Свойства восприятия в психологии с примерами: Ошибка выполнения

Содержание

Восприятие. Свойства восприятия — презентация онлайн

Похожие презентации:

Восприятие Психологические особенности представлений

Восприятие. Виды и свойства восприятия

Восприятие. Характеристика, свойства, виды

Восприятие. Виды восприятия. Свойства восприятия. Эффекты (законы) восприятия. Многообразие иллюзий

Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия

Восприятие. Свойства восприятия

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Восприятие. Свойства восприятия

Виды восприятия

Свойства и характеристики ощущений. Типы и виды восприятия

1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ВОСПРИЯТИЕ

2. ПОНЯТИЕ

Восприятие – высший психический процесс
целостного отражения объектов или
предметов при их контакте с органами
чувств.

3. Свойства восприятия

Целостность (целое больше
суммы частей). Образ предмета
складывается на основе
обобщения знаний о его
отдельных свойствах и
качествах, получаемых в виде
различных ощущений.

5. Свойства восприятия

Константность (неизменность
параметров восприятия при
реальном физиологическом
изменении). В наибольшей
степени константность
наблюдается при зрительном
восприятии цвета, величины и
формы предметов. Константность
— приобретенное, а не
врожденное свойство.

6. Свойства восприятия

Избирательность (видим то, на
что обратили внимание).
Преимущественное выделение
одних объектов по сравнению с
другими.

8. Свойства восприятия

Предметность (объекты
воспринимаются не как
бессвязный набор ощущения, а
составляют образы конкретных
предметов). Предметность, не
будучи врожденным качеством,
выполняет ориентирующую и
регулирующую функцию в
практической деятельности.

9. Свойства восприятия

Осмысленность (Восприятие тесно
связано с мышлением, с
пониманием сущности
предметов).

10. Свойства восприятия

Структурность (мозг спонтанно
организует стимулы). Мы
воспринимаем фактически
абстрагированную от ощущений
обобщенную структуру, которая
формируется в течение
некоторого времени.

11. Свойства восприятия

близость (близко расположенные
элементы распознаются вместе)
сходство (одинаковые элементы,
входящие в одну структуру,
воспринимаются вместе)
направление (элементы,
образующие непрерывное
плавное направление,
распознаются вместе)
принцип заполнения пробелов

12. Свойства восприятия

Апперцептивность (восприятие с
учётом предшествующего опыта).
Апперцепция — Зависимость
восприятия от содержания
психической жизни человека, от
особенностей его личности.
1) По модальности
ВИДЫ
визуалы
аудиалы
кинестетики
Особенности речи
cмотреть
видеть
наблюдать
ясный
чёткий
перспектива
с моей точки зрения
на мой взгляд
нарисую образ
слушать
рассказывать
говорить
прозвучала
отголосок
чувствовать
ощущать
схватывать
придерживаться
мнения
Особенности
жестикуляции
Широкие жесты
Ритмичные
движения тела
Руки прижаты к телу

14.

Виды восприятия2) По видам материи
Восприятия времени (отражение длительности
и скорости событий)
Типы восприятия времени:
• биологические часы
• психологические часы
2 типа личности:
• брадихронический (ускоряет время)
• тахихронический (замедляет время)
эмоциональное состояние искажает
восприятие времени

15. Виды восприятия

Движения (отражение перемещения объекта в
пространстве)
2 способа:
• фиксация взгляда на движущемся объекте
• фиксация взгляда на неподвижном объекте

16. Виды восприятия

Пространства (Формы, величины, удалённости,
направленности)
Восприятие формы, величины, удалённости,
направления. Наиболее информативный
признак – контур.
Иллюзии восприятия – неадекватное
искажение предметов объективного мира
Спасибо за внимание

English     Русский Правила

основные свойства с примерами, определение кратко

Содержание:

  • Что такое восприятие
  • Признаки восприятия
  • Уровни восприятия
  • Виды восприятия у людей
  • По модальности
  • В зависимости от ведущего анализатора
  • По способу актуализации
  • Основные свойства восприятия с примерами
  • Ошибки в восприятии
  • Восприятие человека человеком
  • Развитие восприятия у детей
  • Видео

Наше восприятие – это основной канал получения информации об окружающем мире и отражение этого мира. На основе восприятия человек формирует представления о предметах и явлениях действительности, имеет возможность познавать мир.

Это восприятие

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.

Уровни восприятия

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.

Формирование образа предмета

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.

Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Видео

Автор:

Ивaн Сидoрoв

Лаборатория человеческого восприятия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

Зрительное восприятие и представление формы

Форма является важным источником информации для идентификации и вывода о функциональных свойствах объекта. Классическая работа, восходящая к гештальт-психологам, показала, что информация, которую мы кодируем о форме объекта, отличается от суммы всех визуальных элементов, присутствующих во время ощущения. Например, мы часто видим облака в форме лошадей или других объектов, хотя между физическими особенностями лошади и любого облака очень мало общего. Мы изучаем системы обработки информации, с помощью которых сенсорные элементы преобразуются в представления формы.

Как зрительная система кодирует информацию, присутствующую в ощущениях, в более абстрактные, символические описания формы? Абстрактные представления формы должны быть более информативно компактными, чем физические контуры объектов, сохраняя при этом информацию о контурах, которая необходима для формы объекта. Одна гипотеза, которую мы исследуем, заключается в том, что сегменты зрительной системы очерчиваются в области одинаковой кривизны и представляют форму как относительно ограниченный набор плавно соединенных сегментов постоянной кривизны.

Расположение несвязанных точек иногда приводит к восприятию формы, несмотря на отсутствие явной информации об ориентации или кривизне. Мы изучаем геометрические отношения между точками, которые приводят к восприятию формы. Эти упрощенные точечные отображения также могут быть информативными в отношении того, какая визуальная информация используется при кодировании формы объекта. Например, изменение положения отдельных точек вдоль контура виртуальной формы показывает очень низкую чувствительность зрительной системы к локальным изменениям признаков.

Форма образца и представление постоянной кривизны.

Пространственно-временная пограничная формация

Исследователи

  • Филип Дж. Келлман
  • Эверетт Меттлер
  • Сьюзи Кэрриган
  • Николас Бейкер

Сотрудники

  • Геннадий Эрлихман
  • Дженнифер Мнукин (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе)
  • Итиэль Дрор (UCL)
  • Хунцзин Лу (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе)
  • Патрик Гарриган (SJU)
  • Брайан Кин (Рутгерс)
  • Тандра Гхош (Технический университет Кайзерслаутерна)

Избранные публикации

  • Келлман, П. Дж., и Кэрриган, С. (в печати). Визуальное завершение и промежуточные представления при формировании объекта. Чтобы появиться в Александре Мроцко-Вонсович и Рике Груше (ред.), Sensory Individuals , NY: Oxford University Press.
  • Кэрриган С., Эрлихман Г. и Келлман П. Дж. (в процессе подготовки). Интеграция путей и иллюзорные контуры: свидетельство промежуточного представления при интерполяции визуальных контуров.
  • Бейкер, Н., и Келлман, П.Дж. (2021). Моделирование постоянной кривизны представления абстрактной формы. PLOS ONE, 16(8): e0254719.
  • Бейкер, Н., Гарриган, П., и Келлман, П.Дж. (2020). Сегменты постоянной кривизны как строительные блоки для представления 2D-формы. Журнал экспериментальной психологии: Общие. Предварительная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1037/xge0001007
  • Бейкер Н., Лу Х., Эрлихман Г. и Келлман П. Дж. (2020). Локальные особенности и глобальная информация о форме в классификации объектов с помощью глубоких сверточных нейронных сетей. Vision Research , 172, 46-61. doi: 10.1016/j.visres.2020.04.003
  • Бейкер Н., Лу Х., Эрлихман Г. и Келлман П. Дж. (2018) Глубокие сверточные сети не классифицируются на основе формы глобального объекта. PLOS Вычислительная биология, 14(12), e1006613. doi: 10.1371/journal.pcbi.1006613
  • Бейкер Н., Келлман П.Дж., Эрлихман Г. и Лу Х. (2018). Глубокие сверточные сети не воспринимают иллюзорные контуры. In TT Rogers, M. Rau, X. Zhu, & C.W. Kalish (Eds.), Proceedings of the 40th Annual Conference of the Cognitive Science Society (стр. 1310-1315). Остин, Техас: Общество когнитивных наук.
  • Бейкер, Н. и Келлман, П.Дж. (2018). Представление абстрактной формы в зрительном восприятии человека. Журнал экспериментальной психологии: общий . Продвинутая онлайн-публикация. дои: 10.1037/xge0000409
  • Палмер, Э.М., и Келлман, П.Дж. (2017). Иллюзия захвата апертуры . В Д. Тодорович и А. Г. Шапиро (ред.), Оксфордский сборник зрительных иллюзий . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Кэрриган, С. Б., Палмер, Э. М., и Келлман, П. Дж. (2016). Различие глобального и локального завершения контура с использованием парадигмы точечной локализации . Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . Продвинутая онлайн-публикация. дои: 10.1037/xhp0000233
  • Эрлихман, Г., и Келлман, П.Дж. (2016). От вспышек к краям к объектам: восстановление локальных фрагментов краев инициирует формирование пространственно-временных границ . Границы психологии , 7, 910.
  • Эрлихман, Г., и Келлман, П.Дж. (2015). Моделирование формирования пространственно-временных границ . [Специальный выпуск о количественных подходах в восприятии гештальта]. Vision Research , 126, 131–142.
  • Эрлихман Г., Син Ю. З. и Келлман П. Дж. (2014). Нежесткие иллюзорные контуры и глобальные преобразования формы, определяемые формированием пространственно-временной границы . Границы нейронауки человека , 8, 1–13.
  • Гхош, Т., Лю, Дж., и Келлман, П.Дж. (2014). Восстановление метрических свойств объектов с помощью пространственно-временной интерполяции . Исследование зрения , 102, 80-88.
  • Келлман, П.Дж., Мнукин, Дж., Эрлихман, Г., Гарриган, П., Гхош, Т., Меттлер, Э., Чарльтон, Д. и Дрор, И.Е. (2014). Судебно-медицинское сравнение и сопоставление отпечатков пальцев: использование количественных показателей изображения для оценки частоты ошибок посредством понимания и прогнозирования сложности . PLoS ONE , 9(5), e94617.
  • Палмер, Э., и Келлман, П.Дж. (2014). Иллюзия захвата апертуры: неправильно воспринимаемые формы в динамическом отображении окклюзии . Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 40 (2), 502-524.
  • Келлман, П.Дж., Гарриган, П., и Эрлихман, Г. (2013). Проблемы понимания восприятия и представления визуальной формы: соединение субсимволического и символического кодирования. В С.Дж. Дикинсон и З. Пизло (редакторы), Восприятие формы в человеческом и компьютерном зрении: междисциплинарная перспектива (249-274). Лондон: Springer-Verlag.
  • Эрлихман Г., Кин Б. П., Меттлер Э., Горовиц Т. С. и Келлман П. Дж. (2013). Автоматическая группировка на основе признаков при отслеживании нескольких объектов . Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 39 (6), 1625-1637.
  • Кин, Б. П., Лу, Х., Папатомас, Т. В., Сильверстайн, С. М., и Келлман, П. Дж. (2013) Переосмысление поведенческих рецептивных полей: индукция легкости изменяет визуально завершенную форму. PLoS ONE 8(6), e62505. doi:10.1371/journal.pone.0062505
  • Кин, Б.П., Лу, Х., Папатомас, Т.В., Сильверстайн, С.М., и Келлман, П.Дж. (2012). Является ли интерполяция когнитивно инкапсулированной? Измерение влияния веры на распознавание формы Канижи и формирование иллюзорных контуров. Познание, 123(3), 404-418.
  • Гарриган, П., и Келлман, П.Дж. (2011). Роль постоянной кривизны в двумерных представлениях формы контура. Восприятие, 40(11), 1290-1308.
  • Фантони, К., Хилгер, Дж. , Гербино, В. и Келлман, П.Дж. (2008). Поверхностная интерполяция и трехмерная взаимосвязь. Журнал Видения, 8(7), 1-19.
  • Палмер, Э.М., Келлман, П.Дж., и Шипли, Т.Ф. (2006). Теория восприятия динамических замкнутых и иллюзорных объектов. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 135, 513-541. [Награжден премией Американской психологической ассоциации 2007 г. Э. М. Палмеру за лучшую статью, опубликованную молодым исследователем в журнале JEP: General.]
  • Келлман, П.Дж., Гарриган, П. и Шипли, Т.Ф. (2005). Интерполяция объектов в трех измерениях. Психологический обзор, 112, 3, 586-609.
  • Шипли, Т.Ф., и Келлман, П.Дж. (1994). Формирование пространственно-временных границ: граница, форма и движение от преобразований элементов поверхности. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 123, 1, 3-20.
  • Келлман, П.Дж. и Шипли, Т. (1991). Теория визуальной интерполяции в восприятии объектов. Когнитивная психология, 23, 141-221.

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Доктор К. Джордж Бори
Университет Шиппенсбурга


Восприятие

Восприятие — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, осязание в положение суставов и напряжение мышц, равновесие, температура, боль… — начинается со стимуляции сенсорных нейронов. Каждое чувство включает в себя высокоразвитые клетки, чувствительные к определенным стимул: боль рецепторы реагируют на определенные химические вещества, образующиеся, когда ткани поврежден. Рецепторы осязания включают клетки с волосками, которые при согнуты, вызывают сигналы путешествовать вниз по аксону клетки. Баланс, движение и даже слух вовлекать подобные волосковые клетки. Нейроны, чувствительные к температуре, реагируют на тепло и холод. Вкус и запах рецепторы реагируют на молекулы окружающей среды так же, как и другие нейроны отвечать к нейротрансмиттерам. И нейроны сетчатки реагируют на в наличие света или определенные частотные диапазоны света, которые мы воспринимаем как цвет.

Но восприятие — это больше, чем просто пассивное восприятие информация. Восприятие — это активный процесс: Прикосновение, к примеру, требует движения — то, что в наши дни мы называется «сканирование». Touch включает информацию о вас (например, о ваших мышцах, суставах), а также о том, что вы трогательный. То же самое можно сказать и о слухе. Мы действительно должны называть это слушаю! Звук сам по себе, конечно, движется — он постоянно меняется. Если бы это было не так, мы бы перестали это слышать!

То же самое и со зрением. Видение предполагает постоянное движение — наших глаз, головы и тела, или вещей, которые мы видим, или всего выше. Внешние части нашей сетчатки особенно чувствительны к движение, поэтому, когда что-то попадает в поле нашего зрения, наше внимание притягивается к этому. Даже тот факт, что у нас есть два глаза (бинокулярное зрение), является своего рода движение: два вида немного отличаются, как если бы мы переместили на несколько дюймов влево или вправо. Если бы мы смотрели и смотрели на сцену мы смотрим совершенно неподвижно, все бы все стало белым!

Мы также должны помнить, что восприятие не является чем-то сделанным. глазами, ушами или любым другим органом чувств. Это мультисенсорный, полный телом: «Годовалый ребенок стоит на пол комнаты упадет, если стены бесшумно и внезапно сдвинуть вперед несколько дюймов, хотя его ничего не касается» (Нейссер, стр. 116, ссылаясь Ли и Аронсону, 1974)


«Сырье» восприятия

Процессу восприятия предстоит многое сделать с самого начала. начало: Мы не в том положении, чтобы понимать мозаика бессмысленных точек света или несвязных звуков или запахи. Даже когда В 1890-х годах Уильям Джеймс указал, что мы не только воспринимаем вещей, но отношения такие как «и» и «или» а также.

Возьмите руки и поднимите их перед собой на расстоянии нескольких дюймы. Вы, конечно, видите свои руки, и нетрудно представить, что восприятие это вопрос определенных узоров света, за которыми следуют похожие узоры нейронных возбуждений. Но заметьте, что вы также воспринимаете свое Руки как «рядом друг с другом», тогда как на самом деле это восприятие не непосредственно представлен для вас как стимул в том, как сами ваши руки.

Многое из того, что мы переживаем, приходит «предварительно упакованным», готовым к нашему потребление. Природа дает «края» — изменений в свете паттерны, переходов, звуков — чтобы мы могли выбрать объекты вне их окружения. Для например, мы видим вещи выделяющимися на фоне, чем-то называется явление фигура-фон , введенное датским феноменолог Эдгар Рубин (1886-1951).

Рубин продемонстрировал явление, создав свой классический пример ан неоднозначная ситуация фигура-фон:

По сути, мы воспринимаем один аспект события как цифру . а другой как наземный . В рисунке Рубина нет истинных фигура и фон. Это рисунок, на котором выдает себя за . объект. Двусмысленность этого вынуждает нас использовать смещающееся внимание, которое мы давать к вазе или к лицам, чтобы увидеть то или иное.

Глубина — главный пример того, что мы переживаем напрямую, без необходимость опережающего толкования. Традиционно это было предполагаемый что мы строим глубину по таким ключам, как перспектива и родственник размер. Но нам нужно использовать такие подсказки только тогда, когда мы смотрим на картинки, которые являются подделка глубины! На самом деле мы видим истинную глубину потому что это есть, чтобы увидеть.

Опять же, именно тот факт, что видение включает в себя движение, показывает нам правда дела. Например, вещи, которые ближе к нам, меняются позиция быстрее, чем предметы, которые находятся дальше, и удаленные предметы форма фоны для близких. Помнишь с детства, как в луна, казалось, следовала за тобой, пока ты ехал, а телефонные столбы взбитый к со скоростью миллион миль в час?

Элеонора Гибсон заняла свое место в истории книг по психологии с ее эксперимент с визуальным обрывом. Она построили специальную таблицу: У одной половины было оргстекло с наклеенным прямо под ним шахматным рисунком. Другая половина тоже был оргстекло, но в шахматном порядке было пару футов внизу, на полу. В между ними была доска. Затем младенцев помещали на доску, и их матери просили уговорить их переползти через ту или иную сторону. Предполагать который сторона, которую они не хотели попробовать? Судя по всему, дети вполне способны видя глубина с очень небольшим, если вообще есть, опытом работы со «утесами».


Гештальты

гештальта психологов — немецких исследователей по имени Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. открыл много других способов, которыми то, что мы воспринимаем, уже организованный.

Гештальт-психология основана на наблюдении, что мы часто испытывать вещи, которые не являются частью наших простых ощущений. оригинальное наблюдение принадлежало Вертгеймеру, когда он заметил, что мы воспринимаем движение там, где ничего нет нечто большее, чем быстрая последовательность отдельных сенсорных событий. Это то, что он видел в игрушечном стробоскопе, купленном на вокзале во Франкфурте, и что он видел в своей лаборатории, когда экспериментировал с вспышками света в стремительный последовательность (как рождественские огни, которые, кажется, движутся вокруг дерево, или причудливые неоновые вывески в Лас-Вегасе, которые кажутся движущимися). Эффект называется кажущимся движением , а вообще это основной принцип позади движение изображения и телевидение.

Если мы видим то, чего нет, то что мы видим? Ты мог позвонить это иллюзия, но это не галлюцинация. Ветхеймер объяснил, что ты видят эффект всего события, не содержащийся в сумме в части. Мы видим бегущую цепочку огней, хотя только один свет огни одновременно, потому что все событие содержит отношения между индивидуальный огни, которые мы испытываем также.

Мы созданы для того, чтобы ощущать структурированное целое, а также индивидуальные ощущения. И мы не только имеем возможность Итак, у нас есть мощная встроенная склонность к этому. Мы даже добавляем структуру к событиям, которые не иметь структурные качества гештальта.

В восприятии есть много организующих принципов, называемых гештальтом. законы . Самый общий называется законом pragnanz . Прагнанц это Немецкий для беременных, но в смысле беременных смыслом, а не беременная с ребенком. Этот закон гласит, что мы врожденно склонны к переживанию. вещи в качестве хороший гештальт насколько это возможно. «Хорошо» может означать многое здесь, такая правильность, упорядоченность, простота, симметричность и т. д., которые затем относятся к конкретным законам гештальта.

Например, набор точек, очерчивающих форму звезды, скорее всего быть воспринимается как звезда, а не как набор точек. Мы склонны завершать рисуй, сделай так, как «должно быть», доделай. Как мы как-то суметь увидеть это как «Б»…

Закон о закрытии гласит, что если чего-то не хватает в в противном случае полный рисунок, мы будем стремиться добавить его. Треугольник, для например, с небольшая часть его края отсутствует, все равно будет виден треугольник. Мы воля «закрыть» пробел.

Закон подобия говорит, что мы будем стремиться к группировке похожие предметы вместе, чтобы увидеть их как образующие гештальт в более крупной форме. Здесь является простой типографский пример:

О ХХХХХХХХХ
Х
О ХХХХХХХХ
ХХ
О ХХХХХХХ
ХХХ
О ХХХХХХ
ХХХХ
О ХХХХХ
ХХХХ
О ХХХХ
ХХХХХ
О ХХХХ
ХХХХХХ
О ХХХ
ХХХХХХХ
О ХХ
ХХХХХХХХ
О Х
ХХХХХХХХХ
О

Для нас вполне естественно видеть буквы «о» в виде линии в поле х.

Другим законом является закон близости . Вещи, которые близки вместе, как считается принадлежащим друг другу. Например…

****************
****************
****************

Вы с гораздо большей вероятностью увидите три ряда близко расположенных звездочек чем 14 вертикальных коллекций по 3* в каждой.

Далее следует закон симметрии . Взгляни на это пример:

[   ][   ][   ]

Несмотря на необходимость сгруппировать скобки, ближайшие к каждой другой вместе, симметрия подавляет наше восприятие и заставляет нас видеть их как пары симметричных скоб.

Другой закон закон преемственности . Когда мы сможем увидеть линия, для например, продолжая через другую строку, а не останавливаясь и начиная, мы сделаем так, как в этом примере, который, как мы видим, состоит из двух линии, не как сочетание двух углов…:

Гештальт-психологи также указывали, что, когда мы видим утку и слон, в их характере мало такого, что могло бы заставить нас понимать их как принадлежащие друг другу. Но если они оба идут вместе в одинаковом направлении через поле, их общий путь немедленно воспринимается как связь между ними.

Но принципы гештальта никоим образом не ограничиваются восприятием — именно там они были впервые замечены. Возьмем, к примеру, память — что тоже похоже работает по этим законам. Если вы видите неправильный зуб пилы фигура, вполне вероятно, что ваша память немного исправит это для вас. Или, если вы испытываете что-то, что не совсем имеет для вас смысл, вы будете иметь тенденцию помнить, что это имеет значение, которого, возможно, не было. Хороший пример это сны: понаблюдайте за собой в следующий раз, когда вы расскажете кому-то сон и видеть если вы не замечаете, что немного модифицируете сон, чтобы форсировать его к смысл!

Гештальт-теория хорошо известна своей концепцией обучения прозрению . Люди склонны неправильно понимать то, что здесь предлагается: Гештальт психологи говорят не столько о вспышках интуиции, сколько о решении а проблему посредством распознавания гештальта или организации принцип.

Самый известный пример обучения прозрению связан с шимпанзе по имени Султан. Ему было поставлено множество различных практических задач (большинство включая получение труднодоступный банан). Когда, например, ему разрешили играть с палки, которые можно было сложить как удочку, он, казалось, учитывать, очень по-человечески ситуация с недосягаемым бананом задумчиво — а потом довольно внезапно вскочить, собрать жерди, и достичь банан.

В аналогичном примере пятилетняя девочка получила задачка по геометрии выше ее головы: как вычислить площадь параллелограмм? Она задумалась, а потом взволнованно попросила пару ножницы. Она отрезала треугольник с одного конца и переместил его на другую сторону, повернув в параллелограмм в простой прямоугольник. Вертхаймер назвал это продуктивное мышление.


Восприятие полезности

Многие психологи, в том числе феноменологи и гештальтологи. психологи, расскажите о непосредственном восприятии использования объекты. Некоторые вещи «предоставляют различные возможности для действия, нести последствия того, что произошло или произойдет, принадлежат связно с более широким контекстом, обладают идентичность, которая выходит за рамки их простых физических свойств». (Нейссер, п. 71)

Рубин назвал это утилитарным определением : «Мы сразу видим что молоток предназначен для того, чтобы бить молотком, карандаш — для письма, трубка — для курение.» (Из, стр. 15) Коффка назвал этот характер требования : «Каждая вещь говорит, что она есть… фрукт говорит: «Съешь меня»; вода говорит ‘Пей мне;’ гром говорит «Бойся меня…» (Коффка, стр. 7)

Дж.Дж. Гибсон назвал их аффордансами: «Аффордансы в окружающая среда — это то, что она предлагает животное, что оно дает или снабжает , к добру или к худу… «ценности» и «смысл» вещей в окружающая среда может быть непосредственно воспринята» (Гибсон, стр. 127)

«Удлиненный предмет среднего размера и веса позволяет владеть им. Если используется чтобы ударить или ударить, это дубинка или молоток . Если используется шимпанзе за решеткой затащить банан за пределы досягаемости, это что-то вроде грабли . В любом случае это продолжение руки. Жесткий посох также дает рычага и что использовать рычаг . Острый продолговатый предмет дает прокалывание — если большое то копье , если маленькое то игла или шило ». (Гибсон стр. 128)

А также для предметов, которыми можно резать (ножи) или метать (шарики) или связывание (веревка) или «следоведение» (ручка, кисть, карандаш…).

«Разные места обитания могут иметь разные возможности. В одних местах еда обычно есть, а в других ее нет. Есть опасные места, такие как край обрыва и районы, где хищники таиться. Есть места убежища от хищников. Среди них есть место где находятся помощник и детеныш, дом, который обычно является частичным корпус. Животные умеют то, что психологи называют обучением на месте. Они могут найти путь к важным местам» (Гибсон, стр. 136)

«Среда, вещества, поверхности, места и другие животные имеют аффордансы для данного животного. Они предлагают выгоду или вред, жизнь или смерть. Вот почему их нужно воспринимать» (Гибсон, стр. 143)

«Разные вещества окружающей среды имеют разные возможности для питания и для производства. Различные объекты среда имеет разные возможности для манипуляции. Другой животные позволяют, выше все, богатый и сложный набор взаимодействий, сексуальных, хищнических, воспитание, борьба, игра, сотрудничество и общение. Что другие лица, включает в себя всю сферу общественного значения для людей» (Гибсон, стр. 128)


Восприятие человека

Как следует из последней цитаты, эта идея прямого восприятия смысл вещей применим и к восприятию людей. Философы иногда говорить о «проблеме другого»: Откуда мы знаем, что другой человек на самом деле другой человек, как и мы, сознательный, способный мыслить и чувство? Замечаем ли мы сходство с тем, как мы себя ведем, и каким-то образом мы пришли к такому выводу? Или нам всего см. их личность?

Феноменологический психолог Франц Фром заставил людей посмотреть на разнообразие из фильмов и описывать увиденное. Он обнаружил, что «Когда мы должны описывать последовательность поведения, мы обычно делаем это, указывая на восприятие некоторый психологическое состояние у ведущего себя человека.» (Из, стр. 7)

«…когда мы воспринимаем человеческое поведение как действие…подразумеваемое в воспринимаемой материальной последовательности существует определенная смысл (который он написал как сенс). Тем самым я значит, что мы воспринимают поведение как управляемое психическим фактором». (Из, стр. 69) Этот психический фактор также называется намерением, цель, или значение.

Мы можем видеть смысл в поведении животных, даже насекомых: я не могу рассказывать вы, как меня впечатлили богомолы и садовые пауки. Они действительно смотреть на вас, следить за вашими движениями, реагировать с большой осторожностью… даже хотя мозги у них маленькие, как рисовое зернышко!

Это относится даже к вещам, которые на самом деле вовсе не живые — т. е. мы могу ошибаться насчет смысла! Фриц Хайдер и Марианна Зиммель провел эксперимент. с привлечением фильм о треугольниках, движущихся «целенаправленно»: люди видели треугольники как имеющие намерения! Рубин имел в виду других людей, животных и даже видимо целеустремленный треугольник как психоидных сущностей .

Когда мы наблюдаем за людьми, отсутствие смысла на самом деле специальный случай! От кого рассказывает эту историю:

«Однажды днем, когда мы с профессором Рубином уже надели наши пальто, собираясь идти домой из лаборатории, Рубин сказал: От.’ В В тот же момент он сел за стол и посмотрел прямо перед собой, пока сделал короткие резкие горизонтальные движения вправо-влево в воздухе перед ему правой рукой, держа вместе указательный и большой пальцы вместе. Мне только что удалось подумать что-то вроде «Что, черт возьми, случилось с Вбивать в голову,’ когда он раздобыл карандаш и лист бумаги, нарисовал систему маленький стрелки и пододвинул ко мне бумагу, сказав: «Вот код для в предохранитель на моем велосипеде. Не могли бы вы поехать за мной домой на велосипеде? ранее восприятие чего-то совершенно непонятного было немедленно заменены, а цель его поведения, т. е. записать код который он «держал в пальцах», стало совершенно очевидным…» (Из, стр. 13)


Ожидание

Восприятие в самом широком смысле — это вопрос взаимодействия между в мир и себя. В самом простом случае мир дает нам события; мы в свою очередь, придают смысл этим событиям, интерпретируя их и воздействуя на них.

Тут есть очевидные детали: у нас ощущения (вход от мир, стимулы) и действия (выход в мир, ответы). Там было время, когда психологи думали, что этого достаточно. Теперь мы знаем лучше, и добавляем еще две детали, которые называются ожидание и адаптация .

Предвкушение немного трудно объяснить. У нас есть определенное знание мира, его «модель». Эта модель включает в себя все от от мелких деталей, таких как обувь, которую вы надели первой, до сложных вещей, таких как как ты себя чувствуешь о себе и своей жизни. Мы используем эту модель, чтобы предвидеть — ожидать, предсказывать — что произойдет в следующее мгновение или в следующее десять лет.

Если я закрою глаза, я ожидаю, что когда я открою их, мой компьютер все еще быть там, комната все еще будет там, я все еще буду там и так далее. Я упал Если бы это исчезло на мне, я был бы серьезно удивлен! Мы также предвидеть на более долгосрочной основе: у нас есть ожидания относительно того, что колледж будет и не будет делать для нас, о любви, которая вечна, и о восходе солнца, и скоро.

Если я буду держать глаза закрытыми и сосредоточусь на ожидании, а не на мир «там» я могу представьте себе мой компьютер, комнату, и так далее. Мы можем понять изображений и мысли как предвосхищения, временно оторвавшиеся от потока события. «Образы — это не картинки в голове, а планы получения информация из потенциальных сред…  Когда у вас есть образ единорог у локтя — при этом совершенно уверен, что единороги чисто мифические животные — вы готовитесь воспринимать визуальную информацию, которая в единорог обеспечит, несмотря на то, что полностью осознает, что ваши приготовления находятся в напрасно». (Нейссер, стр. 131-132)

Мышление , говорит Нейссер, также является вопросом образов: способность разделять, отделять и манипулировать нашими собственными ожиданиями чрезвычайно важно. Я считаю, что это основная операция во всех так называемые высшие психические процессы» (Нейссер, стр. 133). далее, предполагая, что восприятие, образы, обучение, память, поведение… это всего лишь аспекты одного и того же, на что он ссылается как познание: «Познание есть деятельность познания; приобретение, организация, и использование знаний» (Нейссер, стр. 1)

Ожидание является основным фактором большей части восприятия. Например, когда мы смотрим на довольно плохой почерк, мы все еще можем сделать это из. Но мы можем интерпретировать одну и ту же чернильную каплю очень по-разному. по-разному в зависимости от контекста — то есть в зависимости от того, что мы ожидаем, что должно быть там!

Взгляните на эту фотографию:

Вы, наверное, видите молодую девушку, играющую в шахматы. Если ты знакомы с игрой, вы будете знать названия различных фигур, такие как кони (не кони) и ладьи (не ладьи). Вы можете «видеть» потенциальные ходы фигур — чего другие не увидят уведомление. Вы могли заметить, что она, должно быть, играет черными, так что фигура в руке взята (конь — неплохой ловить!). Вы можете заметить то, что новичок может не заметить: у нее есть рокировка (ход с участием короля и ладьи). Я, как шахматы Игрок, обратите внимание, что она, вероятно, могла бы сбить с меня штаны!

Если бы ребенок смотрел на шахматы, он или она могли бы ответить: пытается съесть кусочки. Маленький ребенок может видеть кусочки как маленькие люди. Мастер шахмат может видеть слабости в ее положении или ловушки, которые она может устроить. Все это смотря кто смотрит! Восприятие, хотя оно начинается «снаружи», быстро вовлекает человека, его разум, его или ее знания, основанные на его или ее предыдущем опыте, и поэтому на. Ничто в психологии не так просто, как кажется!

Обратите внимание, насколько это усложняет личность. восприятия: чтобы понять, предсказать и контролировать опыт и поведение людей, мы должны понять значения, которые они применяют к реальности. Нет легко обманывать!

Предвосхищение особенно важно для понимания языка : от момента к моменту мы предугадываем, какие звуки, скорее всего, прозвучат далее, какие грамматические конструкции, какие осмысленные сочетания… Мы можем сделать смысл даже нечеткой, несколько сумбурной беседы.

Ожидание также помогает нам понять, как нам удается уделять внимание к одним вещам, а не к другим. Как это мы можем слушать друг в шумный бар и удается как-то «отфильтровать» все остальные разговоры и все же «впускаем» голос нашего друга? Мы не воспринимаем все что стимулирует наши чувства. Как мы «отфильтровываем» неважное (менее значимый) вещи? Мы не: Мы просто не выбираем это! Мы выбираем вещи с помощью ожидание. Мы слышим разговор, в который мы вовлечены, тот, который мы ожидание момент в момент. Остальное просто шум. Так же и с другим чувства: Мы видим то, что ищем, и не видим, что мы не смотрящий для.

Есть, конечно, несколько исключений, некоторые встроенные привлекающие внимание: громкие звуки, вспышки света, болезненные раздражители, внезапные движения. Эти включают врожденные реакции!


Адаптер

Адаптацию также объяснить сложнее. Иногда мы не хорошо предвидеть. Например, вы думаете, что видите, как к вам приближается друг. и вы готовитесь дать сердечное «привет!» но так же, как вы поднимаете руку махнуть и начать открой рот, ты понимаешь, что это вовсе не твой друг, а полный незнакомец. (Если возможно, вы превращаете поднятую руку в почесывание спины, и открыть рот в зевок. Если уже слишком поздно и ты уже поздоровался, просто притворяться вы их знаете. Это сведет их с ума.)

Всякий раз, когда вы делаете ошибки, вам нужно выяснить, что пошло не так, что что с этим делать, как понять. Делая это, вы совершенствуетесь твой понимание мира и своего отношения к нему; ты совершенствуешься твой «модель. » Это адаптация. В нашем примере теперь у вас может быть модель из мир, который включает в себя двойников, неловких ошибок и склонность немного повременить с будущим, прежде чем быть таким буйным с твоим приветом. Адаптация — это обучение, и мы подробно обсудим это позже.

Этот дополнительный слой к взаимодействию ожидания и адаптации является решающее значение: это означает, что наше поведение и опыт не просто функция какой-то общей реальности. Мы, мы сами, наше понимание реальности, являются неизбежно и неотъемлемо является частью нашего поведения и опыта. Без «я», реальность была бы бессмысленной.


Ссылки

От, Франц (1971). Восприятие других людей. (Эрик Кван и Брендан Махер, пер.) Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Гибсон, Джеймс Дж. (1979). Экологический подход к визуальному Восприятие. Бостон : Хоутон Миффлин

Гибсон, Джеймс Дж. (1966). Чувства, рассматриваемые как перцептивные Системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *