Техника мнемоники: 3 эффективных способа, которые помогут подготовиться к сессии

Содержание

что это, книги, упражнения, 9 мнемотехник на примерах

Мы можем помнить то, что сказали кому-то два года назад, но напрочь забыть, о чем прочитали только что. Если вам знакома эта ситуация, не переживайте, это нормально. Мозг не может запомнить всё — ему это просто не нужно.

Память — это способность накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Ресурсы памяти ограничены и зависят от состояния человека. Если вы мало спите, неправильно питаетесь, истощёны или болеете, запомнить что-то вы вряд ли сможете.

Но просто вести здоровый образ жизни мало. Мозг — это мышца. Чтобы запоминать и не забывать, человек должен регулярно заниматься.

Мы попросили психолога-психотерапевта, коуча Юлию Ватутину рассказать об особенностях работы памяти и о мнемонике: как с её помощью увеличить объём памяти и упростить запоминание информации.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Зачем тренировать память?

Как работает мнемоника?

9 мнемотехник для запоминания информации

1. Орфографическая мнемотехника
2. Мнемоника ключевых слов
3. Мнемотехника делим целое на части, или метод Доминика О’Брайена
4. Музыкальная мнемоника
5. Акронимы и акростихи
6. Рифмы
7. Ассоциации
8. Симонидский метод или дворец памяти
9. Метод привязки

Особенности тренировки памяти: чему следует уделить внимание?

Книги: что почитать по теме

Зачем тренировать память?

Основные механизмы запоминания даны нашему мозгу природой, но качество памяти, а, следовательно, и «натренированность» мозга зависит от многих факторов, в том числе от того, насколько интенсивно и как именно мы тратим его возможности.

Мозг — это мышца. Без регулярных тренировок он перестаёт развиваться и может утратить некоторые способности. Это приводит к снижению уровня интеллекта, ухудшению памяти, рассеиванию внимания, проблемам с речью.

Тренировать память можно разными способами, один из них — мнемоника. Преимущество метода в том, что его можно использовать в любом возрасте. Метод будет работать, если человек вовлечён в процесс, никаких особых навыков для его изучения не нужно.

Читайте также: Что такое когнитивные способности и 6 способов как их развивать

Как работает мнемоника?

Мнемоника или мнемотехника — это конкретные приёмы, которые помогут запомнить информацию. В их основе ассоциации: человек визуализирует какой-то образ, делает конкретное движение или придумывает слово, которое будет ассоциировать с конкретной информацией.

Например, чтобы запомнить лево и право, можно вытянуть ладонь тыльной стороной и оттопырить большой палец. Рука, похожая на букву «L», — слева.

Образ буквы возникает в голове безошибочно у всех, кто знает английский алфавит

Эффективность мнемоники не только улучшает память, она также изменяет структуру мозга и повышает управляемость памятью.

Некоторые успешные мнемонисты, принимавшие участие в конкурсах запоминания, начали обучаться этой технике уже в зрелом возрасте, но все же они смогли значительно улучшить возможности своего мозга и памяти.

Мнемонику используют, чтобы запомнить последовательность данных или большой объем информации. С её помощью можно даже выучить иностранный язык за 1–2 месяца. Секрет в том, что мнемоника учитывает особенности восприятия информации взрослыми.

Ребёнку достаточно несколько раз услышать и повторить стих, чтобы его запомнить. Взрослый так не может. Чтобы новая информация осталась в голове, он должен связать новые данные с тем, что знал до этого. А для образования этой связи, он должен визуализировать данные, нарисовать в голове некую картину или придумать ассоциацию.

Можно брать чужие образы, придуманные кем-то до вас, или создать что-то своё. Олег Анатольевич Степанов в своей книге «Мнемоника: правда или вымыслы» рекомендует подбирать ассоциации, близкие лично вам — их вы быстрее запомните. Более того, лучше придумывать абсурдные и шокирующие образы, они быстрее врезаются в память.

Если такие примеры вам не подходят, ищите что-то своё. Например, британский мнемонист Доминик О’Брайен, чтобы запомнить последовательность игральных карт в колоде, отождествлял их с реальными людьми: Омаром Шарифом, Эриком Клэптоном и другими. Используя свою систему кодировки, он смог побить мировой рекорд и назвать 52 карты за 43 секунды.

Как Доминику это удалось? У него была своя особая техника. Об этой и других мнемотехниках поговорим дальше.

Читайте также: Как научиться концентрироваться на задаче и развить устойчивость внимания

9 мнемотехник для запоминания информации

Существует много различных техник запоминания, которые относятся к мнемотехнике. Их можно разделить на два типа:

  • Одни отвечают за то, какую цель запоминания человек преследует. Например, использование рифмы помогает для запоминания правил ПДД или неправильных глаголов английского языка. Созвучные слова упрощают изучение иностранных слов, а цепочки из образов используют для запоминания определенной последовательности.
  • Другие задействуют особенности восприятия информации. Например, визуалам будет проще работать с приемами, где необходимо представить образ, дать пространственную привязку. Аудиалы предпочтут метод историй или создание смысловых фраз из начальных букв.

1. Орфографическая мнемотехника

Орфографические мнемотехники используют, когда нужно запомнить написание сложного слова. Знакомые с детства стихи про правила написания русского языка — орфографические мнемоники.

Чтобы запомнить слова, их нужно зарифмовать.

2. Мнемоника ключевых слов

Эта техника подойдёт для изучения иностранного языка.

Чтобы запомнить:

  • Выбираете ключевое слово, которое каким-то образом наводит вас на мысли об иностранном слове.
  • Затем представляете, что это ключевое слово связано со значением слова, которое пытаетесь выучить.
  • Придумываете визуальный образ или ассоциацию, которая напомнит о правильном слове.
Если вы знаете, как выглядит гата, ассоциация сработает.

Можно пойти другим путём — визуализировать какую-то картинку, связанную с ключевым словом, и добавить туда исходное слово. Вот, как это работает, на примере испанского слова pasto — «трава».

Первое, что приходит в голову, — макароны. pasto = паста. Но как связать эту ассоциацию с переводным значением? Представьте, что из травы растут макароны, и визуализируйте образ. В следующий раз, когда вы задумаетесь, как по-испански будет «трава», в голову придёт ассоциация: паста, растущая из травы.

Читайте также: Виды интеллекта и 3 способа определить свой IQ, EQ и другие

3. Мнемотехника делим целое на части, или метод Доминика О’Брайена

Разделение или группировка информации — это техника, предусматривающая разделение сложной информации на более лёгкие сегменты. Идеально, если при разделении данные можно зарифмовать.

Эту технику используют в основном для запоминания цифр. Например, телефонных номеров или банковских карт. Так, число 47895328463 — сложное, его практически невозможно запомнить. Посмотрим, что будет, если разделить число на части.

47895328463
4 789 532 846 3

4789 532 8463

При разделении число уже кажется не таким сложным.

К этой технике относят и метод Доминика О’Брайена. Суть метода в том, чтобы к каждой цифре подобрать букву, с которой та будет ассоциироваться. Для первых пяти цифр Доминик предлагает использовать первые пять букв алфавита, а дальше каждый подбирает сам по своим ассоциациям.

Теперь у вас есть буквенные комбинации для любых пар цифр — от 00 до 99. Так, 00 = ОО, 01 = ОА, 02 = ОБ, 34 = ВГ, 55 = ДД, 82 = ЗБ и 99 = ЯЯ.

И что же вместо цифр нужно запоминать буквы?! Не совсем так. Эти буквы нужно раскрыть: то есть превратить их в инициалы известных людей.

Выписываем все комбинации цифр, рядом ставим буквы, расшифровываем инициалы и обязательно добавляем действие, с которым у вас ассоциируется этот человек:

  • 00 = ОО = Оззи Осборн = откусывает голову летучей мыши
  • 02 = ОБ = Отто Бисмарк = налаживает отношения Пруссии и России
  • 34 = ВГ = Виктор Гюго = пишет «Собор Парижской Богоматери»
  • 55 = ДД = Дональд Дак = ругает своих племянников
  • 99 = ЯН = Ян Янакиев = играет в «Семнадцать мгновений весны»

Вам нужно будет составить этот лист целиком (от 00 до 99) и запомнить всех известных людей и их действия. Не торопитесь: обязательно используйте ассоциации, чтобы облегчить себе работу.

Если вы просто составите лист известных людей, то в какой-то момент можете их не вспомнить. Ассоциации же помогают на интуитивном уровне — вы не полагаетесь на свою память.

Теперь представьте, что вам нужно запомнить этот номер 3455029900. Разбейте его на пары цифр. Получится: 34 55 02 99 00, или Виктор Гюго, Дональд Дак, Отто Бисмарк, Ян Янакиев, Оззи Осборн.

Но запоминать перечень имен так же сложно, как и набор цифр. Поэтому Доминик предлагает вам превратить этот перечень в историю — для этого и нужны действия, которые мы описали и запомнили ранее.

История будет такая: Виктор Гюго как-то ругал своих племянников. Вдруг появляется Отто Бисмарк, который играл в «Семнадцать мгновений весны», и откусывает голову летучей мыши.

Эту историю легко запомнить. Если вы хорошо поработали над своим листом имен и действий, потом вам достаточно будет вспомнить только первые 9 цифр и их буквы-ассоциации.

4. Музыкальная мнемоника

Ещё одна техника, которую мы все пробовали в детстве — песни, в которых зарифмована важная информация. Например, песня-считалочка «Дважды два — четыре» с примерами таблицы умножения.

Музыкальную мнемонику часто использует бизнес в рекламе. Пример: «8 800 555 35 35: проще позвонить, чем у кого-то занимать». 

Источник: youtube. Автор: ddengi

Для использования этого метода не нужно уметь писать музыку или играть на инструментах, достаточно придумать ритм.

5. Акронимы и акростихи

Акронимы — сокращение слов или целых фраз до первых букв. Например, в диалектической поведенческой терапии акронимы используют, чтобы зашифровать определённый навык.

Навык отвлечения включает несколько стадий: помочь, сравнить, разнообразить эмоции, вспомнить, отгородиться и перенаправить мысли. При размещении их в правильной последовательности получается акроним «Пережить». 

Источник: Раздаточный материал к тренингу навыков ДПТ. Автор: клинический психолог Юлия Горячева

Обратите внимание, что в примере список упорядочен таким образом, чтобы было легче составить «слово». Без такой компоновки составить акроним не получится.

Акростих работает аналогично, но вместо одного слова, человек составляет целое предложение. 

В акростихе описаны персонажи из сказок Пушкина, по этому стиху их легко запомнить

6. Рифмы

Рифмованные слова могут использоваться в качестве мнемоники, чтобы помочь нам запоминать информацию. Вы можете переставлять слова или заменять их другими словами с тем же значением, если это нужно для рифмы. Фразы остаются в памяти из-за многократных повторений и рифмы.

Читайте также: 9 полезных приложений для тайм-менеджмента

7. Ассоциации

С помощью этой техники можно кодировать новую информацию через ассоциативные связи с чем-то другим, что вы уже знаете. Установление связей облегчает запоминание и придаёт смысл изученному.

Ассоциативный метод можно использовать для запоминания практической любой информации. Например, можно запоминать имена людей. Подумайте с кем или чем у вас ассоциируется конкретный человек.

Например, вас знакомят с Катей — у неё рыжие волосы, она постоянно улыбается и щурит глаза. Кажется, что она хитрит. Вылитая лиса. Катю-лису запомнить легче, чем просто Катю.

8. Симонидский метод или дворец памяти

Ещё эту мнемотехнику называют методом путешествия. Вы визуализируете комнату или квартиру и мысленно связываете факты и информацию с конкретным местом или объектом на своём пути.

Олег Анатольевич Степанов в своей книге рассказывает о человеке, который, визуализируя слова, мысленно совершил кругосветное путешествие и даже слетал на Марс. На такой длинный путь его вынудила необходимость — он не мог «зайти» дважды в одно и то же место.

Дело в том, что при запоминании в одном месте нескольких слов образуется петля — человек не понимает, какое слово ему нужно использовать и куда идти дальше. Из-за этого возникают ошибки. Дорога должна быть одна, без ответвлений. 

Например, здесь человек перемещается по выдуманному помещению: комнаты сквозные, в каждой спрятан какой-то предмет. Если его попросят вспомнить седьмое слово, он мысленно дойдёт до седьмой комнаты, где спрятана звезда

9. Метод привязки

Метод привязки — техника для запоминания последовательной информации. Вы связываете визуальные образы последовательно друг с другом, присоединяя каждый следующий образ к предыдущему.

Рассмотрим, как это работает на примере списка покупок:

1. Вы составляете список слов, которые вам нужно запомнить:

  • хлеб,
  • петрушка,
  • яйца,
  • зубная паста,
  • морковь,
  • рыба,
  • горячий шоколад.

2. Последовательно визуализируйте каждое слово, затем связываете слова между собой.

Используя метод привязки, важно помнить о правилах мнемоники: придумывать абсурдные образы. Например, хлеб размером с телевизор.

К хлебу добавляете петрушку, но как её связать? Можно проткнуть хлеб насквозь стрелами из петрушки или вырастить в нем кустик зелени.

Далее — яйца. Оживите их. Представьте, что из скорлупы торчат маленькие клювики, которые вцепились в петрушку. Нижняя часть скорлупы вымазана чем-то белым — это зубная паста. Её так много, что она больше похожа на белый айсберг, в котором застряла морковь, в которую вцепилась рыбина, хвост который тает, как горячий шоколад

С логической точки зрения картинка абсурдна, но с точки зрения мнемоники — это рабочий инструмент для запоминания

Ваша задача последовательно присоединять один образ к другому до тех пор, пока не закончатся слова.

Читайте также: 5 необычных способов соблюдать сроки: руководство для творческих людей

Особенности тренировки памяти: чему следует уделить внимание?

Как и в любой другой области развития, в тренировках памяти важна регулярность. Если делать это от случая к случаю, то видимого результата вы не добьетесь.

Основная суть тренировок заключается в том, чтобы сделать из них часть повседневной жизни, когда мнемотехнические действия будут осуществляться на автоматизме. Для этого важно обращать внимание на любую информацию: будь то прочитанная книга или рекламный ролик. 

Действенный способ — повторять запомнившуюся информацию через несколько дней в течение, например, недели или месяца. Изображение: Unsplash

Тем, кто хочет развивать свою память с помощью мнемотехники, мы рекомендуем начать с простых упражнений и использовать их регулярно. Оптимально будет подбирать упражнения в зависимости от задач, которые стоят перед человеком – запоминание речи, новых слов, списков и т. д.

Чем чаще вы будете тренироваться, тем быстрее вы освоите мнемотехники. Работать нужно в тишине за закрытыми дверями. Во время создания визуальных образов вас ничего не должно отвлекать.

Нужно чётко представить образ и связать его с конкретной информацией, а затем отработать навык. Картинка должна автоматически всплывать в голове при необходимости.

Читайте также: Принцип Парето простыми словами: как применять закон 80 на 20 в бизнесе и жизни

Книги: что почитать по теме

  • В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники» — это настоящий учебник, в котором есть всё. Описание техник, примеры, советы и рекомендации. Изложение сухое, но советы исчерпывающие.
  • Джошуа Фоер, «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» — книга о мнемотурнирах и выдающихся людях, добившихся феноменальных результатов.
  • Доминик О’Брайен, «Как развить суперпамять» — книга от известного мнемониста, о котором мы упоминали в статье. В ней его личные связки образов, история мнемоники и описание техник.
  • Тони Бьюзен, «Суперпамять» — в книге рассказывает, как использовать интеллектуальные карты.
  • Артур Думчев, «Помнить всё» — о принципах работе мозга, интересных фактах и советах.
  • О. А. Степанов «Мнемоника: правда или вымыслы» — истории о мнемонистах, практические советы и описание методов.

Высоких вам конверсий! 

05-04-2023

Запоминаем легко и просто с помощью мнемотехники

30.10.2021

Трудно запоминать новые слова по английскому или факты из истории? Даже если ребенок потратил время на повторение, спустя короткое время забывает материал? Классические приемы запоминания (например, многоразовое прочтение) подходят не всем. Более эффективно использовать технику под названием мнемоника.

Мнемотехника – это совокупность способов запоминания информации с помощью визуализации и ассоциаций.

Преимущества метода

быстрота запоминания;

легкость повторения: возможность спустя время воспроизвести мнемоническую цепочку и вновь вспомнить информацию;

навык мнемонического запоминания можно натренировать каждому.

Как работает мнемоника?

Новая абстрактная информация,
которую тяжело запомнить

Кодирование информации в удобной форме и/или привязка к имеющимся знаниям

Запоминание новой информации

1) Как запоминать новые иностранные слова?

Мнемоника в этом случае основана на подборе ключевого слова из русского языка, которое намекает на изучаемое иностранное слово.

Пример: вам нужно запомнить слово roll (катить/катиться). Сразу вспоминайте слово «ролики». В слове также фигурирует корень «рол» и ассоциация вполне очевидная – ролики помогают катиться по дороге.

2) Как запоминать числа?

Подход к запоминанию цифр основан на излюбленном методе ассоциаций. Для каждой цифры нужно придумать объясняющий образ.

Пример:
надо запомнить, что в Российской Федерации 85 субъектов. Это число никак не откладывается в памяти. Тогда стоит придумать ассоциацию к каждой цифре: 8 – это бесконечность (Россия – очень большая страна), 5 – это наилучшая оценка в школе (ее вы получите, если запомните эту информацию).

3) Как запомнить ряд слов или терминов?

Это можно сделать с помощью аббревиатуры. Не простой, а той, что будет содержать первые буквы изучаемых понятий. Буквенная формула врежется в память, а затем вы легко ее «раскодируете» в нужную информацию.

Пример: название частей Великобритании можно запомнить так АШУС. АШУС – Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия.

Вы помните фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Она помогает многим детям запомнить цвета радуги. Это также один из приемов мнемоники, который вы можете использовать для запоминания. Вместо аббревиатуры придумайте объясняющую фразу.

Пример: у вас есть задача запомнить падежи. Фраза «Иван рубил дрова, Василиса топила печь» поможет. И – именительный, Р – родительный, Д – дательный, В – винительный, Т – творительный, П – предложный.

4) Как запомнить правила?

Хорошей мнемонической стратегией является составление рифмующихся строк. Вы можете искать готовые рифмы в интернете или придумывать свои собственные.

Пример: неправильные глаголы английского языка часто запоминают с помощью четверостиший.
Я в буфете buy — bought — bought (покупать)
Первоклассный бутерброд.
За него я pay — paid- paid (платить),
В классе в парту lay — laid — laid (класть).

5) Как запомнить любую информацию?

Советуем применить метод Цицерона или метод римской комнаты. Интересный факт: метод назван именем римского оратора и политического деятеля, так как он всегда выступал без вспомогательных записей и по памяти воспроизводил много фактов и дат.

Представьте пространство (это может быть ваша комната). Отметьте опорный список статичных предметов: стол, картина на стене, комнатное растение и другие. К этим предметам необходимо «привязать» информацию, которую вы хотите запомнить.

Пример: вам следует запомнить правителей во время эпохи дворцовых переворотов. Вы мысленно передвигаетесь по своей комнате. Сначала вы видите фото своих родителей на стене (и вспоминаете жену Петра I – Екатерину I), затем проходите маленький журнальный столик (думаете о малолетнем Петре II), далее смотрите на статуэтку, которую вы привезли из путешествия (Анна Иоанновна приехала править из другой страны), и так далее. Эффект будет лучше, если опорный предмет и изучаемая информация будут связаны ассоциацией.

Мнемоника – это действенный метод для запоминания новых для себя сведений. Только на первый взгляд эти практики кажутся сложными и замысловатыми. Яркие образы, которые вы создадите в своей голове, с помощью мнемоники в несколько раз лучше отложатся в памяти. Не идите исключительно стандартной дорогой в процессе изучения. Открывайте новые техники и лайфхаки. Так вы добьетесь успеха!

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.

Мнемонические устройства: типы, примеры и преимущества

Мнемонические устройства — такие как аббревиатуры, фрагменты и рифмы — работают, используя то, как мозг естественным образом хранит данные.

Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, расстраиваетесь, когда не можете вспомнить имя вашего нового коллеги, номер телефона друга или даже то, почему вы вошли в комнату.

Но нехватка памяти может вызвать еще большее разочарование, когда вам нужно вспомнить большое количество информации, например, столицы штатов или кости в человеческом теле.

Здесь мнемотехника может пригодиться — в качестве трюков для легкого запоминания вещей.

Вы использовали мнемоническое устройство, если вы когда-либо использовали стишок или песню, чтобы помочь вам что-то запомнить. Это просто красивое слово для инструмента запоминания.

С помощью различных приемов мнемонические устройства могут помочь вам вспомнить что угодно, от телефонных номеров до длинных списков и других вещей, которые в противном случае было бы трудно запомнить.

Поделиться на PinterestDesign by Wenzdai Figueroa

Существует несколько типов мнемонических устройств, и многие из них частично совпадают по своему принципу действия. Ниже приведены пять наиболее распространенных типов мнемонических приемов:

  • аббревиатуры и акронимы
  • ассоциации
  • фрагментация
  • метод локусов
  • песни и рифмы

A акронимы и акростихи

Акроним – это слово, созданное из первая буква группы слов или имен. Например: ДОМА — это аббревиатура пяти Великих озер: 9.0003

  • H урон
  • O нтарио
  • M ичиган
  • E ри 9002 0
  • S uperior

Некоторые слова, которые мы обычно используем как «самостоятельные» слова, являются аббревиатурами. Например:

  • радар (радиообнаружение и локация)
  • лазер (усиление света за счет вынужденного излучения)
  • акваланг (автономный подводный дыхательный аппарат)
  • gif (формат обмена изображениями)

Аббревиатуре даже не обязательно быть «настоящим» словом — лишь бы оно звучало так. Например, многие правительственные учреждения используют аббревиатуры, такие как НАТО (Организация Североатлантического договора) или НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства).

Вы также можете использовать сокращения в качестве мнемонических приемов в повседневных ситуациях, таких как покупка продуктов.

Например, если вам нужно не забыть купить макароны, яблоки, кинзу и яйца в магазине, и у вас нет возможности написать список покупок, вы можете легко забыть некоторые случайные предметы. Составление аббревиатуры (и слова) «темп» из первых букв названий предметов и мысль о «темпе», когда вы идете по продуктовому магазину, может помочь вам вспомнить все, что вам нужно:

  • p asta
  • a pples
  • c ilantro
  • e ggs

Акростих — это похожее мнемоническое средство, но это может быть предложение или целая фраза, а не одна слово. Например, вы, вероятно, использовали фразу, похожую на « M y V ery E ducated M other J ust S ent U s 900 36 N ине P изза» чтобы помочь вам вспомнить девять планет и их порядок в нашей Солнечной системе:

  • M ercury
  • V enus
  • E arth
  • M ars
  • J upiter
  • S aturn
  • U ranus
  • N eptune
  • P luto

Ассоциация

Ассоциация — довольно простой способ запомнить новую информацию. Идея заключается в том, что легче запоминать новую информацию, когда вы связываете ее с чем-то, что вы уже хорошо знаете.

Например, если у вас есть новый коллега по имени Тодд и дядя с таким же именем, вы можете представить своего коллегу в очках, с усами и с карандашом за ухом — как у вашего дяди Тодда — чтобы помочь вы помните имя вашего коллеги.

Точно так же предположим, что вы пытаетесь вспомнить, что ученым, который изобрел исчисление и открыл законы гравитации, был Исаак Ньютон. В этом случае вы можете представить, как ваш друг Исаак ест (и роняет) фигу Ньютона, занимаясь математикой.

Чем страннее и глупее сценарий, тем больше вероятность, что вы его запомните.

Фрагментирование

Фрагментирование — это мнемонический прием, с помощью которого вы разбиваете информацию на «фрагменты» размером с укус. Двумя распространенными примерами фрагментации являются телефонные номера и номера социального страхования. Большинство людей делят оба этих длинных числа на три части.

Фрагментирование позволяет мозгу запоминать больше информации, чем обычно. По словам покойного психолога Джорджа А. Миллера, средний объем кратковременной памяти составляет около семи элементов плюс-минус два, в зависимости от человека. Миллер также предположил, что объем кратковременной вербальной памяти определяется количеством фрагментов, хранящихся в памяти.

Фрагментирование полезно при запоминании случайных элементов, таких как пароль. Например, попытаться запомнить P3850tf21 будет довольно сложно. Но если разбить: P38-50-tf21, становится намного легче.

Так почему же фрагментация позволяет хранить в мозгу больше элементов? Исследования 2021 года показывают, что фрагментация может быть функцией долговременной памяти. Таким образом, разбиение на фрагменты позволяет людям задействовать функцию долговременной памяти, чтобы расширить возможности кратковременной памяти.

Метод локусов

Метод локусов, иногда называемый «методом дворца памяти», включает в себя запоминание предметов на основе их местонахождения.

Согласно легенде, греческий поэт Симонид Кеосский временно отлучился от большого пира, чтобы поговорить с кем-то снаружи. Вскоре после его ухода произошла катастрофа, и вся конструкция рухнула на всех, кто находился внутри. Сцена была хаотичной, и даже члены семьи не могли опознать тела.

Однако, как только обломки были расчищены, Симонид смог помочь правильно опознать мертвых, потому что точно помнил, где сидел каждый человек. Эту историю обычно пересказывают как пример того, как вспоминать большие группы предметов.

Например, ваша бабушка попросила вас зайти в магазин и взять пять случайных предметов:

  • ароматическую свечу
  • шлепанцы
  • бумажные полотенца
  • мед
  • фиолетовый цветочный горшок
  • 9 0029

    Вы нет никакого способа записать список и нужно запомнить его.

    Чтобы использовать метод локусов, попробуйте следующее:

    1. Представьте себе хорошо знакомую вам область, например свой дом.
    2. Представьте себе преувеличенную или глупую форму каждого предмета, размещенного где-нибудь в вашем доме.

    На практике это может выглядеть примерно так:

    1. Представьте, что вы подходите к входной двери и видите там большую мерцающую свечу.
    2. Когда вы мысленно входите в свой дом, вы «видите» пару шлепанцев, свисающих с вентиляционного отверстия кондиционера.
    3. Затем вы представляете своего брата, держащего рулон бумажных полотенец на семейной фотографии на стене в прихожей.
    4. Вы входите на кухню и видите большие соты, с которых капает мед, и роящиеся пчелы на кухонной столешнице.
    5. Мед капает в фиолетовый цветочный горшок внизу.

    Песни и стишки

    Песни и стишки являются очень эффективными мнемоническими приемами. Большинство детей младшего возраста учат запоминать весь алфавит — 26 случайных букв подряд — путем повторения его в виде простой рифмованной мелодии.

    Песни и стишки подходят и для взрослых. Только подумайте, как легко вы подпеваете, когда по радио звучит старая песня.

    Пение может помочь во многих видах обучения. Исследования 2013 года показывают, что иностранный язык легче запоминается, если его вставить в песню. Исследование 2021 года также показывает, что пение может улучшить память и самочувствие у людей с деменцией.

    Исследование, проведенное в 2019 году, показывает, что обучение становится более эффективным, когда люди используют мнемонические приемы. Эти инструменты памяти работают, используя то, как ваш мозг естественным образом хранит данные.

    Ниже перечислены некоторые преимущества использования мнемонических приемов:

    • Вы становитесь активным учеником, когда сортируете информацию так, чтобы ее можно было запомнить.
    • Мнемотехника позволяет вам вспоминать большие объемы информации, которые было бы невероятно трудно запомнить.
    • Вы способны быстро извлекать информацию из своей долговременной памяти.

    Мнемонические приемы полезны при запоминании больших объемов информации.

    Использование инструментов для улучшения памяти, таких как локусы, фрагментация или рифмование, может сделать обучение намного проще и даже увлекательнее. Так что вам не нужно отчаиваться, если вас проверяют по столицам штатов или таблице Менделеева.

    Мнемонические устройства: типы, примеры и преимущества

    Мнемонические устройства, такие как аббревиатуры, фрагменты и рифмы, работают, используя то, как мозг естественным образом хранит данные.

    Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, расстраиваетесь, когда не можете вспомнить имя вашего нового коллеги, номер телефона друга или даже то, почему вы вошли в комнату.

    Но нехватка памяти может вызвать еще большее разочарование, когда вам нужно вспомнить большое количество информации, например, столицы штатов или кости в человеческом теле.

    Здесь мнемотехника может пригодиться — в качестве трюков для легкого запоминания вещей.

    Вы использовали мнемоническое устройство, если вы когда-либо использовали стишок или песню, чтобы помочь вам что-то запомнить. Это просто красивое слово для инструмента запоминания.

    С помощью различных приемов мнемонические устройства могут помочь вам вспомнить что угодно, от телефонных номеров до длинных списков и других вещей, которые в противном случае было бы трудно запомнить.

    Поделиться на PinterestDesign Wenzdai Figueroa

    Существует несколько типов мнемонических устройств, и многие из них частично совпадают по своему принципу действия. Ниже приведены пять наиболее распространенных типов мнемонических приемов:

    • аббревиатуры и акронимы
    • ассоциация
    • фрагментация
    • метод локусов
    • песни и стишки

    Акронимы и акростихи

    Акроним – это слово, составленное из первой буквы группы слов или имен. Например: ДОМА — это аббревиатура пяти Великих озер:

    • H uron
    • O ntario
    • M ichigan
    • E rie
    • S uperior

    Несколько слов мы обычно в качестве «самостоятельных» слов используются аббревиатуры. Например:

    • радар (радиообнаружение и локация)
    • лазер (усиление света за счет стимулированного излучения)
    • акваланг (автономный подводный дыхательный аппарат)
    • gif (графический формат обмена)

    Аббревиатура даже не должно быть «настоящим» словом — до тех пор, пока оно звучит как таковое. Например, многие правительственные учреждения используют аббревиатуры, такие как НАТО (Организация Североатлантического договора) или НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства).

    Вы также можете использовать сокращения в качестве мнемонических приемов в повседневных ситуациях, таких как покупка продуктов.

    Например, если вам нужно не забыть купить макароны, яблоки, кинзу и яйца в магазине, и у вас нет возможности написать список покупок, вы можете легко забыть некоторые случайные предметы. Составление аббревиатуры (и слова) «темп» из первых букв названий товаров и мысль о «темпе», когда вы идете по продуктовому магазину, может помочь вам вспомнить все, что вам нужно:

    • стр. asta
    • a pples
    • c ilantro
    • e ggs

    , но это может быть не одно слово, а предложение или целая фраза. Например, вы, вероятно, использовали фразу, похожую на « M y V ery E ducated M other J ust S ent U s 900 36 N ине P изза» чтобы помочь вам вспомнить девять планет и их порядок в нашей Солнечной системе:

    • M ercury
    • V enus
    • E arth
    • M ars
    • J upiter
    • S aturn
    • U ranus
    • N eptune
    • P luto

    Ассоциация

    Ассоциация — довольно простой способ запомнить новую информацию. Идея заключается в том, что легче запоминать новую информацию, когда вы связываете ее с чем-то, что вы уже хорошо знаете.

    Например, если у вас есть новый коллега по имени Тодд и дядя с таким же именем, вы можете представить своего коллегу в очках, с усами и с карандашом за ухом — как у вашего дяди Тодда — чтобы помочь вы помните имя вашего коллеги.

    Точно так же предположим, что вы пытаетесь вспомнить, что ученым, который изобрел исчисление и открыл законы гравитации, был Исаак Ньютон. В этом случае вы можете представить, как ваш друг Исаак ест (и роняет) фигу Ньютона, занимаясь математикой.

    Чем страннее и глупее сценарий, тем больше вероятность, что вы его запомните.

    Фрагментирование

    Фрагментирование — это мнемонический прием, с помощью которого вы разбиваете информацию на «фрагменты» размером с укус. Двумя распространенными примерами фрагментации являются телефонные номера и номера социального страхования. Большинство людей делят оба этих длинных числа на три части.

    Фрагментирование позволяет мозгу запоминать больше информации, чем обычно. По словам покойного психолога Джорджа А. Миллера, средний объем кратковременной памяти составляет около семи элементов плюс-минус два, в зависимости от человека. Миллер также предположил, что объем кратковременной вербальной памяти определяется количеством фрагментов, хранящихся в памяти.

    Фрагментирование полезно при запоминании случайных элементов, таких как пароль. Например, попытаться запомнить P3850tf21 будет довольно сложно. Но если разбить: P38-50-tf21, становится намного легче.

    Так почему же фрагментация позволяет хранить в мозгу больше элементов? Исследования 2021 года показывают, что фрагментация может быть функцией долговременной памяти. Таким образом, разбиение на фрагменты позволяет людям задействовать функцию долговременной памяти, чтобы расширить возможности кратковременной памяти.

    Метод локусов

    Метод локусов, иногда называемый «методом дворца памяти», включает в себя запоминание предметов на основе их местонахождения.

    Согласно легенде, греческий поэт Симонид Кеосский временно отлучился от большого пира, чтобы поговорить с кем-то снаружи. Вскоре после его ухода произошла катастрофа, и вся конструкция рухнула на всех, кто находился внутри. Сцена была хаотичной, и даже члены семьи не могли опознать тела.

    Однако, как только обломки были расчищены, Симонид смог помочь правильно опознать мертвых, потому что точно помнил, где сидел каждый человек. Эту историю обычно пересказывают как пример того, как вспоминать большие группы предметов.

    Например, ваша бабушка попросила вас зайти в магазин и взять пять случайных предметов:

    • ароматическую свечу
    • шлепанцы
    • бумажные полотенца
    • мед
    • фиолетовый цветочный горшок
    • 9 0029

      Вы нет никакого способа записать список и нужно запомнить его.

      Чтобы использовать метод локусов, попробуйте следующее:

      1. Представьте себе хорошо знакомую вам область, например свой дом.
      2. Представьте себе преувеличенную или глупую форму каждого предмета, размещенного где-нибудь в вашем доме.

      На практике это может выглядеть примерно так:

      1. Представьте, что вы подходите к входной двери и видите там большую мерцающую свечу.
      2. Когда вы мысленно входите в свой дом, вы «видите» пару шлепанцев, свисающих с вентиляционного отверстия кондиционера.
      3. Затем вы представляете своего брата, держащего рулон бумажных полотенец на семейной фотографии на стене в прихожей.
      4. Вы входите на кухню и видите большие соты, с которых капает мед, и роящиеся пчелы на кухонной столешнице.
      5. Мед капает в фиолетовый цветочный горшок внизу.

      Песни и стишки

      Песни и стишки являются очень эффективными мнемоническими приемами. Большинство детей младшего возраста учат запоминать весь алфавит — 26 случайных букв подряд — путем повторения его в виде простой рифмованной мелодии.

      Песни и стишки подходят и для взрослых. Только подумайте, как легко вы подпеваете, когда по радио звучит старая песня.

      Пение может помочь во многих видах обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *