Психология текста: шрифт, цвет, форматирование
Источник изображения
Письменность есть основное средство хранения и распространения информации — от древних религиозных текстов до описания новогодних приключений нашего френда по Facebook. Письменное слово — чудесный посредник, посланник, хранитель, позволявший человечеству столетиями выражать эмоции, делиться мыслями, рассказывать истории и, конечно, продавать.
К сожалению, текст имеет изначально присущую ему слабость: это статичная среда. Мы часто забываем, что все, что мы когда-либо прочли — это просто различные комбинации конкретных букв алфавита (неважно, 26 их или 33), подчиняющиеся некоторым определенным правилам пунктуации и синтаксиса.
По сравнению с относительно новыми средствами отображения данных (медиа), такими как фотография или видео, возможности текста крайне ограничены. Старая пословица гласит, что «Картина говорит сразу 1000 слов» (это, конечно, зависит от картины и художника!), но, как правило, это утверждение недалеко от истины. Фотография и видеозапись способны захватить, а затем показать зрителю какую-либо ситуацию гораздо лаконичней, чем слова, фигурально выражаясь, «могли когда-либо надеяться».
Устойчивая популярность таких социальных сетей, как Instagram и Pinterest, наглядно свидетельствует о том, что люди находят визуальные медиа более подходящими для распространения своих повседневных впечатлений и ощущений. Даже Twitter начал выдвигать на первый план фотографии и видео, изменяя тем самым своей начальной текстовой сущности.
Однако изображения и видео никогда не смогут по-настоящему заменить текст — просто спросите любого ныне живущего писателя о том, что он думает об экранизациях своих книг. Письменное слово всегда будет нужно для передачи информации — вот как это происходит прямо сейчас, во время написания этого самого поста.
Текст всегда был, есть и будет важнейшим компонентом формирования положительного пользовательского опыта. Но пользователи не хотят сталкиваться со «стеной контента», равно как и мы — маркетологи, копирайтеры, блоггеры — не хотим видеть в комментариях глумливую оценку наших трудов «нипрачел слишкаммногабукав» (в англоязычной сфере существует аналог этому выражению — аббревиатура TL;DR (too long; didn’t read), то есть «слишком длинно; не читается»).
Надпись: «Стена текста. Слишком длинно; не читается»
Мы хотим, чтобы читатели «хватали на лету» смысл нашего оффера, чтобы их пользовательский опыт был только положительным, чтобы они понимали суть предложения с полуслова. Мы также хотим — и можем! — передать через текст некие эмоции, пусть даже «изобразительные возможности» письменного слова скромнее, нежели у фотографии и видео.
Кажущуюся «убогость» текстовой подачи информации в веб-маркетинге вполне можно компенсировать, используя определенные методы, о которых речь пойдет ниже. У вашего читателя вполне может сформироваться положительный пользовательский опыт от прочтения вашего текста, чем бы он ни был: рекламным объявлением, заголовком лендинг пейдж, описанием оффера на продающей целевой странице, постом в социальной сети.
Будьте уверены — читатели заметят вашу информацию, ознакомятся с ней и запомнят ее.
Персонализация шрифта
Псевдонаучная дисциплина графология просуществовала около 200 лет. Ее адепты уверяли, что способны по почерку человека установить основные черты его личности и даже обнаружить неврологические проблемы пишущего.
Тотальное распространение электронного делопроизводства, повсеместное применение принтеров и тому подобные спутники прогресса сделали само понятие «почерка» неактуальным. Однако даже электронные шрифты могут дать ключ к пониманию внутренней сущности человека — нашу личность косвенным образом характеризуют шрифты, используемые нами в электронных письмах, неважно, личных или деловых.
В 2001 году американская корпорация Lexmark, специализирующаяся на разработке и изготовлении устройств для печати и обработки изображений, наняла выдающегося психолога, доктора Арика Сигмана (Aric Sigman) для изучения того, как применяемый шрифт влияет на мнение, составляемое читателем электронного текста о его авторе.
Результатом исследования стала статья «Психология шрифтов» (The Psychology of Fonts), содержавшая предположение Сигмана о том, что некоторые шрифты могут вполне ассоциироваться с конкретными знаменитыми персонами. 🙂
Шрифт Shelley: Кайли Миноуг — «сексуальный котеночек»;
Шрифт Courier: Иэн Бил (персонаж британской «мыльной оперы») — «скряга»;
Шрифт Verdana: Ричард Брэнсон — «профессионал»;
Шрифт Times: Анна Форд (жена Генри Форда 2-го) — «благонадежность».
По словам самого Сигмана, «использование неподходящего шрифта может дать людям ложное представление о вас и может отрицательно повлиять на мнения тех, кто может определить ваше будущее».
Используйте конкретные шрифты в определенных ситуациях — например, устраиваясь на работу в компанию, занимающуюся каким-либо консервативным, «традиционным» бизнесом (банковское дело, страхование), наберите резюме таким же «консервативным» шрифтом с засечками типа Times. Для более современной по роду деятельности бизнес-структуры отлично подойдет шрифт Verdana.
«Консервативные» шрифты с засечками и ассоциации с ними: «надежный», «впечатляющий», «респектабельный», «авторитетный», «традиционный»
Размер шрифта
Размер шрифта также является важным параметром. Очевидное, устоявшееся восприятие текста в зависимости от размеров шрифтов таково: крупный шрифт — важный элемент, например, заголовок; меньшим размером для сохранения пространства страницы набирается основной контент. Это традиция, дошедшая до нас от истоков эры книгопечатания.
Через дифференциацию размеров шрифтов привлекается внимание читателей к наиболее важной для автора (маркетолога, копирайтера) части текста (заголовок, призыв к действию). Взгляните на текстовую карту ниже, чтобы наглядно убедиться в правоте нашего утверждения.
Цвет шрифта
Цвет, очевидно, и есть самый влиятельный психологический инструмент, имеющийся в распоряжении веб-дизайнера и интернет-маркетолога. Всплеск цвета, соответствующего контексту ситуации, мгновенно настраивает читателя на нужный эмоциональный лад.
Приблизительный список ассоциаций между цветом и эмоциями для человека, принадлежащего к западной цивилизации, можно посмотреть в этом посте:
Цветовой акцент
В отношении текста цвет применяется для выделения различных элементов, требующих привлечения внимания пользователя. Исторически сложилось так, что в распоряжении авторов имелось 2 инструмента акцентуации: курсив и жирный шрифт. До наступления цифровой эпохи цвет в типографском деле находился в большом дефиците — он был предназначен только для обложек и, в крайне редких случаях, для цветных иллюстраций, никак не соприкасаясь с текстом как таковым. Для обозначения смены контекста автор мог использовать курсив, для выделения ключевых слов — жирный шрифт.
Понятно, что теперь, когда в распоряжении любого веб-дизайнера имеются 16 777 216 цветов, отображаемых на средней руки мониторе, мы можем раскрасить наш текст в любую, самую фантастическую гамму. Однако делать этого мы не будем — первое правило электронной верстки текста гласит: «читать, не страдая». С выполнением этого правила и связано повсеместное употребление доминирующей классической черно-белой схемы, «как в типографии на бумаге».
К стандартному черно-белому корпусу текста мы можем добавить всевозможные цвета, чтобы управлять вниманием читателя. Особый акцент на использовании этого принципа сделан в так называемом плоском дизайне, где цвет используется для дифференциации элементов web-страницы/пользовательского интерфейса.
Захват внимания
На целевой странице цветом выделяются важнейшие элементы, на которые посетитель должен обратить внимание: заголовки, призывы к действию, теги, ключевые слова и фразы. На товарной целевой странице выделение цветом отлично сработает для переключения внимания посетителя из режима сканера в режим читателя.
Эмоциональное воздействие цвета
Цвета также несут мощные культурные ассоциации. В культурной парадигме западной цивилизации мы в самом общем приближении связываем зеленый цвет с удачей, красный — с неудачей. С отдельными цветами связаны устойчивые подсознательные реакции, что в целом может придать дополнительный смысл текстовому сообщению. Например, красный текст сообщения о неверно заполненном поле лид-формы непременно привлечет внимание пользователя к совершенной ошибке, а зеленая галочка успокоит его: «все правильно сделал».
Читабельность текста
Помимо привлечения внимания, цвет может послужить еще одним отличным способом облегчить взаимодействие между писателем и читателем. Ниже приведен пример оригинального решения, по утверждению его авторов, увеличивающего скорость чтения электронного текста на 30%. За счет чего? — спросите вы.
Ключами к хорошей типографике являются 2 понятия:
- разборчивость — насколько хорошо различаются при чтении буквы, фразы и слова, и
- читаемость — насколько мозгу легко преобразовать их в единое сообщение.
Когда наши глаза сканируют страницу, они легко могут сбиться с нужной траектории. Случалось ли вам когда-либо читать одну и ту же строку дважды? А ведь мы регулярно тренируем наши глаза для плавания в морях текста, но его монотонность по-прежнему заставляет нас уставать и ошибаться.
Так вот, добавление цветового градиента — как на скриншоте ниже, — сделало переход от одной строки к другой легче для глаз: они безошибочно следуют по заданной траектории, что в результате ведет к возрастанию скорости чтения.
Форматирование текста
Ну и наконец — форматирование текста имеет огромное влияние на его читаемость (читабельность). Вспомним традиционные бумажные газеты с их многочисленными узкими колонками. Подобная верстка есть результат многолетних исследований, испытаний и уточнений. По словам эксперта по промышленному дизайну Боба Бейли (Bob Bailey, Ph. D., Civil Engineering) в статье в журнале UI Design Newsletter:
Одно из лучших исследований по читабельности было проведено Тинкером (Tinker) и Патерсоном (Paterson) в 1929 году. Используя черный шрифт в 10 английских типографских пунктов (3,515 мм), отпечатанный на белой бумаге, исследователи обнаружили, что строка длиной от 3 до 3,5 дюймов (от 75 до 90 мм) дает самую высокую производительность чтения. Абзацы с длиной строки от 7,3 дюйма (185 мм) читались заметно медленней. Авторы предположили, что увеличение длины строки, по-видимому, требует большего количества боковых движений глаз. Большая амплитуда движения взгляда по горизонтали во время чтения способствует тому, что читатель чаще теряет свое место чтения текста.
Все это звучит очень логично. Снимите стресс с глаза читателя — и ваш контент мгновенно станет более читабельным.
При публикации текста на целевой странице и в online в целом — в связи с увеличением расстояния от читателя до монитора, — длина строки может быть не столь компактной как в классической типографике: оптимальной считается длина в 4–5 дюймов (102–127 мм).
Однако важно убедиться в том, что от читателя не потребуется слишком большой горизонтальный «пробег глазами». От себя напомним — для мобильных целевых страниц многоколоночная верстка категорически противопоказана.
Пробелы
Использование пробелов на лендинг пейдж имеет огромное значение для улучшения чтения и понимания общего смысла оффера. В нашем блоге уже были статьи на эту тему:
Вместо заключения
Подведем краткое резюме нашего поста. Для того, чтобы ваш текст конвертировал пользователей в лиды, необходимо придерживаться следующих правил:
- Размер имеет значение. Делайте логический акцент там, где необходимо.
- Используйте шрифты, релевантные тону беседы, каковой вы хотите установить с целевой аудиторией.
- Цвет в тексте может передавать подсознательное сообщение.
- Цвет может быть применен для привлечения внимания к конкретному фрагменту текста.
- Текст бесполезен, если он нечитабелен — помогите читателю логическим форматированием контента.
Разумеется, все эти советы нуждаются в проверке сплит-тестированием.
Высоких вам конверсий!
По материалам usabilla.com
10-01-2014
lpgenerator.ru
Психология текста | UX Guru
Письмо. Основной источник, позволяющий нам делиться знаниями. От древних религиозных текстов и исторических книг, до статуса наших друзей на Facebook. Это изумительная среда, позволяющая нам передавать эмоции, делиться мыслями, и рассказывать истории.
Перо сильнее меча?
Конечно, к сожалению, у текста есть свои недостатки. Это статичная среда. Мы часто забываем, что всё, что мы когда-либо читали, это просто разная расстановка тех же самых 33 символов, разделенных знаками препинания.
В современной культуре, кажется, что в отличие от слов, изображения и видео способны намного более сжато передавать действие. Просто взгляните на растущую популярность платформ для расшаривания фото и видео, вроде Instagram и Snapchat, которые превратились в намного более практичный способ делиться элементами своей повседневной жизни. Значительное снижение уровня взаимодействий в Twitter только подчеркивает эту риторику.
Однако, изображения и видео никогда не смогут заменить текст – спросите любого читателя, что он думает о телевизионных адаптациях его любимых книг. Письменный текст всегда будет востребован в качестве источника для передачи информации.
Текст находится повсюду, и он является значительным компонентом формирования пользовательского опыта. Мы хотим сохранять внимание читателей, и делать их опыт как можно более свободным. Мы, также, хотим передавать элементы эмоций, которых, в отличие от изображений и видео, может не доставать в тексте.
Чтобы исправить эту ситуацию, можно применить определенные техники, помогающие упростить опыт ваших читателей. Будь то аннотация к книге, информация о продукте на веб странице, блог, или целая новелла, мы хотим убедиться, что читатели делают заметки, видят важную информацию, и сохраняют внимание на тексте.
1. Выберите правильный шрифт
Личность
Графология существует уже на протяжении более, чем двухсот лет. Ее практиканты пытаются судить о личности человека по его почерку, и даже определять неврологические проблемы. Однако с того времени, как понятие почерка потеряло свою актуальность из-за распространения цифрового ввода, эти эксперты, в поисках ключей к нашим личностям, переключились на исследование того, какие шрифты мы используем в электронных письмах.
В 2001 году, Lexmark попросили доктора психологии Арика Сигмана изучить, как шрифт влияет на то, что читатель думает об авторе. В своей статье «Психология шрифтов», Сигман говорит о том, что определенные шрифты могут соответствовать определенным чертам индивидуальности.
Определенные шрифты подходят под определенные ситуации. Например, когда мы пишем заявление о приеме на работу в консервативную компанию, мы используем Times, а в случае с более современными – Verdana. Эта полезная инфографика предлагает список шрифтов, описывает, какое впечатление они производят на читателя, и ситуации, в которых они наиболее уместны.
Размер имеет значение
Размер шрифта также немаловажный фактор. Это, конечно, очевидно, но мы используем более крупные шрифты для важных элементов текста, например, заголовков, и мелкий для основного текста, с целью экономии места. Это традиция, сохранившаяся еще со времен печатных публикаций.
Посредством дифференциации размеров шрифтов, мы можем привлечь внимание читателя к наиболее важным частям текста. Карты Word используют это, выделяя часто используемые слова проанализированного текста более крупным шрифтом.
2. Используйте правильный цвет
Цвет – это, наверно, самый влиятельный психологический инструмент в арсенале веб дизайнера. Вспышка соответствующего спектра света может мгновенно дать посетителю понять, что повлечет за собой его действие.
Выделение
Основная функция цвета в тексте – выделять и подчеркивать, помогая глазам отличать разные элементы и привлекать внимание. Исторически, в арсенале писателя были 2 инструмента: курсивный и полужирный шрифты. До расцвета цифровой эры цвет был в большом почете, и применялся на обложках, и, если очень повезет, в иллюстрациях.
В сети, однако, цвет – не проблема. Мы можем сходить с ума как хотим, но это не желательно. Первое правило использования цвета – убедитесь, что он не вредит удобочитаемости. Именно поэтому доминирует применение классической черно-белой комбинации. Вокруг нее, с целью манипуляции вниманием, мы можем использовать любой цвет. Этим отлично пользуются принципы Плоского Дизайна, используя цвет для создания различий между элементами.
Привлечение внимания
Даже на этой странице вы можете видеть, что элементы, отдельные от статьи окрашены по-своему. Это не только выделяет СТА, но также привлекает ваше внимание к черно-белой простоте основного текста.
Это, также, хорошо работает для описания продуктов, где важные слова можно выделить, тем самым привлекая к ним внимание читателя. Посетители, обычно, не читают всю страницу, поэтому, очень важно привлекать их внимание к важным элементам текста.
Подсознательные мысли
Цвет также несет с собой большое количество культурных ассоциаций. В Западном мире, зеленый цвет ассоциируется с успехом, а красный с неудачей. Хорошее и плохое. Идти или остановиться. Эти цвета создают подсознательные реакции, которые помогают привнести в текст дополнительное значение. Добавление красной линии в ошибочное состояние помогает читателю определить его негативное значение, также, как и зеленый цвет после транзакции говорит об ее успешном проведении.
Удобочитаемость
Помимо акцентирования, цвет можно использовать и другими способами. BeeLine Reader – гениальное решение, утверждающее, что при его использовании можно увеличить скорость чтения на 30%.
Как?
Два ключа к типографии: четкость – то, насколько различимы буквы, слова и фразы, и удобочитаемость – то, насколько легко мозгу конвертировать их в согласованное послание. Быстро просматривая текст, мы можем сбиться. Когда-нибудь приходилось перечитывать одну и ту же строку дважды? Мы тренируем глаза впитывать строки и строки текста, но это, тем не менее, не проходит без последствий, и глаза могут устать.
BeeLine добавляет тексту цветовой градиент, упрощая переход от строки к строке, помогая глазам следовать по заданному пути, и, как результат, увеличивает скорость чтения.
3. Используйте правильное форматирование
Удобочитаемость
И наконец, формат вашего текста имеет большое влияние на его удобочитаемость. Вспомните газеты, с их огромным количеством узких колонок. Это результат долгих лет исследований и совершенствования. Словами доктора философии Боба Бэйли (UI Design Newsletter – November 2002):
«Одно из лучших исследований было проведено Тинкером и Паттерсоном в 1929 году. Используя 10-точечный черный шрифт на белой бумаге, они определили, что строка, длиной от 75мм до 90мм дает самую высокую скорость чтения».
В сети, с учетом того расстояния, на котором читатель находится от экрана, длина строк не должна быть такой компактной, и может составлять 10-13см. И тем не менее, нужно убедиться, что читателю не приходится слишком много просматривать.
Белое пространство
Белое пространство имеет огромную важность в деле улучшения восприятия части текста. Позвольте своему контенту дышать; помните о пространстве между строками и буквами, и пользователю будет проще усвоить ваш текст.
Airows используют белое пространство не только для разделения функций, но также, негативное пространство вокруг изображений позволяет размещать в каждом из них текст не рискуя перегрузить страницу. Объем текста также минимален, и контрастирующий белый цвет гарантирует выделение каждого заголовка.
Заключение
Для подведения итогов, постарайтесь запомнить следующее:
- Убедитесь, что ваш текст соответствует ситуации, в которой он представлен
- Размер имеет значение – логичный выбор размера ставит акцент там, где необходимо
- Используйте шрифт, отражающий диалог, который вы хотите вести
- Цвет имеет первостепенное значение для передачи подсознательных сообщений вашему читателю
- Также, цвет можно использовать для привлечения внимания к определенным частям текста
- Текст бесполезен, если он не удобочитаем – помогите своему читателю применяя логичное форматирование
Перевод статьи Робин Коллиндж
Источник: blog.usabilla.com
uxgu.ru
Некоторые аспекты психологии восприятия текстов
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны. Языки — важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф. И. Буслаев, В. Г. Белинский, Л. И. Поливанов, Д. И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении языка как школьного учебного предмета.
Основной составной частью основ методики обучения языку являются психология, ее концепции, которые принципиально важны для эффективной организации обучения школьников языку. При этом значимыми являются основные положения общей психологии (например, психологии памяти, восприятия, воображения и т. п.). Остановимся на психологии восприятия.
Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием с этим образом. Восприятие отличается от ощущения тем, что ощущение есть отражение в психике каких-то изолированных стимулов, или раздражителей (или отдельных свойств раздражителей), не соотносимых нами с реальным предметом. От мышления восприятия отличается тем, что в процессе мышления мы, опираясь на воспринимаемые нами признаки предметов и явлений, как бы «уходим» от реальности восприятия и, комбинируя и анализируя эти признаки, получаем нечто, чего непосредственно воспринять не можем. Впрочем, как мы увидим далее, мышление участвует и в самом процессе восприятия.
Восприятие — это не пассивное «впитывание» человеком информации, не «восприятие» в буквальном смысле этого слова. Человек — не экран, на которой проецируется какие-то образы: чтобы воспринять что–либо, он должен произвести специфическую деятельность, осуществить активные действия по восприятию действительности. Восприятие у человека характеризуется целостностью, структурностью, константностью, осмысленностью и предметностью. Первые три из этих характеристик были хорошо изучены еще в начале ХХ века психологами, принадлежавшими к школе так называемой гештальт-психологии (от него.Gestalt — образ)
Целостность — это способность восприятия оперировать не с отдельными свойствами или признаками предмета, а с образом этого предмета как целого, хотя, конечно мы «строим» такой образ из отдельных ощущений, иногда даже различных модальностей иногда даже различных модальностей (т. е и зрительных, и слуховых, и осязательных, и других).
Структурность восприятия — это способность его складывать целостный образ из отдельных кусочков, воспринимаемых (ощущаемых) не обязательно строго одновременно. Мы воспринимаем картинку, последовательно «скользя» ней взглядом; воспринимаем слово, воспринимая отдельные звуки, из которых оно состоит, и т. п.
Константность — это способность восприятия удерживать, «останавливать» все время изменяющиеся свойства реального предмета: хотя постоянно меняется его видимый размер, освещенность, цветовые оттенки и т. д., мы продолжаем воспринимать образ этого предмета как нечто постоянное, инвариантное.
Осмысленность восприятия — стремление воспринять что-то имеющее реальное значение и содержание, осмыслить и назвать видимое или слышимое.
Здесь-то в восприятие и включаются мыслительные процессы: если предмет нам незнаком, мы стремимся сознательно проанализировать признаки этого предмета и отнести его к определенной категории, а затем по возможности привесить к нему словесный «ярлычок», назвать его. Все перечисленные характеристики восприятия обеспечивают для человека возможность уверенно ориентироваться в изменяющемся и обновляющемся мире. Если бы у восприятия не было константности, структурности, целостности, человек вынужден был бы все время перерабатывать заново воспринимаемые им свойства раздражителей, все время по-новому их комбинировать, все время производить работу по анализу, синтезу и интерпретации ощущений.
Таким образом, восприятие есть своего рода деятельность или вернее, система действий, включенных в ту или иную деятельность. Такие действия называются перцептивными действиями (лат. percipio — воспринимаю). Строго говоря, в понятие восприятия входят разные виды перцептивных действий. Представим себе, что человек впервые столкнулся с каким- то предметом или явлением. Тогда он должен произвести довольно сложную работу для того, чтобы у него сформировался образ данного предмета. Ему нужно выделить информативные признаки объекта, значимые для его восприятия: согласно общим закономерностям формирования деятельности, это сначала будут отдельные перцептивные операции. В психологии принято говорить, что оперативными единицами восприятия в этом случае будут отдельные признаки объекта. Затем эти операции автоматизируются, и оперативной единицей восприятия становится образ в целом: нам уже не нужно перебирать отдельные признаки предмета и «складывать» их вместе, мы воспринимаем их все сразу, как целостную систему. Только если при целостном восприятии возникает какое-то затруднение, мы возвращаемся к перебору отдельных признаков. Это можно продемонстрировать на примере звуковой системы иностранного языка. Сначала при восприятии звуков иноязычной речи оперативными единицами являются дифференциальные признаки звуков речи: мы сознательно и целенаправленно стараемся, чтобы учащийся «услышал «альвеолярный характер английского [t] или [d] или палатальность немецкого [c]. Но потом учащийся начинает оперировать уже с целостным образом иноязычного звука. А затем происходит еще большее укрупнение оперативных единиц: ми становятся не отдельные звуки, а фонетические слова или даже цепочки этих слов.
Вторая распространенная ситуация восприятия, когда человек сталкивается с данным предметом не впервые и перед ним стоит задача не сформировать перцептивный образ, а отождествить его. На практике процесс отождествления перцептивного образа происходит так. Сначала мы обнаруживаем наличие раздражителя. Затем мы выделяем некоторые признаки воспринимаемого предмета, необходимые и достаточные для отождествления его образа. Какие это признаки и откуда мы о них знаем? Мы сталкиваемся с воспринимаемыми предметами не в безвоздушном пространстве, а в совершенно определенной ситуации и в определенном контексте. Скажем, воспринимая напечатанное в книге слово, мы уже знаем, что это слово, и значит, для отождествления его перцептивного образа нам нужно искать какие-то его графические отличия от других слов. Далее мы уже прочли предшествующий текст, и поэтому число возможных слов резко сократилось: мы произвели так называемое вероятностное прогнозирование и с определенной вероятностью ожидаем, что в данном месте текста будет определенное слово. И процесс отождествления сводится фактически к тому, что мы убеждаемся: данное слово, воспринимаемое нами, тождественно ожидаемому нами (тождественно эталону) или, в крайнем случае, является одним из нескольких возможных (т. е. производим перебор нескольких эталонов).
Таким образом, восприятие связанно с другими аспектами психической деятельности человека: с его прошлым опытом, с особенностями его эмоционального состояния и т. д.
Формирование образа невозможно без активного «ощупывания» предмета рукой или глазом. Это «ощупывание» складывается их движений разного уровня: а) поисковых и б) гностических, участвующих в построении образа. В связи со сказанным необходимо вкратце остановиться на некоторых аспектах проблемы наглядности. Как известно, что наглядность в обучении языку, да и вообще в любом обучении языку, предполагает обязательное умение учащегося вычленить в картинке информативные признаки. Легко так же понять, что эти информативные признаки должны соответствовать той конкретной задаче, для решения которой мы используем наглядные средства. Например, вводя путем наглядной семантизации новое иноязычное слово, необходимое уже в самой картинке подчеркнуть значение этого иноязычного слова по сравнению с соответствующим русским: так, вводя английское foot или немецкое fuB, целесообразно дать его вместе с leg (или Bein) и иллюстрировать двумя картинками — для английского (немецкого) и русского языка. Каковы же эти конкретные задачи или функции наглядности? Их можно выделить четыре: а) наглядная семантизация, б) изображение предметной ситуации, в) зрительная стимуляция высказывания г) страноведческая функция. В свою очередь функция (б) может быть разделена на несколько: основа описания по картинке; наглядный комментарий к тексту; наглядная мотивация событий, описанных в тексте; прямая иллюстрация к тексту; описанных в тексту, наконец, зрительная «подсказка» для высказывания. В каждом из этих случаев картинка или другое средство наглядности предполагает совершенно определенные требования к ней. К сожалению, в большинстве существующих учебников эти требования совершенно не дифференцируются: авторы учебников, если и используют наглядность, то как правило, очень упрощенно представляют себе ее психологическую «нагрузку» в процессе усвоения языка. В частности, крайне недостаточно используется схематическая наглядность, особенно для усвоения грамматической стороны языка. Между тем в большинстве случаев она психологически гораздо более эффективна, чем иллюстративная.
В психологии существуют несколько теорий восприятия речи, но далеко не все они соответствуют современным представлениям о восприятия. Например, совершенно неправдоподобна теория, согласно которой последовательно воспринимаются и отождествляются отдельные звуки (фонемы). Маловероятна и концепция, согласно которой при слушании мы как бы проговариваем про себя воспринимаемую нами чужую речь. Изложим наиболее распространенное ныне и, с нашей точки зрения, наиболее правильное понимание процессов восприятия речи. Начнем с того, что в процессах формирования перцептивных образов звучащих слов так же происходит своего рода «ощупывание», только осуществляют его органы артикуляции. Чтобы в дальнейшем правильно слышать, сначала нужно проговорить звук или фонетическое слово. Поэтому иноязычная речь, говорение является существенной предпосылкой аудирования. Это имеет смысл только тогда, когда у учащегося уже сформированы достаточно крупные оперативные единицы восприятия, соотносимые с системой языковых значений, т. е. когда у него сложились образы фонетических слов. Восприятия слова предполагает те же характеристики, что и восприятие любого другого объекта. Когда мы слышим слово и ищем его эталон, мы пользуемся одновременно и его звуковыми признаками, и «ключами», связанными с его значением. Найдя нужный эталон, мы соотносим с ним слово по каким-то его звуковым признакам и убеждаемся, что это именно нужное слово. Таким образом, слово выступает в нашей психике как бы в двух «лицах»: как система признаков, используемых при поиске эталона, и как сам эталон. Для поиска мы пользуемся как фонетическими (входящими в состав перцептивного образа), так, как и семантическими (вернее, семантико-грамматическими) признаками, учитывая их вероятность в языке вообще и в данном контексте в частности; что же касается эталона, то это образ звучащего слова, звуковое слово-тип. Но восприятие происходит не только на уровне отдельных слов, оно параллельно происходит и на более высоких уровнях — сочетаний слов и целых высказываний. По-видимому, существуют образы-эталоны, имеющие более обобщенный характер, например, эталон грамматической конструкции, используемый при отождествлении синтаксической структуры высказывания. В процессе восприятия связной речи мы двигаемся одновременно по нескольким путям и учитываем на одном уровне результаты восприятия на другом: «наверху» — результаты восприятия отдельных слов, а при восприятии отдельных слов — результаты семантико-грамматического анализа.
То же самое в принципе происходит при чтении текста. Как и любое восприятие, чтение текста предполагает последовательные фиксации глаза на строчках этого текста и опознание «куска» текста. Размер такого «куска» может меняться. Изменение задачи восприятия текста приводят к тому, что оперативные единицы восприятия при чтении укрупняются, и человек начинает схватывать глазом не одно-два слова, а несколько строк, иногда даже 2–3 абзаца. Именно в этом заключается основное различие между так называемым быстрым и обычным, «медленным» чтением: человек потому читает быстро, что за каждую фиксацию он успевает переработать гораздо больше информации. Кстати, каждый из нас умеет читать быстро без всякого обучения: иногда это называется чтением «по диагонали». Владеть скорочтением — значит уметь читать каждый текст с той скоростью, которая оптимальна: учебник или книгу «Война и мир» никогда, и никто не будет читать «по диагонали», но совершенно не обязательно вчитываться в каждое слово, когда мы просматриваем вечернюю газету.
Таким образом, чтобы сделать восприятие речи максимально быстрым и в то же время эффективным, необходимо, во-первых, сформировать у учащегося перцептивные образы слов и их сочетаний; во-вторых, приучить школьника в каждом случае свободно выбирать способ (стратегию) восприятия. А это умение в свою очередь связанно с возможностью для учащегося свободно варьировать оперативные единицы восприятия как устной, так и письменной речи.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для вузов. М: Академический проект, 2006.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2005.
3. Гомоюнов К. К., Анисина Н. В. Гуманитарный минимум для авторов учебных текстов: Методологические рекомендации / Под общей ред. К. К. Гомоюнова. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. 50 с.
4. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1981.
5. Мучник Б. С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления. М.: Аспект Пресс, 1996. 175 с.
6. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учебник. М.: Издательский дом «Академия», 2004. 320 с.
moluch.ru
Проблема психологического исследования текста Текст научной статьи по специальности «Психология»
7. Мироненко И.А. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий // Вопр. психологии. — 2006. — № 4.
8. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Отечественные записки. -1869. — № 9.
9. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / под ред. Б.С. Ерасова. — М., 1999.
10. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. — М., 1996.
11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 94-142.
12. Харрисон Дж., Уайнер Дж. Тэннер Дж. и др. Биология человека. — М.: Мир, 1979.
13. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: Ювента, 1995.
14. Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник // Вопр. Психологии. — 2005. — № 2.
15. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопр. Психологии. — 2001. — № 5.
16. Юревич А.В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психологический журнал. — 2005. — № 1.
17. Юревич А.В. Психология и методология. — М.: ИП РАН, 2005.
18. Юревич А.В. Социальные и когнитивные источники парадокса // Образ российской психологии в регионах страны и в мире: материалы форума. — М., 2006.
УДК 159.9:81’23
Б. А. Еремеев Проблема психологического исследования текста
В статье обобщаются исторические и теоретико-методологические предпосылки для собственно психологического исследования текста как знаковой формы выражения сознания. Предлагаются варианты структурного описания текста на основе операционального и эмпирического определения его общих психологических свойств.
In article historical and teoretiko-methodological pre-parcels for actually psychological research of the text as sign form of expression of consciousness are generalised. Variants of the structural description of the text on the basis of operational and empirical definition of its general psychological properties are offered.
Ключевые слова: психолингвистика, контент-анализ, анализ текста, ковариационные матрицы, виды матриц, испытуемые объекты и субъекты.
Key words: psycholinguistics, the content-analysis, the text analysis, kova-ritsionnye matrixes, kinds of matrixes, examinees objects and subjects.
Изучения текста приводит к выводу об актуальности трёх уров -ней его анализа. Текст познаётся: в социокультурном контексте — в конкретных условиях их со-бытия автора и читателя; в собственном
45
контексте — в отношениях с другими текстами в пределах различных их множеств; в его внутреннем строении, допускающем множество описаний в разных масштабах и по различным основаниям. [1].
Любому отдельному исследованию текста (за исключением разгадывания природы неизвестной письменности, в частности, шифра) предшествует его прочтение. Исследователь — это прежде всего читатель. Текст воспринимается с большей или меньшей скоростью, с большим или меньшим интересом, с большим или меньшим трудом. Он понимается с большей или меньшей конкретностью, с более или менее выраженной аффективностью. Аффективный аспект понимания текста характеризуется единством эмотивного и регулятивного аспектов, каждый из которых выражен в разной степени.
Современная исследовательская работа с текстом, имеет несколько оснований. Одно из них — психолингвистические исследования порождения и восприятия речи. Для характеристики текста распространено использование особенностей его восприятия и понимания различными группами читателей. В психолингвистических экспериментах читатели выступают как свидетели — перцепиенты, как оценщики — эксперты, и заинтересованные лица — интерпретаторы.
Эта эмпирическая парадигма стала едва ли не главной основой для возникновения и развития экспериментальной психосемантики. В исследованиях данного направления любой объект психического отражения рассматривается как сложный социальный знак или как текст в широком смысле слова. Испытуемым предлагается оценивать данный объект, его аспекты или фрагменты, выделенные в разных масштабах и по различным основаниям при использовании определённых критериев («шкал»). Тем самым выявляются эмоционально-экспрессивные особенности текста.
В психологическом контексте реализуется аналитический подход. В отметках, которые выставляет испытуемый, находят выражение его элементарные суждения о соотношениях между текстом или его аспектами (компонентами), с одной стороны, и заданными шкалами — с другой. Синтез эмпирического множества отметок обеспечивает уже сам исследователь. В частности, он проводит факторизацию ковариационных матриц трёх видов: испытуемые -объекты (тексты), испытуемые — шкалы, объекты — шкалы. И только в исследованиях субъективной семантики при вербализации впечатлений от неопределённого стимула на естественном языке вы -сказывания испытуемого раскрывают «живые» акты сознания.
Второе основание современного психологического исследования текста — осмысление того, как воспринимается и понимается текст от общего впечатления о нём у читателя. Можно сказать, что этот глобальный («синтетический», «целостный», или «гештальт-»)
подход оформился в виде герменевтики [1. с. 23-35]. Здесь признаётся принципиальная общность между душевными организациями автора и читателя текста, которая и становится основой для понимания прочитанного. Частный случай герменевтики — психологическая герменевтика [3]. Читатель осознанно использует определённые модели душевного мира человека вообще, автора текста, его различных позиций в конкретных ситуациях, в частности.
У отдельных исследователей всегда имела место абсолютизация целостности восприятия и понимания текста. В наше время это абсолютизация хорошо вписывается в рамки глобализации как познавательного расширения взятой предметной области без учёта специфики её компонентов. В частности, абсолютизируется «вчув-ствование в текст» как якобы «качественный» подход к нему, который противопоставляется «количественному», или «формальному» подходу.
Такая абсолютизация преодолевается при использовании контент-анализа как междисциплинарной методологии, учитывающей реальное положение дел — единство качественных и количественных характеристик эмпирического материала. Все процедуры контент-анализа фактически обеспечивают при описании материала как анализ, так и синтез. Насколько эти описания отвечают природе самого материала. Обычно бывает оправданным выделение единиц наблюдения («окон» текста), единиц (или категорий) анализа текста и единиц счёта, в которых находят себе выражение актуальные для исследователя категории анализа. Однако традиционны альтернативность выделяемых категорий анализа, их рядоположение и суммирование в пределах каждой из единиц счёта. А это уже нельзя признать соответствующим природе текста.
Можно согласиться с тем, что исследователь оформляет содержание взятого текста, используя уместные, с его точки зрения, категории анализа и соотнося абсолютные и относительные «накопленные объёмы» единиц счёта. Но интерпретация большего «объёма» как свидетельства большей значимости соответствующей категории для автора текста — это, с точки зрения психологии, явное недоразумение. Почему-то оно уже несколько десятилетий переходит из одной работы в другую…
Современное психологическое исследование текста опирается на понимание его природы как факта практического бытия сознания. Это всегда выражение субъективной реальности посредством языка как физической системы знаков, аккумулирующих социокультурный опыт, кроме того, сообщение обеспечивает виртуальные связи между носителями одной культуры. И поэтому оно — инструмент воздействия человека на человека, которое традиционно называют психологическим. Полиструктурность и полисемиотичность [1] междисциплинарного изучения текстов в отдельном психологическом
исследовании оборачиваются ситуативной определённостью обобщающего описания [6; 10]. Текст рассматривается «изнутри» и/или «снаружи» — среди других текстов и/или по месту и роли его в жизни автора и/или читателей.
Психологические основания для исследования текста — это историческое и методологическое познание психики.
При рациональном подходе выделяются качественные определённости психики (души) — какие-либо её грани и/или компоненты. Своеобразие граней определяет дифференциацию видов, аспектов, сторон, уровней, различных психических образований. Своеобразие компонентов раскрывается как выделение элементов или единиц психики («актов») и отношений между ними. Это рассматривается в контексте аналитической психологии.
Между выделенными гранями и/или компонентами устанавливаются различные отношения — объективные связи и/или субъективные соотношения. Самые общие среди парных отношений-связей — это ассоциации. Особым вниманием к ним имело место в рамках ассоциативной психологии. Самые общие отношения психики и не-психики — это их связи, среди которых выделены как наиболее актуальные те, которые раскрывают место и роль психики в жизни её носителей. Эти вопросы особенно занимали представителей структурализма, функционализма и деятельностного подхода.
Осознание отдельности различных психических образований, их целостности на разных уровнях сложности, в разных масштабах выделения этих образований, нашло себе выражение в гештальт-психологии, а также в теориях «поля» К. Левина, «социального атома», «жизненных ситуаций», в утверждении «ситуативно-функционального» и «контекстуального подходов» и в других тому подобных конструктах.
На фоне углубляющихся противоречий, как внешних для науки, так и внутренних, многие психологи заговорили об очередном теоретическом кризисе. Для его преодоления некоторые повернулись лицом к человеку, некоторые — к космосу, религии, социальной практике в различных её сферах, предполагающих использование психологии, в частности, при проектировании и технологическом обеспечении деятельности.
Стремление теоретически учесть существующее многообразие психологических взглядов нашло себе методологическое оформление в интегративном подходе. Сначала это были, в основном, призывы и декларации, а затем это нашло себе выражение и в практике психологического научного производства. Такая интеграция при психологическом исследовании текста методологически была кон -кретизирована как «семиосоциопсихологический подход» [5].
В наших исследованиях текста выявляются: (а) его внутренняя предметно-ассоциативная структура, (б) структура предметной
общности данного текста с другими текстами того же рода на взятом их множестве и (в) отдельные соотношения между психологическими характеристиками данного текста как факта сознания и актуаль -ными характеристиками контекста, — прежде всего, характеристиками автора и обстоятельств порождения текста. В числе самых общих, собственно психологических свойств, мы выделяем вслед за Л.М. Веккером так называемые вторичные свойства образа: предметность, константность, целостность и обобщённость [4, с. 138-158]. Причём характеристики взятого текста «вычерпываются» из него с опорой на признание слова естественной функциональной единицей сознания, его «живой клеткой» (по Л.С. Выготскому). Так, длина словаря и распределение устойчивости его элементов раскрывают разнообразие текста по его предметности. Ограниченность текста задаёт внешний аспект его целостности, а связи между словами — внутренний её аспект. Повторения слов в тексте свидетельствуют о внутреннем аспекте его константности, а их использование при воспроизведениях данного текста — о внешнем аспекте его константности. Использование в тексте слов, актуальных для других текстов в том же контексте, свидетельствует о его обобщённости.
Проведены многочисленные исследования, результаты которых имеют как эвристическое, так и диагностическое значение. В эвристическом плане существенно, прежде всего, наличие ортогональности между тем, что является в тексте очевидным, само собой разумеющимся для автора, и тем, что является в нём центральным и/или периферийным по смыслу (находящимся в ассоциативном ядре данного факта сознания или вне его). Иначе говоря, то, о чём идёт речь, и то, каковы предпочтения автора, суть различные вещи, лишь иногда совпадающие [6; 9].
Эвристично также наличие ортогональности между длиной сло -варя текста (конкретностью выраженного в нём) и положением данного текста среди других текстов во взятом их конечном множестве. Иными словами, абстрактность — конкретность текста как высказывания и его общность — специфичность на взятом множестве текстов суть различные его характеристики.
В диагностическом плане информативно сопоставление текстов одного рода, в частности, ответов на одни и те же открытые вопросы у отдельных и/или у множественных (групповых, совокупных, массовых) респондентов в одних и тех же и в различных условиях [7; 8]. Так, о сознательном вхождении в актуальную предметную область свидетельствует её прогрессирующая вербализация: рост характерного для неё словаря и его уместное и своевременное использование. Психологическая структура текста в её различных вариантах дифференцируется («рассыпается»), а её целостность
обеспечивается относительно большим количеством малых по величине связей.
При действии на автора каких-либо деструктивных факторов, как внешних, так и внутренних, изменения происходят в психологической структуре текста. Их общая форма — это возрастная редукция. Так, в предметно-ассоциативной структуре сокращается состав (устойчивый словарь), появляются большие по величине парные связи (ассоциации), увеличивается их количество, состав структуры «слипается», структура «сжимается» и… «опускается» в субъективном пространстве в направлении к его центру. То же характерно и для структуры предметной общности между текстами в их наборе.
Таким образом психологическое исследование текста имеет свою специфику и не сводится ни к исследованию содержательного своеобразия текста, ни к исследованию своеобразия его лингвистической формы.
Список литературы
1. Антипов Г.А. и др. Текст как явление культуры. — Новосибирск: Наука, 1989. — 197 с.
2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. — М.: Наука; Смысл, 1999. — 350 с.
3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: учеб. пособие. — М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. — 685 с.
5. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая и семиосоциопсихологические парадигмы для интеграции социогуманитарного научного знания в исследовательскую, социально-диагностическую и социально-проектную практику // мир психологии. — 2000. — № 2. — С. 10-26.
6. Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста: учеб. пособие. — СПб.: Образование, 1996. — 55 с.
7. Еремеев Б.А. Учёт актуальных различий между учителями и учащимися // Методы, приёмы и технологии в педагогике ненасилия: сб. науч. ст. и материалов XX Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам педагогики ненасилия (СПб., 21 апр. 1999 г.) Вып. 1. — СПб.: Verba Magistri, 1999. — С. 112-119.
8. Еремеев Б.А. Учёт актуальных общности между учителями и учащимися // Методы, приёмы и технологии в педагогике ненасилия: сб. науч. ст. и материалов XX Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам педагогики ненасилия (СПб., 21 апр. 1999 г.) Вып. 2. — СПб.: Verba Magistri, 1999. — С. 71-77.
9. Еремеев Б.А. О проявлениях культуры по учебным предметам и об их оценке (на вузовском материале) // Молодежная культура и ценности будущего: сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия: материалы XXII Всерос. на-уч.-практ. конф. (СПб., 19 апр. 2001 г.) / под ред. А.Г. Козловой, М.С. Гаврило-вой. — СПб.: Verba Magistri, 2001. — С. 71-77.
10. Еремеев Б.А. Психометрика мнений о людях: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 124 с.
cyberleninka.ru
Сила слова психолога и ресурсы человека
Поговорим сегодня о том, какие слова психолога могут помочь человеку. Иногда правильный вопрос, комментарий и даже одобрительный кивок головой, могут стать причиной невероятного воодушевления и энтузиазма. Своевременные и правильные слова психолога могут помочь человеку найти свои ресурсы!
Если знать и помнить об этом, то проще будет выбрать психолога, к которому стоит обратиться за помощью и быстро получить ее, а не почувствовать себя после общения жалким и униженным.
Да, такое тоже не редкость. Больше скажу, иногда не встречаясь с психологом, можно понять, что не стоит к нему обращаться. Если человек в объявлении о своих услугах, пишет «Вы в депрессии, потерян смысл жизни и у вас конфликты в семье? Обращайтесь бла-бла-бла».
Хочется автору объявления показать средний палец и сказать, что это у него проблемы с головой. И послать подальше тех, кто так предлагает свою «помощь» — это правильное решение, потому что в тексте идет программирование на проблемы. И стоит ли от этого психолога ждать чего-то хорошего?!
Слова психолога имеют особый вес. Обычно человек обращается к психологу в состоянии далеком от спокойствия или радости. И в это время он особенно открыт, восприимчив, внушаем. Так что любые слова психолога, произнесенные в процессе консультирования, имеют особую силу.
Он может воодушевить и вдохновить на решение тех вопросов, которые есть у человека, а может еще глубже загнать клиента в тоску и плохое настроение.
Так что важно, что именно и как именно говорит психолог. Необычайно важно. Вот одна история, показывающая, как правильно подобранные и вовремя сказанные слова психолога помогли девушке почувствовать в себе силы и воодушевление решать стоящие перед ней задачи:
«Однажды, после конфликтной ситуации, я забрала свою дочку из детсада и перевела в другое учреждение, а попутно у меня возникла возможность поговорить с детским психологом.
Так как я волновалась все же за дочку, я пошла к психологу, рассказала ей о ситуации и о волнении, она мне рассказала, почему не стоит абсолютно волноваться о том, что ребенок сменил коллектив, а даже радоваться этому!
Потом она сказала такую фразу «Я вижу, что вы та женщина, которая может все взять в свои руки. И не каждая в такой ситуации (далеко не каждая) сделала бы то, что сделали вы — это супер. Вы не та женщина, о которую можно вытирать ноги.»
Сказать, что результат разговора был позитивным — это ничего не сказать, я просто взлетела до небес от радости и энтузиазма! Этот психолог полностью поменял мой негатив на позитив!
Вот он пример хорошего психолога.
Хороший психолог — человек, которому я могу задать любые вопросы, которые приходят в голову и получить адекватные ответы, — это означает понимание и тактичность по отношению к клиенту, никаких эмоций от психолога (негативных по крайне мере, это табу)
и после разговора с которым появляется воодушевление и то чувство, что тебя поняли, позитивно оценили, дали тебе это тепло, искреннее тепло и вселили уверенность, что с тобой все в порядке, и что ты можешь сделать еще лучше и ты именно такая, чтобы этого достичь!»
Что произошло?! Человеку просто объяснили, что она уже успешна, и у нее есть все ресурсы, чтобы исправить все, что хочется исправить. Подробнее об этом говорилось в статье Уважение — базовое убеждение НЛП. Человек уже успешен. Это здорово, и это действительно так!
Можно помочь увидеть эти ресурсы и начать ими пользоваться, а можно убедить в том, что ресурсов нет, ничего не изменить и все это потому, что она не признается в том, что хочет своего папу (к примеру).
Знаете, когда у человека не очень хорошее самочуствие, лучше всего дать ему какие-то иммуностимуляторы, и тогда организм сам разберется с источником проблем. А еще лучше укреплять иммунитет, чтобы проблем и вовсе не было, потому что здоровый организм и сильный иммунитет будут легко справляться с вызовами.
Вот и правильные слова могут быть таким же иммуномодулятором, который просто помогает организму воспользоваться собственными ресурсами и резервами, чтобы все привести в норму.
Слова психолога, слова любого человека имеют большую силу. Стоит помнить об этом.
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.»
Но слова не бывают правильными и неправильными. Они бывают уместными или неуместными.
Критерий — результат.
Кого-то надо поддержать и дать понять, что веришь в него, а кому-то можно бросить вызов. Тут уж вопрос в том, насколько вы понимаете, что с кем сработает. У кого-то мотивация достижения, у кого-то мотивация избегания. Это надо учитывать. У кого-то жесткая ориентация на себя, у кого-то на других. Иногда человека надо встряхнуть и вывести из зоны комфорта, потому что его ресурсы находятся именно там.
Вот вам чудесный пример крайне жесткой терапии:
На реабилитации у Фрэнка Пьюселика была женщина наркоманка. Не только наркоманка, но и проститутка. В прошлом, правда. Она уже была не так хороша, чтобы ей все еще платили за секс. Но на наркотики надо как-то зарабатывать. Она разрешала себя бить за деньги.
Она считала, что она ничего не достойна, вечно ныла, жаловалась и не проявляла никаких позитивных тенденций. Часто говорила, что ей там не место, ей все равно ничего не поможет и все в таком духе.
Как вы понимаете, никто не мог ей внушить уверенность в ее силах. Наверное, потому, что это было не то, что ей нужно. Возможно, она и правда не слишком хотела жить и что-то менять. Ну, когда не действует пряник, может подействовать кнут…
Итак, она всегда была жалкой и несчастной, но однажды пришли ее родные с ее же ребенком, мальчиком 3-4 лет. Фрэнк Пьюселик рассказывает:
— Она посмотрела на родителей. Никаких изменений. Но потом она увидела ребенка. На мгновение ее лицо просветлело при взгляде на малыша. А потом опять мрак.
И тогда Пьюселик сказал сам себе:
— Ага, я тебя поймал!! Теперь ты моя!! Я знаю, что у тебя есть что-то, что ты ценишь…. Ты моя!!
И через пару дней, когда она на группе ныла о том, как ей не хочется жить, он сказал:
— Ты достала своим нытьем. Посмотри на себя. Ты права, ты мусор, ты ничего не стоишь.
— Да, я такая. Я не хочу жить.
— Ну, и иди отсюда. Не хочешь — не живи.
— Да, я пойду…
— Иди, иди… Только одно сделай — когда будешь выходить, представь, что на выходе стоит твой ребенок и раздави его мощным шлепком ноги. Сделай это!
Она замерла у двери, оглянулась и растеряно смотрела на Фрэнка. Конечно, она такого не ожидала.
Он продолжал:
— Да, да, сделай это!! Раздави его. Ведь ты именно это и сделаешь уйдя отсюда и покончив с собой. Ты его жизнь разрушишь окончательно. Но какая тебе разница?! Иди и на выходе растопчи его. Сделай это. Размажь его на хрен.
И тут она заорала:
— Я НИКУДА НЕ УЙДУ!!
— Уверена?!
— Да!! Я никуда не уйду.
— Ну, смотри…
И потом, когда Фрэнк ее видел, он жестом ногой показывал, как раздавливает нечто на полу и спрашивал ее взглядом: «Ну, как?! Готова?!»
Она бесилась, злилась и… она прошла всю программу реабилитации. Она завязала с наркотиками и прежним образом жизни.
Фрэнк Пьюселик рассказывает:
— Через несколько лет я ее встретил на улице. Она шла с ребенком, держала его за руку. Она была в порядке. Она подошла и сказала:
— ПЬЮСЕЛИК!! Я тебя ненавижу!!
И спустя секунду добавила:
— Спасибо тебе.
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.»
Прокомментировать, задать вопросы и высказаться можно на нашем форуме
psy-nlp.ru
Текст на английском с переводом и аудио «Psychology» (Психология)
https://reallanguage.club/wp-content/uploads/2016/08/3_Psychology.mp3
Are you interested in the behaviour of people and animals? If you are, then you might enjoy the study of psychology. Psychology is the study of behaviour, but this is a very large area of study. There are several different branches of psychology, each of which studies a different aspect of behaviour.
Social psychologists study interactions among people. For example, a social psychologist might try to learn about the situations that cause people to behave aggressively. Another question studied by social psychologists is why certain people become attracted to each other. One of the interesting problems in social psychology is conformity: what causes people to behave in the same way, and to follow what others do and say?
Cognitive psychologists study thinking, memory, and language. One problem studied by cognitive psychologists is how people remember numbers. For example, what is the best way to memorize some numbers? Is it better to repeat the numbers to oneself, or to try to attach some meaning to these numbers? A cognitive psychologist might also study language. For example, why can young children learn a second language so quickly and easily? Cognitive psychologists are also interested in the ways that people learn to solve problems, such as finding a new place.
Clinical psychologists study mental illnesses. For example, a clinical psychologist might try to find out the causes of depression and to figure out ways of helping people who are depressed. Other clinical psychologists might study the behaviour of people who suffer from addiction to drugs, so that this problem can be prevented and treated. Another topic of interest to clinical psychologists is violent behaviour. It is very important to find ways of preventing violence and to change the behaviour of persons who act violently.
Some psychologists are interested in the measurement of psychological characteristics. For example, psychologists might develop tests to assess a person’s intelligence, personality traits, or interests. These tests can be used to help people make decisions about education, occupation, and clinical treatment.
Psychologists who study the behaviour of animals are called ethologists. Ethologists often go into wilderness areas to watch the activity of birds, fish, or other animals. These psychologists try to figure out why it is that some animals have “instincts” for various behaviours such as parenting, mating, or fighting. Some ethologists have learned very much about the unusual behaviours observed in many animals.
These are only a few of the many areas of psychology. Truly, psychology is one of the most interesting areas of knowledge!
Психология
Вас интересует поведение людей и животных? Если да, то вам может понравиться изучение психологии. Психология — это изучение поведения, но это очень большая область изучения. Существует несколько различных разделов психологии, каждая из которых изучает различные аспекты поведения.
Социальные психологи изучают взаимодействие между людьми. Например, социальный психолог может попытаться узнать о ситуациях, которые заставляют людей вести себя агрессивно. Еще один вопрос, изучаемый социальными психологами, заключается в том, почему некоторые люди притягиваются друг к другу. Одной из интересных проблем в социальной психологии является соответствие: что заставляет людей вести себя одинаково и следовать тому, что другие говорят и делают?
Когнитивные психологи изучают мышление, память и язык. Одна проблема, изучаемая когнитивными психологами, состоит в том, как люди запоминают числа. Например, как лучше запомнить несколько цифр? Лучше ли повторять цифры про себя или пытаться придать какое-то значение этим числам? Когнитивный психолог может также изучать язык. Например, почему маленькие дети могут выучить второй язык так быстро и легко? Когнитивные психологи также заинтересованы в том, как люди учатся решать проблемы, такие как поиск нового места.
Клинические психологи изучают психические заболевания. Например, клинический психолог может попытаться выяснить причины депрессии и выяснить способы оказания помощи людям, находящимся в депрессии. Другие клинические психологи могут изучать поведение людей, страдающих зависимостью от наркотиков, так что эту проблему можно предотвратить и вылечить. Другая тема, представляющая интерес для клинических психологов, — это насильственное поведение. Очень важно найти способы предотвращения насилия и изменить поведение людей, которые совершают насильственные действия.
Некоторые психологи заинтересованы в измерении психологических характеристик. Например, психологи могут разработать тесты для оценки интеллекта, личностных качеств или интересов человека. Эти тесты могут использоваться, чтобы помочь людям принимать решения об образовании, профессии и клиническом лечении.
Психологов, которые изучают поведение животных, называют этологами. Этологи часто отправляются в районы дикой природы, чтобы понаблюдать за деятельностью птиц, рыб или других животных. Эти психологи пытаются выяснить, почему у некоторых животных есть «инстинкты» для различного поведения, такого как воспитание детей, спаривание или борьба. Некоторые этологи очень много узнали о необычном поведении, наблюдаемом у многих животных.
Это только некоторые из многих областей психологии. Поистине, психология — одна из самых интересных областей знаний!
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
продолжить со следующими текстми среднего уровня >>>
перейти к текстам уровня выше среднего >>>
перейти текстами продвинутого уровня >>>
перейти к текстам начального уровня >>>
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Изучение разговорного английского — Real Language Club
Смотрите также:
Самое необходимое из теории языка:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
10 терминов из психологии, который должен знать каждый – bit.ua
Амбивалентность, фрустрация, ригидность – если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация
Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.
Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.
2. Прокрастинация
– Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.
– Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.
– А…, напишу завтра. Никуда не денется.
Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.
Мучительное состояние, когда надо и не хочется.
Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.
По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.
3. Интроспекция
Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.
Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.
4. Бихевиоризм
Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты – короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.
Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.
Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.
В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.
5. Амбивалентность
С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.
По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.
6. Инсайт
В переводе с английского «insight» – это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.
Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.
7. Ригидность
В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.
Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.
8. Конформизм и нон-конформизм
«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства — время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм – ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.
Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.
Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.
Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.
9. Катарсис
С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.
10. Эмпатия
Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.
Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.
Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.
#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
bit.ua