Свойства характера человека: Характер: понятие, свойства

24. Характер, его свойства и черты.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, другим различным обстоятельствам бытия и т.п.

Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям обществен­но-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Поэтому характер формирует индивидуальный стиль поведения.

Свойства характера..

1) отношение чело­века к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хоро­шо или настроены враждебно).

Аналогичный подход может иметь место и при изучении отношений субъекта к различным формальным и неформальным группам, в которых протекает его жизнедеятельность.

Эти отношения помогают выявлять такие свойства характера, как доброжелательность, отзывчивость, об­щительность, коллективизм либо, напротив, высокомерие, зависть, аг­рессивность, жестокость, эгоцентризм, конфликтность, авторитарность и властолюбие, аутизм (замкнутость), индивидуализм.

2) отношение чело­века к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами ха­рактера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к .себе, можно сказать и 6 его отношении к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. К таким чертам характера относятся: скромность, отзывчи­вость, альтруизм и, напротив, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщесла­вие, повышенная обидчивость и т.д., которые проявляются в самооценке личности.

3) отношение к работе, служебной, профессиональной деятельности

(трудолюбие, добросо­вестность, аккуратность, леность, безответственность и т. п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отноше­ние к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

4) отношение к материальным ценностям, собственному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Акцентуация характера это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Свойства характера.

1) для субъектов, имеющих крайне возбудимый — гипертимный тип характера с присущими ему избыточной подвижностью, актив­ностью, повышенной общительностью, стремлением к лидерству, отри­цательным фактором, нередко провоцирующим негативные формы пове­дения, может быть строгая регламентация образа жизни.

гипертимно-неустойчивый тип характера.

гипертимно-истероидный (демонстративный) тип лич­ности, для которой склонность к демонстративному поведению, стрем­ление произвести впечатление на других являются ведущими;

гипер-тимно-эксплозивный тип личности, в структуре характера которой доминируют раздражительность, гневливость, агрессивность, вспыльчи­вость,

2) неустойчивый тип акцентуации, нередко выступающий как смешанный гипертимно-не­устойчивый тип. эмоции крайне бедны и нестабильны. С возрастом у таких лиц черты характера могут трансформироваться в 3) циклоидный тип акцентуации —

в большей мере подвержены апатии, беспричинным переменам настроения без какого-либо серьезного пово­да.

4) сенситивный тип акцентуации. чрезмерная чувствительность, повышенная впечатлительность. У них резко выражено чувство собственной неполно­ценности, снижен уровень притязаний.

5) Психастенический тип акцентуации характера повышенная тревожность, мнительность.

6) эпилептоидный тип, повышенная гневливость, раздражительность, вспыльчивость.

7) паранойяльной акцентуации — одержимость какой-либо сверхценной, на их взгляд, идеей, которая становится для них доминирующей. Как правило, у них ранимое самолюбие, завышенная самооценка.

8)цхизоидный тип акцентуации характера — замкнутость, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих, неспособность или просто нежелание устанавливать и поддержи­вать с ними неформальные контакты, сниженная потребность в общении, равнодушие даже по отношению к своим близким.

.

Характер

Характер — Система отношений человека к бытию, характерные особенности отношения к тем или иным аспектам бытия. Чаще всего используется как особенности отношений с окружающими людьми. Хотя проявляться характер может, например, и в отношении к себе, работе, родине, животным, книгам, общественным процессам. Характер — это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Характер во многом является проявлением жизненной стратегии человека, то есть сознательного распределения целей и задач жизнедеятельности, приоритетов и ценностей.

Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям своего развития. Но далеко не всякое отношение становится чертой характера. Ею является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, настойчивость и многие другие черты характера представляют укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе.

Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Для определения характера каждого человека надо знать проявления его типичных отношений к тем или иным сферам жизни. Иной человек в обыденных ситуациях представляется как обладающий сильным характером, но тот же человек обнаруживает свою полную бесхребетность, когда дело коснется принципиального плана. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.

Характер человека — и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обуславливая поведение, он в поведении же и формируется. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции — будущая черта характера. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Очевидно, что характер человека — это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Формирование различных качеств личности становится возможным лишь при условии овладения ребенком тем поведением, в котором выражаются эти личностные свойства. Ребенок под руководством взрослого должен овладеть внешним способом организации своего поведения, которое требует вначале постоянного контроля со стороны других людей, коллектива. Затем контроль переходит к самому ребенку и осуществляется внутренними средствами. И наконец, требуемое поведение становится привычным и-может постепенно перейти в черты характера.

Узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни,- это и есть тот , из которого складывается характер. Для того чтобы мотив стал личностным свойством, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой. Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека, и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Исходное здесь — это отбор и надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации.

Опишите этого персонажа: Организатор черт

Кнопка профиля

Вход для поиска по сайту

  • Войти
  • Индивидуальный Школа

Вход для поиска по сайту