Сущность — взаимодействие — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Сущность — взаимодействие
Cтраница 1
Сущность взаимодействия сводится к образованию донорно-ак-цепторной связи. [1]
Чтобы понять сущность взаимодействия между паром и жидкостью на тарелках колонны и причину обогащения пара легкокиия-щим компонентом, предположим, что выходящий из колонны пар имеет концентрацию легкокипящего компонента, равную х, выражаемую на диаграмме ( рис. 74) отрезком а. [2]
В чем заключается сущность взаимодействия проводников с током. [3]
Таким образом, сущность взаимодействия техносферы и природы практически остается вне поля зрения мониторинга, мониторинг приобретает описательный характер, в то же время в переводе с латинского слово монитор означает — тот, кто напоминает, предупреждает. Сущности мониторинга наиболее полно соответствует высказывание французского философа XIX в. [4]
Как уже отмечалось, сущность взаимодействия света и вещества сводится к интерференции падающей ( первичной) волны со вторичными волнами, возникающими вследствие колебаний электронов ( и ионов) вещества, обусловленных действием поля первичной волны. [5]
Как уже указывалось, сущность взаимодействия света с веществом сводится к интерференции падающей электромагнитной волны со вторичными волнами, возникающими вследствие колебаний электронов ( или ионов) вещества, приведенных в колебательное движение полем падающей волны. Поскольку главную роль в оптических явлениях играет электрон, то в дальнейшем будем говорить об электроне, хотя все наши рассуждения остаются справедливыми и для других заряженных частиц, входящих в состав атома. [6]
В вузе студент, овладев сущностью взаимодействия деталей, выступает как создатель новых машин. [7]
При образовании химической связи проявляются специфические для микрообъектов свойства электронов, поэтому сущность ядерно-электронного взаимодействия, приводящего к химической связи, выяснилась лишь при кван-товомеханическом рассмотрении этого вопроса. В результате перекрывания электронных облаков в межъядерной области создается увеличенная электронная плотность по сравнению с электронной плотностью в изолированных атомах на том же расстоянии от каждого из ядер. Ядра как бы стягиваются уплотненной частью общего электронного облака в единую устойчивую систему. На рисунке 21, а приведена схема образования химической связи между двумя атомами. [8]
Обращаясь к рис. 16.1, напишите уравнения, которые представляют собой самую сущность взаимодействия перекиси
Как уже упоминалось, учет противодействия поляризационных и центробежных сил, составляющих сущность взаимодействия сближающихся радикалов, и приравнивание их позволяют выполнить расчет ротационной суммы состояний посредством вычисления энергии вращения радикалов. В реакции рекомбинации система теряет шесть трансляционных и шесть вращательных степеней свободы радикалов и приобретает три трансляционные — три ротационные и шесть вибрационных степеней свободы, включая одно заторможенное вращение, новой молекулы. При этом шесть трансляционных движений радикалов переходят в три трансляции, два вращения и одно симметричное колебание новой молекулы; шесть ротаций радикалов переходят в аксиальное вращение и пять вибраций новой молекулы. Поэтому при образовании активированного комплекса шесть трансляций радикалов переходят к новым степеням свободы, в то время как шесть ротаций радикалов не преобразуются, или, другими словами, время молекулярных столкновений короче, чем время молекулярного вращения. [10]
Своим существом химико-механическая трактовка элементов была направлена против электрохимической теории Берцелиуса, согласно которой сущность взаимодействия атомов и сущность самих элементов, надо искать не столько в связи между химическими и механическими свойствами вещества, сколько в связи между химическими и электрическими его свойствами. [11]
Конечно, нельзя в полной мере претендовать на то, что схемы I и II отражают одновременно и истинный механизм или сущность гиперконъюгационного взаимодействия. [12]
Результаты исследования и оптимизации каждой модели используются для остальных моделей системы в качестве дополнительных ограничений, условий, и в этом состоит
Возвращаясь к вопросу об истоках этики, но применительно уже к экологической этике, мы придерживаемся той точки зрения, что в ее основании лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы. [14]
Уже к 30 — 40 годам прошлого столетия стало ясно, что числовые результаты, полученные при изучении свойств растворов и металлических сплавов различными физическими методами, сами по себе еще не могли сказать что-либо о сущности взаимодействий и превращений компонентов в системах. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Сущность, основные характеристики взаимодействия между педагогами и учащимися
Педагогические взаимодействия – это преднамеренные или непреднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные, прямые или косвенные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка, порождающие их взаимную связь.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.
Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, на современном этапе замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие и др.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролеваясторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Эта сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.
Личностнаясторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Средством преобразования этой сферы выступают научное знание, содержание образования. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.
Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.
Воздействие педагога на ученика может быть прямым и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным. Под прямымвоздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективно косвенноевоздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого.
Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры. Здесь оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организует воздействие, делая их своими союзниками.
Преднамеренноевоздействие осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, он становится объектом подражания, продолжая себя в других. Воздействия учителя, не являющегося для учащихся референтным лицом, не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы высоко ни были развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.
Механизмами преднамеренного воздействия являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.
Убеждение –это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение,наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Особенностью внушения является направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.
Подражание – это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание – это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.
Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):
Тип взаимодействия | Характеристика |
Сотрудничество | Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон. |
Диалог | Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом: диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию. Условия эффективности диалога — открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. |
Соглашение | В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу. |
Опека | Это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие — как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне-потребительская позиция. |
Подавление | Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних — пассивность, приспособление, неуверенность, у других — деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении. |
Индифферентность (безразличие) | Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений. |
Конфронтация | Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога — найти способы перехода к диалогу, соглашению. |
Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна сторона поступается своими интересами), соглашение (взаимные уступки), сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон). |
Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
27. Сущность социального взаимодействия. Общая социология
27. Сущность социального взаимодействия
Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – факторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался.
Взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.
П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия:
1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.
К этому списку можно добавить и четвертое условие:
4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
Рассмотрим более подробно условия социального взаимодействия:
1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга.
Эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на такое воздействие;
2) совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, направленный на другого;
3) наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях. Самым существенным отличием социального взаимодействия от общения между собою животных является наличие так называемой второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия;
4) наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь идет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru