Сухомлинский высказывания о детях – . , — .

Творческая работа «Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского»

Творческая работа

«Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского»

 В. А. Сухомлинский – педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем», а методы воспитания – спасительными.

  Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

  Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя». Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

  В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…»

« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

«Любовь – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благодарной любви ».

«Бесстрашие – это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».

«Научись пользоваться оружием смеха – одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы… пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами… Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» . 

«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», – считал Сухомлинский.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию».

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития».

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии».

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда».

«Умей не только читать, но и перечитывать. Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Никогда не откладывай работу на завтра. Заставь себя сделать часть того, что надо сделать завтра».


Книги В.А.Сухомлинского:

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. — Киев.: Радянска школа, 1980

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… — М., 1986

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Школьная пресса, 2003

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1969

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1983

6. Сухомлинский В.А. Учитель — методист — наставник. — М.: Просвещение, 1988

 

Домашняя страница

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Книга (подготовительная группа) по теме: Сухомлинский В.А. «Я сердце отдаю детям» цитаты из книги

                                      Сухомлинский В.А.

«Я сердце отдаю детям»

выдержки из книги

      «Человек был  и всегда останется сыном природы, и то, что роднит  его с природой, должно  использоваться для его приобщения  к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в  природе, вечный источник детского разума. Процесс познания  окружающей  действительности является  ничем  не  заменимым  эмоциональным стимулом  мысли.  Для  ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот  стимул  играет исключительно важную роль.»

      «Истина, в  которой  обобщаются предметы и  явления  окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется  яркими  образами, оказывающими  воздействие  на  чувства.  Как важно,  чтобы первые научные  истины ребенок познавал в окружающем мире,  чтобы источником мысли  были  красота  и  неисчерпаемая  сложность  природных  явлений, чтобы ребенка  постепенно  вводили  в мир  общественных отношений труда.»

    «… сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка,  лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли,  утренней росы и  горячей, накаленной солнцем земли? Все это они делают из добрых побуждений.  а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеет гриппом, ангиной,  коклюшем. А надо воспитать детей  так,  чтобы  они не  боялись ни  зноя, ни холода.»

        «Ребенок  мыслит  образами. Это значит,  что, слушая, например,  рассказ учителя  о  путешествии  капли воды,  он  рисует  в  своем  представлении  и серебристые волны  утреннего   тумана,  и  темную  тучу, и  раскаты  грома, и весенний  дождь.  Чем  ярче  в  его представлении  эти  картины, тем  глубже осмысливает он закономерности  природы.»

      «Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди  наглядных  образов,  и   прежде  всего  среди  природы,  чтобы  мысль переключалась с  наглядного образа на «обработку» информации об этом образе.

         Если  же изолировать детей  от природы, если с  первых дней обучения ребенок воспринимает   только  слово,  то  клетки  мозга  быстро   утомляются  и  не справляются с  работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть,  набираться  сил.  Вот где  причина  того  явления, с которым многие учителя  часто встречаются в начальных классах:  ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто  внимательно слушает, но  не  понимает ни слова,  потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что  надо думать  над  правилами,  решать  задачи,  примеры  —  все   это  абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг  устает… Здесь  и рождается отставание.

       Вот  почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди  природы  —  это  требование   естественных  закономерностей  развития детского  организма.  Вот  почему каждое  путешествие в  природу  есть  урок мышления, урок развития ума.»

     «Детям  не надо много  говорить,  не  надо пичкать  их рассказами,  слово  —  не  забава,  а  словесное пресыщение —  одно из самых вредных  пресыщении.  Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать;  в эти мгновенья он  думает, осмысливает услышанное и увиденное.

        Нельзя превращать детей  в пассивный объект  восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый  яркий образ  —  наглядный или словесный, надо  много времени  и нервных  сил.  Умение дать ребенку  подумать — это  одно из самых тонких  качеств  педагога.  А  среди природы ребенку  надо  дать возможность послушать,  посмотреть, почувствовать…»

      «Умейте  открыть перед  ребенком в окружающем  мире что-то одно, но открыть  так,  чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми  красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось  еще и еще раз  возвратиться к тому, что  он узнал.»

                                                                                

nsportal.ru

Автор афоризмов «Василий Сухомлинский»

  • № 12150

    Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу — вред.


    Василий Сухомлинский
  • № 11477

    Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.


    Василий Сухомлинский
  • № 11380

    Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.


    Василий Сухомлинский
  • № 9610

    Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе.


    Василий Сухомлинский
  • № 9489

    Большое зло — унижать достоинство человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека — мелкой пылинкой.


    Василий Сухомлинский
  • № 9488

    Большое зло — лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему.


    Василий Сухомлинский
  • № 9487

    Безволие, никчемность — родная сестра подлости.


    Василий Сухомлинский
  • № 9486

    Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент.


    Василий Сухомлинский
  • № 9485

    Самовоспитание — это человеческое достоинство в действии.


    Василий Сухомлинский
  • № 9484

    Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой.


    Василий Сухомлинский
  • № 9483

    Способность правильно смеяться — показатель морального здоровья коллектива и личности.


    Василий Сухомлинский
  • № 9482

    Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого.


    Василий Сухомлинский
  • № 9481

    Совесть — это эмоциональный страж убеждений.


    Василий Сухомлинский
  • № 9480

    Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.


    Василий Сухомлинский
  • № 9479

    Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком.


    Василий Сухомлинский
  • № 9478

    Научить пользоваться оружием смеха — одна из тончайших и сложнейших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов.


    Василий Сухомлинский
  • № 9477

    Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.


    Василий Сухомлинский
  • № 9476

    Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.


    Василий Сухомлинский
  • № 9475

    Любовь — это цветы нравственности;нет у человека здорового нравственного корня — нет и благородной любви.


    Василий Сухомлинский
  • № 9474

    Любовь… Она — больше бога. Это вечная красота и бессмертие людское. Мы превращаемся в горстку праха, а Любовь остается вечно…


    Василий Сухомлинский
  • www.respectme.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *