Т группа это в психологии: Т-группы вкратце

Виды коррекционных групп: Т- группы.

Т-группа (от англ. training group — группа тренинга) — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения.

Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

Т-группы придают особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Более, чем другие группы, они удачно продолжают традиции социальной психологии и исследований групповой динамики.

На практике учебные цели Т-группы в основном определяются ее участниками, и достижение этих целей облегчается благодаря соответствующей направленности групповых интересов. Групповые интересы могут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивидуума в организации, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних проблем организации, которую представляют участники группы.

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных.

Важные компоненты:

1.         Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде

2.         Обратная связь. Эффективное использование обратной связи, полученной от группы ( в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.). Обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса.

3.         Экспериментирование (основано на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений.)

Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе «здесь и теперь». Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы.

Существуют Т-группы, ориентированные на развитие личности, выявление жизненных ценностей и усиление чувства самоидентичности, — это группы сензитивности.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования — от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в т-группах — свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» — анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности — без обращения к прошлому опыту участников.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Виды коррекционных групп: Т- группы.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Виды коррекционных групп: Т- группы.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Виды коррекционных групп: Т- группы.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

История становления т-групп.

отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название тренинговых групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей.

К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.Тренинговая группа определялась как собрание индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений , который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, студентами, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

  1. Развитие навыков полноценного межличностного общения.

  1. Принципы работы в тренинговой группе

Принципы: 1.Общение по принципу «здесь и сейчас», 2. Принцип персонификации высказываний означает право высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас., 3.Принцип конфиденциальности, 4.Правило распорядка групповых занятий., 5.Принцип активности участников., 6. Принцип доверительного и открытого общения., 7. Принцип партнерского или субъект-субъектного общения, которое реализуется в тренинговой группе и характеризуется равенством психологических позиций участников. 8. Правило не оценивать и не давать советов., 9. Принцип исследовательской позиции участников предполагает создание в ходе тренинга таких ситуаций, в которых участникам приходится самим решать проблемы. 10. Правило сказать «стоп»., 11. Принцип оптимизации познавательных процессов в условиях общения. 11. Принцип объективации поведения предполагает перевод поведения участников в начале занятий с импульсивного уровня на объективированный уровень

  1. Правила работы в тренинговой группе:

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 2.Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3.Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю. ..”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. 5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 6.Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения. 7. “Не опаздывать!” Во время занятий создается психологическое пространство, которое надо беречь. 8. “Стоп!»- тот член группы , который не хочет отвечать на какой -либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать «Стоп!», и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Будем надеяться, что к этому правилу вы будете прибегать редко, поскольку оно сильно ограничивает человека в самопознании. К сожалению, невозможно осуществить подвиг без напряжения силы воли.

Каждый имеет право сказать:»У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». 9. “Активность!»- ответственность каждого за результаты работы группы.Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем , но и на других, ибо работа на другого есть способ познания себя.10.“Не оценивать!» — это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки(«ты ненормальный», «это идиотская мысль», «ты такой грубый»).У нас в группе мы должны учиться не оценивать других людей, а принимать их такими, какие они есть. Так как каждый человек уникален, и наша задача помочь ему раскрыть свой потенциал.11. “Презумпция здоровье!» — участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.

Что такое Т-группа? — Расширение прав и возможностей | Воздействие

Участники работают вместе в небольшой группе из 8-14 человек в течение длительного периода времени. Обучение приходит через анализ собственного опыта, включая чувства, реакции, восприятие и поведение.

Основные предположения

В основе Т-группы лежат следующие предположения о природе процесса, которые отличают Т-группы от других более традиционных моделей обучения:

  • ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Каждый участник несет ответственность за собственное обучение. То, чему человек учится, зависит от его собственного стиля, готовности и отношений, которые он развивает с другими членами группы.
  • РОЛЬ ПЕРСОНАЛА. Роль сотрудника состоит в том, чтобы способствовать изучению и пониманию опыта в группе. Они помогают участникам сосредоточиться на том, как работает группа, на стиле индивидуального участия или на проблемах, с которыми сталкивается группа.
  • ОПЫТ и КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ . Большая часть обучения представляет собой комбинацию опыта и осмысления. Основная цель T-Group состоит в том, чтобы обеспечить условия, в которых людям предлагается совместно изучить свой опыт достаточно подробно, чтобы можно было сделать обоснованные обобщения.
  • НАСТОЯЩИЕ ОТНОШЕНИЯ и ОБУЧЕНИЕ . Человек наиболее свободен в обучении, когда он устанавливает подлинные отношения с другими людьми и тем самым повышает его чувство собственного достоинства и снижает его оборонительную позицию. В подлинных отношениях люди могут быть открытыми, честными и прямыми друг с другом, так что они сообщают то, что они на самом деле чувствуют, а не маскируют свои чувства.
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ и ЗНАЧЕНИЯ . Развитие новых навыков в работе с людьми максимизируется по мере того, как человек исследует основные ценности, лежащие в основе поведения, когда он усваивает соответствующие концепции и теории, а также по мере того, как он может практиковать новое поведение и получать обратную связь о степени, в которой поведение приводит к желаемому результату. влияние.

Цели и результаты

Цели и результаты Т-группы можно классифицировать с точки зрения потенциального обучения отдельных лиц, групп и организаций.

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Большинство участников Т-группы получают представление о влиянии, которое они оказывают на других членов группы. Участник может оценить степень, в которой это воздействие соответствует или отклоняется от его сознательных намерений. Они также могут получить представление о диапазоне восприятия любого конкретного действия. Важно понимать, что разные люди могут по-разному воспринимать одно и то же поведение — например, как поддерживающее или антагонистическое, уместное или неуместное, ясное или двусмысленное — так же, как понимать влияние на любого конкретного человека или конкретное событие.

Многие люди сообщают, что они пробуют в Т-группе поведение, которого никогда раньше не пробовали. Это экспериментирование может расширить их представления о собственном потенциале и компетентности и обеспечить основу для продолжения экспериментов.

  • ГРУППОВАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ . Т-группы часто сосредотачиваются на силах, влияющих на группу, таких как уровень приверженности и выполнения в результате различных методов принятия решений, нормы, контролирующие количество разрешенных конфликтов и разногласий, и виды данных, которые являются допустимыми. собрались. Такие понятия, как сплоченность, сила, групповая зрелость, климат и структура, могут быть изучены с использованием опыта в группе, чтобы лучше понять, насколько эти же силы действуют в ситуации дома.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Статус, влияние, разделение труда и стили управления конфликтами входят в число организационных концепций, которые можно выделить, проанализировав события в Т-группе. Образующиеся подгруппы можно рассматривать как аналоги подразделений внутри организации. Затем можно посмотреть на отношения между группами, изучив такие факторы, как конкурентоспособность, общение, стереотипы и понимание.

Т-группы | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Группы
Групповая динамика
  • Смена выбора
  • Соответствие
  • Групповая сплоченность
  • Групповая эмоция
  • Групповые характеристики
  • Групповое развитие
  • Групповое принятие решений
  • Групповое обсуждение
  • Групповое участие
  • Групповое выступление
  • Групповая поляризация
  • Групповое решение проблем
  • Групповая консультация по процессу
  • Размер группы
  • Структура группы
  • Групповое мышление
  • Ингруппа аутгруппа
  • Межгрупповая динамика
  • Давление сверстников
Виды групповой терапии
  • Мозговой штурм
  • Группы повышения сознания
  • Группа встреч
  • Семья
  • Фокус-группы
  • Функциональные группы
  • Групповое консультирование
  • Групповая инструкция
  • Групповая психотерапия
  • Марафон групповой терапии
  • Референтные группы
  • Социальные группы
  • Группы поддержки
  • Команды
  • Т-группы
Прочие аспекты
  • Групповые дома
  • Социальное безделье

Это поле: просмотреть • обсудить • изменить

В 1947 году Управление военно-морских исследований и Национальная ассоциация образования создали Национальный институт учебных лабораторий в Бетеле, штат Мэн. Они первыми использовали T-групп (чувствительность или лабораторное обучение), в которых учащиеся используют обратную связь, решение проблем и ролевые игры, чтобы получить представление о себе, других и группах. Цель состояла в том, чтобы изменить стандарты, взгляды и поведение людей.

Этот тип обучения вызывает споры, поскольку поведение, которое оно поощряет, часто связано с самораскрытием и открытостью, которые, по мнению многих людей, в конечном итоге наказывается организацией. Кроме того, во многих тренировках чувствительности используется чрезмерная активность. Обратная связь, используемая в этом типе обучения, может быть сугубо личной, поэтому ее должны давать хорошо подготовленные наблюдатели (инструкторы).

См. также

  • Группы повышения сознания
  • Обучение человеческим отношениям
  • Марафон групповой терапии
  • Тренировка чувствительности

Внешние ссылки

  • Т-группы
Эта статья по психологии является незавершенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *