Темп развития это в психологии – Что такое темп психического развития? — Психология

Темп психических процессов — это… Что такое Темп психических процессов?


Темп психических процессов

совокупность скорости протекания, степени подвижности и переключаемости психических процессов.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Тёмкина ме́тод
  • Темпера́мент

Смотреть что такое «Темп психических процессов» в других словарях:

  • Темп психических процессов — – 1. характеристика темперамента, то есть интенсивности, скорости и подвижности нервно психических процессов; 2. в психопатологии – количественные аспекты изменения психической деятельности, то есть её ускорение, замедление, неравномерность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • темп психических процессов — совокупность скорости протекания, степени подвижности и переключаемости психических процессов …   Большой медицинский словарь

  • Тиреотоксикоз — (греч.thyreoides – щитовидный, toxikon – яд) – гиперфункция щитовидной железы, возникающая по разным причинам (психотравмирующие факторы, инфекции, интоксикации, ЧМТ, патология других эндокринных желёз, в особенности половых, наследственная… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ — В определенных дозах алкоголь снимает психическое напряжение, повышает настроение, создавая ощущение раскованности и веселости. Эти ощущения, ради которых люди и употребляют спиртные напитки, временны и по мере увеличения дозы алкоголя сменяются… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ста́рость. Старе́ние

    — Старость, старение. Старость закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма;… …   Медицинская энциклопедия

  • темперамент — (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. активность и …   Большая психологическая энциклопедия

  • Темперамент — (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность), характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. активность и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • Темперамент — (лат. temperamentum  надлежащее соотношение частей)  устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития… …   Википедия

  • ЭНЦЕФАЛИТЫ — ЭНЦЕФАЛИТЫ, воспаления головного мозга, анат. клин. симптомокомплекс, к рый вызывается различными этнол. факторами: инфекцией, интоксикациями, травмой. Значение каждого из вышеперечисленных факторов расценивается неодинаково, причем роль… …   Большая медицинская энциклопедия

dic.academic.ru

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Количество просмотров публикации НАРУШЕНИЯ ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — 837

ЗАДАЧИ

Контрольные вопросы

1. Как взаимосвязаны отклонения в психическом и личностном разви­ тии у ребенка?

2. Дайте определœение понятия первичного дефекта.

3. В результате действия каких факторов может возникнуть вторичный дефект?

4. Как нарушения частных функций психики влияют на развитие лич­ ности ребенка в целом? Приведите примеры.

5. Какие состояния можно отнести к нарушениям межфункционально­ го взаимодействия?

6. В каких случаях может наблюдаться ретардация развития?

7. Какая из концепций возникновения отклонений в личностном раз­ витии вам кажется наиболее обоснованной и почему?

Задача 1. Денис В., 9 лет. Ученик 2-го класса обычной школы. Обратилась учительница с жалобой на неуспеваемость, особенно при выполнении заданий по математике.

При патопсихологическом обследовании обнаружены норматив­ная работоспособность, легкие нарушения концентрации внимания. Успешное механическое запоминание на слух. Мышление и интел­лект — в границах возрастной нормы. При более подробном нейро-психологическом обследовании выявлен дефект зрительного вос­приятия: затруднение и опознание фигур Поппельрейтера, невоз­можность различения чисел, состоящих из одинаковых цифр (14 и 41; 122 и 212 и т. д.). При этом выполнение счетных операций устно не нарушено, остальные функции мозга сохранны.

Какой тип нарушения психических функций имеется в данном случае?

Задача 2. Оля С., 8 лет. Ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. Сегодня ос-

талась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для бо­лее младшего возраста͵ играет в куклы. Попытки заставить ее ʼʼдо­гонятьʼʼ учебную программу безуспешны: Оля плачет, раздража­ется. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам само­стоятельно.

При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты ʼʼдетскостиʼʼ в поведении, быстрая истощаемость по гипостеничес-кому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выра­жена эмоциональная лабильность.

Какой тип нарушений психических функций имеется в данном случае? С чем он связан?

Задача 3. Вася Л., 13 лет. Ученик 6-го класса. Обратились мама и классный руководитель. Ребенок родился в срок, рос и развивался соответственно возрасту. В школу пошел с 7-ми лет-и_учился на ʼʼ4ʼʼ и ʼʼ5ʼʼ. В течение последних двух месяцев после перенесенного ОРЗ резко ухудшилась успеваемость по всœем предметам. Дома готовит­ся к урокам, но стал обращаться к родителям за помощью при вы­полнении элементарных арифметических действий, иногда забы­вает начертание букв, не запоминает только что выученный мате­риал. На уроках сонлив, часто жалуется на головную боль.

При патопсихологическом обследовании отмечается затруднен­ная врабатываемрсть, гипостеническая истощаемость. Резкое суже­ние объёма внимания. Механическое запоминание затруднено, от­сроченное воспроизведение одного слова из десяти. Нарушена фун­кция зрительного синтеза, а в результате этого — навыки чтения и письма. Вася не осознает происходящие с ним изменения и отно­сится к ним с безразличием или смехом. Нарушена целœенаправлен­ность деятельности, при сохранности стереотипных действий: сам ест, одевается, но может положить в портфель не те учебники, а иногда и посторонние вещи.

1. Какой тип нарушений психических функций имеется в данном случае?

2. Какие экстренные мероприятия необходимы?

Задача 4. Таня О., 8 лет. Ученица 2-го класса. Обратилась учи­тельница с жалобой на непонятные ошибки при письме. Из беседы

с мамой выяснилось, что у девочки была задержка формирования речи, слова появились только к трем, а фразовая речь — к пяти го­дам. До сих пор отмечаются нарушения в произношении отдельных звуков: б, п, с, л, р.
Размещено на реф.рф
При анализе выполненных Таней письменных заданий отмечаются замены этих букв, особенно выраженные при письме под диктовку, слабее — при переписывании текста. Затруд­нены фонематический анализ и синтез слова. Интеллект — в гра­ницах возрастной нормы.

1. К какому типу относится нарушение письма в данном случае?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

Задача 5. Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4-го класса. Обрати­лась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: ос­корбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.

Мальчик страдает легкой формой детского церебрального пара­лича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса продолжаются конфликты с детьми: его драз­нят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году маль­чик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно.

Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: ʼʼЧтоб боялись и не приста­валиʼʼ.

Какой тип нарушений имеется в данном случае?

Задача 6. Вова М., 7 лет. Обратилась мама с мальчиком на пред­мет выявления школьной готовности. Ребенок состоит на учете у психиатра с раннего возраста с диагнозом ʼʼболезнь Даунаʼʼ. Ходить начал с 1,5 лет, речь — с 3 лет. Сегодня отмечается фра­зовая речь, но в основном это повторение слышанных выражений без понимания их смысла.

При патопсихологическом обследовании отмечается хорошая механическая память, опосредование ухудшает запоминание. Мыш­ление конкретное: испытуемый называет цифры до 100, знает от­дельные английские слова. Ручная моторика недостаточна, выпол­нение графических проб крайне затруднено. Нарушена целœенаправ­ленность, выражена двигательная расторможенность.

1. Каков тип нарушений развития?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

Задача 7. Миша 3., 3 года. Обратилась мама с мальчиком по со­вету знакомых. Маму беспокоит своеобразное развитие ребенка. Отдельные слова появились в 7 месяцев, фразовая речь —‣‣‣ к году. Сейчас у ребенка фразовая речь со своеобразными, не соответству­ющими содержанию интонациями. Формирование двигательных навыков задержано: ходить ребёнок начал с 1,5 лет. До настоящего момента самостоятельно не ест, но одевается. Ходит на носочках, размахивая руками. Игровые интересы не выражены, может часа­ми сидеть и перекладывать шнурок, крышку от бутылки и т. п. с места на место. Знает цифры и интересуется ими: запоминает но­мера троллейбусов, проезжающих машин.

Какие нарушения имеются в данном случае?

Задача 8. Таня М., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на своеобразное поведение девочки. В отсутствие педагога она стремится занять учительский стул, строго следит за дисциплиной в классе. В то же время, в случае если учительница пытается сделать заме­чание Тане на уроке, та может заплакать, выбежать из класса, от­казаться вообще работать и выполнять задания. В целом, девочка справляется с программой, не страдает особыми нарушениями поведения.

1. Как можно объяснить поведение Тани с позиций трансакци- онного анализа?

2. Ас позиции теории Адлера?

, Рекомендуемая литература

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Выготский Л.С. Собрание сочинœений: В 6 т. М., 1984. Т. 3, 5. Граф С. За пределами мозга. М., 1992. Грэхем Дж. Как стать родителœем самому себе. М., 1993. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971. Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер.
Размещено на реф.рф
с англ. М., 1991. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1985. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

Физиология человека /Под ред. П.И. Косицкого. М., 1985.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд А. Психология ʼʼЯʼʼ и защитные механизмы. М., 1993.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч.

ред., авт. вступ, ст. М.Г. Ярошевский. М., 1990. Эйдемиплер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.

В этой главе рассматриваются проблемы нарушений пси­хического развития, объединœенные тем, что ребенок не ус­ваивает необходимые умения, знания и навыки в те же сро­ки, что его сверстники. При этом если при задержке психи­ческого развития (особенно вызванной педагогической запущенностью) правильное воспитание и обучение могут способствовать нормализации жизни и учебы ребенка, то при недоразвитии (умственной отсталости) значение педа­гогических факторов значительно меньше. Точный диагноз и понимание структуры поражения позволяют направить уси­лия психолога, педагога, родителœей в нужное русло — пре­одоление задержки психического-развития или социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.

5.1. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ‘

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в недоста­точности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемое™ в интеллектуальной деятельности.

Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной про­блемой становится различение возрастной нормы и задерж­ки психического развития при поступлении ребенка в шко­лу, а также в течение обучения в младших классах и подро­стковом возрасте. У подростков возникает крайне важно сть определœения задержки психического развития обычно в связи

1 Здесь и далее терминология дана в соответствии с DSM-III-R (Диаг­ностические критерии DSM-III-R/Пер.
Размещено на реф.рф
с англ. Киев, 1994. 272 с.).

с судебно-психологической экспертизой, для ответа на воп­рос о соответствии уровня развития возрасту.

Существует множество тестов, ориентированных на из­мерение уровня интеллектуальных достижений ребенка и соотношение этого уровня с обычным для данного возраста. К ним относятся тесты Стенфорд—Бинœе, Векслера, Гуди-наф и т. д. В результате их применения измеряется коэффи­циент интеллекта (IQ) и определяется его соответствие воз­растной норме. К сожалению, эти методики в значительной мере связаны с уровнем обученное™ ребенка. Вместе с тем, они состоят из множества субтестов и в связи с этим с трудом применимы при массовом обследовании школьников, но бывают использованы при крайне важно сти тщательной диагностики в условиях стационара.

При массовом отборе в первые классы школы следует обращать внимание на уровни развития базовых психи­ческих процессов и моторики, а также на личностные и эмоциональные особенности ребенка.

Речь. К шести годам здоровый ребенок владеет активным словарным запасом от 3 000 до 7 000 слов. В норме он спосо­бен к осознанному анализу речи: выделœению в слове звуков и слогов, установлению их порядка. Доступен пересказ рас­сказа, составление сюжетного рассказа по картинкам и се­рии картин.

Восприятие. Ребенок может легко различить и назвать форму, цвет, величину предметов, установить идентичность предметов эталону. Возможно понимание перспективы на рисунке.

Мышление. Выражена познавательная активность, направ­ленная в основном на свойства и закономерности предмет­ного мира. В 6—7-летнем возрасте должно присутствовать по­нятие о сохранении числа, понимание аналоговых отноше­ний, связи и последовательности событий в сериях из 4—5 картин. Ребенок способен к обобщению на основании различных признаков (как конкретно-наглядных, так и бо­лее абстрактных). Запас знаний о себе и окружающем мире включает знание своего пола, возраста͵ времени года, мес­та жительства, имени и фамилии родителœей, их специаль­ности и т. п.

Память. Ребенок способен к произвольному запомина­нию, опосредованное запоминание лучше механического. Возможно запоминание ряда слов в заданной последова­тельности.

Внимание. К шести-семи годам у ребенка развита способ­ность к сосредоточению внимания в течение 35—45 минут при достаточно разнообразной деятельности. При однооб­разной деятельности данный срок сокращается. Возможна орга­низация деятельности без эгоцентрической речи (прогова-ривания последовательности действий вслух).

Эмоции. Эмоции ребенка к началу школьного возраста четко дифференцированы. Доступно чувство юмора, удоволь­ствие от шуток, нелœепостей. Происходит интенсивное раз­витие морали: понимание ответственности за свой посту­пок независимо от того, знают ли о нем другие.

Самооценка. Доступно сравнение своих достижений с до­стижениями других детей, вычленение положительных и отрицательных черт характера. Ребенок способен дифферен­цировать отношение к себе со стороны окружающих. Выра­жено стремление к достижениям.

Игра. Критерием возрастной нормы является наличие сюжетно-ролевой игры с правилами. Учебная деятельность также воспринимается ребенком как желательная, важная.

Моторика. К школьному возрасту ребенок должен уметь правильно держать ручку и карандаш, копировать простые и более сложные изображения (тест Керна—Йерасека). Мо­торика должна быть координирована без лишних движений, сопровождающих нужные.

При задержке психического развития (ЗПР) возможно отклонение, отставание ребенка во всœем либо по некото­рым из вышеперечисленных параметров. От дебильности за-чдержка психического развития отличается меньшей глуби­ной недоразвития, большей ʼʼзоной ближайшего развитияʼʼ. У детей с ЗПР возможно обучение, усвоение и перенос при­обретенного опыта.

Выделяются такие типы задержек психического разви­тия: гармонический психофизический инфантилизм, орга­нический инфантилизм, церебрально-органическая задер­жка, соматическая задержка, педагогическая и микросоци­альная запущенность.

Гармонический психофизический инфантилизм — задерж­ка психического развития конституционального происхож­дения. Часто инфантилизм встречается и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях задержка затрагивает не только психику, но и фи­зическое развитие ребенка. При гармоническом психофизи­ческом инфантилизме ребенок несколько отстает в росте и весе от своих сверстников, отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается игровой деятель­ностью. Игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребе­нок может проявлять много выдержки и творчества. В то же время учебно-познавательная деятельность для этих детей малопривлекательна, при выполнении учебных заданий на­ступает быстрая пресыщаемость. Эмоции и мотивация соот­ветствуют более младшему возрасту. Самооценка слабо диф­ференцирована. При этом не отмечается существенных на­рушений со стороны психических процессов. Задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу лично­сти, приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При оказании организующей помощи и постоян­ном поощрении испытуемые показывают достаточный уро­вень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно постоянное сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычную школу из школы для детей с ЗПР.

Органический инфантилизм возникает на базе перене­сенных в раннем детстве органических поражений (травм, инфекций). При этом отмечаются признаки незрелости эмо­ционально-волевой сферы: неспособность к произвольному сосредоточению на интеллектуальной деятельности, преоб­ладание игровой мотивации.

При этом у детей этого типа отмечаются и черты органи­ческого поражения ЦНС: инœертность психических процес­сов, неловкость моторики. При обследовании у этих детей отмечается высокая ориентация на реакцию взрослого, стремление заслужить похвалу экспериментатора. При этом ребенок мало заинтересован в содержании задания, не мо­жет самостоятельно оценить успешность своей деятельнос­ти. У детей с органическим инфантилизмом выражены та-

кие особенности эмоционально-волевой сферы: при преоб­ладании повышенного фона настроения отмечается неусид­чивость, двигательная расторможенность. Ребенок не спо­собен к волевому усилию и самоорганизации в ходе дея­тельности. Самооценка обычно высокая, отношение к учебе негативное (ʼʼскучноʼʼ, ʼʼтрудноʼʼ, ʼʼлучше поигратьʼʼ). Родите­ли и учителя отзываются о таких детях как о расторможен­ных и недисциплинированных. При исследовании интеллекта у таких детей выявляется нижняя граница возрастной нор­мы. У детей с преобладанием черт тормозимости и тревож­ности легко возникает школьная тревожность. Дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, хотя у них преобладают игровые интересы. На уроках эти дети подчиняются требо­ваниям дисциплины, но боятся отвечать у доски, перед клас­сом. Инертность и медленный темп сенсомоторики приво­дят к тому, что ребенок не в состоянии понять и выполнить задание одновременно с другими учениками. Сознание сво­ей неспособности еще больше тормозит личностное разви­тие ребенка. Причиной обращения к психологу или психи­атру часто служит неуспеваемость. У детей с органическим инфантилизмом возможно значительное улучшение пове­дения и успеваемости при регулярно проводимом лечении и оздоровлении.

Помимо консультации с психиатром и лечения, для де­тей этого типа рекомендуются занятия по развитию памя­ти, произвольного внимания, абстрактного мышления, про­водимые в игровой форме. Это позволяет уменьшить послед­ствия органического инфантилизма. В подростковом возрасте у таких детей возможно появление нарушений социальной адаптации, побеги из дома и школы. По этой причине крайне важно обязательное динамическое наблюдение этих детей психо­логом в течение всœего обучения в школе.

Церебрально-органическая задержка психического развития в большей степени затрагивает познавательную деятельность, а не эмоционально-волевую сферу.

При патопсихологическом обследовании отмечается дви­гательная расторможенность, недостаточное понимание инструкций. Работоспособность снижена, выражена исто-щаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу.

Объем и произвольная концентрация внимания недоста­точны, резко страдает способность к распределœению вни­мания. Память также развита слабо, в основном страдает запоминание вербального материала. Темп сенсомоторики замедлен, нарушена точная координация движений.

Отмечается задержка речевого развития, бедность сло­варного запаса. У детей часто отмечаются дефекты произно­шения, недостаточность звукобуквенного анализа и синтеза. Речь в меньшей степени, по сравнению с нормой, выпол­няет функцию регуляции деятельности.

При церебрально-органической ЗПР встречаются и про­явления очаговых поражений мозга: нарушения зритель­ного и слухового восприятия, стереотипы и повторы в ходе деятельности, трудности пространственной ориен­тации.

При исследовании интеллекта у детей этой группы отме­чаются низкие показатели интеллекта по вербальным и не­вербальным субтестам. Общий уровень интеллекта является промежуточным между нормой и умственной отсталостью. Отмечается конкретность мышления. При этом в отличие от больных с дебильностью отмечается неравномерность уров­ня достижений. Важным является то, что при оказании по­мощи у ребенка улучшаются достижения, возможны усвое­ние и перенос нового опыта при неоднократных обучаю­щих попытках.

Эмоциональная сфера личности у таких детей также стра­дает. Возможны проявления грубости, импульсивности, ра-сторможенности влечений. Волевая регуляция деятельности развита крайне недостаточно.

Самооценка и критичность к результатам деятельности у детей этой группы затруднены. Отмечается реакция на поощрение со стороны экспериментатора. Специфика иг­ровой деятельности состоит в том, что у ребенка стерео­типная игра, а игры с правилами отсутствуют. К началу школьного возраста доступны довольно простые сюжетно-ролевые игры. При ранней диагностике, регулярно прово­димом лечении и обучении по специальной программе воз­можно достижение хорошей социальной адаптации детей с церебрально-органической задержкой психического раз­вития. В связи с органическим характером нарушений же-

referatwork.ru

Психический темп. Психология и психоанализ характера

Психический темп

Этим мы заканчиваем наши исследования о психэстезии и психомоторной сфере шизоидов и на момент остановимся на близкородственном психическом темпе. Мы сказали, что циклоиды имеют волнообразный тип темперамента, аффективность, постоянно отзывающуюся на эмоциональные раздражения, которые в глубоких волнообразных линиях эндогенного или реактивного характера колеблются между веселостью и печалью. Циклоиды не имеют никаких комплексов или лишь очень незначительные; вливающийся аффективный материал становится тотчас же видимым и непосредственно перерабатывается. Напротив, шизоидные люди, поскольку они сохранили способность к психическим реакциям, часто имеют прыгающий тип темперамента. У них не бывает закругленной, волнообразной кривой; их кривая аффекта обрывиста. В психозе мы видим этот тип особенно развитым в кататонических картинах, при переходах от полной замкнутости к внезапным разряжениям аффекта. Шизоиды — типичные люди комплекса, у которых суммированные немногие повседневные раздражения, а также большие группы представлений, аффективно окрашенные в судорожном напряжении, долго действуют под покрывалом и затем могут дать неожиданно аффективные реакции, если их кто-нибудь коснется. Так, шизоиды часто становятся капризными, неожиданно меняются в настроении при невинном замечании во время беседы, чувствуют себя обиженными, делаются холодными, уклончивыми, ироничными и язвительными. Благодаря этим механизмам комплексов взаимоотношение между причиной и действием их аффективности более сложно и менее ясно, чем у циклоидов.

Так, многие шизоидные темпераменты группируются около двух полюсов: чрезмерной тягучести и чрезмерной порывистости. Мы встречаем, с одной стороны, энергичные, упрямые, своенравные, педантичные натуры, а с другой — неудержимые, капризные, порывистые, нестойкие. Циклоидные темпераменты двигаются между «быстро» и «медленно», шизоидные — между «тягуче» и «порывисто». Циклоидная кривая темперамента волнообразна, шизоидная — прыгающая.

С этим, пожалуй, отчасти стоят в связи известные особенности мышления. Наряду с непостоянными, разорванными, соскальзывающими, афоризматическими, туманными рукописями у высокоодаренных шизоидов, параноидных пророков и в рукописях тяжелых кататоников мы находим стремление к тягучести, перечислению имен и чисел, к схематизации, последовательной абстракции и образованию систем. Эту характерную особенность мы опять встретим в психологии гениальных шизотимиков. В связи с прыгающей кривой аффекта следует упомянуть то, что Блейлер называет амбивалентностью — колебание чувств и воли между «да» и «нет», что характерно для многих шизоидов. Мы присоединяем сюда, вероятно, близко примыкающую психологическую черту, которая часто наблюдается не только у пациентов (очень хорошо у некоторых шизофреников с незаметным началом болезни), но особенно в биографиях шизоидных художников и у здоровых шизотимиков: альтернативную установку аффективности. В то время как известные циклоидные типы являются типичными представителями здравого смысла, примиряющей уверенности, сглаживания и аффективного выравнивания, шизоиды, о которых мы говорим, характеризуются тем, что у них отсутствует аффективное среднее положение. Они или восхищены, или шокированы, или преклоняются, или ненавидят человека; сегодня они проникнуты чрезмерным самосознанием, завтра — совершенно разбиты. И это происходит вследствие пустяков: кто-нибудь употребил грубое выражение или непроизвольно коснулся их чувствительного комплекса. Или весь мир, или ничего, или как Шиллер, «срывающий с головы венок», или как жалкий игрок, для которого единственным выходом является пуля в лоб. Они не видят людей, которые могут быть добрыми или злыми, с которыми можно ладить, если к ним отнестись несколько юмористически; для них существует только джентльмен или простолюдин, ангел или черт, святая или мегера — третьего нет.

Эту особенность темперамента нельзя смешивать с сангвинической преизбыточностью некоторых гипоманиакальных натур. Циклоид преизбыточен, шизоид эксцентричен. Темперамент преизбыточного колеблется, темперамент эксцентричного перескакивает и съеживается. Циклоидный сангвиник, как бы высоко ни поднимались и низко ни опускались волны его настроения, колеблется все-таки в естественно закругленных переходах, проходя через аффективное среднее состояние; мечтательный шизоид перескакивает через них от одного противоположного полюса к другому. Здесь уместно указать, что старое обозначение темперамента как сангвинического и флегматичного неприменимо для более тонких психологических анализов, так как они без резкой дифференцировки объединяют преизбыточное и эксцентричное, циклоидное довольство и шизоидную аффективную тупость.

Следует иметь в виду эту альтернативную эффективность некоторых шизоидов, так как мы ее позже встретим в нормальной психологии и у гениальных людей как страсть к пафосу и элегической мечтательности и как склонность к фанатизму в поступках шизотимиков.

Мы говорим очень кратко, чтобы понапрасну не переходить от анализа шизоидных темпераментов в область шизофренических расстройств мышления. Мы подчеркиваем, что не наша задача писать психологию шизофреников, мы хотим только осветить проблему шизофрении в связи с общим биологическим учением о темпераментах. Клиницисту, кроме того, надо еще иметь в виду, что известные, четко выступающие у отдельных шизоидов черты характера напоминают некоторые стороны описания «нервного характера» и «истерического характера». Не подлежит никакому сомнению, что существуют нервозные и истеричные психопаты и дегенераты, которые в биологическом отношении являются не чем другим, как шизоидами.

Возможно, что некоторые черты таких шизоидов отмечены в обычном описании нервного или истерического характера. Следует отметить, что нервозность и истерия, хотя и являются целесообразными сборными клиническими понятиями, вовсе не представляют собой конституциональных понятий в углубленном биологическом смысле. Существует базедовидная, травматическая, шизоидная нервозность и т.д. Все это мы здесь не можем рассматрит вать. Это задача будущих исследований, при современных средствах они неразрешимы. Мы воздерживаемся поэтому от всякого суждения, насколько шизоидное проникает в область нервозности, истерии, дегенеративной психопатии, врожденного слабоумия и т.д. Мы советуем только не сливать все в одно и не устанавливать границ. В равной степени мы не рекомендуем делать попытки уже теперь решить вопрос, является ли шизофрения или шизотимический конституциональный тип чем-то биологически однородным или представляет собою лишь группу родственных между собой типов. Это же, разумеется, касается и циклотимических конституций. Но мы чувствуем, не имея, однако, положительных доказательств, что главная масса циклотимического круга по своему телесному и психическому строению производит более простое и целостное впечатление, чем это можно было бы сказать о весьма различных типах строения тела и характера шизоидного круга; разумеется, большое внешнее разнообразие не служит доказательством против внутреннего единства. Наша цель — только по возможности характеризовать телесно и психически шизотимический тип в целом, в противоположность циклотимическому; но этим мы не хотим сказать, что шизотимическое и циклотимическое заключают в себе нечто абсолютно однородное или что наряду с обоими группами нет других конституциональных главных групп, которых мы пока не знаем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психический темп и психомоторная сфера. Психология и психоанализ характера

Психический темп и психомоторная сфера

Особенности психического темпа и психомоторной сферы, какие наблюдаются при циркулярной форме, столь известны и так легко понятны, что только полноты ради мы несколько остановимся на них. Веселое настроение у циклоидов, как известно, в большинстве случаев сопровождается простым ускорением психического темпа. То и другое называют гипоманиакальным темпераментом. Восприятие молниеносно и резко экстенсивно, оно не проникает вглубь, а одновременно охватывает разнообразное. Мысли текут гладко, без малейшей задержки; при более высоких степенях это называют вихрем идей. Здесь особенно ясно выступает несистематическое мышление, обусловленное моментом, свежим впечатлением, случайно всплывшей идеей, отсутствие оценки анализа, системы последовательного построени и твердой руководящей идеи, т.е. преобладание интереса при недостаточной выдержке (Tenasitat). Все эти особенности: экстенсивную многосторонность, наивную наглядность и недостаток систематического построения — мы встретим позже, при рассмотрении гениального творчества здоровых циклотимических поэтов и исследователей. Между тем систематическое, абстрактное и последовательное можно устанвоить как элективный признак отдельных шизотимических групп.

Психический темп депрессивных циклоидов в отношении недостатка настойчивости, системы и последовательности, отсутствия сложных задержек и комплексных механизмов сходен главным образом с таковым гипоманиакальных. И у них реакция на раздражения наступает тотчас же, и они обнаруживают непосредственную мягкую впечатлительность. Но их темп простой и равномерно замедленный. Движения осторожны и скудны; для мыслей необходимо время, решения назревают с трудом. Комбинацию простого замедления психического темпа со склонностью к депрессивным аффектам мы называем мрачным типом темперамента, который (с психотическим уклоном) непосредственно примыкает к картине депрессии с задержкой. Между гипоманиакальным и мрачным типами располагается вся совокупность чисто циклоидных темпераментов. Лица со средним настроением и темпом, которые находятся между обоими полюсами, составляют большинство.

Нам остается лишь немного сказать о психомоторной сфере циклоидов. И здесь, как и в интрапсихических актах, нет более сильных задержек, порывистости, угловатости. Психомоторная сфера проста, адекватна раздражению, мимика и движения закругленны, плавны и естественны, но только с той разницей, что гипоманиакальный обнаруживает быстрые и обильные движения, депрессивный — медленные и скудные. Общее впечатление от моторной сферы и психического темпа гипоманиакального лучше всего характеризуется словом «подвижный», таковое депрессивного — лучше всего словом «довольный» («behabig»), причем слово «довольный» включает в себя представление о пикническом телосложении вместе с замедленным темпом и добродушным настроением.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Ретардация в психологии — это задержка, отставание в развитии. Акселерация и ретардация

Ретардация в психологии – это термин, который стал в последнее время распространяться как противоположный выражению «акселерация». По своему значению он частично совпадает с инфантилизмом. Ретардация (запаздывание, задержка) предполагает, что отставание со временем можно наверстать, тогда как во многих случаях инфантилизма некоторые его признаки сохраняются и у взрослых. К тому же бывает ретардация психического развития, а при инфантилизме интеллект не затрагивается.

Значение термина «ретардация»

Под ретардацией понимают стойкую задержку общего психического развития из-за различных нарушений интеллекта в возрасте от двух до пяти лет, то есть в период, когда у ребенка только формируется речь. При этом, как правило, не отмечается прогрессивное ухудшение познавательных функций. Если умственные расстройства происходят на фоне уже сформированной речи и носят прогрессирующий характер, то такие нарушения в развитии называются слабоумием (деменцией).

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация – это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей. На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая – это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах. Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Ретардация: причины и факторы. Краткий обзор

Ретардация в психологии – это замедленное физическое развитие и формирование функциональных систем организма в детском и подростковом возрасте. На данном этапе исследования данного явления ученые выделяют две основных причины ретардации: наследственные факторы и органические нарушения, врожденные или приобретенные в постнатальном онтогенезе, а также всевозможные социальные факторы.

Наследственные ретарданты и социальный фактор

В основном к моменту окончания процессов роста ретарданты не отстают по этому показателю от своих сверстников, просто средних величин они достигают на один-два года позднее. Если принимать во внимание, что ретардация в психологии – это замедление роста и развития, то для полного рассмотрения проблемы следует определить причину данного явления. Если отставание происходит в результате наследственного фактора или после перенесенного заболевания, то, как правило, наблюдается временная задержка роста, и после окончательного выздоровления темпы роста ускоряются, то есть генетическая программа реализуется за более короткий период.

Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать и социальный фактор. И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях. Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников.

Цикличность

Ретардация в психологии – это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития. По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее. Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).

Ретардация приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, так как от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками. Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными. То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

fb.ru

Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития.

А. Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»). А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезел-лом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет. Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста. Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор. Л. Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях тесты А. Вине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимее подчеркнуть что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам «принятие роли» и «развитие личности», так, в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х годах были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А. Джерсилд и др.). Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х годов (Е. Маккоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже на протяжении нескольких десятилетий, проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, И. Вулвилл, М. Лорандо, А. Пинар, Дж. Флейвелл, Д. Элкинд, Б. Уайт и др.). В 60-е годы в нормативных исследованиях произошли новые изменения. Если раньше ученые были направлены на поиск ответа на вопрос: «Как ребенок себя ведет?», то теперь встали новые вопросы: «При каких условиях?», «Каковы следствия развития?» Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так были описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: Как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми, в их решении, по словам Р. Сирса, не было видно просвета.

agespsyh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *