиональной деятельности. Эта постоянная обратная связь заставляла преподавателей все время совершенствовать свои лекции и практические занятия, а меня как куратора цикла – регулярно вводить новые актуальные темы, касающиеся патопсихологических, судебно-психологических и смежных дисциплин, привлекать к проведению занятий ученых, разрабатывающих эти темы. Именно в таком диалоге Т.Б. Дмитриевой с курсантами и родилась идея создания этого сборника: психологи говорили о потребности в более углубленном изучении тем, освещающихся в лекциях, и жаловались на то, что литература, рекомендованная преподавателями, издана в различных журналах и сборниках, часто малотиражных и малодоступных психологам, проживающим в регионах. Тогда мы и приняли решение о создании учебного пособия, в котором был бы отражен спектр дисциплин, необходимых для постдипломной подготовки медицинских психологов, участвующих в проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Первое издание (2004) разошлось очень быстро, потом книга переиздавалась в 2005 и 2009 годах. Она оказалась востребованной не только психологами-экспертами, но и психологами, не участвующими в экспертизе, а также психиатрами, в первую очередь – судебно-психиатрическими экспертами.

Хочется отметить, что медицинские и юридические психологи, в первую очередь судебно-психологические эксперты, ощущали доброжелательное отношение и поддержку Т.Б. Дмитриевой на всех уровнях. Эта поддержка основывалась на ее глубоком понимании роли психологии при решении научных и прикладных задач, стоящих перед различными медицинскими и юридическими практиками.

Значительным вкладом в становление судебно-психологической службы в судебно-экспертных учреждениях Минздравсоцразвития РФ явился Приказ Минздрава России от 19.05.2000 г ода № 165 «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе» – документ, инициированный и поддержанный Т.Б. Дмитриевой. Значение этого приказа трудно переоценить: согласно ему, количество медицинских психологов в штатном расписании судебно-экспертных учреждений практически приравнялось к количеству судебно-психиатрических экспертов (на сегодняшний день около 900 ставок). Практические последствия выхода данного приказа не заставили себя ждать – за короткое время число проводимых в нашей стране КСППЭ в уголовном и гражданском процессах возросло до 50–55 тысяч в год и в настоящее время составляет примерно третью часть от числа всех судебно-психиатрических экспертиз. Т.Б. Дмитриева способствовала выходу и других ведомственных нормативных и подзаконных актов, повышающих эффективность профессиональной деятельности медицинских психологов, в частности Положения о производстве КСППЭ, Приказа МЗ РФ № 401, содержащего регламентацию составления заключения КСППЭ.

Забота о подготовке кадров в психологической области ярко проявилась в активном участии Т.Б. Дмитриевой (в содружестве с академиком РАО В.В. Рубцовым) в создании факультета юридической психологии МГППУ. Она поддержала и создание двух магистратур факультета – по юридической психологии детей и подростков, по судебно-психологической экспертизе.

При переходе отечественной системы высшего образования на принципы Болонского соглашения Т.Б. Дмитриева сыграла значительную роль, во-первых, при решении вопроса о сохранении специальности «Клиническая психология», во-вторых, при разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология» третьего поколения.

В роли председателя Ученого совета по психиатрии Минздрава России и председателя Ученого совета Центра им. В.П. Сербского Т.Б. Дмитриева часто включала в повестку дня заседаний актуальные вопросы медицинской и юридической психологии. К примеру, активно обсуждались вопросы взаимодействия судебных экспертов-психологов систем здравоохранения и юстиции, методологические проблемы КСППЭ в гражданском судопроизводстве, проблема участия психологов при применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами.

Т.Б. Дмитриева обладала выдающимся стратегическим мышлением, точно прогнозировала развитие научных направлений и практических отраслей в психиатрии и психологии, она всегда поддерживала разработку инноваций и способствовала апробации и внедрению наиболее эффективных из них. Не случайно наиболее проработанные стандарты и алгоритмы в различных предметных видах КСППЭ изданы под ее руководством и редакцией – это касается и экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, и экспертизы матерей, обвиняемых в убийстве новорожденного, и экспертизы аффекта, и многих других.

Мы надеемся, что настоящее издание окажется полезным для широкого круга специалистов – психологов и психиатров.

Т.Б. Дмитриева,
академик РАМН, директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, заведующая кафедрой социальной и судебной психиатрии ФППО ММА им. И.М. Сеченова
Предисловие к первому изданию

Решение проблем современной психиатрии требует применения системного междисциплинарного подхода, использования широкого спектра биологических и психологических методов исследований. Но если биологическая психиатрия в России успешно развивается еще с начала ХХ века, то медицинская психология имеет более короткую историю. Научные и прикладные психологические исследования в психиатрии активно проводятся примерно с начала 60-х годов прошлого столетия, именно к этому периоду относятся классические работы Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Полякова в области патопсихологии – разделе медицинской психологии, получившем развитие в нашей стране.

Особенно актуально объединение усилий клиницистов и психологов в судебной психиатрии. Это обусловлено тем, что решение судебных экспертных вопросов требует не только диагностики психического состояния обвиняемых, свидетелей, потерпевших, других подэкспертных, но и определения юридических критериев, которые, как правило, в уголовном и гражданском законодательствах сформулированы в психологических понятиях. Правильная квалификация преступлений, индивидуализация уголовной ответственности, другие судебные решения зависят не столько от наличия тех или иных психических расстройств у лиц, подвергающихся судебной экспертизе, сколько от установления влияния этих расстройств на их сознание и волевую регуляцию деятельности в юридически значимой ситуации.

Поэтому с начала 90-х годов мы, определяя направления развития Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в соответствии с современными тенденциями системного подхода избрали стратегию своеобразной диверсификации при использовании научных кадров в области медицинской психологии. Традиционная модель структуры научно-исследовательского учреждения, занимающегося психиатрией, предполагает наличие одной отдельно функционирующей лаборатории психологии. Как показывает практика, обычно такое подразделение не может эффективно взаимодействовать с большинством клинических отделений, разрабатывающих разнообразные, подчас далекие друг от друга научные темы. Это приводит к тому, что психологическая лаборатория сосредотачивает свои силы на развитии одного, в лучшем случае – двух научных направлений, в то время как практически каждая научная тема в социальной и судебной психиатрии требует комплексного клинико-психологического подхода.

Стратегия диверсификации как раз и подразумевает, в противовес концентрации научных кадров в области клинической психологии в одном месте и жестко централизованному их управлению, размещение их в различных подразделениях, занимающихся широким спектром актуальных проблем психиатрии под руководством лидеров соответствующих научных направлений.

В нашем Центре в настоящее время функционирует три самостоятельных научных психологических подразделения: лаборатория психологии Отдела экспертизы в уголовном процессе, лаборатория психологии Отдела судебно-психиатрических проблем детского и подросткового возраста, лаборатория судебной психологии Отдела экспертизы в гражданском процессе.

Кроме того, медицинские психологи успешно работают в подразделениях Центра, занимающихся амбулаторными судебно-психиатрическими экспертизами; судебной сексологией; профилактикой общественно опасных действий психически больных; разработкой принципов лечения в судебной психиатрии; терапией больных наркоманиями и алкоголизмом; неотложной психологической и психиатрической помощью при чрезвычайных ситуациях; профилактикой психических расстройств и реабилитацией пострадавших при техногенных авариях и катастрофах; лечением и психокоррекцией психосоматических расстройств; нейрофизиологическими исследованиями.

В настоящее время в Центре работают около пятидесяти психологов, из них четыре доктора и более десяти кандидатов психологических наук.

Стратегия научных исследований в области общей и судебной психиатрии, медицинской психологии неразрывно связана и со стратегией воспроизводства научных кадров. Поэтому начиная с 1992 года, с момента образования кафедры социальной и судебной психиатрии факультета постдипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, с курсантами-психиатрами проводятся занятия (лекции, семинары) не только по традиционным клиническим дисциплинам, но и по медицинской и судебной психологии, в соответствии с программами и учебными планами, утвержденными Минздравом РФ. А с 1993 года кафедра проводит один раз в год учебный цикл повышения квалификации (72 учебных часа) медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения страны.

Вопросы медицинской и судебной психологии освещаются не только при дополнительном обучении психологов – в настоящее время в обязательный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Клиническая психология» входит курс «Клиническая психология в экспертной практике». Во многих вузах этот курс читают сотрудники нашего Центра.

Чем мы руководствовались при составлении программы подготовки психологов по медицинской и судебной психологии и соответственно при определении содержания настоящего курса лекций?

Обучение специалистов в области медицинской и судебной психологии должно включать в себя организационно-правовые, теоретические, методологические и практические разделы и обеспечивать изучение клинических, психологических и правовых основ применения специальных психологических познаний при производстве судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.

В последние годы число назначаемых правоохранительными органами комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, требующих применения специальных познаний и в психиатрии и в психологии, резко возросло. Сейчас в нашей стране проводится более 35 000 таких экспертиз в год. Увеличилось количество их видов, усложнились критерии клинико-психологической оценки психической деятельности направляемых на экспертизу лиц, что, несомненно, связано с принятием новых уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального законодательств, а также Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством следственные и судебные органы имеют право привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее специальными познаниями для дачи заключения. Практика показывает, что высшего психологического образования еще недостаточно для проведения судебно-экспертного исследования и дачи экспертного заключения, для того, чтобы считать, что психологи обладают такими специальными познаниями. Многие из них, приступая к экспертизе, не имеют представления о сущности экспертного исследования, о пределах своей профессиональной компетенции, о методах исследования объекта экспертизы, о процессуальных нормах, которых они должны придерживаться. Это зачастую приводит к судебным ошибкам или к увеличению числа повторных судебных экспертиз, продлению пребывания обвиняемых под стражей и т. п.

Цель обучения студентов и специалистов, повышающих квалификацию по медицинской и судебной психологии, – приобретение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков и умений в области психологических экспертных исследований, а также приобретение знаний в области уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального права, судебной психиатрии, патопсихологии, суицидологии, виктимологии, сексопатологии, наркологии, психодиагностики, психологии развития, психологии личности, психологии эмоций, психологии агрессии.

Учебная программа направлена на:

– активное усвоение теоретических знаний в области клинической (медицинской) психологии, необходимых при производстве судебной экспертизы;

– освоение организационно-правовых основ судебной экспертизы, ознакомление с правами и обязанностями судебного эксперта;

– овладение методологическими принципами психодиагностического исследования, используемыми при проведении судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз;

– освоение принципов экспертной психологической оценки лиц, направляемых на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу;

– освоение этических и деонтологических принципов проведения судебной экспертизы;

– формирование представлений о пределах профессиональной компетенции медицинского психолога при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, принципах взаимодействия с правоохранительными органами, судебными экспертами-психиатрами и другими специалистами.

Курс состоит из четырех программных разделов:

1. Использование психологических познаний в области судебно-психиатрической экспертизы.

2. Основы смежных с психологией дисциплин.

3. Общие проблемы судебных психолого-психиатрических экспертных исследований.

4. Виды комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз.

Все разделы курса тесно взаимосвязаны.

Цель первого раздела заключается в усвоении многообразных форм профессиональной деятельности медицинского психолога в области судебно-психиатрической экспертизы. Освещаются задачи патопсихологического обследования в зависимости от вида судебно-психиатрической экспертизы, особенности взаимодействия медицинского психолога с психиатрами и работниками правоохранительных органов, характеризуется деятельность психолога при проведении судебной сексолого-психиатрической экспертизы, а также при психокоррекционной работе с больными, совершившими общественно опасные деяния и находящимися на принудительном лечении.

Во втором разделе курса освещается роль и место психических расстройств и аномалий в преступном и виктимном поведении, сексуальных правонарушениях, суицидальных действиях, формировании зависимости от психоактивных веществ. Обсуждаются общие психологические и патопсихологические проблемы, возникающие в пограничных областях деятельности между медицинской психологией и психиатрией, наркологией, сексологией, суицидологией, криминологией, правом.

Третий раздел предусматривает усвоение обучающимися основных организационно-правовых, теоретических, методологических и этических аспектов профессиональной деятельности медицинского психолога при проведении судебной экспертизы. При каждом виде судебной экспертизы определяются цель психологического исследования, методические средства его обеспечения, пределы компетенции эксперта, объем, содержание и форма экспертного заключения.

Цель четвертого раздела курса – формирование представлений о предметных видах комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз: об их юридическом значении; об основных факторах, требующих учета при оценке особенностей психической деятельности подэкспертных лиц, которые интересуют судебно-следственные органы; о критериях их клинико-психологической экспертной оценки.

В конце каждой лекции приводится список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студента или курсанта.

В этом курсе лекций отражен системный междисциплинарный подход к подготовке специалистов в области медицинской и судебной психологии. Впервые в одном издании представлены материалы, относящиеся к самым разным областям знаний, необходимые таким специалистам. Мы уверены, что книга будет способствовать подготовке новых кадров и повышению квалификации уже работающих психологов. Нам представляется, что она вызовет интерес не только у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», и у медицинских психологов и психиатров, работающих в области судебной экспертизы, но и у всех специалистов (психологов, психиатров, социальных работников), занимающихся охраной психического здоровья человека.

Раздел 1
Медицинская психология в практике судебной психиатрии
Ф.С. Сафуанов,
профессор, доктор психологических наук
Психодиагностические исследования в судебно-психиатрической практике

В практику современной психиатрии психологические познания внедрены уже довольно широко. Теоретические достижения и методические средства клинической психологии активно используются в психодиагностической деятельности врача-психиатра, при назначении адекватных способов реабилитации и лечения, и особое место они занимают в судебно-психиатрической экспертизе. Необходимость применения профессиональных знаний психолога в экспертной психиатрической практике определяется целым рядом моментов, среди которых первостепенными являются следующие.

Прежде всего рассмотрим соотношение таких теоретических дисциплин, как патопсихология и психопатология. Патопсихология как наука находится на стыке психологии и психиатрии, оставаясь при этом разделом психологии. Она исходит из теоретических представлений общей психологии, но направлена на решение задач (теоретических и прикладных), поставленных перед ней психиатрией. Если общая психология в целом изучает закономерности строения и протекания психической деятельности, то патопсихология исследует закономерности протекания и особенности структуры нарушений или расстройств психической деятельности.

У патопсихологии и психопатологии один и тот же объект исследования – психика человека. Именно это обстоятельство и позволяет комплексировать усилия психиатров и психологов в самых разных прикладных областях, в частности и в судебной экспертизе. Но из данного объекта патопсихология и психопатология вычерпывают разное содержание: предмет этих наук имеет свои особенности, отличные друг от друга. Если психопатологическое исследование выявляет закономерности проявлений (феноменологии) нарушенных психических процессов, то патопсихологическое – отвечает на вопрос: каковы нарушения или особенности протекания и структуры самих психических процессов при том или ином психическом заболевании? Именно поэтому психопатология описывает психику человека на другом языке, нежели патопсихология, – на языке клинических симптомов, синдромов, т. е. поведенческих проявлений, в то время как патопсихология оперирует психологическими понятиями, требующими психодиагностического исследования с целью проникновения в механизмы психической деятельности. Понятийные аппараты патопсихологии и психопатологии лишь частично пересекаются в тех областях, где психология описывает проявления поведения (такова, к примеру, категория «характера»). Некоторые понятия, употребляемые и психиатрами и психологами (например, «сознание»), наполнены в этих науках разным содержанием. Не случайно патопсихология может выступать как теория психопатологии; по существу, как отмечал Ю.Ф. Поляков, в истории психиатрии прослеживаются только два направления теоретических исследований – биологическое и психологическое. Примером психологического направления может служить глубинная психология, или психоанализ, являющийся теоретической и методологической основой психодинамической психиатрии. Методы психопатологии – опрос, собирание анамнеза, наблюдение, изучение продуктов творчества – тоже направлены на изучение феноменологии, а психология использует психодиагностику, центральное место в которой занимает экспериментальный подход.

Из этого следует, что экспериментально-психологическое исследование является дополнением клинического изучения психики человека и стало одним из наиболее эффективных параклинических методов психиатрии. Этому способствует нацеленность экспериментально-психологического исследования на решение задач, соотносимых с практическими задачами клинической диагностики в судебно-психиатрической экспертизе.

Экспериментально-психологическое исследование дополняет клиническое исследование, реализуя естественно-научный, экспериментальный подход к психике человека как целостной системе, при этом сочетая качественный и количественный анализ патопсихологических данных и учитывая не только измененные, но и сохранные стороны психической деятельности обследуемого. Эффективное использование патопсихологического материала в клинических целях обусловлено и применением патопсихологом в ситуации судебной экспертизы всестороннего методического арсенала: как правило, при экспериментально-психологическом исследовании патопсихолог задействует до 10–15 методик, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления) и динамики умственной работоспособности, набор ориентированных на исследование личностных особенностей проективных методов, опросников. Кроме того, необходимость решения экспертных медицинских вопросов, касающихся каких-либо периодов жизни испытуемого, позволяет привлечь метод психологического анализа различных документов (материалов уголовного дела, медицинской документации, содержащих объективные данные об особенностях развития человека, о психическом состоянии в интересующий суд период времени).

Вместе с тем возможность с помощью психологических методов выявлять и описывать особенности структуры самосознания, мотивации, раскрывать психологические механизмы поведения обусловливает более точное решение экспертных вопросов, касающихся установления и юридических критериев в разных видах судебно-психиатрической экспертизы. Особо высока роль использования психологических данных при судебно-психиатрической оценке пограничной психической патологии, когда клиническая квалификация психического состояния подэкспертного в юридически значимой ситуации не позволяет однозначно и с очевидностью решать вопросы о наличии или отсутствии того или иного юридического критерия, интересующего суд.

В целом использование психологических познаний в рамках судебно-психиатрической экспертизы способно повысить надежность, достоверность и информативность экспертных психиатрических выводов, обусловить большее доверие к ним со стороны судебных органов. К примеру, экспериментально-психологическому исследованию в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского в настоящее время подвергается более 80 % всех испытуемых, проходящих разные виды судебно-психиатрической экспертизы за год.

Основные задачи экспериментально-психологического исследования в судебно-психиатрической экспертизе

Экспериментально-психологическое обследование подэкспертного лица (изучение познавательных процессов и индивидуально-психологических особенностей) является обязательным компонентом экспертного исследования при судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизах. Вопрос об использовании психологического исследования в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решается каждый раз индивидуально, но не судом, а психиатром-экспертом (или комиссией психиатров-экспертов). Следует подчеркнуть, что в разных видах судебных экспертиз у психиатров нет обязанности привлекать психологов для решения экспертных вопросов во всех случаях, и они не должны прибегать к помощи психологического исследования в отношении каждого подэкспертного, но могут делать это в тех случаях, когда это представляется целесообразным и необходимым.

Основными самостоятельными задачами экспериментально-психологического исследования в рамках судебно-психиатрической экспертизы являются:

1) предоставление дополнительных патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики;

2) установление степени выраженности (глубины) имеющихся у испытуемого психических расстройств.

Дополнительными задачами по отношению к основным являются:

1) выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

2) определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому обследованию и к ситуации экспертизы в целом.

Их решение обязательно как при решении первой, так и второй самостоятельной задачи.

Рассмотрим содержание выделенных задач патопсихологического исследования в контексте целей судебно-психиатрической экспертизы подробнее.

Дифференциальная диагностика. Основные сложности, возникающие при решении данной задачи, связаны, во-первых, с различными реактивными наслоениями на психическую деятельность вследствие привлечения к уголовной ответственности, во-вторых, с преобладанием в практике судебно-психиатрической экспертизы смешанных и стертых форм психической патологии. Кроме того, у лиц, ранее совершавших правонарушения и подвергавшихся принудительному лечению, наблюдается лекарственный патоморфоз. Это обусловливает поиск таких эффективных форм организации и проведения экспериментально-психологического исследования, которые нивелировали бы упомянутые сложности. Как известно из патопсихологической литературы, некоторые патопсихологические показатели нарушений психической деятельности чаще встречаются при одних видах психической патологии, а некоторые – при других. В то же время эти показатели не являются нозологически специфичными. Так, искажение процесса обобщения, как показано Б.В. Зейгарник, может встречаться и при шизофрении, и при психопатии. В связи с этим перспективным путем представления патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики является выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности.

Патопсихологический симптомокомплекс – это совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии, имеющая в своей основе определенные психологические механизмы. Мной в соавторстве с И.А. Кудрявцевым в 1989 году в результате статистической обработки большого массива экспериментально-психологических заключений выделены и описаны патопсихологические симптомокомплексы нарушений и особенностей познавательной деятельности при шизофрении, психопатии и органическом поражении головного мозга, т. е. при наиболее часто встречаемых в судебно-психиатрической экспертизе нозологических формах психической патологии. Они обладают значительной диагностической информативностью и существенно повышают эффективность клинической диагностики.

Для патопсихологического симптомокомплекса, свойственного больным шизофренией, наиболее патогномичным является следующий набор показателей: неадекватность ассоциаций с их формальностью или выхолощенностью, бессодержательностью; использование при обобщении несущественных, маловероятных (латентных) признаков объектов или субъективных критериев; некритичность мышления; резонерство; явления разноплановости; соскальзывание на случайные ассоциации в суждениях; использование вычурных или усложненных речевых высказываний; искаженное толкование условного смысла; колебания внимания и снижение его активности. Характерно, что выявленный комплекс нарушений познавательных процессов не зависит от уровня интеллекта – в данный симптомокомплекс с равной частотностью входят и категориальный, и функциональный, и конкретный уровни обобщения.

Патопсихологические расстройства при органическом психическом расстройстве имеют качественно иной характер. В патопсихологическом симптомокомплексе преобладают нарушения познавательной деятельности, связанные со снижением интеллекта: низкий (конкретный и конкретно-ситуационный) уровень обобщения; конкретный уровень ассоциаций; непонимание условного смысла; трудности установления логических (вербальных и наглядно-образных) связей и отношений. Обнаруживаются обстоятельность суждений, инертность мыслительных действий, застревание на несущественных деталях. В целом вербальный интеллект ниже наглядно-образного. Нарушены мнестические процессы: уменьшен объем непосредственного и опосредованного запоминания. Характерны нарушения умственной работоспособности – колебания внимания, снижение его активности (расстройства концентрации и распределения внимания), замедленный и неравномерный темп умственной деятельности.

iknigi.net

Судебная и криминальная психология в вузах Санкт-Петербурга: профиль специалитета

Программа «Судебная и криминальная психология», Санкт-Петербург: проходные баллы, минимальные баллы, экзамены, в каких вузах учат, стоимость обучения, вступительные экзамены

Сводная информация

Проходной балл: от 246

Мест: 5

Сводная информация

Проходной балл: от 195

Мест: 1

Стоимость: от 204900 ⃏

Параметры программы

Квалификация:  Специалитет;

Форма обучения:  Очная;

Язык обучения:  Русский;

На базе:  11 классов;

Курс:  Полный курс;

Города: Санкт-Петербург;

Варианты программы

В вузах Санкт-Петербурга данную программу преподают в 1 варианте.

Посмотрите их

О программе

Существенное внимание в программе обучения уделено вопросам методологии и освоению конкретных методов психологической диагностики и психологического вмешательства, как в клинике, так и в консультативной практике, обучение которым проводится под супервизией опытных преподавателей и квалифицированных психологов-практиков

Основные учебные курсы:

  • Клиническая психодиагностика
  • Клиническая психология в экспертной практике
  • Клиническая психология: введение в профессию
  • Невротические и личностные расстройства
  • Нейропсихология
  • Общая психология
  • Общий психологический практикум
  • Основы профессиональной этики клинического психолога
  • Патопсихология
  • Психодиагностика
  • Психологическая помощь в кризисных и экстремальных состояниях
  • Психологическое консультирование
  • Психология зависимого поведения
  • Психология нарушенного развития
  • Психология развития
  • Психология семьи и семейная психотерапия
  • Психосоматика
  • Психофизиология
  • Социальная психология
  • Теории и методы психотерапии
  • Теории личности в клинической психологии
  • Экспериментальная психология

vuzopedia.ru

Методы судебной психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза — это система психологических исследований личности и деятельности подэкспертного лица (подследственного, осужденного, свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика и др.) для уточнения сведений, помогающих следствию и суду в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства, осуществляемая специалистами-психологами.

Курс «Методы судебной психологической экспертизы» включает теоретические и практические занятия по овладению методами психологического обследования, психологической диагностики и экспертной оценки личности и группы, технологиями обработки и интерпретации полученных результатов, составлению экспертного заключения.

Слушатели учебного курса получат знания по организации психологической экспертизы и экспертным технологиям и методам, а также практические навыки составления экспертного заключения.

Слушатели учебного курса обеспечиваются комплектом методических материалов.

По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Курс читается профессором кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация», к.психол.н., Цукановой Еленой Вениаминовной

В программе курса:

  • Теоретические и методологические основы судебно-психологической экспертизы. Сущность и значение судебно-психологической экспертизы. История становления судебно-психологической экспертизы. Предмет и объект судебно-психологической экспертизы. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы.
  • Особенности использования специальных психологических знаний в судебно-психологической экспертизе. Организационно-правовые основы и этические проблемы судебно-психологической экспертизы. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы. Этические и деонтологические принципы деятельности судебного эксперта-психолога при проведении экспертизы.
  • Виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Судебно-психологическая экспертизы психоэмоциональных состояний. Судебно-психологическая экспертиза суицидного поведения. Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе и по делам административных правонарушений. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. Проблема «психологического возраста» в экспертной практике. Закономерности нормального и аномального личностного развития. Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений
  • Методы судебно-психологической экспертизы. Система критериев судебно-психологической экспертизы. Классификация методов судебно-психологической экспертизы. Формы диагностической работы при проведении судебно-психологической экспертизы (психологический анализ судебной документации, анамнез, наблюдение, клиническая беседа, экспериментально-психологическое исследование и проч.).
  • Методы судебно-психологической экспертизы психоэмоциональных состояний обвиняемых в момент совершения инкриминируемых деяний. Классификация психоэмоциональных состояний.
  • Методы диагностики и экспертной оценки когнитивной сферы личности обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших. Особенности патопсихологического эксперимента при проведении экспертизы когнитивных психических процессов.
  • Методы судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого. Освоение методов диагностики и экспертной оценки темпераментальных и характерологических особенностей. Проективные методы диагностики в практике судебно-психологической экспертизы.
  • И др.

При обучении по очной форме, группы формируются не менее 5 человек от 1 организации.

dpo.ui-miit.ru

обучение, профессия и кем работать

Степень: Врач-судебно-психиатрический эксперт

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

. Какие именно предметы сдают будущие врачи судебно-психиатрической экспертизы, нужно узнавать на кафедре выбранного учебного заведения.

Психическое здоровье человека – это та сфера, в которой крайне сложно ориентироваться. Если многие недуги физического тела говорят о себе определенными симптомами, о заболеваниях психики близкие пациента могут лишь догадываться годами. При этом некоторые недуги являются потенциально опасными для окружающих, так как больной способен причинить вред из-за наличия патологии. И наоборот, иногда злоумышленники специально пытаются скрыть свой преступный умысел, демонстрируя признаки психического отклонения.

Специальность 31.08.24 «Судебно-психиатрическая экспертиза» может по праву считаться одной из сложнейших, но неизменно популярных. Она оперирует понятиями, которые позволяют искать ответы на актуальные вопросы: здоров ли человек, способен ли он нести ответственность за свои деяния?

Это очень серьезная работа, ведь специалисту приходится отвечать по уголовным статьям, если его заключение будет признано заведомо ложным. Так что выбирать такую стезю следует не только при наличии глубоких знаний и практических умений: деятельность предполагает высокую моральность и гуманистический подход.

Условия поступления

Главная задача направления – выпустить квалифицированных кадров, которые смогут работать с тонкой сферой психиатрии, четко соблюдать законодательство в вопросах судебно-психиатрической экспертизы и знать порядок ее проведения. Чтобы поступить в вузы Москвы в ординатуру, нужно окончить специалитет по специальности «лечебное дело», «педиатрия». Как вариант, можно получить профессиональную переподготовку, получив послевузовское профессиональное образование по специальности «психиатрия».

Поступление происходит на конкурсной основе. Какие именно предметы сдают будущие врачи судебно-психиатрической экспертизы, нужно узнавать на кафедре выбранного учебного заведения. Экзамен может протекать в форме собеседования, тестирования.

Будущая профессия

В своей деятельности такой специалист использует глубокие знания в сфере психиатрии. Он компетентен для проведения амбулаторной, стационарной и посмертной экспертизы. Работают врачи этого направления, как в одиночку, так и коллегиально, когда в принятии решения принимает участие два и больше человека. Также с таким образованием можно заниматься профилактической, диагностической, преподавательской либо исследовательской деятельностью. Во время обучения студентам преподают основы организационно-управленческой работы, так что впоследствии можно претендовать и на руководящие должности.

Куда поступать

В настоящее время ординатуру по специальности можно закончить в таких заведениях:

  • Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова;
  • ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского;
  • Новосибирский государственный медицинский университет;
  • Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова.

Срок обучения

Курс предполагает освоение комплекса дисциплин и наработку практического опыта в течение двух лет на очном отделении.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Это направление предполагает знакомство со следующими предметами:

  • медицина чрезвычайных ситуаций;
  • патология;
  • общественное здоровье;
  • судебная психология;
  • судебная сексология;
  • законодательные основы психиатрической помощи;
  • обследование в психиатрии и его методы;
  • экспертиза: военно-врачебная, медико-социальная;
  • психопатология;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти, интеллекта;
  • нарушения эмоциональной сферы и сознания;
  • психопатологические синдромы;
  • деменции и психозы;
  • депрессивные расстройства;
  • аддиктивные расстройства.

Приобретаемые навыки

Освоив программу ординатуры, молодой врач становится компетентным для выполнения таких профессиональных задач:

  • выполнение судебно-психиатрической экспертизы;
  • руководство медперсоналом;
  • оформление медицинской документации;
  • организация профилактических и противоэпидемических мероприятий;
  • психологическая деятельность;
  • педагогическая деятельность;
  • оказание медицинской помощи.

Перспективы трудоустройства по профессии

В настоящее время настоящие профессионалы в этой специальности на вес золота. Получив глубокие знания в ординатуре, врач судебно-психиатрической экспертизы не будет испытывать сложностей в поиске работы.

Основное место трудоустройства – это государственные органы: учреждения МВД, прокуратура, суд. Однако круг профессиональных компетенций позволит найти работу и в частном секторе в качестве эксперта.

Кем работают выпускники направления:

  • врач судебно-психиатрический эксперт;
  • заведующий отделением.

Уровень оплаты труда квалифицированных кадров достаточно высок. Минимальная отметка заработной платы стартует от 30 тысяч в отечественной валюте. Однако опыт работы и постоянное совершенствование знаний позволяет увеличивать доходы в разы.

Перспективы профессионального совершенствования

Это направление предполагает любовь к исследованиям, внимательность по отношению к деталям. Поэтому зачастую врачи продолжают совершенствовать свои навыки в аспирантуре. Это открывает широкие возможности для реализации в научной сфере. Как вариант, после аспирантуры можно заниматься преподаванием в вузе или же продолжать работу в практическом русле.

edunews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *