Танцевальная терапия как метод психокоррекции: Танцевальная терапия как метод психокоррекции агрессивных детей младшего школьного возраста

Содержание

Танцевально-двигательная терапия — как метод психокоррекции

Танцевально-двигательная терапия – это отрасль психотерапии, использующая танцевальные движения как метод, способствующий интеграции индивида в социум. Танцевально-двигательная терапия налаживает коммуникацию с бессознательным через телесное и интеграцию полученного материала в сознательное поле. Являясь не директивным стилем терапевтического вмешательства, она изучает движение, не видоизменяя его.

Современная культура, расщепляя физический и ментальный аспект индивидуума, воспринимая организм, как объект, требующий обязательного изменения, улучшения, использует очень агрессивные методы, в виде ограничения питания, предельных физических нагрузок, не обоснованного голодания и хирургического вмешательства. Это толкает тело на бунт, провоцируя психосоматические заболевания, культивирует негатив к Я.

Поскольку танцевально-двигательная терапия не культивирует понятие эталонного движения, наоборот, терапевт учит клиента идти за внутренними импульсами, подобный опыт согласования с собой бывает подчас уникальным для взрослого человека.

История танцевально-двигательной терапии

Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в ритуале демонстрирует готов ли человек к выполнению определенного задания. Групповой танец формировал единство необходимое для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях, выполняя тем самым, коммуникативную функцию даже на этапе отсутствия речи или при ее различиях.

В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.

События Второй Мировой войны поставили перед психологией вопросы реабилитации огромного количества людей объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии и мышечных зажимов (панцирей). Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.

Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев. Наблюдая за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния. В дальнейшем, опробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров.

Танцевальнно-двигательная терапия, как  метод психокоррекции используют для раскрытия способности выражения эмоций, бессознательного материала путем символического действия, интеграцию полученного в сознание.

Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения, направленные на создание здорового восприятия тела, использует для осознания клиентом своей персоны у окружающих. Двигаясь в непривычных для повседневности формах, человек лучше узнает свои ограничения и ресурсы.

Танцевально-двигательная терапия выполняется в индивидуальной и групповой формах. Типичная сессия включает разогрев, непосредственно практику и завершение.

Танцевальная терапия применяется отдельно и интегративно с анализом. Обычно, вербальное выражение, обратная связь, анализ происходят на этапе завершения, но допускается на протяжении всей сессии, зависимо от актуальных задач.

Танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции используется для решения любых психотерапевтических задач. Она является методикой выбора при психосоматических заболеваниях, посттравматическом стрессовом расстройстве, детских неврозах, когда вербальный компонент недостаточен в силу возраста или не возможностью осознать с какой эмоцией человек работает. Так же танцевально-двигательную терапию применяют для решения межличностных и групповых конфликтов, развития внутреннего потенциала человека, раскрытия ресурсов бессознательного.

Танцевально-двигательная терапия для детей

Тактильные ощущения с рождения доминирующие для здорового формирования индивида, потому информация, получаемая телесно актуальна для психики. Поскольку речь формируется не сразу, тело с рождения инструмент трансляции и восприятия психических процессов. Ребенок буквально ощущает эмоции телом и ключевым элементом развития личности есть умение абстрагировать эмоцию и вербализировать ее. Если данный аспект игнорируется, формируются психосоматические заболевания, являющиеся способом трансляции психологических проблем.

Уже у дошкольников диагностируются соматоформные нарушения, хроническое мускульное напряжение объеденённое с неспособностью проработать внутренние переживания. Несформированность абстрактного мышления ограничивает использование вербальных методов, основными инструментами становятся проективные, включая двигательные.

Танцевальная терапия в детском саду осуществляется штатным педагогом-психологом, рекомендуется обучение упражнениям воспитателей, для внедрения в повседневность сада. Этапы и упражнения идентичны классическому применению с приоритетом невербальных компонентов. Преимуществом реализации танцевально-двигательной терапии среди дошкольников служит игровой формат, что помогает нивелировать эффект сопротивления.

Эффекты достигаемые данным методом: сохранение природной чувствительности тела, диапазона движений, разрядка напряжения, выражение эмоционального спектра, научение проработки переживаний, осуществляется как элемент творческого формирования.

Танцевальная терапия в детском саду помогает сплочению, коммуникации, формированию грамотного ориентирования в групповом конфликте.

Танцевально-двигательная терапия допустима в коррекции нарушенного и дисгармоничного формирования.

Танцевально-двигательная терапия для пожилых

Изолированность от социума называют важной проблемой сообщества пожилых людей. Сужение социального круга, особенно для ранее активных и общительных людей, переживается остро, отражаясь на соматическом самочувствии.

Снижение функциональной эффективности своего организма зачастую воспринимается травматично, потому двигательные методики могут считаться приоритетными в психотерапии пожилых людей, выполняя и оздоровительную функцию.

Танцевальнная терапия для пожилых людей позволяет всякому участнику работать в пределах собственного физического ресурса и способностей, поэтому успешно применима для представителей с ограниченными возможностями. Имея в основе импульсное, спонтанное движение, не навязываемое точностью выполнения, она позволяет возрастному представителю выполнять задания без ощущения неполноценности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения на пластику, координацию и гибкость используют для расширения спектра двигательных функций, что положительно отображается на соматическом здоровье. Внедрение танцевальной терапии в консервативный план реабилитации пожилых людей способствует повышению активности, расширению психомоторных способностей, созданию адекватного восприятия физического образу Я, выражению и прорабатыванию тревоги, печали.

Приоритетна групповая терапия, как источник коммуникации и взаимоподдержки. Визуальное подтверждение общности проблем открывает ресурс к коллективному решению, переводя внимание поддержку и обмен. Совместное творческое взаимодействие объединяет и качественно расширяет социальные контакты.

Желательно обучение осуществлять базовым принципам и основам свободного танца для дальнейшего применения пожилыми людьми индивидуально. Безопасность метода допускает использование упражнений самостоятельно.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Развитие креативности в контексте танцевальной терапии ‹ Статьи и публикации ‹ Публикации ‹ Славянская ассоциация онтопсихологии

Опубликовано: Ученые записки РГСУ, Том 17, №4 (149), 2018

Введение

Тема креативности для современной науки является одной из самых актуальных, если не сказать основной, особенно это касается таких человеко-ориентированных направлений как психология, педагогика, социальная психология, социология, психиатрия, психосоматика и др., которые в большей степени ответственны за научно-методологичекую основу исследований данного направления. Несмотря на то, что и танцевальные практики, и их влияние на человека известно давно, применение танцевальной терапии в контексте развития креативности практически не исследовано. По мнению некоторых ученых-исследователей это связано с тем, что танцевальная терапия используется в широком спектре междисциплинарных прикладных практических научных направлений, в самых разных видах и формах работы и требует систематизации и анализа полученных результатов, для полноценного использования своего потенциала. Рассмотрим методы и результаты работы с танцевальной терапией в рамках различных психотелесных направлений в психологии.

Понятие креативности

Уточнение понятия «креативность» и ее показателей в данном направлении исследования позволит более точно определить возможности танцевально-двигательной терапии и музыкотерапии в ее развитии.

         Согласно А.Х. Маслоу, креативность – это творческая направленность, характерная всем от рождения, которая утрачивается большинством под влиянием среды (А. Маслоу, 1999). По Э.П. Торренсу: «Креативность чувствительна к проблемам, нехватке или противоречивости знаний; способы выявления этих проблем, поиск их решения» (Э. П. Торренс, 1964). Гилфорд называл конвергентное (логическое) и дивергентное (отступающее от логики) мышление (Дж.П. Гилфорд, 1967). По мнению Фрейда, творческая креативность является результатом внедрения полового влечения в другую сферу деятельности (З. Фрейд, 2004). С точки зрения А. Адлера, «креативность компенсирует комплекс неполноценности» (А. Адлер, 1995).

         По мнению Д. Векслер, р. Уайсберг, Г. Айзек, Л. Термен, Р. Стенберг, творческого процесса как специфической формы активности не существует. С их точки зрения, креативность – высокий уровень интеллекта. Однако Дж. Гилфорд, К. Тайлор, Г. Рубер, С. Девис, Я.А, Пономарев придерживаются иного мнения: креативность не зависит от интеллекта, являясь самостоятельным фактором. Именно личностные ценности и черты характера играют главную роль в оценке успешности творчества (В.Д. Дружинин, 2005). Согласно Д.Б. Богоявленской, ценности, мотивация и личностные черты играют основополагающую роль в определении творческого поведения (Богоявленская Д. Б., 1997) [9].

         Таким образом, беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы называют показателями творческого мышления. Креативность имеет временные рамки и определенные этапы развития; в процессе творческого мышления немаловажную роль играет бессознательное.

         Важно для настоящего исследования отметить, что В.Н. Пушкину удалось представить систему, которая связывает сознательное и бессознательное в процессе творческой деятельности. Сознание всего лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное же активно производит творческий продукт и представляет его сознанию.

         В.Н. Дружинин поддерживает идею В.Н. Пушкина. Речь идет об «обслуживании» сознания бессознательным: бессознательное предоставляет сознанию информацию, операции и прочее. Можно сделать вывод, что творческий продукт не является выводом, основанном на логике, – он является следствием работы интуиции (Н.В. Пушкин, 1967) [20].

         Для определения уровня развития креативности в детском и подростковом возрасте используют тесты Э. Торренса. Батарея состоит из вербальной, изобразительной и звуковой части. Сам автор методик термин «креативность» предпочитал не использовать в названиях своих методик, обозначив их как батареи на творческое мышление: вербальное, изобразительное и словесно-звуковое. [5]. Несмотря на то, что проверки прогностической валидности тестов Торренса не всегда подтверждаются будущими реальными творческими достижениями и имеют недостатки в виде не учета личностных особенностей и мотивации респондентов, существуют исследования, подтверждающие взаимосвязь успешного прохождения тестов на креативность Торренса с внешкольными занятиями школьников (музыка, живопись).

Развитие креативности в танце на базе телесно-ориентированной терапии

Танце-терапия привлекательна тем, что ее можно использовать не только как «язык» визуальной и пластической выразительности, но и как незаменимый инструмент балансирования между внутренним миром человека и внедренным искусством (музыкой, танцем, импровизацией). Связать интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действий, план телесный и план духовный, удается с помощью приемов и техник танцевальной терапии [3].

         Одними из первых, начавших изучать и использовать танцевальную терапию, стали психотерапевты. Направление «танцевально-двигательная терапия» – самостоятельное психотерапевтическое направление, ориентированное на констатацию внутренних ощущений и попытку понимания себя путем танца: причем имеется ввиду не обучение пациентов классическому танцу, а именно спонтанные движения, выражающие бессознательные импульсы [6].

         Основными целями танцевально-двигательной терапии являются: помочь человеку посредством танца обнаружить склонность к самовыражению, спонтанности, креативности, принятии многомерности и уникальности своего опыта, формировании целостного образа «Я»; выработать целостное восприятие личного опыта через симбиоз движения и чувств, образов и представлений, усилить сферы осознания человеком собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей; найти неэффективные стереотипы движения и изменить их; создать глубинный индивидуальный и групповой опыт, который охватывает не только персональные, межличностные, групповые, но и надличностные переживания. Вторым направлением танцевально-двигательной терапии стала психокоррекционная работа и сопровождающая клиническую психотерапию работа, имеющая своей целью восстановление психосоматического здоровья человека [10].

         Задачи, которые решаются танцевальным терапевтом во время занятий танцевальной терапией вытекают из принципов. К примеру, основным является принцип холистичности мыслей-чувств-поведения человека, решающий задачу нахождения способа соответствия друг другу мыслей, чувств и действий (движений), и анализа факторов личной истории, предшествовавших такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности личности [3].

Методика

         Рассмотрим существующие различные подходы к изучению тела и методов работы с ним в рамках телесно-ориентированной терапии.

Аутогенная тренировка, по мнению И.Г. Шульца, помогает занимающемуся самостоятельно влиять на личное отношение к жизни и самому себе, добиваться желаемого. Он называет разработанный им же, аутогенный тренинг средством самовоспитания и активации своих резервных возможностей. Аутотренинг ценен тем, что помогает организму приспособиться к напряженному ритму современной жизни. Аутогенная тренировка является предпосылкой к телесно-ориентированной терапии.

Суть метода аутогенной тренировки состоит в повторении под музыку набора «образов-фраз», вызывающих сознательное постепенное расслабление всего тела. В процессе терапии формируется умение полноценно отдохнуть за короткий период времени, самообладание, саморегуляция непроизвольных функций организма, повышается трудоспособность, уменьшается интенсивность болевых ощущений [24].

         Ритмическая гимнастика Эмиля Жака-Далькроза своей целью ставит «одухотворение телесных движений», дисциплину чувственных восприятий и тренировку импульсов – являющихся основой индивидуального усовершенствования. Суть данной терапии заключается в том, чтобы привести человека к представлениям о собственных творческих возможностях, самопознанию, помочь человеку найти радость жизни, снять физические и психологические зажимы и избавиться от комплексов. Все это достигается путем воспитания собственного ритмического разума — чувства ритма, то есть умения слышать и воспроизводить ритм в соответствии со своей собственной мышечной индивидуальностью, воли и самообладания.

В основе метода лежит исполнение музыкальной импровизации педагогом (причем важна именно импровизация, которая обеспечивает эффект новизны и непредсказуемости), музыкальные ритмы которой должны воспроизводить ученики своими танцевальными движениями. Импровизация стимулирует развитие способности мгновенно реагировать на звучащий материал телесно [8].

Техники ритмической гимнастики были введены по желанию К.С. Станиславского Э.И. Книппер-Ребенек – ученицей Ж. Далькроза – в школе-студии МХАТ. Фундаментом дисциплины «Сценическое движение» стали свободная пластика и психологический танец. Для достижения единения психической жизни и физических действий актера на сцене преподавались уроки сценического движения. После их назвали «методом физических действий» [3].

         Родоначальником телесно-ориентированной терапии как научного направления бесспорно объективно считается Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда. В. Райх большое значение в психоаналитической работе предлагал придавать работе с телом по снятию «мышечного панциря». Таким образом появилось направление вегетотерапии.

Вегетотерапия – это первое фундаментальное направление в телесно-ориентированной психотерапии. В основу метода Райха заложено, что проблемы человека должны рассматриваться с помощью характерологического (телесного) психоанализа и решаться через воздействие на тело. Райх был убежден, что для возобновления свободного течения вегетативной энергии по всему организму, необходимо воздействие на участки мышечных зажимов, блокирующих эту энергию, с целью их устранения. Важным элементом вегетотерапии является методика дыхания.

Суть всей терапии сводится к самостоятельной, кропотливой и постоянной работе над собой, которая включает в себя осознание и освобождение своих эмоций, заблокированных сознанием и проявленных в «мышечном панцире» [18].

         Продолжил научные исследования в данном направлении Александер Лоуэн, ученик В. Райха. Центральной задачей его биоэнергетической телесной терапии стало восстановление равновесия между энергетическими сплетениями верхнего, среднего и нижнего порядка. Лоуэн говорит о том, что необходима работа с пациентом не только на логотерапевтическом уровне, но и на уровне «реальной телесности»: с его эмоциями, моторными ощущениями. У каждого человека есть «характерный панцирь» и «мышечный панцирь», которые формируются посредством развития и ответной реакции на травмы и неопределенные детские комплексы.

         Главной целью биоэнергетической телесной терапии является возвращение человеку состояния свободной циркуляции энергии в организме, научение спонтанному освобождению тела от напряжения. Как следствие терапия приводит к глубинным личностным изменениям с помощью специальных упражнений-практик. В ходе биоэнерегетических исследований выявляется взаимосвязь между мышечным напряжением и эмоциональной блокировкой, телосложением и психическими комплексами, респираторными заболеваниями и чувственным торможением, артикуляционной задержкой и депрессивными состояниями. Стремление излечить пациента и восстановить равновесие между физической и психической энергией – первостепенная задача биоэнергетики [11, 12].

         Структурная интеграция – еще один метод телесно-ориентированной терапии. Основана Идой Рольф и названа в ее честь – рольфинг (система мануальной терапии с элементами кинезитерапии). Основная концепция идеи состоит в том, что вредное влияние, оказываемое стрессами на тело, всецело выводит его из состояния равновесия. При неправильном положении тела человек только увеличивает напряжение и усиливает боль. Рольфинг направлен в первую очередь не на психологическое устранение проблемы, а на физическое — путем физиотерапевтического исправления дисфункций посредством применения техники мышечных, миофасциальных и артикуляционных приемов. На практике были обнаружены случаи, когда при устранении только симптома и излечении всего одного органа, пациент чувствовал себя лучше как на физическом, так и на духовном уровнях. То есть, заболевший человек может выздороветь благодаря рольфингу не только физически, но и психологически [19].

         Нельзя не обратить внимания на метод Моше Фельденкрайза, который также называется методом функциональной интеграции (соматического обучения). Идея заключается в запечатлении в нервной системе человека детального мыслеобраза его собственного тела, который должен включать в себя знание, чувствование и понимание того, как работает тело с максимальной эффективностью и минимальными усилиями. Главная цель метода – изменение в нервной системе человека, улучшение состояния тела. Терапия осуществляется путем повторяющихся и четких движений, а также гармоничных движений и иных упражнений, которые выполняются на земле. Благодаря этому пациент полностью ощущает собственное тело, четко запоминает свой новый полный образ, понимает его и, соответственно, улучшается и исцеляется его психосоматическое состояние [22].

         Междисциплинарный опыт телесно-ориентированной терапии в сфере профессиональной деятельности, к примеру — сценарного искусства, также принял непосредственное участие в формировании методов этого научного направления. В книге «Обращение с собой» Матиас Александер, самостоятельно вылечивший болезни, которые врачи исцелить не могли, раскрывает основные принципы оздоровления тела. 

Суть метода заключается в контроле над мышцами шеи и положением позвоночника. Основой всего является расслабленное положение мышц. Для этого Александер предлагает привести тело в состояние покоя с помощью «растяжки» позвоночника. Для начала нужно расслабить мышцы шеи и постепенно из стоячего положения переходить в лежачее, все так же не напрягая мышцы и вытягивая позвоночник, сосредоточившись на своих ощущениях. Подниматься из положения лежа нужно тоже постепенно и не напрягая мышцы. Александер утверждает, что такие тренировки следует проводить от двух раз в день, чтобы почувствовать результат [1].

         Согласно Лисбет Марчер и ее бодинамическому анализу, который также называется соматической психологией развития, отклонения в развитии определенных групп мышц приводят к определенным моделям человеческого поведения. Анализ проблемных групп мышц помогает определить, в каком возрасте появилась проблема. Был разработан инструмент диагностики «Телесная карта тела», на которой отмечены основные мышцы тела, протестированные на степень гипо/гиперактивности. Также была разработана собственная классификация структур характера, где каждая структура строится вокруг онтогенетического возникновения отдельных потребностей и импульсов [2].

         Таким образом, проведенный анализ основных психотелесных направлений позволяет говорить о взаимозависимости проявления телесных и личностных особенностей человека и возможности исследования  танцевальной терапии в развитии креативности. Отдельно хотелось обозначить роль музыкальной составляющей процесса терапии танцем, а именно музыкотерапии.

Развитие креативности в танце на базе идей музыкальной терапии

Музыкотерапия — это направленное использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [4].     В настоящее время развивается в качестве интегративной дисциплины на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. По формам бывает рецептивной (вслушивание), активной – инструментальная игра, интегративной – задействует другие виды искусств, включая связанные с двигательной активностью. В основе метода музыкотерапии лежит выяснение склонности человека к музыкальной импровизации, к его предпочтениям,  возможностям обходиться без музыкального сопровождения во время выполнения тех или иных действий и причин невозможности их выполнения без музыки. Музыкотерапия базируется не только на симптомах, дефектах, нервных расстройствах или болезнях, но и опирается на возможности человека, его потенциал, креативность [7].

         По данным многих исследований, музыка оказывает значительное влияние на физиологическое и психологическое состояние человека (Ч. Дизренс, Н. Черкас, Ф. Блум). По словам Л.С. Выготского, искусство совершает всё в нашем теле и через него (Л. С. Выготский, 1986).

Благодаря музыкальной терапии у человека создается положительный эмоциональный фон, повышается мышечный тонус, снижается эмоциональное напряжение и утомление; способность к общению улучшается и развивается; человек может обратиться к проблемам и внутренним переживаниям, которые было трудно осознать и высказать; появляется возможность безопасно избавиться от накопившейся негативной энергии в социально приемлемой форме; повышается самоконтроль, интуиция, ориентация; расширяется круг интересов, воображение, эстетические чувства [15].

         Музыка имеет особенность задавать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, которые возникают у человека при ее восприятии, зависит от личных особенностей восприятия каждого человека [16].

         В XIX веке И. Догель выявил, что музыка одинаково воздействует на организм человека и животного, меняя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Основываясь на своих наблюдениях, знаменитый русских хирург Б. Петровский установил, что благодаря музыке работа организма становится более гармоничной, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.

         По мнению Бехтерева В.М., музыка играет важную роль в развитие личности с раннего детства, также положительно влияет на дыхание, кровообращение, придает физическую бодрость и устраняет растущую усталость. Главным принципом музыкальной терапии, по его мнению, являлся принцип индивидуальности [17].

         Теплов Б.М. был первым в России, кто с точки зрения деятельностного подхода, основываясь на обобщенном эмпирическом материале, системно проанализировал структуру музыкальности, установил психологическую природу музыкального переживания. Анализ проводился на многочисленных наблюдениях композиторов и писателей (Чайковского, Шопена, Тургенева, Толстого и других). По словам Б. Теплова, важную роль играют эмоции и чувства как предметные содержания музыки, показывающие отражение качественного многообразия эмоций в музыке (Б.М. Теплов, 1947).

         Музыка имеет воздействие на человека, так как нервная система человека и мышцы способны запомнить ритм. Музыка как ритмический раздражитель активизирует физиологические процессы организма, которые ритмично происходят в вегетативной и двигательной сфере.

         Механизмами лечебного действия музыкотерапии являются: эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной выразительности, облегчение формирования новых отношений и установок [25].

Результаты

         С точки зрения онтопсихологии, музыкотерапия является введением и научением гармоничному здоровью собственного тела. Отличительная особенность музыкотерапии в онтопсихологии – задаваемый ритм является продолжением вовне той музыки, которая существует внутри каждого из нас [13]. Согласно Антонио Менегетти, функция музыкальной терапии – вывести восприятие человеком музыкальности собственного организма, пока неосознанное, на сознательный уровень, научить ощущать и выражать эту музыкальность во вне, чтобы «Я-логико-историческое» увеличило и усилило ее благодаря различным музыкальным инструментам, а также пению и танцам. В рамках онтопсихологического метода занятие музыкотерапией означает также возможность гармонизации, достижения равенства между Я-сознанием и базовым органическим здоровьем организма, что приводит к развитию креативности.

         Мелолистика и мелоданс – психотелесные инструменты онтопсихологии, которые основаны на использовании музыки и танца, знании семантического поля, онто Ин-се и монитора отклонения. Целью мелолистики и мелоданса является аутентификация и самоактуализация личности, увеличение целостной функциональности человека, развитие креативности и терапевтический эффект.

         Исходя из вышесказанного, потенциал танцевальной терапии в качестве метода развития креативности можно считать очень высоким и требующим дальнейших исследований, поскольку телесно-ориентированная терапия нацелена на работу с бессознательным, включающим творческую активность и снятие психологических зажимов [21].

Заключение

Понятию «креативность» дано множество определений. Практически каждый, кто имел хоть какое-то отношение к сфере творчества, давал собственное определение креативности. Аналогичная ситуация складывается с определением креативного процесса. Существует большое количество моделей креативного процесса, каждый из них выделяет разное количество этапов. Однако общие стадии и понятия у них все же присутствуют. Например, каждая модель включает в себя инсайт, анализ ситуации и данных, задачи или события и генерирование новых, оригинальных идей, продуктов и решений.

Развитие креативности видится через такие подходы как телесно-ориентированная терапия и танцевально-двигательная терапия, которая является симбиозом движения и музыкального сопровождения.

В рамках телесно-ориентированной терапии доказано, что работа с телом посредством музыки и танца помогает человеку раскрыть способность к самовыражению, спонтанности, креативности, принятии многомерности и уникальности своего опыта, формировании целостного образа «Я».

Танцевально-терапевтические техники направлены на эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений личности.

Список литературы:

Барлоу У. Техника Александера. М.: Издательство «АСТ», 2009.

Березкина-Орлова В. Телесная психотерапия. Бодинамика. М.: Издательство «АСТ», 2009.

Буксикова О.Б. Танце-терапия как средство развития духовного и творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств [электронный ресурс]. URL: http://www.vsgaki.ru/images/files/vestnik1.pdf

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство института психотерапии, 2004.

Воронина А.Н. Ситуационные и межличностные детерминанты проявления интеллекта и креативности // Экспериментальная психология. 2010. №1.

Гренлюнд Эрна, Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004.

Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб: Питер, 2003.

Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика XXI, 2002. – 248с.

Ковальская Е.В. Психологическое сопровождение развития интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем креативности  : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Пятигорск, 2014.

Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб: Речь, 2006.

Лоуэн А. Биоэнергетический анализ Теория и практика. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015.

Лоуэн А. Психология тела. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

Менегетти А. Учебник по мелолистике. М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.

Монахова Е.Г. Спортивный танец как средство оздоровления // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №7.

Мурзин А.С. Применение музыкальных методов и арт-терапии в коррекции поведения осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №3.

 Налбадьян М.А. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике // KANT. 2012. №2(5).

Орлова Е.М. Вопросы музыкальной психологии в творчестве В.М. Бехтерева // Теория и практика общественного развития. 2014. №10.

Райх В. Анализ характера. М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000.

Рольф И. Структурная интеграция: воссоздание уравновешенного человеческого тела, VikingPress, Нью-Йорк, 1977.

Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. 2010. №3.

Сокольчик А.Н. Танцующее тело как идеальная материя для выражения мысли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №1.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.

Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокоррекции личности // «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры спорта». 2008. №6.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка, М.: Медицина, 1985т, с. 32.

Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. [Текст] / С. В. Шушарджан. М., 2010. 253 с.

Танцевальная терапия


Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых событий.

Первое связано с необходимостью физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное воздействие. После занятий в танцклассе они отмечали, что испытали чувства облегчения и душевной гармонии.

Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов в работе с группами и к развитию личности их участников.

Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела. Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны   двигательного  репертуара  каждого,  затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.
  2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».
  3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.
    Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное   средство   связи   с   окружающими   во   время   обучения   социально приемлемому  поведению.  Танцевальная  терапия  создает  условия  для  творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
  4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
  5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо»

Наряду с названными решаются также задачи:

  • повышения двигательной активности;
  • коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;
  • получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
  • раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т. д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется разработанная Р. Лобаном «Система анализа формы усилий».

Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как «Система усилий», или «Форма усилий», основанную на применении специальных символов и предназначенную для описания динамических и пространственных аспектов движений.

В «Системе усилий», по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами:

  1. Пространство.
  2. Сила.
  3. Время.
  4. Течение.

Каждый параметр имеет два полюса: пространство, которое может быть прямым и многофокусным; сила — мощная и легкая; время — быстрое и плавное; течение -свободное и ограниченное.

Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении движений. Например, усилие удара является быстрым, мощным и прямым, а усилие давления является плавным, мощным и прямым. Пользуясь системой Лобана, можно проводить анализ движений в группе, что дает возможность помочь участникам группы в исследовании и расширении их двигательного репертуара.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля.

Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия — 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы — 5-12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие — собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше  использовать незнакомые группе мелодии,  умеренную громкость  звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгармоний в супружеских парах, для социально-психологического и  двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др. ).

АРТ-ТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Abstract

В статье рассматриваются особенности арт-терапии в современной психологии, рассматривается ее сущность и описываются различные направления арт-терапии. В современной психологии арт-терапия как средство терапии является одним из психологических методов, способствующих формированию целостной и творческой личности, открывающих новые возможности для самореализации и помогающих найти новые способы взаимодействия с миром для улучшения межличностных отношений. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и оздоровления. Особенности арт-терапии: использование метафор, триадное воздействие и находчивость. Направления арт-терапии: визуальная арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, фототерапия и другие. Визуальная арт-терапия – это психотерапия рисованием или живописью, которая позволяет клиентам чувствовать и понимать себя, свободно выражать свои мысли и чувства, развивать эмпатию, быть собой, а также избавляться от негативных переживаний. Рисование развивает сенсомоторную координацию, улучшает связи между полушариями головного мозга, так как процесс рисования увязывает образное мышление, связанное главным образом с активацией правого полушария, с абстрактной логикой, за которую отвечает левое полушарие. Сказкотерапия – психотерапия, использующая сказочную форму для психологической интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, улучшения взаимодействия с окружающим миром. В сказкотерапии целительный метафорический потенциал сказок используется для того, чтобы помочь и детям, и взрослым познать свой внутренний мир, раскрыть свои возможности, справиться с различными жизненными ситуациями, выстроить гармоничные отношения с окружающим миром и социальной средой. Музыкальная терапия — это психотерапия, в которой музыка используется в лечебных и реабилитационных целях. В основе музыкотерапии лежит психотерапевтическое воздействие музыки на человека. Музыкальная терапия способствует гармонизации и стабилизации эмоциональной сферы клиентов, способствует развитию коммуникативных, творческих и эмпатических способностей, способствует установлению и развитию межличностных отношений. Танцевально-двигательная терапия представляет собой психотерапевтическое использование танца и движений, так как такой процесс способствует интеграции эмоционального и физического состояний человека, а именно в осознании своего тела, в выражении своих эмоций и чувств, в развитии коммуникативных навыков и межличностные взаимодействия. Для танцевально-двигательной терапии важно, чтобы движения воздействовали на восприятие; через них можно выразить эмоции и чувства; используются дыхание и прикосновения. Танцевальные движения имеют символическое значение; они способствуют внутренним преобразованиям человека и формированию целостной личности. Фототерапия – это терапия, основанная на использовании фотографии для решения психологических проблем, а также для личностного роста и развития. Благодаря фототерапии у человека появляется возможность взглянуть на свою жизнь с неожиданной точки зрения, найти новые решения для разных сфер своей жизни. Фототерапия позволяет человеку обрести собственное творческое видение мира. Поэтому арт-терапия является эффективным методом психологической помощи и одним из наиболее продуктивных способов творческого самовыражения.

 

PDF 189-204 (Украинская)

использованная литература

Бабий И. В. (2014) Теория и практика арт-терапии: навчально-методический комплекс. Умань, Алми [на украинском языке].

Вознесенская Е. Л. (2009) Особенности и перспективы развития арт-терапии в Украине. Научная практика: научно-методический журнал. Педагогика. Николаев: Выд-во ЧДУ им. Петра Могылы, выпуск 95. Т. 108. С. 19-24. [на русском].

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. (2000) Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь.

Киселева М. В. (2007) Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь.

Копытин А.И. (2001) От составителя. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, с. 9-10. [на русском].

Копытин А.И. (2003) Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь.

Копытин А. И. (2006) Новые методы и области практического применения арт-терапии. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, с. 7-20. [на русском].

Лебедева Л.Д. (2003) Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь.

Осипова А. А. (2002) Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера.

Рыбакова С.Г. (2007) Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. СПб.: Речь.

Сорока О. В. (2008) Арт-терапия в социальной сфере. Курс лекций. Тернополь, ТДПУ.

Тарарина Е. В. (2013) Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. – Луганск: Эльтон-2.

Ферс Г. М. (2003) Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. Исцеление искусством]. СПб.: Деметра.

Чайклин Ш. (2017) Только коснувшись земли, мы начинаем танцевать. Искусство и наука танцевально-двигательной терапии. Жизнь как танец / Под ред. Ш. Чайклин, Х. Венгровер. М.: Когито-центр, с. 31-43. [на русском].

Шкурко Т. А. (2003) Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь.

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Уведомление об авторских правах

Статьи в Psychological Journal распространяются по лицензии Creative Commons Attribution License International CC-BY, которая позволяет другим распространять работу с указанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале. Для получения более подробной информации перейдите по ссылке — https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Преимущества, принцип действия и многое другое

Танцевально-двигательная терапия — это психотерапевтический инструмент, который может улучшить самочувствие. Сторонники рекомендуют это вмешательство на том основании, что тело и разум взаимосвязаны, а это означает, что все, что влияет на тело, также влияет на разум.

Существующие исследования все еще находятся на предварительных стадиях, но несколько исследований показывают, что эта терапия может иметь несколько преимуществ, таких как уменьшение депрессии, улучшение походки при болезни Паркинсона и снижение высокого кровяного давления. Однако для подтверждения этих преимуществ необходимы дальнейшие исследования.

Продолжайте читать, чтобы узнать о том, как работает танцевально-двигательная терапия, и о ее потенциальных преимуществах.

По данным Американской ассоциации танцевальной терапии (ADTA), танцевально-двигательная терапия, также известная как танцевальная терапия, представляет собой психотерапевтическое использование движения для улучшения здоровья и благополучия.

Вмешательство представляет собой целостный подход к исцелению, появившийся в 1940-х годах. Многие из первых новаторов в этой области были опытными танцорами, которые начали понимать, что движение — это форма психотерапии.

ADTA объясняет, что танцевальная терапия способствует укреплению здоровья посредством координации и объединения всех аспектов личности, включая:

  • физическое
  • умственное
  • эмоциональное
  • социальное

невозможно отделить тело от разума. В результате изменения в теле влияют на разум и наоборот. ADTA добавляет, что следующие предпосылки также играют роль:

  • Танец — это средство невербального общения. Невербальный язык так же важен, как и вербальный.
  • Помимо того, что движение служит средством общения, оно может быть выразительным, функциональным и развивающим.
  • Движение служит инструментом как для оценки, так и для вмешательства.

Исследования физических, умственных и эмоциональных преимуществ танцевальной терапии имеют некоторые противоречия. Хотя для предоставления доказательств необходимы дополнительные исследования, некоторые данные свидетельствуют о том, что вмешательство может иметь значение для следующего:

Психологическое здоровье

Исследователи, стремящиеся определить преимущества танцевальной терапии для различных психологических аспектов здоровья, провели исследование 2019 года.метаанализ, в котором рассматривалось 41 клиническое испытание с участием 2374 человек. Результаты показали, что вмешательство улучшает:

  • тревогу
  • депрессию
  • качество жизни
  • когнитивные способности, то есть способность думать и запоминать
  • навыки межличностного общения

Они также указали, что эти преимущества могут быть долгосрочными.

Депрессия

В то время как приведенный выше метаанализ рассматривал психологическое здоровье довольно широко, в 2019 г.обзор касался исключительно депрессии. Он оценил восемь клинических испытаний, в которых изучалось влияние танцевальной терапии на 351 взрослого человека с этим заболеванием.

Авторы охарактеризовали доказательства как имеющие среднее или высокое качество и пришли к выводу, что вмешательство может предложить эффективное лечение взрослых с депрессией. Однако они не могли судить об его эффективности для детей, подростков или пожилых людей, поскольку включенные исследования в основном исключали эти группы населения.

Защита от падения

Авторы обзора 2017 года рассмотрели вопрос о том, может ли танец, популярный среди пожилых людей, помочь предотвратить падения за счет улучшения походки, равновесия и мышечной силы. Отметив, что падения являются основной причиной болезней и смертей, авторы рассмотрели 10 клинических испытаний, в которых изучалась возможная связь между танцем и предотвращением падений. Всего в испытаниях приняли участие 680 человек.

Из-за предварительного характера результатов и отсутствия долгосрочных данных авторы не смогли сделать однозначных выводов. Тем не менее, они отмечают, что танец кажется безопасным и приносит пользу пожилым людям.

Болезнь Паркинсона

Болезнь Паркинсона — это нейродегенеративное заболевание, при котором нарушается походка, что может увеличить риск падений. В обзоре 2018 года было рассмотрено 40 исследований и пять обзоров, посвященных влиянию танцев и музыки на симптомы этого состояния. Результаты показали, что вмешательства могут улучшить походку.

Лечение рака

Последствия рака не ограничиваются физическим здоровьем, так как это состояние часто также влияет на эмоции и социализацию. При решении таких проблем современная помощь при раке все чаще включает психосоциальные вмешательства. Чтобы изучить преимущества танцевальной терапии при раке, в исследовании 2015 года были рассмотрены три клинических испытания, в которых приняли участие 207 человек с раком молочной железы.

Анализ данных показал неоднозначные результаты, но показал, что вмешательство может помочь:

  • повысить бодрость
  • повысить качество жизни
  • уменьшить соматизацию, то есть проявление множественных физических симптомов, вызванных психологическими причинами

В Напротив, не было обнаружено никаких доказательств того, что танцевальная терапия может помочь при:

  • усталости
  • стрессе
  • тревоге
  • депрессии

Обзор 2021 года подтверждает вывод о том, что танцевальная терапия может улучшить качество жизни людей с раком молочной железы, но отмечает что эта терапия может быть более эффективной наряду с другими методами лечения.

Артериальное давление

Метаанализ 2020 года оценил пять клинических испытаний, посвященных влиянию танцевальной терапии на артериальное давление. Несмотря на небольшое количество испытаний, результаты показали, что вмешательство может значительно снизить как систолическое, так и диастолическое артериальное давление у людей с гипертонией.

Систолическое давление, верхнее значение артериального давления, обозначает давление на стенки артерий во время сердечных сокращений. Диастолическое давление, нижнее значение артериального давления, обозначает это давление между ударами сердца.

Результаты также показали, что танцевальная терапия оказывает большее влияние на людей из Африки, чем на жителей Европы или Америки.

Хроническая сердечная недостаточность

Более раннее исследование 2014 года сравнило эффекты танцевальной терапии с эффектами традиционной терапии у людей с хронической или продолжающейся сердечной недостаточностью. В нем оценивались два исследования, в которых участвовали 62 участника танцевальной терапии, 60 участников упражнений и 61 участник контрольной группы.

Когда исследователи сравнили эффекты танцевальной терапии с физическими упражнениями и без упражнений, они обнаружили, что танцевальная терапия повышает способность к физической нагрузке и качество жизни. Не было никаких существенных различий между результатами танцевальной терапии и групп с обычными упражнениями. В связи с этим авторы рекомендуют включать танцевальную терапию в программы кардиореабилитации.

Если человек хочет начать, лучше всего записаться на программу, которую предлагает квалифицированный танцевальный терапевт. Большинство из этих специалистов работают в:

  • реабилитационных центрах
  • психиатрических больницах
  • школах
  • частной практике

Терапевт адаптирует технику в соответствии с индивидуальными способностями и состоянием здоровья. Движения могут варьироваться от обычных и тонких до импровизационных и выразительных.

Некоторым людям могут быть интересны другие творческие методы лечения. К ним относятся:

  • Арт-терапия: Американская ассоциация арт-терапии объясняет, что это использование искусства для получения психологических преимуществ, таких как:
    • повышение самооценки
    • улучшение познания
    • улучшение социальных навыков
  • 6
  • Драматическая терапия: По данным Североамериканской ассоциации драматической терапии, это использование представления, целенаправленной импровизации или рассказывания историй для достижения терапевтических целей, таких как улучшение межличностных отношений.
  • Музыкальная терапия: Американская ассоциация музыкальной терапии отмечает, что это использование музыки для оказания различных преимуществ, таких как:
    • физическая реабилитация
    • управление стрессом
    • улучшение памяти

Подробнее о другие формы творческой терапии.

Танцевальная терапия — это психотерапевтическое вмешательство, которое работает путем объединения и координации физических, умственных, эмоциональных и социальных аспектов человека.

Только ограниченные исследования изучили преимущества, но ранние исследования показывают, что это может иметь значение для некоторых областей хорошего самочувствия. К ним относятся психологическое здоровье, такое как уменьшение симптомов депрессии, и физическое здоровье, такое как улучшение физической работоспособности у людей с сердечной недостаточностью.

Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы

Что такое танцевально-двигательная терапия?

Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA) определяет танцевально-двигательную терапию как психотерапевтическое использование движения для содействия эмоциональной, социальной, когнитивной и физической интеграции человека.

Танцевально-двигательная терапия:

  • Сосредоточен на двигательном поведении, возникающем в терапевтических отношениях. Экспрессивное, коммуникативное и адаптивное поведение рассматриваются как для группового, так и для индивидуального лечения. Движение тела, как основной компонент танца, одновременно обеспечивает средства оценки и способ вмешательства в танцевально-двигательную терапию.
  • Практиковал в сфере психического здоровья, реабилитации, медицины, образования и судебно-медицинской экспертизы, а также в домах престарелых, детских садах, профилактике заболеваний, программах укрепления здоровья и в частной практике.
  • Эффективен для лиц с нарушениями развития, медицинскими, социальными, физическими и психологическими нарушениями.
  • Используется с людьми всех возрастов, рас и этнических групп в формате индивидуальной, парной, семейной и групповой терапии.

Чем занимаются танцевальные/двигательные терапевты?

Танцевально-двигательные терапевты сосредотачиваются на том, чтобы помочь своим клиентам улучшить самооценку и образ тела, развить эффективные коммуникативные навыки и отношения, расширить их словарный запас движений, получить представление о моделях поведения, а также создать новые возможности для решения проблем. Движение является основным средством, используемым танцевальными/двигательными терапевтами для наблюдения, оценки, исследования, терапевтического взаимодействия и вмешательств. Танцевальные/двигательные терапевты помогают разрабатывать планы и цели лечения, документировать свою работу в медицинских записях и сотрудничать со специалистами из других дисциплин.

Где работают танцевальные/двигательные терапевты?

Танцевальные/двигательные терапевты работают в различных условиях, включая дома престарелых, школы, психиатрические, реабилитационные и медицинские учреждения, центры лечения наркомании, консультационные и кризисные центры, а также центры оздоровительного и альтернативного здравоохранения.

Как выглядит сеанс танцевально-двигательной терапии?

Широкий спектр методов танцевально-двигательной терапии, а также потребности и способности участников позволяют использовать широкий спектр двигательных действий на сеансах танцевально-двигательной терапии. Могут встречаться характеристики танца/движения, от тонких и обычных движений до выразительных, импровизационных танцев .

 

Чтобы узнать больше о том, как работают танцевальные/двигательные терапевты, перейдите на страницу ADTA на YouTube и профили DMT.


Как я могу стать танцевальным/двигательным терапевтом?

Чтобы стать танцевально-двигательным терапевтом, можно пойти двумя путями. Подробное руководство по требованиям см. в Справочнике кандидата R-DMT.

№ 1: Утвержденная ADTA программа для выпускников
Выпускники утвержденных программ соответствуют всем профессиональным требованиям для получения сертификата зарегистрированного танцевально-двигательного терапевта (R-DMT). Пожалуйста, свяжитесь со школой напрямую, чтобы узнать о процессе подачи заявления, требованиях и т. д.

#2: Альтернативный маршрут
Альтернативный маршрут определяется как степень магистра с обучением танцевальной/двигательной терапии у квалифицированных преподавателей. Другие требования включают наблюдение и оценку движений, курсовую работу по психологии, полевые работы, стажировку и танцевальный опыт.

Какую степень/аккредитацию получают танцевальные/двигательные терапевты?

Сертификация танцевально-двигательной терапии присуждается выпускникам. Поэтому требуется степень магистра. После завершения утвержденной ADTA программы для выпускников или альтернативного маршрута и принятия Советом по сертификации танцевально-двигательной терапии выдается удостоверение зарегистрированного танцевально-двигательного терапевта (R-DMT). R-DMT представляет собой достижение базового уровня компетентности, что означает как первый уровень вхождения в профессию, так и готовность человека к работе в качестве танцевального/двигательного терапевта в клинической и/или образовательной среде. Удостоверение сертифицированного танцевального / двигательного терапевта (BC-DMT) можно получить после присуждения R-DMT с дополнительными требованиями и опытом. BC-DMT — это продвинутый уровень практики танцевально-двигательной терапии, означающий как второй уровень профессиональной компетентности, так и готовность человека проводить обучение и супервизию в танцевально-двигательной терапии, а также заниматься частной практикой.

Какую степень бакалавра мне следует получить?

На уровне бакалавриата не требуется специальной степени. Тем не менее, это хорошая идея, чтобы иметь существенное представление о темах, связанных как с танцами, так и с психологией. Чтобы узнать о конкретных предварительных условиях, свяжитесь с каждой программой для выпускников, утвержденной ADTA.

Где я могу найти информацию о том, как стать волонтером/тенью танцевального/двигательного терапевта?

Возможности стать волонтером/тенью танцевального/двигательного терапевта ограничены из-за характера работы и необходимости соблюдения конфиденциальности. Если вы заинтересованы в волонтерстве/слежке, обратитесь к члену по особым поручениям вашего региона или в местное отделение.

Какой опыт был бы полезен будущему танцевально-двигательному терапевту?

Настоятельно рекомендуется широко заниматься танцами, включая разнообразные танцевальные стили и техники, хореографию, исполнение и преподавание. Для образования сосредоточьтесь на курсах психологии и курсе кинезиологии и анатомии. Полезный опыт будет включать работу или волонтерство с людьми в различных социальных условиях (например, в летних лагерях, школах, больницах, домах престарелых).

Сколько времени нужно, чтобы стать танцевальным/двигательным терапевтом?

Если вы посещаете утвержденную ADTA программу для выпускников, рассчитывайте, что будете учиться в течение двух-трех лет на дневном отделении. Для альтернативного маршрута продолжительность времени зависит от многих факторов, таких как занятость полный или неполный рабочий день, место проведения курсов (могут потребоваться некоторые поездки), когда предлагаются курсы, когда человек может их посещать и т. д.

Какую школу вы бы порекомендовали?

Посещение любой из утвержденных ADTA программ для выпускников позволяет получить глубокие знания и пройти обучение у выдающихся, опытных, сертифицированных танцевальных и двигательных терапевтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *