Таблица типы семьи: Виды семей — урок. Обществознание, 6 класс.

Содержание

Семья уменьшается и меняет облик – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В России выросла доля частных домохозяйств, в которых люди не связаны родственными узами. Другие тренды трансформации домохозяйств – уменьшение размера семьи и увеличения числа домохозяйств, состоящих из одного человека. Доклад Лидии Прокофьевой «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

За период между переписями населения – с 2002 по 2010 гг. – в России в полтора раза увеличилась доля домохозяйств, в которых людей не связывают отношения родства, подчеркнула старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Лидия Прокофьева. В таких «сборных» домохозяйствах, которых насчитывается уже почти 10%, живут, к примеру, студенты или трудовые мигранты, совместно арендующие квартиру.

Другой важной тенденцией семейной трансформации, по мнению эксперта, стало увеличение доли «одиночных» домохозяйств. В 2010 г. домохозяйств, состоящих из одного человека, насчитывалось уже свыше четверти – по сравнению с 22,3% в 2002 г.

В работе использовались данные переписей населения 1989 г., 2002 г. и 2010 г., а также данные трех волн (2004 г., 2007 г. и 2011 г.) обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» («РиДМиЖ»).

У «одиночных» домохозяйств женское лицо

С 2002 по 2010 гг. наблюдался рост доли «одиночных» домохозяйств, констатировала Лидия Прокофьева. Таких «минимальных» домохозяйств уже 25,7% от всех частных домохозяйств (помимо частных, существуют коллективные домохозяйства – казармы, интернаты и дома престарелых). В абсолютных цифрах картина выглядит так: частных домохозяйств в России – 54,6 млн. Из них «одиночки» составляют 14 млн домохозяйств. Заметим, что эта тенденция – к минимализации домохозяйств – наблюдается и в других странах, например, в США (см. статью «Американская семья отдаляется от брака»).

Доля одиночек в России больше росла в городах, чем в селах, уточнила исследователь. В городе доля поднялась с 22,4% до 26,2% за межпереписной период, на селе – с 22,1% до 24,1%.

Одиночество можно считать проблемой женщин, прежде всего, пожилых, подчеркнула эксперт. Расклад по одиноким людям в возрасте от 65 лет выглядит так: почти половина (48,8%) – женщины, мужчин – всего 18,2%. В селах проблема одиночества пожилых женщин еще острее: их 63%.

По мнению многих исследователей, женское «возрастное» одиночество связано с резким уходом в отрыв мужской смертности от женской на пороге пенсионного возраста (см. статьи «Российские домохозяйства дробятся и стареют» и «Мужской пол останется в меньшинстве»).

Атомизация семьи и молекулярная «самосборка»

Наиболее существенно структура семьи изменилась за два периода – с 1959 по 1989 гг. и с 1989 по 2002 гг.

За период между переписями населения 1959 г. и 1989 г. ведущей тенденцией изменения семьи стала ее «нуклеаризация». Под нуклеарной семьей (от англ. nuclear – «содержащий ядро») подразумевается простейшая семейная ячейка «родители плюс дети» или «муж плюс жена» (противоположность этому – сложная семья из нескольких поколений). Иными словами, шло упрощение и уменьшение семей.

Исследователь объяснила это «бурным ростом строительства», увеличением доступности жилья. Еще одна причина – урбанизация, исход молодежи из села в город, что также содействовало упрощению структуры семьи в селе (плюс – перемещение в город обычно ведет к снижению рождаемости). Таким образом, во второй половине XX века тенденции изменения семьи во многом объяснялись как экономическими, так и демографическими факторами.

В 1989-2002 гг. произошел поворот этих тенденций. Наблюдалась антинуклеаризация – представители одной семьи съезжались, в домохозяйствах воссоединялись несколько поколений. Отчасти это было связано с «квартирным вопросом» – большинство семей не могли ни получить, ни, тем более, купить жилье, отметила Лидия Прокофьева. Другое объяснение – тяжелая экономическая ситуация в стране. Жить одним хозяйством с родственниками получалось дешевле. Таким образом, на рубеже XX-XIX веков домохозяйства изменялись во многом под действием экономических процессов.

Две другие тенденции, наметившиеся в 1989-2002 гг., – рост доли неполных семей и увеличение доли домохозяйств, не основанных на отношениях прямого родства. Эти вторые домохозяйства в работе названы «прочими».

Экспансия несемейных домохозяйств

Отчасти увеличение числа «прочих» домохозяйств можно объяснить ростом трудовой миграции. Люди, приезжающие на заработки, совместно арендуют жилье. «На паях» нередко снимают квартиру и студенты. Однако к «прочим» домохозяйствам, по сути, относятся и семьи типа «бабушка/дедушка плюс внуки» или «тетя/дядя плюс племянники». Рост доли таких домохозяйств связан, к примеру, с отъездом родителей на заработки, в то время как дети остаются на попечении бабушки.

В 2010 г. домохозяйств, относящихся к широкой номинации «прочие», насчитывалось почти 10%. В 2002 г. их было в полтора раза меньше – 6,5%.

Таблица 1. Демографические типы семей (семейных домохозяйств). Долговременная тенденция — Упрощение структуры (1970-1989). Изменение тенденции 1989-2002гг.

  19701979198920022010
Все семьи (семейные домохозяйства) В т.ч.: 100100100100100
Полные (состоят из супругов с детьми или без детей)82,182,681,771,869,4
Из них : 
Простые63,366,366,855,552,1
Сложные (многопоколенные)18,816,314,916,317,3
Неполные (мать/отец с детьми) 1614,715,221,721
   Из них: 
   Простые12,512,713,215,315,4
   Сложные (многопоколенные) 3,5226,45,6
Прочие семьи (домохозяйства) 1,92,73,16,59,6

Источник: полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

Семья уменьшается

Процесс антинуклеаризации семьи в 2002-2010 гг. все же несколько приостановился: доля сложных домохозяйств стабилизировалась, считает Лидия Прокофьева. Вероятно, сыграли роль «меры, принятые для решения жилищных проблем, например, ипотека», высказала предположение эксперт.

Так или иначе, доля сложных семей достигла в 2010 г. почти трети – 32,5% (в 2002 г. она составляла 29,2%). Однако этот рост объясняется, прежде всего, ростом доли «прочих» домохозяйств за межпереписной период.

Рисунок 1. Изменения тенденций семейной структуры 1989-2002 гг.: рост доли сложных семей (домохозяйств) 2002-2010гг. – за счет роста доли «прочих»

Источник: полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

В целом, по мнению исследователя, тенденция уменьшения семей носит долговременный характер. Средний размер семьи уменьшился с 3,65 человек в 1959 г. до 3,2 человек в 2002 г. и 3,1 человек в 2010 г.

При этом доля семей, состоящих из трех человек, вполне стабильна: в 2002 г. она составляла 30,6%, в 2010 г. – 30,3%. Однако явно повышается доля семей из двух человек: в 1989 г. она составляла 34,2% , в 2002 г. – 35,5%, в 2010 г. – 38,4%. Это никак не говорит о репродуктивных намерениях пар (например, добровольной бездетности): в разряд семей из двух человек попадают и супруги, уже вырастившие детей.

Таблица 2. Размер семей (домохозяйств), состоящих из 2-х и более членов. Долговременная тенденция – Уменьшение размера

  195919701979198920022010
Число членов семьи (домохозяйства), всего100100100100100100
в том числе  (в %) : 
2 человека26,426,531,634,235,538,4
3 человека26,627,931,52830,630,3
4 человека21,824,923,425,221,819,5
5 и более лиц  24,920,713,512,612,111,8
Средний размер семьи (домохозяйства), человек 3,653,543,273,233,23,1

Источник: полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

Примечательно, что доля неполных семей (мать либо отец с детьми) стабилизировалась на уровне 21%.

Типичная картина – однодетность

Большинство семей с детьми, по подсчетам исследователя, имеют одного ребенка: в 2002 г. и в 2010 г. их доля от всех семейных ячеек с детьми до 18 лет была почти одинакова – около 68%. Стабильна и доля семей с двумя детьми – 27%.

Рисунок 2. Семейные ячейки по числу детей до 18 лет: 2010г.

Источник: полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

Доля многодетных семей низка, однако наблюдается слабый ее рост. В 2002 г. среди семейных ячеек с детьми до 18 лет доля семей с тремя и более детьми составляла 5,4%. В 2010 г. она дошла до 5,8%.

Структура многодетности

В России многодетные семьи – это преимущественно семьи с тремя детьми, их 75%. С четырьмя детьми – всего 17,3% семей. С пятью и более – 7,7%. При этом многодетность, как правило, носит «региональный характер». Здесь выделяются, к примеру, северокавказские республики – в основном их сельское население. В остальных субъектах федерации многодетность – редкое явление, отметила Лидия Прокофьева.

Эксперт привела типологию регионов России по числу детей до 18 лет. В почти половине (47%) регионов в 2010 г. среднее число детей оценивалось как «ниже среднего», то есть на уровне 1,3-1,36. В 2002 г. эта доля была на 10% ниже – 37%. Доля регионов со «средним» уровнем детей – 1,37-1,43 – за межпереписной период также выросла: с 21,3% до 26,5%. А вот доля семей с уровнем «выше среднего» (1,44-1,5) и «высоким уровнем» (от 1,5) – снизилась.

Таблица 3. Типология регионов России по числу детей до 18 лет

Тип региона по числу детей до 18 летСреднее число детей до 18 лет в семейных ячейкахДоля субъектов РФ, входящих в каждую группу, %Число субъектов РФ, входящих в каждую группу
Перепись 2002Перепись 201020022010
  Низкий уровень1,25-1,2993,683
Ниже среднего1,30-1,3637,1473339
Средний уровень1,37-1,4321,326,51922
Выше среднего1,44-1,5014,68,4137
Высокий уровень1,51-3,04/2,6718,614,51612
В среднем по РФ1,4/1,41001008983

Источник: полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

Межсемейная сеть поддержки

Лидия Прокофьева также прокомментировала распространенное представление об ослаблении межсемейных связей в России. Как свидетельствует обследование 2011 г. в Нижегородской области, реальная сеть взаимопомощи между семьями по-прежнему достаточно сильна. По данным эксперта, почти 40% семей не только получают, но и оказывают помощь. Только 22% домохозяйств никак не участвовали в межсемейных обменах – речь идет о денежных «трансфертах», продуктах, вещах и услугах.

Бедные семьи чаще всего в ответ на денежную помощь стараются помочь услугами – по хозяйству, в огороде и пр.

Таблица 4. Участие домохозяйств с разным уровнем дохода в межсемейной сети поддержки, % (Нижегородская область, 2011г.)

Виды поддержки. Получение помощи – оказание помощиВсе семьиСемьи с  доходом ниже ПМСемьи с  доходом выше 3ПМ 
Регулярно деньгами 9,323,56,3
Регулярно продуктами 10,121,510,7
Время от времени деньгами, вещами, продуктами32,938,925,2
Единовременно – оплата отдыха, учебы, лечения2,742,5
Уход за детьми, больными, престарелыми7,612,13,8
Помощь по дому, в саду, в огороде, по ремонту и т. п.13,814,1
9,4
Помощь в трудоустройстве, поиске дополнительной работы3,78,74,4
Регулярно деньгами 11,8225,8
Регулярно продуктами 12,57,425,8
Время от времени деньгами, вещами, продуктами33,722,831,4
Единовременно – оплата отдыха, учебы, лечения5,90,75,7
Уход за детьми, больными, престарелыми15,519,511,9
Помощь по дому, в саду, в огороде, по ремонту и т.п.25,430,920,7
Помощь в трудоустройстве, поиске дополнительной работы78,19,4

Источник: полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

В целом в России «сохраняется приверженность традиционным ценностям межпоколенной поддержки». Взрослые дети оказывают престарелым родителям материальную помощь, поскольку «старики уязвимее». В ряде других стран, например, во Франции, помощь идет, напротив, от родителей к детям, поскольку считается, что молодежь находится в более сложном положении, заключила Лидия Прокофьева.

См. также:

Российские домохозяйства дробятся и стареют
Мужской пол останется в меньшинстве
«Осколочные» семьи явление частое, но временное
Американская семья отдаляется от брака

Полный текст презентации «Тенденции изменения семейной структуры населения России»

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 декабря, 2013 г.

Все материалы автора

Демография домохозяйства семья


Понятие и типы неполных семей

Родительский дом — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни для ребенка. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, необходимо прежде всего, чтобы семья, в которой воспитывается ребенок, была благополучной. Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается одна мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утвер­ждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, т. к. оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других. В качестве иллюстрации своих утверждений они приводят примеры о многочисленных случаях воспитания прекрасных (зачастую выда­ющихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которые изобилуют в жизни. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохра­нением его психиче­ского здоровья. На это неоднократно указывали и указы­вают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, они отмечают, что прослеживается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака выше у тех супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Педагогическое объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений, а поэтому и определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Буду­щие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о муж­ском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, вырос­ших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего су­пруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать своих мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, а следовательно, и для разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей.

В том, что родительский дом испокон веку называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо:

«Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и, может быть, более виновен, если платит его наполовину.

Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми**. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще «забывают» о своих воспитательных функциях. Например, так называемый «челночный» бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания.

Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские

и отцов­ские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, родители в которых являются не родными, а приемными или опекунами. Со­ответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди которых, в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми, неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти или гибели одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, т. к. общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя человека. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордится им, считает самым замечательным на свете. Умерший отец — всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, которые не могут не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако, с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, в которой также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода.

Неполная разведенная семья, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму от того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. «Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление. Он преследует, казалось бы, гуманную цель — облегчить жизнь человека. Но почти всегда он несет негативные последствия», — отмечается в словаре по семейному воспитанию*.  И эти последствия в первую очередь отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, растущих в неполных семьях, их надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. В частности, они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети «с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку намекнуть о том, что папа может увести его и никогда не вернуть маме, а мама измучается вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, будет упрямиться идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени. Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, казалось бы, «победила»! Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка». 

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства своей мысли он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родители вместе с девочкой радовались ее успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего ее отца. Со временем она смирилась с тем, что родители развелись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была автомашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем, по настоянию новой жены, решил забрать машину и требовал вернуть ее немедленно. Не пожелав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были девочки из школы дочери, он грубо вытолкнул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из-за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельно­сти органов движения длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страшное, как отмечает М. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер*.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках играть независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье является инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наибольшей травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакцию на неприятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее, оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными «козлами отпущения» для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерное следствие отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери — нарастание психического напряжения у детей и появление у них аффективных расстройств. На эти особенности неполной расширенной семьи указывает А. И. Захаров, который считает, что неправильное поведение матери после развода приводит к появлению у детей (особенно у мальчиков) невротиче­ских и поведенческих нарушений.

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства или же оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила. В отдельных случаях ребенок у одинокой женщины появляется на свет «незапланированным»…… Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщиной, начинаются еще в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны, и ей придется одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во-вторых, родительские обязанно­сти одинокой матери никто вроде бы не усложняет и не портит, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. Если окружающие люди не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегружена работой и уделяет ребенку недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания, так и не испытав семейного тепла (круглосуточные группы детского сада, интернаты, специализированные училища и т. п.). Такие дети почти ничем не отличаются воспитанием от тех, кто вырос вообще без родителей и провел свое детство в стенах детского дома.

«Нередко одинокая мать дрожит над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию. Он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Примечательно, что более половины женщин, решившихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака», — отмечают авторы словаря по семейному воспитанию*. 

Определенные особенности существуют и в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это повышенная тревожность от повышенной ответственности, которую чувствует такая женщина. Она в свое время взяла ее на себя, решив родить этого ребенка, и всю жизнь ни с кем не делит эту ответственность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, в его семью. Она не хочет ни с кем его делить: в лучшем случае эта одинокая мама возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери; не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка. В худшем — не даст своему сыну или до­чери устроить личную жизнь. Мамы «разводят» своих детей, порой не сознавая пагубности этой деятельности.

Как отмечает психолог А. Я. Варга, возможен и такой вариант. Женщина, никогда не выходившая замуж, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому что мать всецело предана сыну, о мужчинах она не думает. Со временем эту пустующую психологическую «мужскую» нишу начинает заполнять подрастающий сын. Вследствие этого формируется отчасти материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она устанавливается невольно, но это очень вредно для развития ребенка.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфиче­ские особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Создание семейства простых таблиц

На этот раз мы продолжим изучение создания семейств Revit. Мы создали 2D-профиль в этих сообщениях:

  1. Создание профиля: создание простого 2D-профиля, который можно использовать во многих определениях семейств Revit.
  2. Создание параметров профиля: добавление параметров для добавления дополнительных элементов управления для семейства 2D-профилей. Это позволит нам создать несколько типов для одного и того же профиля. Пользователи также могут определять свои собственные размеры, не редактируя семейство в редакторе семейств. Они могут просто изменить его во время работы над проектом Revit.

Если вы новичок в создании семейств Revit, я предлагаю вам сначала прочитать их. Теперь мы собираемся создать 3D-семейство Revit. Давайте начнем с чего-нибудь простого. Цель этого поста — создать 3D-объекты с помощью редактора семейств Revit. Нет, параметров пока нет.

Я знаю, что многие из вас уже знакомы с вытягиванием, смешиванием, вращением и т. д. Но если вы еще не знакомы с 3D-моделированием, не беспокойтесь. Здесь мы будем использовать простые объекты.

Создание новой семьи

Создать новую семью. Выберите шаблон «Metric Furniture.rft».

С 2D-профилем немного по-другому. См. браузер проектов Revit. Здесь вы можете увидеть дерево, показывающее 3D-виды. Не только вид сверху.

Создание нижней части стола

Открытый вид: Планы этажей>Ref. Уровень . Дважды щелкните вид в браузере проекта Revit. Мы увидим две пунктирные линии, пересекающиеся в центре экрана. Точка пересечения — это точка вставки вашей мебели. Это похоже на точку вставки блоков в AutoCAD.

Активировать выдавливание на вкладке «Создание» панели форм. Нажмите сплошную кнопку и выберите экструзию в раскрывающемся меню.

Это приведет вас в режим эскиза. Нам нужно создать закрытый профиль перед созданием экструзии. Создайте такой прямоугольник. Не беспокойтесь о размере. Мы откорректируем его позже.

Создайте измерение, определяющее нижний размер стола. Измените их на 800×400 мм. Нажмите [esc] несколько раз, пока инструмент модификации не станет активным. Нажмите, чтобы выбрать размер. Вы должны увидеть символ замка, когда размер выбран. Нажмите на нее, чтобы зафиксировать расстояние. Сделайте это для обоих измерений.

Теперь добавьте размер слева к вертикальной оси. Измените расстояние до 400 мм. Сделайте то же самое для горизонтальных линий. Мне было трудно определить расстояние с равным измерением. Я могу использовать его в параметрах, но не только если использовать размер. Поэтому я решил использовать такое измерение. Если вы знаете, как заставить его работать, пожалуйста, поделитесь с нами.

Мы собираемся использовать одинаковые размеры, когда начнем использовать параметры.

 

Необязательно: при желании можно попробовать использовать более причудливый дизайн. Я создал этот профиль с закругленными краями.

Щелкните свойства экструзии на вкладке ленты на панели элементов. Измените значение «конец экструзии» в группе ограничений. Измените его на 400.

Нажмите «Завершить экструзию». Проверьте нижнюю часть стола в 3D-виде.

Создадим столешницу.

Создание столешницы
Создание базовой плоскости

Прежде чем мы продолжим создание другого твердотельного объекта, нам необходимо определить базовую плоскость. Мы хотим создать верхнюю часть стола прямо над нижней частью стола. Нам нужно переместить нашу рабочую плоскость с уровня пола выше него.

Открыть вид фасада, любой вид. Щелкните опорную плоскость>нарисовать опорную плоскость.

Привяжите к верхней части нашего экструдера перед. Нарисуйте самолет.

На ленте, на панели рабочей плоскости, нажмите кнопку «Установить». В открывшемся диалоговом окне выберите выбрать плоскость.

Нажмите OK. Выберите базовую плоскость, которую вы только что создали.

Revit откроет другое диалоговое окно с вопросом, где вы хотите работать. Мы должны работать с рабочей плоскостью, параллельной нашему экрану.

Выберите план этажа: арт. уровне, затем щелкните открыть вид.

Создание перехода

Создание перехода аналогично созданию экструзии. Но когда мы создаем экструзию, мы определяем только один профиль, а бленд использует два профиля. Активируйте смесь на ленте, на панели формы. Щелкните маленькую стрелку под сплошной кнопкой.

Щелкните свойства перехода на ленте. Измените второе конечное значение на 100.

Теперь нам нужно определить верхний профиль. Нажмите «Изменить вверху» на ленте. Создайте еще один профиль, немного смещенный от предыдущего профиля.

 

Нажмите «Готово».

Проверьте свою таблицу в 3D-виде.

Далее мы создадим более продвинутое семейство 3D Revit, добавив параметры.

Об Эдвине Пракосо

Я работаю консультантом по решениям в Datech Solutions, Tech Data Indonesia. Я использую AutoCAD, начиная с R14, и Revit, начиная с Revit Building 9. Время от времени я пишу для журнала AUGIWorld, а также активно участвую в дискуссионном форуме Autodesk. Я являюсь членом Autodesk Expert Elite, признательностью для людей, которые вносят свой вклад в сообщество Autodesk.
Свяжитесь со мной в Twitter или LinkedIn. Если вы хотите, чтобы мои новые статьи приходили на ваш почтовый ящик, вы можете подписаться на информационный бюллетень.

Как читать Периодическую таблицу | Группы и периоды

Основные понятия:

В этом руководстве вы научитесь читать периодическую таблицу. Мы внимательно рассмотрим группы периодической таблицы. Кроме того, вы узнаете о различных свойствах групп периодической таблицы, периодов и семейств. Если вам понравилась эта статья, обязательно ознакомьтесь с нашими другими!

Статьи по теме:

  • Периодические тренды, сделанные легко
  • Элементы
  • Как написать конфигурации электронной оболочки
  • Тренд атомного радиуса
  • Тренд энергии ионизации
  • Периодический Таблица с названиями элементов

Словарь

  • Элементы: A чистое вещество, состоящее из одного атома с уникальным атомным номером.
  • Группы: Вертикальный столбец периодической таблицы, обозначающий количество валентных электронов в элементе.
  • Периоды: горизонтальные ряды в периодической таблице, обозначающие количество электронных оболочек в элементе.
  • Семейства: Элементы с одинаковым количеством валентных электронов и, следовательно, со схожими свойствами.

Интерактивный просмотр трендов, семей и групп!

Мы считаем нашу периодическую таблицу одной из лучших в мире! Посетите нашу новую интерактивную периодическую таблицу. Вы можете просматривать всевозможные тенденции, свойства, магнетизм, электроны и даже статьи обо всех элементах!

Периодическая таблица и периодические тенденции

Периодическая таблица разделена на группы (вертикальные столбцы), периоды (горизонтальные строки) и семейства (группы сходных элементов). Элементы одной и той же группы имеют одинаковое количество валентных электронов. Между тем, элементы в одном и том же периоде имеют одинаковое количество занятых электронных оболочек. В 1869 году русский химик Дмитрий Менделеев заметил, что существует врожденная модель организации химических элементов. Из этого вывода он составил периодическую таблицу. Важно отметить, как расположение элементов в этой таблице говорит нам об их свойствах. Быстрый способ понять химические и физические свойства элемента — это знать периодические тренды. Эти тенденции говорят вам, где в периодической таблице сосредоточены самые высокие и самые низкие типы свойств. Для более подробного объяснения периодических тенденций нажмите здесь.

Группа и период

Группы — это столбцы периодической таблицы, а периоды — это строки. Есть 18 групп и 7 периодов плюс лантаноиды и актиноиды.

Периоды в периодической таблице

Так что же такое период в периодической таблице? Периоды — это горизонтальные строки периодической таблицы. Всего периодов семь, и каждый элемент периода имеет одинаковое количество атомных орбиталей. Верхний период, содержащий водород и гелий, имеет только две орбитали. По мере продвижения вниз по ряду количество орбиталей увеличивается. Ниже приведена таблица, помогающая визуализировать периодическое число и соответствующие ему орбитали.

901 74 1 9017 3
Номер периода Количество орбиталей Количество элементов
1 2
2 9002 7 2 8
3 3 8 900 28
4 4 18
5 5 18
6 6 32
7 7 32

Группы периодической таблицы

Как упоминалось ранее, вертикальные столбцы периодической таблицы называются «группами». Всего в периодической таблице восемнадцать групп, и в каждой по 9Группа таблицы Менделеева 0027 содержит элементы с одинаковым количеством валентных электронов.

Количество присутствующих валентных электронов определяет свойства элемента. Причина этого в том, что валентные электроны, то есть электроны на самой внешней оболочке, участвуют в химических реакциях. Эти электроны либо отдают, либо принимают, либо делятся. При этом чем более заполнена валентная оболочка, тем устойчивее элемент.

Сколько групп в периодической таблице?

В периодической таблице 18 групп, по одной на каждый столбец периодической таблицы. Первый столбец слева — это группа 1, а последний столбец справа — это группа 18.

Группы и валентные электроны

Первая группа наименее стабильна, так как имеет только один валентный электрон. Между тем восемнадцатая группа является наиболее стабильной, так как эти элементы имеют полную валентную оболочку (восемь валентных электронов). Ниже приведена таблица, связывающая номера групп с числом валентных электронов.

Номер группы Количество валентных электронов
1 1 90 028
2 2
3-12 2
13 3
14 901 77 4
15 5
16 6
9 0027 17 7
18 8

Семьи Периодическая таблица

В периодической таблице есть семейств , которые представляют собой группы элементов со схожими свойствами. К этим семействам относятся щелочные металлы, щелочноземельные металлы, переходные металлы, постпереходные металлы, металлоиды, галогены, благородные металлы и благородные газы. Многие из этих семейств принадлежат к одной группе периодической таблицы. Однако не все семейства пересекаются с группами периодической таблицы. Например, переходные металлы содержат все элементы от третьей до двенадцатой группы. Ниже приведена таблица Менделеева, в которой указано местонахождение каждой семьи.

Щелочные металлы (группа 1)

Щелочные металлы состоят из всех элементов первой группы, за исключением водорода. Эти элементы чрезвычайно реакционноспособны и по этой причине обычно находятся в соединениях. Кроме того, они чувствительны к воде (бурно реагируют с водой), поэтому их необходимо хранить в масле. Наиболее реакционноспособным щелочным металлом является франций, и его активность уменьшается по мере продвижения вверх по группе. Это означает, что литий наименее реактивен. Физически семейство щелочных металлов серебристое, белое и светлое. Они также имеют низкую температуру плавления и низкую температуру кипения.

Щелочноземельные металлы (группа 2)

Щелочноземельные металлы являются вторым наиболее реакционноспособным семейством в периодической таблице (после щелочных металлов). Кроме того, они являются сильными восстановителями, что означает, что они отдают электроны в химических реакциях. Они также являются хорошими тепловыми и электрическими проводниками. Физически они имеют низкую плотность, низкую температуру плавления и низкую температуру кипения.

Редкоземельные металлы: лантаниды

Лантаниды представляют собой семейство редкоземельных металлов, содержащих один валентный электрон в 5d-оболочке. Они очень реакционноспособны и являются сильным восстановителем в реакциях. Кроме того, они представляют собой серебристо-яркий металл и относительно мягки. Они также имеют как высокие температуры плавления, так и высокие температуры кипения. К редкоземельным элементам относятся такие элементы, как неодим и эрбий.

Редкоземельные металлы: актиниды

Актиниды — еще одно семейство редкоземельных металлов. Как и лантаноиды, эти элементы очень реакционноспособны. Они также обладают высокой электроположительностью и радиоактивны. Кроме того, эти элементы обладают парамагнитными, пироморфными и аллотропными свойствами. Физически они очень похожи на лантаноиды. Это серебристые металлы, мягкие, ковкие и пластичные.

Переходные металлы (группы 3-11)

Переходные металлы обычно имеют две или более степеней окисления. Они имеют низкую энергию ионизации и высокую проводимость. Кроме того, они имеют высокие температуры плавления, высокие температуры кипения и высокую проводимость. Физически они металлические и податливые.

Постпереходный металл

Постпереходные металлы расположены между переходными металлами и металлоидами. При стандартной температуре они находятся в твердом состоянии. Они, как правило, имеют высокую плотность, а также высокую проводимость. Физически они податливы и пластичны.

Металлоиды

Металлоиды проявляют свойства как металлов, так и неметаллов. Например, металлы являются хорошими проводниками, а неметаллы — плохими проводниками. Это означает, что металлоиды являются полупроводниками (проводят электричество только при высоких температурах). Кроме того, они более хрупкие, чем металлы, но менее хрупкие, чем неметаллы. Физически они могут быть как блестящими, так и тусклыми, обычно пластичными и податливыми.

Галогены (группа 17)

Название «галоген» в переводе с греческого означает «солеобразующие». Это очевидно в природе, поскольку галогены взаимодействуют с металлами с образованием различных солей. С другой стороны, галогены представляют собой уникальную группу элементов. Это единственное периодическое семейство, которое содержит элементы в трех состояниях вещества при стандартной температуре. Существует 6 галогенов, и они расположены в группе 17. Эти элементы включают фтор (F), хлор (Cl), бром (Br), йод (I) и астат (At). Это высокореактивные, высокоэлектроотрицательные и высокотоксичные неметаллы.

Благородные металлы

Благородные металлы состоят из рутения (Ru), осмия (Os), родия (Rh), иридия (Ir), Pd, платины (Pt), золота (Au), серебра (Ag). Как и благородные газы, они инертны из-за полной валентной оболочки. Кроме того, благородные металлы обладают каталитическими свойствами. Кроме того, они очень устойчивы к коррозии, потускнению и окислению. Наконец, как и многие другие металлы, они мягкие и пластичные.

Инертные газы (группа 18)

Инертные газы, также называемые аэрогенами, являются инертными газами. Некоторые примеры включают аргон, криптон и неон. Их можно найти в восемнадцатой группе периодической таблицы. Точно так же это означает, что они имеют полную валентную оболочку. По этой причине они стабильны и относительно инертны. Кроме того, благородные газы имеют низкие температуры кипения и низкие температуры плавления. Физически они бесцветны и не имеют запаха.

Посмотрите несколько интересных элементов

Короткое видео, показывающее различные элементы из периодической таблицы, все из коллекции элементов ChemTalk! Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал Youtube. Скоро будет еще много интересных видео по химии!

Сводная таблица свойств семейства

9 0173
Тип семейства Свойства
Щелочные металлы – высокореактивный
– водочувствительный
– мягкий 90 113 – низкая плотность
– низкая температура плавления
– низкая точка кипения
Щелочноземельные металлы – Сильные восстановители
– Серебристый, блестящий металл
– Хорошие проводники
– Низкая плотность
– Низкая температура плавления
– Низкая температура кипения
Переходные металлы – 2 или более степеней окисления
– Обычно образует парамагнитные соединения
– Низкие энергии ионизации
– Высокая температура плавления
– Высокая температура кипения
– Высокая проводимость
– Металлический
– Ковкий
Постпереходные металлы – твердые при стандартной температуре
– ковкие
– пластичные
– высокая электропроводность
– высокая плотность
металлоиды – Полупроводники (проводят только при высоких температурах)
– Более хрупкие чем металлы, но менее хрупкие, чем неметаллы
– Свойства представляют собой смесь металлов и неметаллов
– блестящие или матовые
– пластичные и ковкие
Лантаниды – 1 валентный электрон в 5d-оболочке
– Высокая реакционная способность
– Сильный восстановитель
– Серебристый блестящий металл
– Относительно мягкий
– Высокая температура плавления
– Высокая температура кипения
Актиниды – Высокая реактивность
– Высокая электроположительные
– парамагнитные
– пироморфные
– аллотропные
– радиоактивные
– серебристые металлы
– пластичные
– ковкие
– мягкие
галогены – Высокореактивный
– Высоко электроотрицательный
– Неметаллический
– Токсичный
Благородные металлы – Относительно нереактивный
– Полная валентная оболочка (8 валентных электронов)
– Инертный 901 13 – Каталитический
– Устойчив к коррозии, потускнению
– Мягкие и пластичные
Благородные газы – Относительно нереактивные
– Полная валентная оболочка (8 валентных электронов)
– Низкая электроотрицательность
– Бесцветный и без запаха
– газы при стандартных условиях
– неметалл
– низкая температура кипения
– низкая температура плавления
– плотность увеличивается по мере снижения

См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *