Текст по психологии – / / .

Содержание

Статьи по психологии

PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


Выберите раздел сайта…СтатьиКнигиПсихологиТестыТесты OnlineФильмыПрезентацииРефератыФотогалереяГлоссарий

    Терапевтическая сказка «Сладкий яд»

    Далеко-далеко в прекрасном королевстве жила-была Принцесса. Она отличалась ото всех других принцесс тем, что росла болезненной, и Король с Королевой очень сильно опекали ее. Они переживали за каждый ее шаг, боялись, что она споткнется, ударится или заблудится, если отойдет далеко от королевства….

    Как найти баланс женского и мужского

    В каждой из нас есть внутренняя женщина и внутренний мужчина. Внутри нас как бы живут две субличности, которые постоянно взаимодействуют. И то насколько они находятся в балансе, насколько гармоничны эти части, настолько состояния женщины будет уравновешено. Внутренний баланс есть следствие нашего…

    Отличить правду от лжи

    Интернет пестрит трудами про то, как отличить правду от лжи по движениям глаз, удлиняющемуся носу и по прочим мимическим радостям. Решил бросить свои пять копеек в решение этого вопроса и я. Есть такое выражение: красота в глазах смотрящего. Про красоту ничего не знаю, но вот ложь, совершено точно…

    Кто такой психолог?

    Нас окружает множество предложений психологических услуг, однако не все услуги психологической помощи предлагают психологи. Кто же такой — психолог?…

    Про тревожное расстройство

    Каждое утро, только открыв глаза и поняв, что наступил новый день, она испытывает страх. Снова новый день… Снова идти на работу, поэтому как только понимает, что наступил новый день, хочется продлить ночь, лежать в кровати, укрывшись с головой одеялом и чтобы этот новый день не начинался….

    Социальная тревожность

    Что такое социальное тревожное расстройство или «лучше я постою в сторонке» Социофобия — это достаточно распространенное явление, при котором мы не просто волнуемся в обычных бытовых, социальных ситуациях, а испытываем повышенную тревогу, которая заставляет нас оценивать данную ситуацию не очень…

    Депрессия. Большое депрессивное расстройство. Что делать?

    Депрессия очень знакомый термин для каждого из нас. Как часто мы говорим “я в депрессии” или “у меня депрессия”. По статистике, сейчас каждый четвертый имеет депрессивный синдром. А последствия этого могут быть очень печальными, заканчивая психосоматическими заболеваниями, суицидом, потерей семьи,…

    Вся правда о любви

    Каждый хоть раз задумывался о том, что такое любовь. Смесь чувств? Эмоций? Ответственность или привязанность? Безусловна ли, может ли длится вечно? Мы все по-разному ее определяем и описываем, и как правило, ответ на этот вопрос неоднозначен. Исследование любви началось давно: философы размышляли о…

    Ревность и зависть

    Согласитесь, вокруг стало их очень много. Обе эмоции настолько болезненны и деструктивны, что сопровождающая их нервозность, агрессия, гнев, боль и ненависть просто заполняют все пространство рядом с людьми их испытывающими. Те, кто способен осознать разрушающую силу ревности и зависти, вдумчивые и…

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?


Поделиться в социальных сетях:

psychojournal.ru

Статьи по психологии

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

С годами обиды становятся сильнее, а человек разучивается быстро и легко прощать… Так, если в детстве банальных поговорок типа «Мирись и больше не дерись» было вполне достаточно, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, то в зрелом возрасте даже многочисленными «прости» и дорогими подарками не всегда можно избавиться от возникшей неприязни.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Кризис бывает многоликим: творческим, душевным, семейным. Отдельную и, пожалуй, самую непонятную нишу занимает кризис среднего возраста. Чаще всего он настигает тех, кому за тридцать пять. Почему он выбирает именно это время? Это не случайность, так как обычно в этот период жизни человек оценивает прожитое. Что достигнуто в плане финансов, каковы семейные отношения, престижна ли работа, каков статус занят в обществе.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

О том, что мысль материальна, доказано уже давно. В наше время можно найти достаточно много информации, но почему-то люди продолжают, халатно относится к своим мыслям. Из-за несерьёзного отношения к этому вопросу, у них в жизни случаются неприятные вещи. Когда происходят неприятности, они начинают винить окружение, и кого — угодно, не задумавшись, что это их собственные мысли и привели их к таким последствиям.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Вряд ли вы найдете на земле такого человека, который бы хоть раз в жизни не сомневался перед принятием ответственного решения, терзая себя вопросом: «А что, если не получится?»

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

У каждого в жизни бывают не приятные ситуации, которые все время вспоминаются, из-за этого жизнь превращается в кошмар. Психологи доказали, что чем больше человек погружается в негативные ситуации, тем больше он склонен к депрессиям и психическим расстройствам.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Завести общение в тупик, заставить собеседников замолчать или начать мучительно искать новую тему можно всего лишь при помощи одной-двух фраз. И что неприятно, именно эти фразы мы часто употребляем неосознанно или потому что ничего лучше на ум не пришло.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Что мешает вам быть позитивным человеком? Жизнь, окружающие, проблемы? Нет, причина только в вас самих. Если вы хотите, но не знаете, как разукрасить своё существование яркими красками и превратить его в интересную, позитивную и приносящую эндорфины череду событий, чтобы было больше приятных моментов, чтобы чаще везло? Тогда узнайте про пять законов взаимосвязи с миром, который вас окружают, они помогут понять, что и когда нужно поменять в себе, чтобы сделать свою жизнь счастливее.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

В процессе взросления и попыток становления себя как цельной личности, люди не только приобретают, но и теряют множество качеств, которые необходимы для поддержания гармонии внутри. К примеру, способность радоваться даже незначительным вещам, быть открытым к экспериментам и чему-то новому, умение наслаждаться каждым моментом жизни и контролировать свое чувство вины. Для таких, казалось бы, простых вещей во взрослом возрасте иногда приходится проделать большую работу над собой. Данная статья расскажет о том, как наладить связь со своим внутренним ребёнком, который живёт в каждом взрослом и значительно влияет на качество жизни.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Человека, отвергаемого обществом, называют изгоем. В этом случае его попытки наладить отношения с окружающими людьми, только усугубляют положение. Данная проблема, как никогда актуальна в нашей современной жизни. Отверженным может оказаться любой – взрослый и ребёнок. Чтобы не стать жертвой конфликта с обществом, прежде всего, необходимо знать, что представляет собой это явление и чем оно вызвано.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Разрыв отношений – тяжелый стресс для любого человека. Многие ощущают страх, появляется ощущение, что жизнь остановилась, начинают винить в ситуации только себя. Данное состояние негативно отражается на здоровье, поэтому важно как можно скорее избавиться от навязчивых мыслей, обрести душевное равновесие.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Часто в жизни бывают моменты, когда человек должен что-то сделать. Например, на работе он должен скоро сдать отчет, или он должен съездить в командировку в ненавистный город по требованию начальника. При этом хочется человеку совсем другого. Но слово «должен» остается, и оно навевает тоску, происходит мысленное сопротивление этим обязанностям.

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Предположим, вас обидел какой-то человек. Со зла он это сделал или нет – неважно, но он задел вас за живое. Прошло время, это событие немного притупилось в вашем сознании, а человек уже давно исчез из вашей жизни. Может, в глубине души вы его даже простили, но осталась обида – душераздирающее, гнетущее и просто противное чувство. Можно ли от него избавиться?

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Многие люди стали заложниками своей роли. Как правило, она достается ещё в детстве: умница, шутник, тихоня… По мере взросления мы привыкаем к определённой модели поведения, которую начинает диктовать уже окружающее общество – семья, коллеги, знакомые. 

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Выйти замуж – заветная мечта любой девушки и женщины. Если она утверждает обратное, то непременно лукавит или разочарована предыдущим браком. Чтобы замужество было удачным, необходимо приложить максимум усилий, причем обоим партнерам. Если время идет, а любимый не спешит с предложением, нужно разобраться в истинных причинах.

www.vitamarg.com

Интересные статьи по психологии: ТОП 16

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Разнообразной информации на просторах интернета бесчисленное количество и понять, на что стоит тратить время, а на что нет – не так-то просто.

Поэтому сегодня хочу предложить вашему вниманию интересные статьи по психологии. Возможно, среди них окажется именно та, которая будет полезна именно для вас.

Топ интересных статей

10 способов как повысить мотивацию в работе уже завтра

Каждому из нас порой требуется вдохновение, то, что придаст энергии и сил дальше идти по направлению к своим целям. Потому что стрессы и постоянно возникающие трудности со временем могут лишить желания выкладываться, как раньше. Особенно, если долгий и упорный труд так и не привёл к ожидаемым результатам.

Или же случается, что личность просто не понимает, зачем ей «лезть из кожи вон». Она не смогла обнаружить то, что будет её стимулирует действовать, выходить из зоны комфорта и рисковать, пробовать новое.

Человек, который мотивирован на успех – достигает его обязательно. Хотя бы потому, что не бросает попытки и верит в свои силы. Он верен своей мечте и знает, ради чего приходится порой прилагать нечеловеческие усилия, чтобы «оставаться на плаву».

В этой же статье указано сразу 10 методов, можно выбрать наиболее подходящий для себя и отправляться покорять мир. Ну, или просто претворять свои мечты в реальность.

Невербальные признаки общения между мужчиной и женщиной

Отношения – это наиболее сложная, но при этом ценная сфера жизни человека. Люди настолько разные, что достаточно непросто даже при огромном желании найти общий язык. А уж тем более понять, что действительно чувствуют по отношению друг к другу.

Вот почему так важно знать не только основные виды невербальных сигналов, но и понимать, какая существует разница в проявлении симпатии у женщин и мужчин.

Тогда вы легко сможете распознавать её даже у того собеседника, который ещё сам не осознаёт, какие эмоции испытывает. И, помня о гендерной разнице, предпринимать действия, которые наверняка помогут достичь более конструктивного и продуктивного общения с ним.

Как найти выход из депрессии: самые эффективные методы

Депрессия – это заболевание, которое сопровождается очень непростыми переживаниями, порой невыносимыми настолько, что хочется прекратить их любой ценой. И, к сожалению, никто не застрахован от него, так как современному человеку приходится справляться с массой трудностей, выдерживать напряжение, когда уже совсем нет никаких ресурсов.

В этой же статье вы найдёте методы, на которые сможете опереться в трудные минуты. Они направлены не только на борьбу с депрессией, но и на её профилактику. Что, согласитесь, также очень важно. Всё-таки проще предвосхитить возникновение затяжной болезни, чем потом справляться с ней.

Основные виды конфликтов и лучшие способы их решения

Ссоры и конфликты случаются у всех людей, даже очень миролюбивых. Но не все умеют их решать, не разрушив отношения, карьеру или социальный статус.

Конфликт то и возникает по причине того, что сталкиваются два разных мнения, желания… Даже у двух горячо любящих друг друга людей.

А как найти выход из сложившейся ситуации, удовлетворив при этом свои потребности и не потеряв навсегда расположение оппонента, окружающих людей? Как решить вопросы мирно, чтобы и в дальнейшем взаимодействовать, а не строить планы мести?

Достаточно непросто, но вполне возможно. В общем, переходите по ссылке и сами всё узнаете.

Топ 10 самых результативных способов влюбить в себя парня

А эта информация для женщин, которые хотят наладить свою личную жизнь. Когда не удаётся привлечь внимание понравившегося мужчины или перейти со своим партнёром, так сказать, на новый уровень отношений.

Порой мы совершаем какие-то действия, которые кажутся нам вполне нормальными, но которые отталкивают других людей. Соответственно, получается, что сами стоим на пути своего счастья и не даём ему случиться. Настала пора убрать преграды и обрести долгожданную любовь, да и просто получить внимание противоположного пола!

Что будет если не спать ночью и какой вред это принесет человеку?

А вы знали, что бодрствуя по ночам, человек провоцирует возникновение депрессии, о которой упоминалось немного выше? Или, что начинает стареть активнее, чем те, кто таки отдыхает в положенное время.

У него повышается уровень кровяного давления, начинают откладываться жировые отложения. Независимо от того, занимается он спортом и придерживается ли диет. Мужчины рискуют заполучить импотенцию. А у женщин снижается возбуждение, то есть желание сексуальной близости возникает всё реже и реже.

И это ещё не все научные факты про вред бессонных ночей. Более подробно – по ссылке.

Виды и примеры инстинктов современного человека

Когда речь идёт об инстинктах, что первое вам приходит в голову? Если только инстинкт самосохранения и продолжения своего рода – то вы просто обязаны ознакомиться с этой статьей.

И не просто для общего развития, но и чтобы понимать природу каких-то своих желаний и мотивов. Возможно, это поможет вам понять, где вы «перегибаете палку». А на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы жизнь стала более качественной и счастливой.

Да и разве не интересно узнать о существующих отличиях, а также схожести между нами и животными?

10 эффективных методов манипулирования людьми

А тут речь пойдёт про психологию влияния на мнение окружающих людей с помощью манипуляционных техник. Каждый человек манипулирует, в основном неосознанно, отчего и не всегда удаётся достигать своей цели.

Никому не лишней будет информация о том, как выходить победителем из любой ситуации. Способы эффективны как для личных отношений, так и для рабочих.

То есть, вы их сможете применять на деловых партнёрах, коллегах, подчиненных и даже начальстве. Помимо прочего, обезопасите себя и близких людей. Так как своевременно будете распознавать попытки воздействовать на ваше подсознание.

Особенности механизмов психологической защиты человека

Вы знаете, что такое механизмы психологической защиты личности? По названию вроде бы понятно, что они нас защищают, а если точнее – то нашу психику.

Если бы не они, то, скорее всего, в мире не существовало бы ни одного психически здорового человека. Так как напряжение, тревога, боль, страх и прочие не особо приятные чувства просто взяли бы верх над нашим разумом своей интенсивностью и длительностью переживания.

Но эти механизмы порой становятся не спасением, а наоборот, причиной большинства наших проблем и ограничений, искажая реальность. Тогда человек ощущает, будто попал в ловушку и не понимает, как ему быть.

Чтобы у вас не возникало подобных ситуаций, обязательно изучите материал, который указан в этой статье. Вы будете осознавать, что с вами происходит и выбирать наиболее продуктивный способ решения какого-либо вопроса.

Что такое прокрастинация и кто такой прокрастинатор

Такое сложное слово, значение которого, думаю, знакомо каждому из вас. Прокрастинация – это откладывание важных задач на потом, на самый последний момент. То есть, по факту, это когда человек сам себе создаёт форс-мажорную ситуацию, дедлайн.

Он думает, что у него в запасе большое количество времени и он вполне успеет выполнить работу в срок. Либо она ему так не нравится, что он никак не может заставит себя за неё взяться, надеясь на чудо.

В общем, переходите по ссылке и вы узнаете интересную информацию о возникновении этого термина. А также о том, какие виды прокрастинации существуют.

Как определить характер человека по его почерку

Хотите, подобно Шерлоку Холмсу, взглянув на письмо, мгновенно выдать краткую, а может даже полную характеристику автора? Если да, но думаете, что это практически невозможно, спешу вас обрадовать.

Научиться определять характер по почерку может практически каждый человек. Стоит только изучить такие параметры почерка, как наклон, нажим, очертания букв, их размер и расположение на листе. И, конечно же, попрактиковаться.

Тогда никто не сможет утаить правды от вас, вы будете читать каждого, как на ладони, что убережёт вас от большинства разочарований.

Что значит пятна Роршаха и все картинки в этом тесте?

В фильмах очень часто встречаются моменты, где психолог или психиатр, показывая странные пятна своим пациентам, делают заключения об их психическом здоровье и эмоциональном состоянии.

И если вам всегда было не понятно, как можно по каким-то размазанным чернилам охарактеризовать человека, то настало время «узреть правду».

Вам откроются тайны всех 10 существующих карточек. Плюс ко всему – вы ещё и себя сможете проверить.

Почему нельзя ругаться матом: польза и вред от этого занятия

Британским учёным в ходе проведения эксперимента на студентах удалось доказать, что крепкое словцо помогает выдержать боль. Оно снижает порог болевых ощущений, да и вообще, уровень напряжения.

Соответственно, если вам необходимо справиться с какой-то напряжённой ситуацией, у вас будет больше шансов, если вы позволите себе выругаться матом.

Но существует и ряд недостатков, которые приносят вред нашему здоровью. Даже ДНК способно измениться под его влиянием. В общем, переходите по ссылке, чтобы определить, стоит ли позволять себе материться, или это опасно и никакие преимущества не спасут ситуацию.

Что такое синдром Стендаля: на сколько сильно влияние искусства

Человек, с блаженным лицом и отрешенным взглядом перед, допустим, какой-то картиной – не эстет, знающий толк в искусстве, а личность, у которой возник флорентийский синдром.

Такое красивое название психического расстройства, что возникает под влиянием музыки, живописи, кинофильмов и прочее. Причём оно опасно и порой требует медикаментозного вмешательства.

В статье вы подробнее узнаете о признаках, причинах и способах лечения этого заболевания, которое может возникнуть практически у каждого из нас.

Тюремный эксперимент Зимбардо и выводы по поводу влияния общества на личность

Очень интересный материал о психологии насилия, агрессивности и жестокости. Филлип Зимбардо провёл эксперимент, который доказывает, что каждый человек способен причинить боль любому другому существу, даже тому, с кем ранее находился в приятельских отношениях.

И даже если вы не отличаетесь жестокостью, в определённых условиях вы её проявите, руководствуясь идеями о том, что лишь просто выполняете приказ, делаете свою работу.

Стэнфордский эксперимент и по сей день считается самым антигуманным из всех существующих. И по этой причине его не решаются больше повторять.

Что такое генетическая память и как ей пользоваться

От своих прародителей мы получаем не только особенности внешности, таланты, черты характера и наследство.

Оказывается, знания, опыт наших предшественников, их жизненные истории способны передаваться из поколения в поколение, дополняя друг друга, чтобы обезопасить нас от повторения ошибок и помочь обрести счастье.

И это явление получило название генетическая память. Его ещё называют коллективным бессознательным.

В общем, переходите по ссылке, чтобы узнать, как получить доступ к неограниченным знаниям, что накапливались на протяжении веков.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Интересного вам чтения и успехов в развитии!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

qvilon.ru

Тексты по психологии

Тексты по психологии
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are the 20 most recent journal entries recorded in psy_lit’s LiveJournal:

[ << Previous 20 ]
Tuesday, November 15th, 2016
10:03 pm
[igri_detiam]
куплю книги
 Эдит Крамер «Арт терапия в работе с детьми» и Марина Озерова «О детском рисовании». Очень нужны именно бумажные версии, нахожусь в Москве. 8 926524 два 1 17 Екатерина


Wednesday, November 11th, 2015
12:43 am
[tecca]
Продам недорого учебники и хрестоматии по психологии. Москва
Осталось очень много учебников по психологии
Например, из основных: пятитомник хрестоматий (Психология мотивации и эмоций, П. внимания, П. ощущений и восприятия, П. памяти, П. индивидуальных различий), двухтомник Немова.
Есть очень много книг по возрастной психологии (в основном психология подростка), от общих классических работ (Каптерев. Детская и педагогическая психология) до «Психологии современного подростка» Регуш, хрестоматия по педагогической психологии… Есть книги по профориентации.
Есть Юнг, Эрик Берн, Выготский.
В Интернете каждый день, отвечу в комментариях или ЛС, как вам удобнее.
О цене и месте встречи.
( Read more…Collapse )
Thursday, April 9th, 2015
1:56 pm
[neuroljist]
Летаргия и Раздвоение личности

Здравствуйте!

У меня вопрос нетривиальный. Надо изучать две темы:

1. раздвоение личности;
2. летаргический сон.

Причины-последствия, лечение, самоощущение человека в этих состояниях и т.д. и т.п.


Посоветуйте, пожалуйста, материалы.

Sunday, October 5th, 2014
6:07 pm
[ast_discravis]
Продаю часть библиотеки
Продаю часть пси-библиотеки. Все книги в идеальном или близком к нему состоянии.
Если возьмете сразу много, можем сторговаться на скидку.

Заявки — в личку или на почту: [email protected]

( Read more…Collapse )

Saturday, February 1st, 2014
10:17 pm
[mentor]
Гладуэлл — Гении и аутсайдеры.
Оригинал взят у mentor в Гладуэлл — Гении и аутсайдеры.

Малькольм Гладуэлл. Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? (Outliers: The Story of Success. 2008 г.)

Малькольм Гладуэлл — канадский журналист и социолог. Книга, им написанная, рассказывает о причинах, по которым отдельные люди становятся богатыми и знаменитыми, а другие — остаются аутсайдерами.

( Read more…Collapse )
Wednesday, January 29th, 2014
4:09 pm
[bestormozov]
NSA — Архитектура
Оригинал взят у bestormozov в NSA — АрхитектураСегодня, мы открываем цикл «Из будущего в настоящее». Профессии, которые уже сейчас обретают свою актуальную форму и самоорганизующуюся структуру.

NSA – Neuro Semantic Architecture (Нейро Семантическая Архитектура)

Это общедоступная информация.
Язык демонстрирует эволюцию нашего мозга.
Сначала слов было мало, и их смысл уточняла интонация. Понять друг друга помогала лимбическая система мозга, мозг эмоций. В наши дни словарь настолько богат, что мы больше не нуждаемся в интонации для выражения точного нюанса. Словарь составлен корой головного мозга. Мы используем язык рассуждений, логические системы, автоматические механизмы речи.
Язык – это всего лишь симптом. Наша эволюция шла от мозга рептилии к лимбической системе, а от лимбической системы – к коре головного мозга. Сейчас мы живем в разумном царстве коры головного мозга. Тело забыто, все стало рассудочным. Вот почему появляется столько психосоматических заболеваний (присутствие разума и его отсутствие воздействуют на плоть). Уже сейчас и в дальнейшем люди все больше будут посещать психоаналитиков и психиатров. Это специалисты по коре головного мозга. То есть врачи будущего. Но технологический процесс эволюционирует во всех направлениях нашей жизнедеятельности, тем самым затрагивая  индивидуальность каждого члена человеческого общества

Нейросемантическая Архитектура – направление в практическом  психоанализе, не признаваемое академическим сообществом. Основано на конструировании сознательного поведения человека, на платформе кибернетических концептуальных схем и нейрофизиологии в структурной модели выживательных биопрограмм. В широком аспекте, реализация необходимой формы выражения, взаимоотношений, с помощью проектирования и внедрения центрального образа в системе убеждений человека.

1.      Нейросемантическая Архитектура представляет собой многофункциональную деятельность, которая объединяет множество  направлений, приёмов и инструментов. Это и наука, имеющая свои непреложные законы, методологию, принципы, и одновременно искусство. Практика NSA имеет целью достижение и поддержание понимания объектом личного опыта, спроектированного в процессе сознательного изменения биопрограммного обеспечения (БПО)  и открытия новых возможностей в реализации успешной модели существования на личном и общественном уровне.
Нейросемантическая архитектура предоставляет пользователям широкий спектр деталей, математических и метафорических, с помощью которых они создают оптимальную версию поведения, такая модель не противоречит информации содержащейся в памяти. С помощью базовых инструментов NS – Архитектор помогает найти необходимую форму в корневой системе биопрограмм для проектирования пользователем нового шаблона восприятия условной среды обитания.
Данное направление помогает настроить изменяемость и адаптивность высшей нервной системы, регенерировать способность самовыражения в сознании человека, позволяющую сделать самооценку. Создаёт процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Внедрение условий для щадящего режима воздействия нормативного социального влияния.
Благодаря семантической функции человек обучается внутренней (автономной системой обратной связи) и внешней (публичной, социальной) коммуникации посредством ментального конструирования знаков, фигур и восстановления всевозможных отношений между символами, через программы выживания.

Отталкиваясь от самой распространённой модели и научной метафоры мозга – компьютера, можно утверждать о широких возможностях управления и саморегуляции человеком, как части социально – общественной структуры, множества информационных и энергетических процессов.
Для работы компьютера необходимы две составляющие – аппаратное обеспечение (процессор, монитор, клавиатура, дисководы и т.д.) и программное обеспечение (т.е. собственно программы). В целом же аппаратное обеспечение – это материальная форма, целесообразно организованная материя, а в биологическом аспекте – структура тела: органы восприятия, исполнительные органы и мозг. Структура тела является условием программного обеспечения.  А программное обеспечение в этом контексте – условные и безусловные рефлексы, поведенческие комплексы, позволяющие реализовать биологические цели, т.е. выживание. Та или иная программа может быть запущена только при наличии адекватного аппаратного обеспечения. Например, членораздельная речь возможна лишь при наличии соответствующего голосового аппарата, полет — при наличии крыльев, а рассудочное мышление — при соответствующем строении мозга. Словом, «есть один путь и одно решение». Однако наш мозг, т.е. мозг человека разумного, имеет огромный потенциал для «продвинутых» программ. Как отмечают многие исследователи, мы вполне можем расширить сферу использования данного нам мозга.
Такая модель позволяет наглядно увидеть связь между материальным носителем (нервной системой) и идеальными основаниями (программами биокомпьютера) психической деятельности человека.

В 1966-1967 годах ученый-нейрофизиолог Джон Лилли написал книгу «Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера», в которой он совместил свои исследования нейрофизиологии коры головного мозга с  идеями проектирования компьютеров.
Программа – это по определению д-ра Лилли – это набор внутренне совместимых инструкций по обработке сигналов, формированию информации, запоминанию тех и других, подготовке сообщений; требует использования логических процессов, процессов выборки и адреса хранения; все случающееся в биокомпьютере, мозге. Джон Лили считал: «Все люди, достигшие взрослого состояния, являются запрограммированными биокомпьютерами. Такова человеческая природа, и этого нельзя изменить. Все мы способны программировать себя и других».

Люди часто действуют невыгодным для себя образом исключительно для того, чтобы избежать влияния других людей. Такое влияние воспринимается ими как угроза для независимости. Человек не всегда даже осознает свою реакцию, и сопротивление возникает подсознательно. Любая ценная информация или безобидное мнение воспринимается враждебно. Чтобы снизить сопротивление, необходима грамотная система настройки, ключ, для обновления биопрограмм и новых защитных функций.
Человек неразрывно связан с потреблением и считыванием информации, которая его окружает в любой момент времени. Если подойти к этому с точки зрения семантики, можно представить окружающую действительность, как текстовые документы, которые мы читаем с помощью ощущений и восприятия, т.е. внешних и внутренних раздражителей. Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия называют чувственными образами, потому что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.
Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации.
Основополагающим семантическим  понятием в используемом нами аппарате считается семантическое отношение. Семантическое отношение  — это некая универсальная связь, усматриваемая носителем языка в тексте. Эта связь бинарна, т.е. она идет от одного семантического узла к другому узлу. Наше аппаратное обеспечение (тело) неразрывно связано с ощущениями и биопрограммами, все связи объединяются в семантическом пространстве — пространственно-координатной модели индивидуальной или групповой системы представлений. Задачей NS – Архитектора является создание оптимальных характеристик семантического ядра в функционале программ пользователя, для продвижения, самооценки, в поисковой системе самоорганизующихся социальных групп и индивидуального перехода в ТОПовые страницы текстового формата (семантических отношений) при взаимодействии с окружающей средой.

В данном направлении ( NSA — Архитектура ) осуществляются тестовые работы, но уже сейчас ясно, как скоро произойдут, а быть может, уже происходят изменения в сознании людей перегруженных информацией с внешних источников.

Thursday, December 12th, 2013
5:27 pm
[miropia]
Приглашение участвовать в исследовании
Уважаемые участники сообщества! Сейчас я пишу работу о детской психотравме – о том, как она переживается и осмысливается человеком во взрослом возрасте, а также влияет на какие-то другие стороны жизни – например, на отношение человека к болезни.

Я провожу анкетирование, в процессе которого мы обсуждаем детские травмы и то, во что они трансформируются во взрослой жизни. С каждым, у кого возникает желание, я дополнительно обсуждаю его конкретный случай. Разумеется, не как специалист, а только как человек, изучающий проблему, а также способный размышлять и анализировать.

Группа набирается уже давно, осталось несколько мест, заявки принимаются до субботы, 14 декабря.
Если вам это интересно и вы хотите стать участником анкетирования, пишите мне: [email protected]
Ольга Клименко.

Thursday, September 26th, 2013
8:01 am
[ima555]
Типы математического мышления
Доброго времени суток!

В ходе короткой дискуссии возник вопрос (сразу скажу, что среди дискутируемых нет профессиональных психологов, только интересующиеся) о типах мат.мышления, и есть ли тонкая грань между аналитическим и алгебраическим типами (в открытом доступе как-то сразу не удалось найти. Может это вообще их разных «опер» типизации?).

Посоветуйте, пожалуйста, что можно почитать по сабжу (за ссылки и электронный вариант статей/книг отдельное спасибо).

Заранее спасибо!

Monday, August 5th, 2013
4:09 am
[sonya_h_skaya]
Франкл — Десять тезисов о личности
Оригинал взят у sonya_h_skaya в Франкл — Десять тезисов о личности
[Spoiler (click to open)]

Полностью — тут (10 стр) http://pedlib.ru/Books/2/0376/2_0376-1.shtml

Психологизм проецирует ценности из пространства духовного на плоскость душевного, где они становятся многозначными: на этой плоскости, психологической или патологической, уже нельзя провести различия между видениями Бернадетты и галлюцинациями какой-нибудь истерички. На лекциях я обычно так поясняю это студентам: я указываю им на то, что по двумерному чертежу круга уже нельзя восстановить, является ли он проекцией трехмерного шара, конуса или цилиндра. В психологической проекции совесть превращается в «супер-эго» или в «интроекцию» «образа отца», а Бог становится «проекцией» этого образа – тогда как в действительности это психоаналитическое истолкование само представляет собой проекцию, а именно психологизирующую.

1. Личность экзистенциальна; это означает, что она не фактична, не принадлежит фактическому. Человек как личность – не фактическое, а факультативное существо; он существует как своя собственная возможность, в пользу которой или против которой он может принять решение. Человеческое бытие, как сказал Ясперс, есть бытие «решающее»: человек всегда решает, чем он будет в следующее мгновение. И как решающее бытие оно является диаметральной противоположностью тому, как оно понимается в психоанализе: а именно, влекомому бытию. Человеческое бытие, как я снова и снова подчеркиваю, в своей глубинной основе есть бытие ответственное. Это означает нечто большее, чем просто свободное бытие: в ответственности содержится еще и «зачем» человеческой свободы – то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение.
Тем самым, в противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе, понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл. Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, – в отличие от психоаналитического – она стремится не к наслаждению, а к ценностям.

2. Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно Но личность тоже неосознаваема, а духовность в своих истоках, откуда она берет начало, не только может быть, но обязательно неосознаваема. В своих истоках, в своей основе дух не поддается рефлексии

psy-lit.livejournal.com

Интересные темы по психологии для начинающих

Слово «психология» слышал, наверное, каждый человек. Многие ребята еще со школы мечтают стать психологами. Также много людей занимается самостоятельным изучением этой сферы, ведь она очень интересная, познавательная и разнообразная. Так давайте разберемся, что включает в себя понятие «психология».

Определение терминов «психология» и «психика»

Психология – это наука, которая занимается изучением функционирования, развития и закономерностей возникновения различных явлений психики и психологическую деятельность как группы людей, так и отдельного человека.

Существует несколько определений термина «психика». Так, например, одно из них говорит, что психика представляет собой некую совокупность душевных явлений и процессов, таких как: память, эмоции, восприятия, ощущения и так далее; аспект жизнедеятельности человека в его взаимодействии со средой, в которой он находится.

Кто-то изучает психологию самостоятельно, а кто-то – профессионально в университетах. В зависимости от способа изучения люди предпочитают различные темы по психологии, интересные для них. Для студентов выбор основывается на изучаемой в данное время тематике или же того раздела психологии, который является более интересным для них. Для самостоятельного изучения в основном выбирают темы по психологии интересные и актуальные на данный момент, которые могут решить конкретную проблему. Наука психология очень интересная и обширная, она раскрывает многие сферы жизни и помогает человеку понять самого себя и окружающих людей.

Интересные темы по психологии

Изучая психологию, люди подбирают различные тематики в зависимости от того, к чему них больший интерес. Таким образом, самыми интересными темами по психологии являются темы про секс, взаимоотношения, самоанализ, общение и другие.

На данный момент психология помогает решить множество задач, также он связана со многими другими науками. В психологии множество отраслей, каждая их которых является относительно самостоятельным направлением научных исследований в той или иной сфере общества. Отрасли делятся на специальные и фундаментальные.

Фундаментальные отрасли психологии называют термином «общая психология», в который вкладывают общее значение понятия поведения людей и психологии независимо от их конкретной деятельности. В свою очередь специальные отрасли занимаются исследованием поведения людей и психологии зависимо от их деятельности.

Можно подобрать интересные темы по психологии из раздела общей психологии, так как она включает в себя:

  • Изучение психологии личности и индивидуальных различий. Изучает эмоции, чувства, волю, потребности и мотивы, характер, склонности человека и его способности к чему-либо.
  • Психофизиологию.
  • Зоопсихологию. Занимается изучением психики животных.
  • Социальную психологию. Изучает проявления личности человека в обществе, его психологическую совместимость с окружающими, взаимоотношения с людьми.
  • Возрастную. Изучает развитие личности растущего человека, его сознания, различных психологических процессов и его деятельность.
  • Психологию познавательных процессов. Изучает мышление и память человека, его восприятие и ощущения, воображение и внимание.
  • Психологию общения. Изучает психологические аспекты межличностных отношений и другие.

Темы для студентов

Многие учащиеся вузов ищут темы для самостоятельного изучения и для выполнения конкретных работ. В списке интересных тем по психологии для студентов можно найти множество актуальных тематик для докладов, рефератов, и даже курсовых и дипломных работ.

Для исследовательских работ

Многие студенты занимаются исследованиями в области психологии. Ниже представлен список интересных тем исследовательских работ по психологии для тех, кто только начинает путь исследователя в данной сфере.

  • Магия цвета.
  • Исследование мнемонических правил.
  • Исследование интернет-зависимости у людей различных возрастных категорий.
  • Исследование влияния Интернета на людей.
  • Исследование различных подростковых субкультур. Ценности и интересы.
  • Индивидуальные различия памяти у людей.
  • Исследование поведения подростков и взрослых в конфликтных ситуациях.
  • Изучение процесса формирования личности человека.
  • Конфликты. Причины возникновения. Способы урегулирования.
  • Исследование механизмов проявления эмоций.
  • Исследование причин появления стресса и методов борьбы с ним.
  • Изучение молодежного сленга, как формы самоутверждения.
  • Исследование процесса оценки людей друг другом. Наука о красоте.
  • Исследование трудностей в межличностном общении.
  • О чем говорит почерк?
  • Статус учителя глазами современных студентов.
  • Одиночество — норма?
  • Проблемы самооценки.
  • Исследование творческих способностей детей.
  • Исследование манипуляций.

Для докладов

Не редко студентам приходится делать доклады. Интересных тем для доклада по психологии тоже не мало, в списке, представленном ниже, можно без проблем найти подходящую.

  • Влияние массовой информации на психику подростка.
  • Рекорды памяти.
  • История развития науки психология.
  • Сквернословие среди подростков. Причины и методы устранения.
  • Вербальная и невербальная формы общения школьников.
  • Агрессия в социуме. Методы ее подавления.
  • Методы психологического исследования.
  • Важность партнерства для достижения успеха.
  • Этапы развития психики человека.
  • Методы развития интеллекта.
  • Основные научные принципы психологии как науки.
  • Какая связь между сознанием и речью человека?
  • Стрессовое напряжение. Методы борьбы со стрессом.
  • Феномен улыбки.
  • Идентификация личности.
  • Темперамент человека.
  • Формы познания мира, который нас окружает. Ощущения и восприятия.
  • Особенности мышления человека.
  • Методы успешного запоминания.
  • Какую роль играет память в человеческой жизни?
  • Предпосылки развития творческой личности.
  • Типы мышления людей.
  • Психология в семейных отношениях.
  • Какое влияние оказывает семья на развитие индивидуальных способностей личности.
  • Проявление индивидуальности человека.
  • Как развить волевые качества?
  • Как мотивация влияет на человека? Откуда возникает мотивация?
  • Этапы отношений в браке.
  • Чем отличаются взаимоотношения в мусульманской и православной семьях?
  • Формирование самооценки.
  • Конфликты детей и родителей.
  • Виды воспитания детей.
  • Общение. Стиль речи. Механизмы. Сущность.
  • Человек, как социальное существо.
  • Искусство общения. Значимость.
  • Как формируются стереотипы?
  • Авторитет и способы его поддержания.
  • Интернет-зависимость. Методы борьбы.
  • Комплексы и методы их устранения.

Для курсовых и дипломных работ

Более серьезными являются курсовые и дипломные работы по психологии, ведь темы для них должны быть уникальными, ранее не раскрытыми, актуальными и так далее. При выборе темы для этих серьезных и объемных работ, советуем опираться на интересные и актуальные для студента разделы психологии. Некоторые интересные темы для курсовой по психологии приведены ниже.

  • Развод. Психологические проблемы детей.
  • Особенности воспитания ребенка.
  • Ролевое поведение и его особенности работающих женщин.
  • Влияние семьи на формирование психики ребенка.
  • Этнические нормы этикетного поведения.
  • Особенности формирования психики сирот на этапах ценностного, смыслового и предметного сознания.
  • Когнитивное оценивание трудных ситуаций.
  • Представление о счастье.
  • Свобода выбора и ее особенности у студентов гуманитарных и точных специальностей.
  • Особенности долговременной памяти человека и ее зависимость от индивидуальных психологических характеристик.
  • Раскрытие творческого потенциала человека.
  • Проблемы, принятие и социализация «телесного Я».
  • Проблема возрастной социализации.
  • Преодоление выученной беспомощности как фактор развития.
  • Готовность психики к возрастным изменениям.
  • Особенности проявления агрессии среди молодежи.
  • Личностные границы.
  • Причины суицида.

Интересные темы по психологии для диплома:

  • Психология азарта.
  • Анализ возрастных кризисов.
  • Влияние семейных взаимоотношений на психику детей.
  • Применение рисуночных методов для развития воображения у тетей дошкольного возраста.
  • Лидерские качества. Развитие.
  • Роль мотивации в жизни людей.
  • Методы интеллектуального развития детей.
  • Особенности половой идентичности подростков.
  • Психологические причины конфликтов в молодых семьях.
  • Влияние неполной семьи на самооценку ребенка.
  • Влияние отношений ребенок-родитель на адаптацию к школе.
  • Психоэмоциональное состояние детей из неполных и полных семей.
  • Развитие нравственной сферы личности дошкольника. Влияние семейного воспитания.
  • Влияние сплоченности коллектива на эффективность работы.
  • Развитие навыков стрессоустойчивости.
  • Борьба с негативным влиянием общества.
  • Особенности алкогольной зависимости. Взаимосвязь со стрессом.
  • Формирование представления о временах года у детей.
  • Развитие и диагностика внимания у детей.
  • Развитие восприятия цветов у детей.

Темы для построения гармоничных отношений

  • Ревность и любовь.
  • Верность, измена и свободные отношения.
  • Выбор партнера, выбор жизни.
  • Принципы построения счастливых отношений.
  • Активные и пассивные мужчины в отношениях.
  • Привязанность под маской любви.
  • Самоутверждение в сексе.

Темы про успех и самореализацию

  • Как стать успешным человеком?
  • Проблемы самореализации.
  • Как научится контролировать свои эмоции?
  • Как побороть лень?
  • Пути достижения уверенности в себе.
  • Влияние мотивации на достижение успеха.
  • Виды самореализации.

Темы для подростков

Много интересных тем по психологии для подростков, например:

  • Борьба с агрессией в подростковом возрасте.
  • Особенности проявления девиантного поведения у подростков.
  • Влияние средств массовой информации на подростков.
  • Как понять, принять и полюбить себя?
  • Неуверенность в себе. Причины и методы борьбы.
  • Особенности самооценки в подростковом возрасте.

Наука психология хорошо изучена и продолжает изучаться. Это очень интересная сфера, которая увлекает многих людей. Если есть желание лучше понимать себя и окружающих тебя людей, то в этой статье можно найти немало интересных тем для изучения.

fb.ru

Особенности понимания учебных текстов по психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

2. Абакумова, И. В. Смыслообразование в учебном процессе. — 2003 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/smysloobrazovanie-v-uchebnom-processe.html.

3. Абакумова, И. В. Содержание учебного процесса как источник смыслообразования учащихся // Материалы третьего Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 г.). Ежегодник Российского психологического общества. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 2003. — Т. 1. — С. 6-8.

4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М., 1990. — 336 с.

5. Басалаева, Н. В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности. -2006 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-osobennosti-smysloobrazovaniya-v-usloviyah-kvaziprofessionalnoy-deyatelnosti.

6. Белякова, Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии. — 2009 [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. — URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-smysloobrazovanie-v-pedagogicheskom-vzaimodeystvii.

7. Братусь, Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. — М.: Смысл, 1999. — С. 284-298.

8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1984. — 200 с.

9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — М., 1990. — 284 с.

10. Выготский, Л. С. Мышление и речь: сборник / Л. С. Выготский. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 668 с.

11. Джалов, С. С. Специфика учебной книги как дидактического средства, инициирующего смыслообразова-ние обучающтхся в учебном процессе / С. С. Джалов, И. А. Рудакова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1.

12. Ейст, Н. А. Интроспекция как метод инициации смыслообразования в учебном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. А. Ейст. — Ростов н/Д., 2009.

13. Копылова, Е. А. Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников. — 2011 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-uchebnyy-dialog-kak-faktor-smysloobrazovaniya-v-protsesse-obucheniya-starshih-shkolnikov.

14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2005. — 352 с.

15. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — 3-е, изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 512 с.

16. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. -444 с.

17. Рябова, М. Г. Смыслообразование в структуре саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте. — 2010 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-smysloobrazovanie-v-strukture-samoregulyatsii-lichnosti-s-psihologicheskoy-zavisimostyu-v-yunosheskom-vozraste.

18. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А. В. Серый. — Кемерово, 2002.

19. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М., 1984. — 270 с.

УДК 159.9.07 ВВК 88.8

О. А. Липовая

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Компетентностная парадигма высшего образования ориентируется на компетенции и компетентности как ведущий критерий подготовленности современного выпускника высшей школы к современным условиям труда и социальной жизни. Основной целью высшего образования становится подготовка выпускника, умеющего распорядиться знанием.

Ключевые слова: психология, понимание, учебный текст, психологический подход.

O. A. Lipovaya

PECULIARITIES OF UNDERSTANDING OF TEXTS ON PSYCHOLOGY

Abstract. Competence-based paradigm of higher education focuses on the expertise and competence as the leading criterion of preparedness of the modern University graduate to modern conditions of work and social life. The main purpose of higher education is the preparation of a graduate who can dispose of knowledge.

Key words: psychology, understanding, education text psychological approach.

Преимущественно вербальный характер высшего образования предопределяет тексту роль одного из важнейших средств профессионального становления будущего специалиста. В этой связи весьма актуальной представляется проблема механизмов трансляции посредством текстов све-

Раздел IV

Психология

дений, обеспечивающих базовый уровень профессиональной компетентности будущих специалистов и механизмы понимания и интерпретации текстовой информации.

Словом «понимание» обозначают взаимосвязанные, но не тождественные явления. По мнению Г. И. Богина, к этим явлениям относятся некоторые процессы мыследеятельности, их результаты или лишь готовность к этим процессам и результатам [1, 240]. В научном обращении можно встретить много противоречивых определений понимания: «Понимание — ассоциация образа единицы текста со значением этой единицы», «Понимание — процесс постижения внутренних связей в содержании текста», «Понимание — это движение к знанию в процессе чтения или слушания текста», «Понимание — проникновение в человеческие переживания, мысли, намерения и решения, неявно присутствующие в тексте». Несмотря на противоречивый характер определений этого понятия, общим для всех типов понимания, по мнению Г. И. Богина, является следующее: понимание имеет место там, где возникает или может возникнуть непонимание; во всяком типе понимания может участвовать как индивид, так и коллектив понимающих; есть предъявляемый этому коллективу или его членам текст; текст имеет содержание, включающее некоторое множество граней понимаемого; первичное понимание этого содержания рефлективно, причем рефлективный процесс может иметь интуитивную или дискурсивную форму, последняя в случае словесной вы-сказанности рефлексии имеет характер интерпретации [1, 240].

Данная работа опирается на психологический подход к тексту, в частности на концепцию Т. М. Дридзе в понимании и интерпретации текста как собственно психологической, смысловой, коммуникативной и интеллектуально-активной единицы.

С точки зрения Т. М. Дридзе, текст выступает как определенный способ организации значений и структурирования смысловой информации для целей общения, как воплощение мотивированной и целенаправленной интеллектуально-мыслительной деятельности индивида, стремящегося к обмену духовно-практической деятельностью с другими людьми. В этом смысле процесс интерпретирования является «динамической способностью» — непрерывным движением осознава-ния, осмысления, переосмысления [5, 63]. Это положение опирается на процессуальный подход к мышлению, который был разработан С.Л. Рубинштейном и развит потом А. В. Брушлинским [4; [3]. Исходя из положения, что психология исходной точкой отсчета считает субъекта — личность, то, по мнению А. Н. Славской, за личностью изначально сохраняется «право» отнестись ко всему происходящему так или иначе (а не только как к тексту), а интерпретирование выступает как постоянно возобновляющийся процесс. Таким образом, «интерпретирование есть процесс осознания субъектом действительности для создания своих отношений с миром» [5, 63].

В то же время текст всегда предполагает закрытую и жесткую систему связей, которой подчиняется реципиент, читатель, интерпретатор; особенно в научном жанре [5, 63].

Известно, что смысловое восприятие текста и его единиц и, следовательно, смысловое восприятие тех или иных отрезков речевой цепи периодически затрудняется. Как утверждают исследователи, при преодолении этих затруднений, реципиент включается в специфическую деятельность — деятельность понимания текста [1, 233; 2, 7]. «Пониманием текста, — пишет Г. И. Богин, -называют обращение опыта человека на текст с целью освоения тех частей его содержательности, которые не удается освоить посредством привычных действий смыслового восприятия» [1, 233]. Это обращение опыта на текст, по мнению автора, есть процесс, который угасает в предмете не равном пониманию, а именно — в знании [там же]. Таким образом, делает вывод Богин, понимание текста (как и его смысловое восприятие) есть один из способов производства знания, хотя оно и не равно знанию, а лишь способствует его появлению. Т. М. Дридзе акцентирует внимание на активности и целенаправленном характере этой деятельности [2, 7]. В концепции Т. М. Дридзе интерпретационным возможностям самого реципиента уделяется особое значение. Они напрямую связаны с адекватностью передачи тестов. К интерпретационным возможностям реципиента относятся: его активность, его интеллектуальные возможности и мера соответствия его смысла с замыслом автора. Тем самым текст, его автор и интерпретатор оказываются связанными в смысловом «пространстве» [5, 61].

На наш взгляд, понимание является активным процессом, потому что возникает там, где надо преодолевать затруднения или обрывы в смысловом восприятии текста. Поэтому интерпретационные возможности самого реципиента являются одним из важнейших факторов в процессе понимания текста. Все это, несомненно, влияет на интерпретацию и понимание текстов отдельно взятой личностью. Как известно, каждый человек так или иначе избирательно относится к тому, что его окружает. Он выбирает для употребления определенные тексты, отвечающие его требованиям. В этом смысле осуществляется избирательное присвоение словесного материала, который в дальнейшем человек структурирует, дополняет, обогащает.

Понимание, по мнению Г. И. Богина, начинается там, где возникает знаковая ситуация. Оно восходит к знаковым ситуациям, хотя и не сводится к ним [1, 235]. Понимание текста есть всегда понимание некоторого идеального предмета освоения: знак двупланов, он обозначает не вещь, а ее психическое отражение. В постоянно возникающих ситуациях «общения человека с текстами» процесс отражения оказывается непосредственно направленным на значение и на смысл. При этом успешность овладения смыслами, ориентировка в содержательности текстов, во включенных в

них субъективных реальностях и представленных в них реальностях объективных, да и сам переход от значения к смыслу, от содержательного истолкования знака к его оперативному истолкованию, как утверждает Г. И. Богин, зависит от многих причин. Одной из них является социальный опыт, который образует единство с готовностью оперировать текстами в рецепции. А социальные готовности индивида, в свою очередь, не могут успешно реализовываться без соответствующего развития языковой личности. Поэтому уровень развитости языковой личности соотносится с разными уровнями и типами понимания текста (готовностей к пониманию текстов).

В данном исследовании мы опирались на таксономию понимания, предложенную Г. И. Бо-гиным [1, 241]. Эта типология понимания представлена следующим образом.

1. Семантизирующее понимание, т.е. «декодирование» единиц текста, выступающих в знаковой функции. Этот тип понимания наблюдается при нарушениях смыслового восприятия текста в условиях усвоения языка, например, в ситуации, когда среди «знакомых слов» встретилось незнакомое слово, которое подлежит «семантизации».

2. Когнитивное понимание, возникающее при преодолении трудностей в освоении содержательности познавательной информации, данной в форме тех же самых единиц текста, с которыми сталкивается семантизирующее понимание.

3. Распредмечивающее понимание, построенное на распредмечивании идеальных реальностей, презентируемых помимо средств прямой номинации, но опредмеченных все же именно в средствах текста. Эти средства текста позволяют в определенных условиях восстановить при рецепции текста какие-то стороны ситуации действования (мыследействования) продуцента (или восстановить то, во что эти стороны ситуации действования превратились).

Было выявлено, что при работе с учебными и научными тестами по психологии студенты младших курсов педагогического института обнаруживают, в основном, семантизирующий тип понимания, а студенты старших курсов когнитивное понимание. Распредмечивающее понимание совмещается с процессами семантизирующего и когнитивного понимания при смысловом восприятии текста нерефлективного характера. Это обусловлено, на наш взгляд тем, что от курса к курсу у студентов при соотношении когнитивного понимания с аналогичным процессом смыслового восприятия доля собственно понимания возрастет. Объясняется это наличием выработанной у студентов старших курсов регулируемой когнитивной установкой, внутренней мотивацией учения, более высокой степенью рефлексии и более высоким уровнем развитости личности в целом. Данная закономерность подтверждает наблюдение, сделанное Богиным: «… понимание текста -процесс, протекающий со всеми остальными процессами мыследеятельности. От семантизирующего понимания чаще всего идут к пониманию когнитивному, но от когнитивного понимания основные пути ведут либо к распредмечивающему пониманию текста как одному из моментов художественного освоения действительности, либо к высшему результату логического процесса (восхождение от абстрактному к конкретному, формирование научного понятия)» [1, 242].

Таким образом, обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что развитость языковой личности влияет на осмысление теории и способствует улучшению практики понимания текста. Т.е. успех в понимании учебных текстов в целом и учебных текстов по психологии в частности зависит от развитости «языковой личности» студента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богин, Г. И. Типология понимания текста // Общая психолингвистика: хрестоматия / сост. К. Ф. Седова. -М., 2004. — С. 230-258.

2. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. — М., 1984. -С. 7; С. 42-43.

3. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: ПЕР СЭ, 2002.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. — 712 с.

5. Славская, А. Н. Личность как субъект интерпретации / А. Н. Славская. — Дубна: Феникс+, 2005. — 240 с.

УДК 159.923.2 ВВК 88.8

Е. А. Махрина, О. В. Нестеренко

ТИПОЛОГИЯ КАРЬЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Для современной студенческой аудитории характерны типичные карьерные ориентации, отражающие социально-экономическое состояние общества и приоритетные карьерные ориентации, зависящие от направленности, периода профессиональной подготовки и гендер-ных характеристик. Важно определить содержание и динамику выбора приоритетных карьерных

cyberleninka.ru

Психологические статьи

Все категорииДеньгиДети—Беременность и роды—Дошколята—Подростки—ШкольникиЗависимости—Алкогольная—Любовная—НаркотическаяЗдоровье—Здоровый образ жизни—Онкология—ПсихосоматикаИнтересно—Искусство—Исполнение желаний—Общество—РелигииКрасота и внешность—Правила похуденияКризисы—Возрастные кризисы—Кризис в семье—Личностный кризисО смертиОтдыхОтношения—Дружба—Конфликты и ссоры—Любовь—ОдиночествоПищевое поведение—АнорексияПсихология и психологиРабота, бизнес, карьера—Выбор профессии—Конфликты на работеСамопознание—Постановка цели—СамооценкаСексСемья—Взрослые дети и родители—Измена—РазводСон и сновиденияСтрахи и фобии—Панические атаки—Тревога, тревожные состоянияСтресс и депрессия—Психологическая травмаЭмоции и чувстваЯ и психолог—Как выбрать психологаДругое

Всем известно выражение «смотреть сквозь розовые очки». Обычно его применяют к влюбленным людям, которые видят в объектах своего обожания только хорошее, идеализируют их и не замечают негативных черт…

Советы психологов

Казино!!! Попадая туда, ты попадаешь в другой мир… в мир, где нет окон, где люди не следят за временем. Это — отдельное государство со своими правилами и обитателями…

Уважение — основа, на которой, на мой взгляд, должны строится все взаимоотношения, без него невозможно найти понимания, без него любовь превращается в эгоизм, без уважения нельзя создать счастливые гармоничные отношения…

Как много в современных людях накоплено перенапряжения, которое не позволяет чувствовать себя счастливым. А счастье в значительной степени зависит от ощущения себя в безопасности…

Порой место, где мы работаем, перестает приносить удовольствие. Вы начинаете чувствовать это всем телом…

Дети болеют. Особенно часто в детском саду. И решение есть! В первую очередь хочу объявить, что дети могут НЕ болеть. Это зона ответственности их родителей…

Людей давно интересовало, как определить в детстве — будет ли человек успешным. Какие качества ребенка способствуют успеху во взрослой жизни? Проверить это экспериментальным путем не так уж и просто…

Мы так привыкли обходить табуированные темы в бытовых вопросах, что забыли, для чего мужчина женщине придуман изначально — для продолжения рода. Дальше кто-то придумал, что люди будут использовать секс для удовольствия…

Рассуждения психолога-мамы о том, что делать, когда дети просят внимания…

Как-то меня спросили — может ли любовь между двумя взрослыми людьми быть безусловной? Я тогда не нашел простого ответа. Как бы ответили на этот вопрос вы?..

Существует определенный возрастной период, когда родители еще не могут воспринимать свои детей как взрослых и самостоятельный людей, а дети уже имеют амбиции таковыми быть…

Бывает ли у Вас такое, что ничего не хочется делать? Совсем ничего, хотя искренне любишь то, чем занимаешься. У меня — да…

Уже более 30 лет мы живем в условиях дикого или слегка одомашненного капитализма. За это время появилось большое количество семей, в которых люди занимаются семейным бизнесом…

Каждое время года приносит людям свои краски. Зима ассоциируется с Новым годом и ожиданием чудес, весна – с оживанием природы, лето – с отдыхом. С чем же ассоциируется осень?..

Каждая маленькая принцесса, мечтая стать королевой, в будущем хочет видеть рядом с собой короля. Но знаний и опыта, безусловно, не хватает на то, чтобы выбрать короля и соответствовать поведению королевы…

Найдите психолога
в Вашем городе

Проверенные специалисты с
высшим психологическим
образованием

АвстралияАвстрияАзербайджанАрменияБеларусьБельгияБолгарияВеликобританияВенгрияГерманияГрецияГрузияЕгипетИзраильИспанияИталияКазахстанКанадаКипрКыргызстанЛатвияЛитваЛюксембургМексикаМолдоваНовая ЗеландияПольшаРоссияРумынияСШАТурцияУзбекистанУкраинаФинляндияФранцияЧехияШвейцарияШвецияЭстонияЯпония

Выберите городАктауАктобеАлматыАстанаАтырауИссыкКарагандаКокшетауКостанайКызылордаПавлодарПетропавловскРиддерРудныйСемейТалдыкорганТаразТекелиТуркестанУсть-КаменогорскШымкентЭкибастуз

Найти психолога

www.all-psy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *