Суггестия в литературе – Суггестивность — Википедия

Суггестивность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требует 1 правка.

Суггестивность (англ. suggestive — намекающий, внушающий) — литературный термин, характеризующий поэтические мотивы, образы, сюжеты, а также литературные приемы. Художественный образ называется суггестивным, если он заставляет интенсивно работать воображение читателя, вызывает яркие эмоциональные переживания, раскрывает новое миропонимание или обновляет старое.

Впервые термин возник в английской эстетике и применялся к поэтическим произведениям. В России он получил распространение после работ Александра Веселовского по исторической поэтике.

История поэтических образов, мотивов, сюжетов, формул представляет изменчивое чередование их, то умирание, то возрождение с бытованием некоторых из них до времени, когда они станут мёртвыми и вдруг вновь оживут, вызванные поэтическим спросом, требованием времени.

Иные образы и сравнения до сих пор остаются в обороте, избитые, но внятные, видимо связывающие нас, как обрывки музыкальных фраз, усвоенных памятью, как знакомая рифма, и вместе с тем вызывающие вечно новые подсказывания и работу мысли с нашей стороны. Вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются в памяти и обновляются те, которых суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее; соответствие наших нарастающих требований с полнотою суггестивности создает привычку, уверенность в том, что то, а не другое, служит действительным выражением наших вкусов, наших поэтических вожделений, и мы называем эти сюжеты и образы поэтическими (А. Веселовский. «Из введения в историческую поэтику». 1893)

Разумеется, для каждого человека, в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной.

ru.wikipedia.org

Суггестивность — это… Что такое Суггестивность?


Суггестивность
Суггестивность

СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее — намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать — особенно в работах по исторической поэтике. История поэтических образов, мотивов, сюжетов, формул представляет изменчивое чередование их, то умирание, то возрождение с бытованием некоторых из них до времени, когда они станут мертвыми и вдруг вновь оживут, вызванные поэтическим спросом, требованием времени.

«Иные образы и сравнения до сих пор остаются в обороте, избитые, но внятные, видимо связывающие нас, как обрывки музыкальных фраз, усвоенных памятью, как знакомая рифма, и вместе с тем вызывающие вечно новые подсказывания и работу мысли с нашей стороны. Вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются в памяти и обновляются те, которых суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее; соответствие наших нарастающих требований с полнотою суггестивности создает привычку, уверенность в том, что то, а не другое, служит действительным выражением наших вкусов, наших поэтических вожделений, и мы называем эти сюжеты и образы поэтическими» (А. Веселовский. «Из введения в историческую поэтику». 1893). Если эти образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны. Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной.

Н. Б. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

.

Синонимы:
  • Субъект
  • Твердые звуки

Смотреть что такое «Суггестивность» в других словарях:

  • Суггестивность — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение англ. suggestive, буквально обозначающее намёк, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать особенно… …   Википедия

  • суггестивность — воздействие, намек Словарь русских синонимов. суггестивность сущ., кол во синонимов: 2 • воздействие (12) • …   Словарь синонимов

  • Суггестивность —     СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего …   Словарь литературных терминов

  • СУГГЕСТИВНОСТЬ — (от латинского suggestio внушение, намек) в поэзии, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством пленительной неясности логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых… …   Современная энциклопедия

  • СУГГЕСТИВНОСТЬ — (от лат. suggestio внушение намек), в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (напр., лирика А. А. Фета) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СУГГЕСТИВНОСТЬ — СУГГЕСТИВНОСТЬ, суггестивности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к суггестивный в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Суггестивность — (от латинского suggestio внушение, намек) в поэзии, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством пленительной неясности логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • суггестивность — (от лат. suggestio  внушение, намёк), в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдалённых тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (например, лирика А. А. Фета). * * * СУГГЕСТИВНОСТЬ… …   Энциклопедический словарь

  • суггестивность — суггест ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • суггестивность — (< лат. suggestio внушение, намек) Воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя различных ассоциаций в поэзии …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

dic.academic.ru

Суггестивность это | Путь к осознанности

Суггестивность это процесс психического воздействия одной личности на другую. В области словесного художественного творчества это воздействие осуществляется через художественное произведение. В литературоведение термин «суггестивность», пришел в 18 веке из английской эстетики, куда, в свою очередь, попал в результате изучения санскритологами древней индийской поэтики. Первыми в Европе предприняли исследования санскритской литературы английские ориенталисты Уильям Джонс (1746-94) и Хорас Уилсон (1786-1860). Ими был переведен на английский язык санскритский термин «вьянджана» как «сила внушения». В 19 веке широко использовали идею суггестивности как детерминированной замыслом художника действенности искусства французские поэты и теоретики литературы Ш.Бодлер и С.Малларме. Идею суггестивности как выражения известного настроения — мысли так или иначе «окрашенной» (например, чувством изумления), находим в работах Д.Н.Овсянико-Куликовского, развивавшего учение А.А.Потебни о форме слова. Однозначного толкования термин «суггестивность» в науке не получил и поныне.

Литературоведы подразумевают под суггестивностью и подтекст, и второй и третий планы литературного произведения. Социопсихологи обозначают посредством этого термина феномен подсказывания, внушения слушателю или читателю той или иной заранее запрограммированной эмоции, того или иного настроения. А.Н.Веселовский употреблял термин суггестивность в обоих вышеназванных значениях. Широко пользовались понятием суггестивность индологи в 20 веке Отечественный индолог Б.А.Ларин называл поэтическое внушение (суггестию) «затаенным эффектом», не выводимым непосредственно «из речевого состава поэзии», причем не неизбежным, а только потенциальным. Венгерский литературовед Л.Ягустин понимает под суггестивностью литературного произведения элементы вербально не выраженного внушаемого поэтического настроения, составляющего внутреннюю сущность произведения. Суггестивность литературного произведения зиждется, как в свое время пояснял этот феномен Веселовский, на наличии в сознании художника мудрости, накопленной веками, обогащенной отвлеченным понятием прекрасного и сочетающейся с теми особыми средствами, которыми располагает поэзия. Начало отечественному изучению суггестивности литературного произведения было положено Вл.Соловьёвым, показавшим в статье «Буддийское настроение в поэзии» (1894), что философским содержанием поэмы Арсения Голенищева-Кутузова (1848-1913) «Старые речи» (1879) является древнеиндийская философия, а суггестивным компонентом — внушение читателю настроения безысходности, безнадежности применительно к судьбе «дворянских гнезд».

Пример суггестивности

В качестве примера суггестивности в поэзии приводится обычно творчество А.А.Фета, который по образованию был философом и перевел в 1881 «Мир как воля и представление» (1819—44) А.Шопенгауэра. Фет суггестивно воздействует на читателя, опираясь на учение Шопенгауэра. Древнеиндийская система индуизма является художественно-философской основой сборника новелл современного американского писателя Дж.Д.Сэлинджера «Девять рассказов» (1953), причем суггестивно внушаются здесь девять настроений: любви, смеха, сострадания, гнева, мужества, страха, отвращения, откровения, спокойствия. Проблемы суггестивного воздействия литературы, наряду с музыкальной или цветовой терапией, являются компонентами преобразующей функции искусства и могут быть объяснены только единством биологического (природного) и социального в человеке.

Слово суггестивность произошло от латинского suggestio, что в переводе означает — внушение, намек.

www.litdic.ru

Суггестия — это… Что такое Суггестия?

(от лат. suggestio — внушение; намек) Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш.Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний художнику и самого художника». Один из теоретиков символизма Ш.Морис считал С. более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом. Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка — закону соответствия звука и цвета слов идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии. Бельгийский поэт-символист и критик А.Мокель, подчеркнув» что суггестию «в восторженных выражениях восславил Шопенгауэр», усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggere) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов. Э.Верхарн утверждал, что символ «не демонстративен, а суггестивен; он — враг всякой случайности, готового факта или детали; символ — наиболее высокое и самое духовное выражение в искусстве». Непосредственно с С. связана повышенная синестезичность символических образов и метафор, когда аромат мысли, цвет музыкальной фразы, звучание цвета или запаха становятся предметами особого внимания поэзии, восходящими к знаменитому сонету А. Рембо «Гласные»: «А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый, // О — голубой — цвета причудливой загадки: // А — черный полог мух, которым в полдень сладки // Миазмы трупные и воздух воспаленный». В 1891 г. эти идеи развивал Р. Гиль; опираясь на опыты Гельмголь-ца, он размышлял о «цветном слухе, то есть о цвете Звуков».

В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.

dic.academic.ru

что такое в Литературной энциклопедии

СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее — намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать — особенно в работах по исторической поэтике. История поэтических образов, мотивов, сюжетов, формул представляет изменчивое чередование их, то умирание, то возрождение с бытованием некоторых из них до времени, когда они станут мертвыми и вдруг вновь оживут, вызванные поэтическим спросом, требованием времени.«Иные образы и сравнения до сих пор остаются в обороте, избитые, но внятные, видимо связывающие нас, как обрывки музыкальных фраз, усвоенных памятью, как знакомая рифма, и вместе с тем вызывающие вечно новые подсказывания и работу мысли с нашей стороны. Вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются в памяти и обновляются те, которых суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее; соответствие наших нарастающих требований с полнотою суггестивности создает привычку, уверенность в том, что то, а не другое, служит действительным выражением наших вкусов, наших поэтических вожделений, и мы называем эти сюжеты и образы поэтическими» (А. Веселовский. «Из введения в историческую поэтику». 1893). Если эти образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны. Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной.

Н. Б.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


Синонимы:

воздействие, намек


Смотреть больше слов в «Литературной энциклопедии»

СУДРАБУ →← СУВОРИН

rus-literature-enc.slovaronline.com

Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек)

Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек)

Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш. Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний художнику и самого художника». Один из теоретиков символизма Ш. Морис считал С. более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом. Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка — закону соответствия звука и цвета слов идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии.

Бельгийский поэт-символист и критик А. Мокель, подчеркнув» что суггестию «в восторженных выражениях восславил Шопенгауэр», усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggйrй) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов. Э. Верхарн утверждал, что символ «не демонстративен, а суггестивен; он — враг всякой случайности, готового факта или детали; символ — наиболее высокое и самое духовное выражение в искусстве». Непосредственно с С. связана повышенная синестезичность символических образов и метафор, когда аромат мысли, цвет музыкальной фразы, звучание цвета или запаха становятся предметами особого внимания поэзии, восходящими к знаменитому сонету А. Рембо «Гласные»:

А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый,

О — голубой — цвета причудливой загадки:

А — черный полог мух, которым в полдень сладки

Миазмы трупные и воздух воспаленный.

В 1891 г. эти идеи развивал Р. Гиль; опираясь на опыты Гельмголь-ца, он размышлял о «цветном слухе, то есть о цвете Звуков».

В. Б.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

СУГГЕСТИВНОСТЬ — это… Что такое СУГГЕСТИВНОСТЬ?


СУГГЕСТИВНОСТЬ
СУГГЕСТИВНОСТЬ (от латинского suggestio — внушение, намек) в поэзии, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством «пленительной неясности» — логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций. Образцы суггестивной лирики — «Певица» А.А. Фета, «Можжевеловый куст» Н.А. Заболоцкого; ее поэтическое «оправдание» — стихотворение «Есть речи — значенье…» М.Ю. Лермонтова.

Современная энциклопедия. 2000.

Синонимы:
  • СУВОРИН
  • СУГГЕСТИЯ

Смотреть что такое «СУГГЕСТИВНОСТЬ» в других словарях:

  • Суггестивность — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение англ. suggestive, буквально обозначающее намёк, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать особенно… …   Википедия

  • Суггестивность — (суггестивный) термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать… …   Литературная энциклопедия

  • суггестивность — воздействие, намек Словарь русских синонимов. суггестивность сущ., кол во синонимов: 2 • воздействие (12) • …   Словарь синонимов

  • Суггестивность —     СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего …   Словарь литературных терминов

  • СУГГЕСТИВНОСТЬ — (от лат. suggestio внушение намек), в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (напр., лирика А. А. Фета) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СУГГЕСТИВНОСТЬ — СУГГЕСТИВНОСТЬ, суггестивности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к суггестивный в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Суггестивность — (от латинского suggestio внушение, намек) в поэзии, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством пленительной неясности логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • суггестивность — (от лат. suggestio  внушение, намёк), в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдалённых тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (например, лирика А. А. Фета). * * * СУГГЕСТИВНОСТЬ… …   Энциклопедический словарь

  • суггестивность — суггест ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • суггестивность — (< лат. suggestio внушение, намек) Воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя различных ассоциаций в поэзии …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *