Свойства воображения – Свойства воображения

Свойства воображения

В рамках современной психологической науки личность понимается как экзистенция, наделенная свободой выбора и творческим потенциалом. Реализация творческого потенциала, творческое преобразование окружающей социально-природной среды невозможно без воображения.

Подходы к пониманию сущности воображения как психологического феномена

Как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивировано личностными потребностями, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение представляет собой познавательный процесс, результатом которого выступает опосредованная репрезентация реальности. Воображение ориентировано на создание новых знаний путем переработки прошлого личностного опыта. В качестве опосредствующих материалов отражения действительности выступают представления, образы восприятия.

Воображения тесно связано с мыслительной деятельностью: оба процесса являются средством опосредованного познания мира, однако, если мышление оперирует понятиями и суждениями, воображение осуществляется в образной форме, в виде рельефных представлений. Конкретные образы, созданные воображением личности, раскрывают отвлеченные теоретические мысли, идеи, концепции.

Существенным отличием воображения от мыслительной деятельности является высокая степень неопределенности результатов, невозможность подвергнуть исходные данные точному анализу, изучению.

Определение 1

Таким образом, воображение представляет собой психический процесс создания нового знания в форме образов, представлений, идей, включающий предвидение конечных результатов предметной деятельности и обеспечивающий создание поведенческой стратегии в случаях, когда проблемная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности.

Свойства воображения как психологического процесса

Своеобразие воображения как психического феномена заключается в следующем:

  1. Воображение по своей сути представляет собой мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности;
  2. Воображение предвосхищает будущее, содержит в себе видение результата деятельности;
  3. Воображение позволяет «оживить» то, что было раннее.

Функции воображения

Основными функциями воображения как психологического процесса выступают следующие:

  1. Репрезентация действительности в форме образов в психике человека – благодаря воображению во внутреннем психическом плане личности в виде ярких образов отражается окружающая действительность;
  2. Регуляция деятельности личности – оказавшись в проблематичной ситуации, посредством использования воображения личность осуществляет планирование собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение желаемого результата;
  3. Управление эмоциональными состояниями. Воображение используется в различных направлениях практической психологии для управления эмоциональным состоянием личности, оказания эффективной психологической поддержки, оптимизации внутреннего состояния индивидуума, гармонизации взаимоотношений, взаимодействия с социально-природной средой.

Виды воображения

По степени выраженности активности в современной психологии выделяют пассивное и активное воображение.

Определение 2

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не находят своего отражения в практической деятельности.

Образы, созданные пассивным воображением, называют грезами, фантазиями. Их возникновение не связано с волей человека. Следует отметить, что преобладание фантазий в жизни человека может привести к отрыву от реальности, уходу личности в выдуманный мир, что приводит к возникновению трудностей в социальном и психическом развитии человека.

Определение 3

Активное воображение всегда связано с реализацией конкретной практической деятельности, направлено преимущественно вовне, характеризуется целенаправленностью, определяется волевыми усилиями, поддается волевому контролю.

Таким образом, воображение представляет собой психологический процесс, без которого представляется невозможной реализация любой практической деятельности, достижение определенных результатов, решение практических задач.

spravochnick.ru

Свойства воображения

Воображение – это созидание новых, ранее не виданных и не испытанных, образов. Эти образы наш мозг создает, используя различные свойства воображения. К примеру: память, мышление, анализ. Следует сразу же заметить, что воображение свойственно только человеку, и именно оно и является отличительной чертой труда человека, от самого искусного труда животного. Потому что прежде чем делать, человеку свойственно представить конечный результат своего труда.

Функции и свойства

Воображение – это, на самом деле, очень полезная вещь. Она, как на первый взгляд могло бы показаться, используется не только богемными людьми искусства, но и каждым из нас, от своей работы до самого простого мыслительного процесса.

Мы различаем следующие основные свойства воображения, которые приносят очевидную пользу нам с вами:

  • воображение помогает снять нервное напряжение, удовлетворить мысленно свои потребности, сгладить конфликт с обществом;
  • воображение помогает нам решать задачи, ведь представляя окружающую действительность в образах, мы можем раскладывать пазл нашей жизни, как нам заблагорассудится;
  • воображение дает возможность разделять события – акцентировать внимание на образах значащих вещей, и не принимать во внимание малозначащие;
  • мы планируем, анализируем, оцениваем, настраиваемся на определенные действия при участии воображения.
Развитие воображения

К свойствам воображения в психологии причисляют даже само творчество, то есть – создание новых материальных ценностей. А вот этот созидательный процесс требует воображения высочайшего уровня, что подразумевает обширный жизненный опыт, виденье и восприятие самых разных сторон жизни.

Из этого следует, что для развития творческого воображения мы должны как можно больше общаться с разными людьми (обратите внимания: разными). Общаясь, мы принимаем на себя часть их опыта, часть увиденного ими и часть их личного мира. Но общаться мало, надо их еще и пытаться понять. Для развития фантазии и воображения очень важно принимать самые противоречащие друг другу модели мира. Единственный способ увидеть мир по-другому, это принять близко к сердцу виденье мира другого человека.

Также нельзя недооценивать роль литературы в развитии воображения. Мы читаем и воссоздаем опять-таки модель мира автора, а значит, впитываем немного из его опыта. Хотя Шопенгауэр считал, что книги, наоборот, вредны для воображения. Ведь люди вместо того чтобы придумать свое уникальное решение, пользуются книжными заготовками. Вопрос спорный, но вред книг скорее распространится на тех, кто не привык думать, а книги читает не для наслаждения и удовлетворения любознательности, а воспринимает в качестве настольного пособия по решению жизненных дилемм.

 

womanadvice.ru

Особенности воображения

Общее понятие о воображении как психическом процессе

Определение 1

Психический процесс воображения — это процесс создания образов предмета или ситуации с помощью перестройки уже имеющихся представлений человека. Образы, возникающие в процессе воображения, чаще всего не соответствуют реальной действительности человека и в них явно прослеживаются черты фантазии и вымысла.

Воображение является психическим процессом, позволяющим человеку создать новые образы и явления на основе ранее полученного опыта или навыков.

Развитие воображения длительный процесс, который протекает на протяжении всей жизнедеятельности человека и способствует накоплению у него определенного багажа знаний, которые в течение жизни будут являться основой для создания образов воображения.

В связи с этим отмечается теснейшая связь воображения с развитием личности человека, протекающим в результате обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Основные свойства воображения

Основным отличительным свойством воображения является то, что данным психическим процессом наделен только человек. Направленность воображения носит практический характер и выступает основой для осуществления практических действий. Процесс осуществления деятельности человека разделен на несколько этапов и является сложноорганизованным.

До момента осуществления какой-либо деятельности человек заранее формирует у себя в сознании образ действий и их специфику согласно поставленной цели. При этом совершенно не имеет значения, является ли данный вид деятельности для человек знакомым, или он приступает к ее выполнению впервые. Процесс воображения работает и в том, и в другом случае.

Именно благодаря развитому воображению человек имеет гибкое и скоростное мышление, а также развитый интеллект.

Еще одним свойством психического процесса воображения является его взаимосвязь с другими психическими познавательными процессами. Воображение теснейшим образом связано с:

  • ощущением,
  • восприятием,
  • памятью,
  • мышлением,
  • вниманием.

Иногда бывает достаточно сложно разделить процессы на составные элементы в связи с тем, что они работают в прочном единении.

Например, чем сильнее у человека развито мышление, тем большее проявление находит данная связь. Примером может выступать ситуация, в которой человек рисует в своем воображении определенную еду и ему начинает казаться, что он чувствует ее вкус и запах.

В процессе манипуляции образами, которые хранятся в памяти человека человек способен мысленно разделять их на составные части, изменять их, перемещать во времени и пространстве заменять существующие элементы другими, более подходящими для конкретной ситуации. Данная способность к мыслительному преобразованию чувственных образов памяти и является воображением и данный процесс напрямую доказывает имеющуюся теснейшую связь между процессами воображения и мышления.

Однако следует отметить, что между данными процессами существуют и существенные различия. Процесс мышления начинает свою работу в том случае, когда в сознании человека имеются все необходимые исходные данные. Воображение же имеет возможности проявления даже в тех случаях, когда объем информации об объекте или образе достаточно мал. В таком случае у человека включается способность к импровизации и представлению конечного результата деятельности в приблизительном варианте.

Замечание 1

Таким образом можно сделать вывод о том, что процесс мышления человека отвечает за планирование деятельности, а процесс воображения за импровизацию.

Помимо тесной связи с процессом мышления воображение также тесно связано с вниманием человека.

Внимание является психическим познавательным процессом, который направлен на отражение психических свойств, определённых состояний объекта, обеспечивающий сосредоточенность сознания человека.

Подобное фокусирование на определенных предметах и объектах имеет избирательную направленность и способствует эффективному процессу формирования индивидуального отношения человека к ним.

В связи с тем, что по мере роста и развития человека внимание также активно развивается возникает ситуация, при которой возникающие в сознании человека образы могут попросту теряться, не фиксируясь в определенные образы. Именно поэтому человек должен иметь способность сосредотачивать свое внимание и держать образы перед своим внутренним взором в течение достаточно длительного времени. Это является основной связью воображения и внимания, которая является системообразующей для достижения творческих результатов деятельности человека.

Таким образом можно сделать вывод, что для того чтобы процесс воображения находил свое проявление в жизни человека в различных формах и являлся продуктивным и творческим человеку необходимо целенаправленно заниматься развитием внимания и в частности свойства сосредоточенности и устойчивости данного процесса.

Третьим признаком процесса воображения выступает его способность к отходу от действительности. Воображение человека чаще всего является оторванным от реалий объективного мира, хотя именно реальная действительность и является основой для возникновения воображения у человека и конечного его продукта.

Четвертым признаком внимания является факт того, что процесс воображения является составной и самой основной частью творчества. Именно благодаря работе воображения человек способен преобразовывать явления и события окружающей действительности в новые образы и явления, выражающиеся в различных видах творчества.

Перечисленные выше признаки психического познавательного процесса воображения являются самыми основными, для формирования наиболее полной картины представления о данном процессе в психологии и жизни человека в целом.

Замечание 2

В целом стоит отметить тот факт, что только развитие всех основных познавательных процессов личности, в том числе и воображения, служит базой для формирования гармонично развитой личности.

spravochnick.ru

Воображение — понятие и свойства

Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха­рактерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. По­следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Мож­но предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в на­ши дни.

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без- непосредственного вмешательства практиче­ских действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне­ны, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фан­тазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие кар­тины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: актив­ное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное во­ображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответ­ствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное вооб­ражение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копирует­ся или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображе­ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничи­вается литературой и искусством, В неменьшей степени она прояв­ляется в научном, техническом, других.видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет по­ложительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установ­лена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выраже­ние и удовлетворение многие жизненно важные потребности, ко­торые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не име­ющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей чело­века действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, свя­занную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым бу­дущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека зани­мают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, по­рождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять дей­ствительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения со­стоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркива­ется и разрабатывается в психоанализе. Третья функция вообра­жения связана с его участием в произвольной регуляции познава­тельных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызывае­мых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функ­ция воображения состоит в формировании внутреннего плана дей­ствий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правиль­ности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими пси­хофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельству­ющие о том, что с помощью воображения, чисто волевым пу­тем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, темпера­туру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конк­ретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминирова­нием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, поня­тиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение представляет собой одно из субъективно са­мых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане во­ображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, гово­рящие о том, что воображение и органические процессы тес­ным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.

У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процес­сы, например, появляться признаки, которые обычно сопровож­дают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравно­вешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболе­ваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, веря­щие в психогенную природу подобных заболеваний, утвержда­ют даже, что, например, желудочные заболевания чаще случа­ются не от того, что мы едим, а от того, что «ест» нас, т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организ­ма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органи­ческими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, кото­рое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызы­вает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, напри­мер, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

magref.ru

Воображение – что это в психологии. Его свойства и функции

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания. Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность. Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

psychologist.tips

Функции воображения. Свойства образов воображения — Студопедия.Нет

Чаще всего приводятся следующие функции воображения:
Эвристическая или инновационная – представление действительности в образах и возможность пользоваться ими в процессе решения задач. Эта функция связана с мышлением в ситуации неопределенности. Ее результатом является создание новых «образов для себя», начиная с неспецифических действий с предметами и варьирования их назначением (например, в играх понарошку).

Когнитивная (познавательно-коммуникативная) – функция воссоздания целостного образа по фрагментам чувственного опыта, обеспечения понимания речи и ее дополнения наглядными элементами, уточнения вербального высказывания путем интерпретации события, формирования внутреннего плана действия и способности манипулировать в уме образами.

Регулятивная – способность снять эмоциональное напряжение, произвольная регуляция познавательных процессов, поддержание удовольствия от процесса познания.

Антиципации и прогнозирования – предвосхищение, целеполагание, планирование и программирование результата деятельности, оценка привлекательности и степени реализации программ.

Прагматическая и социальная – использование формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических задач, возникающих в различных сферах деятельности, отождествление себя с эмоционально привлекательными субъектами, поло-ролевая идентификация.

Психотерапевтическая и психокоррекционная – регуляция эмоциональных процессов и состояний и коррекция представлений о себе посредством психологических технологий и тренингов, в том числе трансформация виртуальных образов в образы восприятия и памяти.

Свойства воображения. Воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего процесса, пассивное — выступает в виде преднамеренного или непреднамеренного явления.

Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь.

 

Способы создания образов воображения.

Образы творческого воображения создаются в процессе аналитико-синтетической деятельности сознания применением различных приемов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции воображения:

Диссоциация – подготовленная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Приемами творческого воображения выступают:

агглютинация – склеивание различных в реальности несоединимых качеств, свойств, частей реальных или нереальных объектов, например, кентавр, русалка и т.д.;

аналогия – создание объекта, имеющего общие черты с каким-то реально существующим объектом. Так, в локаторе использованы аналогии системы ориентации летучей мыши. Использование аналогий вызывало к жизни новую науку – бионику;

акцентирование – создание образов путем увеличения отдельных деталей, например, на карикатуре отдельные части тела резко увеличены;

гиперболизация – преувеличение размеров объектов или изменение количества его частей, например, великан, трехглавый цербер со змеями вместо гривы;

типизация– прием обобщения наиболее характерных особенностей какой-то большой группы объектов и воплощение их в конкретном образе: «волки и овцы».

 

Факторы привлечения внимания.

Факторы, способствующие привлечению внимания: 

Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т.д.).

Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные).

Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего). 

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся: 1. устойчивость 2. концентрация 3. распределение 4. переключение 5. отвлекаемость 6. объём внимания

1. Устойчивость заключается в способности определённое время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний равны обычно 2-3 секундам, доходя максимально до 12 секунд. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нём, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении сложных фигур. В них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура (усечённая пирамида). 

2. Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Ухтомский полагал, что это свойство связанно с наличием и силой доминантного очага возбуждения в коре головного мозга.
3. Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел.

4. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания позволяет быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Лёгкость переключения зависит прежде всего от соотношения деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключиться. Имеет значение и общее состояние человека. Следует отметить, что переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств.

5. Объём внимания – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы.

6. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

studopedia.net

Свойства воображения | PSYERA

Осуществляя трудовую деятельность, человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты и творчески перестраивать поведенческие модели для более эффективного приспособления к действительности. В основе творческого компонента лежит воображение. Воображение — это способность человека к созданию новых, не существовавших ранее образов. Воображение основано на умении замечать свойства предметов, компоновать их в новые образы, перестраивать композиционно, создавать принципиально новые образы под предполагаемые свойства. Воображение дает человеку возможность мысленно отойти от действительности, представить ранее воспринимаемое и новых сочетаниях и связях, оно обеспечивает предвосхищение результата деятельности.

Воображение выполняет следующие необходимые для реализации деятельности функции:
— создает образ-цель, т.е. предвосхищаемый результат деятельности;
— участвует в формировании программы поведения в ситуации неопределенности;
— обеспечивает виртуальную деятельность: продуцирует образы, заменяющие деятельность, личностно необходимую, но объективно невозможную;
— позволяет создавать образы объектов и ситуаций, которые непосредственно не воспринимались субъектом и даны в описании.

Для реализации указанных функций воображение располагает набором специфических механизмов.
В основе воображения лежат функциональные и операциональные механизмы восприятия, памяти и мышления. Основная роль мышления заключается в преобразовании памяти текущей ситуации в принципиально новую. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

Воображение бывает активным и пассивным.
Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего процесса, пассивное — выступает в виде преднамеренного или непреднамеренного явления.

Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс воображения не обязательно сразу заканчивается результатом. Например, идея о взаимосвязи элементов по атомной массе реализовалась у Д. Менделеева в «Периодическую таблицу» по прошествии многих лет.

Различают следующие механизмы создания образов воображения:
— агглютинация обеспечивает создание образа воображения путем соединения деталей различных объектов, не соединяемых в реальности;
— аналогия — механизм, сущность которого заключается в создании нового образа по сходству с уже имеющимся;
— акцентировка — ее суть состоит в выделении, подчеркивании части, детали в предмете или ситуации;
— типизация — суть заключается в создании нового образа, типичного относительно какой-то категории.

Воображение в трудовой деятельности обеспечивает психологическую основу творчества. Практически любую трудовую деятельность можно отнести к одной из точек оси активизации воображения: с одной стороны, бледность, скудность, ограниченность образов воображения; с другой — яркость, оригинальность, плодотворность этих образов.

При изучении творческой деятельности приемы творческого воображения объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется продуктивностью, при его активизации создаются принципиально новые образы, идеи, продукты. Воображение предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной ложки и кончая космическим кораблем или компьютером.

Гораздо шире в трудовой деятельности используется создающее воображение. Осознание работником цели своей деятельности как потенциального желаемого результата обеспечивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения (закройщица, диспетчер и т.д.).

Основным механизмом воображения является анализ-синтез. Вначале человек анализирует информацию, распределяя ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синтезирует ее в новые схемы, «склеивая» новые образы и идеи.

psyera.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *