Сущность взаимодействия это – —

Сущность — взаимодействие — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Сущность — взаимодействие

Cтраница 1

Сущность взаимодействия сводится к образованию донорно-ак-цепторной связи.  [1]

Чтобы понять сущность взаимодействия между паром и жидкостью на тарелках колонны и причину обогащения пара легкокиия-щим компонентом, предположим, что выходящий из колонны пар имеет концентрацию легкокипящего компонента, равную х, выражаемую на диаграмме ( рис. 74) отрезком а.  [2]

В чем заключается сущность взаимодействия проводников с током.  [3]

Таким образом, сущность взаимодействия техносферы и природы практически остается вне поля зрения мониторинга, мониторинг приобретает описательный характер, в то же время в переводе с латинского слово монитор означает — тот, кто напоминает, предупреждает. Сущности мониторинга наиболее полно соответствует высказывание французского философа XIX в.  [4]

Как уже отмечалось, сущность взаимодействия света и вещества сводится к интерференции падающей ( первичной) волны со вторичными волнами, возникающими вследствие колебаний электронов ( и ионов) вещества, обусловленных действием поля первичной волны.  [5]

Как уже указывалось, сущность взаимодействия света с веществом сводится к интерференции падающей электромагнитной волны со вторичными волнами, возникающими вследствие колебаний электронов ( или ионов) вещества, приведенных в колебательное движение полем падающей волны. Поскольку главную роль в оптических явлениях играет электрон, то в дальнейшем будем говорить об электроне, хотя все наши рассуждения остаются справедливыми и для других заряженных частиц, входящих в состав атома.  [6]

В вузе студент, овладев

сущностью взаимодействия деталей, выступает как создатель новых машин.  [7]

При образовании химической связи проявляются специфические для микрообъектов свойства электронов, поэтому сущность ядерно-электронного взаимодействия, приводящего к химической связи, выяснилась лишь при кван-товомеханическом рассмотрении этого вопроса. В результате перекрывания электронных облаков в межъядерной области создается увеличенная электронная плотность по сравнению с электронной плотностью в изолированных атомах на том же расстоянии от каждого из ядер. Ядра как бы стягиваются уплотненной частью общего электронного облака в единую устойчивую систему. На рисунке 21, а приведена схема образования химической связи между двумя атомами.  [8]

Обращаясь к рис. 16.1, напишите уравнения, которые представляют собой самую сущность взаимодействия перекиси

при низких концентрациях с образованием: бифенила, дигидробифенила, бензойной кислоты н метилбензоата.  [9]

Как уже упоминалось, учет противодействия поляризационных и центробежных сил, составляющих сущность взаимодействия сближающихся радикалов, и приравнивание их позволяют выполнить расчет ротационной суммы состояний посредством вычисления энергии вращения радикалов. В реакции рекомбинации система теряет шесть трансляционных и шесть вращательных степеней свободы радикалов и приобретает три трансляционные — три ротационные и шесть вибрационных степеней свободы, включая одно заторможенное вращение, новой молекулы. При этом шесть трансляционных движений радикалов переходят в три трансляции, два вращения и одно симметричное колебание новой молекулы; шесть ротаций радикалов переходят в аксиальное вращение и пять вибраций новой молекулы. Поэтому при образовании активированного комплекса шесть трансляций радикалов переходят к новым степеням свободы, в то время как шесть ротаций радикалов не преобразуются, или, другими словами, время молекулярных столкновений короче, чем время молекулярного вращения.  [10]

Своим существом химико-механическая трактовка элементов была направлена против электрохимической теории Берцелиуса, согласно которой сущность взаимодействия атомов и сущность самих элементов, надо искать не столько в связи между химическими и механическими свойствами вещества, сколько в связи между химическими и электрическими его свойствами.  [11]

Конечно, нельзя в полной мере претендовать на то, что схемы I и II отражают одновременно и истинный механизм или сущность гиперконъюгационного взаимодействия.  [12]

Результаты исследования и оптимизации каждой модели используются для остальных моделей системы в качестве дополнительных ограничений, условий, и в этом состоит

сущность взаимодействия моделей — как моделей подсистем объекта проектирования, так и моделей объекта с технологическими моделями. В процессе такого взаимодействия происходит, в определенном смысле, эволюция обобщенной модели объекта проектирования, ее адаптации к сфере функционирования.  [13]

Возвращаясь к вопросу об истоках этики, но применительно уже к экологической этике, мы придерживаемся той точки зрения, что в ее основании лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы.  [14]

Уже к 30 — 40 годам прошлого столетия стало ясно, что числовые результаты, полученные при изучении свойств растворов и металлических сплавов различными физическими методами, сами по себе еще не могли сказать что-либо о сущности взаимодействий и превращений компонентов в системах.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Сущность, основные характеристики взаимодействия между педагогами и учащимися

Педагогические взаимодействия – это преднамеренные или непреднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные, прямые или косвенные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка, порождающие их взаимную связь.

Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.

Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, на современном этапе замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие и др.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролеваясторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Эта сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностнаясторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Средством преобразования этой сферы выступают научное знание, содержание образования. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.



Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Воздействие педагога на ученика может быть прямым и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным. Под прямымвоздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективно косвенноевоздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого.

Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры. Здесь оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организует воздействие, делая их своими союзниками.

Преднамеренноевоздействие осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, он становится объектом подражания, продолжая себя в других. Воздействия учителя, не являющегося для учащихся референтным лицом, не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы высоко ни были развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Механизмами преднамеренного воздействия являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение –это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение,наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Особенностью внушения является направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

Подражание – это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание – это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.

Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):

Тип взаимодействия Характеристика
Сотрудничество Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.
Диалог Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом: диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию. Условия эффективности диалога — открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу.
Опека Это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие — как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне-потребительская позиция.
Подавление Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних — пассивность, приспособление, неуверенность, у других — деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.
Индифферентность (безразличие) Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений.
Конфронтация Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога — найти способы перехода к диалогу, соглашению.
Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна сторона поступается своими интересами), соглашение (взаимные уступки), сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).

Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

27. Сущность социального взаимодействия. Общая социология

27. Сущность социального взаимодействия

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – факторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался.

Взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этому списку можно добавить и четвертое условие:

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Рассмотрим более подробно условия социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга.

Эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на такое воздействие;

2) совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, направленный на другого;

3) наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях. Самым существенным отличием социального взаимодействия от общения между собою животных является наличие так называемой второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия;

4) наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь идет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *