В МГУ в девять лет — это хорошо или плохо для ребенка?
Срочная новость
Научные события — итоги 2022. Ежегодный рейтинг телеканала «Наука»
Научные события — итоги 2022. Ежегодный рейтинг телеканала «Наука»
Первый канал / vk.com
У форсированного образования есть обратная сторона.
Этим летом много шума в СМИ наделала история о девочке-вундеркинде Алисе, которая окончила школу в восемь лет, успешно сдав единые госэкзамены. Всех своих семерых детей Тепляковы, живущие в однокомнатной квартире в Москве, обучают по особой системе дома. Брат Алисы по имени Хеймдалль в свои семь лет получил аттестат за девятый класс, сестра Лея в пять лет перешла в четвертый класс, а Алиса поступила в МГУ на факультет психологии, едва ей исполнилось девять лет.
Мы решили поговорить о вундеркиндах, особенностях мозга ребенка и правильном развитии с ученым-биологом, специалистом по эволюционной нейробиологии Филиппом Хайтовичем.
Филипп Хайтович
кандидат биологических наук (PhD), профессор Сколковского института науки и технологий
— Филипп Ефимович, давайте поговорим о вундеркиндах. Этим летом девятилетняя девочка сдала ЕГЭ и поступила в МГУ. Правда, на бюджет по баллам не прошла, но семья решила, что времени терять нельзя. Алиса будет учиться платно и, как объявлял отец в прессе, завершит обучение экстерном за два года. Этот феномен у вас, как у биолога, какие мысли вызывает?
— Как биолог, я думаю о том, что мы в принципе все не одинаковы, не идентичны, по любому признаку. Например, самое очевидное — по росту. У нас в популяции есть средний рост, но есть люди, которые гораздо выше и гораздо ниже. Также мы различаемся и по нашим способностям. На рост можно попробовать повлиять: хорошо питаться или, наоборот, плохо. А развитие наших способностей зависит от той информации, которая поступает в мозг. После рождения мозг человека продолжает формироваться на основании той информации, которая поступает из разнообразных раздражителей, из внешнего мира.
— Любого ли ребенка можно сделать вундеркиндом, если приложить к этому усилия? Насколько способности заложены в нас от природы, а насколько формируются извне?
— Как мы уже сказали, это комбинация двух факторов. Первый фактор — это некая предопределенность. Может ли любой человек вырасти до 1,8–1,9 м? Понятно, что кому-то это сделать проще, а кому-то невозможно. А другой фактор — это информация, те стимулы, которые поступают в мозг. Если проводить аналогию с ростом, то это то, чем человек питается. Если ребенка очень плохо кормить, он не вырастет, даже если мог бы стать очень высоким при хорошем питании. С мозгом это гораздо более критично. Поэтому если всех детей обучать очень интенсивно, то гораздо большее их количество сможет сдать ЕГЭ, условно говоря, в девять лет.
Но есть и обратная сторона. Наш мозг во многом формируется как раз в первые десять лет жизни. Мозг семилетнего ребенка устроен в разы сложнее, чем мозг взрослого человека. Ведь детям нужно получить столько информации об окружающем мире: о том, как общаться с другими людьми, о том, как вести себя в разных ситуациях, как взаимодействовать с теми или другими объектами… Эти знания не заложены в наш мозг от рождения. Они развиваются вместе с развитием мозга, поэтому мозг ребенка работает чрезвычайно активно. Тот же иностранный язык ребенок может выучить без акцента в разы быстрее, чем обычный взрослый человек.
Теоретически если всех детей обучать по специальной программе, которая, несомненно, в данном случае была, то какой-то процент из них вполне успешно сдаст государственный экзамен. Но вы должны понимать, что, если мы обучаем ребенка по такой программе, у него не остается времени на другие вещи. Например, на общение со сверстниками, на какие-то другие активности, которые тоже важны для развития других аспектов мозга. Выросшие вундеркинды зачастую имеют одну особенность: у них есть сложности в социальной сфере. И это абсолютно понятно, потому что эти навыки формируются в детстве. Наш мозг — очень большой, мощный и сложный инструмент, но значительная часть наших способностей от природы направлена на то, чтобы мы могли правильно строить свои отношения не только с абстрактным окружающим миром, с природой, но и с другими людьми. А если ребенка готовить к экзаменам или активно обучать, то, скорее всего, у него просто физически останется гораздо меньше времени на то, чтобы проводить его со сверстниками и со взрослыми, другими членами общества. Тогда социальные навыки, которые у него должны были бы развиться, не разовьются. А мозг так устроен, что если к какому-то критическому периоду навык не сформировался, то в будущем он уже не разовьется.
Я, конечно, не знаю — может быть, у этой девочки все нормально с социальными навыками, и родителям удалось это сбалансировать. Но если какие-то социальные навыки у нее не развились до девяти лет, то нельзя сказать, что теперь она просто пойдет учиться в университет и там всему научится. Нет. Основы социального поведения и любого другого поведения закладываются в определенный критический период — до девяти лет.
— Отец семейства и учитель своих детей говорит, что его старшая дочь Алиса на самом деле не вундеркинд, а весь секрет ее успеха таится в особой системе обучения. Давайте поговорим про то, есть ли предел познания. Знания можно впихивать в ребенка бесконечно или есть предельная «емкость» мозга?
— Возможности человеческого мозга — это очень сложный вопрос. Давайте посмотрим на мозг как на биологический орган и подумаем, зачем нужен мозг человеку или другому существу. Он нужен для того, чтобы адекватно взаимодействовать с внешним миром. А у человека взаимодействие с внешним миром гораздо сложнее, чем у каких-то других, более простых организмов. Поэтому, в принципе, те ресурсы, которые есть у человеческого мозга, можно направлять для разных навыков. Если совсем недавно в биологическом плане — скажем, тысячу лет назад — основной функцией мозга было обеспечить человеку выживание, то сейчас ресурс мозга можно направить на изучение какой-либо информации, которая позволит, например, сдать государственный экзамен.
Мозг действительно очень мощный орган — даже с точки зрения памяти: сколько информации человек может держать в своей памяти, сколько он может освоить, выучить разных языков и т. д. Этот ресурс далеко не исчерпан, он может использоваться для разных целей. Все зависит от тех сигналов, которые поступают в мозг. Как в данном случае, необходима определенная специальная методика обучения, которая человеку дает более интенсивное количество знаний.
С точки зрения биологии наш мозг действительно имеет громадный неиспользованный потенциал. Вопрос лишь в том, страдают ли какие-то другие области человеческих способностей. Какова оптимальная методика использования этого потенциала, когда мы интенсивно загружаем один из аспектов работы мозга — например, способность запоминать какую-то фактологическую информацию? Насколько сильно тогда могут пострадать другие аспекты наших когнитивных способностей: социальные, эмоциональные, аналитические и другие? Эта область очень плохо исследована. Наверняка можно сделать методику обучения, которая была бы оптимизирована. На данный момент наше понимание биологии мозга вряд ли здесь поможет. К сожалению, это пока можно делать только эмпирическим образом.
С точки зрения биологии нужно приветствовать расширение исследований, которые изучают развивающийся человеческий мозг на биологическом уровне. Но таких исследований, к сожалению, крайне мало. Поэтому наши знания о развитии мозга человека очень сильно ограниченны на данный момент. Не столько на анатомическом уровне, сколько на уровне тех механизмов, которые происходят внутри мозга, — не изучены сами процессы, которые контролируют эти знания.
— Кажется, еще ни один медийный вундеркинд не становился гением во взрослой жизни. Наоборот, чаще всего они испытывают проблемы по мере взросления. Почему так происходит и есть ли положительные примеры, о которых вам известно?
— Почему так происходит, совершенно очевидно. Потому что наше общество построено не вундеркиндами. Для того чтобы быть успешным в обществе, нужно следовать критериям этого общества. Например, чтобы стать успешным руководителем коллектива или успешным изобретателем, требуется множество социальных навыков, нужно умение найти свое место в обществе и т. д. А так как общество построено по другим принципам, то вундеркинд просто не находит в нем себе места. Если бы у нас, например, все дети обучались по такой методике, возможно, у них были бы очень плохие социальные навыки, но зато очень хорошо было бы развито методологическое или фактологическое мышление, и тогда бы у нас было совершенно другое общество.
В таком обществе вундеркинды были бы гораздо более успешными, потому что и критерии успешности были бы другими, и критерии продвижения были бы совсем другими. А сейчас вундеркинды не находят себе места, их мозг сформирован по-другому, и они благодаря этому являются в некотором роде чужаками в нашем обществе, и, естественно, в обществе им приходится сложно.
Если девочка станет дипломированным психологом в 11 лет, нашим обществом это будет восприниматься как забавный экспонат. Из-за такого отношения ей придется встретиться с большим количеством трудностей… С другой стороны, если бы у нас общество было бы сформировано по-другому, если бы таких людей было бы больше, и они находили бы в обществе свое место, и это не вызывало бы никакого удивления, тогда, скорее всего, эффективность тех знаний и навыков, которых эта девочка добилась, была бы выше.
— Возможно, некоторые родители, узнав об этой девочке-вундеркинде, захотят как-то применить опыт ее родителей. Давайте поговорим о соотношении вреда и пользы интенсивного обучения. Действительно ли форсированное развитие вредно для ребенка?
— Эта девочка далеко не первый пример. Есть знаменитый пример человека, у которого был самый высокий показатель по IQ-тесту, его тоже обучал отец по индивидуальной школьной программе. С точки зрения своих способностей и во взрослом состоянии его мозг действительно хорошо работал, но он тоже не нашел себе места в обществе. И сам по себе факт, что ребенок в девять лет может поступить в вуз, — таких примеров до этого было много. Но для самого ребенка это не всегда положительный опыт, потому что, как я уже сказал, наше общество построено по-другому. Если сейчас в девятилетнем возрасте ребенок поступает в университет, это еще не значит, что в 18 лет он сможет перевернуть наш мир своими знаниями. Потому что дальше человек упирается в какие-то социальные взаимодействия, и, соответственно, у таких людей иногда даже нет возможности раскрыть свой потенциал полностью в дальнейшей жизни. И люди это видят.
Если мы хотим как-то использовать эти примеры системно, тогда нужно проводить некий социальный эксперимент с большими группами детей, в которых их будут обучать по новым методикам, а потом нужно создавать для них социальные условия в обществе, чтобы они были восприняты позитивно, чтобы у них были возможности проявить свои навыки, чтобы от них была получена максимальная польза. А сейчас у нас вундеркиндов единицы, и они просто отторгаются обществом. Я не думаю, что многие родители захотят, чтобы их дети следовали этому примеру.
— А как все-таки вести себя родителям, если им вдруг кажется, что их ребенок умнее всех, что он вундеркинд? Какие ошибки не надо совершать?
— На самом деле у любого ребенка есть способности, и они во многом превышают те задачи, которые перед нами ставит современная система образования или современное общество. Теоретически любой ребенок может быть отличником. Но то, что позволяет ребенку быть отличником в школе, закладывается не начиная с семи лет, а в гораздо более раннем возрасте: в первые три и даже полтора года жизни.
Если родители уделяют воспитанию детей время, внимание, усилия в первые три-пять лет жизни, то это очень сильно улучшает шансы этого человека быть успешным, когда он пойдет в школу. Если информация не поступала в раннем детстве или поступала недостаточно, в искаженном виде, то мозг тоже формируется или искаженно, или те системы, которые должны сформироваться, оказываются не сформированы. Поэтому всем родителям нужно начинать не со школьного возраста, а гораздо раньше, как в этой семье, уделять внимание своим детям, их воспитывать.
Единственное, о чем тут нужно, наверное, дискутировать и что нужно исследовать: какие программы являются более оптимальными, чтобы у ребенка не страдали ни социальные навыки, ни эмоциональный аспект его сознательной деятельности, ни морально-этические аспекты. Но абсолютно понятно, что, если детям в дошкольном возрасте будет уделяться больше внимания — прежде всего семьей, потому что маленького ребенка невозможно и не нужно отдавать в чужие руки для воспитания, — то потенциал каждого ребенка может быть раскрыт гораздо более полно.
По сути дела, когда ребенок идет в школу в семь лет, это уже поздно, его мозг сформирован. И если он сформирован лучше, то у ребенка школьная программа вообще не вызывает никаких вопросов. А если он не сформирован, тогда никакой учитель и никакой процесс обучения тут не помогут.
— Родители наверняка ждут конкретных советов. Что именно идет на пользу растущему мозгу ребенка, а что идет во вред?
— Во вред идет ограничение той активности, которую получает мозг. Иногда родители думают, что, если ребенок видит больше разных мультиков на экране планшета, телефона или компьютера или играет в большее количество игр, это будет развивать его мозг, но это не так. В таком случае мозг формируется под влиянием виртуальной действительности. Это все равно что мы пытаемся воспринимать мир через мутное зеркало. Естественно, это гораздо более ограниченное по своей информативности восприятие, но мозг ребенка не может увидеть разницу между изображением с компьютера и настоящим миром. И поэтому самое худшее, что можно сделать, — это не давать ребенку никакой информации активно. Ребенку нужно, чтобы у него были максимально разнообразные впечатления, больше общения, чтобы он видел много разных ситуаций.
В первые три года жизни ребенок запрограммирован природой очень внимательно наблюдать за поведением взрослого — за поведением своих родителей, чтобы понять, как нужно себя вести в этом мире, как общаться с другими людьми, на что реагировать. И если первые три года жизни вместо этого живого общения и разных ситуаций он видит экран с мультиками, виртуальную действительность вместо реальности, — это абсолютно вредно. Ребенок должен видеть взрослых, занимающихся множеством разных дел, общающихся, реагирующих на разные ситуации, — тогда его мозг разовьется полноценно.
Все же надо отдать должное родителям этой девочки. В любом случае, даже если программа обучения не оптимальна, то, что родители занимались с детьми, — это гораздо лучше, чем вообще не заниматься детьми. Особенно, как в современном обществе, где дети в больших городах растут в не совсем нормальных условиях, где они могут взаимодействовать с богатым внешним миром природы. Если ребенок очень ограничен в свои первые годы жизни, это всегда хуже, чем когда родители ставят такие, можно сказать, эксперименты над детьми. Все равно это дает детям преимущество в развитии перед теми детьми, которыми вообще никто не занимался.
COVID-19 снижает интеллект. Но возможно ли восстановить работу мозга после болезни?
Феминитивы: как правильно называть женщин
Новые открытия дают надежду, что мы победим болезнь — «бич современного общества»
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Социальное животное
Остальные теги
Расскажите друзьям
Невозможное — возможно? Новогодняя премьера на телеканале «Наука»
- Околонаука
Журнал Nature назвал имена людей, изменивших науку в 2022 году
- Околонаука
Российские университеты и ученые в мировом научном рейтинге
Зеркальный тест намекает, что пингвины могут обладать самосознанием
- Климатический кризис
Исследование: к 2100 году на швейцарских горнолыжных курортах не останется снега
Shutterstock
Ученые рассказали, как сварить идеальный кофе
Cicero Moraes
Как выглядел Антоний Падуанский: ученые реконструировано лицо святого
Названы лучшие работы конкурса «Снимай науку!»
За что присудили Нобелевскую премию по физике и для чего пригодятся эти открытия
Shutterstock
Можно ли победить стресс?
Хотите быть в курсе последних событий в науке?
Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку
Ваш e-mail
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Что происходит с вундеркиндами, когда они вырастают, и почему они не становятся гениями? Рассуждения шахматистки с мировым рекордом | 45.
ruВасилина уверена, что обучить шахматам можно любого ребенка, но большинству это вовсе не нужно
Фото: Василина Березкина, Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Василина Березкина — журналист E1.RU. Но если бы история пошла немного иначе, то она вполне могла бы стать шахматной чемпионкой и сенсацией в этом виде спорта. Когда-то Василина без преувеличения была именно ей, однако в итоге девушка оставила шахматную карьеру, а на спортивные секции «для самых маленьких» смотрит с большим недоумением.
Как так получилось и почему из вундеркиндов далеко не всегда вырастают гении? Прочитайте, что об этом думает бывшая шахматистка.
* * *
Когда мне было четыре года, обо мне узнали во всем мире.
Точнее, в среде интересующихся шахматным спортом. Потому что я — впервые в истории! — получила спортивный разряд в столь юном возрасте. Самый низкий, четвертый, но для ребенка, который пешком под стол ходит, это уже было сенсацией. Гарри Каспаров в четыре года играл машинками, а я побеждала в турнирах. Обо мне писали зарубежные газеты, со мной фотографировался японский консул, на Первом канале мне и моей семье посвятили отдельный репортаж. А какое будущее мне пророчили! Звание гроссмейстера в пятнадцать, чемпионки мира в восемнадцать, и дальше — победы, турниры и, не будем скромничать, гонорары…
К сожалению, вскоре всплыла одна проблема. Я не люблю шахматы.
Их обожает мой отец. Когда ему было четырнадцать, он сам научился играть и был искренне шахматами заворожен. Шахматы — древние, сложные, а все возможные варианты партий вы не сыграете вплоть до самого конца Вселенной. И когда у него появились дети, он решил, что это благо — научить их этому искусству. Первым пошел мой старший брат. Подростком он уже вел сеансы одновременной игры (это когда ты играешь по десять партий сразу) с профессиональными спортсменами. Затем родилась моя сестра. Она только пошла в школу и уже билась на чемпионате России.
Я родилась третьей, и отец, видимо, решил не мелочиться.
В три меня обучили всем правилам. В четыре я получила разряд. Наверное, известность, которая на меня тогда свалилась, была приятной. На записях я очень мило лепечу что-то журналистам. Но, к сожалению, я ничего этого не помню. Совершенно ничего.
Эта амнезия довольно долго казалась мне странной. Как меня в три годика возили на санках (было очень мягко и весело), я помню. Как в пять научилась ходить колесом — тоже помню. Но хоть какие-то осмысленные воспоминания о шахматах относятся годам к шести-семи. И они не о соревнованиях, нет. В этих воспоминаниях мне дают поиграть с телефоном-раскладушкой старшие девочки на турнире. Или добрая женщина-вахтерша в шахматном клубе обнимает меня и наливает чай. Но как я завоевываю свои первые медали, не вспомню, хоть убейте.
Но однажды, уже в сознательном возрасте, я увидела, как моему отцу доверили научить шахматам трехлетнего мальчика. Минут пять всё шло нормально. Через десять мальчику стало скучно. Через пятнадцать он начал целенаправленно отползать от доски, и тренер — мой отец — принял меры. Мальчик получил подзатыльник. От боли он начал плакать и тут же получил второй, вместе с приказом, отданным в форме крика, — сидеть смирно и заучивать, как ходят фигуры. Трехлетний ребенок, естественно, не понимал, что это за деревяшки, почему они должны как-то ходить и зачем ему это учить. Мотивировал его мой отец исключительно страхом, криком и подзатыльниками.
Только в этот момент до меня дошло, что точно так же «тренировали» меня. Что маленького ребенка (за исключением настоящих, «отприродных» шахматных вундеркиндов) заставить играть иначе в принципе невозможно.
Меня научили играть примерно так же, как собаку учат выполнять команды. И, конечно же, мой разум радостно всё это стер. Потому что для маленькой меня тренировки наверняка были одним сплошным кошмаром.
Мой отец, думаю, был искренне уверен: он столь упорно тренирует меня ради моего же будущего. Ну знаете, мало ли что дети ревут. Дети вообще глупые, а вот как я вырасту — так еще спасибо ему скажу. Он любил приводить в пример одну японскую шахматистку, которую родители в детстве якобы били доской по голове, чтобы она играла.
Мне кажется, что нет. Но я лично ее не знаю, так что не буду предполагать.
Я не ненавижу шахматы. Я с удовольствием могу сыграть с кем-нибудь раз в пару месяцев. В качестве дружеского развлечения, между настолкой по «Гарри Поттеру» и раундом в Mortal Kombat. И я вовсе не считаю, что раннее развитие — это ужасное, злое зло. Примерно в том же возрасте меня научили читать и писать, и вот за это я искренне благодарна. Читать я очень люблю, без книг себя не мыслю, и всё детство я радостно не вылезала из библиотек.
Еще меня рано начали учить английскому — и только благодаря этому я сейчас на нем говорю. Уроки английского я, кстати, помню. Было очень скучно, мама меня ругала, чтобы я сидела с ней и учила слова, а я думала: «Ну когда уже это закончится?» — и повторяла бесконечные «What is your name? My name is Vasilina». Но бить меня при этом матери и в голову не приходило. В шесть лет я уже вполне умела учиться сама.
Хотя, казалось бы, кому как не мне.
Феномен вундеркиндов активно изучают психологи. Честно — после прочтения некоторых исследований у меня в голове всплывало только: «Фух, пронесло». Потому что очень маленький процент вундеркиндов вырастает в гениев. Но зато большой — идет по наклонной, ничего не добивается, кончает жизнь суицидом и совершает прочие неодобряемые Роскомнадзором вещи. Печальных примеров тут много, но мне особенно запомнилась история Суфии Юсоф. В тринадцать лет она поступила в Оксфорд и успешно училась на математика. Пока не сбежала, чтобы стать проституткой и заявить журналистам, что теперь-то она наконец живет как хочет и вообще счастлива. Другой математический вундеркинд Теодор Качинский вырос в террориста. Он рассылал бомбы почтой, убил и ранил множество человек, за что был приговорен к пожизненному заключению. До сих пор сидит. Неожиданные повороты судьбы, правда?
Вундеркинды пускаются во все тяжкие, как правило, в подростковом возрасте.
Ну а подростковые развлечения бывают куда опаснее детских. Так что поверьте: пусть ваш ребенок лучше по полной наиграется в куклы.
Моя шахматная карьера закончилась в восемь лет. Я осознала, что совсем не хочу играть, а у моего отца тогда было полно других забот, так что сесть обратно за доску меня никто не заставил. Верхом этой карьеры остались медали региональных соревнований и ворох восхищенных публикаций. Моя сестра, например, добилась побед на куда более значимых турнирах и до сих пор играет лучше меня. Я слышала о трехлетнем мальчике, который побил мой рекорд. Рада за него и надеюсь, что ему это принесет больше удовольствия, чем мне когда-то.
Вышло так, что при помощи методов, которые я не одобряю, меня учили тому, что я не люблю. К сожалению, я была слишком мала, чтобы в этом вопросе меня кто-то послушал. Назвать саму себя вундеркиндом у меня до сих пор язык не поворачивается.
Наверное, шахматы принесли в мою жизнь и плюсы. Возможно, именно благодаря шахматам я, насквозь гуманитарий, всю школу хорошо справлялась с математикой. Возможно, я могла бы добиться в этом спорте настоящих высот, если бы мой отец взял в руки доску и я пошла бы по пути той японской шахматистки. В конце концов, когда на меня была направлена куча камер, отца наверняка распирало от гордости.
Была ли я при этом счастлива, я так никогда и не вспомню. Знаю только одно: если у меня когда-нибудь будут дети, то поводы для их счастья я буду ставить выше, чем поводы для гордости. А значит, шансы на то, что я выращу вундеркиндов, резко снижаются. И знаете… слава богу. Помня, что порой с вундеркиндами происходит — просто слава богу.
Прочитайте также историю семилетнего вундеркинда, который знает атомную физику. Интересоваться ей маленький Эйнштейн начал сам. А несколько лет назад мы рассказывали о еще одном самородке Марке Вишне. В 2,5 года своим умением считать быстрее калькулятора он прославился на шоу «Минута славы».
Факты России — National Geographic Kids
Подготовка к одному Серьезно Большой поездки в одно Серьезно Cool Country с нашими Fab Фактами о России …
- creatureandcoagency.com/uploads/2017/02/75e516848bb75038a8674f0e29ecff365f617e91_1466165510-150×150.jpg»>
Официальное название : русская федерация
. Форма правления : Федерация
Столица : Москва
Население : 144 125 000
Официальный язык : Русский
Деньги : Рубль
Площадь : 17 075 200 квадратных километров
Основные горные хребты : Урал, Алтай
Крупные реки : Амур, Иртыш, Лена, Обь, Волга, Енисей
Пейзаж России варьируется от песчаных и замерзших пустынь, высоких гор до гигантских болот. Большая часть России состоит из холмистых безлесных равнин, называемых «степями». Район Сибирь , занимающая три четверти территории России, состоит из раскидистых сосновых лесов, называемых тайгой.
Пейзаж России варьируется от пустыни до замерзшего побережья, от высоких гор до гигантских болот.В России около 100 000 рек, в том числе одни из самых длинных и мощных в мире. Здесь также много озер, в том числе Ладожское и Онежское (два крупнейших озера Европы), а также озеро Байкал, в котором больше воды, чем в любом другом озере на Земле.
Поскольку Россия так велика, неудивительно, что в этой невероятной стране обитает большое количество экосистем и различных видов. Его леса, степи и тундры обеспечивают среду обитания для многих редких животных, в том числе азиатских черных медведей , снежных барсов , белых медведей и маленьких кроликоподобных млекопитающих, называемых пищухами .
Первые национальные парки России были созданы в 19 веке, но десятилетия неконтролируемого загрязнения нанесли ущерб многим диким местам страны. Чтобы помочь защитить и восстановить природную красоту страны, были созданы строгие заповедники, известные как заповедники .
Самым известным видом животных в России является амурский тигр , самая большая кошка в мире. Эти исчезающие гиганты, обитающие в лесах восточной России, могут достигать более 3 м в длину и весить до 300 кг. Как это для большой кошки?!
Не забудьте узнать больше удивительных фактов о тиграх!
Амурские тигры хорошо приспособлены к жизни в заснеженных горах РоссииСамые ранние поселения людей в России возникли около 500 г. н.э., когда скандинавы переселились на юг в районы, расположенные вокруг верхних река Волга . Эти поселенцы смешались со славянами с запада и построили крепость, которая впоследствии стала украинским городом Киев .
Киев превратился в империю, которая управляла большей частью Европейской России в течение 200 лет, затем распалась на Украину , Беларусь и Московию . Столица Московии, Москва , оставалась небольшим торговым постом до 13 века, когда монгольские нашествия на юг заставили людей поселиться в Москве.
В 1550-х годах московский правитель Иван IV стал первым царем России (российским императором) после изгнания монголов из Киева и объединения региона. В 1682 году Петр Великий стал царем в возрасте всего десяти лет и 42 года работал над тем, чтобы сделать Россию более современной и европейской.
Смольный собор в Санкт-Петербурге был построен между 1748 и 1765 годамиВ 1917 году русские, недовольные своим правительством, свергли царя и сформировали новое выборное правительство. Однако всего несколько месяцев спустя коммунистическая группа под названием « Большевики захватили власть. Их лидер, Владимир Ленин , создал Союз Советских Социалистических Республик (СССР) из России и 11 других стран.
СССР воевал на стороне США в Второй мировой войне . Но вскоре после окончания войны в 1945 году отношения между двумя державами и их союзниками обострились, что привело к так называемой холодной войне . После десятилетий конфликта холодная война закончилась в 1991 году с распадом Советского Союза.
В России около 120 этносов, говорящих более чем на ста языках. Примерно 80 процентов россиян ведут свою родословную от славян, поселившихся в стране 1500 лет назад. Другие основные группы включают татар, пришедших с монгольскими захватчиками, и украинцев.
Россия известна во всем мире своими мыслителями и художниками, в том числе такими писателями, как Лев Толстой и Федор Достоевский , композиторами, такими как Петр Ильич Чайковский , и артисты балета, такие как Рудольф Нуреев .
Благовещенский собор соединен с Большим Кремлевским дворцом в Москве.История России как демократии коротка. Первые выборы в стране, которые состоялись в 1917 году, были быстро отменены большевиками, и только в 1991 году на выборах Бориса Ельцина демократия воцарилась.
Россия является федерацией 86 республик, областей, краев и районов, контролируемых правительством в Москве. Главой государства является президент, избираемый народом. Экономика основана на огромных запасах природных ресурсов, включая нефть, уголь, железную руду, золото и алюминий. Что вы сделали с этими интересными фактами о России? Дайте нам знать в комментарии ниже!
Кредиты
Карта России: National Geographic Maps. Смольный собор в Санкт-Петербурге, Россия: Татьяна Савватеева, Dreamstime. Собор Василия Блаженного в Москве: Alex83ch, Dreamstime. Благовещенский собор в Москве: Врангель, Dreamstime. Восход солнца над русским пейзажем: Алексей Шулика, Dreamstime. Туман по русским горам: Дмитрийминин, Dreamstime. Все остальные изображения: Getty Images UK.
Нравится
«Армия зомби ведет нас в ад»: высказывается россиянин, сбежавший от путинского призыва
Global
Интервью с московским специалистом, который только что покинул Россию, чтобы избежать военного призыва Владимира Путина
Анна Немцова Гетти; The Atlantic
После того, как на этой неделе президент Владимир Путин объявил, что Россия набирает около 300 000 резервистов и ветеранов вооруженных сил для усиления своих военных действий в Украине, билеты на международные рейсы из российских городов быстро распроданы. Эта последняя волна исхода из России включала Антона Шалаева, 38-летнего старшего менеджера ИТ-компании, и 15 его коллег.
Менее чем за сутки все эти мужчины призывного возраста покинули свою относительно комфортную жизнь в центре Москвы и вылетели в Ереван, столицу Армении.
Из-за путинской войны Шалаев бросил в рюкзак книгу, айпад и ноутбук и выбрался из «Доджа».Шалаев и его сотрудники — настоящие технари, производители дорогих компьютерных игр. Они представляют самых ярких и лучших людей своей страны, членов технологической элиты, которая была экономической основой нового российского среднего класса. На последнем селфи из Москвы Шалаев размахивал кофейной кружкой с надписью «9».0161 Не сегодня, сатана .
Это интервью было отредактировано и сокращено для ясности.
Анна Немцова: Почему вас не призвали воевать в Украине?
Антон Шалаев: В тот день, когда Путин объявил войну, я знал, что никогда не буду сражаться за этот новый нацистский рейх. Это мои личные враги: наемники, которые крадут у меня мою страну, оккупируют чужие территории и убивают невинных людей. У путинских армейских командиров было достаточно времени, чтобы отказаться от своих контрактов; вместо этого они сейчас набирают больше пушечного мяса.
Вот я и решил помочь украинцам, страдающим от этого ужаса, — оплачивать приюты в Киеве криптовалютой и писать антивоенные посты в соцсетях. Чтобы подбодрить русских дома, я сказал: «Ребята, смотрите, я пишу это из Москвы».
Немцова: Каким был твой побег?
Шалаев: В отличие от государственных компаний, таких как «Яндекс» или Mail.ru Group, которые заставляют своих сотрудников оставаться, мы были независимы от государственного финансирования, поэтому сразу приняли решение о переезде.
Атмосфера на паспортном контроле в аэропорту была тихой, но напряженной; люди, ожидающие рейс вокруг меня, обменивались настороженными взглядами. Билет я купил прямо перед объявлением — до нас уже доходили слухи о мобилизации, — поэтому он стоил мне всего около 300 долларов. Но мои коллеги получили билеты на следующий день, и они стоили больше 1000 долларов.
Отъезд был очень напряженным. Пограничники отвели каждого из моих друзей в сторонку, в маленькую комнату, допросили их, спросили, служили ли они когда-нибудь в армии, и если нет, то почему. А вы знаете таких хитрых пограничников, которые шутят: «Ага, ты уезжаешь в день призыва». Конечно, проверяли, есть ли наши имена в базе по мобилизации.
Немцова: Вы действительно проходили военную службу в 18 лет?
Шалаев: Нет, я поступил в Московский государственный институт международных отношений, где был военный факультет, так что меня освободили от служебной повинности. Я изучал политологию и мечтал стать российским дипломатом — там учился министр иностранных дел Сергей Лавров. Долгое время я считал себя русским патриотом, готовым служить.
Когда я поступил в колледж в 2001 году, было некоторое идеологическое разнообразие: у нас был неосталинист, который учил нас тому, как «Иосиф» правил железной рукой, но на следующем занятии профессор рассказывал нам о либеральных ценности. Сегодня школа набирает студентов для секретных служб. А недавно я слышал, что декан призвал студентов призвать президента Украины Владимира Зеленского сдаться.
Немцова: Что вы думаете о принятии решений Кремлем?
Шалаев: Несколько стариков и армия зомби ведут нас в ад. Я говорю это потому, что люди вокруг меня в России вели себя так, как будто их укусил зомби, втягивая всю мою страну в страшную войну. Я видел только русских мужей-неудачников, бьющих своих жен, в то время как весь прогнивший дом государственной системы превратил мой народ в армию мертвецов.
Они мои враги.
Немцова: Что вам известно о ситуации в Украине?
Шалаев: Я постоянно слежу за военными новостями в Украине — и ищу лучших, самых объективных аналитиков. Моими основными источниками информации о зверствах являются украинские беженцы из городов, подвергшихся бомбардировке российскими войсками.
Я понимаю, что лучше сяду в тюрьму, чем пойду воевать против украинской армии. Я открыто придерживаюсь своей антивоенной позиции. Я призываю своих подписчиков в социальных сетях делать пожертвования украинцам. Вся эта война является преступлением против человечества.
Немцова: Что вы думаете о российских государственных СМИ?
Шалаев: Российская пропаганда — это оружие, а работающие там ублюдки — военные преступники.