Как определить тип голоса — Музыкальная школа JAM
Как определить тип своего голоса?
Определение типа голоса является важной задачей для начинающих вокалистов, и чаще всего самостоятельное выполнение этой задачи невозможно. Даже профессиональные педагоги далеко не всегда верно и сразу способны классифицировать тип голоса, потому что типовые признаки проявляются только по мере выработки певческих навыков и раскрытия голосовых возможностей. Ведь у неопытного певца связки работают не так активно, как у вокалиста с уже поставленным голосом, соответственно, выводы о типе голоса на начальном этапе обучения могут быть приблизительными.
На практике стопроцентного вписывания в рамки классификации голосов не бывает, но все же эта система помогает понять границы рабочего диапазона, в котором пение наиболее удобное и голос звучит полноценно. Так же от типа вашего природного голоса будет строиться и выбираемый вами репертуар, который должен соответствовать голосовым возможностям, чтобы не навредить и не испортить ваши природные данные.
В академической школе типы певческих голосов классифицируются по высоте:
Женские голоса:
- Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое) – высокий женский голос;
- Меццо-сопрано (лирическое, драматическое) – средний женский голос;
- Контральто – низкий женский голос.
Мужские голоса:
- Тенор (тенор-альтино, лирический тенор, тенор-баритон) – высокий мужской голос;
- Баритон (лирический, драматический) – средний мужской голос;
- Бас (высокий, центральный, низкий) – низкий мужской голос.
Каждый из представленных типов голосов охватывает диапазон приблизительно в две октавы, но бывают певцы, которые свободно поют в трех, а то и в четырех октавах. Классическая классификация хоть и условна, но важна: определив тип голоса, вы поймете, от чего вам отталкиваться и в каком направлении развивать свои данные.
На начальном этапе обучения диапазон не раскрывается полностью. У начинающих вокалистов регистровые границы и переходные ноты зачастую ниже, чем у профессиональных певцов. Опытный преподаватель учитывает это и будет работать с голосом исходя из индивидуальных особенностей и ваших вокальных данных.
Чтобы самостоятельно понять, какой же у вас голос, в процессе обучения старайтесь следить за тем, какие ноты вам удобно петь, какие даются с усилием (может, это будут переходные ноты между регистрами, которые помогут вам понять тип вашего голоса).
По мере овладения певческими навыками и выработке правильных вокальных умений, следите за развитием своего диапазона: какие самая низкая и высокая ноты, которые удается взять? Так же стоит внимательно отнестись к удобству во время пения, ведь если вы по своей природе обладатель высокого голоса, то пение внизу для новичка может вызывать дискомфорт и ощущения, что что-то идет не так. Следите за красотой и раскрытием красок вашего тембра: голос звучит наиболее ярко и красиво в удобном диапазоне, который будет соответствовать определенному типу голоса. Например, если по природе вы сопрано, то верхние звуки будут звучать ярко и звонко, а на низких нотах потеряют насыщенность и выразительность. Попробуйте петь октавы: на каком участке – нижнем или верхнем – вам комфортно звучать? Какие звуки обретают яркие краски, а какие, напротив, звучат тускло? Пойте в разных тональностях, стараясь понять свои физические ощущения комфорта и удобства звукоизвлечения.
Когда вы найдете необходимый комфорт и разберетесь с внутренними ощущениями своего голоса, можно приблизительно отнести его к определенному типу. На этом этапе стоит проследить, как долго вы способны выдерживать выбранную тесситуру: если вы мыслете себя как сопрано, но через 10 минут занятия голос устает от высоких звуков, «съезжает», теряется чистота интонации, появляется осиплость и хрипота, то может вы и не сопрано вовсе? Стоит подходить к этому вопросу с умом. Если вы быстро устаете от пения, то виной тому может быть как неправильная техника пения, так и неверное определение типа вашего природного голоса.
Так же классифицировать свой голос можно анатомическим путем, с помощью осмотра врача-фониатора. Известно, что короткие и узкие связки у людей с высоким голосом, а обладатели толстых и длинных голосовых связок имеют низкий голос. Но этот метод является скорей дополнительным, потому что высота голоса зависит не только от длины и ширины голосовых связок, но и от строения гортани и небного свода.
В современной эстраде академическая классификация применяется все реже, тут скорее принцип «высокий/очень высокий, низкий/очень низкий голос». В эстрадном вокале важен комфорт, удобная зона певческого диапазона, в которой можно петь с удовольствием и долго, не причиняя вред голосовому аппарату. Ведь звезды поют концерты вживую, это тяжелая нагрузка для голосовых связок, а материалы, не соответствующие природе и возможностям певца, могут неисправимо навредить голосу. У каждого современного исполнителя репертуар написан конкретно под него, наиболее выигрышно раскрывая изюминки голоса и богатство тембра. Ведь для того, чтобы петь поставленным, красивым и, важно, индивидуальным голосом, далеко не обязательно относить себя к конкретному типу голоса. Слушатели, поверьте, ценят исполнителя не за высоту голоса и его тип, а за индивидуальный тембр, стиль и манеру исполнения.
Таким образом, тип голоса определяется по различным критериям: диапазону, тембру, строению голосового аппарата, тесситуре и расположению переходных нот между грудным и головным регистрами.
И не забывайте, что для правильного и красивого пения, для того, чтобы слушатели получали наслаждение от вашего исполнения, не обязательно привязывать себя к определенному типу голосов. Наши рекомендации для всех, кто хочет петь красиво и без устали: не подражайте своим любимым кумирам, будьте собой, пойте в удобной тесситуре, берегите свой голос, обогащайте тембр и развивайте диапазон без вреда для вашего голосового аппарата!
Урок 5. Тембр и высота голоса
Тема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.
Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.
В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.
Содержание:
- Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
- Как управлять тембром и высотой голоса
- Тест на проверку знаний
Наши задачи понятны, поэтому в путь!
Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов.
Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.
Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше.
Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано.
Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса.
Тембры голоса у мужчин:
- Тенор – высокий мужской голос, охватывает диапазон от ноты «до» в малой октаве до ноты «до» во 2-й октаве. Подразделяется (снизу вверх) на драматический, лирико-драматический (он же меццо-характерный), лирический, альтино. Иногда в отдельную категорию выносят контратенор, который простирается от ноты «ми» малой октавы до «ми» 2-й октавы.
- Баритон – средний мужской голос, охватывает диапазон от ноты «ля» большой октавы до ноты «ля» 1-й октавы. Подразделяется (снизу вверх) на бас-баритон, драматический, лирико-драматический, лирический и тенор-баритон.
- Бас – низкий мужской голос, охватывает диапазон от ноты «ми» в большой октаве до ноты «соль» в 1-й октаве. Подразделяется по высоте на низкий, центральный, высокий, и по оттенку звучания на баритональный, характерный, глубокий и комический.
На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках.
Тембры голоса у женщин:
- Сопрано – высокий голос, охватывает диапазон от ноты «до» в 1-й октаве до ноты «до» в 3-й октаве. Подразделяется (снизу вверх) на драматическое, лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано.
- Меццо-сопрано – средний голос, охватывает диапазон от ноты «ля» в малой октаве до ноты «ля» во 2-й октаве.
- Контральто – низкий голос, охватывает диапазон от ноты «фа» в малой октаве до ноты «соль» во 2-й октаве.
Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант.
Чем выше голос, тем звонче тембр. Чем ниже голос, тем более глубоким, бархатистым и сексуальным воспринимается тембр. Интересное наблюдение сделали ученые, в частности, Сесилия Пембертон из Университета Южной Австралии.
Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018].
Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились.
Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма.
Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше.
Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания.
Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.
Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек. Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей.
23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными.
Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться!
Как управлять тембром и высотой голоса
Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.
Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!
Что значит «в разумных пределах»? Это значит, что не стоит пытаться загнать голос на ту высоту, на которой он не может звучать полноценно, с участием нужных резонаторов. Если вы захотите получить тонкий и звонкий тембр, но у вас от природы большие и не слишком подвижные голосовые связки, и при этом вы не работали над соединением резонаторов, то взять высокие ноты вы сможете разве что исключительно в головном резонаторе.
Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.
Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.
Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.
Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.
Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.
В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:
- Для красивого высокого голоса нужен и головной, и грудной резонаторы. Головной резонатор обеспечивает доступ к высокому звучанию, а грудной резонатор делает высокие ноты более выразительными и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
- Для красивого низкого голоса тоже нужна совместная работа всех резонаторов. Грудной резонатор дает доступ к низким нотам, обеспечивает мощное звучание голоса внизу, а резонанс в верхних резонаторах обеспечивает легкость и полетность голоса.
Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.
Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.
И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.
В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.
Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.
Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.
Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:
1 | Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом. |
2 | Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной. |
3 | Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной. |
4 | Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями. |
5 | Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи. |
Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:
Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].
Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:
- Вдыхать глубоко, задействуя диафрагму.
- Держать ровную осанку, чтобы не сжимать внутренние органы и позволять организму полноценно насыщаться кислородом.
- Равномерно распределять вес на ноги, выпрямляться в полный рост, чуть отведя голову назад. В таком положении можно контролировать речевой аппарат наилучшим образом.
- Понизить свой голос можно, если говорить «прямо из носков», т.е. плотно упираясь пятками в пол. Если при этом держать ровную осанку, диафрагма прогибается сама по себе, давая воздушному потоку больше места.
- Охватывать голосом минимум октаву, т.е. 4 ноты выше и 4 ноты ниже вашей самой удобной средней ноты.
- Представлять визуально то, о чем рассказываете. Это сделает речь более живой и эмоциональной.
- Читать вслух хотя бы 10 минут в день.
- Читать вслух свой текст, с которым вам предстоит выступить публично, и дообрабатывать фрагменты, которые звучат не очень хорошо.
- Артикуляция должна быть четкой, однако стоит избегать манерной артикуляции.
- Говорить спокойно и размеренно, не торопясь. Замедлить речь можно с помощью четкой артикуляции слов.
- Избегать слов-паразитов, длинных необоснованных пауз и междометий в речи.
- Обязательно репетировать произношение сложных и незнакомых вам слов прежде, чем произнести их на публике.
И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.
Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:
- Пробуйте шире открывать рот. Для новичков это обычно большая проблема ввиду либо отсутствия навыка, либо забывчивости. Поэтому контролируйте ширину открытия рта уже на подходе к высоким нотам. При необходимости еще раз проработайте упражнение из урока 2 на открытие рта на 2 пальца.
- Попробуйте слегка присесть или немного наклониться вперед, когда подходите к высоким нотам, как это делают многие эстрадные исполнители. В уроке, посвященном вокалу, мы остановимся на таком понятии как анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока. Пока просто запомните, что телом вы можете помочь себе достичь высоких нот.
- Подключите воображение и представьте, что вы поете как бы «в себя», сохраняя опору для голоса и не отдавая воздух наружу. Развейте свой успех и попробуйте как бы «вдохнуть» голос в себя.
- Представьте, что перед вами пламя свечи, и вам нужно спеть так, чтобы не задуть свечу.
- Добавьте в голос мяукающую или плаксивую интонацию. Если вы внимательно и до конца посмотрели видеоурок №3, который дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М», вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон.
Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:
К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:
youtube.com/embed/26tqTcpGqeY»>Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:
Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.
Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:
- Слегка опустить гортань. Чтобы почувствовать правильное положение, следует положить руку на шею спереди и зевнуть со звуком «а-а». Ладонь почувствует, как гортань уходит вниз. Это и есть искомое положение гортани.
- Сохранять резонанс в носовом и головном резонаторах, что ощущается как резонанс в лицевой части. В уроке, посвященном вокалу, мы расскажем, что такое вокальная маска. Пока запомните, что на низких нотах верхние резонаторы тоже работают, хотя и не так интенсивно, как на высоких.
- Тренироваться петь со слегка опущенной гортанью и карандашом, удерживаемым между зубами. Челюсть не напрягать! Это позволит наработать правильную координацию между гортанью, мышцами лица и челюстью.
- Тренировать работу грудного резонатора, положив руку на грудь и поставив голос на опору. Нужно произносить нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Можно тренироваться на слоге «гэм-ма» или «хэм-ма».
И, конечно, видео на эту тему:
youtube.com/embed/DVd_63vqLoE»>Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:
Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
А теперь давайте изучим тему громкости и силы голоса.
Ольга Обломова
← 4 Интонация6 Громкость и сила →
Типы тембра голоса
Как регулировка голоса может полностью изменить его качество и звучание
Большинство опытных певцов знают, что разогрев — один из самых важных инструментов для поддержания голоса здоровым и тональным. Вокальный тембр, или, как его называют качество тона с использованием сложных обертонов или звуковых волн, — это то уникальное «нечто», что придает цвет и индивидуальность вашему голосу и то, как он распознается.
Каждый голос имеет свой характерный тембр. Певцы, специально обученные певцы, могут изменить этот тембр таким образом, что он может изменить звук в пределах обертонов и частот, дав жизни совершенно новый звук, с другим цветом, качеством и тоном. Определение способов, с помощью которых певцы могут добиться такого изменения тембра, позволит вам быть более разносторонним в своей певческой карьере.
Типы тембра и примерыПевцу важно понимать различные типы тембра голоса. Они также известны как пятиголосные типы: сопрано, меццо, альт, тенор и бас. Это также типы тембра, потому что они используются для распознавания голоса. Сопрано поют в очень высоких октавах, а меццо — это скорее средний диапазон, тогда как альт — самый низкий из женских типов голоса — я говорю женский, потому что это еще один способ описания и распознавания тембра — мужской типы голоса, такие как тенор и бас, также делятся на высокие и низкие. Все это описывает тембр.
Прежде чем вы сможете работать над его изменением, вы сначала должны рассмотреть факторы, влияющие на получение определенного тембра, качества и тона. Например, хриплый звук создается путем помещения большого количества воздуха за каждой нотой во время пения. Примерами тембра являются способы, используемые для описания звука, поэтому такие слова, как Light, Flat, Smooth, Smoky, Breathy, Rough, и т. д., — это то, что вы используете, чтобы отличить один звук от другого. То, как вы узнаете различные звуки или голоса, которые вы слышите, связано с тембром.
Оценка тембра
Понимание вашего вокального типа поможет вам понять, как вы можете изменить его, чтобы он соответствовал другому тембру. У вас есть естественный тон вашего голоса, но для того, чтобы изменить его, вы должны обратить внимание на следующие факторы: дыхание или принудительный воздух, сила, гласные звуки, свободное пространство, использование вибрато и т. д., чтобы вы могли использовать эти факторы. факторы для повышения насыщенности или затемнения, осветления или повышения или понижения вашего типа голоса.
Потратьте некоторое время на изучение тембра — послушайте несколько разных голосов и узнайте, что используется для получения их звуков — они используют много дыхания, у них больше места позади ноты или у них гнусавый тон? Понимание Как голос создает свой звук, это важный шаг в выяснении того, как добиться этого тембра с помощью собственного голоса.
Как изменить тембр голосаИтак, как можно изменить тембр, чтобы создать совершенно новый и другой звук в вашем голосе?
Лучший способ улучшить свой тембр и поработать над изменениями — это уроки пения, потому что тренеры по вокалу знают, как помочь вам добиться нужного звучания. Они здесь, чтобы помочь вам разработать правильную технику для успешного создания определенных звуков в вашем голосе. Если вы обученный певец, вам легче изменить свой звук в зависимости от музыки, которую вы поете, потому что ваши уроки дают вам лучшее понимание. Это также идет рука об руку с музыкальными жанрами — определенные типы музыки будут лучше работать с определенными тембрами, которые вы создаете своим голосом.
Вокальные упражнения, включая частые разминки, усилят силу вашего голоса и улучшат тембр. Это лучший способ изменить свой тембр, потому что с помощью упражнений вы можете легко изменить звучание своего голоса. Вы можете расширить свой диапазон, чтобы подняться выше или ниже, и улучшить качество своего тона, придав ему более округлый и богатый звук, который может сделать легкий голос темнее или теплее.
Вы задействуете все свое тело, когда поете, но воздух, проходящий через голосовые связки, вибрирующий для создания звука, — это то, на чем вы должны сосредоточиться при изменении тембра, где вы направляете его через голосовые связки и рот. Если вы концентрируетесь на своем лице, изображая эмоции, работая ртом, чтобы придать звуку ощущение, и используя свободное пространство в голове, это также может сработать для изменения окраски вашего голоса.
Изучение других певцов также может помочь вам определить и изменить свой тембр. Если вы уже знаете звук, который хотите создать, это поможет вам провести небольшое исследование и найти видео, чтобы посмотреть певцов, которые уже используют этот звук в своем пении.
Теперь поймите, что ваш голос по-прежнему имеет свой собственный уникальный тембр в целом, поэтому способность воспроизвести подобный тембр певца, которого вы изучаете, все равно не будет звучать точно так же, потому что он уникален для вас. Но вы можете добиться совершенно другого звучания, которое вам нравится и которое вы желаете, доказав, что ваш голос может изменяться после развития соответствующих навыков.
Баланс и работаИзменение тембра — непростая задача; это требует много внимания и работы. Уравновешивание всех факторов, влияющих на качество вашего тона, таких как поддержка и контроль дыхания, стабильность, гибкость и сила, важны для обучения тому, как создавать новый звук с помощью вашего голоса.
Вы должны осознавать и быть в гармонии с собой, а также поддерживать сильные физические и умственные способности. Вокальные упражнения придется выполнять часто, почти каждый день, чтобы поддерживать голос в форме и дать вам возможность работать над обретением нового тембра.
В конечном счете, получение помощи от голосового тренера и посещение уроков — лучший способ начать свое путешествие; это позволит вам исследовать свой голос, даст вам инструменты, необходимые для работы, и даст вам возможность достичь этих новых и различных качеств, чтобы отразить индивидуальность, глубину, эмоции и характеристики в песне. Понимание и изучение тембра и факторов, которые вы можете использовать для его изменения, особенно путем разработки правильных методов тренировки голоса, дает вам возможность изменить свой звук.
Тембр в музыке и почему это важно: полное руководство
Пение, без категорий
Вы когда-нибудь задумывались, почему одна и та же нота, сыгранная на двух разных инструментах, звучит так по-разному? Это все из-за тембра! Тембр в музыке также определяется как «цвет». Качество и тон звука делают его уникальным.
Понимание тембра имеет решающее значение для музыкантов, независимо от того, играете ли вы на инструменте или поете. В этом исчерпывающем руководстве вы узнаете определение тембра, примеры тембров и факторы, влияющие на тембр.
Что такое Музыкальное определение тембра ?Итак, каково определение тембра? Знание того, что такое тембр в музыке, поможет вам, когда вы хотите создать другой тон или качество в музыкальном произведении. Тембр также определяется как слуховые ощущения, создаваемые звуковой волной. Другими словами, чтобы описать тембр, это относится к характеристикам звука, которые помогают вам отличить его от любого другого звука.
Например, вы можете распознать разницу между тем, как слышите, как говорит ваш отец, и как говорит ваша бабушка, потому что каждый из них имеет свой характерный тембр.
Различные тембры описываются такими словами, как медный, хриплый, округлый, полный или яркий. Продолжайте читать, чтобы узнать больше об этом! Вы можете использовать различные типы вокальных тембров, чтобы создать звук, который придаст вашей музыке нужное «ощущение» или эмоцию.
Тембр имеет множество факторов. Например, осанка при игре на инструменте или дыхание при пении.
В этом видео показаны различия звуковых волн при воспроизведении одной и той же ноты на разных инструментах:
https://youtu.be/VRAXK4QKJ1Q?t=16Видео не может быть загружено, т.к. JavaScript отключен: Тембр: почему разные инструменты, играя один и тот же тон, звучат по-разному (https://youtu.be/VRAXK4QKJ1Q?t=16 )
Обертоны, частота и Тембр в музыкеПричина, по которой инструменты могут воспроизводить одну и ту же ноту, но издавать разные звуки, заключается в воспроизводимой основной высоте тона и обертоне. Музыкальный тембр сильно зависит от его формы волны, которая зависит от количества присутствующих обертонов (гармоник AKA), их частот и их относительной интенсивности.
Спектр частот представляет собой распределение амплитуд звуковых волн. Это показывает, насколько громкой или тихой является музыка.
Какие факторы влияют на Тембр в музыке ?Музыканты создают различные тембры, основываясь как на своем инструменте, так и на частоте, излучаемой инструментом.
Итак, какие факторы влияют на тембр звучания в музыке? Их несколько, в зависимости от инструмента. Например, то, как кто-то проталкивает воздух через гобой, влияет на излучаемые звуковые частоты и то, как он слышен, придавая ему характерный тембр.
- Нагнетание воздуха
- Контроль дыхания
- Поза
- Различия в частотах
- Форма инструмента
- Огибающая звука инструмента
Посмотрите это видео, чтобы изучить тембр нескольких различных инструментов и узнать больше о том, как манера игры на инструменте влияет на тембр его звучания.
Спасибо Dave Conservatoire за использование этого видео!
Способы описания Тембр в музыкеВы можете услышать разные слова, относящиеся к звукам, которые описывают тембр конкретно в вокальной музыке. Факторы, описанные выше, приводят к этим звукам. Вот несколько слов, описывающих тембр:
- Пронзительный : высокий, громкий звук
- Носовой : мало обертонов и громкий основной тон
- Плоский : более низкий шаг
- Шелковистый : ровный, мягкий голос
- Mellow : несколько верхних гармоник с сильными основными тонами
- Теплый : басы и вокал выделяются, а более высокие звуки — нет
- Дыхание : способность слышать воздушный поток
- Вибрато : длинная нота, меняющая частоту и тон
Например, у Селин Дион голос, который часто называют «шелковистым», тогда как у Боба Дилана, как считается, «гнусавый» тон.