Социальная сущность человека. Самореализация и качества личности
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
resheba.me
Урок обществознания в 10-м классе. Базовый уровень по теме «Человек в системе социальных связей»
Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Презентация.
— Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:
Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
— А вы можете сказать, что такое человек?
— Что станет темой нашего урока? Человек:
— Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?
— Итак, тема урока «Человек в системе социальных связей».
II. Цель и задачи урока.
— Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).
— А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.
П л а н:
1. Биологическое и социальное в человеке.
2. ? (Личность).
— На уроке вы будете работать в группах.
Критерии оценивания работы группы:
- умение аргументировать свой ответ;
- умение сотрудничать с группой;
- умение выражать своё мнение.
III. Изучение нового материала.
— Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке — противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено
Задание 1
- 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
- 2 группа — биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.
По ходу работы заполнить таблицу:
— Проверим Таблицу.
— Сделайте вывод. Человек — особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
— Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
Задание 2
— Оцените следующие суждения и сделайте вывод.
1) Тип современного человека homo sapiens — человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.
2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.
— Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны — убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).
Задание 3
— При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.
1 группа
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)
2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)
3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества — разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)
— Одно из определений записать.
2 группа
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)
— Одно из определений записать.
Задание 4
— Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная
- 1 группа — индивидуальность, 2 группа — индивида
- 1 группа — индивидуальность — высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
- 2 группа — индивида — глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)
Задание 5
-Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищещь, Диоген?». «Ищу человека», отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?
— Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?
П л а н:
1. Биологическое и социальное в человеке.
2.Личность.
— Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
Задание 6
— Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).
- способность делать выбор (сила воли, характер)
- несет ответственность за свои дела, поступки
- трудолюбие
- целеустремленность
- творческий подход к жизни
- неудовлетворенность существующем положением
- стремление к совершенствованию, к развитию
- самообразование, самовоспитание
- проявление активности
- независимость
- инициатива
- предприимчивость
- своё мнение
Задание 7
— Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?
Личность — человек с социально значимыми качествами.
Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Личность — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).
Личность — социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.
— Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?
— Одно из определений записать.
Задание 8
— Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй — 2 группа.
— Первое значение понятия «личность» выражает сущность человека — самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.
— Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).
— Какое из определений личности отражает оба подхода?
Задание 9
— Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.
Структура личности
- Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
- Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
- Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)
— Легко ли быть личностью?
— Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность — это непрекращающееся усилие.
Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.
Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.
Задание 10
— Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?
— Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них «Личностью» (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.
— Как Вы понимаете разницу между понятиями «человеческая личность» и «Личность» (с большой буквы)?
— Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.
— А себя вы можете назвать личностью и почему?
— Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
Задание 11
— Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.
1 группа
1. Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. В.Шекспир
2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер
3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери
4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский
5. П.И.Чайковский писал: «:в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна».
6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский
2 группа
1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.
2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ
3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо
4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок
5. О
urok.1sept.ru
Решебник по обществознанию 10 класс
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: 10 класс. Обществознание. Тема «Человек в системе социальных связей»
Урок по обществознанию. 10 класс.
Базовый уровень.
Программа: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев. «Обществознание. 10—11 классы. Базовый уровень.. (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы».- М.: Просвещение, 2010 г.)
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.Ю.Лазебникова «Обществознание». Москва. «Просвещение». 2013 г.
Тема «Человек в системе социальных связей».
Тип урока: урок – изучение нового материала через постановку проблемы.
Технология: системно – деятельностная.
Методы: проблемное изложение, метод представления материала одновременно в словесной, знаково – символичной формах, практико – ориентированное применение материала.
Цели:
— оптимизация учебного процесса;
— повышение уровня учебной мотивации;
— освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.
Компетенции:
Предметная
— овладение понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Ознакомление с социальной сущностью деятельности человека, с особенностями структуры личности, процессами устойчивости и изменчивости личности. Освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.
Метапредметная
— развитие у учащихся умения самостоятельно определять цели и составлять планы, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии.
Личностная
— способствовать:
- формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Этапы урока
№ | Содержание этапа урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1 | Организацион- ный момент | Преподаватель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих в классе. | Староста называет отсутствующих и причину отсутствия. |
2 | Этап подготовки учащихся к работе | Преподаватель: Сегодня мы будем говорить о человеке в системе социальных связей. Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала и определимся с нашим главным проблемным вопросом. Следуя алгоритму, необходимо сначала дать определение понятию, которое заложено в теме – это понятие… Но понятие «человек» многогранно и мы будем рассматривать человека как индивида, индивидуальность и личность. Поэтому я предлагаю вам подумать над высказыванием А.Н.Леонтьева «Личностью . Слай д 2 Вам необходимо аргументировать свой ответ: согласны вы или не согласны с мнением автора. | Ответы учащихся: — -человек — не рождаются, а личностью становятся». Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и высказывание А.Н.Леонтьева. |
3 | Актуализация основного вида деятельности на уроке. Актуализация субъектного опыта учащихся | Преподаватель: Человек живет в обществе, взаимодействует с окружающим миром, его деятельность связана процессами познания. И для того, чтобы раскрыть сущность человека, мы должны вспомнить то, что уже учили. Вопросы учащимся: — Дайте определение понятия «общества» в узком смысле слова. — Дайте определение понятия «общества» в широком смысле слова. — перечислите отличия деятельности человека от деятельности животных. — что такое деятельность? — перечислите известные вам духовные ориентиры личности. Преподаватель: Для того, чтобы понять как возможно изучить сущность человека, вспомним, что такое знание и познание? Вопросы учащимся: Слайд 3 На доске письменно:
Устно: 1. Охарактеризовать основные формы познания. | Ответы учащихся: — дают определения терминов, перечисляют отличия, дают определения деятельности и духовных ориентиров личности (мораль, ценности, идеалы). Дают определение терминов «знание» и «познание». Ответы учащихся. |
4 | Этап усвоения новых знаний и способов действий | Преподаватель: итак, изучая сущность человека, мы должны придерживаться принципов научного познания: объективности, обоснованности, системности и т.д. Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов. Вопрос учащимся: — по вашему мнению, человек – существо больше природное или социальное? Преподаватель: далее нам необходимо выяснить взаимосвязь понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Вопрос учащимся: — Что на ваш взгляд характеризует человека как индивида? Преподаватель: — подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Слайд 4 | Ответы учащихся: — обсуждение данного вопроса, в результате которого должны выяснить, что человек существо биосоциальное. Данное положение записывается в тетрадь. Ответы учащихся: — единичный представитель человеческого рода; — один из нас; — отдельный человек. |
Вопрос учащимся: — Что отличает индивидуальность от индивида? Преподаватель: — подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Слайд 5 Преподаватель: — назовите известных вам людей (из истории), которых вы могли бы назвать личностями. — почему вы считаете этих людей личностями? — можем ли мы назвать личностью бомжа, алкоголика, наркомана? Почему? — Когда, в каком возрасте можно стать личностью? — А вы на сегодняшний день личности? Почему? — нет не являетесь — Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня? Слайд 6 Преподаватель: — подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7 | Ответы учащихся: — интересы, характер, способности. Учащиеся называют исторических деятелей. Ответы учащихся: — перечисляют качества: сильные, смелые, решительные, ответственные, самостоятельные и т.д. Ответы учащихся:- нет, так как он утрачивает ряд человеческих качеств: мораль, ценности, идеалы. Ответы учащихся: -в достаточно взрослом, но и в 60 лет можно не быть личностью. Обсуждение вопроса Ответы учащихся: — да, нет Ответы учащихся: — ответственность, целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля и т.д. |
— Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня? Слайд 6 Преподаватель: — подводит итог ответов учащихся, демонстрируя схему на слайде. Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7 | Ответы учащихся: — ответственность, целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля и т.д. | ||
5 | Этап применения новых знаний. Итог урока, задание для самоподготовки. | Преподаватель: — выполнить задание по типу задания ЕГЭ №32. Слайд 8 1 вариант: — Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию о двух подходах в науке к понятию «личность» и одно предложение , раскрывающее особенности одного из подходов. (учебник стр. 69) 2 вариант Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащее информацию об основных сферах расширения и углубления социализации индивида и одно предложение , раскрывающее одну из перечисленных сфер. (учебник стр. 71). Выставление оценок.
| Учащиеся выполняют задания, затем отвечают. Запись домашнего задания в дневники. Запись домашнего задания в дневники. |
nsportal.ru
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Презентация по теме «Человек в системе социальных связей»
Слайд 1
Человек в системе социальных связей Тема урокаСлайд 2
Цели урока Познакомиться: с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность», научиться различать эти понятия. Особенностями процесса социализации и факторами, влияющими на этот процесс Социальными статусами и ролями, занимаемыми человеком в обществе. Сделать вывод о важности социальных взаимодействий в жизни человека
Слайд 3
План урока Понятия индивида и индивидуальности. Понятие личности Процесс социализации и факторы, на него влияющие Социальные статусы и социальные роли. Ролевой конфликт
Слайд 4
1. Понятие индивида , индивидуальности, личности
Слайд 5
Сравните три характеристики человека Николай, как и все люди, наделен способностью к прямохождению , развитым головным мозгом и речевым аппаратом. У Николая зеленые глаза и русые волосы. По типу темперамента он сангвиник Николай ответственный человек и хороший друг. Он хорошо учится, неплохо знает историю и обществознание.
Слайд 6
Типичные свойства Особенности Социальные качества Индивид Индивидуальность Личность
Слайд 7
Индивид – человек как единичный представитель человеческого рода (человечества).
Слайд 8
История понятия
Слайд 9
Человек как индивид Прямохождение Строение тела Физиология Устройство головного мозга Устройство речевого аппарата
Слайд 10
Типичные свойства Особенности Социальные качества Индивид Индивидуальность Личность
Слайд 11
Индивидуальность – человек с учетом его биологических, психологических и социальных особенностей
Слайд 12
Индивидуальные особенности человека Психологичексие (темперамент, особенности психики) Биологические (внешность, физиолог. особенности Социальные (мировоззрение, ценности, знания, способности и т.д.)
Слайд 13
2. Понятие личности
Слайд 14
Типичные свойства Особенности Социальные качества Индивид Индивидуальность Личность
Слайд 15
Личность – человек, обладающий совокупностью социально-значимых качеств, реализуемых им в процессе сознательной деятельности
Слайд 16
Социально-значимые качества Знания и умения Интересы Ценности, идеалы Убеждения, мировоззрение Способности Социально обусловленные свойства характера (ответственность, трудолюбие, амбициозность ) Коммуникативные навыки и т.д.
Слайд 17
Индивид – биологические данные человека Личность – социальные качества Индивидуальность?
Слайд 18
Личность и индивидуальность
Слайд 19
Менталитет Внешность Темперамент Ценности, личные принципы Мировоззрение Способности Социальные нормы, социальное поведение Знания на основе здравого смысла Наследственность, задатки Навыки и умения элементы общественного сознания Физиологические особенности
Слайд 20
человек индивид индивидуальность личность Человек как………………………………………………………… Человек с учетом его………………………………………………………… Человек, обладающий совокупностью…………………………………………..
Слайд 21
Материал для закрепления Характеристики человека Средний рост Знания основ обществознания Вспыльчивость Наличие нервной системы Математические способности Интроверт Альтруист Характеристики Индивид Индивидуальность личности
Слайд 22
Материал для закрепления Какой признак характеризует человека как личность? Особенности внешности Общественная активность Свойства темперамента Физическое развитие
Слайд 23
3. Процесс социализации Личностью рождаются или становятся?
Слайд 24
Проанализируйте ситуацию В 1920 г. В Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала , стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более 10 лет, но ее развитие оставалось на уровне ребенка 4 лет.
Слайд 25
Вопросы: Можно сказать, что Камала обладала свойствами индивида? Можно назвать ее индивидуальностью? Можно ли сказать, что она обладала качествами личности?
Слайд 26
Выводы: Индивидом человек рождается, а личностью – становится Для становления личности человеку необходимо жить в обществе Человек становится личностью в процессе социализации
Слайд 27
Социализация процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых ему для успешного функционирования в обществе
Слайд 28
Типы социализации Первичная Вторичная
Слайд 29
Что влияет на социализацию?
Слайд 30
Агенты социализации Социальные институты, организации , социальные группы влияющие на социализацию человека
Слайд 31
Агенты социализации ……….. …………… …………. …………………………………. Социализация – процесс ……………………………………………………………………………………………… ………. ……… ………. ………….
Слайд 32
Агенты социализации семья Социальное окружение государство Образовательные учреждения Социализация – процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе сми армия церковь Общественные организации
Слайд 33
Закрепление материала Верны ли следующие суждения о социализации? А. Процесс социализации осуществляется только в детском возрасте? Б. Общество всегда целенапрвленно влияет на развитие личности 1)Верно только А 3)Оба верны 2)Верно только Б 4)Оба неверны
Слайд 34
4. Социальные статусы и роли
Слайд 35
Социальный статус Положение, занимаемое человеком в обществе. Как правило, человек, являясь членом сразу многих соц. групп, занимает в обществе сразу несколько позиций. Совокупность всех статусов называется статусным набором
Слайд 36
Определите статусный набор Тридцатипятилетняя москвичка, Елена В., является педагогом первой категории. Она считает себя русской, несмотря на то, что ее дед – гражданин Польши и проживает в Варшаве. Ее отец, известный физик, переехал в Москву 30 лет назад и проживает с ней, ее мужем и детьми. В свободное время Елена В. занимается легкой атлетикой и имеет звание КМС. Она интересуется психологией и получает заочно второе высшее образование по этой специальности.
Слайд 37
Статусный набор: 35 лет Женщина Москвичка Русская Дочь известного физика Внучка Жена Мать Педагог 1 категории Кандидат в мастера спорта Студент заочного отделения
Слайд 38
Стандартный статусный набор пол; национальность; возраст; социальное происхождение; образование; профессия и уровень квалификации; материальное положение; семейное положение; личные качества и достижения интересы и увлечения.
Слайд 39
Типы статусов Предписанный -дается человеку вне зависимости от его личных заслуг Приобретаемый (достигаемый) – результат личного выбора и сознательных усилий
Слайд 40
Статусный ранг Оценка обществом значимости статуса индивида Статусный ранг определяют такие понятия, как авторитет и престиж
Слайд 41
Сравните ситуацию Владимир пользуется большим уважением среди знакомых, т.к. является генеральным директором крупного акционерного общества Автослеса рь Иван Петрович пользуется большим уважением среди коллег благодаря своей житейской мудрости, трудовому и жизненному опыту.
Слайд 42
Социальный статус Престиж – оценка обществом значимости позиции, занимаемой индивидом Авторитет – степень признания личных качеств индивида
Слайд 43
Социальная роль Поведение, обусловленное статусом
Слайд 44
Социальная роль – поведение, обусловленное статусом Ролевое ожидание Ролевое исполнение Ожидаемая социумом модель поведения, соотносимая с данным статусом (объективно) Реальное поведение индивида (субъективно)
Слайд 45
Предложите ролевые ожидания и типы ролевого исполнения для данных статусов Врач-терапевт Отец Немец Пенсионер Ученик Москвич Дочь Полицейский Президент Мужчина мусульманка Кандидат наук подросток
Слайд 46
Социальный статус — ……………………………………………………………… Социальая роль — ………………………………………………………………. Приобретаемые — ……………………………………………………………………………………… Ролевое ожидание — ……………………………………………………….. Ролеоое исполнение — …………………………………………………………. Предписанный — ………………………………………………………… Престиж — ……………………………………………… Авторитет — ………………………………………………
Слайд 47
5. Ролевой конфликт
Слайд 48
Рассмотрите ситуации Сотрудник крупной компании вынужден оставаться на работе сверхурочно, что не позволяет уделять ему достаточно внимания своей семье Мама, нежно любящая свого единственного сына, должна наказывать его за плохое поведение Мария, работающая бухгалтером, жалуется, что данная работа не позволяет ей самореализоваться , как творческой личности. Кроме того, для данной работы ей не хватает усидчивости
Слайд 49
Вопросы: Что общего в этих ситуациях? В чем различия?
Слайд 50
Вывод: Все эти ситуации представляют собой разновидности ролевых конфликтов
Слайд 51
Ролевой конфликт — конфликт , обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами одной роли Межролевой – противоречия между разными ролями, исполн . человеком Внутриролевой – ситуация, когда к одной роли предъявляют диаметрально противоположные требования Личностно-ролевой – ситуация, когда ролевые ожидания не соответствуют личным качествам индивида
Слайд 52
К какому типу относятся ролевые конфликты Врач-хирург просит своего коллегу прооперировать свою дочь, так как самому ему психологически сложно это сделать Призывник не хочет идти в армию, т.к. является убежденным пацифистом Учитель, несмотря на хорошее отношение ко всем ученикам, ставит им двойки за невыполненное домашнее задание Петр 1 приказал казнить своего единственного сына, заподозренного в государственной измене
Слайд 53
Приведите свои примеры ролевых конфликтов, связанных с данными ролями Бизнесмен Ученик Дочь Гражданин (патриот) Спортсмен
Слайд 54
Вопросы для закрепления Что такое статус и каким он бывает? Чем различается предписанный и приобретаемый статусы? В чем различие между авторитетом и престижем? Что такое социальная роль? Каковы ее элементы? Назовите основные причины ролевого конфликта
Слайд 55
Выводы урока: Человека можно характеризовать как индивида (типичного представителя человеческого рода), индивидуальность(с учетом его особенностей) и личность (с учетом его социально-значимых качеств Личностью человек становится в процессе социализации. Факторы, влияющие на социализацию – агенты социализации.
Слайд 56
Выводы В процессе социализации человек получает статусы и осваивает социальные роли Разные роли (или компоненты одной роли)могут противоречить друг другу. Так же роль может не соответствовать личным особенностям человека. Эта ситуация называется ролевым конфликтом
Слайд 57
Домашнее задание Учебник (база) пар. 7 Учебник (профиль) пар.28, стр.290-294 Текст, задания С1-С4 (на почте)
Слайд 58
Повторение
Слайд 59
Существует ли свобода? Свобода – это…………………… …………………. …………………… ………………….
Слайд 60
свобода ответственность Феномен…………………………………………….
nsportal.ru
Конспект урока по обществознанию на тему «Направленность личности» (10 класс)
Тема: НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Цель: ученики научаться определять составляющие направленности личности, схематизировать мотивы социального поведения личности.
Предметный результат: усвоение понятий – социальная установка, социальное действие, альтруизм, фрустрация; выявление взаимосвязи между направленностью деятельности и влечениями, желаниями, стремлениями, интересами, идеалами, убеждениями, выявление смыслов высказываний К.Д. Ушинского, С.Е. Леца, составление схематической характеристики мотивов социальной деятельности литературного персонажа.
Метапредметный результат: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, строить логические умозаключения, формулировать свое мнение, систематизировать и схематизировать информацию, исследовательской деятельности.
Личностный результат: развитие мировоззрения, основ самопознания и самопонимания.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА:
— Посмотрите на слайд. Попытайтесь его озаглавить.
ВАРИАНТЫ УЧАЩИХСЯ
— Часто ли человек попадает в жизни в ситуацию ВЫБОРА? Отчего зависит выбор НАПРАВЛЕНИЯ по которому человек идет по жизни?!
— Поможет найти ответы на эти вопросы тема: НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ
ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА:
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
РАБОТА ПО СЛАЙДУ
— Чем поведение современного человека, когда он хочет есть отличается от поведения животного в аналогичной ситуации?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ ОБСУЖДЕНИЕ
— Человек осуществляет таким образом «социальное действие».
— Этот термин широко использовал М. Вебер (1864 – 1920 гг.), который писал: «Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл».
— Таким образом, — «Социальное действие» — это осмысленное поведение человека!
РАБОТА СО СХЕМОЙ ПО СЛАЙДУ
— Взгляните на схему и попытайтесь ее прокомментировать!
РАБОТА СО СХЕМОЙ
— Социальное действие — это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
— Социальное действие, с одной стороны, направлено на удовлетворение потребностей и интересов самого человека, с другой — ориентировано прямо или косвенно на других людей. И в тех случаях, когда действие или поступок затрагивают интересы окружающих, они вызывают какой-либо отклик с их стороны.
— Социальные действия могут быть разделены на два вида: рациональные и иррациональные.
— Рациональное социальное действие — это такое социальное действие, при котором субъект предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы ее достижения.
— Иррациональное социальное действие — это аффективно-импульсивное действие, при котором субъект не дает себе ясного отчета о цели, средствах и способах ее достижения.
— Следует отметить, что в реальной жизни часто встречается смешанный тип — частично рациональный и частично иррациональный.
— Действия можно разделить на ответственные и безответственные (волюнтаристские).
— Ответственное действие — это такое инициативное социальное действие, при котором действующий субъект берет на себя ответственность за возможные последствия для других людей и окружающей социальной и природной среды.
— Безответственное действие — это инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей и не желая брать на себя ответственность за возможные негативные для общества и природы последствия, избирает любые средства, способные привести к цели.
ЗАДАНИЕ: Дайте оценку «социальным действиям» исторических личностей.
— Жанна Д, Арк – «Если не я, то Кто?»
— Людовик XV – «После нас хоть потоп!»
ОБСУЖДЕНИЕ
СТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ЗАДАНИЕ: рассмотрите СХЕМУ, выберите из списка определение соответствующее элементу структуры направленности личности.
РАБОТА ПО СЛАЙДУ и РАЗДАТКЕ
Влечение — это особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо.
Желание — мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.
Стремление — настойчивое желание сделать что-либо или добиться чего-либо, внутренне обусловленная необходимость.
Интерес — реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов.
Склонность — мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности.
Идеал — образец, представление о наилучшем воплощении цели.
Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями.
Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ
— Итак, направленность личности включает в различном сочетании сложную иерархию мотивов, причем на вершине этой иерархии могут быть разные по содержанию мотивы.
— Тем не менее, психологи сходятся в том, что наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу, другим людям.
— В зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности (их называют также личными, эгоистическими) или мотивы, связанные с интересами других людей (их называют также альтруистическими, коллективистическими, просоциальными), строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания.
РАБОТА СО СХЕМОЙ ПО СЛАЙДУ
— Что такое АЛЬТРУИЗМ?
ОТВЕТЫ
(это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами)
— Подберите СИНОНИМЫ этого понятия.
— Назовите качества, которыми обладает АЛЬТРУИСТ.
ОТВЕТЫ
— Поберите слово противоположное по значению АЛЬТРУИЗМУ.
ОТВЕТЫ
(ЭГОИЗМ)
— Как можно характеризовать такого человека.
— На ваш взгляд, каких людей в современном обществе больше? Почему?
ОБСУЖДЕНИЕ
— Наряду с указанными двумя видами направленности многие исследователи выделяют третий вид направленности личности — так называемую деловую направленность личности, столь же важную, но несводимую к личной и общественной.
— Как мы обозначим эту направленность в нашей схеме?
ОТВЕТЫ
(Я И ДЕЛО)
ЗАПИСЬ В СХЕМУ
— Чем, на ваш взгляд, будет отличаться этот вид направленности?
ОБСУЖДЕНИЕ
— В деловой направленности (ее также называют направленностью на задачу) побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности.
РАБОТА СО СХЕМОЙ ПО СЛАЙДУ
— Приведите пример поведения такого типа направленности.
ПРИМЕРЫ УЧАЩИХСЯ
— Вот что писал о роли деловых мотивов в жизни вообще и в науке в частности великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870 гг.): «Если бы только польза от науки сделалась целью науки, то она не продвинулась бы ни на шаг вперед и перестала бы приносить пользу. Действительный же ученый занимается наукою для науки и, так сказать, по дороге открывает в ней средства или удаления страданий, или приобретения новых наслаждений, и, конечно, не для себя».
— Какую мысль подчеркивает автор слов.
РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ
РАБОТА СО СЛАЙДОМ – СХЕМОЙ
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙДУ – СХЕМЕ
— Направленность личности является фундаментом, на котором формируются ее жизненные цели.
— В течение жизни каждому человеку доводится осуществлять разнообразные виды деятельности.
— Каждая деятельность реализует определенную цель.
— Жизненная цель объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности.
— Вместе с тем достижение каждой из промежуточных целей — это новый шаг на пути к общей жизненной цели.
(Так, если жизненная цель человека может быть определена как служение идеалам благородства, то в конкретных проявлениях в течение жизни эта цель может преобразовываться в частные цели: хорошо выполнять свою работу, уважать партнеров по общению, не допускать отступлений от принятых в социуме норм, служить своей Родине и т. п.)
— С жизненными целями связан уровень достижений личности.
РАБОТА СО СЛАЙДОМ — СХЕМОЙ
— Непреодолимые препятствия, которые могут возникать на пути достижения цели, напротив, могут вызывать глубокие переживания, огорчения.
— Это состояние называют фрустрацией (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов).
РЕАКЦИИ ФРУСТРАЦИИ:
— подавленность, безразличие; — активность, возбуждение; — агрессивность; — детскость.
ПРИЗНАК ФРУСТРАЦИИ
РАБОТА СО СЛАЙДОМ
— С одной стороны, фрустрация изменяет, деформирует поведение человека, а с другой — позволяет лучше узнать его.
— Вспомните народную мудрость, которая отражает этот аспект?
ОТВЕТЫ
— «Человек познается в БЕДЕ»!
— Не будем забывать, что человек существо общественное.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
— УСТАНОВКА — процесс переживания личностью значимости социального объекта.
— СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
КОМПОНЕНТЫ
Когнитивный (познавательный):Мнения, утверждения относительно объекта.
Эмоциональный (аффективный): Чувства и переживания.
Поведенческий: Конкретная деятельность (поведение).
Задание: выберите правильное утверждение, свой выбор обоснуйте!
— Человек рождается с готовым набором социальных установок.
— Человек развивает социальные установки по мере взросления.
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК: устойчивость, изменчивость.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК:
РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАЩИТНАЯ (ПОНИМАНИЕ, САМООЦЕНКА)
— Когда социальные установки долгое время устойчивы и закрыты от влияния нового опыта, то они трансформируются в СТЕРЕОТИПЫ.
— В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще хорошо или плохо применительно к любому объекту.
— Однако, вдумаемся в слова польского писателя Станислава Ежи Леца: «Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней».
ОБСУЖДЕНИЕ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Задание: ответьте на вопросы (устно)
1) Что такое социальное поведение?
2) Какие мотивы составляют направленность личности?
3) Кратко охарактеризуйте основные виды направленности личности.
4) В чем состоит особенность жизненных целей человека?
5) Чем характеризуется социальная установка? Какова ее роль в структуре личности?
ПРАКТИКУМ
ЗАДАНИЕ (работа в парах):
— Представьте схематически мотивы социального поведения литературного персонажа, которые, с вашей точки зрения, наиболее точно выражают направленность его личности.
— Устно поясните представленную схему, выделив ведущие мотивы, определяющие направленность личности персонажа.
РАБОТА НА ПРИМЕРЕ «ЛИЧНОСТИ» КОЛОБКА
ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП УРОКА:
«Для меня сегодняшний урок…»
— Отметьте позиции, характеризующие урок (прохождение темы)
Урок: 1. интересно 2. скучно 3.безразлично
Я на уроке: 4. работал 5. отдыхал 6.помогал другим
Итог: 7. понял материал 8. узнал больше, чем знал 9.не понял
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Методика «Направленность на приобретение знаний».
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника:
1) Получив плохую отметку, ты, придя, домой а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил, б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, так как знаешь, что все равно не спросят.
2) После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку, б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой, а) да, б) нет.
4) Что для тебя учеба: а) познание нового, б) обременительное занятие.
5) Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да, б) нет.
6) Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да, б) нет.
7) Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да, б) нет.
8) Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да, б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да, б) нет.
1О) Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да, б) нет.
11) Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться, б) болеть.
12) Что для тебя важнее: а) отметки, б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы (а) на вопросы 1-6, 8-11 и ответы (б) на вопросы 7 и 12.
infourok.ru
Тема 4. Личность
1.Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.
2. Социализация личности
1. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.
Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.
Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание — свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация — результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность — способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы — постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения — социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать — это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.
Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.
Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания — то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их.
Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выделял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности), 2) безопасности, 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу), 4) признания (уважения и любви), 5) самоактуализации ( самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех.
Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) нормальный, 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса. После достижения нормального (базового) уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после удовлетворения базовых потребностей будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к духовному совершенствованию и т.д. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни.
studfiles.net