Вопрос 5. Свойства речи
Содержательность – количество выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие действительности. Понятность речи – синтаксически правильное построение предложений, применение пауз, выделение слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью, может быть яркой, энергичной, вялой, бледной. Воздейственность речи – ее влияние на мысли, чувства и волю людей, на их убеждения и поведение; может быть поучение и наставление. Конструктивность, рефлексивность, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информации, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов, поз тела).
Контрольные вопросы
Дайте определение понятия «речь».
Укажите отличия языка от речи.
Охарактеризуйте физиологические основы речи.
Каковы функции речи?
Назовите виды и свойства речи.
Тема 10. Воображение
Вопрос 1. Понятие о воображении
Воображение (с греч. — фантазия) – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, путем переработки материала, полученного в предшествующем опыте. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: 1) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; 2) способствует предвосхищению будущего; 3) «оживляет» то, что было ранее.
Психологический словарь: воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности.Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта, в этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации, там, где необходимо найти новое решение в условиях неполной информации. Есть общее и отличное между мышлением и воображением. Оба процесса возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее, здесь результат имеет форму суждения.
Свойства речи
Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
1. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
2. Выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
3. Грамотность речи. Правильная, нормативная речь преподавателя должна быть образцом, как надо говорить, образцом, который бы вызвал у студентов желание самим шлифовать свою речь, совершенствовать ее. Если же речь преподавателя имеет «грамотные недостатки», то он должен знать, какими справочными языковедческими источниками необходимо пользоваться, чтобы заполнить пробелы в недостаточной грамотности вербальной коммуникации.
4. Экспрессивность речи. Если преподаватель говорит монотонно, невнятно, то вряд ли его будет приятно и интересно слушать. С другой стороны, чрезмерно экспрессивная речь тоже может вызвать негативную реакцию, особенно у человека, привыкшего к более спокойной речи коммуникативного партнера – преподавателя.
5. Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта. Если преподаватель говорит со студентом непонятным с точки зрения терминологии языком, злоупотребляет специальными выражениями, непонятными понятиями, то вряд ли достигнет понимания, что является стимулом к обучению, результат которого
6. Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации. Преподавателю надо следить, чтобы рассуждения были логичны, последовательны, доказательные. Кроме того, известно, что логичность изложения зависит не только от психоэмоционального состояния преподавателя, но и от уровня его интеллекта.
Восприятие речи — JungMinded
Восприятие речи кратко обсуждалось в посте о понимании языка (страница психологии языка). Здесь я сосредоточусь конкретно на нескольких теоретических моделях, пытаясь объяснить, как мы различаем отдельные фонемы и слова в непрерывном потоке человеческой речи.В завершение я расскажу о модели TRACE: вычислительной системе, предназначенной для воспроизведения того, как люди воспринимают речь. Я расскажу об этом более подробно в следующем посте о коннекционизме.
Акустика речи
Отсутствие инвариантностиВо-первых, нам нужно понять, что такое речь на самом деле. С точки зрения акустики (физики звука) это движущиеся частицы воздуха, и мы измеряем частоту этих движений в Гц (герц = циклы/сек). Человеческая речь представляет собой сложный звук, а это означает, что одновременно воспроизводятся многочисленные частоты. Самая медленная называется основной частотой и определяет высоту голоса (80-200 Гц у мужчин, до 400 Гц у женщин). Остальные частоты гармоники : они определяют тембр . Таким образом, то, что мы воспринимаем как речь, представляет собой многочисленные волны разной частоты.
Традиционно психолингвисты разбивают речь на разные уровни: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения. Вопрос, однако, в том, как наш мозг может различать эти уровни в необработанном частотном сигнале. Письменный язык можно описать как «бусины на нитке», где каждая буква и слово следуют друг за другом, воспринимаясь одна за другой. Различение языковых уровней в речи гораздо сложнее по многим причинам, и одна из них — 9.0010 Отсутствие инвариантности .
Отсутствие инвариантности относится к представлению об отсутствии надежной связи между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. Одно и то же слово или даже отдельная фонема могут звучать совершенно по-разному в зависимости от многих факторов:
1) Индивидуальные различия. Акустический строй речи во многом зависит от акцента говорящего, его физических и психологических особенностей.
2) Условия речи.
3) Коартикуляция. Это идея о том, что одновременно артикулируется более одного звука, поэтому каждый из них частично формируется окружающими его звуками. Суставы (челюсть, язык, рот) переходят от звука к звуку, позволяя нам говорить быстрее, поэтому акустическая структура каждой фонемы во многом зависит от ее «соседей». Рассмотрим следующие спектрограммы звука /d/ в трех разных положениях:
Место артикуляции на /d/ каждый раз разное, таким образом создавая несколько «версий» одного и того же звука, однако мы, как слушатели, все равно каждый раз будем слышать /d/, несмотря на большие различия в их акустической структуре.
Категориальное Восприятие
Мы воспринимаем речь в разных категориях, а не в одной волне энергии, гораздо лучше различая категорий, чем внутри них. Либерман и др. (1957) провели исследование, в котором участники слушали синтетически созданные согласные, которые постепенно менялись от /b/ до /d/; они должны были маркировать каждый звук так, как они его слышали. Они обнаружили, что даже большие изменения (например, от значений 1 до 4) не приводили к изменению маркировки, если они не пересекали границу фонемы, но небольшое изменение от /b/ до /d/ приводило к другой маркировке. Это открытие подтвердило Теория категориального восприятия : человеческий мозг не то чтобы занимается различиями между звуками как таковыми, но очень хорошо определяет границы между категориями.
Одним из возможных объяснений демонстрируется знаменитый Эффект МакГерка , о котором, я уверен, многие из вас знают. Ключевым моментом является то, что мозг не полагается исключительно на акустику звука при различении раздражителей. Мы также используем нашу визуальную информацию и, самое главное, контекст, таким образом реализуя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз. Я нашел действительно хороший пример эффекта МакГурка, посмотрите его:
Когортная модель (Marslen-Wilson & Welsh, 1978)
Модель предполагает, что когда мы начинаем воспринимать начало слова, активируется целая когорта сохраненных слов с одинаковым началом; например, «СЛОВО» активирует «мир», «работа», «арбуз» и т. д. По мере того, как мы воспринимаем остальную часть слова, когорта «кандидатов» становится все меньше и меньше, пока не останется только одно — и, таким образом, нужное слово признан. Проблема сегментации
Когортная модель поднимает важную проблему сегментации слов: конечно, нам нужно знать, где начинается слово, чтобы активировать соответствующую когорту. В непрерывной речи слова не всегда акустически разделены; взгляните на приведенную ниже спектрограмму, соответствующую фразе /противостоять/:
Кроме того, часто слова могут «прятаться» внутри более длинных слов, и бывает сложно понять, какое слово мы воспринимаем: слушая «он заметил оленя», мы можем сначала услышать, например, «он паучье ухо».
McQueen et al. (1994) предположили, что чем больше активированная когорта, тем меньшую роль играет каждое слово, поэтому тем труднее найти правильное слово в их конкуренции. Частота также имеет значение: более частое слово с большей вероятностью выиграет. Здесь «паук», вероятно, более частое слово, чем «шпионил», поэтому у него больше шансов «победить». Однако опять же, обработка сверху вниз помогает, поскольку контекст играет решающую роль в понимании речи.
Моделирование
McClelland & Elman (1986) реализовал когортную модель на компьютере, создав модель TRACE :
Каждый узел представляет собой гипотезу о том, что слово присутствует в стимуле; они соревнуются друг с другом, пока не останется только один «победитель». Важным моментом здесь является то, что не только согласованные признаки подтверждают друг друга, но и несовместимые — подавляют друг друга (вы можете видеть, что стрелки указывают в обоих направлениях). Так, например, когда мы слышим МИР, активируются такие слова, как РАБОТА, СЛОВО, ЧУДО. Затем возникающий звук /р/ тормозит активацию ЧУДА, а затем /л/ и /д/ тормозят РАБОТУ и СЛОВО, одновременно подтверждая МИР. Тот же процесс происходит на фонемном уровне, где звуковые характеристики (такие как мощность, взрыв и т. д.) подтверждают или подавляют их активацию.
В следующий раз я подробнее остановлюсь на коннекционизме и покажу, как и по какой причине строятся модели восприятия речи.
5 компонентов и развитие языка
Лечение речи — это огромная область того, что лечится в логопедии. Но что значит «язык» в «речеязыковой патологии»?
Язык — это система слов и символов, произнесенных, написанных или подписанных, которые используются для передачи смысла. Это включает в себя как выразительный (говорение, письмо), так и рецептивный (слушание, выполнение указаний, чтение) язык.
Речевые патологи часто вынуждены объяснять свою роль в развитии и вмешательстве. Язык, как правило, является той частью, о которой учителя, родители и другие люди не подозревают, что она входит в сферу деятельности SLP! Многие думают об исправлении звука «с» или заикания, когда думают о логопедии. Тем не менее, они не осознают социальных навыков, следования указаниям, грамматики и многого другого, происходящего в рече-языковом вмешательстве!
Это пять основных систем правил языка.
- Синтаксис – Правила, определяющие порядок слов в предложениях, фразах и предложениях.
- Морфология – Правила, управляющие изменением значения на уровне слова.
- Фонология – правила, управляющие структурой, распределением и последовательностью речевых звуковых паттернов.
- Семантика – Правила, определяющие значение и контекст слов или грамматических единиц.
- Прагматика – правила, регулирующие использование языка в контексте общения.
Эти домены важно знать SLP и SLPA, потому что они по-разному влияют на язык. Все они работают вместе и необходимы для повседневного общения. Понимание роли, которую эти пять компонентов играют в развитии языка, заключается в том, как формулируются и обрабатываются цели. Имея представление о них и о том, как они связаны, легче слушать языковой образец и быстро оценивать недостающие звенья в языке ребенка.
СинтаксисСинтаксис — это наука о том, как мы упорядочиваем слова и фразы для формирования предложений. Это требует понимания и использования правильного порядка слов и организации.
Английский язык следует порядку слов подлежащее-глагол-дополнение. Например, «Дэниел любит ламу». Изменение порядка слов в этом простом предложении может создать совершенно другое значение: «Лама любит Даниэля». Другое правило состоит в том, что каждое предложение должно содержать именное словосочетание и глагольное словосочетание. Внутри словосочетаний с существительными и глаголами существуют правила и предсказуемые закономерности. Например, артикли стоят перед существительными, а наречия изменяют глаголы.
МорфологияМорфология — это наука о структуре и построении слов. Это аспект языка, который имеет дело с правилами, изменяющими значение слова, такими как корни, префиксы и аффиксы.
Морфема — это наименьшая единица значения. Например, «sing» — это одна морфема, а «singing» — две морфемы: «sing» имеет собственное значение, а «ing» означает настоящее прогрессивное время. Другой пример: «арбузы» — это три морфемы, «вода» и «дыня» — два отдельных слова, а «-s» — суффикс множественного числа.
Есть две разновидности морфем, свободные и связанные. Свободные морфемы независимы, например, «петь». Связанные морфемы — это грамматические маркеры, которые не являются независимыми, например «-est», «un-» или «-s».
Грамматические морфемы, такие как «-s», «-ing», а также префиксы и суффиксы, такие как «pre-», «-ly», «-er», необходимы для развития языка. Они помогают расширить словарный запас и использовать более сложные слова.
Дети с особыми языковыми нарушениями испытывают большие трудности с морфологическими понятиями, такими как глаголы, окончания глаголов, времена и глагольные фразы.
ФонологияФонология – это изучение фонем в языке и правил их сочетания. Фонема — это наименьшая звуковая единица, такая как «р» или «т». Слова «горох» и «чай» имеют очень разные значения из-за разницы в первой фонеме слова.
Фонологические правила также регулируют распределение фонем, например, «ing» никогда не появляется в качестве первого звука в английском языке. Эти правила также регулируют последовательность или порядок, в котором фонемы могут быть объединены. Примером этого является последовательность «tn», которая не встречается в английском языке.
СемантикаСемантика — это изучение правил, связанных со значением или содержанием слов. Расширение словарного запаса, а также изучение синонимов, антонимов, многозначных слов и образного языка имеет решающее значение для семантических навыков. Эти семантические особенности позволяют глубже понять лексику.
Семантика также понимает отношения между словами. Способность интерпретировать целое предложение имеет большую ценность, чем понимание значений отдельных слов. Это потому, что отношения слов могут изменить значение отдельных слов.
ПрагматикаПрагматика изучает то, как мы понимаем и используем социальные аспекты языка. Прагматический язык — это социальные навыки, используемые в повседневном общении, как в вербальной, так и в невербальной коммуникации.
Это включает в себя язык тела, мимику, жесты, коммуникативные намерения и поддержание темы. Это значит знать, что сказать, когда сказать и как сказать. Это включает устное общение, такое как просодия, поддержание темы, запросы и комментарии. Он также включает в себя невербальное общение, такое как язык тела, жесты и выражение лица. Прагматика — это то, как мы используем язык, а не структуру языка.Бесплатные раздаточные материалы SLP . Загрузите эти раздаточные материалы, которые содержат этапы развития и дополнительную информацию по языку, а также другим областям патологии речи и языка.
Раздаточные материалы по развитию грамматики . В этом ресурсе представлена общая картина изучения грамматики в раннем детстве. В нем рассматриваются различные аспекты синтаксических структур, почему они имеют решающее значение для общения и что делает их особенно трудными. В нем подробно рассматриваются синтаксис, морфология, средняя длина высказывания, а также распространенные морфологические и синтаксические ошибки.