Существует бог: Боже! Ты есть? Пять доказательств существования Бога и три ответа на вопрос, почему это так важно

Читать онлайн «Существует ли бог?», Анна Андреевна Комиссарова – ЛитРес

Дизайнер обложки А. А. Комиссарова

© Анна Андреевна Комиссарова, 2017

© А. А. Комиссарова, дизайн обложки, 2017

ISBN 978-5-4485-8745-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В статье приводится краткий анализ различных определений понятия «бог», принятых в различных философских системах, религиозных монотеистических традициях и в некоторых надконфессиональных учениях, а именно: у Платона, Августина Блаженного, Терезы Авильской, Спинозы, Вольтера, Канта, Спенсера, Бердяева, Эйнштейна, Баха-Уллы, Е. И. Рерих, Рамакришны, Ошо. Делается обоснованный вывод об отсутствии единого понимания бога, а также о несостоятельности и бессодержательности массы религиозных и околофилософских текстов, опирающихся на термины, не отражающие объективную реальность. Схематично рассматривается несостоятельность так называемых «доказательств бытия божьего». Автор касается также актуального вопроса о «научности» теологии.

Как итог, в виде некоего наиболее приемлемого компромисса между научными и религиозными взглядами предлагается реалистичное понимание бога как вселенной или природы. Одна из первых отечественных работ в рамках философского игностицизма.

Цель философии – логическое прояснение мыслей.

Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны.

Л. Витгенштейн [7].

Ответ на вопрос: «Существует ли бог?», на мой взгляд, элементарно прост. На него можно ответить только так: все зависит от того, что под словом «бог» понимать. Если понимать нечто РЕАЛЬНОЕ, существующее объективно независимо от нашего сознания, то, безусловно, существует. Если в это понятие вкладывать только некую абстрактную ИДЕЮ, нечто существующее только в наших представлениях, нереальное, то, разумеется, его нет. То есть это вопрос не мировоззренческий, не теологический или философский, а всего лишь

вопрос дефиниции.

Идея существования бога беспокоила меня с подросткового возраста, когда мне впервые пришлось задуматься на тему, а ради чего, собственно, человек живет, и что ему, как мыслящему существу, в жизни нужно. Богатые, успешные, здоровые люди, имеющие все в материальном плане, порой мучаются от бессмысленности существования, не зная, чем заняться и куда приложить свои нерастраченные силы. Казалось бы, смысл жизни должен лежать в нематериальной области, а лишние деньги как таковые счастья не приносят. Но даже мудрый Сократ к концу жизни говорил, что знает, что ничего не знает. Это Сократ, а что уж говорить о нас? Размышления такого рода привели меня к поискам бога как одной из надежд найти смысл жизни (как он тогда мне представлялся).

В самом деле, получив воспитание в атеистическом обществе, где интерес к религии не приветствовался, среднестатистический советский человек получал знания о боге (или богах) на уровне школьной программы, то есть практически не получал. Знаний о религии не хватало, потребность в них подспудно чувствовалась.

Между тем, весомая часть культуры человечества, как известно, так или иначе связана именно с этой категорией. Мне казалось несправедливым и неправильным такое обеднение атеистического сознания, и помимо надежды на познание скрытого в околорелигиозных областях знаний смысла жизни, появилось желание узнать, что же верующие люди на протяжении веков вкладывали в это краеугольное понятие – БОГ. Ведь не может же быть, что все верующие полностью заблуждались, и были настолько недалекими, что не заметили врожденного и на поверхности лежащего естественного атеизма. Вопросы существования «жизни после смерти» и существования «души», как вторичные для понимания сути религии (как мне тогда казалось) интересовали меньше и разрешились по мере поисков основного смысла.

Исчезнет ли когда-нибудь религия? — BBC News Русская служба

  • Рэйчел Ньюэр
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Возжжение креста во время празднования торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Испании

Сегодня во всем мире набирает силу атеизм. Но означает ли это, что духовность скоро отойдет в прошлое? Корреспондент BBC Future выяснила, что ответить на этот вопрос совсем не просто.

Все больше людей — таких по всему миру уже миллионы — по их собственным словам, верят в то, что со смертью жизнь определенно заканчивается и что нет никакого Бога, никакой вечной жизни и никакого божественного промысла. По-видимому, эти убеждения, несмотря на весь свой пессимизм, получают все большее распространение. В некоторых странах открыто провозглашать себя атеистом стало модно как никогда.

«Атеистов сейчас, очевидно, стало больше, чем когда бы то ни было, — и в абсолютном выражении, и в процентах от общего числа людей на планете», — говорит Фил Цукерман, профессор социологии и секулярных исследований Питцерского университета в калифорнийском городе Клермоне (США) и автор книги «Мирская жизнь». Опросив более 50 тысяч человек из 57 стран мира, аналитики Международного исследовательского центра Гэллапа пришли к выводу, что количество людей, считающих себя последователями какой-либо религии, за период с 2005 года по 2011 год сократилось с 77% до 68%, а тех, кто называет себя неверующим, стало на 3% больше, в результате чего доля убежденных атеистов в мире достигла 13%.

(Похожие статьи из раздела «Журнал»)

Они, конечно, не составляют большинство, но, может быть, наметившаяся тенденция является предвестником грядущих перемен? Если она сохранится, может ли настать день, когда религия полностью исчезнет?

Предсказать будущее невозможно, но анализ того, что мы знаем о религии — в том числе о причинах самого ее появления и о том, почему некоторые люди приходят к вере, а некоторые отходят от нее, — может помочь нам спрогнозировать, как будет развиваться отношение людей к религии в ближайшие десятилетия и века.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Украинский священник держит крест, стоя у пострадавшего здания Дома профсоюзов в Киеве

Ученые все еще пытаются вычленить те факторы, которые толкают человека или народ к атеизму, но некоторые общие черты уже вырисовываются.

Притягательность религии отчасти обусловлена тем, что она дает ощущение безопасности в нашем непредсказуемом мире. Поэтому неудивительно, что самый большой процент неверующих наблюдается в тех странах, где уровень экономической, политической и бытовой стабильности достаточно высок. «По-видимому, при повышении уровня безопасности в обществе религиозные убеждения ослабевают», — утверждает Цукерман и добавляет, что в некоторых обществах установление капиталистического строя и предоставление гражданам доступа к технологиям и образованию также приводит к ослаблению религиозности.

Кризис веры

Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай — всего лишь сотню лет назад во всех этих странах религия играла большую роль, но сейчас доля верующих там сократилась до самых низких в мире показателей. Все эти государства имеют развитую систему образования и социального обеспечения, в них практически решена проблема неравенства, а их граждане являются финансово благополучными.

«В целом, люди меньше боятся превратностей судьбы», — отмечает Квентин Аткинсон, специалист по психологии из Оклендского университета (Новая Зеландия).

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Йеменские девушки демонстрируют свои руки, украшенные традиционными рисунками хной по случаю окончания Рамадана

Впрочем, отход от веры наблюдается повсеместно, в том числе там, где число верующих все еще очень велико, например, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. «Мало где общество стало более религиозным, чем 40-50 лет назад, — утверждает Цукерман. — Единственным исключением, пожалуй, является Иран, но там тоже не все так однозначно, потому что неверующие люди могут скрывать свои убеждения».

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

США также не вписываются в общую концепцию: это одна из самых богатых стран мира, но уровень религиозности населения там очень высок (хотя по итогам исследования, проведенного недавно аналитическим центром Pew, выяснилось, что в период с 2007 года по 2012 год доля американцев, считающих себя атеистами, возросла с 1,6% до 2,4%).

Однако специалист по социальной психологии из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и автор книги «Большие боги» Ара Норензаян убежден, что «упадок» не значит «исчезновение». Физическая безопасность тоже более эфемерна, чем кажется. Все может измениться в одну минуту: пьяный водитель может сбить любимого человека, торнадо может разрушить город, врач может диагностировать у вас неизлечимую болезнь. Если в будущем из-за изменений климата на нашу планету обрушатся стихийные бедствия, а природные ресурсы станут подходить к концу, то страдания и тяготы могут воспламенить религиозные чувства.

«Люди хотят избежать страданий, но если уж это невозможно — по крайней мере, найти в них смысл, — объясняет Норензаян. – По каким-то причинам религия придает страданиям значительно больший смысл, чем любые известные нам светские идеалы или убеждения».

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Религиозное шествие филиппинцев, спасшихся от мощного тайфуна Хайяна

Это явление постоянно можно наблюдать в больничных палатах и в зонах бедствий по всему миру. Так, в 2011 году в новозеландском городе Крайстчерч, жители которого в большинстве своем были неверующими, случилось крупное землетрясение. Многие очевидцы этой трагедии внезапно пришли к вере, тогда как в остальной части страны никаких изменений в степени религиозности не произошло. Впрочем, из этого правила есть исключения: так, в Японии после Второй мировой войны число верующих резко сократилось. Однако в целом, по наблюдениям Цукермана, в мире преобладает та модель, которая сработала в Крайстчерче.

«Если бы, став свидетелем страшных событий, человек обычно превращался в атеиста, мы бы уже все были атеистами», — говорит ученый.

Божественный разум

Но даже если бы все беды нашего мира вдруг чудесным образом прекратились и мы все зажили бы мирно и счастливо, религия, вероятно, все равно никуда бы не делась. Это связано с тем, что, судя по всему, из-за каприза эволюции в нейропсихологии нашего вида существует особое место для Бога.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Раввин читает свиток во время празднования Пурима

Для того чтобы разобраться в этом явлении, необходимо изучить «теорию двойственных процессов». Согласно этой психологической модели, у человека имеется две основных формы мышления: система №1 и система №2. Система №2 развилась у нас относительно недавно. Это наш внутренний голос, который, кажется, не умолкает ни на минуту и который позволяет нам логически мыслить и строить планы.

В то же время система №1 построена на интуиции, инстинктах и автоматизме. Эти способности развиваются у человека независимо от места его рождения и составляют механизм выживания. Благодаря системе №1 мы испытываем естественное отвращение к гниющему мясу и можем не задумываясь говорить на родном языке, а младенцы узнают родителей и различают живое и неживое. Эта система отвечает за склонность искать во всем систему, чтобы лучше познать мир и обрести смысл, казалось бы, случайных событий, таких как стихийные бедствия и смерть близких людей.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Индийский сикх зажигает свечи во время праздника Банди Чхор Дивас, или Дивали

Некоторые ученые полагают, что система №1 не только помогает нам лавировать между опасностями этого мира и находить себе партнеров, но также дает импульс для развития и распространения религии. К примеру, благодаря системе №1 мы инстинктивно настроены на восприятие жизненной энергии. Несколько тысячелетий назад эта склонность, вероятно, помогала нам избегать скрытой опасности — львов, притаившихся в траве, или змей, заползших в кусты. Но она же вынуждает нас предполагать наличие невидимых деятелей — будь то благосклонный бог, оберегающий людей, или неуемный предок, посылающий в наказание засуху, или чудище, кроющееся в полумраке.

Кроме того, система №1 способствует двойственному восприятию всего сущего — потому-то нам так трудно считать тело и разум единым целым. Эта тенденция проявляется довольно рано: маленькие дети, вне зависимости от своего культурного окружения, склонны верить в бессмертие своей души. Они убеждены, что их сущность, их личность, существовала где-то до их рождения и будет существовать всегда. Такое восприятие легко вписывается во многие распространенные религии или — в результате творческого переосмысления — создает почву для изобретения новых оригинальных концепций.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Индуистка накануне праздника Чхат

«Один мой коллега-психолог из Скандинавии, который является атеистом, рассказал, как его трехлетняя дочь недавно подошла к нему и сказала: «Бог всегда повсюду». Они с женой не могли взять в толк, откуда у девочки такие мысли, — рассказывает Джастин Барретт, руководитель Центра развития человека «Процветание» при Полной богословской семинарии в калифорнийском городе Пасадене (США) и автор книги «Прирожденные верующие». — Ребенок считал Бога пожилой женщиной, так что вряд ли эти представления ей внушили лютеранские священники».

По всем вышеперечисленным причинам многие ученые считают, что религия возникла как «побочный продукт когнитивных склонностей человека, — говорит Роберт Макколи, руководитель Центра изучения мозга, разума и культуры Университета Эмори в городе Атланте, штат Джорджия (США), и автор книги «Почему религия естественна, а наука нет». — Религии представляют собой культурные системы, которые по мере своего развития стали задействовать и эксплуатировать эти естественные способности людей».

Привычка — вторая натура

Атеистам приходится избавляться от всего этого культурного и эволюционного багажа. Человеку свойственно желание ощущать себя частью чего-то большего, осознавать, что его жизнь не совсем напрасна. Мы ищем смысл и объяснение всего непонятного. «Получив образование, приобщившись к науке и научившись мыслить критически, люди, возможно, перестанут доверять своей интуиции, — говорит Норензаян. — Но интуиция-то от этого никуда не денется».

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Азербайджанские мусульмане молятся перед окончанием Рамадана

С другой стороны, наука — система, которую берут на вооружение многие атеисты и неверующие, чтобы познать окружающий мир — в когнитивном плане не так уж проста для восприятия. Наука, по словам Макколи, призвана исправлять искажения системы №1. Нам приходится принять на веру, что Земля вращается, хотя мы сами этого никогда не ощущаем. Мы вынуждены смириться с мыслью о том, что эволюция совершенно индифферентна и что у Вселенной нет никакой конечной цели или замысла, хотя наша интуиция говорит об обратном. Непросто признать, что мы ошибаемся и бываем необъективны, что истина в нашем понимании вечно изменяется по мере сбора и проверки новых эмпирических данных – всё это базовые предпосылки науки.

«С когнитивной точки зрения наука противоестественна, поэтому она дается нам так тяжело, — поясняет Макколи. — В то же время религии нам, по большей части, даже не приходится учиться, потому что мы и так все это знаем».

«Существуют доказательства того, что богословские рассуждения — это путь наименьшего сопротивления, — добавляет Барретт. — Чтобы избавиться от религии, пришлось бы изменить саму суть человека». Эта удивительная биологическая особенность, вероятно, объясняет тот факт, что хотя 20% американцев не принадлежат ни к какой церкви, 68% из них утверждают, что все равно верят в Бога, а 37% считают себя духовными людьми. Даже не исповедуя никакую организованную религию, они убеждены, что миром движет какое-то высшее существо или сила.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Буддистские монахи направляются в храм Сампов Трейлеак в Камбодже

Подобным же образом многие люди по всему миру открыто заявляют о том, что не верят в Бога, но при этом питают склонность к суевериям, таким как вера в привидения, астрологию и телепатию. «В Скандинавии большинство людей говорят, что не верят в Бога, но при этом там получили необычайное распространения суеверия и интерес к паранормальным явлениям», — рассказывает Норензаян. Кроме того, неверующие часто находят себя в том, что можно считать «заменителями религии», — поддержке спортивных команд, йоге, близости к матушке-природе и так далее — и опираются на соответствующую систему ценностей. В подтверждение тому в СШA набирает популярность черная магия, а в Великобритании самой быстрорастущей религией стало язычество.

Религиозный опыт неверующих людей может проявляться и другими, более необычными способами. Антрополог Райан Хорнбек из того же Центра развития человека «Процветание» нашел подтверждение тому, что, например, для некоторых игроков из Китая онлайн-игра World of Warcraft начинает приобретать духовный смысл. «По-видимому, эта игра дает возможность развить в себе определенные нравственные качества, которых нет в нашем современном обществе, — рассказывает Барретт. — Похоже, что у людей существует некое пространство для богословских размышлений, и если оно не заполнено религией, оно раскрывается самым неожиданным образом».

Принадлежность к группе

Более того, религия способствует сплачиванию и сотрудничеству в рамках группы. Угроза наказания со стороны всемогущего Бога (или богов), который следит за отступниками, вероятно, помогала поддерживать порядок в древних обществах. «Это гипотеза о наказании свыше, — поясняет Аткинсон. — Если все верят в реальность этой угрозы, она будет действовать в группах».

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Верующий на вегетарианском празднике в Таиланде

И здесь вновь могут сыграть свою роль неуверенность и страдания народа, что позволит религии установить более суровый нравственный закон. Недавно сотрудник Веллингтонского университета (Новая Зеландия) Джозеф Бульбулия вместе со своими коллегами проанализировал системы религиозных убеждений почти 600 традиционных обществ со всего мира и пришел к выводу о том, что там, где погодные условия были менее благоприятными или существовал риск стихийных бедствий, с большей вероятностью развивалась более строгая религия. С чем это связано? Помощь ближнему в таких условиях превращается в вопрос жизни и смерти, а религия становится ценным инструментом общественной жизни.

«Когда сталкиваешься со столь всеобъемлющим явлением, которое так быстро появляется в процессе эволюции и так прочно укореняется в различных культурах, основным объяснением, естественно, становится то, что это было необходимо для налаживания взаимодействия между людьми», — говорит Бульбулия.

Наконец, распространенность религии объясняется простой математикой. В самых разных культурах у более религиозных людей обычно бывает больше детей, чем у неверующих. «Тому есть масса подтверждений, — рассказывает Норензаян. — Даже среди верующих в более ортодоксальных семьях, как правило, уровень рождаемости выше, чем в более либеральных». Принимая во внимание тот факт, что в плане религиозного самоопределения дети обычно идут по стопам родителей, можно смело утверждать: формирование на нашей планете исключительно светского общества по-прежнему маловероятно.

Твердая вера

По всем этим причинам — психологическим, неврологическим, историческим, культурным и бытовым — эксперты считают, что религия, скорее всего, не исчезнет никогда. На чем бы ни была основана религия — на страхе или на любви, — она прочно укореняется в сознании людей. Если бы это было не так, никакой религии давно бы уже не было.

Даже не говоря о христианском, мусульманском, индуистских и всех остальных богах, суеверия и спиритуализм почти наверняка останутся распространенным явлением. Но и более формальные религиозные системы не заставят себя ждать, случись у нас одно-два бедствия. «Даже самое лучшее светское государство не в состоянии защитить своих граждан от всего», — утверждает Макколи. Как только человечество окажется на грани экологического кризиса, мировой ядерной войны или неизбежного столкновения с кометой, оно сразу вспомнит о Боге.

«Людям требуется утешение в момент боли и страданий, а многим необходимо осознание того, что со смертью жизнь не заканчивается, что их любит некое невидимое существо, — рассказывает Цукерман. — Верующие люди будут всегда, и я не удивлюсь, если они по-прежнему останутся в большинстве».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Есть ли Бог? | GotQuestions.org

ГлавнаяМатериалы IndexБогИдентификация Бога Есть ли Бог

Вопрос

Ответ

Есть ли Бог? Это один из самых фундаментальных вопросов, задаваемых человечеством. На протяжении большей части истории человечества подавляющим ответом на этот вопрос было «да», хотя существовали сильные разногласия по поводу того, какой бог, Бог или боги существуют. Конечно, здесь, на GotQuestions.org, мы бы сказали, что Бог существует и что существует множество доказательств этого факта.

Библия говорит, что Бог есть, что природа свидетельствует о Творце (Псалом 19:1) и что Бог достаточно открывает Себя в мире, чтобы люди знали о Нем (Римлянам 1:20). Ранняя христианская церковь была основана на использовании свидетелей, свидетельств и разумных рассуждений (Луки 1:1–2; 2 Петра 1:16; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 14:20). Даже Сам Иисус апеллировал к доказательствам, защищая Свои заявления (Иоанна 5:31–47).

Помимо Библии, у нас также есть поддержка археологии, науки, истории, литературы и человеческого опыта в том, что Бог есть. Естественно, некоторые ссылаются на свидетельства из этих областей, чтобы опровергнуть идею существования Бога. И все же баланс человеческого опыта, науки и философии, кажется, указывает на то, что Бог есть. Многое из того, что мы считаем частью повседневной жизни, включая разум, мораль и права человека, бессмысленно, если не существует Бога.

Есть множество причин верить в Бога; настоящий вопрос заключается в том, открыт ли человек для этих доказательств. Гении истории были верующими, а гении истории были атеистами. На вопрос «есть ли Бог?» есть нечто большее. чем чисто интеллектуальные интересы. В конечном счете, как человек пытается ответить на вопрос «есть ли Бог?» сильно отражает ответ, который он или она предпочитает. Существуют разумные и неразумные подходы, непредвзятые и непредвзятые взгляды на одну и ту же информацию. Если человек полон решимости отвергнуть Бога, доказательства и разум не будут иметь большого значения. Конечно, это верно и для тех, кто верит в Бога и ни при каких обстоятельствах не стал бы неверующим.

Исторические, научные и личные свидетельства не имеют смысла для человека с преднамеренным намерением не верить. Однако большинство людей не хотят показаться неразумными, поэтому те, кто отказывается верить, часто приводят другие возражения. Это приводит к распространенной ошибке требования прямого, чудесного, личного откровения. Это подход «если бы Бог показал мне чудо, я бы поверил». Или подход «если бы Бог написал Иоанна 3:16 на Луне». Иисус предостерегал от такого неверия в Матфея 12:39.«Род лукавый и прелюбодейный просит знамения!»

Представьте себе человека, отказывающегося верить в Авраама Линкольна, пока Линкольн не выложит видео на YouTube, назвав его по имени. Или девушка, отказывающаяся верить, что ее кто-то любит, несмотря на письма, подарки и разговоры на этот счет; она требует, чтобы человек сжег ее дом, чтобы доказать свою любовь. Это неразумные просьбы, и человек, делающий их, на самом деле говорит: «Я не хочу в это верить». Такие люди не поверят мирским доказательствам, поэтому они так же склонны отвергать чудесные свидетельства (см. Луки 16:31).

Тем, кто не уверен в том, существует ли Бог, рекомендуется искать Его (Матфея 7:7), исследовать доказательства (Деяния 17:11; 1 Фессалоникийцам 5:21) и быть непредубежденными. Христианству нечего бояться истины (Иоанна 10:10), и у нас есть достаточно причин быть уверенными в своем ответе на вопрос «есть ли Бог?»

Вернуться к:

Вопросы о Боге

Есть ли Бог?

Подписаться на

Вопрос недели

Получите наш вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Есть ли убедительный аргумент в пользу существования Бога?

Ответ

Вопрос о том, существует ли убедительный аргумент в пользу существования Бога, обсуждался на протяжении всей истории, причем чрезвычайно умные люди принимали обе стороны спора. В последнее время аргументы против возможности существования Бога приобрели воинственный характер, обвиняя всякого, кто осмеливается верить в Бога, в заблуждении и иррациональности. Карл Маркс утверждал, что у любого, кто верит в Бога, должно быть психическое расстройство, вызывающее неверные мысли. Психиатр Зигмунд Фрейд писал, что человек, который верит в Бога-Творца, заблуждается и придерживается этих убеждений только из-за фактора «исполнения желаний», который породил то, что Фрейд считал неоправданной позицией. Философ Фридрих Ницше прямо сказал, что вера равнозначна нежеланию знать, что истинно. Голоса этих трех фигур из истории (наряду с другими) теперь просто повторяются новым поколением атеистов, утверждающих, что вера в Бога интеллектуально необоснованна.

Это действительно так? Является ли вера в Бога рационально неприемлемой позицией? Есть ли логический и разумный аргумент в пользу существования Бога? Помимо ссылки на Библию, можно ли привести доказательства существования Бога, опровергающие позиции как старых, так и новых атеистов и дающие достаточные основания для веры в Творца? Ответ: да, может. Более того, демонстрируя обоснованность аргумента в пользу существования Бога, доводы в пользу атеизма оказываются интеллектуально слабыми.

Аргумент в пользу существования Бога — скорее что-то, чем ничего

Чтобы привести аргумент в пользу существования Бога, мы должны начать с правильных вопросов. Начнем с самого основного метафизического вопроса: «Почему у нас есть что-то, а не вообще ничего?» Это основной вопрос существования — почему мы здесь; зачем здесь земля; почему вселенная здесь, а не ничего? Комментируя этот момент, один богослов сказал: «В каком-то смысле человек не задается вопросом о Боге, само его существование ставит вопрос о Боге».

При рассмотрении этого вопроса есть четыре возможных ответа на вопрос, почему у нас есть что-то, а не совсем ничего:

1. Реальность — это иллюзия.
2. Реальность создана/была создана самостоятельно.
3. Реальность существует сама по себе (вечна).
4. Реальность была создана чем-то самосуществующим.

Итак, какое решение наиболее правдоподобно? Начнем с того, что реальность — это просто иллюзия, во что верят многие восточные религии. Столетия назад этот вариант был исключен философом Рене Декартом, известным своим высказыванием: «Я мыслю, следовательно, существую». Декарт, математик, утверждал, что если он мыслит, то он должен «быть». Другими словами: «Я мыслю, следовательно, я не иллюзия». Иллюзии требуют, чтобы что-то испытало иллюзию, и, кроме того, вы не можете сомневаться в существовании самого себя, не доказав своего существования; это обреченный на провал аргумент. Таким образом, исключается возможность того, что реальность является иллюзией.

Далее следует возможность самосотворения реальности. Когда мы изучаем философию, мы узнаем об «аналитически ложных» утверждениях, что означает, что они ложны по определению. Возможность самосотворения реальности является одним из таких утверждений по той простой причине, что что-то не может быть до себя. Если вы создали себя, то вы должны были существовать до того, как создали себя, но этого просто не может быть. В эволюции это иногда называют «самопроизвольным зарождением» — чем-то, происходящим из ничего — позиция, которой придерживаются немногие разумные люди, если таковые вообще существуют, просто потому, что вы не можете получить что-то из ничего. Даже атеист Дэвид Юм сказал: «Я никогда не утверждал настолько абсурдного утверждения, что что-то может возникнуть без причины». Поскольку что-то не может возникнуть из ничего, альтернатива самосотворения реальности исключается.

Теперь у нас остается только два выбора: вечная реальность или реальность, созданная чем-то вечным: вечной вселенной или вечным Творцом. Теолог 18-го века Джонатан Эдвардс так описал этот перекресток:

• Что-то существует.
• Ничто не может создать что-то.
• Следовательно, необходимое и вечное «нечто» существует.

Обратите внимание, что мы должны вернуться к вечному «чему-то». Атеист, высмеивающий верующего в Бога за веру в вечного Творца, должен развернуться и принять вечную вселенную; это единственная другая дверь, которую он может выбрать. Но теперь вопрос в том, куда ведут доказательства? Указывает ли доказательство на материю до ума или на разум до материи?

На сегодняшний день все ключевые научные и философские данные указывают не на вечную вселенную, а на вечного Творца. С научной точки зрения честные ученые признают, что у Вселенной было начало, а все, что имеет начало, не вечно. Другими словами, у всего, что имеет начало, есть причина, и если у Вселенной было начало, у нее была причина. Тот факт, что у Вселенной было начало, подтверждается такими доказательствами, как второй закон термодинамики, радиационное эхо Большого взрыва, обнаруженное в начале 19 века.00-х годов, тот факт, что Вселенная расширяется и ее можно проследить до единственного начала, и теорию относительности Эйнштейна. Все доказывают, что Вселенная не вечна.

Далее, законы, окружающие причинно-следственную связь, говорят против того, чтобы вселенная была конечной причиной всего, что мы знаем, из-за этого простого факта: следствие должно быть похоже на свою причину. Если это правда, ни один атеист не может объяснить, как безличная, бесцельная, бессмысленная и аморальная вселенная случайно создала существ (нас), полных личности и одержимых целью, смыслом и моралью. Такая вещь, с точки зрения причинности, полностью опровергает идею естественной вселенной, порождающей все существующее. Так что, в конце концов, концепция вечной вселенной отпадает.

Философ Дж. С. Милль (не христианин) резюмировал то, к чему мы сейчас пришли: «Само собой разумеется, что только Разум может создать разум». Единственный рациональный и разумный вывод заключается в том, что вечный Творец — это тот, кто отвечает за реальность, какой мы ее знаем. Или, выражаясь логическим набором утверждений:

• Что-то существует.
• Вы не получаете что-то из ничего.
• Следовательно, существует необходимое и вечное «нечто».
• Есть только два варианта: вечная вселенная и вечный Творец.
• Наука и философия опровергли концепцию вечной вселенной.
• Следовательно, существует вечный Творец.

Бывший атеист Ли Стробел, пришедший к такому конечному результату много лет назад, прокомментировал: «По сути, я понял, что, чтобы оставаться атеистом, я должен верить, что ничто не производит все; не-жизнь производит жизнь; случайность производит тонкую настройку; хаос производит информацию; бессознательное производит сознание; а неразумие производит разум. Эти скачки веры были просто слишком велики для меня, особенно в свете утвердительных доводов в пользу существования Бога… Другими словами, в моей оценке христианское мировоззрение гораздо лучше учитывало совокупность доказательств, чем атеистическое мировоззрение».

Аргумент в пользу существования Бога — познание Творца

Но следующий вопрос, который мы должны решить, таков: если вечный Творец существует (а мы показали, что Он существует), то какой же Он Творец? Можем ли мы сделать вывод о Нем из того, что Он создал? Другими словами, можем ли мы понять причину по следствиям? Ответ на этот вопрос – да, можем, со следующими предполагаемыми характеристиками:

• Он должен быть сверхъестественным по своей природе (поскольку Он создал время и пространство).
• Он должен быть могущественным (чрезвычайно).
• Он должен быть вечным (самосуществующим).
• Он должен быть вездесущим (Он создал пространство и не ограничен им).
• Он должен быть вневременным и неизменным (Он создал время).
• Он должен быть нематериальным, потому что Он выходит за пределы пространства/физического.
• Он должен быть личным (безличное не может создать личность).
• Он должен быть бесконечным и единственным, поскольку у вас не может быть двух бесконечных.
• Он должен быть разнообразным, но иметь единство, поскольку единство и разнообразие существуют в природе.
• Он должен быть разумным (в высшей степени). Только познавательное бытие может производить познавательное бытие.
• Он должен быть целеустремленным, поскольку Он сознательно создал все.
• Он должен быть нравственным (без дающего не может быть нравственного закона).
• Он должен быть заботливым (иначе не было бы дано никаких моральных законов).

Если все это правда, мы теперь спросим, ​​описывает ли какая-либо религия в мире такого Творца. Ответ на этот вопрос — да: библейский Бог идеально соответствует этому профилю. Он сверхъестественный (Бытие 1:1), могущественный (Иеремия 32:17), вечный (Псалом 9).0:2), вездесущий (Псалом 138:7), вневременной/неизменный (Малахия 3:6), нематериальный (Иоанна 4:24), личный (Бытие 3:9), необходимый (Колоссянам 1:17), бесконечный/единственный (Иеремия 23:24, Второзаконие 6:4), разнообразный, но с единством (Матфея 28:19), умный (Псалом 146:4-5), целеустремленный (Иеремия 29:11), нравственный (Даниил 9:14) и забота (1 Петра 5:6-7).

Аргумент в пользу существования Бога — недостатки атеизма

Последний вопрос, который следует затронуть в вопросе о существовании Бога, — это вопрос о том, насколько оправдана позиция атеиста. Поскольку атеист утверждает, что позиция верующего несостоятельна, вполне разумно перевернуть вопрос и направить его прямо на него. Первое, что нужно понять, это то, что утверждение атеиста — «нет бога», что означает слово «атеист» — является несостоятельной позицией, которую следует придерживаться с философской точки зрения. Как говорит правовед и философ Мортимер Адлер: «Утвердительное экзистенциальное суждение можно доказать, но отрицательное экзистенциальное суждение, отрицающее существование чего-либо, доказать нельзя». Например, кто-то может утверждать, что красный орел существует, а кто-то может утверждать, что красного орла не существует. Первому нужно найти только одного красного орла, чтобы доказать свое утверждение. Но последний должен прочесать всю вселенную и оказаться буквально во всех местах сразу, чтобы убедиться, что он где-то и в какое-то время не пропустил красного орла, что невозможно сделать. Вот почему интеллектуально честные атеисты признают, что не могут доказать, что Бога не существует.

Далее, важно понять вопрос, связанный с серьезностью сделанных заявлений об истине и количеством доказательств, необходимых для обоснования определенных выводов. Например, если кто-то поставит перед вами две емкости с лимонадом и скажет, что одна может быть более терпкой, чем другая, так как последствия получения более терпкого напитка не будут серьезными, вам не потребуется большое количество доказательств в чтобы сделать свой выбор. Однако, если в одну чашку хозяин добавил подсластитель, а в другую добавил крысиный яд, то перед тем, как сделать свой выбор, вам понадобится немало доказательств.

На этом месте человек стоит перед выбором между атеизмом и верой в Бога. Поскольку вера в атеизм может привести к непоправимым и вечным последствиям, казалось бы, атеисту следует предоставить весомые и убедительные доказательства в поддержку своей позиции, но он не может этого сделать. Атеизм просто не может пройти тест на доказательства серьезности выдвигаемого им обвинения. Вместо этого атеист и те, кого он убеждает в своей позиции, соскальзывают в вечность, скрестив пальцы, и надеются, что не найдут той неприятной истины, что вечность действительно существует. Как говорит Мортимер Адлер, «утверждение или отрицание Бога влечет за собой больше последствий для жизни и действий, чем из любого другого основного вопроса».

Аргумент в пользу существования Бога — заключение

Итак, имеет ли вера в Бога интеллектуальное обоснование? Существует ли рациональный, логичный и разумный аргумент в пользу существования Бога? Абсолютно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *