Мышление и восприятие — Психологос
01 октября 2022 г., 21:37
Немного метафорически можно сказать, что восприятие — это свернутое мышление.
Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.
Мышление – это умение находить и устанавливать связи между частями, отвечать на вопросы: Что, Как? Почему? Зачем? и др.
- Представить машину и паровоз – это чувственный образ (паровоз большой и звенит, машина маленькая и гудит) А вот описать что такое машина, что такое паровоз, как они соотносятся, в чем похожи, в чем ключевые различия — это мышление (машина – и паровоз – средства передвижения. Машина двигается за счет энергии тепла полученного в результате сгорания топлива, паровоз – за счет воздействия пара на систему поршней, которые приводят в движения колеса и т.д.)
Мышление создает понятия – то есть облачает образы в слова и формулировки (для сравнения – восприятие создает образы, апперцепция – осмысленные образы)
- Как часто в ответ на простые вопросы – типа «что такое потребность?» звучат долгие и путанные объяснения.
Чувственные образы нужны как исходный материал для мышления (то есть то,что было воспринято теперь подвергнется мыслительной обработке). Если восприятие – это процесс сиюсекундный или просиходящий в короткое время (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ), то мышление — процесс по времени происходящий позже (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ – подумал – получил понятие).
- Восприятие в ответ на вопрос где живет человек рисует или юрту, покрытую шкурами или высотку со стеклянными окнами, а мышление сообщает, что человек чаще всего живет строениях с крышей. Строения эти могут различаться в зависимости от климата и величины населенного пункта. Если речь идет о городе нашей страны– то это будут многоэтажные многоквартирные дома, если о пригороде – дву-трехэтажные индивидуальные коттеджи.
Мышление может быть связано и со сказками – он это сделал чтобы меня обидеть, или потому что не любит – но в мышлении всегда есть логика (в восприятии логики может и не быть)
Процесс создания одного понятия называется — осмыслением.
- Есть зрение — мы им видим — мы увидели — и получили картинку
- Есть мышление — мы мыслим — мы осмыслили — и получили понятие
- Восприятие
- Мышление
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 янв. 2006 г.
Мышление
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.
7Подробнее
01 окт. 2022 г.
Восприятие
1Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Муж секс не выпрашивает
- Райк Герд Хамер, создатель Германской новой медицины
- Обманывать папу не советую
- Новогодний тариф Дистанции
- 5 признаков того, что мужчина хочет развестись
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
- Убираю нетки: отчеты
- Максимум жизни 1
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
- Знакомство с Дистанцией 2
- Интонации: профнабор руководителя
- Интонации: профнабор психолога
Вопрос 24. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими психологическими процессами. Мышление и речь.
Понятие о мышлении
Мышление – обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в существенных связях и отношениях. Мышление раскрывает связь единичного и общего. Мышление раскрывает законы действительности в отличие от восприятия, не раскрывающего общие закономерности, а отражающего единичные объекты. Восприятие приобретает св-во обобщенности благодаря включению в него мыслительной д-ти. В отличие от восприятия, мышление выполняет ф-ию планирования, поскольку позволяет предвосхитить решение задачи, которая появится только в будущем.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление и речь.
Мышление всегда связано с речью и мышления без речи быть не может. Доказательством являются эксперименты Соколова, в которых у всех испытуемых отмечалась речедвигательная импульсация не только в пр-се вербально-понятийного мышления, но и наглядного. У глухонемых, владеющих жестовой и дактильной речью, мышление также осущ-ся в связи с языком. На мускулы их пальцев были помещены электроды, чтобы измерить их движения, когда эти люди думают. Задачи на абстрактное мышление вызывали такие движения в руке у 84% испытуемых (у слышащих – 31%).
Но отождествлять мышление с речью нельзя, т.к. мышление содержит помимо речевой, также неречевую фазу действия (взаимодействие первой и второй сигнальных систем, накопление сенсорной информации). Опыты Соколова с речевыми помехами, когда испытуемые должны были принудительно осуществлять проговаривание постороннего материала при одновременном выполнении мыслительных заданий. У испытуемых возникали мыслительные затруднения – они воспринимали лишь отдельные слова, но не понимали смысл фразы. Следовательно, мыслительный пр-с включает в себя как речевые, так и предметные компоненты. При затруднениях в понимнии смысла фразы нарушалось запоминание не только словесного, но и образного материала.
Восприятие и Мышление тесно связаны
Поделиться на фейсбуке
Поделиться в твиттере
Поделиться на linkedin
Восприятие — это значение, которое мы придаем различной поступающей информации в зависимости от того, как мы на нее смотрим. Разные люди воспринимают реальность по-разному в зависимости от своих интерпретаций. Мышление работает с нашим восприятием различными способами в зависимости от наших потребностей и целей. Наиболее распространенное определение мышления состоит в том, что это логический процесс, основанный на движении вперед шаг за шагом к какому-то заключению. Когда два человека воспринимают вещи по-разному, они могут прийти к очень разным выводам, даже используя один и тот же мыслительный процесс. Например, представьте, что вы видите молодую женщину, которая с криком бежит по улице. Затем вы видите, как за ней бежит мужчина, держащий палку. Вы обдумываете ситуацию и делаете вывод, что мужчина пытается навредить женщине, а женщина пытается убежать от мужчины. Но другой наблюдатель, с другого ракурса, видит большую собаку с оскаленными клыками, бегущую за мужчиной и женщиной. Этот человек приходит к выводу, что мужчина и женщина бегут от собаки. Установлено, что целых 90% ошибок, совершаемых людьми, сдающими тесты, являются ошибками восприятия, а не ошибками логики.
Еще для изучения
Измените культуру своего рабочего места в 2023 году
22 декабря 2022 г. No Comments
Измените культуру своего рабочего места, чтобы нанимать, развивать и удерживать людей, необходимых для достижения успеха в 2023 году и далее. В течение 2022 года
Счастливого Рождества из Холста!
14 декабря 2022 г. No Comments
Наши даты открытия и закрытия Рождества и Нового года вместе с праздничными фаворитами от команды Holst. Это обратный отсчет до Рождества!Оптимизируйте свой внутренний талант с помощью целевого обучения
7 декабря 2022 г. Комментариев нет
Максимизируйте производительность и укрепите отношения на рабочем месте с помощью целенаправленной стратегии обучения, соответствующей целям вашей организации. Наем за навыки может быть
Системное мышление — Восприятие восприятия как ключ
Документ семинара, 2005 г.
19 страниц, класс: 1,0
Т Л
Томас Лагнер (автор)
Выдержка
(1) Введение
Когда я начал собирать данные для этой статьи, я наткнулся на вышеупомянутую цитату и понял тесную связь между тем, как мы воспринимаем реальность, и тем, что восприятие является ключом к системному мышлению.
Системное мышление, в частности, означает перестать оценивать реальность фрагментарно и в деталях, а смотреть на нее целиком. Поэтому настоящий системный мыслитель наблюдает динамические взаимосвязи и закономерности, а не просто «моментальные снимки». Как выяснится на примере главного дизайнера BMW Криса Бэнгла, системное мышление можно считать искусством. Кроме того, цель этой статьи — показать, как «наши действия создают нашу реальность» (Сенге 19).94, 1) и как мы можем быть мастерами.
Кроме того, я вкратце применю «Модель контроля влияния признательности» (AIC) Билла Смита и Элизабет Дэвис, чтобы подчеркнуть важную роль восприятия в системном мышлении. Эта модель сосредоточена на том, как достичь и реализовать весь потенциал цели (цели). Общая философия заключается в том, чтобы прийти к пониманию «силы», которая задействована в процессе организации. В частности, сам процесс состоит из трех уровней, которыми необходимо должным образом «управлять», чтобы добиться успеха в реализации цели, направленной на:
(1) Благодарность – относящаяся к системе в целом, имеющая отношение (информация)
(2) Влияние – отношение к компонентам системы (преобразование)
(3) Контроль — Направление ресурсов для достижения цели (формирования).
Поэтому я разделил этот документ на три части в соответствии с моделью AIC. В первой части я сосредоточусь на важности восприятия и на том, как восприятие влияет на «оценку». Во второй части я рассмотрю, как вследствие иного восприятия действительности процесс организации трансформировался в системное мышление — «влияние» измененного восприятия. В заключительной и третьей части я покажу, как системное мышление может проявляться в повседневной практике и как его можно приобрести.
(2) Информация: Восприятие и неопределенность
Понимание понятия «восприятие» означает понимание того, как и почему люди ведут себя определенным образом. Поэтому Курт Левин заявил, что поведение человека состоит из его предпосылок (например, знаний, установок), а также из контекста ситуации (Stroh et al. 2002, 31). Однако оба аспекта взаимосвязаны, поскольку наши собственные предпосылки, такие как наши установки, которые, например, содержат стереотипы или предубеждения («наш способ мышления»), формируют то, как мы воспринимаем ситуации, в которых находимся. Следовательно, Эллинор и Герад (1998, 68) изложили это в своей статье «Приостановление суждения» таким образом, что наше мышление определяет наши действия. Однако, поскольку системное мышление требует смотреть на «целое», наше восприятие автоматически мешает достижению этой цели, поскольку, например, озабоченность определенными предубеждениями автоматически блокирует получение дополнительной информации.
В контексте системного мышления Сенге, например, прекрасно осознает важную роль, которую играет «восприятие», поскольку он пишет, что «то, что мы видим, зависит от того, что мы готовы увидеть» (Senge in Shafritz et al. 2005, 443). ).
Римский философ Плиний Старший ( 23 г. н.э. — 79 г. н.э. ) однажды заявил, что «единственная уверенность в том, что нет ничего определенного». Поэтому очень важным фактором, формирующим наше «восприятие», является наша культурно сформированная стратегия преодоления фактора неопределенности. Прежде всего, фоновой теорией для этого является теория управления террором (Соломон и др., 1991). Эта теория объясняет, что человечество постоянно боится смерти и что мы справляемся с этим страхом, развивая культурные паттерны (структуры), которые уменьшают этот страх. На первый взгляд может быть трудно уловить связь с понятием восприятия, но, как показывает Хофстеде в своей книге «Культуры и организации» (1991, 122) неопределенность порождает тревогу. Поэтому он утверждает, что тревога изменяет наше восприятие реальности — для него тревога — это страх перед несуществующим объектом: она создается в нашем уме и, следовательно, влияет на наше восприятие. Кроме того, он показывает, что людям опасно не знать, «что происходит» или «что будет» — например, не знать, когда мы умрем. Очень хорошим примером того, как мы преодолеваем эту неопределенность, является тот факт, что мы устанавливаем законы или даже такие вещи, как техноструктура (например, правила дорожного движения). Эти структурные паттерны гарантируют определенное поведение, которое снижает неопределенность. Однако то, как мы создаем эти структуры, сильно зависит от того, как наша тревога из-за неопределенности формирует наше восприятие.
Подводя итог, чтобы справиться с неопределенностью, человечество начинает «организационный процесс», или, как выразился бы Вебер: создание «бюрократии» (Weber in Shafritz et al. 2005, 73-75). Таким образом, наличие неопределенности определяет необходимость контролировать ситуацию. Организации, например, устанавливают правила для сотрудников, чтобы убедиться, что они будут действовать желаемым образом. Однако, поскольку тревога порождает ложные представления о реальности, как показала история (см. часть 3 о трансформации), человек должен научиться ценить неопределенность, выражая ее словами модели АИК. Мы не можем контролировать неопределенность в каждой ситуации, и это означало бы ограничить себя определенным набором действий. Оценка в данном случае означает принятие реальности такой, какая она есть, и поэтому это ключ к системному мышлению. По мере того, как мы учимся ценить окружающую среду и осознавать важную роль, которую играет наше восприятие в этом случае, мы открываем себе путь к системному мышлению.
Я сделал это, оценив (проиллюстрировав), что существует очень важное имплицитное предположение относительно нашей способности быть системными мыслителями: тот факт, что мы действительно непредвзято воспринимаем более широкую картину посредством системного мышления.
(3) Трансформация: путь к системному мышлению
Философ Дж. Кришнамурти однажды сказал: «Если вы начнете понимать, кто вы есть, не пытаясь это изменить, тогда то, чем вы являетесь, претерпевает трансформацию». Таким образом, последняя глава этого эссе, посвященная «информации», дает представление о том, как «восприятие» влияет на наше понимание реальности (структур). Более того, понимая это, мы начинаем открываться системному мышлению.
За последнее столетие именно это и произошло, поскольку ученые и менеджеры (общество) стали лучше понимать, кто мы есть. Это вызвало трансформацию в том, как мы организуемся: мы начали переходить от линейного мышления к системному мышлению. Поэтому ниже я опишу этот процесс трансформации.
В конце 19 века Макс Вебер был одним из ведущих ученых, разработавших понимание организационного процесса. Хотя он разработал различные концепции власти и авторитета, его концепция бюрократии (Weber in Shafritz et al. 2005, 73-78) широко использовалась в те дни. Эта конкретная концепция направлена прежде всего на контроль организационного процесса (строгий регламент, иерархия и систематизация документов) — контроль над людьми. Интересно, что эта концепция была разработана в культуре (Германия), которая изо всех сил старается избегать неопределенности (Хофстеде 19).91, 110). По словам Хофстеде, такой фон влияет на организационные структуры, в которых менеджеров просят давать ответы, а не вопросы, следует устранять конфликты, а рабочие места следует уточнять и закреплять. Кроме того, такая «среда избегания неопределенности» оказывает влияние на «лидеров», в которых они больше сосредоточены на операционных проблемах (уровень контроля), чем на стратегических проблемах (уровень оценки и влияния). В целом Хофстеде особенно обнаружил, что западные культуры в целом более сосредоточены на избегании неопределенности, чем восточные (азиатские) культуры в целом.
В этом вопросе неудивительно, что из-за желания избежать неопределенности организации были организованы «очень специфически» во время Машинного века / Промышленной революции.