ТДТ: танцевально-двигательная терапия — Психологос
Танцевально-двигательная терапия – один из видов психотерапии, использующий движение в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека. Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться. Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.
Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.
Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и способны привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.
По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:
- Зона номер 1 – голова и шея;
- Зона номер 2 – плечи;
- Зона номер 3 – локтевые суставы;
- Зона номер 4 – кисти рук;
- Зона номер 5 – таз и позвоночник;
- Зона номер 6 – колени;
- Зона номер 7 – ступни.
Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.
Теоретические основы
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение.
Осознавание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. В процессе попытки справиться со стрессом человек может, защищаясь от страха, потерять контроль путем подавления, вытеснения своих чувств, существующих в теле. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек таким образом защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом. Например, степень напряжения в плечах и руках может быть бессознательно увеличена до того предела, когда эта часть тела становится отрезанной от чувств: она становится диссоциированной. С таким человеком танце-терапевт может выбрать для работы движение покачивания руками, чтобы расслабить мышцы, связанные с определенным эмоциональным состоянием, которое пациент отрицает. Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне. Эта связь, которая развивается между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием, является следствием мышечной памяти, связанной с чувствами. С другим клиентом терапевт может поработать с телесными ощущениями и перевести их действие таким образом, чтобы эмоция и движение усиливали друг друга. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Клиентам, имеющим более интегрированный уровень, терапевт может помочь сфокусироваться на определенной части тела, чтобы идентифицировать, что делается на телесном уровне, возможно бессознательно, и что рождает определенное эмоциональное переживание. В такой ситуации терапевт может помочь клиенту вербально исследовать ассоциации, образы, фантазии или воспоминания, которые возникают в сознании в процессе соединения двигательной реакции в теле с его эмоциональными компонентами.
Каждая мысль, действие, воспоминание, фантазия или образ вызывает некоторое новое мышечное напряжение. Людям можно помочь открыть для себя: как они меняют, переделывают, перенаправляют, разрушают или контролируют эти тончайшие мышечные ощущения, которые оказывают влияние на переживание и выражение чувств. Этот процесс подобен и соответствует защитным механизмам Эго. В своей работе, посвященной формированию характера, Райх показывает, как идентичный процесс становится очевидным в обеих — как в физиологической, так и психологической — сферах. Он пишет:
“У меланхолических или депрессивных пациентов речь и выражение лица застывшие, будто каждое движение преодолевает сопротивление. В маниакальном состоянии наоборот импульсы внезапно охватывают все тело, всего человека. При катотоническом ступоре психическая и мышечная ригидность идентичны, и только окончание этого состояния возвращает как психическую, так и мышечную подвижность”.
Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций. Можно выделить два способа развития эмоционального осознавания:
Первый — обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Это обучение начинается в младенчестве и раннем детстве. Чтобы понять, как происходит такое обучение, достаточно вспомнить, как малыша берут на руки и спрашивают: “Почему ты такой грустный?” или говорят: “Ты ведь голоден, да?” Наше невербальное поведение сообщает, говорит что-то. Другие люди узнают наши переживания и облекают их в соответствующие слова, чтобы идентифицировать, а позже — поговорить о них.
Второй способ развития эмоционального осознавания основан на узнавании и интерпретации моторных действий других людей. В своем исследовании, как эмоции коммуницируют, Клайн указывает, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный, этот процесс одинаков у всех людей. К тому же, переживание разных эмоций и соответствующих им мышечных реакций также универсально, всеобще. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, воспринимаемые, узнаваемые и переживаемые нами на кинестетическом уровне. Кинестетическая эмпатия, которая в основном является бессознательной, играет свою роль в вербальном и невербальном общении между людьми.
Следующая концепция — образ тела, она обращается к отношениям души и тела, т. е. к психосоматическим отношениям. В одном из раннего обобщающего труда по исследованию образа тела Шилдер утверждает: “Образ тела — это изображение нашего собственного тела, которое мы рисуем у себя в голове, т. е. это то, каким образом тело представляется нам”. Он рассматривает образ тела как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности, — это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела. Работа Махлера по эмоциональному развитию и “психологическому рождению” также поддерживает данные о том, что необходимо осознание селфа, как отдельной физической реальности, сущности, прежде чем произойдет процесс индивидуации.
Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Шилдер пишет:
“Позиционная модель нашего собственного тела связана с позиционной моделью тела других людей. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Также как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, также и эмоции и действия других неотделимы от их тел”.
Определенным образом концентрируясь на взаимосвязи между движенческим изменением и психологическим изменением в танце-терапии, Чейс утверждает: “Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения образа тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе”.
Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент — выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны — это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения — отражает индивидуальное самовыражение. Олпорт и Вернон пишут:
«…ни одно действие нельзя определить, как только выразительное. Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный аспекты. Оно имеет … свой адаптивный… характер, а также свой индивидуальный характер. Открывание двери, например, эта задача предписывает определенные скоординированные движения, соответствующие этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в выполнении предписанных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется данная задача, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные особенности называются выразительными».
Выразительное поведение — это моторное проявление эмоций, взаимосвязанных в функциональной системе. Клайнз рассматривает выразительное движение как эмоциональное состояние, которое выражается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией (напр., сердито пнуть камень), мы начинаем испытывать соответствующую генерирующуюся висцеральную ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело. При потрясении кулаками движение генерирует более специфичный телесный опыт эмоционального состояния. Это обеспечивает обратную связь и петлю взаимодействия между выразительным действием и эмоциональным опытом.
Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (напр., печаль, когда теряешь друга), восприятием ч.-л. эмоционального состояния (напр., заражаешься страхом, видя страх другого человека), в воображаемой фантазийной ситуации (напр., вспомнив или представив, что застреваешь в лифте) или воспринимая фантазийное состояние в другом человеке (напр., передается переживание боли или вины, демонстрируемое актером).
Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.
Методы телесно-ориентированной терапии
www.psychologos.ru
Танцевально-двигательная терапия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Танцева́льно-дви́гательная терапи́я (ТДТ) — направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида[1].
История возникновения
Предпосылки
Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытным обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:
- Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
- Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
- Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
- Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
- Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения[2].
Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:
- Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека (Психоанализ З. Фрейда, Индивидуальная психология А. Адлера, Аналитическая психология К. Г. Юнга)
- Возникновение танца модерн, в котором подчеркивалось важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан, Рудольф Лабан, Мэри Вигман. Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
- Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.[3][4]
История развития ТДТ
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз[5]. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание[2][6].
В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами[2].
В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины[6].
В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA)[6].
На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.)[4][6].
Описание метода
В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов:
- Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
- Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
- Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
- Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
- Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии[3].
Цели
- Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
- Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
- Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
- Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
- Создание глубокого группового опыта[3][7].
Виды танцевально-двигательной терапии
В танцтерапии можно выделить три группы подходов:
- Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
- Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
- Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник[2].
ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:
Противопоказания для проведения танцевально-двигательной терапии
- актуальная продуктивная симптоматика;
- стойкие суицидальные тенденции;
- грубые поведенческие нарушения;
- деменция;
- заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью[8].
См. также
Примечания
Литература
- Книги
- Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — Изд-во «Речь», 2010. — ISBN 5-9268-0479-5. (Существуют и более ранние издания.)
- Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.: Речь, 2004 [1]
- Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. — Ярославль, 1994.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
- Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / пер.с англ. — М., «Когито-Центр», 2009. — 221 с. — ISBN 978-5-89353-261-6.
- Статьи
- Танцевально-двигательная терапия // Московский Психологический журнал. — 2004. — № 8 (ноябрь).
- Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия. — Москва, 2005. — № 3.
- Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 31-38.
- Оганесян Н. Ю. Ильина Д. В. Танцевальная психотерапия больных психосоматическими заболеваниями // Журнал ВАК. Ученые записки СПбМУ им. И. П. Павлова, Изд-во: СПбГМУ СПб.: Т. XVII № 2, 2010. Стр. 101—102.
- Бирюкова И. В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов // Отделение танцевально-двигательной терапии при Институте практической психологии и психоанализа.
wikipedia.green
Танцевальная терапия: как излечить душу танцем
Вы заметили: у нас какая-то эпоха идеальных людей. Суперлицо, супертело, супервес. И мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное – что мы чувствуем прямо сейчас. Оказывается, постоянно контролирование того, что мы едим, как спим, даже как морщим лоб, не так уж безопасно. Мы разъединяемся со своим телом, а это чревато проблемами. Об этом ниже.
Я практикую разного рода медитации для повышения так называемого майндфуллнесс. Бытие в настоящем моменте, без оценивания и суждения. В том числе и себя. Своего тела, своих достижений. Зачем это нужно. Мы становимся наполненными, с пониманием того, что вот оно, тотальное счастье. Такого состояния жутко сложно достичь, сидя на подушке, ведь наш ум, как резвая обезьянка, скачет с ветки на ветку, то есть с мысли на мысль.
И вот случайно (конечно же нет, мы знаем, что всё это подарки Вселенной) ко мне пришла танцевальная терапия. У меня было пару сессий, и теперь я большой поклонник этого метода. Именно в движении это состояние единства тела и ума легче достичь.
Метод оказался настолько эффективным, что осенью я решила организовать ретрит с танцевально-двигательным терапевтом Юлией Морозовой. Такие длинные выходные в тосканской глуши, где среди местных просторов мы, участники, сможем практиковать эту самую редко достижимую майндфуллнесс в процессе танца. И не только. Ведь оказывается, танец решает и много других важных задач.
Я задала вопросы нашему тренеру Юлии Морозовой. Юлия живет в Голландии, где у нее частная практика по танцевально-двигательной терапии, она лечит людей танцем.
— Юля, расскажи, как в принципе танец может исцелять?
— Древние знали это абсолютно точно, и целительные ритуалы непременно сопровождались танцем и пением. В современном мире это знание забылось, и танец стал рассматриваться как развлечение, либо высокое искусство. Однако сейчас как раз такое время, когда древняя мудрость возвращается, обогащенная новыми знаниями. Так на стыке танца, психологии, древних целительских практик и современной нейронауки возникла танцевально-двигательная терапия, которая уже более полувека существует как самостоятельная профессия и помогает людям. Основные принципы ТДТ (танцевально-двигательная терапия) говорят, что движение является отражением внутренней психической жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром: как мы двигаемся, так и живем, как живем, так и танцуем. Изменяя что-то в своем танце, в способе движения, мы можем научиться иначе действовать и в жизни. Танец – это коммуникация, а коммуникация – важнейшая базовая потребность человека. Техники ТДТ помогают нам стать мастерами коммуникации с собой и с миром не на словах, а всем существом, каждой клеточкой тела.
— Мы много говорили про важность контакта с телом, зачем этот контакт?
— Под контактом с телом мы понимаем постоянное и непосредственное переживание единства, взаимосвязи телесного, эмоционального, когнитивного и социального аспектов нашего Я. То, что ощущения в теле неразрывно связаны с эмоциями и мыслями, и наоборот. Что мы определяем наши потребности (физические и эмоциональные), не ориентируясь на какие то принятые извне догмы (сон должен быть столько то, углеводов столько-то, это делать опасно, а это нет), а исходя из целостного переживания тела и ума, которое иногда мы называем интуицией. Игнорировать и контролировать наши физические потребности – означает терять этот контакт. И сегодня часто происходит спекуляция.
ЗОЖ, питание, спорт, даже йога порой, тот же танец часто, увы, используют для того, чтобы тело стало подтянутым, целлюлит разгладился, килограммы ушли. Чтобы было красиво, в первую очередь. Но стремясь к идеалу, мы теряем радость жизни и ощущение собственной ценности. Теряя контакт с телом мы теряем чувство целостности, чувство связи с окружающим миром и другими людьми.
— Поговорим еще о пользе танцевально-двигательной терапии. Какие бы ты отметила самые важные аспекты?
— Их очень много, перечислю пару.
1. Помогает выразить эмоции. Далеко не все эмоции мы можем выразить одинаково легко вербально. Какие-то эмоции считаются «хорошими», и выражать их вербально и не вербально «легко и приятно» и принято в обществе. Другие эмоции (гнев, стыд, страх, отвращение) получили ярлык «отрицательных» и многие испытывают сложности не только с их выражением, но даже с тем, чтобы осознать и признать у себя их наличие. ТДТ дает возможность выразить эмоции экологично, безопасно для себя и других.
2. Помогает освободиться от стресса. Любое физическое движение способствует этому. ТДТ в этом смысле помогает не только снизить уровень стрессовой реакции на физическом уровне, но также и через большее осознание связи эмоционального и физического.
3. Верится с трудом, но танец предотвращает старение! Исследования в области нейробиологии доказали, что танец способствует развитию большого количества ассоциативных нейронных связей и является самым эффективным методом в профилактике старения. То есть, чем раньше начнем, тем лучше. А еще повышает уверенность в себе и самооценку. Развивает креативность и воображение.
В танце мы возвращаемся в то состояние, которое знают все четырехлетние дети, – состояние игры, когда бочка становится подводной лодкой или космическим кораблем, а сами мы героями наших придуманных историй. Это отличается от тех игр, где есть заранее придуманные ходы и правила, здесь царит спонтанность, импровизация, и следование за своим интересом и вдохновением. Танец не обязан быть совершенным, а рисунок – красивым с эстетической точки зрения. Их основная ценность в том, что они выражают вовне то, что происходит у вас внутри прямо сейчас в данный момент.
— Значит это помогает и знаменитой майндфулнесс, быть в моменте?
— Американская танцетерапевт Кристина Колдуэлл предложила альтернативный термин, bodyfulness. Майндфулнесс, самим своим названием ставит ум в центр, хотя и практика эта применяется в разных областях работы с телом. Мне кажется, пора дать телу право голоса. Быть в моменте, переживая телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли, образы и реагируя на все это в движении, как один неразделимый процесс. Я думаю, что танец — это то, где можно практиковать единство тела-ума, майндфуллнесс, бодифуллнесс…жизнь
И как результат – повышается уровень жизненности.
Когда тело и ум приходят в больший баланс и контакт, когда повышается чувствительность к своим потребностям и человек следует им, когда человек признает у себя все эмоции и дает им возможность быть выраженными, когда творчество, игра и спонтанность становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, человек неизбежно будет чувствовать себя более живым. Иногда это называют сексуальностью, но тут важно не сузить жизнь до секса, мне больше импонирует понятие «эросное восприятие жизни». Не эротическое – здесь возбуждение сконцентрировано в отдельных частях тела и нужен объект, на кого его разрядить, а именно Эросное. Как вообще быть живым – тогда живет каждая клеточка тела и флирт происходит с Миром.
— Я правильно понимаю, что танец даёт свободу?
— Еще какую! По сути мы становимся хореографами своей жизни. Жизнь — это танец, но мы не просто вовлечены в него и движемся в потоке и вихре событий. Каждый может посмотреть на событию вокруг и себя в них как хореограф. О чем этот танец сейчас? Где сцена? Какая музыка? Как можно поменять ритм и темп, добавить легкости, или наоборот, веса? Каких еще танцоров вывести на сцену, а кого-то, возможно, попросить посидеть тихонечко в углу? А может, вообще нужно объявить антракт и пойти всем отдохнуть? Или сочинить новый балет? И если я и танцор своей жизни, и хореограф, и сцена, и зритель одновременно – представляете, сколько свободы и сколько возможностей сразу открывается?
Танцевальной-психологический ретрит «La Danza» с участием Юлии Морозовой пройдет 11-14 октября в Тоскане. https://www.lavitatoscana.it/la-danza/
Каждая деталь, место, все занятия, поездки и события будут являться частями непрерывного процесса, танца-путешествия — чтобы стать хореографами собственной жизни.
Фото: ina.yoga/instagram.com
yogajournal.ru
Танцевально-двигательная терапия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Танцева́льно-дви́гательная терапи́я (ТДТ) — направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида[1].
История возникновения
Предпосылки
Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытным обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:
- Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
- Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
- Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
- Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
- Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения[2].
Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:
- Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека (Психоанализ З. Фрейда, Индивидуальная психология А. Адлера, Аналитическая психология К. Г. Юнга)
- Возникновение танца модерн, в котором подчеркивалось важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан, Рудольф Лабан, Мэри Вигман. Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
- Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.[3][4]
История развития ТДТ
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз[5]. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание[2][6].
В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами[2].
В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины[6].
В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA)[6].
На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.)[4][6].
Видео по теме
Описание метода
В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов:
- Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
- Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
- Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
- Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
- Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии[3].
Цели
- Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
- Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
- Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
- Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
- Создание глубокого группового опыта[3][7].
Виды танцевально-двигательной терапии
В танцтерапии можно выделить три группы подходов:
- Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
- Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
- Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник[2].
ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:
Противопоказания для проведения танцевально-двигательной терапии
- актуальная продуктивная симптоматика;
- стойкие суицидальные тенденции;
- грубые поведенческие нарушения;
- деменция;
- заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью[8].
См. также
Примечания
Литература
- Книги
- Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — Изд-во «Речь», 2010. — ISBN 5-9268-0479-5. (Существуют и более ранние издания.)
- Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.: Речь, 2004 [1]
- Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. — Ярославль, 1994.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
- Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / пер.с англ. — М., «Когито-Центр», 2009. — 221 с. — ISBN 978-5-89353-261-6.
- Статьи
- Танцевально-двигательная терапия // Московский Психологический журнал. — 2004. — № 8 (ноябрь).
- Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия. — Москва, 2005. — № 3.
- Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 31-38.
- Оганесян Н. Ю. Ильина Д. В. Танцевальная психотерапия больных психосоматическими заболеваниями // Журнал ВАК. Ученые записки СПбМУ им. И. П. Павлова, Изд-во: СПбГМУ СПб.: Т. XVII № 2, 2010. Стр. 101—102.
- Бирюкова И. В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов // Отделение танцевально-двигательной терапии при Институте практической психологии и психоанализа.
wiki2.red
Танцевальная терапия
Известно, что правильно нормированная и организованная физическая двигательная нагрузка позитивно влияет на психоэмоциональное состояние человека. Улучшается его настроение, сон, сосредоточенность и способность к концентрации. Активный образ жизни помогает поддерживать высокий уровень функциональной включенности и сохранять эмоциональную стабильность в стрессовых ситуациях.
Психологи называют физические нагрузки «инвестицией в разум, тело и душу», признавая одним из самых полезных видов активности для психологического и психического здоровья танцевально-двигательную терапию.
Что такое танцевально-двигательная терапия?
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это психотерапевтическое применение движения и танца для поддержания интеллектуальных, эмоциональных и моторных функций тела. Эта техника основана на идее тесной связи тела и разума и строится на корреляции движений и эмоций: специалисты считают, что изменение паттернов движения влияет на работу всего организма.
В основе ТДТ лежит активный клиентоориентированный подход, позволяющий каждому делиться мыслями и чувствами и выражать себя в безопасной и комфортной атмосфере через движение и слово.
jacob boll_colum.edu
ТДТ известна с 1940 годов, и одной из первых, кто заговорил о танце в психотерапевтическом ключе, была американская преподавательница танца Мэрион Чейз. Её поддержали многие практикующие психотерапевты, и уже в 1966 году была основана Американская ассоциация танцевальной психотерапии (Российская ассоциация – в 1995 году). Этот метод активно применялся для лечения посттравматического стрессового расстройства у американских солдат, вернувшихся с войны, сейчас ТДТ используют для лечения тревожного расстройства, депрессии и расстройства пищевого поведения.
Статья финских учёных, опубликованная в журнале Frontiers in Psychology, рассказывает об исследовании влияния ТДТ на пациентов психиатрической клиники с диагнозом депрессия. Большинство пациентов страдало депрессией умеренной или тяжелой формы, рецидивирующего или хронического типа. Предполагалось, что ТДТ, включающая в себя физическую, эмоциональную и социальную активность, облегчит симптомы. В исследовании приняли участие 33 пациента, которые не прерывали своё обычное лечение. Из них 21 участник прошёл курс ТДТ из 12 сеансов. Эффекты интервенций были исследованы путём последующего наблюдения на протяжении 3 месяцев. Добавление в программу лечения ТДТ значительно улучшило результаты лечения. Эффект ДМТ наблюдался независимо от того, принимал пациент антидепрессанты или нет, что подтвердило ожидания исследователей: ТДТ полезна для лечения депрессии.
Для детей невербальный аспект ТДТ поддерживает развитие и интеграцию моторных, перцептивно-моторных, вербальных навыков обработки, познания и общения, а также социального эмоционального развития. Фокус на невербальном поведении может помочь в работе как с аутизмом, так и диагностированными расстройствами психики, терапия которых предполагает улучшение навыков общения, повышение внимательности к сигналам и состояниям тела и влияния на моторный дефицит. Движение выступает средством взаимодействия между психотерапевтом и клиентом.
weezeeworld
Не существует единого фиксированного типа движения, используемого в ТДТ. Программы варьируются от традиционных танцев, таких как бальные, до более тонких форм движения, таких как йога и растяжка для расслабления тела. Сеансы ТДТ проходят в терапевтической обстановке. Терапевт применяет движение, чтобы помочь клиенту достичь эмоциональной, когнитивной, физической и социальной интеграции. К преимуществам ТДТ относятся снижение стресса и эмоциональная регуляция. В процессе лечения расстройства пищевого поведения ТДТ способствует улучшению восприятия собственного тела и повышению самооценки.
Чем танцевальная терапия отличается от обычных танцев?
Движение в танцевальной терапии – это больше, чем просто упражнение. Положение тела, его плавность и движение интерпретируются скорее как средства самовыражения. При лечении расстройств движение используется для передачи сознательных и бессознательных чувств в танце. Терапевт реагирует на движения, оценивает язык тела, невербальное поведение и эмоциональные выражения, чтобы разработать меры вмешательства (интервенции) для удовлетворения конкретных потребностей клиента.
andreas larsson_colum.edu
Примеры интервенций в ТДТ:
- Отзеркаливание. Повторение движений клиента, чтобы показать сопереживание и подтвердить то, что он чувствует.
- Использование «метафоры движения» или реквизита, чтобы помочь клиенту физически продемонстрировать затруднение или прорыв. Например: психотерапевт может выдать клиенту белый флаг, чтобы помочь отметить эмоциональную капитуляцию.
Важные навыки, которые приобретаются в ТДТ:
- Здесь и сейчас.
- Открытость, искренность и честность.
- Интерпретация невербального поведения.
Чувства могут долгое время оставаться невыраженными, продолжая существовать в теле, ухудшая эмоциональное и физическое состояние человека. Необходимо помочь им проявиться правильно и продуктивно – для этого и нужна ТДТ. Она хорошо сочетается с другими методами лечения расстройств и приводит хотя и не к сиюминутным, но значимым глубинным изменениям. Обладая таким инструментом понимания собственного тела и имея возможность ощущать его сигналы и состояния, можно постепенно наладить с ним эмпатийную связь и качественно улучшить свою жизнь.
Похожие статьи:
АРТ-ТЕРАПИЯ ОТ НЕГАТИВА
10 ЗАБЛУЖДЕНИЙ О ПСИХОТЕРАПИИ
КРАСИВОЕ НЕДОЕДАНИЕ: РАССТРОЙСТВО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Статья создана по материалам:
- Greta Gleissner, What is dance movement therapy? Psychology Today, April 12, 2017.
- RU
- ORG
- Wikipedia
Автор перевода: Кропалева Ирина Евгеньевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, психотерапия
Фото на превью: vimbly
xn--90aennpco.xn--p1ai
Танцевальная терапия: описание, история, суть лечения
Танцевальная терапия – это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.
О предпосылках
Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку. Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение. По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.
Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился модерн. Танец данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного. Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Айседора Дункан, Мэри Вигман и Рудольф Лабан.И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение В. Райха. Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки». В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.
В России
В нашей стране данное направление появилось не очень давно – в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия. Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним – АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве. И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.
Сейчас ТДТ – это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.
О принципах
Как и любая другая лечебная методика, данный вид терапии опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.
Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект. И ещё один важный принцип – в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.
Цели
Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. Главная цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.
Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.
Методы
Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго – иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.
Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.
А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.
Инновация
Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация. В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической. И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.
ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части. То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это – то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек. А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.
Польза
Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека. Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца. И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.
Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.
К тому же ТДТ – отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это – дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка. Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела. Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.
Движения
Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества. Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача – танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ. В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.
Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.
Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.
Что ещё стоит знать?
Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.
Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать дисгармоническое развитие (к чему относится аутизм, задержка развития, минимальная мозговая дисфункция). Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.
И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.
Обучение
Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.
Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.
В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.
Образовательные нюансы
Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.
Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ. Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 – групповой ТДТ «Основные жизненные темы». После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.
Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).
fb.ru
Танцевально-двигательная терапия — Википедия. Что такое Танцевально-двигательная терапия
Танцева́льно-дви́гательная терапи́я (ТДТ) — направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида[1].
История возникновения
Предпосылки
Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытным обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:
- Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
- Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
- Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
- Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
- Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения[2].
Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:
- Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека (Психоанализ З. Фрейда, Индивидуальная психология А. Адлера, Аналитическая психология К. Г. Юнга)
- Возникновение танца модерн, в котором подчеркивалось важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан, Рудольф Лабан, Мэри Вигман. Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
- Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.[3][4]
История развития ТДТ
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз[5]. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание[2][6].
В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами[2].
В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины[6].
В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA)[6].
На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.)[4][6].
Описание метода
В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов:
- Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
- Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
- Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
- Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
- Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии[3].
Цели
- Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
- Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
- Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
- Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
- Создание глубокого группового опыта[3][7].
Виды танцевально-двигательной терапии
В танцтерапии можно выделить три группы подходов:
- Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
- Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
- Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник[2].
ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:
Противопоказания для проведения танцевально-двигательной терапии
- актуальная продуктивная симптоматика;
- стойкие суицидальные тенденции;
- грубые поведенческие нарушения;
- деменция;
- заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью[8].
См. также
Примечания
Литература
- Книги
- Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — Изд-во «Речь», 2010. — ISBN 5-9268-0479-5. (Существуют и более ранние издания.)
- Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.: Речь, 2004 [1]
- Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. — Ярославль, 1994.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
- Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / пер.с англ. — М., «Когито-Центр», 2009. — 221 с. — ISBN 978-5-89353-261-6.
- Статьи
- Танцевально-двигательная терапия // Московский Психологический журнал. — 2004. — № 8 (ноябрь).
- Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия. — Москва, 2005. — № 3.
- Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 31-38.
- Оганесян Н. Ю. Ильина Д. В. Танцевальная психотерапия больных психосоматическими заболеваниями // Журнал ВАК. Ученые записки СПбМУ им. И. П. Павлова, Изд-во: СПбГМУ СПб.: Т. XVII № 2, 2010. Стр. 101—102.
- Бирюкова И. В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов // Отделение танцевально-двигательной терапии при Институте практической психологии и психоанализа.
wiki.sc