Свойство восприятия сохранять независимость образа от условий восприятия: Свойства восприятия — Онлайн библиотека

Содержание

Свойства восприятия — Онлайн библиотека

 Психология

К основным свойствам относят восприятия константність, предметность, целостность, обобщенность, апперцепцію.

Чувственные данные, которые возникают в процессе восприятия и наглядный образ, который формируется при этом, в то же время приобретают предметного значения, то есть относятся к определенному предмету.

Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как отделенное в пространстве и во времени физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделение фигуры и фона. При этом вся действительность, что наблюдается человеком, делится на две неравные по значимости части: одна — предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенный на переднем плане замкнутое целое, а вторая — тело — как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Достаточно эффективно эту особенность восприятия использовал в своих работах художник С.

Далее, создавая картины с двойным изображением, когда дежурство восприятия фигуры и тела приводит к кардинальным изменениям содержания картины.

Предметность связана не только с выделением предмета из фона как таковым, но и с функциональной спецификой воспринятого, ведь каждый предмет имеет не только определенные очертания формы, но и специфическое предназначение в мире человека.

Целостность восприятие оказывается в независимости целостного образа от качества элементов. Любой целостный образ. Под этим понимается внутренний органический взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаїмопов’язаних аспекты:

1) объединение различных элементов в целое;

2) независимость образованной целостности (в определенных пределах) от качества элементов.

Несколько правил группировка частей в целое были впервые сформулированы М. Вертгеймером:

• правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по любой зрительно воспринимаемой качества, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположены вместе. В качестве свойств, что группа может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей и др. В единую целостную структуру объединяются также элементы из так называемой хорошей форме, то есть те, что обладают симметрией или периодичностью;

• правила общей судьбы: множество элементов, которые движутся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно — как единый объект, что движется. Это правило можно применить и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель;

• правило близости: в любом поле, содержащее несколько объектов, те из них, что расположены наиболее близко друг возле друга, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Независимость от целого качества элементов, которые его составляют, оказывается в доминировании целостной структуры над элементами, которые ее составляют. Выделяют следующие формы такого доминирования:

• при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство;

• сохранение восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческой личности достаточно лишь нескольких элементов ее контуру.

Это свидетельствует о том, что некоторые из частей могут иметь господствующее значение при восприятии других. И от них преимущественным образом зависит распознавания целостной структуры.

Значение структуры целого для восприятия составляющих его частей проявляется очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях.

Еще одной важной характеристикой образа восприятия является его обобщенность. Она означает віднесеність каждого образа до некоторого класса объектов, которые имеют название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. С расширением опыта восприятия, образ, сохраняя свою индивидуальность и віднесеність к конкретному предмету, относится к самой совокупности предметов определенной категории, то есть классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного распознавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажения, которые не выводят объект за пределы класса. Значение обобщенности распознавания проявляется, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан.

Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и распознавать предметы и явления, но и предсказать некоторые свойства, непосредственно те, которые не воспринимаются. Учитывая то, что объект за отдельными своими качествами отнесен к данному классу, с определенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.

С разнообразного потока и потока, что меняет движения рецепторных аппаратов и соответствующих ощущений, субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру объекта, что воспринимается. Многократное восприятия одних и тех же объектов при различных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа в отношении этих переменных условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно порождает константність этого образа.

Константність — это относительная независимость образа от условий восприятия, что проявляется в его неизменности: форма, цвет, размер и другие признаки предметов и явлений воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы ощущений, непрерывно изменяются.

Если бы мы не имели этого свойства, то в каждом случае, когда мы двигались, при каждом изменении расстояния до предмета, когда мы хотя бы немного поворачивали голову или менялось освещение, — практически непрерывно менялись бы и все основные признаки, с помощью которых мы узнаем о предмете. Человек перестал бы воспринимать мир постоянных явлений, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторая функциональная сходство. И константність, и предметность, целостность, и обобщенность добавляют образу важную черту — независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искривления.

В этом смысле константність — это независимость от физических условий восприятия, предметность-от того фона, на котором объект отображается, целостность-независимость от целого искривления и замены компонентов, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за пределы класса.

Другими словами, обобщенность — это внутрішньокласова константність, — структурная целостность, а предметность-семантическая константність.

Особым свойством, связанной с субъективной стороной восприятия, выступает апперцепція, которая внутренне обусловливает процесс восприятия и является источником неполного соответствия образов восприятия их объектам. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта, который воспринимает, в том смысле, что в восприятии всегда в той или иной мере отражаются особенности личности, которая воспринимает. Согласно философском толкованию этого свойства І.Кантом, формами трансцендентальной апперцепции выступают пространство и время: мы не в состоянии воспринять вещи такими, какие они есть на самом деле, потому что только в пространстве и времени мы способны их представлять.

Современное эмпирическое толкование апперцепции сводит это свойство до влияния на процесс восприятия прошлого опыта человека, а также ее актуальных потребностей и настановлень. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Эта зависимость проявляется в следующем:

• при восприятии любого предмета или явления активизируются и следы прошлого восприятия. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному разными людьми;

• содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, і мотивам ее деятельности;

• изменение восприятия содержания под влиянием руководство субъекта;

• разнообразные эмоциональные состояния, в которых находится субъект в момент восприятия, могут влиять на его содержание.

Различают устоявшуюся апперцепцію — зависимость восприятия от сложившихся особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и др. ) и временную апперцепцію, в которой отражаются ситуативные психические состояния (эмоции, установки, которые возникают, и др.).

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.



Назад  

📖 Основные характеристики восприятия, Восприятие. Элементы практической психологии. Грановская Р. М. Страница 6. Читать онлайн

Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.

Сент-Экзюпери


В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития высших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей каждого из них. Начнем с восприятия. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. При многократном восприятии объекта в процессе обучения с одной (внешней) стороны происходит интериоризация — видоизменение структуры действий с объектом. Можно наблюдать, что способы обследования объекта упрощаются и ускоряются за счет уменьшения числа и сплавления в комплексы двигательных компонентов. С другой (внутренней) стороны, происходит формирование образа объекта, с которым человек взаимодействует. Полученная посредством двигательного обследования в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.  д.) преобразуется в последовательные ряды характеристик, из которых в дальнейшем вновь реконструируются целостные отображения объектов — образы.

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, что образ представляет собой субъективную форму объекта, он — порождение внутреннего мира данного человека. Уже в процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (разумеется, в известных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая — фон — как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства.

Впервые попытку систематического исследования соотношения фигуры и фона предпринял Рубин [385]. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон; здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается невоспринятой. Границу между фоном и фигурой обычно относят к фигуре, а не к фону, который в общем случае может не быть обозримым.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхеймером [399]. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т. е. обладающие симметрией или периодичностью. Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно — как единый движущийся объект. Это правило применимо и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура [76].

Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т. е. классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности узнавания проявляется, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и обобщенность придают образу важную черту — независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность — это независимость от физических условий восприятия, предметность — от того фона, на котором объект воспринимается, целостность — независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса. Иными словами, обобщенность — это внутриклассовая константность, целостность — структурная, а предметность — семантическая константность. Понятно, что если бы восприятие не обладало этими качествами, наша способность адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям существования была бы значительно слабее. Такая организация восприятия позволяет нам гибко и адекватно взаимодействовать со средой, а также в определенных пределах предсказывать непосредственно не воспринимаемые свойства объектов и явлений.

Психология bookap

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2-3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого [17]. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде [214].

Свойство обобщенности также изменяется в процессе идивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере слепых от рождения людей, обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщения зрительных объектов. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова [91].

Гештальт-принципы восприятия: определение и примеры

Вы когда-нибудь слышали фразу «Целое больше, чем сумма его частей»? Хотя эта цитата приписывается великому греческому философу Аристотелю, она также является основой гештальт-психологии.

Гештальт-психология, основанная известными психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой, особенно заметна в теме восприятия.

  • Мы поможем вам определить конструкты в гештальт-психологии.
  • Затем мы определим правила восприятия.
  • Наконец, мы применим эти правила в соответствующих примерах.

Гештальт-принципы восприятия в психологии

Давайте сначала определим и опишем теории G эштальт-психологии и почему они важны для психологических объяснений восприятия.

Словарь психологии APA определяет восприятие как «осознание объектов, отношений и событий с помощью органов чувств». Благодаря этому процессу может происходить организация и интерпретация сенсорной информации (2013).

В психологии зрительное восприятие раздражителей можно отнести к так называемому среднему зрению . Это когда человек переходит от видения компонентов линий, краев и объектов к основному восприятию изображения. Тогда возникает вопрос, как мы можем объяснить это явление?

Определение гештальт-принципов восприятия

Для объяснения этого процесса применяются теории и принципы гештальт-психологии. Как упоминалось ранее, основные G эштальт-теория восприятия – это понимание того, что «целое больше, чем сумма его частей». С точки зрения визуального восприятия это означает, что можно сделать вывод о «целом» изображении или объекте, прежде чем учитывать каждую отдельную «часть», из которой он состоит.

Вопреки многим заблуждениям, термин «Гештальт» не является именем основателя этой теории восприятия. Это просто термин, используемый как ярлык для самой психологической теории.

Чтобы представить вещи в перспективе, подумайте о времени, когда вы видели форму чего-то в природе. Большой ковш среди звезд, облако в форме сердца или даже фигура животного из камней. Все это примеры гештальт-теории восприятия.

Что такое гештальт-принципы восприятия?

Теперь, когда мы обсудили определение восприятия и гештальт-психологию, мы перечислим сами принципы. Всего девять G estalt правила восприятия . Все они описывают порядок, в котором мы обрабатываем визуальную информацию.

Хорошее продолжение

Это первое гештальт-правило восприятия. Как следует из названия, это правило говорит о том, что люди часто воспринимают выровненные изображения как гладкие, полные и непрерывные по контуру ( APA , 2013). Другими словами, перекрывающиеся линии и фигуры будут восприниматься как завершенные и неразрывные, независимо от невозможности подтвердить скрытую область объекта.

При применении этого закона человек, воспринимающий форму «x», увидит две пересекающиеся прямые линии. Это показывает хорошее продолжение, потому что вы будете воспринимать это изображение как два целых ключа, перекрывающихся, несмотря на то, что вы не сможете подтвердить, отображает ли изображение ключа внизу непрерывную и непрерывную форму.

Фг. 1 Перекрещенные ключи, символизирующие принцип хорошего продолжения, Wikimedia commons

Закрытие

Подобно ранее упомянутому правилу, закон закрытия усиливает обычное восприятие полных форм и изображений, даже если они неполные, отсутствуют компоненты или содержат пробелы.

Фг. 2 Закрытие, Wikimedia commons

Что вы видите на этом изображении? Большинство людей видят прямоугольник и круг. На самом деле отображается группа линий с пробелами, которые мы воспринимаем как прямоугольник и квадрат.

Этот закон присутствует не только в конструкциях зрения, но и применительно к восприятию звуков. Точно так же, как мы можем воспринимать неполные фигуры как единое целое, используя этот закон, мы также можем завершить предложение, автоматически заполняя слова!

Сегментация текстуры

Третий принцип восприятия гласит, что человек воспринимает формы или группы в зависимости от текстуры . Другими словами, изображение с различной текстурой или рисунком воспринимается отдельными «областями» в пределах всего изображения.

Фг. 3 Текстура, Wikimedia commons

Как вы можете видеть, на этом изображении вязания крючком есть четкая разница в текстурах вязания. Это позволяет воспринимать форму благодаря четким областям текстуры.

Сходство

Гештальт закон подобия так же прост, как кажется. При просмотре объектов или изображений, которые имеют отдельные компоненты со сходством между собой, человек будет воспринимать их в группах на основе этих характеристик.

Фг. 4 Сходство, Wikimedia commons

Близость

Принцип близости восприятия отличается от других законов тем, что он основан на близости или близости шт. Используя этот закон, близость компонентов изображения воспринимается как связанная друг с другом. Этот закон настолько заметен в зрительном восприятии, что превосходит другие эффекты группировки восприятия, такие как форма и цвет (Vinney, 2021).

Общая область

Правило общей области очень похоже на «близость» в том, что элемент, который кажется в той же области, что и один другой, воспринимается группами.

Один простой визуальный пример общей области может быть ежедневной коробочкой для таблеток. Поскольку элементы сгруппированы вместе в каждом контейнере, вы будете визуально воспринимать элементы как разделенные на группы.

Связность

Это правило применяется, когда кто-то воспринимает независимые элементы в визуальном образе как связанные. Один из ярких примеров этого принципа восприятия можно увидеть в обычной игре «соедини точки».

Параллельность

Согласно закону параллелизма предметы, расположенные параллельно друг другу, воспринимаются в ассоциации друг с другом, или группируются. Компоненты в поле зрения, которые параллельны, воспринимаются как более связанные, чем элементы, расположенные параллельно друг другу.0055, а не параллельно.

Подумайте, как мы воспринимаем железнодорожные пути!

Симметрия

Визуальное изображение, отображающее характеристики симметрии, воспринимается как единая структура.

Фг. 5 Симметрия, показанная бабочкой, Wikimedia commons

Важность гештальт-принципов восприятия

Все эти правила могут показаться очевидными и довольно простыми. Однако каждый из них важен для того, как мы воспринимаем мир вокруг нас. Представьте себе попытку систематизировать всю визуальную информацию, которую мы видим в повседневной жизни, без этих простых автоматических правил восприятия. Было бы значительно опаснее водить машину, ходить пешком или просто выживать, не имея возможности быстро делать выводы о формах, линиях, краях и объектах.

Представьте, что вы едете по шоссе. Вам нужно перестроиться; когда вы смотрите, чтобы увидеть, вы видите переднее крыло автомобиля. Вам не нужно видеть остальную часть автомобиля, и вы знаете, что у вас пока недостаточно места для перестроения. Поскольку вы видели части автомобиля, вы использовали la w хорошего продолжения и избежали аварии.

Это всего лишь один важный пример того, как G эштальт-принципы восприятия позволяют нам безопасно и быстро систематизировать всю визуальную информацию и стимулы.

Гештальт-принципы восприятия.

Ключевые выводы
  • Эштальт-теорию восприятия G можно в общих чертах сформулировать как «целое больше, чем сумма его частей».
    • Восприятие гештальт-теории утверждает, что можно сделать вывод о «целом» изображении или объекте, прежде чем учитывать каждую отдельную «часть», из которой он состоит.
  • Хорошее продолжение — это когда перекрывающиеся линии и фигуры будут восприниматься как завершенные и неразрывные.
  • Закон замкнутости усиливает обычное восприятие полных форм и образов даже в том случае, если они неполны.
  • Правило подобия восприятия гласит, что объекты или изображения, которые имеют различные компоненты со сходством между собой, будут восприниматься группами на основе этих характеристик.
  • Близость — это когда человек воспринимает близость компонентов изображения как связанных друг с другом.

Зрительное восприятие в деталях — Área Oftalmológica Avanzada

  • 1 Зрительное восприятие объектов
  • 2 Состав объектов
    • 2. 1 Вычислительный подход Марра
    • 2.2 Теория интегрирования характеристик
    • 2.3 Процесс визуального поиска
    • 2,4 Автоматическое обнаружение объектов с большим зрительным усилием
  • 3 Распознавание по компонентам
  • 4 Зрительное восприятие и распознавание и визуальная идентификация объектов
    • 4.1 Узнавать или видеть объект
    • 4.2 Визуальное восприятие, основанное на данных и основанное на концепциях
    • 4.3 Зрительное восприятие больших и малых объектов
    • 4.4 Контекст и идентификация
  • 5 Перцептивное постоянство в зрительном восприятии
  • 6 Доказательство размера
  • 7 Визуальное восприятие и постоянство формы
  • 8 Зрительное восприятие, яркость и белизна
    • 8. 1 блеск
    • 8.2 Светимость
    • 8.3 Постоянство светимости
    • 8.4 Боковое торможение
  • 9Зрительное восприятие, цвет и оттенок

В этой главе мы обсудим зрительное восприятие и то, как мы воспринимаем объекты как все остальное.

Мы вернемся к рассмотрению некоторых из наиболее важных аспектов того, как наша система восприятия объединяет информацию, как она отличает объект от остальной части сцены, «фона» и того, как очертания «протообраза» » разработан с вычислительной точки зрения с помощью теории Дэвида Марра и с точки зрения возникающих стимулов Трейсмана и Бидермана.

Наконец, мы увидим важность контекста и то, как сцена остается неизменной, несмотря на изменение размера или условий освещения окружающей среды.

Зрительное восприятие предметов

Зрительное восприятие предметов носит ярко выраженный психофизический характер, т. е. от индивидуальных характеристик переходим к группам характеристик, самим предметам и сценам.

В настоящее время большинство исследователей признают, что зрительный процесс обусловлен сочетанием раздражителей, определяющих ощущения и их интеграцию в различные области мозга.

Первыми, кто понял этот множественный процесс, были члены Гештальта. Макс Вертгеймер был инициатором этого течения при изучении явления кажущегося движения, когда последовательность изображений, фиксированных и статичных, представленных с подходящей частотой, могла вызвать ощущение движения. Франкфуртская школа с ее психологией гештальта поставила под вопрос господствовавшее в то время структуралистское движение и предположила, что восприятие создается из ощущений.

Гештальт-психологи изучали оптические иллюзии и пришли к выводу, что целое отличается от суммы частей. Они изучили, как группируются мелкие элементы предметов, предложили так называемые законы перцептивной организации: закон беременности, закон подобия, закон хорошего продолжения, закон близости, закон судьба общая и закон фамильярности.

Хотя эти организующие принципы называются законами, для большинства современных психологов они соответствуют эвристикам или общим правилам, помогающим решить проблему, в отличие от закона или алгоритма, которые представляют собой процесс, всегда ведущий к решению проблемы.

Рассмотрение эвристических принципов Гештальта, подчиняется тому, что его применение не всегда совершенно, насколько информация, которая способствует. Иногда это может привести к ошибкам при интерпретации того, что мы воспринимаем, однако использование эвристики сильно влияет на мозг, в том, как мы решаем проблемы, гораздо быстрее использовать эвристику, чем применение алгоритмов, с гораздо более высокой энергией. Стоимость.

Кажется, в результате эволюции мы привыкли использовать эвристику в решениях, которые мы принимаем, и при решении любой проблемы.

Недавно были предложены три новых принципа перцептивной организации (Стивен Палмер, 1992 и 1999):

  • Принцип общей области.
  • принцип соединения элементов.
  • Принцип синхронности.

Одной из проблем, интересовавших гештальт-исследователей в области зрительного восприятия, был так называемый феномен сегрегации, который мы наблюдаем в случаях фона-фигуры, как на примере стакана и лица Рубина.

Что заставляет нас видеть или осознавать то или иное, что определяет преобладание того или другого.

Кажется, есть ряд подсказок, мотивирующих преобладание чего-то в виде фигуры и чего-то в качестве фона. Симметричные области, как правило, воспринимаются как фигуры, точно так же, как меньшие области по сравнению с большими областями, последние будут составлять фон и значимые элементы, они также с большей вероятностью будут восприниматься как фигуры.

Конституция объектов

Вычислительный подход Марра

Для Дэвида Марра зрительная система Она будет действовать так, как если бы это был компьютер, запрограммированный для наблюдения за объектами. Сцена, появляющаяся перед нами, проникала бы в глаза и проецировалась бы на сетчатку.

Первым этапом анализа будет определение светлых и темных областей, а также областей, в которых происходят изменения интенсивности . Начинается первый набросок форм, являющихся частью сцены, так называемый «первичный набросок», который включает замкнутые области, такие как круги, эллипсы или квадраты, которые определяют объекты.

Этот первый шаг заключается в определении объектов в сцене, а не их деталей, теней или изменений освещения.

По Марру, зрительная система выполняет эту функцию, математически анализируя изменения интенсивности изображения и то, что автор называет естественными ограничениями мира.

Следующим шагом является группа примитивных заглушек . Точно так же, как предлагают гештальт-психологи.

Теперь эскизы-примитивы сгруппированы по критериям, предполагающим использование процесса сверху вниз, хотя автор не дорабатывает его полностью. Будет получено поверхностное представление объектов сцены (эскиз в 2-1/2 D), чтобы завершить трехмерную реконструкцию сцены (3D-эскиз).

Теория интеграции характеристик

Теория интеграции характеристик, также известная как TIC и предложенная Трейсманом и Геладе (1987, 1993 и 1998), утверждает, что восприятие объектов осуществляется в соответствии с последовательностью этапов, которые начинается в первой фазе формы « предварительное внимание », где система анализирует изображение и определяет наличие характеристик, образующих основные единицы восприятия, таких как кривизна, ориентация, цвет, движение и т. д.

На второй фазе, « стадия сосредоточенного внимания », основные характеристики объединяются, чтобы дать начало восприятию объекта.

После того, как объект идентифицирован, он сравнивается с данными аналогичных объектов, ранее классифицированных и сохраненных в памяти.

Переход от первого ко второму этапу является ключом к этой теории. Зрительная система работает, определяя возникающие границы между областями, состоящими из разных элементов, и посредством процедуры визуального поиска. В сцене у нас может быть два набора элементов, расположенных рядом друг с другом, чтобы создать campTextural, как на рисунке. Если две области содержат разные характеристики, то граница «выступает» непосредственно между двумя областями, «вырисовывается», как на рисунке, где компоненты имеют разную ориентацию.

На следующем изображении та же ситуация видна более четко.

Ограничения создаются, потому что один из компонентов имеет линии, которые пересекают друг друга, а другой нет (a и b), в то время как на рисунке c этого не происходит, контекстуальный паттерн такой же, и не создается никакого возникающего ограничения (Натдурф, 1990).

Процесс визуального поиска

El Процесс визуального поиска Следуйте двум рекомендациям.

Одно квазиавтоматическое обнаружение , как и в случае с рисунком, где буква «О» выделяется на фоне других букв, окружающих ее «V» и что сразу воспринимается, как в ситуации (а), с небольшим количеством дистракторов, так и в (б ), с большим количеством отвлекающих факторов. На другом рисунке происходит нечто иное: обнаружение , требующее большего усилия внимания , восприятие «R» становится более трудным и усложняется, когда мы переходим от нескольких отвлекающих факторов к множеству, что означает большую затрату времени и энергии.

В предыдущих примерах, в первом случае, обнаружение происходит автоматически и называется выделением в « pop out «.

Автоматическое обнаружение объектов Vs с большим визуальным усилием

Выделение во всплывающем окне характеризуется , поскольку обнаружение стимула, в данном случае буквы O, не зависело от количества окружающих его дистракторов, букв «V» , в то время как в случаях, которые не возникали автоматически, как в примере с буквой «R», количество дистракторов теперь уже влияло на время, необходимое для их обнаружения, тем больше дистракторов и больше похожих на обнаруживаемый стимул, тем больше времени требуется для их идентификации, как видно на графике, который представляет исследование, типичное для визуального поиска, где линия (а) представляет случай O между V и, линия (b) — случай R между P и Q , где количество дистракторов действительно увеличивает время обнаружения.

Изучая стимулы, которые имели характеристику возникновения, Трейсман обнаружил, что наиболее заметными были:

  • Кривизна.
  • Выравнивание.
  • Движение.
  • Цвет.
  • Яркость.
  • Адрес.
  • Освещение.

Эти характеристики можно обнаружить в начале стадии предварительного внимания.

Экспериментальные работы Трейсмана показали, что возникающие характеристики воспринимаются независимо (линии, цвет, текстура, движение, ориентация и т. д.) и находятся на более позднем этапе, когда они будут интегрированы для придания формы элементам, из которых состоит сцена.

Эта первая фаза возникновения самостоятельности объясняется тем, что каждая из этих характеристик обрабатывается в разных местах мозга, движения регистрируются в теменных областях, а лица — в нижневисочной области.

Стадия совмещения признаков, воспринятых в преатенциональной фазе, будет происходить благодаря механизмам сфокусированного внимания, выступающим в роли «клея», объединяющего характеристики в конкретной локации.

Признание по компонентам

Предложено Ирвингом Бидерманом в 1987 г. и соответствует вкладу Марра и Трейсмана. Основное отличие состоит в том, что обнаруживаемые элементы имеют объемный характер, трехмерную форму и представляют собой части объекта.

Бидерман назвал эти объемные единицы «геонами» и пришел к определению 36 основных форм, каждая из которых удовлетворяет трем основным свойствам: угол.

  • Различимость : каждый геон отличается от другого, хотя точки зрения различаются.
  • Устойчивость к визуальному шуму : при котором геон можно идентифицировать, даже если половина его структуры стерта или заблокирована другим геоном.
  • На следующем рисунке показаны основные геоны (а), которые являются частями фигур на (б), подчеркивая тот факт, что только при комбинации 2 или 3 геонов образуются уже узнаваемые фигуры.

    Зрительное восприятие, распознавание и визуальная идентификация объектов

    Узнавать или видеть объект

    Узнавать объект Это опыт восприятия чего-либо таким, каким оно было ранее известно.

    Определить предмет означает дать предмету имя, правильно классифицировать его в какой-либо схеме категоризации, знать, в каком контексте он обычно встречается, то есть вспомнить что-то об этом предмете, а также просто видеть его раньше.

    Чем больше раз мы видим объект, тем больший след остается в памяти и тем привычнее нам переворачивается этот объект, то есть тем легче его идентифицировать, мы переходим к понятию необходимости узнавать только это.

    Оба процесса происходят через механизм памяти и отзыва. Когда мы что-то видим, создается перцептивный образ, который необходимо сравнить с другими представлениями в памяти, а также со связями этих других представлений с другой информацией, хранящейся в памяти.

    Зрительное восприятие, управляемое данными и управляемое концепциями

    La Зрительное восприятие отправляет данные с сетчатки , такие как цвет, яркость и т. д., которые будут сгруппированы, следуя предписаниям гештальта, пока не составят набор, который делает смысл для наблюдателя, который идентифицирует эту информацию как нечто конкретное.

    С другой стороны, мы можем обрабатывать понятиями через нисходящий механизм, основанный на предыдущем опыте, эмоциях, предыдущих знаниях и т. д., которые активно направляют поиск определенных паттернов в поступающих стимулах. Если мы проходим мимо детской площадки, где играют дети, и видим летящий не очень большой объект, первое, что сделает наша зрительная система, — это проверит, мяч ли это, совсем другое дело, если бы мы были в парке, тогда мы бы проверили если это птица. Речь идет о проверке того, является ли то, что мы видим, тем, что мы надеемся увидеть.

    Зрительное восприятие больших и малых объектов

    В общем, учтите, что глобальность имеет приоритет над локальными аспектами, но в определенных пределах.

    Наличие стимулов, т. е. букв, образованных более мелкими стимулами, свидетельствует об этом факте. Сначала воспринимается форма большой буквы, а затем стимулы, буквы, составляющие эту букву (Navon, 1977). Глобальный стимул обнаруживается быстрее, чем локальный, при условии, что паттерн упорядочения не нарушен, то есть если элементы, составляющие большую фигуру, расположены очень далеко друг от друга, мелкие элементы, из которых она состоит, будут восприниматься быстрее, поэтому чтобы восприятие крупной фигуры, глобального раздражителя происходило быстрее, мелкие раздражители должны быть сгруппированы достаточно близко друг к другу.

    Абсолютный размер фигуры также имеет решающее значение, если она очень большая, тампоко воспринимается в первую очередь по отношению к мелким раздражителям. Интерпретация этого явления должна заключаться в механизмах внимания.

    Контекст и идентификация

    Иногда одинаковые стимулы воспринимаются как разные, в зависимости от контекста, в котором они появляются, например, на рисунке, где буква B и 13 идентичны, но мы интерпретируем их как букву или цифру в зависимости от контекста, в котором они встречаются.

    Точно так же, когда неуместный объект появляется в определенной сцене, если он не имеет очень значимых признаков релевантности, он, скорее всего, останется незамеченным, в отличие от объектов, уместных в этой сцене, которые запомнятся с большей легкостью.

    Перцептивное постоянство в зрительном восприятии

    Все мы сталкивались с тем, что вещи, объекты визуальной сцены остаются неизменными или мы продолжаем идентифицировать их такими, какие они есть, даже если меняется ситуация освещения, расстояния или ориентации. Не из-за того, что что-то приближается к нам и увеличивает свои размеры, мы думаем, что это другой объект, отличный от первого, существует постоянство восприятия в сознании даже при изменении условий нашего зрения.

    Существуют три условия постоянства восприятия:

    • Размер и форма
    • Белизна или цвет поверхности.
    • Расположение объекта в пространстве по отношению к наблюдателю.

    Постоянство имеет две фундаментальные фазы:

    Первая — это запись , процесс, посредством которого изменения проксимальных стимулов кодируются для их обработки (бессознательного).

    Второе из понимание сознательного характера, при котором мы начинаем осознавать свойства объекта, фокальный стимул, который имеет тенденцию оставаться постоянным, и свойства ситуации, которые указывают на более изменчивые аспекты среда, как позиция субъекта.

    Доказательство размера

    Мы должны помнить, что размер объектов на сетчатке зависит от расстояния, на котором они находятся, но восприятие размера зависит не только от объекта, который мы наблюдаем, его восприятие зависит от среды, в которой он находится. расположен, объекты, которые его окружают и абсолютных и относительных расстояний.

    Постоянству размера способствуют изобразительные ключи, особенно ключи расстояния и глубины, а также динамика глаз, информация, посылаемая экстраокулярными мышцами в движениях конвергенции или дивергенции и в аккомодации.

    На рисунке мы видим, как в (а) трое мужчин уменьшаются в размерах, приспосабливаясь к перспективе, которая указывает на расстояние по отношению к наблюдателю, поэтому размер должен быть меньше, как это происходит в сетчатке, однако в (b) Если размер не адаптируется, даже если трое мужчин одного размера, кажется, что последний, самый дальний, больше.

    Для конструктивистов, таких как гибсонианцы, у нас есть прямое постоянство, сцена, стимулы, из которых она состоит, имеют всю необходимую информацию, чтобы перцептивное постоянство стало возможным.

    Когнитивные факторы должны располагаться рядом с клавишами. Мы знаем объекты, которые мы знаем, каковы они, их размер и общие характеристики, так что они нам знакомы, факт, который облегчает их идентификацию в сцене и облегчает поддержание постоянства их восприятия (Predemon 1993).

    Зрительное восприятие и постоянство формы

    Постоянство формы можно определить как относительное постоянство воспринимаемой формы объекта независимо от изменений его ориентации.

    Чтобы придать постоянство формы, зрительная система должна компенсировать изменения таким же образом, как и при постоянстве размера, на самом деле существует тесная связь между постоянством формы и размером, оба связаны с восприятием расстояния. Однако для формы расстояние относится к относительному расстоянию различных частей объекта по отношению к наблюдателю, его ориентации в пространстве или его наклону. Помощь клавиш расстояния и глубины, а также контекста, который может указать степень наклона, очень важны.

    Зрительное восприятие, яркость и белизна

    Количество света, достигающего сетчатки от объекта, зависит от источника, который его освещает, внешней освещенности и от света, который отражает этот объект, коэффициента отражения .

    Белая поверхность будет отражать почти 90% падающего на нее света, в отличие от черной поверхности, которая поглощает большую часть падающего света, отражая лишь небольшую часть.

    Блеск

    Мы говорим о яркости при кажущейся интенсивности источника света, который освещает часть камфоры зрительной, т. е. часть комнаты, которая освещена солнцем, по сравнению с другой частью комнаты, имеющей более тусклый свет. осветительные приборы.

    Светимость

    Другим важным понятием является светимость, которая относится к кажущейся отражательной способности поверхности, в которой черные объекты отражают мало света, а белые объекты отражают много света.

    Светимость определяет цвет объекта по шкале от белого до черного, это то, что мы называем белизной. Не путайте понятия белизна и блеск. Белый лист бумаги будет иметь различную яркость в зависимости от того, наблюдают ли его при тусклом или ярком свете, но он всегда будет иметь один и тот же оттенок белого, что сохранит его постоянную белизну.

    Постоянство светимости

    Есть два объяснения постоянства светимости. Первый утверждает, что постоянство следует из отношений между стимулами. Точно так же, как постоянство размера и формы объекта поддерживалось по отношению к контексту и другим объектам сцены, то же самое происходит и со светимостью, это соотношение между яркостью сцены, объекта и того, что вас окружает. Если количество источника света меняется, например, солнца, коэффициент отражения будет другим, но изменения будут пропорциональны всем компонентам сцены, то есть коэффициенты отражения, достигающие сетчатки, такие же, как и у Первоначальный ситуация.

    Латеральное торможение

    Физиологическим принципом, объясняющим это явление, было бы латеральное торможение в камфорецептиве. Большее освещение предполагает большее возбуждение стимулирующей зоны, но в то же время большее торможение периферической зоны камфорорецептора. При меньшем освещении меньшее возбуждение происходит в центре кампои, меньшее торможение в кампое или на периферии, поэтому общий ответ остается постоянным.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *