как сложились их судьбы, трагедии одаренных детей
Наши герои, дети-вундеркинды СССР, прожили короткие, но яркие жизни — они сумели достичь очень многого, прославиться и… разочароваться. Неудели такова доля юных гениев, которым во взрослой жизни часто не находится места? Кого-то сломила болезнь, унес несчастный случай, а кто-то сам принял решение уйти. Рассказываем о трагических судьбах одаренных детей, родившихся в Советском Союзе.
Теги:
Дети
Музыка
Болезни
Психология
voice подборка
Имена Ники Турбиной, Бориса Рыжего и других вундеркиндов СССР известны и сейчас. Во все времена одаренным детям, заметно выделяющимся среди сверстников, приходилось непросто. Где феноменальные способности — там и огромная нагрузка, плюс к этому, зачастую — травля сверстников.
Надя Рушева
Художница, 1952-1969
Надя родилась в семье художника и балерины и наследовала таланты родителей и тягу к искусству. В 5 лет девочка начала рисовать — без уроков ИЗО и не делая набросков. Надя иллюстрировала сказки для детей, а затем и классическую литературу — например, знаменитые рисунки к «Мастеру и Маргарите». В 12 лет открылась первая выставка Нади Рушевой, ее имя знали все люди, рожденные в СССР. Девочка-вундеркинд, к сожалению, прожила совсем короткую жизнь. Все оборвалось в один миг: в 17 лет у художницы произошло кровоизлияние в мозг, причиной чего стал врожденный дефект одного из сосудов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Item 1 of 8
1 / 8
Ника Турбина
Поэтесса, 1974-2002
Имя Ники Турбиной, девочки-поэтессы, гремело по всему миру — пожалуй, это самая знаменитая девочка-вундеркинд из СССР. В 4 года Ника, дочка художницы, писала совсем не детские стихотворения, а в 9 лет выпустила первый сборник, который был переведен на 12 языков! Под свою опеку девочку взял Евгений Евтушенко. В 12 лет она получила «Золотого льва» на поэтическом фестивале в Венеции: до этого такой награды удостаивалась только Анна Ахматова.
Я — полынь-трава,
Горечь на губах,
Горечь на словах,
Я — полынь-трава…
И над степью стон.
Ветром окружён
Тонок стебелёк,
Переломлен он…
Болью рождена
Горькая слеза.
В землю упадёт —
Я — полынь-трава…
Стихи Ники Турбиной и звучали трагически, и мучили саму девочку. Ника страдала астмой, которая мешала спать, и во время приступов бессонницы малышка-вундеркинд СССР слышала в голове свои стихи.
Дождь, ночь, разбитое окно.И осколки стекла
Застряли в воздухе,
Как листья,
Не подхваченные ветром.
Вдруг — звон…
Точно так же
Обрывается жизнь человека.
Во время гастролей Ники по США, где она встречалась с Иосифом Бродским, американские специалисты убеждали маму и бабушку: девочке нужно общаться с психологом. Но, к сожалению, эти рекомендации не поддерживала семья. Вундеркиндов в СССР было немало, но с психологами работать было не принято. Турбины к совету не прислушались, а в 16 лет у Ники случился нервный срыв, ей понадобилась помощь уже психиатра.
Ника уехала на лечение в Швейцарию, где вышла замуж за своего врача — итальянского профессора, который был старше ее на 60 лет.
В 27 лет Ника во время очередных посиделок с друзьями-собутыльниками сорвалась с подоконника — неизвестно, случайно или намеренно. По девушке горевали все, рожденные в СССР. Вундеркинд навсегда вписала себя в историю отечественной поэзии.
Паша Коноплев
Программист, 1973-2002
В 80-е годы газеты восторгались феноменальными способностями Паши Коноплева. В 3 года он умел читать и производил в уме сложные вычисления, в 5 лет освоил игру на пианино, а в 8 — справился с физикой. А вот чего не получалось у мальчика, так это найти друзей.
Ровесники боялись или открыто издевались над странным Пашей. Ребенок страдал, как и многие другие дети-вундеркинды СССР. Судьба его оказалась очень непростой.Вундеркинды СССР: что с ними стало? За ними наблюдала вся страна, и ребятам было крайне трудно нести такую грандиозную ответственность. В 15 лет Коноплев стал студентом технического университета, в 18 — поступил в аспирантуру и стал одним из первых специалистов, разработавших программы для советского бытового компьютера БК 0010. Это прославило — и сгубило Пашу. Феноменальные способности влекли за собой феноменальную нагрузку, которая в прямом смысле свела юношу с ума. В 29 лет он скончался в психиатрической клинике.
Саша Путря
Художница, 1977-1989
Саша, дочь художника, начала рисовать в 3 года. Также малышка лепила, складывала мозаики из камней и бусинок, вышивала, выжигала по дереву, чертила, а еще писала стихи. В 5 лет у Саши обнаружили рак крови… Вся дальнейшая недолгая жизнь девочки-вундеркинда СССР состояла из постоянного лечения и погружения в творчество, когда позволяло состояние.
Item 1 of 6
1 / 6
Свой последний рисунок Саша создала за два дня до смерти — ей было 11 лет.
Максим Трошин
Музыкант, 1978-1995
Юный певец и автор песен из Брянска с детства был религиозен. Максим пел в церковном хоре, занимался музыкой в воскресной школе, служил звонарем и иподиаконом. Но любовь к пению и музыке возникла не на пустом месте. В два года у крохи-вундеркинда СССР обнаружили тяжёлую форму астмы, и пение в прямом смысле облегчало состояние мальчика.
В 9 лет Максим начал писать музыку на стихи русских поэтов (Есенина, Рубцова, Кольцова, Клюева) — и на собственную лирику.
Как во русской во земле да в светлой стороне,
Где от роду поклонялись ве́щей старине.
Там, где жили, не печалились ни стар, ни мал, —
Срам и смута там, сегодня бесы правят бал.
Как повадилась к нам нечисть крюконосая,
Как овечьи шкуры волки да посбросили.
Из окон Первопрестольной душный смрад вали́т,
Над хмельно́й Державой иудин звон монет стоит.
Песни Трошина прославили его. С начала 90-х Максим начал выступать сольно и с популярными артистами-народниками. В программу вундеркинда СССР входила русская народная песня «Ты воспой в саду, соловейка», посвященная памяти убитого музыканта Игоря Талькова, чью гибель юный музыкант переживал очень глубоко.
youtube
Нажми и смотри
В начале 1995 года не стало отца Максима, а летом того же года в реке в Брянске нашли тело юноши. Максим погиб за две недели до своего 17-летия при невыясненных обстоятельствах. Последней песней вундеркинда СССР стал «Погребальный звон» памяти отца.
Кстати, почти его ровесником был юный пианист-вундеркинд из СССР Евгений Кисин. В начале жизненного пути судьбы вундеркиндов СССР чем-то похожи: им обоим рукоплескали огромные залы, когда ребятам было еще совсем мало лет. К счастью, Евгений Кисин жив, здоров и успешно выступает по сей день.
Владимир Полетаев
Поэт и переводчик, 1951-1970
Володя Полетаев начал работать, еще учась в Литинституте имени Горького. Переводы стихов с немецкого, грузинского, белорусского и украинского языков прославили молодого человека в профессиональных кругах. А еще вундеркинд СССР сочинял сам, за недолгую жизнь литератора было опубликовано только три его стихотворения.
Но вы забыли, что в итоге
Стихи становятся травой,
Обочинами вдоль дороги
Да облаком над головой.
И мы уходим без оглядки
В неведенье и простоту
Затем, что давние загадки
Разгадывать невмоготу.
Эти стихи стали предсмертной запиской Полетаева. В 18 лет он шагнул из окна пятого этажа. Спустя 13 лет после самоубийства поэта-вундеркинда СССР вышел сборник «Небо возвращается к земле» с переводами и собственными стихотворениями.
Борис Рыжий
Поэт, 1974-2001
Борис родился в семье профессора-геолога и врача. В юности увлекался боксом и участвовал в геологических экспедициях — все это вдохновляло Рыжего на стихи. Борис решил пойти по стопам отца и поступил в Свердловский горный институт. На первом курсе женился на однокласснице и в 19 лет уже стал отцом. К тому моменту вундеркинд СССР уже был известен своими стихами.
Окончив аспирантуру, бывший вундеркинд СССР работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, публиковал научные работы по строению земной коры — и в то же время писал стихи. Поэзия Рыжего печаталась не только в России, но и переводилась в Европе
Облака пока не побледнели,
как низкопробное сукно.
Сидя на своей постели,
смотрел в окно.
Была луна белее лилий,
на ней ветвей кривые шрамы,
как продолженье чётких линий
оконной рамы.
Потом и жутко, и забавно,
когда, раскрасив красным небо,
восход вздымался плавно. ..плавно
и смело.
А изнутри, сначала тихо,
потом — разросшись громыханьем,
наружу выползало Лихо,
опережая покаянье.
«Ещё луны чуть-чуть!» — развоюсь,
встану, сверкну, как гроза, и…
Не надо, вдруг ещё небо размою
своими слезами.
Если задаться вопросом, что стало с вундеркиндами бывшего СССР, будет понятно, что необычный, рано проявляющийся талант мало кому принес счастье в жизни.
В 26 лет поэт Борис Рыжий повесился, оставив предсмертную записку: «Я всех любил. Без дураков». Ни жена, ни близкие Бориса не подозревали о состоянии молодого человека. И он никогда не жаловался — только писал печальные стихи:
Где-то там далеко, где слоняются запахи леса,
где-то там далеко, где воздух, как обморок, пестр. ..
Там, где вечер, где осень, где плачет забытое детство,
заломив локоточки за рыжие головы звезд,
там луна, не лесная, моя, по осенним полянам
мечется, тая в полу-
ночном серебре…
Где я — отблеск луны в бледно-си…
в бледно-синем тумане,
где я — жизнь, не дожитая жизнь городских фонарей.
Сейчас творчество Рыжего переживает волну огромной популярности, особенно среди молодежи, причем не только российской — все благодаря тому, что песня «Судно» белорусской группы «Молчат Дома» на его стихи стала одним из хитов соцсетей мирового масштаба.
Елена Шмелева: Нужно дать ребенку возможность развить его способности
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
08.04.2019 20:14
Рубрика:
Общество
Елена Шмелева: Нужно дать каждому ребенку возможность развить его способности, воплотить мечту
Ксения Колесникова
Как отыскать талант, а главное — помочь ему раскрыться? Зачем центру для одаренных детей собственный технопарк и университет? Лицей на базе знаменитого сочинского «Сириуса»: только для вундеркиндов или для всех? Об этом «Российской газете» рассказала руководитель Фонда «Талант и успех», сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта Елена Шмелева.
Пресс-служба образовательного центра «Сириус»
Елена Владимировна, в регионах появятся 84 «мини-Сириуса». Как эти центры будут искать таланты?
Елена Шмелева: Надо понимать: неодаренных детей просто нет. Но каждый — одарен по-своему. Нужно лишь дать ребенку, где бы он ни жил, возможность развить его способности, воплотить мечту. Сегодня — это приоритет государственной политики, предмет многих прямых поручений президента России. Именно поэтому «Сириусу» передано олимпийское наследие, которое в прямом смысле уже четыре года работает на всю страну.
Наша основная задача — сделать так, чтобы эффективная система работы с одаренными детьми сложилась в каждом регионе, обеспечить всем мотивированным школьникам доступ к качественному образованию. Соглашение с Образовательным центром «Сириус» о такой работе заключили уже 45 регионов. Это значит, что наш опыт позволит объединить местные программы и инициативы в единую систему развития и сопровождения ребят, рано проявивших свои таланты — не только в науке, но и искусстве, спорте. Самые результативные педагоги сильнейших школ, современная научная и спортивная инфраструктура, участие в работе ведущих российских университетов и, самое главное, передовых российских компаний, научных институтов… Все это создает такие возможности.
Чем вы помогаете регионам?
Елена Шмелева: Мы создали работающую модель — содержательную и организационную. Обучили по собственным уникальным программам 30 тысяч школьников и 4 тысячи педагогов. Разработали для этого новые инструменты выявления и отбора, нормативную базу. А теперь оказываем методическую поддержку руководителям и сотрудникам региональных центров, организуем на своей площадке обучение педагогов, которые в них будут работать. Создали и развиваем дистанционную среду для обучения школьников и студентов «Сириус.Онлайн». Там прошли обучение уже 10 тысяч человек.
Первый набор в Научнотехнологический университет «Сириус» может быть открыт уже в новом 2019/2020 учебном году
Кроме того, вокруг «Сириуса» сформировалось активное товарищество выпускников, профессиональная сеть сильнейших педагогов, ученых, специалистов-партнеров. В январе этого года создана Ассоциация школ-партнеров центра «Сириус». Именно они стояли в основании «Сириуса», а теперь участвуют в создании региональных центров по его модели.
Вы открываете свой лицей. Это будет элитная школа для вундеркиндов? Или туда смогут попасть и обычные дети?
Елена Шмелева: Мы открываем не одну, а две новые школы. Первая уже принимает детей, которые приезжают на профильные программы «Сириуса». Также в профильных инженерно-математических классах там учатся 45 сочинских школьников, прошедших серьезный отбор. Три дня в неделю они занимаются в своих школах, а в остальные — с лучшими педагогами страны в «Сириусе», углубленно изучая физику, математику, информатику, химию и биологию, участвуют в реальных научных исследованиях и технологических проектах.
В 2020 году по поручению президента Краснодарским краем и центром «Сириус» будет открыт «Имеретинский лицей», который тоже станет частью Инновационного научно-технологического центра. Учиться там будут школьники, которые переедут в Сочи вместе с родителями — учеными, преподавателями, сотрудниками ведущих технологических компаний, а также сочинские школьники, которые смогут поступить в специализированные профильные классы.
Лицей усилит систему общего образования всего Краснодарского края, развивая лучший педагогический опыт, накопленный «Сириусом» и его партнерами. В первую очередь ведущими российскими компаниями, научными группами, университетами. Поэтому в учебную программу включена проектная и исследовательская деятельность, эксперименты, работа в командах, основы технологического предпринимательства. Предметные знания станут основой для решения практических задач. Что важно? Традиционное «школьное» образование объединится с дополнительным, профессиональным и университетским.
Зачем «Сириусу» собственный технопарк? Уже на слуху, что здесь будут чуть ли не редактировать геном человека?
Елена Шмелева: Инновационный научно-технологический центр станет площадкой для фундаментальных и прикладных научных исследований по заказу ведущих технологических и научных партнеров центра. Междисциплинарных, конкурентоспособных, ориентированных на приоритеты Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, включая науки о жизни, искусственный интеллект, когнитивные исследования и развитие социотехнических систем, новые материалы и промышленные технологии. Их заказчиками и партнерами выступают, еще раз подчеркну, не только ведущие университеты и исследовательские группы, но в первую очередь высокотехнологичный российский бизнес.
Одновременно откроется Научно-технологический университет «Сириус», который также станет резидентом ИНТЦ, его кадровой и исследовательской базой. Университет позволит студентам и школьникам работать над реальными проектами, включаться в прорывные исследования. Обучение предполагается как по полным программам — бакалавриат, магистратура, аспирантура, так и по сетевым. То есть будем приглашать студентов из других вузов для прохождения отдельных образовательных модулей и интенсивных курсов. Первый набор может быть открыт уже в новом 2019/2020 учебном году.
Для развития инновационного научно-технологического центра необходима модель именно полного цикла обучения, которая начинается с дошкольных программ, продолжается в университете, заканчиваясь ранней стажировкой в компаниях-резидентах и трудоустройством в передовые российские предприятия. Мы уверены: только такая интеграция высшего и общего образования, сектора исследований и разработок, высокотехнологичного бизнеса позволит сформировать центр мирового уровня в области технологий цифровой экономики.
В прошлом году с Международной космической станции были запущены научно-образовательные наноспутники «СириусСат-1» и «СириусСат-2», собранные вашими ребятами. Это очень серьезно. У вас есть готовый рецепт успеха юных конструкторов?
Елена Шмелева: Готовых рецептов быть не может. В «Сириус» приезжают очень талантливые, мотивированные ребята, их педагоги. И мы — один из важных элементов их комплексной подготовки, дальнейшей поддержки. А еще мы создаем для них в «Сириусе» и вокруг — для всех жителей и гостей Сочи — вдохновляющую, профессиональную, поддерживающую среду, которая учитывает все технологические изменения не только в науке, но и в спорте, в искусстве.
Так в «Сириусе» разработана уникальная в мире система подготовки не только юных математиков и физиков, музыкантов, шахматистов, артистов балета, но и хоккеистов. Благодаря ей юниорская сборная России U17 по хоккею, сформированная в «Сириусе», заняла первое место в Турнире четырех наций в США. Эта же команда стала победителем Мирового кубка вызова — неофициального чемпионата мира для игроков до 17 лет. Честно? Мы гордимся!
Российская газета — Федеральный выпуск: №77(7835)
Образование
Главное сегодня
Экс-глава ЕП Шульц: Венгрия и Польша создают барьеры для вступления Украины в ЕС
Военкор Руденко: Российским огнем уничтожены иностранные наемники у Артемовска
Asia Times: США могут оказать помощь Киеву для наступления на Крым
РИА Новости: Киев приказал усилить обстрелы Каховской ГЭС
Грузинский политик Гиоргадзе: США спровоцировали протесты в Тбилиси для смены власти
Корабль Crew Dragon с Анной Кикиной приводнился у побережья США
Ранние жизни: вундеркинды и не вундеркинды | Гений и разум: исследования творчества и темперамента
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicGenius and the Mind: Studies of Creation and TemperamentCognitive PsychologyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicGenius and the Mind: Studies of Creation and TemperamentCognitive PsychologyBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Хоу, Майкл Дж. А., «Ранние жизни: вундеркинды и не вундеркинды», в Эндрю Стептоу (редактор), Genius and the Mind: Studies of Creativity and Temperament (
Oxford, 1998; онлайн-издание, Oxford Academic, 22) март 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198523734.003.0005, по состоянию на 12 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicGenius and the Mind: Studies of Creation and TemperamentCognitive PsychologyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicGenius and the Mind: Studies of Creation and TemperamentCognitive PsychologyBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В главе анализируется, является ли ранняя детская жизнь гения прямым отражением творческих достижений во взрослой жизни через контрастные детские и юношеские жизни четырех интеллектуальных гигантов девятнадцатого века, а именно Джона Стюарта. Милль, Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей и Джордж Стефенсон. Ряд ссылок и их впоследствии изученные выводы показали, что опыт детства и ранней жизни позволяет некоторым людям подготовиться к крупным творческим достижениям в зрелости. Понимание уникального пути, по которому шел молодой человек в молодости, помогает понять, как и почему этот человек стал способен на свои конкретные достижения. Результаты показали, что подавляющее большинство вундеркиндов не превращаются в исключительно творческих взрослых, что подчеркивает отсутствие неизбежной связи между вундеркиндом и гениальностью.
Ключевые слова: гений, творческие достижения, взрослая жизнь, детство, юность, Джон Стюарт Милль, Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, Джордж Стефенсон, вундеркинд
Предмет
Когнитивная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
The Mind of the Prodigy
Вундеркинды поражают нас своими виртуозными скрипичными концертами, кажущимися пророческими шахматными ходами и яркими картинами. Хотя их работы было бы достаточно, чтобы произвести на нас впечатление, если бы им было 40, вундеркинды обычно достигают уровня взрослых в невербальных, основанных на правилах областях, таких как шахматы, искусство и музыка до 10 лет .
Их выступления трудно объяснить с точки зрения чисто преднамеренной практики. Хотя многие вундеркинды действительно получают поддержку, ресурсы и поощрение от родителей и тренеров на раннем этапе, такая поддержка, как правило, является результатом продемонстрированной «ярости учиться», как называет это явление эксперт по вундеркиндам Марта Дж. Морлок. Причина почему они так склонны сознательно практиковать в своей области, требует объяснения.
В последние годы психолог Джоан Рутсатц и ее коллеги проливают свет на разум вундеркинда. В одном исследовании Рутзац и скрипач-виртуоз Журдан Урбах провели последнюю версию теста IQ Стэнфорда-Бине девяти выдающимся вундеркиндам, которые были представлены в национальных и международных телевизионных программах. Большинство детей достигли профессионального уровня в своей области к 10 годам, и выбранные ими области в значительной степени основывались на правилах. Был один вундеркинд в искусстве, один вундеркинд в математике, четыре вундеркинда в музыке, один вундеркинд, переключившийся с музыки на гастрономию, и еще один вундеркинд, переключившийся с музыки на искусство.
Первое, на что они обратили внимание, — это широкий разброс показателей IQ — от 108 до 147. В соответствии с более ранней работой Дэвида Генри Фельдмана и Марты Морлок оказалось, что высокий IQ не является необходимым , чтобы быть вундеркиндом. Однако более показательными были результаты субтестов. Все вундеркинды показали неравномерные когнитивные профили. Фактически, один вундеркинд получил общий IQ 108 и визуальный пространственный IQ 71, что хуже, чем у 97% населения в целом. Это не помешало ему получить престижную награду за свои джазовые импровизационные способности, став самым молодым человеком, когда-либо выступавшим с известным музыкантом на одной из самых известных музыкальных площадок Америки! Он также написал музыку к трем фильмам без формальных уроков композиции . Опять же, это согласуется с предыдущими исследованиями, показывающими, что сбалансированные профили когнитивных тестов являются скорее исключением, чем правилом для академически не по годам развитых учащихся, а также учащихся, которые не по годам развиты в искусстве и музыке.
Еще поразительнее то, что каждый вундеркинд набрал балла за показателей рабочей памяти — лучше, чем 99 процентов населения в целом. Фактически, шесть из восьми вундеркиндов набрали 99,9-й процентиль! Рабочая память — это не только способность запоминать последовательность цифр. Это кратковременная память. Вместо этого рабочая память включает в себя способность удерживать информацию в памяти, одновременно имея возможность манипулировать и обрабатывать другую поступающую информацию. В тесте IQ Стэнфорда-Бине рабочая память измеряется как в вербальной, так и в невербальной областях и включает в себя такие задачи, как обработка предложений с запоминанием последнего слова каждого предложения, а также припоминание расположения блоков и чисел в правильном порядке. порядке, в котором они были представлены. Было много описаний феноменальной рабочей памяти вундеркиндов, в том числе историческое описание Моцарта, в котором говорится о его превосходной способности запоминать музыкальные произведения и манипулировать партитурами в уме. (См. здесь демонстрацию исключительной памяти вундеркинда физики.)
Исследователи также обнаружили, что как группа вундеркинды демонстрировали более высокий уровень аутичных черт по сравнению с контрольной группой, состоящей из людей, не вундеркиндов (но вундеркинды набрали лишь немного больше баллов, чем люди с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера). . Хотя подавляющее большинство детей с аутизмом не являются вундеркиндами, эти результаты позволяют предположить, что среди вундеркиндов превалирует аутизм. Среди вундеркиндов выделялась одна особенная аутистическая черта — 9.0034 внимание к деталям . Эта черта была выше среди вундеркиндов, чем в контрольной группе или у людей с высокофункциональным аутизмом.
Хотя в этом исследовании вундеркинды рассматривались как группа, вполне возможно, что когнитивные профили вундеркиндов различаются в зависимости от их домена. Введите новое исследование, которое только что было принято в журнал Intelligence .
Рутсатц и его коллеги исследовали когнитивные профили 18 вундеркиндов (9 вундеркиндов участвовали в их более ранних исследованиях). В общей сложности их выборка состояла из восьми музыкальных вундеркиндов, пяти математических вундеркиндов и пяти художественных вундеркиндов.
С точки зрения общего показателя IQ, вундеркинды математики и музыки имели значительно более высокий общий балл IQ, чем вундеркинды искусства:
Вундеркинды математики: средний IQ = 140; Диапазон= 134-147
Музыкальные вундеркинды: Средний IQ=129; Диапазон=108-142
Художественные вундеркинды: Средний IQ= 108; Диапазон = 100-116
Вундеркинды в области математики и музыки набрали больше баллов, чем вундеркинды в области искусства, в тестах на общие культурные знания, словарный запас, количественные рассуждения и зрительно-пространственные способности. Удивительно, но художественные вундеркинды продемонстрировали зрительно-пространственные навыки ниже среднего (средний зрительно-пространственный IQ = 88; диапазон = 82–9).4). Это открытие свидетельствует о том, что навыки ментальной визуализации, проверяемые в тестах IQ, не отражают должным образом художественный талант.
В качестве возможного объяснения Рутсатц и его коллеги обсуждают исследования, предполагающие ключевую роль внимания в развитии художественного таланта. Художественно одаренные дети, как правило, активно сосредотачиваются на формах, очертаниях и деталях поверхности своего окружения. В результате визуальная информация вокруг них кодируется лучше и более избирательно, и они могут запоминать эти детали во время рисования. Этот навык может противоречить зрительно-пространственным навыкам, проверяемым в тестах IQ, которые выделяют категории, концепции и целостное восприятие за счет детального восприятия. В соответствии с этим рассказом одна из вундеркиндов объяснила исследователям, что она использует свою экстраординарную память, чтобы создавать образы в уме во время рисования. Она помнит такие детали, как то, как тени падают на объект, и может нарисовать всю сцену по памяти, построенной на основе этих деталей.
Несмотря на то, что у одаренных художников визуальные пространственные показатели были ниже среднего, а общий показатель IQ был близок к среднему, они разделяли исключительную рабочую память математических одаренных. Однако у музыкальных вундеркиндов были самые высокие показатели рабочей памяти. Это подтверждалось анекдотичными сообщениями: родители всех музыкальных вундеркиндов сообщали, что их дети начали воспроизводить по памяти музыку, которую они слышали в очень раннем возрасте, и что способность читать ноты появилась только позже в развитии.
Развитие вундеркинда
Эти исследования начинают давать нам картину вундеркинда. Вундеркинды характеризуются как минимум средним глобальным интеллектуальным функционированием и исключительным уровнем рабочей памяти, вниманием к деталям и талантом в конкретной области.
К сожалению, существует множество неверных представлений о таланте. Нет такого понятия, как «врожденный» талант. Никто не рождается с полностью развитыми чертами. Майкл Джордан не выскочил, забив мяч с линии штрафных бросков. Люди различаются по своей генетической основе, но все таланты должны развиваться посредством сложного и динамичного взаимодействия способностей, мотивации, практики и поддержки.
Основываясь на подробных интервью с детьми и членами их семей, Дэвид Генри Фельдман и Линн Голдсмит пришли к выводу, что чудо-феномен является результатом счастливого «совпадения» факторов, в том числе следующих: склонности и интересы вундеркинда, доступность области в географическом местоположении вундеркинда, здоровое социальное/эмоциональное развитие, семейные аспекты (порядок рождения и пол), образование и подготовка (неформальная и формальная), культурная поддержка, признание достижений в области, доступ к учебным ресурсам, материальная поддержка со стороны членов семьи, по крайней мере один родитель, полностью приверженный развитию вундеркинда, семейные традиции, способствующие развитию вундеркинда, а также исторические силы, события и тенденции.
Точнее, гены можно рассматривать как обучающие устройства, которые предрасполагают нас к получению определенной информации из окружающей среды и игнорируют другие аспекты нашего мира. С этой точки зрения гены в основе своей являются активными искателями знаний, поскольку они пытаются найти наилучшее соответствие своему геному. Таким образом, гены оказывают влияние на развитие таланта, контролируя мотивацию, предпочтения и эмоциональные реакции. Со временем люди будут накапливать опыт, который приведет к отработке навыков, привычек и шаблонов реагирования, которые усиливают влечения в постоянном взаимоподкрепляющем цикле (см. Теория создания влечений опыта). Эти побуждения применимы ко всем областям индивидуальных различий, включая мотивацию, интересы, личность, отношение, ценности и причудливые черты, уникальные для каждого человека.
Подумайте о ребенке, которого сразу привлекает структура классической музыки, и он часами занимается игрой на скрипке, и никто не говорит ему об этом. Или девушка, которая находит числа красивыми и проводит много часов, играя с числами в голове, открывая новые закономерности и структуру математики. Эти дети находят эти действия и структуры правил по своей сути полезными. И их навыки в соответствующих областях растут, потому что они ищут возможности делать то, что они находят полезным, получая много практики на этом пути.
Таким образом, вполне возможно, что вундеркинды рождаются с генетическими вариантами, относящимися к различным склонностям , в том числе к концентрации внимания на деталях и связке мозговой сети, поддерживающей усиленное кодирование новых воспоминаний. Это может объяснить, почему вундеркинды часто сообщают о том, что их рано привлекали области, связанные с системами, и почему многие из них также проявляют — даже в младенчестве — повышенную способность поддерживать мысленные представления, а рабочая память вундеркиндов наиболее развита для системы символов, которые их интересуют больше всего, такие как математические или лингвистические стимулы.
Всего за несколько лет одержимости вундеркинды создают богатые структуры долговременной рабочей памяти, которые позволяют им усваивать и запоминать новую информацию все быстрее и быстрее. Это также может объяснить их повышенную способность манипулировать информацией в голове. Короче говоря, вундеркинды быстро развивают структуры мозга, которые делают их еще более подготовленными к изучению новой информации в пределах своей области.
Хотя особенно важно создавать эти структуры знаний в юности, когда мозг находится в наиболее пластичном состоянии развития, жизнь не является игрой с нулевой суммой. То, что вундеркинды существуют, не означает, что жизнь безнадежна, если ты не вундеркинд. В самых разных областях, особенно в тех, которые требуют лидерства и творчества, количество элитных экспертов, которые не были вундеркиндами, намного превышает число тех, кто ими был. Возможно позднее цветение.
Вот почему я считаю, что для общества так важно иметь точное представление о том, как развивается талант, и о структурах окружающей среды, поддерживающих процветание каждого ребенка. Я рекомендую образовательную систему, которая предоставляет детям как можно больше материалов и оставляет дверь постоянно открытой для ускоренных и обогащенных ресурсов всякий раз, когда ребенок демонстрирует свою готовность к участию.
Вундеркинды будут и дальше очаровывать нас, но давайте позаботимся о том, чтобы в нашем увлечении ими мы не забывали, что они требуют взращивания и развития своих наклонностей и страстей так же, как и все остальные из нас.
Части этого сообщения были взяты из моей предыдущей статьи в The Creativity Post.
обложка кредитного изображения: istockphoto; изображение предоставлено № 1: cnn
Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.
ОБ АВТОРАХ
Скотт Бэрри Кауфман, доктор философии, психолог-гуманист, исследующий глубины человеческого потенциала. Он читал курсы по интеллекту, творчеству и благополучию в Колумбийском университете, Нью-Йоркском университете, Пенсильванском университете и других местах.