Виды коррекционных групп: Т- группы.
Т-группа (от англ. training group — группа тренинга) — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения.
Т-группы придают особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Более, чем другие группы, они удачно продолжают традиции социальной психологии и исследований групповой динамики.
На практике учебные цели Т-группы в основном определяются ее участниками, и достижение этих целей облегчается благодаря соответствующей направленности групповых интересов. Групповые интересы могут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивидуума в организации, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних проблем организации, которую представляют участники группы.
Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных.
Важные компоненты:
1. Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде
2. Обратная связь. Эффективное использование обратной связи, полученной от группы ( в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.). Обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса.
3. Экспериментирование (основано на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений.)
Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе «здесь и теперь». Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы.
Существуют Т-группы, ориентированные на развитие личности, выявление жизненных ценностей и усиление чувства самоидентичности, — это группы сензитивности.
Для Т-групп характерна:
1) кратковременность существования — от нескольких дней до недель;
2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.
Основной метод в т-группах — свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» — анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности — без обращения к прошлому опыту участников.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Виды коррекционных групп: Т- группы.
От 250 руб
Контрольная работа
Виды коррекционных групп: Т- группы.
От 250 руб
-
Курсовая работа
Виды коррекционных групп: Т- группы.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
История становления т-групп.
отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название тренинговых групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей.
Развитие навыков полноценного межличностного общения.
Принципы работы в тренинговой группе
Принципы: 1.Общение по принципу «здесь и сейчас», 2. Принцип персонификации высказываний означает право высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас., 3.Принцип конфиденциальности, 4.Правило распорядка групповых занятий., 5.Принцип активности участников., 6. Принцип доверительного и открытого общения., 7. Принцип партнерского или субъект-субъектного общения, которое реализуется в тренинговой группе и характеризуется равенством психологических позиций участников. 8. Правило не оценивать и не давать советов., 9. Принцип исследовательской позиции участников предполагает создание в ходе тренинга таких ситуаций, в которых участникам приходится самим решать проблемы. 10. Правило сказать «стоп»., 11. Принцип оптимизации познавательных процессов в условиях общения. 11. Принцип объективации поведения предполагает перевод поведения участников в начале занятий с импульсивного уровня на объективированный уровень
Правила работы в тренинговой группе:
1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 2.Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3.Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю. ..”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. 5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 6.Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения. 7. “Не опаздывать!” Во время занятий создается психологическое пространство, которое надо беречь. 8. “Стоп!»- тот член группы , который не хочет отвечать на какой -либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать «Стоп!», и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Будем надеяться, что к этому правилу вы будете прибегать редко, поскольку оно сильно ограничивает человека в самопознании. К сожалению, невозможно осуществить подвиг без напряжения силы воли.
Что такое Т-группа? — Расширение прав и возможностей | Воздействие
Участники работают вместе в небольшой группе из 8-14 человек в течение длительного периода времени. Обучение приходит через анализ собственного опыта, включая чувства, реакции, восприятие и поведение.
Основные предположения
В основе Т-группы лежат следующие предположения о природе процесса, которые отличают Т-группы от других более традиционных моделей обучения:
- ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Каждый участник несет ответственность за собственное обучение. То, чему человек учится, зависит от его собственного стиля, готовности и отношений, которые он развивает с другими членами группы.
- РОЛЬ ПЕРСОНАЛА. Роль сотрудника состоит в том, чтобы способствовать изучению и пониманию опыта в группе. Они помогают участникам сосредоточиться на том, как работает группа, на стиле индивидуального участия или на проблемах, с которыми сталкивается группа.
- ОПЫТ и КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ . Большая часть обучения представляет собой комбинацию опыта и осмысления. Основная цель T-Group состоит в том, чтобы обеспечить условия, в которых людям предлагается совместно изучить свой опыт достаточно подробно, чтобы можно было сделать обоснованные обобщения.
- НАСТОЯЩИЕ ОТНОШЕНИЯ и ОБУЧЕНИЕ . Человек наиболее свободен в обучении, когда он устанавливает подлинные отношения с другими людьми и тем самым повышает его чувство собственного достоинства и снижает его оборонительную позицию. В подлинных отношениях люди могут быть открытыми, честными и прямыми друг с другом, так что они сообщают то, что они на самом деле чувствуют, а не маскируют свои чувства.
- ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ и ЗНАЧЕНИЯ . Развитие новых навыков в работе с людьми максимизируется по мере того, как человек исследует основные ценности, лежащие в основе поведения, когда он усваивает соответствующие концепции и теории, а также по мере того, как он может практиковать новое поведение и получать обратную связь о степени, в которой поведение приводит к желаемому результату. влияние.
Цели и результаты
Цели и результаты Т-группы можно классифицировать с точки зрения потенциального обучения отдельных лиц, групп и организаций.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Большинство участников Т-группы получают представление о влиянии, которое они оказывают на других членов группы. Участник может оценить степень, в которой это воздействие соответствует или отклоняется от его сознательных намерений. Они также могут получить представление о диапазоне восприятия любого конкретного действия. Важно понимать, что разные люди могут по-разному воспринимать одно и то же поведение — например, как поддерживающее или антагонистическое, уместное или неуместное, ясное или двусмысленное — так же, как понимать влияние на любого конкретного человека или конкретное событие.
Многие люди сообщают, что они пробуют в Т-группе поведение, которого никогда раньше не пробовали. Это экспериментирование может расширить их представления о собственном потенциале и компетентности и обеспечить основу для продолжения экспериментов.
- ГРУППОВАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ . Т-группы часто сосредотачиваются на силах, влияющих на группу, таких как уровень приверженности и выполнения в результате различных методов принятия решений, нормы, контролирующие количество разрешенных конфликтов и разногласий, и виды данных, которые являются допустимыми. собрались. Такие понятия, как сплоченность, сила, групповая зрелость, климат и структура, могут быть изучены с использованием опыта в группе, чтобы лучше понять, насколько эти же силы действуют в ситуации дома.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Статус, влияние, разделение труда и стили управления конфликтами входят в число организационных концепций, которые можно выделить, проанализировав события в Т-группе. Образующиеся подгруппы можно рассматривать как аналоги подразделений внутри организации. Затем можно посмотреть на отношения между группами, изучив такие факторы, как конкурентоспособность, общение, стереотипы и понимание.
Т-группы | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Группы |
Групповая динамика |
|
Виды групповой терапии |
|
Прочие аспекты |
Это поле: просмотреть • обсудить • изменить |
В 1947 году Управление военно-морских исследований и Национальная ассоциация образования создали Национальный институт учебных лабораторий в Бетеле, штат Мэн. Они первыми использовали T-групп (чувствительность или лабораторное обучение), в которых учащиеся используют обратную связь, решение проблем и ролевые игры, чтобы получить представление о себе, других и группах. Цель состояла в том, чтобы изменить стандарты, взгляды и поведение людей.
Этот тип обучения вызывает споры, поскольку поведение, которое оно поощряет, часто связано с самораскрытием и открытостью, которые, по мнению многих людей, в конечном итоге наказывается организацией. Кроме того, во многих тренировках чувствительности используется чрезмерная активность. Обратная связь, используемая в этом типе обучения, может быть сугубо личной, поэтому ее должны давать хорошо подготовленные наблюдатели (инструкторы).
См. также
- Группы повышения сознания
- Обучение человеческим отношениям
- Марафон групповой терапии
- Тренировка чувствительности
Внешние ссылки
- Т-группы
Эта статья по психологии является незавершенной. |