Текст научно публицистического стиля – Научно-публицистический стиль.

Научно-публицистический стиль.

Что значит быть воспитанным?

Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется , что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды, поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. ( По С.Геацинтовой)

Характеристика текста научно-публицистического стиля:

  1. Широкое использование терминов ( деликатный, тактичный)

  2. Использование вводных слов с оттенком книжности (Однажды, значит)

  3. Присутствуют слова яркой эмоциональной окраски (слепые, которые заблудились, каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы, ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными, женские фигуры.)

  4. Точная передача информации(Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным).

  5. Употребление слов в номинативном значении.

Научный стиль

Животный мир.

Животный мир представляет собой важную часть Биосферы. Роль животных в круговороте веществ и потоках энергии определяется высоким уровнем протекающих в их организмах энергетических процессов, исключительным многообразием ( около 2 млн видов) и большой подвижностью. Чем больше разнообразие организмов, протяженнее и сложнее цепи питания в биоценозе, тем он устойчивее. Велика роль животных в формировании ландшафта. За счет морских, в основном одноклеточных, животных образуется осадочные породы. Планктонные организмы , имеющие наружные раковины, после смерти оседают на дно. Скопление их скелетов ( глобигериновый ил ) на дне морей и океанов в тропической и умеренной зонах покрывают площадь 105 млн км2. Большую роль играют животные в образовании почв. Живущие в почве простейшие, круглые и кольчатые черви, коллемболы, клещи, насекомые и их личинки разрыхлят почву, способствуют проникновению в нее воздуха и влаги, обогащают органическими веществами, обеспечивают плодородие.

Характеристика текста научного стиля:

1) Сообщение новой информации.

2) Широкое использование терминов.(Биосфера, энергетические процессы, биоценозе, глобигериновый ил, обогащение органическими веществами).

3) Использование предложений с оттенком книжности (исключительным, велика роль. )

4) Сложные предложения с четко определенными синтаксическими связями между частями предложений и упорядоченностью между отдельными предложениями (. Живущие в почве простейшие, круглые и кольчатые черви, коллемболы, клещи, насекомые и их личинки разрыхлят почву, способствуют проникновению в нее воздуха и влаги, обогащают органическими веществами, обеспечивают плодородие.

)

5)Использование сложных конструкций с перечислением.

6) Слабое использование языковых средств, отсутствие субъективной оценки.

7) Информация передается строго, точно, полно.

studfiles.net

Публицистический стиль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

  • Linda Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
  • Mark Levin. The Reporter’s Notebook : Writing Tools for Student Journalists (2000)
  • Buck Ryan and Michael O’Donnell. The Editor’s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals (2001)
  • Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World’s Most Authoritative Newspaper
    (2002)
  • M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter’s Handbook Introduction to Journalism (2006)
  • Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
  • Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
  • Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
  • Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer’s Guide to Style and Usage (1994)
  • Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)

ru.wikipedia.org

Специфичность публицистического стиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

13. Основи eKOHOMÍ4HOi’ теорп: Щдручник / За ред. Ю. В. Школенка: у 2-х кн. — К.: Либщь, 1998. — 2-ге вид. — кн. 1. — 272 с.

14. Петелина Ю. Н. Торг / Ю. Н. Петелина // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. — М.: Гнозис, 2007. — С. 467 — 474.

15. Пименова М. В., Кондратьева О. Н. Концептуальные исследования. Введение: уч. пос. / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 176 с.

16. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: уч. пос. / З. Д. Попова. — М.: АСТ: Восток — Запад, 2007. — 314 с.

17. Прищепенко М. В. Метапрофессиональ-ный концепт «услуга» в обиходном и институциональном дискурсе. — Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.19 / М. В. Прищепенко. — Волгоград: ВГПУ, 2006. — 12 с.

18. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 824 с.

19. Сурмач О. Я. Концепт «богатство» в сема-нтичнш структурi укранських, росшських та англшсь-ких фразеологiзмiв / О. Я. Сурмач // Мовш i концепту-альш картини свггу: зб. наук. пр. — у 2-х ч. — К.: Кшв-ський ушверситет, 2007. — вип. 22. — ч. 2. — С. 121 — 125.

20. Ashley A. A. Handbook of Commercial Correspondence / A. A. Ashley. — Oxford: Oxford University Press, 1996. — 297 p.

21. Branch A. E. Elements of Export Marketing and Management / A. E. Branch. — London, Glasgow, New York: Chapman & Hall, 1994. — 2nd ed. — 339 p.

22. Breeze Technology Business Plan 2008: Ел. ресурс: <http://www.businessplans.org>

23. Business Dictionary: Ел. ресурс: <http://www.businessDictionary.20000terms.com>

24. Campbell D. Business for Non-Business Students. — London: DP Publ., 1994. — 339 p.

УДК 81’272

Cepdmi Бекжтт Кeнжeбeкулi

кандидат фiлологiчних наук, доцент кафедри казахськоХ фшологи Мiжнародного казахсько-турецького

yHieepcumememi ÍMem Ходжi Ахмеда Ясавi Абieв Бахтжан Мiрзахмeтович магктр Мiжнародного казахсько-турецького yнiверситететi ÍMem Ходжi Ахмеда Ясавi

СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Сердали Бекжигит Кенжебекулы

кандидат филологических наук, доцент кафедры казахской филологии Международного казахско-турецкого университетета имени Ходжи Ахмеда Ясави

Абиев Бахытжан Мырзахметович

магистр Международного казахско-турецкого университетета имени Ходжи Ахмеда Ясави

Serdali Bekzhigit Kenzhebekuly

Candidate of Philology, Associate Professor of Kazakh Philology of the International Kazakh-Turkish Universitetet metro station named after Khoja Ahmed Yasawi

Abiyev Bakhytzhan Myrzahmetovich

Master of International Kazakh-Turkish Universitetet metro station named after Khoja Ahmed Yasawi

СПЕЦИФ1ЧН1СТЬ ПУБЛ1ЦИСТИЧНОГО СТИЛЮ

THE SPECIFICITY OF THE JOURNALISTIC STYLE

Аноmацiя: Публщистичний стиль займае особливе мiсцe в систeмi ^rnie лiтeратyрноi мови, осюльки в багатьох випадках вiн вбирае в себе iнформацiю, вже вiдображeнy в науковому чи офщшно-дшовому ^rni. Ви-користання вiдомостeй з наукових галузей орiентyе публщистику на ттелектуальне вiдображeння дiйсностi, а

25. Concept Cars: Ел. ресурс: <http://www.diseno-art.com>

26. Dictionary of Business / Ed. by P.H. Collin. -Teddington: Peter Collin Publ., 1997. — 331 р.

27. Dictionary of Marketing / Ed. by P. H. Collin. — Teddington: P. Collin Publ., 1997. — 224 p.

28. Financial Times, Sept. 21, 2007

29. General Motors Business Plan 2009-2013: Ел. ресурс: <www.gm.com>

30. International Gerald Tribune, Sept. 1-2, 2007

31. Langacker R. W. Cognitive Grammar. A basic introduction / R. W. Langacker. — New York: Oxford University Press, 2008. — 427 р.

32. Mary Kay Cosmetics, Inc.: Corporate Planning in an Era of Uncertainty: Ел. ресурс: <http://www.dsef.org/press/pdf>

33. Oriflame Annual Report 2012: Ел. ресурс: <www.oriflame.com>

34. Oxford Dictionary of Business English / Ed. by A.Tuck, M.Ashby. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 493 р.

35. The Career Forum, 26 June-10 July, 1998

36. The Chrysler Five Year Plan 2009: Ел. ресурс: <www.allpars.com>

37. The Free Online Dictionary, Thesaurus / by Farlex, Cop. 2013: Ел. ресурс: <www.thefreedictionary.com>

38. The Oxford Dictionary of English Etymology / Ed. by C. T. Onions. — Oxford: Clarendon Press, 1998. -1024 p.

39. Tieger P. D., Barron-Tieger B. Do What You Are: Discover the Perfect Career for You Through the Secrets of Personality Type / P. D. Tieger, B. BarronTieger. — Boston, New York, Toronto, London: Little, Brown, 1995. — 2nd ed. — 350 p.

тексти, створен в рамках законодавчих doxyMenmie, припускають сустльно-полтичне, громадянське звучания. У багатьох жанрах публщистики спостер^аеться високий рiвeнь eмoцiйнoсmi, що наближае ii до художнього стилю: невипадково есе i ргзного роду нариси характеризуются як синкретичного тексти, близью до mвoрiв лimeраmyрнoi mвoрчoсmi.

Ключoвi слова: публщистичний стиль, ЗМ1, функцюнальна стилктика, функцП мови, комуткащя.

Summary. Journalistic style has a special place in the style of literary language, because in many cases it incorporates information already reflected in the scientific or official-business style. Using the information from the fields of science journalism focuses on the intellectual reflection of reality, and texts created in the framework of legislation, suggested the socio-political, civil tone. In many genres ofjournalism there is a high level of emotion that brings it to the artistic style: no coincidence essays and various essays described as syncretic texts similar to the works of literary creativity.

Key words: journalistic style, media, functional style, functions of language, communication.

Постановка проблем. Достаточно вспомнить, что очерки Л.Н. Толстого вошли в «Севастопольские рассказы», сборник путевых заметок А.М. Горького «Город желтого дьявола» изучается на уроках литературы, а произведение О.Сулейменова «АЗиЯ», на форзаце которого написано «Заметки, очерки, эссе», подвергаясь различным видам анализа, исследуется именно как художественное. Элементы разговорной речи, также характерные для этого стиля, предопределяют его общедоступность и массовый характер использования. Специфичность публицистического стиля заключается именно в открытости, в готовности удовлетворять как интеллектуальные, так и эстетические потребности широкого круга людей. Публицистический стиль используется теми, чья жизненная активность характеризуется как высокая — вот почему его называют языком чувств. А еще он для тех, кто обладает особенным видением жизненных обстоятельств, способностью не просто рассказывать об окружающей действительности, но и оценивать, предлагать способы для ее улучшения — и тогда понятно, почему он характеризуется и как язык идей [ 1, 122].

Выдающийся французский лингвист Ш.Балли писал, что «научный язык — это язык идей, а художественная речь — язык чувств» [ 2, 281]. Публицистика, по нашему глубокому убеждению, — язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации, требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка. Специфичность этого стиля заключается также в необходимостиудовлетворять как интеллектуальные, так и эстетические потребностиширо-кого круга людей. Отсюда и присущая этому стилю принципиальная неоднородность стилистических средств; обращение к специальной терминологии и выразительной образности, сочетание стандартных и экспрессивных возможностей языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики.

Из всего сказанного вытекает чрезвычайно важный вывод: социально-общественная значимость публицистического стиля, его устные и письменные разновидности свидетельствуют о необходимости экстраполяции проблемы его освоения в дидактическую плоскость. В настоящее время в практике вузовского обучения ядром лингвистической подготовки является освоение научного стиля речи, благодаря которому формируется профессиональная компетентность. Мы же своей работой стремимся доказать профессиональную

востребованность ее научно-популярной и научно-публицистической разновидностей. При таком подходе существенно возрастает значимость освоения языка средств массовой информации (СМИ).

Анализ последних исследований и публикаций. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах на собраниях и т.д. Этот стиль реализует языковую функцию воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение фактов). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики — актуальные проблемы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность информативного содержания предполагает использование актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время инновационных.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу — чередованию «экспрессии и стандартов» [3].

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты. В настоящее время в лексике публицистики особенно заметны противоречия говорящего и

слушающего, информационной и экспрессивной функций языка. Противоречие говорящего и слушающего обычно разрешается в пользу говорящего, который выбирает языковые средства для выполнения своего коммуникативного настроения. Следовательно, противоречие информационной и экспрессивной функций языка разрешается в пользу экспрессивной. По этому поводу Е.В.Какорина пишет: «В сфере массовой коммуникации все виды текстов, включая «прототипи-чески» информационные жанры новостей, обязательно содержат не только сообщения, но и аксиологические высказывания или их компоненты. Это связано с ориентированностью любой информации в массовой коммуникации на воздействие» [4, 412].

Выделение ранее нерешенных частей общей проблемы. Уходящее столетие выявило беспрецедентно возросшую роль коммуникации в жизни современного общества. Век радикальных социальных перемен и невидимого технического прогресса породил череду коммуникационных революций, которые, в свою очередь, вызвали к жизни новые отношения, формы и способы общения между людьми. Развитие коммуникаций происходило скачкообразно, порождая качественно новые социально-культурные феномены, радикально меняя привычную направленность, масштабы и наполнение информационных потоков в обществе. Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности — это одно из важнейших явлений современной цивилизации. Исторический опыт развития журналистики не так уж велик: зародилась она в начале XVII столетия в Европе. От века в век роль журналистики неуклонно увеличивалась. Сегодня она является мощной идеологической силой, не случайно именуя себя «четвертой властью». Журналистика создает президентов, влияет на эволюцию общественной мысли, организации общества, на развитие экономики. Являясь одним из феноменов культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее развитие.

Целью статьи является отбор и систематизация лингводидактического материала, необходимого для проведения в вузе тематически обусловленных языковых занятий, посвященных освоению публицистического стиля.

Реализация поставленной цели осуществлялась на основе рассмотрения ряда исследовательских задач, как изучение научной литературы и определение специфических черт публицистического стиля в ряду других книжных стилей; анализ требований типовой программы «Русский язык» и содержания действующих учебно-методическихпособий для выявления условий освоения студентами публицистического стиля речи; отбор, систематизация и описание современных технологий освоения на занятиях по русскому языку жанров публицистического стиля; составление методических рекомендаций по организации и проведению работы над публицистическим стилем речи.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов, как теоретический анализ лингвистических источников, по-

священных исследованию специфики публицистического стиля; ретроспективный анализ учебно-методического обеспечения уроков русского языка в аспекте освоения жанров публицистического стиля; анализ продуктов профессиональной деятельности студентов и преподавателей в аспекте исследуемой проблемы; проектирование учебно-методического обеспечения занятий по овладению студентами публицистическим стилем путем отбора инновационных методических приемов.

Изложение основного матриала. Возникает необходимость отметить еще одну не менее существенную особенность публицистического стиля, изучение которой является составной частью проблемы овладения коммуникативной грамотностью. Мы хотим указать на влияние средств массовой информации на формирование речевой компетенции членов общества. Публицисты всегда ставили задачу просвещения народа, в том числе — лингвистического. Эта традиция развита и продолжена, получила воплощение в практике лучших казахстанских средств массовой информации, в условиях взаимовлияния и взаимообогащения языков и культур, в условиях полилингвального общественного устройства. В современном обществе публицистический стиль выполняет особую роль языкового ориентира, регулятора речи. Средства массовой коммуникации выступают как один из мощных факторов языковой жизни, способствующий распространению и развитию норм письменной и устной литературной речи. Как видим, актуальность вопроса освоения публицистического стиля определяется широким потреблением информации и закономерностями ее жан-рово-тематического отбора.

Функциональная стилистика давно и прочно вошла в практику школьного преподавания русского языка в качестве обязательной составной части: действующая типовая программа ориентирует учителя не только на знакомство учащихся с отличительными чертами разговорного и книжных стилей, но и на практическое овладение определенными их жанрами. Должное внимание при этом уделяется публицистическому стилю: в частности, учащиеся овладевают жанром заметки, осваивают особенности публичных выступлений. В условиях современной школы проведение уроков такого формата требует от учителя специальной подготовки с учетом современных условий и применения инновационных технологий.

И вместе с тем проблема освоения функциональной стилистики вообще и публицистических жанров в частности по-прежнему стоит на повестке дня и ждет своего решения. Она вполне логично из практики школы переходит в вуз: трудно представить себе современного специалиста, не овладевшего навыками коммуникации. А одно из направлений коммуникативного становления связано со знаниями по функциональной стилистике. Поэтому так важно в практике вузовского становления специалистов-филологов:

а) тщательно изучить материал новых учебников по стилистике и отобрать сведения информационного теоретического плана для презентации;

б) подготовить дидактический материал для анализа и позаботиться о системе разноуровневых заданий, необходимых для формирования у студентов

практических навыков применения публицистического стиля речи;

в) продумать характер методического обеспечения различных вузовских организационных формзаня-тий по обучению структурированию текстов публицистического стиля.

Актуально, что публицистический стиль речи в практике вузовского освоения языков обусловлена необходимостью качественного освоения функциональной стилистики в процессе получения высшего образования. Наблюдается противоречие между требованиями к речевой подготовке выпускников школ и реальным положением дел, при которых знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в его применении. Научное описание учебно-методического обеспечения работы преподавателя, направленной на освоение студентами публицистического стиля речи, призвано позитивно повлиять на качество речевой подготовки специалистовс высшим образованием. Однако актуальность вопроса освоения публицистического стиля в практике вузовского освоения языка определяется не только широким потреблением информации и закономерностями ее жанрово-темати-ческого отбора. Для студентов-журналистов и студентов-филологов этот материал имеет еще и дидактическую ценность, поскольку обеспечивается необходимой эвристикой и дает ответ на чрезвычайно важные лингводидактические вопросы: кого учить? чему учить? как учить?

При отборе практического материала использовались наблюдения в школе и вузе, собственный опыт профессиональной деятельности автора исследования в должности преподавателя русского языка.

Научная новизна исследований обусловлена стремлением обеспечить современными технологиями занятия, ориентированные на усвоение студентами публицистического стиля речи. Отбор, систематизация и апробация теоретического и дидактического материала преследуют не только обучающую, но и развивающую задачу, связанную с формированием у студентов активной жизненной позиции. Рост активности будущих специалистов обусловлен навыками структурирования текстов, имеющих гражданскую, общественно-социальную, идейно-политическую, духовно-нравственную проекции в реально-жизненные условия.

Теоретическая значимость отобранного и систематизированного материала для статьи заключается в следующем:

— обобщены лингводидактические сведения, определяющие публицистический стиль как важнейшую принадлежность коммуникации и как объект лин-гводидактики;

— обеспечена эффективными методическими приемами работа по формированию у студентов навыков обращения к публицистическому стилю речи;

— определены пути совершенствования работы преподавателей русского языка при освоении студентами-журналистами и студентами-филологами стилистических тем.

Выводы и предложения. Практическая ценность научной статьи обусловлена тем дидактическим материалом, который может найти применение в преподавании русского языка на филологических факультетах вузов, а также составленной нами и апробированной программой элективного курса «Публицистический стиль», частично апробированного в период производственной и педагогической практики. Убеждены, что основу практических навыков должны составлять базовые знания, поэтому считаем правомерным в работу по обучению студентов публицистическому стилю ввести сведения иформативного характера. Несмотря на то, что материал такого рода носит реферативный характер, и представляем его в таком объеме, который, на наш взгляд, призван решать в комплексе обучающие, образовательные и воспитательные задачи вузовского становления специалиста с высшим образованием.

Литература

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. — М.: УРАО, 2000.

2. Балли Ш. Французская стилистика. — М.: Наука, 2001. — С. 281.

3. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. — М.: Наука, 1999.

4. Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени. — М: Наука, 1992. -С. 412.

cyberleninka.ru

Жанры публицистического стиля: особенности и примеры текстов

Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации.

В публицистическом стиле выделяют три основных подстиля:

  1. Информационный;
  2. Аналитический;
  3. Художественно-публицистический.

Каждый из них имеет собственную структуру, задачи и особенности.

Информационный публицистический стиль

Информационный жанр ставит перед собой единственную цель: осведомить читателя о каком-либо событии. Его функция – вызывание какой-либо реакции людей на определенную информацию.

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:

  • Заметка;
  • Репортаж;
  • Интервью;
  • Зарисовка;
  • Отчет.

В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.

Существует несколько их разновидностей:

  • Заметка-событие – отрывок о каком-либо происшествии;
  • Мини-анонс – это, своего рода, мини-реклама, сообщающая о предстоящем событии;
  • Аннотация – краткое описание новой книги, статьи;
  • Небольшая рецензия – отзыв о каком-либо объекте массовой информации;
  • Блиц-портрет – небольшая заметка, содержащая актуальную информацию о каком-либо человеке с целью представить его с одной стороны, той, которая наиболее выгодна автору;
  • Мини-обозрение – это небольшой текст, совокупность нескольких событий, связанных между собой;
  • Мини-история – жанр, который наиболее часто встречается в женских журналах. Такая история рассказывает о семейной, любовной или профессиональной жизненной интриге. Она интригует читателей именно интересными и завуалированными отношениями между людьми;
  • Мини-совет – заметка, содержащая рекомендации по какому-либо вопросу. Ее задача – упростить работу читателям.

Примеры текстов-заметок отличаются краткостью и емкостью. В них недопустимо какое-либо отклонение от темы и описание личного мнения автора.

Репортаж – это не просто отражение каких-либо событий, это текст публицистического стиля речи, отраженный через непосредственное восприятие его создателя. В основе репортажа лежит не просто общественно значимое событие, а целая история, за которой читатели готовы наблюдать.

Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.

Особенности информационного интервью:

  • Иногда имеет научно-публицистическую наклонность;
  • Содержит конкретные вопросы корреспондента и лаконичные ответы на них;
  • Может содержать дополнительные, уточняющие вопросы, технические детали;
  • Иногда корреспондент или журналист сообщает читателям ответы героя более простым текстом, доступным широкой аудитории;
  • Интервью может быть посвящено как биографии конкретного человека, так и обсуждению какого-либо факта, теории, события.

Текст в сухом публицистическом стиле – это отчет. Его задача – раскрыть информацию о каком-либо собрании, съезде, заседании, конференции, при этом с точностью изложить, какие решения были приняты, к чему пришли участники события и как это отразится на других людях. Обязательное требование к отчету – актуальность и правдивость информации, она ни в коем случае не должна быть искажена.

Зарисовка – это небольшой рассказ, и отличается он от предыдущих стилей своей направленностью. Зарисовка обычно бывает:

  • Пейзажная – описание природы;
  • Ассоциативная – основанная на ассоциациях какого-либо лица;
  • Портретная – это портрет, причем не только человека, но и явления и даже местности.

На самом деле подстили публицистического стиля речи очень разнообразны, но основные из них – информационные – мы видим чаще всего. Они фигурируют ежедневно: в газетах, журналах, научных книгах, на телевидении и даже на улице, когда корреспондент проводит социальные опросы населения.

Вот пример информационно-публицистического стиля текста:

«Как сообщили представители министерства культуры столицы, будет реконструировано здание бывшего крупного кукольного театра «Дружба», который был официально открыт в 2001—2002 годах. После реконструкции кукольный театр вновь возобновит свою деятельность. Также власти планируют отвести часть здания под детский развлекательный комплекс».

Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.

Жанры аналитического информационного стиля таковы:

  • Беседа;
  • Статья;
  • Корреспонденция;
  • Рецензия.

Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.

ИнтервьюБеседа
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента.Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи.
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью.От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию.
В результате получается статья с мнением опрашиваемого.В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем.

Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:

  • Общеисследовательский – это анализ значимых на уровне страны или мира вопросов. Например, это может быть экономическая ситуация в стране, уровень нравственности в современном обществе, влияние внешней политики на ситуацию внутри государства. В такой статье очень важно, чтобы журналист соблюдал грань. Крайне легко аналитический материал превратить в пропагандистский. Автор должен придерживаться стороны рассказчика, человека, который анализирует информацию, но не более того.
  • Практико-аналитический – это описание повседневных проблем. В такой статье рассказывается о событиях в какой-либо отрасли, например, в промышленности, и предлагается несколько вариантов решения проблемы и избегания трудностей.
  • Полемический – это исключительно политическое направление. Такая статья публикует обзор противоположных взглядов двух или более политических деятелей. Интересно, что чаще всего полемические статьи пишут не журналисты, а политики, ученые, экономисты, психологи и прочие. Поэтому написать такой публицистический текст должен быть готов представитель любой профессии. Текст предполагает обязательное доказательство фактами какой-либо теории. Недопустимо искажать смысл слов оппонента и смешивать реальные факты и личное мнение. Такая статья предусматривает взаимопонимание между оппонентами, а значит, автор должен в достаточной степени владеть литературным языком.

Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.

Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.

Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.

Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.

В такой форме могут описываться:

  • Документальные фильмы;
  • Мультфильмы;
  • Телевизионные передачи;
  • Рекламные ролики;
  • Музыкальные клипы.

Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.

По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.

Пример аналетически-публицистического стиля текста:

«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»

Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:

  • Очерк;
  • Фельетон;
  • Памфлет;
  • Пародия.

Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.

Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:

  • Портретный – описание лица, события, книги, фильма, явления;
  • Проблемный – рассказ об определенной проблеме.

Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.

Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.

Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.

Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.

Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.

При этом пародировать можно:

  • Героя литературного произведения;
  • Политического деятеля;
  • Научно-философского персонажа.

Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.

Пример художественно-публицистического жанра:

«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».

Конечно публицистический стиль речи, примеры текстов и разновидности публицистических выступлений бывают самые разные. Мы рассмотрели лишь часть из них. Существует множество более мелких жанров, которые, в свою очередь, делятся на поджанры. Каждый из них имеет свои особенности, но всех их объединяет одно – автор публицистического произведения должен владеть грамотной литературной речью, уметь сопоставлять факты и держать нейтральную позицию.

vseorechi.ru

Публицистический стиль

Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая, основные формы речи – устная и письменная; типичный вид речи – монолог.

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.

Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту.

В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

  1. Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовкаи т.д.).

  2. Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.).

  3. Типичной для публицистики можно считать и общественно-политическую лексику: общество, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, легитимный, консенсус.

  4. Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение,дерзать, вещать, созидание, свершенияи т.п.

  5. Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина,схлопотать).

  6. Используются речевые стандарты– устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источникии др.

7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

  1. Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

  2. К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

  3. Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих.

  4. По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

  5. Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется.Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый.

  6. Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина.

  7. Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц неини, усилительной частицыже, частицведь, вот, даже, лишьи др.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

  1. Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

  2. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины. Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

  3. В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

studfiles.net

Анализ ТекстА публицистического стиля

(1) “Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании “. (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х. (5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью. (6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часам, измерять его как следует, не умели, а значит, не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостаёт времени на друзей, на детей нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше. (Д. Гранин)

НАЧАЛО: Всегда ли мы ценим чужое, да и своё, время? И почему надо беречь время? Что мы делаем, чтобы экономить его? Над этим вопросами задумаемся мы вместе с автором текста Д. Граниным. (Другой вариант: Как древние относились по времени? Как люди пытались обуздать время? Разрешил ли проблему цейтнота современный человек? Об этом говорится в тексте Д. Гранина).

Ведущая тема данного текста – размышление о дефиците времени. Ей подчиненытри микротемы: 1) Сенека о времени; 2) попытка древних обуздать время; 3) стремление разрешить проблему нехватки времени. Д. Гранина волнует вопрос дефицита времени. Он утверждает, что нужно ценить время, своё и чужое, потому что его “нельзя возвратить обратно”. Автор приводит нас к мысли о том, что при огромной занятости современного человека неумение организовать время может лишить его возможности соприкасаться с миром прекрасного, обогатить свой внутренний мир.

Анализируемый текст принадлежит публицистическому стилю. Что же говорит об этом? Текст привлекает внимание к общественно значимой проблеме нехватки времени. Ему присущи логичность, образность, эмоциональность, оценочность.

Тип текста – рассуждение. Почему я так считаю? 1)Тезисзаключён в предложении 3: “Время единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании“. 2)Доказательствомслужат предложения 5-13. 3)Выводсодержится в предложениях 14-17.

Предложения в тексте соединены цепной и параллельной связью. Что на это указывает? Так, предложения 6-7 связаны заменой существительного “у древних” местоимением “они”; местоимение “для этого” в предложении 9 заменяет часть высказывания в предложении 7: ”чтобы сэкономить этому человеку деловому человеку время”; предложения 13 и 14 – заменой словосочетания “дефицит времени” словом “цейтоном” и существительного “деловой человек “ местоимением “у него”. Предложение 15-17 – связаны по смыслу.

В предложенном для анализа в тексте есть языковые средства, характерные публицистическому стилю. Какую же роль они выполняют? Цитирование помогает Д. Гранину убедить читателя в значимости затронутого вопроса, вводные слова (“а значит”, “по мнению делового человека“) выражают отношение говорящего к высказываемому; ради однородных членов (“обуздать, приручить, понять”, “наращивает, внедряет, переделывает”) создают выразительною смысловую соотнесённость; градация (“ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков”) “усиливает” впечатление.

Таким образом, действительно, цейтнот в наше время становится всеобщим. Особенно нехватка времени заметна в большом городе. Людям некогда любоваться красотой природы, сходить в музей, театр, пообщаться с друзьями, почитать интересную книгу. Человек превращается в робота, забывает о духовном развитии.

studfiles.net

Тема 11. Публицистический стиль

Тема 11. Публицистический стилЬ, основные жанры его реализации

Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя.

Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(А.Ф. Кони)

План занятия:

Теоретический блок

  • Понятие о публицистическом стиле.

  • Основные признаки публицистического стиля речи.

  • Основные функции текстов публицистического стиля (информационная, воздействующая).

  • Жанры публицистического стиля речи

  • Типы текстов публицистического стиля

Практический блок

  • Выделение в текстах основных черт публицистического стиля.

  • Различение жанров публицистического стиля.

Задания для СРО

Список литературы:

  1. Русский язык: учеб. пособие для для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. — Алматы: Изд-во «Қазақ ун-ті», 2008. — 226 с.

  2. Имангалиева Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: Учебное пособие.- Астана: ИД «Сарыарка», 2006.-156 с.

  3. Русский язык и культура речи: курс лекций/ Г.К. Трофимова. – М: Флинта: Наука, 2004. – 160 с.

  4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.(Учебное пособие).- М.: Флинта: Наука, 2000.- 256с.

  5. Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач: Произношение в радио- и телевизионной речи: справочное пособие / М.В. Зарва.- М.: Флинта: Наука, 2011.- 376 с.

  6. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С.В. Ильясова, Л.П. Амири.- 2изд.- М.: Флинта: Наука, 2012.- 296 с.

Т

Публицистический стиль — один из функциональных стилей литературного языка, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

еоретический блок

Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений, пишущий на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речиинформирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно- политическая, экономическая, культурная, спортивная и другие.

Жанры публицистики различают письменные (статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон) и устные (ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, телешоу).

В публицистике широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, иногда используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна эмоциональность, страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

  • обладают ярко выраженным субъективным началом;

  • воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *