Свойства ощущений психология: 10. Ощущения, основные свойства ощущений.

Свойства ощущений — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Институт гуманитарного образования
Свойства ощущений
Презентация по дисциплине

«Психология»
Выполнила: студентка группы Я–АН181
Фейлер Валери Владимировна
Основные свойства ощущений, наиболее часто
используемые:
— качество,
— интенсивность,
— продолжительность,
— пространственная
локализация,
— абсолютный порог,
— относительный порог.
Качество
ощущения.
Качество ощущения — свойство, характеризующее основную информацию,
отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно
сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с
помощью в чисел, сопоставить с какой-то числовой шкалой.
Иногда под качеством ощущения
имеют в виду его модальность
(слуховое ощущение, зрительное или
иное).
Например в процессе эксперимента психолог
может задать испытуемому общий вопрос:
«Расскажите о своих ощущениях во время…» И
тогда модальность будет одним из главных
свойств описываемых ощущений.
Интенсивность
ощущения.
Интенсивность ощущения —
субъективная выраженность ощущения,
связанного с каким–либо
раздражителем.
Интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно
обозначить как объективный и субъективный:
— сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
— функциональное состояние рецептора, на который действует данный
раздражитель.
Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее
ощущение.
Длительность
ощущения.
Длительность ощущения обозначает время
существования возникшего ощущения.
На неё влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно,
объективный — чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее
ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное
состояние органа чувств, и некоторая инертность его.
После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а
спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для
тактильных ощущений — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — всего 50 мс.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает
одновременно с прекращением его действия.
Пространственная
локализация ощущения
Человек существует в
пространстве, и
раздражители, которые
действуют на органы
чувств, тоже расположены
в тех или иных точках
пространства. Поэтому
важно не просто
воспринимать ощущение,
но и пространственно
локализовать его. Анализ,
осуществляемый
рецепторами, дает нам
сведения о локализации
раздражителя в
пространстве, т. е. мы
можем сказать, откуда
падает свет, идет тепло
или на какой участок тела
воздействует
раздражитель.
Абсолютный порог ощущения
Абсолютный порог ощущения — это те минимальные физические
характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение.
Раздражители, сила действия
которых лежит ниже
абсолютного порога ощущения,
не дают ощущений. Зона
воздействия раздражителей, не
вызывающих ощущений, была
названа «субсенсорной
областью».
Абсолютный Верхний Порог
Ощущений — максимально
допустимая величина внешнего
раздражителя, превышение которой
ведет к появлению болезненных
ощущений, свидетельствующих о
нарушении нормальной деятельности
организма
Есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с
интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни
очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако
ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.
Относительный порог ощущения
Относительный порог ощущения — то минимальное различие в физической
характеристике ощущения, которое будет заметно.
Для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный
порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к
грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы
почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели
потребуется добавить шесть граммов.
Исследования показали, что для конкретного анализатора это соотношение
относительного порога к интенсивности раздражителя является константой.
Список литературы
1. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

English     Русский Правила

свойства ощущений, абсолютный порог чувствительности, органы чувств человека

МЕНЮ САЙТА

Ощущение в психологии – это познавательный процесс, обеспечивающий человека первичным контактом с окружающим миром и собственным организмом.


  Он является психическим отражением состояния и свойств внешней и внутренней среды, возникающих при их непосредственном влиянии на органы чувств человека.

Физиологическая основа ощущений — сложная работа органов чувств.
  Раздражитель (пример: свет, звук) действует на органы чувств (глаза, ухо), формируя нервные импульсы, которые по нервным клеткам передаются в головной мозг, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (пример: мы видим свет, мы слышим звук).

Классификация ощущений

1. По видам анализаторов (модальные):
— зрительные,
— слуховые,
— осязательные,
— вкусовые,
— обонятельные.
   2. По характеру отражения и месту расположение рецепторов.

— Экстроцептивные, возникают при взаимодействии внешних стимулов на рецепторы, расположенных на поверхности тела (например, на коже).
— Интероцептивные, расположенных во внутренних органах (например, ощущаем голод).
— Проприоцептивные, располагаются в мышцах, сухожилиях, принимают информацию о движении тела, расположении различных частей тела.

Основные свойства ощущений

1. Качество ощущения.
Пример: слуховые разделяются на высоту звука, его тембра, громкости. Зрительные делятся по тону цвета, насыщенности и т.п.
 2. Интенсивность, характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием человека.
 3. Длительность — это продолжительность воздействия раздражителя на анализатор.
 4. Пространственная локализация — это характеристика, позволяющая определить место нахождения воздействующего раздражителя.

Абсолютный порог чувствительности

Чтобы возникло какое — либо ощущение, раздражитель должен воздействовать на анализаторы с определенной величиной.
  Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
  Наибольшая сила раздражителя, вызывающая адекватные ощущения, — верхний абсолютный порог чувствительности.
  Максимальная сила воздействия приводит к болевым реакциям.
  Абсолютный порог чувствительности определяет только качество ощущения.

Органы чувств человека, работая согласованно и совместно, обеспечивают человеку знание окружающего мира и ориентацию в нем.
  Если индивид лишится всех органов чувств, он не будет понимать, что происходит в окружающем мире и в его собственном организме.
  В случае нарушения функций органа чувств ощущение искажается, а эффект от действующего раздражителя начинает не соответствовать действительности. Так дальтоники, у которых нарушена нормальная цветовая чувствительность глаз, вместо красного цвета ощущают зеленый.

Чрезвычайная важность сенсорной информации, которую поставляют органы чувств человека, направлена не только для адекватного познания окружающего мира, но и для полноценной работы психики.

 

 

 

Записная книжка


В этот самый момент вы купаетесь в вихревом калейдоскопе света, тепла, давления, вибраций, молекул, излучения,
механических сил и других физических энергий. Без чувств все это казалось бы пустотой тьмы и тишины.
В следующий раз, когда вы будете наслаждаться красотой заката, цветка или друга, помните: ощущение делает все возможным.

Очевидно, что мир, каким мы его знаем, создан из чувственных впечатлений. Менее очевидно то, что то, что считается «реальностью», формируется чувствами. Наши органы чувств могут обнаруживать лишь ограниченный спектр физических энергий. Таким образом, события остаются незарегистрированными, когда чувства не настроены на них. У нас, например, нет рецепторов для атомного излучения, рентгеновских лучей или микроволн. По этой причине можно получить травму от каждой из этих энергий, не осознавая этого.

Бобу Иденсу вернули зрение в 51 год после того, как он был слеп с рождения: «Я никогда бы не подумал, что желтый цвет такой… такой желтый. У меня нет слов, я поражен желтым цветом. Но красный мой любимый цвет. Я просто не могу поверить в красный. Я не могу дождаться, чтобы вставать каждый день, чтобы увидеть то, что я вижу.

А ночью я смотрю на звезды в небе и мигающие огни. Вы никогда не могли знать Как все замечательно. На днях я видел пчел, и они были великолепны. Я видел, как под дождем проезжал грузовик и брызгал в воздух брызгами. Это было чудесно. И я упоминал, что только что видел падающий лист. летать по воздуху?»

На что был бы похож мир, если бы можно было добавить новые органы чувств — если бы мы могли «видеть» гамма-лучи, «слышать» изменения атмосферного давления или «ощущать вкус» света? Мы можем только догадываться. Гораздо проще представить потерю или восстановление сенсорной системы. …ощущение – это наше окно в мир. Все наше осмысленное поведение, наше осознание физической реальности и наши представления о вселенной в конечном счете проистекают из органов чувств.

I. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ:
Начнем с парадокса. С одной стороны, у нас есть великолепная сила чувств. В одно мгновение вы можете увидеть звезду на расстоянии световых лет, а в следующее вы можете заглянуть в микроскопическую вселенную росинки. Тем не менее, зрение, как и другие органы чувств, также узко ограничено по чувствительности, поэтому оно действует как система обработки данных . То есть наши чувства обычно «сваривают» потоки информации в избранный поток полезных данных. Сенсорный отбор можно увидеть в том факте, что «свет» — это лишь небольшая часть более широкого диапазона энергий. Помимо видимого света, 9Электромагнитный спектр 0016 включает инфракрасный и ультрафиолетовый свет, радиоволны, телевизионные передачи, гамма-лучи и другие энергии. Если бы наши глаза не были ограничены светочувствительностью, «видеть» было бы все равно, что одновременно получать сотни различных «каналов». Путаница была бы подавляющей. Очевидно, что выбор информации важен.

Преобразователь . Некоторый отбор происходит просто потому, что сенсорные рецепторы являются биологическими преобразователями. Преобразователь — это устройство, которое преобразует один вид энергии в другой. Например, игла фонографа преобразует вибрации в электрические сигналы. Поскребите пальцем иглу, и динамики начнут издавать звук. Однако, если вы посветите на иглу или опустите ее в холодную воду, динамики будут молчать. Точно так же каждый орган чувств наиболее чувствителен к определенному диапазону энергии, которую он легче всего преобразует в нервные импульсы. Преобразуя информацию, многие сенсорные системы анализируют окружающую среду на важные характеристики, прежде чем отправлять сообщения в мозг.

Особенности восприятия . Это основные элементы стимульного паттерна, такие как линии, формы, края, пятна или цвета.

Детекторы признаков . Нейронные цепи многих сенсорных систем действуют как детекторы признаков. Другими словами, они очень хорошо настроены на определенные паттерны стимулов. Глаза лягушки, например, особенно чувствительны к маленьким темным движущимся точкам. Исследователь Джером Леттвин (1961) называет эту чувствительность «детектором жуков». Кажется, что глаза лягушки «запрограммированы» на обнаружение жуков, летающих поблизости. Но насекомое (пятно) должно двигаться. Лягушка может умереть от голода в окружении дохлых мух. Код. В дополнение к выбору и анализу сенсорные системы кодируют важные особенности мира в сообщения, понятные мозгу (Hubel & Wiesel, 19).79). Чтобы увидеть кодирование в действии, попробуйте на мгновение закрыть глаза. Затем возьмитесь кончиками пальцев и сильно надавите на веки. Приложите достаточное давление, чтобы слегка «раздавить» глаза. Делайте это около 30 секунд и наблюдайте, что происходит. Если вы следовали инструкциям, вы, вероятно, видели звезды, шахматные доски и вспышки цвета, называемые фосфенами . Причина этого в том, что рецепторные клетки глаза, которые обычно реагируют на свет, также несколько чувствительны к давлению. Заметьте, однако, что глаз готов кодировать только стимуляцию, включая давление, в зрительные функции. В результате вы испытываете легкие ощущения, а не давление. Также важную роль в создании этого эффекта играет локализация функции в головном мозге.

Локализация функции . Это означает, что сенсорные рецепторы посылают сообщения в определенные участки мозга. Одни области мозга получают визуальную информацию, другие – слуховую, третьи – вкусовую и так далее. Таким образом, ощущение, которое вы испытываете, в конечном итоге зависит от того, какая область мозга активирована. Одним из практических последствий такой локализации является возможность искусственного стимулирования определенных областей мозга для восстановления зрения, слуха или других органов чувств. Исследователи уже протестировали систему, использующую миниатюрную телевизионную камеру для создания электрических сигналов, которые подаются на зрительную кору головного мозга (Dobelle et al., 19).74; Dobelle, 1977). К сожалению, искусственное зрение этого типа все еще сталкивается с серьезными препятствиями. Однако искусственный слух оказывается более работоспособным, как мы увидим позже.

Удивительно осознавать, что такие переживания, как «видение» и «слух», в конечном итоге происходят в мозгу, а не в глазах или ухе. Каждый орган чувств является лишь первым звеном в длинной цепи, которая заканчивается лесом клеток и волокон мозга. Как бы нам ни хотелось так думать, наши сенсорные системы не работают как камеры или магнитофоны, отправляя обратно «картинки» мира. Скорее, они собирают, преобразовывают, анализируют, кодируют и передают бесконечный поток данных в активный, жаждущий информации мозг.

    Ощущение . Этот входящий поток информации и есть то, что мы называем ощущением.

    Восприятие . Когда мозг организует ощущения в осмысленные паттерны, мы говорим о восприятии.

II. ПСИХОФИЗИКА
Какой самый тихий звук, который можно услышать? Самый слабый свет, который можно увидеть? Самое легкое прикосновение, которое можно почувствовать? Органы чувств — это наша связь с реальностью. Каковы их пределы?

Психофизика . Изменения физических раздражителей измеряются и соотносятся с психологическими ощущениями, такими как громкость, яркость или вкус. Основной вопрос, который задает психофизика, заключается в следующем: каково абсолютное минимальное количество энергии, необходимое для возникновения ощущения? Ответ определяет абсолютный порог для сенсорной системы.

Проверка абсолютных порогов показывает, насколько мы чувствительны. Для возникновения ощущения требуется всего 3 фотона света, попадающих на сетчатку. Фотон — это наименьший возможный «пакет» световой энергии, и реакция на 3 фотона эквивалентна наблюдению за пламенем свечи на расстоянии 30 миль.

В таблице 4-1 приведены приблизительные абсолютные пороги для пяти основных органов чувств:
      СЕНСОРНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ

      Видение — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Пламя свечи видно на расстоянии 30 миль в ясную темную ночь.

      Слух — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Тиканье часов в тихих условиях на высоте 20 футов.

      Вкус — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 1 чайная ложка сахара на 2 галлона воды.

      Запах — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 1 Капля парфюма распространилась по трехкомнатной квартире.

      Прикосновение — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Крыло пчелы падает на вашу щеку с высоты 1 сантиметра.


Некоторые сенсорные системы имеют как верхние, так и нижние пределы. Например, когда уши проверяют на высоту тона (более высокие и низкие тона), мы обнаруживаем, что люди могут слышать звуки с частотой до 20 герц (колебаний в секунду) и примерно до 20 000 герц. Это впечатляющий диапазон — от самого низкого рокота органа до самого высокого писка стереофонического «твитера». На нижнем конце порог настолько низок, насколько это практически возможно. Если бы уши могли реагировать на тоны ниже 20 герц, вы бы слышали движения собственных мышц (Остер, 19 лет).84). Представьте, как неприятно было бы слышать, как ваше тело скрипит и стонет, как старый корабль, каждый раз, когда вы двигаетесь.

С другой стороны, верхний порог человеческого слуха в 20 000 герц легко может быть выше. Собаки, летучие мыши, кошки и другие животные могут слышать звуки намного выше этого предела. Вот почему «тихий» собачий свист (который может издавать звуки частотой 40 000 или 40 000 герц) слышен собакам, но не людям. Для собак звук существует. Для человека это за пределами сознания. Легко увидеть, как пороги определяют пределы чувственного мира, в котором мы живем.

Перцептивная защита . Мало того, что абсолютные пороги различаются от человека к человеку, они также время от времени меняются для одного человека. Тип стимула, состояние нервной системы и стоимость ложных «обнаружений» — все это имеет значение. Эмоциональные факторы также важны. Неприятные стимулы, например, могут повышать порог узнавания. Этот эффект называется перцептивной защитой. «Грязные» слова распознавались дольше, когда отображались на экране с «чистыми» словами. По-видимому, можно обрабатывать информацию более чем на одном уровне и сопротивляться информации, которая вызывает тревогу, дискомфорт или смущение (Dember & Warm, 19). 79).

Подсознательное восприятие . Является ли это «подсознательным» восприятием? В основном, да. Всякий раз, когда информация обрабатывается ниже нормального предела (порога или предела) для осознания, она происходит на подсознательном уровне. Подсознательное восприятие было продемонстрировано в эксперименте, в котором люди видели серию фигур, мигающих на экране в течение 1/1000 секунды каждая. Позже им разрешили видеть эти и другие «новые» формы столько, сколько они хотели. В то время они оценивали, насколько им понравилась каждая форма. Даже несмотря на то, что они не могли отличить «старые» формы от «новых», они давали «старым» формам более высокие оценки (Кунст-Вилсон и Зайонц, 19 лет).80). Кажется, что «старые» формы стали привычными и, следовательно, более «привлекательными», но на уровне ниже обычного осознания. Подводя итог, можно сказать, что есть свидетельства существования подсознательного восприятия. Однако хорошо контролируемые эксперименты показали, что подсознательные раздражители в основном слабые. Рекламодателям лучше использовать самые громкие, четкие и требующие большего внимания стимулы, как и большинство из них.

Пороговые значения разницы . Также изучал психофизику. Здесь мы спрашиваем, насколько должен измениться стимул (увеличиться или уменьшиться), прежде чем он станет заметно другим? Изучение едва заметных различий (JND) привело к одному из первых естественных «законов» психологии. Названный законом Вебера, его можно грубо сформулировать следующим образом: количество изменений, необходимых для возникновения JND, представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности стимула. На самом деле это всего лишь приближение, потому что оно применяется в основном к стимулам среднего диапазона. Для других, кроме чисто чувственных суждений, это еще более приблизительно. Обратите внимание на большую разницу в слуховой чувствительности (высоту и громкость) по сравнению со вкусом. Очень небольшие изменения слуха легко обнаружить. Голос или музыкальный инструмент, отклоненный на 1/3 от 1 процента, будут заметны. Для вкуса мы находим, что для получения JND необходимо изменение на 20 процентов. Если в чашке кофе содержится 5 чайных ложек сахара, необходимо добавить еще одну (1/3 из 5), прежде чем произойдет заметное увеличение сладости. Требуется много поваров, чтобы испортить бульон.

III. ВИДЕНИЕ .
1. Размеры Vision . Комната, в которой вы сидите, наполнена электромагнитным излучением , включая свет и другие энергии. Видимый спектр состоит из света с различными длинами волн. Спектр начинается с длин волн 400 нанометров. нанометров — это одна миллиардная часть метра. Длины волн на этом конце спектра вызывают ощущение пурпурного или фиолетового цвета. Все более длинные волны производят синий, зеленый, желтый и оранжевый цвета, пока мы не достигнем красного цвета с длиной волны 700 нанометров.

а – – – – – б – – – – – в – – – – г – – – д – – е – – – г – – з – – к

(а). Радио — (д). Инфракрасные лучи (Невидимые длинные волны) —- (g). рентген

(б). ТВ —- (е). Спектр видимого света —- (ч). Гамма излучение

(с). Микроволновая печь —- (е). Ультрафиолетовые лучи (невидимые короткие волны) —- (i). Космические лучи


Это физическое свойство света — его длина волны — соответствует психологическому опыту оттенок или определенный цвет раздражителя. Белый свет состоит из смеси частот всего спектра. Цвета, создаваемые очень узким диапазоном длин волн, называются очень насыщенными или «чистыми». Третье измерение зрения, яркость , примерно соответствует амплитуде (или «высоте») световых волн; свет большей амплитуды несет больше энергии и кажется ярче.

2. Строение глаза . Немного подтолкнув проблему, глаз можно было бы использовать как камеру. Когда светочувствительную заднюю поверхность глаза омывают раствором квасцов, последнее изображение, попадающее на нее, будет выглядеть как крошечная фотография. Этот факт может создать большую загадку убийства, но это не лучший способ сделать фотографию. В любом случае, несколько основных элементов глаз и камер похожи. Оба имеют линзу , которая фокусирует изображение на светочувствительном слое в задней части замкнутого пространства. В камере этим слоем является пленка; в глазу это слой фоторецепторов (светочувствительных клеток) размером и толщиной с почтовую марку, называемых сетчаткой .

3. Фокусировка . Передняя часть глаза имеет прозрачное покрытие, называемое роговицей . Кривизна этого прозрачного «окна» загибает световые лучи внутрь. Затем эластичный хрусталик растягивается или утолщается рядом мышц, так что происходит более или менее дополнительное искривление света. Это изгибание, утолщение и растяжение хрусталика называется размещение . В камерах фокусировка осуществляется проще — изменением расстояния между объективом и пленкой.

4. Проблемы со зрением . Форма глаза также влияет на фокусировку. Если глаз слишком короткий, близлежащие объекты не могут быть сфокусированы, но дальние объекты четкие. Это называется дальнозоркостью, или дальнозоркостью . Если глазное яблоко слишком длинное, изображение не попадает на сетчатку, и удаленные объекты не могут быть сфокусированы. Это состояние приводит к близорукости или близорукость . Когда роговица хрусталика деформирована, часть поля зрения будет сфокусирована, а часть размыта. Эта проблема называется астигматизм . Все три дефекта зрения можно исправить, поместив перед глазами очки или контактные линзы. Эти дополнительные линзы изменяют путь входящего света, чтобы восстановить четкую фокусировку.

Иногда с возрастом хрусталик становится менее гибким и менее приспособленным. Поскольку хрусталик должен максимально изгибаться, чтобы сфокусировать близлежащие объекты, результатом является пресбиопия (старое зрение) или дальнозоркость из-за старения. Если вам нужны очки для лечения близорукости, с возрастом вам могут понадобиться бифокальные очки. Бифокальные линзы корректируют зрение вблизи и зрение вдаль.

5. Управление освещением . Между глазом и камерой есть еще одно важное сходство. Перед объективом в обоих находится механизм для контроля попадания света. Этот механизм в фотоаппарате — диафрагма; в глазу это радужка . Радужная оболочка представляет собой цветную круговую мышцу, которая расширяется и сжимается, чтобы контролировать размер зрачка, отверстия в центре глаза. Радужная оболочка очень важна для нормального зрения. Сетчатка может адаптироваться к изменяющимся условиям освещения, но очень медленно. Выполняя быстрые настройки, диафрагма позволяет нам быстро переходить от темноты к яркому солнечному свету или наоборот. При тусклом свете зрачки расширяются (расширяются), а при ярком свете сужаются (сужаются). При самом большом открытии радужной оболочки зрачок в 17 раз больше, чем при самом маленьком. Если бы не это, вы бы на некоторое время ослепли, войдя в затемненную комнату.

6. Зрительные рецепторы . На этом наше сравнение глаз и камеры обрывается. Начиная с сетчатки, зрение становится сложной системой для анализа световых паттернов. Кроме того, из глаза получится очень странная камера. Во-первых, глаз имеет два типа «пленки», состоящей из рецепторных клеток, называемых палочками и колбочками. По сравнению с пленкой в ​​фотоаппарате зрительные рецепторы отсталые. Палочки и колбочки направлены к задней части глаза, в сторону от падающего света. Кроме того, в «пленке» есть дырка. В каждом глазу слепое пятно , потому что там, где зрительный нерв выходит из глаза, нет рецепторов. И наконец, глаз постоянно находится в движении. Это было бы катастрофой для камеры, но, как мы увидим позже, это необходимо для нормального зрения.

Колбочки и остроты зрения . Колбочки, насчитывающие около 6,5 миллионов в каждом глазу, лучше всего работают при ярком свете. Они также производят цветовые ощущения и улавливают мелкие детали. Они лежат в основном в центре глаза. На самом деле в середине сетчатки есть небольшая чашеобразная область, называемая 9. 0016 fovea , который содержит только колбочки — около 50 000 из них. Если вы посмотрите на ноготь большого пальца с расстояния вытянутой руки, его изображение почти закроет центральную ямку. Подобно газетной фотографии, состоящей из множества маленьких точек, плотно расположенные конусы центральной ямки обеспечивают наибольшую остроту зрения , или резкость. Другими словами, зрение наиболее острое, когда изображение падает на центральную ямку. Острота зрения неуклонно снижается по мере того, как изображения перемещаются к краю сетчатки.

Стержни и периферическое зрение . Палочки, которых насчитывается около 100 миллионов, не способны различать цвета. Чистое палочковое зрение черно-белое. Однако палочки гораздо более чувствительны к свету, чем колбочки. Таким образом, палочки позволяют нам видеть при очень тусклом свете. Периферийное зрение . Области за пределами центральной ямки также освещаются, создавая большую область периферического (бокового) зрения. Палочки наиболее многочисленны примерно в 20 градусах от центра сетчатки, поэтому периферическое зрение палочковидное. К счастью, удилища достаточно чувствительны к движению. Таким образом, в то время как глаз придает наибольшую остроту центру зрения, он сохраняет радарное сканирование движения боковым зрением. Видеть «краем глаза» важно для родов, вождения и прогулок по темным переулкам. Те, кто потерял периферическое зрение, страдают от туннельное зрение , состояние очень похожее на ношение шор.

Моряки, пилоты, астрономы и военные корректировщики уже давно используют еще один интересный факт о периферийном зрении. Хотя палочки дают плохую остроту зрения, они во много раз более чувствительны к свету, чем колбочки. Поскольку большинство стержней расположены под углом 20 градусов к каждой стороне центральной ямки, наилучшее ночное зрение достигается, если смотреть рядом с объектом, который вы хотите увидеть.

7. Цветовое зрение . Какой цвет вы бы назвали самым ярким? Красный? Желтый? Синий? На самом деле есть два ответа на этот вопрос: один для палочек, а другой для колбочек. Палочки и колбочки отличаются максимальной цветовой чувствительностью, и это различие имеет практическое значение. Колбочки наиболее чувствительны к желтовато-зеленой области спектра. Другими словами, если все цвета протестированы при дневном свете (каждый из которых отражает одинаковое общее количество света), желтовато-зеленый цвет кажется самым ярким. Об этом свидетельствует более широкое использование желтых пожарных машин и желтых жилетов Day-Glo, которые носят придорожные рабочие бригады. Помните, что палочки не производят цветовых ощущений. Если используются очень тусклые цветные огни, цвет не будет виден. Даже в этом случае один свет будет казаться ярче, чем другие. При таком тестировании палочки наиболее чувствительны к сине-зеленому свету. Таким образом, ночью или при тусклом свете, когда преобладает палочковидное зрение, наиболее ярким будет свет синего или сине-зеленого цвета. По этой причине полицейские и дорожно-патрульные машины во многих штатах теперь имеют синие аварийные огни для работы в ночное время. Кроме того, вы, возможно, задавались вопросом, почему огни рулежных дорожек в аэропортах синие. Это кажется плохим выбором, но на самом деле синий хорошо виден пилотам.

8. Теория цвета с. Как колбочки записывают цветовые ощущения? Ни один краткий ответ не может передать всю сложность цветового зрения, но вкратце, вот лучшее объяснение на сегодняшний день.

    1. Трихроматическая теория цветового зрения утверждает, что существует три типа колбочек, каждая из которых наиболее чувствительна к определенному цвету: красному, зеленому или синему. Предполагается, что другие цвета возникают в результате комбинации этих трех, тогда как ощущения черного и белого производятся палочками. Основная проблема этой теории заключается в том, что четыре цвета кажутся психологически первичными: красный, зеленый, синий и желтый. Эта теория применима к сетчатке, где три типа светочувствительных 9Обнаружено 0016 зрительных пигментов . Как и предполагалось, каждый пигмент наиболее чувствителен к разной длине волны света. Три пика чувствительности попадают примерно в красную, зеленую и синюю области. В результате три типа колбочек запускают нервные импульсы с разной скоростью при просмотре разных цветов. В подтверждение теории трех цветов исследователи недавно подтвердили, что каждая колбочка содержит только один пигмент и что каждый пигмент контролируется собственным геном (Nathan et al., 19).86).

    2. Теория противоположного процесса , вторая точка зрения, пытается объяснить, почему не может быть красновато-зеленого или желтовато-синего. Согласно этой теории, зрительная система анализирует цвет в сообщения «или-или». Предполагается, что зрительная система может производить сообщения для красного или зеленого, желтого или синего, черного или белого цветов. Кодирование одного цвета в паре (например, красного) кажется блокирующим противоположное сообщение (зеленый), поэтому красновато-зеленый невозможен, но может появиться желтовато-красный (оранжевый). Согласно этой теории, усталость, вызванная одной реакцией, по мере восстановления системы создает остаточное изображение противоположного цвета. Теория противоположного процесса, по-видимому, объясняет события, регистрируемые в оптических путях после того, как информация покидает глаз. Таким образом, обе теории кажутся правильными на определенном уровне зрительной системы.

9. Дальтонизм и Цветовая слепота . Человек с полной дальтонизмом видит мир как черно-белое кино. Откуда нам знать. В нескольких редких случаях люди были дальтониками только на один глаз и могут сравнивать. Два цвета одинаковой яркости кажутся дальтонику абсолютно одинаковыми. У человека с дальтонизмом либо отсутствуют колбочки, либо есть колбочки, которые не функционируют нормально. Полная цветовая слепота встречается редко. Это вызвано изменениями в генах, которые контролируют красный, зеленый и синий пигменты в колбочках (Nathans et al, 19).86). Дальтонизм на красно-зеленый цвет является рецессивным, сцепленным с полом признаком. Это означает, что он переносится на X, или женской, хромосоме. У женщин есть две Х-хромосомы, поэтому, если они получают только один дефектный ген цвета, у них все еще нормальное зрение. Однако мужчины с дальтонизмом имеют только одну Х-хромосому, поэтому они могут унаследовать дефект от своих матерей (которые обычно сами не дальтоники). Человек с красно-зеленой дальтонизмом видит и красный, и зеленый цвет как один и тот же цвет, обычно желтовато-коричневый (Руштон, 19 лет).75). Красно-зеленые дальтоники нормально видят желтый и синий цвета, поэтому их основная проблема заключается в том, чтобы отличить красный свет от зеленого. На практике это не сложно. В США красный свет всегда на высоте, а зеленый свет ярче красного. Кроме того, чтобы помочь решить эту проблему, большинство современных светофоров имеют «красный» свет, на фоне которого смешаны желтые цвета, и «зеленый» свет, который на самом деле сине-зеленый.

    Ослабление цвета . Слабость цвета или частичная цветовая слепота встречаются чаще. Примерно 8% мужского населения (но менее 1% женщин) не различают красный и зеленый цвета. (Другая форма цветовой слабости, связанная с желтым и синим, встречается крайне редко. )

    Тест Исихара . Общий тест на дальтонизм и слабость. В тесте цифры и другие узоры из точек размещаются на фоне, также состоящем из точек. Фон и цифры разного цвета (например, красный и зеленый). Человек, страдающий дальтонизмом, видит только набор точек. Человек с нормальным цветовым зрением может обнаружить присутствие цифр или рисунков.

10. Адаптация к темноте . Темновая адаптация — это резкое повышение светочувствительности, которое происходит после попадания в темноту. Подумайте о том, чтобы пойти в театр. Если вы входите из ярко освещенного вестибюля, вас практически нужно проводить к вашему месту. Однако через короткое время вы можете увидеть всю комнату в деталях. Исследования адаптации к темноте показывают, что для достижения максимальной зрительной чувствительности требуется от 30 до 35 минут пребывания в полной темноте. Когда адаптация к темноте завершена, глаз может обнаруживать свет в 10 000 раз слабее того, к которому он изначально был чувствителен.

    Что вызывает адаптацию к темноте? Как и колбочки, палочки также содержат светочувствительный зрительный пигмент . При попадании света зрительные пигменты обесцвечиваются или химически разрушаются. (Последние изображения, вызванные вспышками, являются прямым результатом этого обесцвечивания.) Чтобы восстановить светочувствительность, зрительные пигменты должны рекомбинировать, что требует времени. Ночное зрение в основном связано с увеличением палочкоядерного пигмента родопсина . (Одним из «ингредиентов» родопсина является ретиналь , который организм вырабатывает из витамина А. Когда витамина А слишком мало, вырабатывается меньше родопсина. Таким образом, у человека с недостатком витамина А может развиться куриная слепота — человек нормально видит при ярком свете при использовании колбочек, но полностью слепнет ночью, когда должны функционировать палочки. Морковь является отличным источником витамина А, поэтому она может улучшить ночное зрение у тех, кто страдает от его дефицита, но не у тех, кто правильно питается. ) При полной адаптации к темноте человеческий глаз почти так же чувствителен к свету, как и глаз человека. глаз совы. До искусственного освещения постепенная адаптация на закате не вызывала особых проблем. Сейчас мы часто попадаем во временную полуслепоту. Обычно это не опасно, но может быть. Несмотря на то, что адаптация к темноте занимает много времени, ее можно стереть всего за несколько секунд просмотра яркого света. В нормальных условиях восстановление бликов занимает около 20 секунд, что достаточно для аварии. После нескольких рюмок это может занять на 30-50 процентов больше времени, потому что алкоголь расширяет зрачки, позволяя проникать большему количеству света.

    Можно ли ускорить адаптацию к темноте? Палочки нечувствительны к очень красному свету. Чтобы воспользоваться этим недостатком чувствительности, кабины подводных лодок и самолетов подсвечиваются красным светом. Как и готовые комнаты для летчиков-истребителей и наземных экипажей. В каждом случае это позволяет людям быстро перемещаться в темноте, не приспосабливаясь. Поскольку красный свет не стимулирует палочки, создается впечатление, что они уже провели некоторое время в темноте.

Продолжить

[ Примечания от: Кун, Деннис. Введение в психологию, исследование и применение. Сент-Пол: West Publishing Company, 1989.] . ОЧИСТИТЬ=ВЛЕВО>

Авторское право

Содержимое этого сайта, включая все изображения и текст, предназначено только для личного, образовательного, некоммерческого использования. Содержимое этого сайта не может быть воспроизведено ни в какой форме без надлежащей ссылки на текст, автора, издателя и дату публикации [и номера страниц, если это уместно].

Ощущение и восприятие | Введение в психологию |

Чему вы научитесь: различать ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие — это два отдельных процесса, которые очень тесно связаны между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • Дайте определение ощущению и объясните его связь с понятиями абсолютного порога, разностного порога и подсознательных сообщений
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, произошла сенсация . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Рисунок 1 . Абсолютный порог для обнаружения света выше, чем вы, вероятно, себе представляли — человеческий глаз может увидеть свечу в ясную ночь на расстоянии до 30 миль!

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копнуть глубже: бессознательное восприятие

Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [2] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть, после того, как они столкнулись со словами, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные прайминг-эффекты проявлялись и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в невероятно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил на свой мобильный телефон текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться как изменение освещенности резко различается между двумя контекстами. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Подумай об этом

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .

Посмотрите на фигуру на рис. 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 3 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, зайдя на кухню и почувствовав запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет как хлеб, который бабушка пекла, когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотри

Убедитесь сами, как работает невнимательная слепота, посмотрев этот тест избирательного внимания от Simons and Chabris (1999):

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0295 слепота по невнимательности .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о слепоте по невнимательности на сайте проекта Noba.

Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0295 теория обнаружения сигналов . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении интенсивных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотри

Узнайте о различиях между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Подумай об этом

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Глоссарий

абсолютный порог:  минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев

восходящая обработка: система, в которой восприятие строится на основе сенсорной информации требуется для обнаружения различий между стимулами

эффектами простого воздействия : результат развития более положительного отношения к стимулу после повторных случаев простого воздействия на него.

восприятие: способ, которым сенсорная информация интерпретируется и воспринимается сознательно

ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором

теория обнаружения сигнала: изменение в обнаружении стимула как функция текущего психического состояния сознательный осведомленность

Сверху вниз. Обработка: Интерпретация ощущений зависит от доступных знаний, опыта и мыслей

Сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия стимула

. к потенциалу действия

Закон Вебера : открытие Эрнста Вебера о том, что порог различия представляет собой постоянную долю первоначального стимула, а более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены более крупные различия


  1. Север, «A & Hargreaves, David & McKendrick, Jennifer. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Журнал прикладной психологии. 84. 271–276. 10.1037/0021-9010.84.2.271». ↵
  2. Север, «A & Hargreaves, David & McKendrick, Jennifer. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Journal of Applied Psychology. 84. 271-276. 10.1037/0021-9010.84.2.271». ↵

Лицензии и атрибуции

Содержимое по лицензии CC, ранее опубликованное
  • Ощущение против восприятия. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/[email protected]
  • Введение в ощущения. Предоставлено : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.coursehero.com/study-guides/boundless-psychology/. Проект : Безграничная психология. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Копайте глубже в бессознательное и изображение. Автор : Ap Dijksterhuis Radboud. Предоставлено : Университет Неймегена. Расположен по адресу : https://nobaproject.com/modules/the-unенциальное. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Ощущение и восприятие, последний пример закона Вебера. Автор : Адам Джон Привитера. Предоставлено : Общественный колледж Чемекета. Расположен по адресу : https://nobaproject.com/modules/sensation-and-perception. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Свеча в темноте. Автор : pratanti. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/pratanti/3631956828. Лицензия : CC BY: Атрибуция
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *